МДХИС
Мехедейс | |
---|---|
![]() | |
Король Аксума | |
Предшественник | сто |
Преемник | Уазебас |
Религия | христианство |
МХДИС (историки называли его Мехадейис ) был правителем Аксумского королевства (процветал в 4 веке нашей эры). Он известен прежде всего благодаря монетам , отчеканенным во время его правления, хотя современный поэт Нонн Панопольский , возможно, ссылался на него в своей эпопее «Дионисия» .
Его имя историки обычно произносят как Мехадейис , хотя недавно Манфред Кропп утверждал, что оно могло произноситься как Махади-ос , создавая греческий эквивалент Μωδαῖος. [ 1 ]
Чеканка монет
[ редактировать ]MHDYS был одним из двух правителей, которые использовали геэз в качестве языка легенд на своих золотых монетах. [ 2 ]
Во время его правления чеканились четыре типа монет: из золота, серебра и меди; последний часто был позолочен. Один из видов золота и оба других металла имеют одинаковый рисунок: на аверсе изображен король в профиль с короной, на реверсе - крест со стеблями ячменя с обеих сторон. На них одинаковые надписи. На аверсе изображена надпись nags mw' MHDYS («Победоносный король MHDYS»); обратный bzmsql tmw («Этим крестом победившим»). [ 3 ] Последняя надпись понимается как вольный перевод знаменитого девиза императора Константина Великого : In hoc Signo vinces («Этим знаком ты победишь»). [ 4 ]
До недавнего времени правление MHDYS датировалось серединой IV века. Однако Мунро-Хей опубликовал золотую монету, выпущенную этим правителем, найденную в Йемене «во всех отношениях нового типа». [ 5 ] Хотя на ней была надпись, похожая на ранее известные монеты, на ее реверсе была изображена крылатая Победа в развевающемся одеянии, держащая крест на длинном посохе. Манро-Хей отмечает, что это одеяние «чрезвычайно похоже» на то, что было на монетах, выпущенных римским императором Феодосием II в Константинополе между 420 и 423 годами; этот дизайн солида был возрожден императорами, правившими позже в V веке, а именно Маркианом , Львом I , Зеноном и Анастасием I Дикором . Такое сходство конструкции, утверждает Манро-Хей, позволяет «попытаться определить дату MHDYS с гораздо большей вероятностью точности; где-то после 420 года, а возможно, и в 450-х годах». [ 6 ] Однако Амелия Даулер считает, что это имитация аксумской монеты, выпущенной в Индии в VI веке. [ 7 ]
Кроме того, подлинность известных серебряных монет MHDYS подвергается сомнению. Химико-физический анализ, описанный в статье, опубликованной в 2003 году, показал, что состав некоторых серебряных монет не соответствует составу серебра других известных подлинных монет. [ 8 ] Вольфганг Хан пришел к выводу, что это работа «ювелирной фирмы, которая очень активно действовала в Асмэре в 1950-60-х годах». [ 9 ]
Упоминается Ноннусом
[ редактировать ]В эпической поэме Нонна о боге Дионисе, Дионисиаке , дважды упоминается один «Модайос». Первое упоминание находится по адресу 32.165:
(Арес) принял образ чемпиона Модайоса, более всех остальных ненасытного битвой, чьей радостью была безрадостная резня, которому кровопролитие нравилось больше, чем банкеты. [ 10 ]
Другой находится на 40.235f:
(Дионис) назначил наместником индейцев, выбрав богобоязненного Модая. [ 11 ]
Эксперты пришли к единому мнению, что этот Модайос относится к персонажу более ранней поэмы «Бассария» некоего Диониса, которая известна только по фрагментам папируса . Однако Манфред Кропп предположил, что это намек на короля Аксума MHDYS. [ 12 ] Эта идентификация придала бы более глубокий смысл заимствованию им знаменитой фразы Константина In hoc Signo vinces : MHDYS имел репутацию человека, доблестного в бою, возможно, против своих соседей-язычников.
Кроме того, если идентификация Кроппа верна, это также установило бы верхний предел правления MHDYS в ок. 480 г., самая ранняя дата, когда один из поэтов, находившихся под влиянием Нонна, опубликовал свое первое произведение. Этот верхний предел соответствует дате недавно опубликованной монеты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джанфранко Аугусти, Алессандро Баузи, «Новые доказательства существования короля МДИСа?» , Эфиопия , 23 (2020), с. 206
- ^ Вольфганг Хан и Винсент Уэст, Силлог аксумских монет в Эшмоловском музее, Оксфорд (Оксфорд: Ashmolean, 2016), стр. 12
- ^ Манро-Хей, Стюарт К. (1984). Чеканка Аксума . Манохар. стр. 93ф.
- ^ Манро-Хей, Аксум: африканская цивилизация поздней античности (Эдинбург: University Press, 1991), стр. 81.
- ^ Манро-Хей, Аксум , с. 275
- ^ Манро-Хей, «Новая монета короля МХДИСА из Аксума» , Нумизматическая хроника , 155 (1995), с. 277
- ^ Даулер, «Взаимодействие аксумских и римских золотых монет в Южной Аравии в VI веке» , Журнал Восточного нумизматического общества № 233 (осень 2018 г.), с. 17
- ^ Луиджи Педрони и Гуиди Девото, «Серебряные монеты аксумского царя Мехадейоса в свете химико-физического анализа» , Aethiopica , 6 (2003), стр. 107-1 47-53
- ^ Хан и Уэст, Sylloge , стр. 13 н. 9
- ^ Перевод взят из Агости, Бауси, «Новые доказательства», стр. 206
- ^ Перевод взят из Агости, Бауси, «Новые доказательства», стр. 205
- ^ Агости, Бауси, «Новые доказательства», с. 206
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- С. К. Манро-Хей, «MHDYS и Эбана, короли Аксума. Некоторые проблемы датировки и идентичности», Azania , 14 (1979), стр. 21-30.