История евреев в Салониках
История евреев Салоник насчитывает две тысячи лет. В городе Салоники (также известном как Салоники проживала крупная еврейская община, в основном восточные сефарды ) до середины Второй мировой войны . Евреи-сефарды иммигрировали в город после изгнания евреев из Испании католическими правителями в соответствии с Указом Альгамбры 1492 года. Это единственный известный пример города такого размера в еврейской диаспоре , в котором на протяжении веков сохранялось еврейское большинство. [ нужна ссылка ] Эта община оказала влияние на сефардский мир как в культурном, так и в экономическом плане, и город получил прозвище la madre de Israel (мать Израиля).
Сообщество пережило «золотой век» в 16 веке, когда в городе развилась сильная культура. Как и другие группы в Османской Греции , они продолжали практиковать традиционную культуру в то время, когда Западная Европа переживала индустриализацию. В середине XIX века в Салоники из Западной Европы приехали еврейские педагоги и предприниматели, чтобы развивать школы и промышленность; они привезли из Европы современные идеи, изменившие культуру города. С развитием промышленности как евреи, так и представители других этнических групп стали промышленными рабочими и образовали большой рабочий класс, а рабочие движения внесли свой вклад в интеллектуальный состав города. В 1920-х годах, спустя столетие после того, как Греция добилась независимости от Османской империи (город был захвачен у Османской империи Грецией в конце 1912 года), это позволило евреям стать полноправными гражданами страны.
Во время Второй мировой войны Греция была оккупирована нацистской Германией и ее союзниками . В 1941 году державы Оси начали систематическое преследование салоникских евреев. В 1943 году салоникских евреев загнали в гетто возле железнодорожных путей, и начались депортации в концентрационные и трудовые лагеря. Большинство из 72 000 жителей общины были убиты в лагерях. Это привело к почти полному уничтожению общины. Сегодня в городе проживает всего 1200 евреев.
Раннее заселение
[ редактировать ]Некоторые ученые полагали, что Павел из Тарса в Первом послании к Фессалоникийцам упоминает эллинизированных евреев, живших в городе около 52 г. н. э. Это основано на определенном толковании 1 Фессалоникийцам 2:14 : « Ибо вы, братия, стали подражателями церквам Божиим, находящимся в Иудее, во Христе Иисусе. Ибо и вы то же претерпели от соотечественников ваших, как и они от Иудеи » (NKJV). Другие полагают, что эта христианская община состояла только из язычников, а другие полагают, что евреи составляли небольшое меньшинство в этой церкви в Салониках. Греческое слово, обозначающее «своих соотечественников» в оригинальном тексте, — «συμφυλέται» ( того же племени/расы/нации ). Интерпретация слова «συμφυλέται» как «евреи» обсуждается многими учеными. Также нет убедительных археологических и других письменных свидетельств существования еврейской общины в Салониках в 1-й половине 1-го века нашей эры. Однако существование такого сообщества считается весьма вероятным, даже если его характер неизвестен. [1] Исследователи пока не определили, где в городе жили первые евреи. [2]
В 1170 году Вениамин Туделинский сообщил, что в Салониках проживает 500 евреев. В последующие столетия к коренной общине романиотов присоединились некоторые итальянские евреи и евреи-ашкенази . В византийский период здесь проживало небольшое еврейское население, но оно практически не оставило следов в документах и археологических артефактах. [3]
Под османами
[ редактировать ]В 1430 году, когда началось османское владычество, еврейское население было еще небольшим. Османы использовали перемещение населения внутри империи после военных завоеваний для достижения целей безопасности границ или повторного заселения; они называли его Сюргюн . После падения Константинополя в 1453 году примером сюргуна стало то, что османы вынудили евреев с Балкан и Анатолии переселиться туда, который они сделали новой столицей Империи. [4] В то время в Салониках осталось немного евреев; ни один из них не был зарегистрирован в османской переписи 1478 года. [3]
Прибытие евреев-сефардов
[ редактировать ]В 1492 году совместные католические монархи Испании Изабелла I и Фердинанд II издали указ Альгамбры об изгнании сефардских евреев из их владений. Многие иммигрировали в Салоники, иногда после остановки в Португалии или Италии . Османская империя предоставила защиту евреям как зимми и поощряла вновь прибывших селиться на ее территориях. По мнению историков Розамонд МакКиттерик и Кристофера Оллманда, приглашение Империей изгнанных евреев было демографической стратегией, направленной на предотвращение доминирования этнических греков в городе. [5]
Первые сефарды пришли в 1492 году с Майорки и Каталонии . Они были «раскаявшимися» людьми, вернувшимися в иудаизм после насильственного обращения в католицизм. [ нужна ссылка ] В 1493 году к ним присоединились евреи из Кастилии и Сицилии . В последующие годы из этих земель, а также из Арагона , Неаполя , Венеции и Прованса прибыли и другие евреи . Позже, в 1540 и 1560 годах, евреи из Португалии искали убежища в Салониках в ответ на политические преследования марранов . Помимо этих сефардов, несколько ашкенази прибыло из Австрии , Трансильвании и Венгрии . Иногда их насильно переселяли в соответствии с османской политикой « сюргун » после завоевания земель Сулейманом Великолепным, начавшимся в 1526 году. Регистры Салоник указывают на присутствие « будайских евреев» после завоевания этого города турками в 1541 году. [3] [4] В 1553 году еврейское население города составляло 20 000 человек. [6] Иммиграция была настолько велика, что к 1519 году евреи составляли 56% населения, а к 1613 году - 68%. [3]
Религиозная организация
[ редактировать ]Каждая группа вновь прибывших основывала свою общину ( альджама по-испански), обряды которой (« минхагим ») отличались от обрядов других общин. Синагоги скрепляли каждую группу, и их названия чаще всего указывали на происхождение групп. Например, Каталлан Яшан (Старый Каталонский) был основан в 1492 году, а Каталлан Хадаш (Новая Каталония) – в конце 16 века. [4]
Название синагоги | Дата постройки | Название синагоги | Дата постройки | Название синагоги | Дата постройки |
---|---|---|---|---|---|
Этс ха Хаим | 1 век | Апулия | 1502 | Яхия | 1560 |
Ашкеназ или Варнак | 1376 | Лиссабон Яшан | 1510 | Сицилия Хадаш | 1562 |
Мэр | 1391 | Талмуд Тора Хагадол | 1520 | Бейт Арон | 1575 |
Провинция | 1394 | Португалия | 1525 | Италия Хадаш | 1582 |
Италия Яшань | 1423 | Эвора | 1535 | Мэр Шени | 16 век |
Гуеруш Сфарад | 1492 | Эструг | 1535 | Каталлан Хадаш | 16 век |
Замок | 1492–3 | Лиссабон Хадаш | 1536 | Италия Шени | 1606 |
Арагон | 1492–3 | Отранто | 1537 | Шалом | 1606 |
Каталонский Яшан | 1492 | Измаил | 1537 | Хас Гавоа | 1663 |
Калабрия Яшан | 1497 | Чина | 1545 | Преувеличивать | 17 век [7] |
Сицилия Он живет | 1497 | Его зовут Цедек | 1550 | ||
Монастирлис | 1927 |
Правительственное учреждение под названием Талмуд Тора Хагадол было создано в 1520 году для того, чтобы возглавлять все общины и принимать решения ( хаскамот ), применимые ко всем. Им управляли семь членов на ежегодном сроке полномочий. Это учреждение предоставляло образовательную программу для мальчиков и было подготовительной школой для поступления в ешивот . Он принял сотни студентов. [8] Помимо иудаики, здесь преподавали гуманитарные науки , латынь и арабский язык, а также медицину, естественные науки и астрономию. [9] Иешивы Салоник посещали евреи со всей Османской империи и даже из дальнего зарубежья; были студенты из Италии и Восточной Европы. После завершения учебы некоторые студенты были назначены раввинами в еврейских общинах Империи и Европы, включая такие города, как Амстердам и Венеция . [8] Успех его учебных заведений был таков, что среди евреев Салоник не было неграмотности. [9]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Сефардское население расселилось в основном в крупных городских центрах Османской империи, включая Салоники. В отличие от других крупных городов Империи, торговлю в Салониках контролировали евреи. Их экономическая мощь стала настолько велика, что судоходство и торговля прекратились в субботу ( Шаббат ) — еврейскую субботу. Они торговали с остальной частью Османской империи, странами Латинской Венеции и Генуи , а также со всеми еврейскими общинами, разбросанными по всему Средиземноморью . Одним из признаков влияния салоникских евреев на торговлю является бойкот порта Анкона в Папской области в 1556 году в ответ на аутодафе, изданное Павлом IV против 25 марранов . [10]
Салоникские евреи были уникальными в своем участии во всех экономических нишах, не ограничивая свой бизнес несколькими секторами, как это было в случае, когда евреи составляли меньшинство. Они были активны во всех слоях общества, от носильщиков до торговцев. В Салониках проживало большое количество еврейских рыбаков, не имеющее аналогов нигде, даже в современном Израиле . [11]
Еврейской специальностью было прядение шерсти . Они импортировали технологии из Испании, где это ремесло было высоко развито. Сообщество приняло быстрое решение ( хаскамот ) потребовать от всех общин регулирования этой отрасли. Они запретили под страхом отлучения от церкви ( черем ) вывоз шерсти и индиго в районы, находившиеся менее чем в трех днях пути от города. [12] Салоникские простыни, одеяла и ковры приобрели высокий статус и экспортировались по всей империи от Стамбула до Александрии через Смирну . Промышленность распространилась на все населенные пункты, прилегающие к заливу Термаикос .
Эта же деятельность стала государственным делом, когда османский султан Селим II выбрал салоникских евреев в качестве эксклюзивных производителей униформы для османских янычарских войск. Это сделало город одним из самых значительных производителей и экспортеров текстиля в восточном Средиземноморье. [13] Его Блистательная Порта в 1576 году издала фирман, обязывавший овцеводов поставлять шерсть исключительно евреям, чтобы гарантировать достаточность ее поставок. Другие положения строго регламентировали виды шерстяной продукции, нормы производства и сроки. [12] Тонны шерстяных изделий были перевезены на лодках, верблюдах и лошадях в Стамбул, чтобы укрыть янычар от приближающейся зимы. К 1578 году обе стороны согласились, что поставки шерсти послужат достаточной оплатой государства за ткань и заменят денежную оплату. Это оказалось невыгодно евреям. [12]
Экономический спад
[ редактировать ]Увеличение числа янычар способствовало увеличению заказов на одежду, поставив евреев в очень тяжелое положение. [ нужна ссылка ] Их проблемам способствовала инфляция валюты, совпавшая с государственным финансовым кризисом.
Первоначально требовалось всего 1200 поставок. Однако в 1620 году количество заказов превысило 4000. Из-за финансовых трудностей фабрики начали жульничать с качеством. Это было обнаружено. Раввина Иуду Ково во главе салоникской делегации вызвали, чтобы объяснить ухудшение ситуации в Стамбуле, и приговорили к повешению. Это произвело глубокое впечатление в Салониках. После этого заявки Империи были частично сокращены и реорганизовано производство. [14]
Эти неудачи были предвестниками темного периода для салоникских евреев. Поток мигрантов с Пиренейского полуострова постепенно иссяк. Евреи отдавали предпочтение таким западноевропейским городам, как Лондон , Амстердам и Бордо . Это явление привело к постепенному отчуждению османских сефардов от Запада. Хотя евреи принесли с собой много новых европейских технологий, в том числе книгопечатание , они становились все менее и менее конкурентоспособными по сравнению с другими этнорелигиозными группами. Ранее известные еврейские врачи и переводчики постепенно были заменены их христианскими коллегами, в основном армянами и греками. В мире торговли евреи были вытеснены западными христианами, которых западные державы защищали через свои консульства. Салоники потеряли свое превосходство после прекращения деятельности Венеции, своего торгового партнера, и растущей мощи порта Смирна. [14]
Более того, евреям, как и другим зимми , пришлось пережить последствия последовательных поражений Империи со стороны Запада. Город, стратегически расположенный на дороге, по которой проходили армии, часто был свидетелем возмездия янычар против «неверных». На протяжении 17 века происходила миграция евреев из Салоник в Константинополь, Палестину и особенно в Измир . Еврейская община Смирны состояла из салоникских эмигрантов. Чума, наряду с другими эпидемиями, такими как холера, пришедшая в Салоники в 1823 году, также способствовала ослаблению Салоник и их еврейской общины. [14]
Западные товары, которые начали появляться на Востоке в больших количествах в начале-середине 19 века, нанесли серьёзный удар по экономике Салоник, включая еврейскую текстильную промышленность. В конце концов государство даже начало снабжать янычар « провансальской одеждой», которая продавалась дешевыми партиями, вместо салонской шерсти, качество которой продолжало ухудшаться. Не имея наличных денег, евреи были вынуждены платить великому визирю более половины своих налогов в виде долговых обязательств. Производство текстиля быстро пришло в упадок, а затем прекратилось с упразднением корпуса янычар в 1826 году. [14]
Налогообложение
[ редактировать ]Османские евреи были обязаны платить специальные « еврейские налоги османским властям ». Эти налоги включали Cizye , İspençe , Haraç и Rav akçesi («налог раввина»). Иногда местные правители также взимали налоги с себя в дополнение к налогам, отправляемым центральным властям в Константинополе .
Поздняя османская эпоха
[ редактировать ]Еврейские салониканцы уже давно извлекли выгоду из вклада каждой из идей и знаний различных волн сефардской иммиграции, но этот человеческий вклад более или менее иссяк к 17 веку и погрузился в тенденцию значительного упадка. [15] Иешивы всегда были заняты обучением, но их результаты были очень формалистическими. Они публиковали книги по религии, но в них было мало оригинальной мысли. Свидетель сообщил, что «за пределами их всегда бесконечные вопросы богослужения и коммерческого права, которые поглощают их внимание и несут на себе основную тяжесть их учебы и исследований. Их работы, как правило, представляют собой повторение сочинений их предшественников». [15]
С 15 века в сефардском мире развилось мессианское течение; Искупление . , знаменующее конец света, который казался неминуемым Эта идея была подпитана как экономическим упадком Салоник, так и продолжающимся ростом каббалистических исследований, основанных на буме Зоара в Салоникских ешивах . О конце времен было объявлено последовательно в 1540 и 1568 годах, а затем в 1648 и 1666 годах.
Именно в этом контексте прибыл молодой и блестящий раввин, изгнанный из соседней Смирны: Саббатай Цви . Запрещен въезд в этот город в 1651 году после того, как провозгласил себя мессией. [16] он приехал в Салоники, где его репутация учёного и каббалиста очень быстро выросла. [15] Наибольшее число его последователей составляли члены синагоги Шалом, часто бывшие марраны . [15] После нескольких лет осторожности он вновь устроил скандал, когда во время торжественного банкета во дворе синагоги Шалом произнес неизреченный в еврейской традиции Тетраграмматон и представился Мессией, сыном царя Давида . [15] Затем федеральный раввинский совет изгнал его из города, но Саббатай Цви отправился распространять свое учение в других городах сефардского мира. Его переход разделил, как и везде, еврейскую общину Салоник, и эта ситуация вызвала столько беспорядков, что султан вызвал Саббатая Цви и заключил его в тюрьму. Там, вместо того, чтобы доказать свои сверхъестественные способности, он уступил под огнем и вместо этого принял ислам . Драматический поворот событий по-разному интерпретировался его последователями — саббатианами . Некоторые увидели в этом знак и обратились, в то время как другие отвергли его учение и вернулись в иудаизм. Некоторые, однако, публично оставались верными иудаизму, продолжая тайно следовать учению Саббатая Цви. [15] В Салониках 300 самых богатых семей решили в 1686 году принять ислам до того, как раввинские власти успели отреагировать, и их обращение уже было с радостью принято османскими властями. [15] Поэтому те, кому турки дали фамилию « Дёнме » («ренегаты»), сами разделились на три группы: Измирлисы, Куниосос и Якуби, [17] формируя новую составляющую салоникской этнорелигиозной мозаики. Хотя они выбрали обращение, они не ассимилировались с турками, практикуя строгую эндогамию , живя в отдельных кварталах, строя собственные мечети и поддерживая специфическую литургию на своем языке. [16] Они участвовали в 19 веке в распространении модернистских идей в империи. [17] Затем, будучи турками, донме эмигрировали из города после прихода к власти греков. [17]
Новое время
[ редактировать ]Со второй половины XIX века у евреев Салоник началось новое возрождение. Франкос , французские и итальянские евреи из Ливорно , оказали особое влияние на внедрение новых методов образования и развитие новых школ и интеллектуальной среды для еврейского населения. Такие западные модернисты привнесли на Балканы новые методы и идеи из промышленно развитого мира.
Религия
[ редактировать ]Главным фактором в развитии Салоник в экономический центр была сложная раввинская власть. Это объяснялось, по мнению К. Э. Флеминга, открытостью и толерантностью раввинов к различным группам людей. [18] Это особенно верно в отношении конверсос, или евреев, чьи семьи обратились в христианство, когда они жили в Испании или Португалии, чтобы избежать преследований или потенциального изгнания. Распространенной практикой среди конверсос, желающих жить в Салониках, была практика Тшува . Это была концепция возвращения евреев в иудаизм после предыдущего обращения или после обращения предка. [18] По словам Флеминга, количество конверсос, вернувшихся к вере, а также иммигрировавших в Салоники, способствовало созданию динамичного раввинского истеблишмента. [18] Во многих случаях процесс возвращения в иудаизм был автоматическим и не требовал длительного арбитража со стороны раввинов. Кехалимы Тшувы – или общины Салоник – хотели убедиться, что процесс прошел для участников как можно более гладко. [18] Этот процесс продолжался на протяжении столетий до современной эпохи. Множественные ответы документально подтверждают судебное разбирательство по делу Тшува . В одном случае мужчина-конверсо заявил, что он был евреем по отцовской линии и был снова принят в иудейскую веру. [18] Эта готовность принять тех, кто вернулся в веру, превратила Салоники в экономический центр, к большому гневу Греции. К концу 1800-х годов Салоники стали намного больше и процветать, чем Афины, и стали объектом греческого завоевания. [18]
Индустриализация
[ редактировать ]С 1880-х годов город начал индустриализацию в рамках Османской империи, экономика которой пришла в упадок. Предпринимателями в Салониках были в основном евреи, в отличие от других крупных османских городов, где индустриализацию возглавляли другие этнорелигиозные группы. Итальянские братья Аллатини возглавили еврейское предпринимательство, основав мукомольную и другую пищевую промышленность, производство кирпича и заводы по переработке табака . Некоторые торговцы поддержали создание крупной текстильной промышленности, заменив ткачество ткани системой ремесленного производства.
С индустриализацией многие салоникцы всех вероисповеданий стали фабричными рабочими, частью нового пролетариата. Учитывая их население, в городе образовался большой еврейский рабочий класс. Работодатели нанимали рабочую силу без учета религии или этнической принадлежности, в отличие от обычной практики в других частях Османской империи. [ нужна ссылка ] В городе развивались рабочие движения, пересекающие этнические границы; [ нужна ссылка ] в последующие годы рабочие движения здесь стали отмечены проблемами национализма и идентичности. [ нужна ссылка ]
Хаскала
[ редактировать ]Хаскала Просвещением , движение мысли, вдохновленное еврейским , затронуло Османский мир в конце XIX века, после его распространения среди еврейского населения Западной и Восточной Европы. Эти западные группы помогли стимулировать экономическое возрождение города.
Маскилим , Италия , и Мозес Аллатини из Ливорно привнесли новый образовательный стиль. В 1856 году с помощью Ротшильдов он основал школу, получив согласие раввинов, которых он расположил к себе крупными пожертвованиями на благотворительность. Школа Липпмана была образцовым учреждением, возглавляемым профессором Липпманом, прогрессивным раввином из Страсбурга . [19] Через пять лет школа закрылась, и на Липпмана оказал давление раввинат, который был не согласен с новаторскими методами обучения в школе. Он обучил множество учеников, которые впоследствии заняли его место. [19]
К 1862 году Аллатини привел своего брата Соломона Фернандеса к основанию итальянской школы благодаря пожертвованию Королевства Италия. [19] Попытки Франции внедрить образовательную сеть Вселенского израильского альянса (IAU) потерпели неудачу, несмотря на сопротивление раввинов, которые не хотели, чтобы еврейская школа находилась под патронажем французского посольства. Но потребность в школах была настолько острой, что сторонники наконец добились успеха в 1874 году. Аллатини стал членом центрального комитета МАС в Париже и его покровителем в Салониках. [19] В 1912 году девять новых школ IAU IAU служили образованию мальчиков и девочек от детского сада до средней школы; в то же время раввинские семинарии находились в упадке. В результате французский язык стал более широко использоваться в еврейской общине Салоник. [19] В этих школах преподавали как физическую, так и интеллектуальную подготовку. Они произвели поколение, знакомое с развитием современного мира и способное войти в состав рабочей силы компании, находящейся в процессе индустриализации.
Политическая и социальная активность
[ редактировать ]Еврейская община была пионером в создании первых газет в городе. Некоторые из них включали: La Epoca (1875), El Avenir, La Nation, La Liberdad, La Tribuna Libera, La Solidaridad Obradera, а после 1912 года - Avanti, La Nueva Epoca, El Liberal, El Consejero, El Combate, El Martillo, Pro Israel, La Esperanza, Accion, El Tiempo, El Macabeo, El Popular, El Professional, Messagero и многие другие. [20]
Вспышка современности выразилась также в растущем влиянии новых политических идей из Западной Европы. Младотурецкая революция 1908 года с базой в Салониках провозгласила конституционную монархию . Евреи не остались равнодушными к огромным социальным и политическим переменам эпохи и действовали чаще всего в социальной, а не национальной сфере. Когда город начал воспринимать более широкие современные влияния начала 20 века, движение рабочих за организацию и участие в социальной борьбе за улучшение условий труда начало распространяться. Попытка объединения разных национальностей в рамках единого рабочего движения произошла с образованием Социалистической рабочей федерации во главе с Авраамом Бенароя , евреем из Болгарии, который начал издание четырехязычного журнала рабочего, выходившего в эфир в Ладино ( Journal del Labourador). ), османский турецкий ( Амеле Газетеси ), болгарский и греческий. Однако балканский контекст способствовал расколу и повлиял на движение; после ухода болгарского элемента Федерация в значительной степени состояла из евреев.
Таким образом, сионистское движение столкнулось с конкуренцией за еврейскую поддержку со стороны Социалистической рабочей федерации, которая была очень антисионистской. Не имея возможности действовать в рабочем классе, сионизм в Салониках обратился к небольшой группе среднего класса и интеллектуалов. [21]
Греческая администрация
[ редактировать ]Салоники, греческий город
[ редактировать ]В 1912 году, после Первой Балканской войны , греки взяли под свой контроль Салоники и в конечном итоге интегрировали город на свою территорию. Это изменение суверенитета поначалу не было хорошо встречено евреями, которые опасались, что аннексия приведет к трудностям (эта озабоченность усиливалась болгарской пропагандой), а также сербами , которые хотели, чтобы австрийские евреи присоединились к их делу. [19] Некоторые евреи боролись за интернационализацию города под защитой великих европейских держав, но их предложение не получило большого внимания, поскольку Европа приняла свершившийся факт . [22] Тем не менее греческая администрация приняла некоторые меры для содействия интеграции евреев. [19] например, разрешение им работать по воскресеньям и разрешение соблюдать Шаббат . Экономика выиграла от аннексии, открывшей Салоникам двери рынков северной Греции и Сербии (с которыми Греция была в союзе), а также от притока войск Антанты после начала Первой мировой войны . Правительство Греции положительно относилось к развитию сионизма и созданию еврейского дома в Палестине, что совпадало с желанием Греции расчленить Османскую империю. Город посетили сионистские лидеры Давид Бен-Гурион , Ицхак Бен-Цви и Зеев Жаботинский , которые увидели в Салониках еврейскую модель, которая должна вдохновить их будущее государство. [19]
В то же время часть местного населения в то время не разделяла точку зрения своего правительства. Свидетель Жан Люн, корреспондент L'Illustration во время балканских войн, а затем армейский офицер с Востока, говорит:
Столкнувшись с бесчисленными магазинами и магазинами, которыми управляли евреи, до того времени лидеры местной торговли, греческие купцы выставили магазины на тротуаре, сделав невозможным доступ к дверям магазина. Новая полиция улыбнулась... и евреи, которых бойкотировали, закрыли магазины один за другим. [23]
Пожар 1917 года и межобщинная напряженность
[ редактировать ]Великий пожар в Салониках 1917 года стал катастрофой для общества. Еврейская община была сконцентрирована в нижней части города и, таким образом, пострадала больше всего: пожар уничтожил резиденцию Великого раввината и его архивы, а также 16 из 33 синагог в городе. 52 000 евреев остались без крова. Одним из последствий великого пожара стало то, что почти половина еврейских домов и средств к существованию города были разрушены, что привело к массовой еврейской эмиграции. Многие уехали в Палестину, другие в Париж, а третьи попали в Соединенные Штаты.
Выбрав курс, отличный от реконструкции, происходившей после пожара 1890 года, греческая администрация остановилась на современном плане реконструкции города, разработанном французом Эрнестом Хебраром . Поэтому оно экспроприировало у жителей всю землю, предоставив им тем не менее преимущественное право на новое жилье, реконструированное по новому плану. Однако именно греки в основном заселяли новые районы, в то время как евреи часто предпочитали переселять новые пригороды города. [24]
Хотя первая годовщина Декларации Бальфура была отмечена с беспрецедентным в Европе великолепием, начался упадок. Приток десятков тысяч греческих беженцев из Малой Азии , а также выезд евреев и мусульман Дёнме из региона в результате греко-турецкой войны (1919–1922) и Лозаннского договора (1923) существенно изменили ситуацию. Этнический состав города. Евреи перестали составлять абсолютное большинство и накануне Второй мировой войны составляли всего 40% населения.
В этот период часть населения стала демонстрировать менее примирительную политику по отношению к евреям. Еврейское население отреагировало на это тем, что встало на сторону греческих монархистов во время греческого национального раскола (против Элефтериоса Венизелоса , который имел подавляющую поддержку беженцев и слоев населения с низкими доходами). Это заложило основу для 20-летнего периода, в течение которого отношения евреев с греческим государством и народом будут колебаться по мере изменения греческой политики.
В 1922 году была запрещена работа по воскресеньям (заставляя евреев либо работать в субботу , либо терять доход), плакаты на иностранных языках были запрещены, а полномочия раввинских судов выносить решения по коммерческим делам были отняты. [9] Как и в таких странах, как Венгрия и Румыния , значительное течение антисемитизма выросло во внутренних Салониках, но «так и не достигло уровня насилия в этих двух странах». [25] Во многом это было обусловлено прибытием греков из Малой Азии , в основном бедных и находящихся в прямой конкуренции с евреями за жилье и работу. [25] Тем не менее, этот поток настроений был передан ежедневной газетой «Македония» , близкой к Либеральной партии Венизелоса, и Национальный союз Греции » ( Ethniki Enosis Ellados , EEE). ультранационалистической организацией « [25] обвиняя еврейское население в нежелании сливаться с греческой нацией и с подозрением относясь к развитию коммунизма и сионизма в обществе. Сами венизелистские греческие правительства в значительной степени заняли двойственную позицию, проводя политику взаимодействия, не дистанцируясь при этом однозначно от течения антисемитизма. [25]
Под Метаксасом
[ редактировать ]Захват власти диктатором Иоаннисом Метаксасом в 1936 году оказал существенное влияние на структуру греко-еврейских отношений в Салониках. Режим Метаксаса не был антисемитским; оно воспринимало венизелистов и коммунистов как своих политических врагов, а Болгарию - как своего главного внешнего врага. Это привлекло Метаксаса к двум влиятельным еврейским группам: высшему/среднему классу, который чувствовал угрозу со стороны профсоюзов и социалистического движения, и еврейским беженцам, бежавшим из Болгарии и региона Битола во время Балканских войн. [ нужна ссылка ] Антисемитские организации и издания были запрещены. [25] еврейского устава спонсируемой режимом Национальной организации молодежи и поддержка режима была достаточно сильной для формирования (EON). Это усилило тенденцию национальной самоидентификации как греков среди евреев Салоник, которые были гражданами Греции с 1913 года. Даже в концентрационных лагерях греческие евреи никогда не переставали подтверждать свое чувство принадлежности к греческой нации. [26]
В то же время бедняки из рабочего класса еврейской общины объединили свои силы со своими христианскими коллегами в рабочем движении, которое развилось в 1930-х годах и часто подвергалось подавлению во время режима Метаксаса. Авраам Бенароя был ведущей фигурой греческого социалистического движения не только среди евреев, но и на национальном уровне. Таким образом, силы того периода работали над преодолением разрыва между христианами и евреями, одновременно создавая новую напряженность между различными социально-экономическими группами внутри города и страны в целом.
Эмиграция
[ редактировать ]Эмиграция евреев из города началась, когда младотурки добились всеобщего призыва всех османских подданных в армию, независимо от религии, и эта тенденция продолжала расти после аннексии города Грецией. Ущерб от пожара в Салониках, плохие экономические условия, рост антисемитизма среди части населения и развитие сионизма - все это послужило причиной отъезда части еврейского населения города, главным образом в Западную Европу , Южную Америку и Палестину . Накануне войны еврейское население сократилось с 93 000 человек до 53 000. [27] Среди диаспоры общины были заметные успехи. Исаак Карассо , добравшись до Барселоны , основал компанию Danone . Мордехай Мано стал в Израиле одним из пионеров морской индустрии и израильской экономики в целом. [28] Морис Абраванель уехал с семьей в Швейцарию, а затем в США, где стал известным дирижером . Будущий дедушка и бабушка президента Франции Николя Саркози эмигрировал во Францию. В межвоенные годы несколько еврейских семей можно было найти в 9-м округе Парижа , Франция ; Местонахождение их ассоциации располагалось на улице Ла Файет. [29] В Палестине семья Реканати основала один из важнейших банков Израиля — Дисконтный банк Эрец Исраэль , который позже стал Израильским дисконтным банком . [30]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Битва за Грецию
[ редактировать ]28 октября 1940 года итальянские войска вторглись в Грецию после отказа греческого диктатора Иоанниса Метаксаса принять ультиматум, предъявленный итальянцами. В последовавшей за этим греко-итальянской войне и последующем немецком вторжении приняли участие многие евреи Салоник. В греческую армию было зачислено 12 898 человек; [31] 4000 человек приняли участие в кампаниях в Албании и Македонии; Против немцев воевали 513 человек, всего было убито 613 евреев, в том числе 174 из Салоник. 50-я македонская бригада получила прозвище «Батальон Коэна», что отражало преобладание евреев в ее составе. [31] После поражения Греции многие еврейские солдаты получили обморожения, возвращаясь домой пешком.
Занятие
[ редактировать ]Центральная Македония, включая Салоники, была оккупирована немцами, вошедшими в город 9 апреля 1941 года. Антисемитские меры вводились лишь постепенно. Макс Мертен , немецкий гражданский администратор города, продолжал повторять, что Нюрнбергские законы не будут распространяться на Салоники. [32] Еврейская пресса была быстро запрещена, а появились две пронацистские греческие ежедневные газеты: «Неа Европа» («Новая Европа») и «Апогевматини» («Вечерняя пресса»). Некоторые дома и общественные здания были реквизированы оккупационными силами, в том числе больница барона Хирша. В конце апреля появились знаки, запрещающие евреям вход в кафе. Евреи были вынуждены сдать свои радиоприемники.
Великий раввин Салоник Цви Корец был арестован гестапо 17 мая 1941 года и отправлен в нацистский концентрационный лагерь недалеко от Вены , откуда он вернулся в конце января 1942 года, чтобы возобновить свою должность раввина. [33] В июне 1941 года комиссар Альфред Розенберг прибыл . Он разграбил еврейские архивы, отправив тонны документов в свой любимый проект — Институт изучения еврейского вопроса во Франкфурте.
Зимой 1941–42 годов евреи, как и другие греческие городские общины, пережили сильный голод. Нацистский режим не придавал никакого значения греческой экономике, производству и распределению продуктов питания. Подсчитано, что в 1941–1942 годах шестьдесят евреев города ежедневно умирали от голода. [31]
В течение года никаких дальнейших антисемитских действий предпринято не было. Кратковременная отсрочка дала евреям временное чувство безопасности.
11 июля 1942 года, в известный как «Черный Шаббат », всех мужчин общины в возрасте от 18 до 45 лет собрали на площади Элефтериас (Площадь Свободы) в центре города. В течение дня их заставляли выполнять унизительные физические упражнения под дулом пистолета. Четырем тысячам из них было приказано построить для немцев дорогу, связывающую Салоники с Катерини и Ларисой , регионом, изобилующим малярией . [31]
Менее чем за десять недель 12% из них умерли от истощения и болезней. Тем временем фессалониканской общине с помощью Афин удалось собрать два миллиарда драхм против суммы в 3,5 миллиарда драхм, которую немцы потребовали для выкупа подневольных рабочих. Немцы согласились отпустить их за меньшую сумму, но взамен потребовали, чтобы греческие власти покинули еврейское кладбище Салоник , на котором находились 300 000 человек. [34] до 500 000 [35] могилы. Они утверждали, что его размер и расположение долгое время препятствовали росту городов.
Евреям передали землю по периферии, на которой находились две могилы. Муниципальные власти, осудив медленные темпы передачи, взяли дело в свои руки. Пятьсот греческих рабочих, которым заплатил муниципалитет, начали с разрушения гробниц. [35] Кладбище вскоре превратилось в огромный карьер, где греки и немцы искали надгробия для использования в качестве строительных материалов. [35] Сегодня на этом месте находится Университет Аристотеля в Салониках. [34] и другие здания.
Подсчитано, что с начала оккупации до конца депортации 3 000–5 000 евреев сумели бежать из Салоник, найдя временное убежище в итальянской зоне. Недавнее исследование Еврейского музея Греции показало, что 250 евреев Салоник принимали участие в движениях национального сопротивления, таких как Греческая народно-освободительная армия , Фронт национального освобождения и лояльные Великобритании подразделения греческой армии. [36]
Уничтожение евреев Салоник
[ редактировать ]54 000 евреев Салоник были отправлены в нацистские лагеря смерти . Более 90% всего еврейского населения города было убито во время войны. Только польские евреи испытали больший уровень разрушений. [31]
Депортация
[ редактировать ]Для проведения этой операции нацистские власти направили двух специалистов в этой области, Алоиса Бруннера и Дитера Вислицени , которые прибыли 6 февраля 1943 года. [32] Они немедленно применили нюрнбергские законы со всей их строгостью, введя ношение желтого значка и резко ограничив свободу передвижения евреев. [32] К концу февраля 1943 года их собрали в трех гетто (Каламария, Сингру и Вардар/Агия Параскеви), а затем перевели в пересыльный лагерь, названный гетто или лагерем барона Хирша , который находился рядом с железнодорожным вокзалом. Там ждали поезда смерти. Для выполнения своей миссии СС полагалось на созданную по этому случаю еврейскую полицию под руководством Виталя Хассона, которая была источником многочисленных злоупотреблений в отношении остальных евреев. [32]
Первый конвой отправился 15 марта. Каждый поезд вез 1000–4000 евреев через всю Центральную Европу , в основном в Освенцим . В общей сложности 48 974 греческих еврея, большинство из Салоник, в конечном итоге были отправлены в лагерь, где почти все погибли. также отправился конвой из 4000 евреев В Треблинку . [37] Еврейское население Салоник было настолько велико, что депортация заняла несколько месяцев, пока она не была завершена, что произошло 7 августа. [31] с депортацией главного раввина Цви Корца и других видных деятелей в концентрационный лагерь Берген-Бельзен в относительно хороших условиях. В том же конвое находились 367 евреев, защищенных своим испанским гражданством, у которых была уникальная судьба: они были переведены из Берген-Бельзена в Барселону , а затем в Марокко , а некоторые, наконец, достигли британского мандата в Палестине . [31] [38]
Факторы, объясняющие эффективность депортаций
[ редактировать ]Большая часть дискуссий о причинах высокого процента потерь евреев в Салониках велась в отличие от случая в Афинах, где большой части евреев удалось избежать смерти. Однако это дает лишь частичную картину, поскольку другие еврейские общины Греции с другими характеристиками, такие как Янина , Корфу и Родос , также понесли очень тяжелые потери.
Часто цитируемая причина связана с позицией юденрата и его лидера в период до депортации, главного раввина Цви Корца, подвергшегося резкой критике. Его обвинили в том, что он пассивно реагировал на нацистов и преуменьшал страхи евреев, когда был отдан приказ об их отправке в Польшу. Поскольку он был гражданином Австрии и, следовательно, носителем немецкого языка, его считали хорошо информированным. [39] Корец также обвиняется в сознательном сотрудничестве с оккупантами. [39] Однако несколько новых исследований склонны умалять его роль в депортациях. [39] [40] [41]
Другим фактором стала солидарность, проявленная семьями, которые отказались разлучаться. Это желание подорвало индивидуальные инициативы. Некоторым евреям старшего возраста также было трудно скрываться из-за незнания греческого языка, который стал доминирующим языком города только после аннексии города Грецией в 1913 году. Кроме того, большая численность еврейского населения делала невозможной тактику смешения. в греческое православное население, как в Афинах.
Опять же, в отличие от Афин, среди части греческого населения, в частности среди беженцев из Малой Азии, существовал также скрытый антисемитизм. Когда эти иммигранты массово прибыли в Салоники, они были исключены из экономической системы. Следовательно, некоторые из этих изгоев смотрели на еврейское население враждебно. Еврейский народ был более экономически интегрированным и, следовательно, более обеспеченным, что иммигранты приравнивали к бывшей османской власти. [33]
Гораздо более правдоподобной причиной является отсутствие солидарности со стороны греческого христианского населения города. Раввин Молхо говорил лишь о горстке греческих христиан, спасших евреев в Салониках. [42] Сообщается, что в городе нашли приют всего 10 еврейских семей. [43] Такое отношение местного населения, в которое входили Церковь, городские власти и профессиональные объединения, в последние годы отмечалось рядом историков. [44] [45] [46] [47] В то время сопротивление также было не очень хорошо развито, и лишь немногие евреи могли реально совершить путешествие в горы.
Тем не менее, Яд Вашем выявил среди народов 265 греческих праведников , то есть такую же пропорцию, как и среди французского населения. [33]
В лагерях
[ редактировать ]В Биркенау около 37 000 салонинцев были немедленно отравлены газом, особенно женщины, дети и старики. [31] Почти четверть всех 400 экспериментов, проведенных над евреями, были проведены над греческими евреями, особенно из Салоник. Эти эксперименты включали кастрацию и имплантацию рака шейки матки женщинам. Большинство близнецов погибли в результате жестоких преступлений. [31] Другие представители общины в последний раз работали в лагерях. В 1943–1944 годах они составляли значительную часть рабочей силы Биркенау, составляя до 11 000 рабочих. Из-за незнания идиша евреев из Греции в августе 1943 года отправили на расчистку завалов Варшавского гетто с целью строительства Варшавского концентрационного лагеря . Среди 1000 салоникских евреев, задействованных в этом задании, группе из двадцати удалось бежать из гетто и присоединиться к польскому сопротивлению, Армии Крайовой , которая организовала Варшавское восстание . [31] [48]
Многие евреи из Салоник также были включены в зондеркоманды . 7 октября 1944 года они вместе с другими греческими евреями атаковали немецкие войска в рамках заранее запланированного восстания, штурмовав крематории и убив около двадцати охранников. В печь крематория III была брошена бомба, разрушившая здание. Перед тем, как их расстреляли немцы, повстанцы спели песню греческого партизанского движения и национальный гимн Греции . [49]
В своей книге «Если это человек» , одном из самых известных литературных произведений о Холокосте, Примо Леви описывает группу так: «эти греки, неподвижные и молчаливые, как Сфинкс, присели на землю за своей толстой кастрюлей с супом». . [50] Те члены общины, которые еще были живы в 1944 году, произвели на автора сильное впечатление. Он отметил: «Несмотря на их небольшую численность, их вклад в общий внешний вид лагеря и международный жаргон имеют первостепенное значение». Он описал сильные патриотические чувства среди них, написав, что их способность выжить в лагерях частично объясняется тем, что «они входят в число сплоченных национальных групп и с этой точки зрения являются наиболее продвинутыми».
После Второй мировой войны
[ редактировать ]- Менора в огне , мемориал Холокоста в Салониках
- Интерьер синагоги Яд ле-Зикарон . Синагога была открыта в 1984 году, посвящена памяти жертв Холокоста.
- вход в еврейскую школу
- Мемориал Холокоста на Новом еврейском кладбище
В конце Второй мировой войны жестокая гражданская война в Греции разразилась . Это продолжалось до 1949 года, когда силы в Афинах поддерживались британской оппозицией мощной коммунистической ЭЛАС. В нем приняли участие некоторые евреи Салоник, избежавшие депортации, либо на стороне правительства, либо на стороне оппозиции. [51] Среди воевавших в составе ЭЛАС многие стали жертвами, как и другие сторонники, репрессий, обрушившихся на страну после того, как правительство вернуло ситуацию под контроль. [51]
Среди немногих выживших в лагерях некоторые предпочли вернуться в Грецию, а другие эмигрировали в Западную Европу, Америку или под мандат Палестины. [51] Все они столкнулись с большими трудностями в выживании, поскольку и Греция, и вся Европа находились в состоянии хаоса сразу после войны. Они также подверглись дискриминации со стороны некоторых выживших ашкенази, которые поставили под сомнение их еврейство. [51]
Возвращение в Салоники стало шоком. Возвращенцы часто были единственными выжившими из своих семей. Вернувшись, они обнаружили, что их дома заняты христианскими семьями, купившими их у немцев. [51] Первоначально их размещали в синагогах. Еврейский комитет был сформирован для определения количества выживших и получил от Банка Греции список 1800 домов, проданных христианам. [51] Новые владельцы не хотели сдавать свои новые дома, заявляя, что они приобрели дома законно и что они тоже пострадали от войны. [51] Когда война закончилась, коммунистическая ЭЛАС, которая в то время контролировала город, выступала за немедленное возвращение еврейской собственности ее законным владельцам. [52] Четыре месяца спустя, когда новое правое правительство в Афинах, поддерживаемое Великобританией, вместо этого пришло к власти в Салониках, реституция была в целом остановлена. Правительство не только столкнулось с серьезным жилищным кризисом из-за притока беженцев, вызванного войной, но и ряд лиц, которые обогатились во время войны, также оказали влияние на новую правую администрацию, при этом правительство выступало за укрепление всех антикоммунистические связи, приняв более примирительный подход к любым бывшим коллаборационистам. [52] Еврейское агентство осудило такую политику послевоенной администрации и выступило в защиту евреев - алии . [51] Всемирный еврейский конгресс также помогал евреям города; часть евреев, спасенных от депортации греками, предпочла перейти в православие . Некоторые изолированные выжившие в лагерях сделали тот же выбор. [51] Среди выживших после войны также было несколько браков. [51] Один из выживших показал:
Я вернулся в разрушенные Салоники. Я надеялся найти своего приемного брата, но по слухам, он умер от малярии в Люблине . Я уже знал, что моих родителей сожгли в первый же день в лагере смерти Освенцим. Я был один. У других заключенных, которые были со мной, тоже никого не было. Сейчас я встречаюсь с молодым человеком, которого знал в Брюсселе . Мы не отделяемся друг от друга. Мы оба пережили лагеря. Вскоре после этого мы поженились, двое беженцев, у которых ничего не было, не было даже раввина, который бы дал нам благословение. Директор одной из еврейских школ работал раввином, мы поженились, и так у меня началась новая жизнь. [51]
В переписи 1951 года было зарегистрировано 1783 выживших.
Памятник в Салониках трагедии депортации «Менора в огне » был установлен в 1997 году. [53]
В 1998 году король Испании Хуан Карлос I посетил город, где отдал дань уважения евреям-сефардам. [54] Этот визит последовал за визитом, который он совершил в синагоге Мадрида в 1992 году в ознаменование изгнания 1492 года, во время которого он осудил указ об изгнании из Испании.
По просьбе профессоров Университета Аристотеля в 2014 году был открыт памятник еврейскому кладбищу, лежащему под фундаментом учреждения. [55]
Сегодня в Салониках проживает около 1300 евреев. [56] что делает его второй по величине еврейской общиной в Греции после Афин.
Израильский певец Иегуда Поликер записал песню о депортированных евреях Салоник под названием «Жди меня, Салоники».
Община Салоник обвинила Германию в возврате выплат за освобождение, которые евреи Греции заплатили за спасение членов своих семей, после того как нацисты потребовали эти деньги. Тем не менее нацисты не отпустили их на свободу. Европейский суд отклонил это ходатайство.
Еврейская община Салоник требует от Deutsche Bahn (немецкой железной дороги), которая является преемницей Deutsche Reichsbahn, возместить наследникам греческих жертв Холокоста в Салониках стоимость проезда на поезде, которую они были вынуждены заплатить за депортацию из Салоник в Освенцим и Треблинка с марта по август 1943 года. [57] [58]
Еврейская община Греции приложила большие усилия для создания Музея Холокоста в Салониках . [59] постоянный павильон о Холокосте греческих евреев В Освенциме должен был быть установлен .Делегация еврейских общин Греции встретилась в ноябре 2016 года с греческими политиками и попросила их поддержать их требование вернуть общинные архивы еврейской общины Салоник из Москвы . [60]
Диаспора
[ редактировать ]Сегодня в США и Израиле существуют общины салоникских евреев, которые сохраняют обычаи евреев Салоник.
Израиль
[ редактировать ]- Мемориал Холокоста в Салониках, кладбище Холон, Израиль
- Синагогальная молитва в память евреев Салоник, района Шапира, Тель-Авива. Основан в 1936 году.
- Синагога Хешаль Иегуда . Завершено в 1980 году. Модель в Mini Israel .
Синагога Хешаль Иегуда была основана евреями из Салоник в Тель-Авиве . Здесь сохраняются традиции салонской музыки и молитвы.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Конгрегация Эц Ахаим, [61] Сефардская Нью община, основанная в 1921 году евреями из Салоник в -Брансуике, штат Нью-Джерси . Сейчас он находится в Хайленд-Парке, штат Нью-Джерси . Читатель повторяет арамейскую молитву «Брих Шемей» в ладино перед тем, как вынуть Тору в субботу ; он известен как Бендичо су Номбре в Ладино. Кроме того, в конце субботнего богослужения вся община поет известный еврейский гимн «Эйн Келохейну» как Non Como Muestro Dio в ладино.
Актриса и певица Леа Мишель была показана в эпизоде шоу « Кто ты себя думаешь?» , где она узнала о своем салоникском еврейском происхождении. [62] Ее семья, проживающая сейчас в США , входит в диаспору салоникских евреев.
Великобритания
[ редактировать ]Перед Первой мировой войной евреи из Салоник и Стамбула прибыли в Лондон. Они поселились в западном Лондоне, открыв синагогу в Холланд-парке в 1928 году. Община до сих пор использует молитвы на ладино, хотя очень немногие до сих пор говорят на этом языке. За прошедшие годы они переняли обычаи и музыку местной испанской и португальской общины, но в праздничные дни в значительной степени сохранили мелодии и литургию своих предков.
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Как правило, эмигрировавшие евреи переняли язык своей новой страны, но этого не произошло с сефарадами Османской империи, которые прибыли массово и сохранили использование своего языка. Таким образом, евреи Салоник, как известно, использовали испанский, иудео-испанский ( djudezmo ), который является ни чем иным, как диалектом испанского языка, развившимся независимо с 15 века.
Они также использовали иудео-каталанский язык , в случае каталанимов . [63] [64] [65] Учитывая, что сефардские общины были крупнее по численности населения, чем каталани, несмотря на сохранение особенностей, на протяжении веков последние растворялись в первых, в том числе и в языке.
Иудео-каталонский язык трудно проследить, но можно сказать, что в 1526 году майзор Ямима Норайма, известный как Майзор ле-нусай Бартселона минхаг Каталония , [66] была опубликована впервые, о которой известно, что тираж закончился накануне Йом Кипура в 5287 году. [67] Каталонцы опубликовали несколько переизданий майзора в XIX веке. В 1863 году они напечатали издание под названием « Майзор ле-Рош ха-Шана ве-Йом ха-Киппурим ке-минхаг кахал кадош Катала яшан ве-джадаш ашер бе-ирену они Салоники» . [68] Это издание было опубликовано Ицхаком Амарилио. В 1869 году был напечатан Майзор ке-минхаг кахал кадош Каталан яшан ве-джадаш, редакторами были: Моше Яаков Аяш и раввин Джаной Пипано, а печатанием занимались: Давид по имени Беджор Йосеф Ардити, Сеади Авраам Шеалт. Майзор был опубликован под названием Майзор ле-Рош ха-Шана кефи минхаг Сефарад ба-кехилот ха-кедошот Салоники и включает в себя молитвы общины Арагона и каталонской общины яшан ве-джадаш . Каталонская еврейская община Салоник существовала как таковая до Холокоста. [69] В 1927 году община опубликовала нумерованное трехтомное издание Майзора под названием Майзор ле Ямим Нораим Кефи Минхаг К[ахал] К[адош] Каталан, Ха-Ядуа Бе-Шем Нусай Барцелона Минхаг Каталунья. [70] Во втором томе «Тефилат Яаков» содержится длинное историческое введение о каталонской еврейской общине и издание майзора, написанное на иудео-испанском языке.
В любом случае, они молились и учились на иврите и арамейском языке и использовали, как и все другие сефардские общины, то, что Хаим Видаль Сефиха называл «слоем» языка, ладино , который состоял из перевода текстов с иврита на испанский язык с соблюдением порядка слов на иврите и синтаксис. [71] На этих двух языках, Джудезмо и Ладино, были написаны как еврейские, так и латинские буквы. В дополнение к этим языкам, которые развились в изгнании, евреи Салоник иногда говорили на турецком языке , языке Османской империи, написанном арабскими буквами. Хаскала , которую преподают французские евреи, в свою очередь, способствовала преподаванию французского языка в школах Alliance Israélite Universelle . Итальянский язык также преподается в меньшей степени. После того, как греки захватили Салоники в 1912 году, греческий язык преподавали в школе, и на нем говорили несколько поколений евреев-салоникийцев. Сегодня этот язык преобладает среди фессалоникийских евреев.
Современное салоникское Джудезмо теперь включает фразы из различных других групп иммигрантов, включая итальянские. Французские фразы также стали популярными до такой степени, что профессор Хаим-Видал Сефиха говорит о «юдео-франьоле». [71]
Некоторые еврейские семейные фамилии прошлого или настоящего включают: Аллатини, Аруш, Карассо , Коэн, Флорентин, Капон, Леви, Малла, Модиано, Намиас, Салем, Салтиэль, Сасон, Захария, а испанского происхождения: Альгаба, Бенруби, Бераха, Буэнавентура, Куэнка, Куриэль, Эррера, Молчо, Наварро, Сапорта, Сарагоса, Вентура и т. д.
Музыка
[ редактировать ]Евреи города, и особенно сефарды , имели давнюю и выдающуюся музыкальную традицию, берущую свои корни в средневековой Андалусии . В настоящее время такие художники, как Франсуаза Атлан , Ясмин Леви , Давид Салтьель и Савина Яннату, прилагают усилия для его возрождения.
Кухня
[ редактировать ]Социолог Эдгар Морен сказал, что ядром каждой культуры является ее кухня, и что это особенно относится к евреям Салоник, общине, из которой он происходит. [72]
Кухня евреев города была вариантом иудео-испанской кухни, на которую повлиял большой ансамбль средиземноморской кухни. На него повлияли еврейские диетические правила кашрута , которые включают запрет на употребление свинины и смесей молочных и мясных продуктов, а также религиозные праздники, требующие приготовления особых блюд. Однако его ключевой особенностью было иберийское влияние. Рыбу , изобилующую в этом портовом городе, употребляли в больших количествах и во всех видах: жареную, запеченную (« аль орно »), маринованную или тушеную (« абафадо »), и часто сопровождавшую ее сложными соусами. Считавшаяся символом плодородия, рыба использовалась в свадебном обряде под названием диа дель пече («рыбный день») в последний день свадебных церемоний, во время которого невеста перешагивала через большое блюдо с рыбой, которую затем съедали гости. [72] Овощи сопровождали все блюда, особенно лук; чеснок был под рукой, но не использовался, поскольку ашкеназские синагоги были основными потребителями чеснока и получили прозвище « Эль кал дель ахо », «чесночная синагога». Ценился также греческий йогурт , широко потребляемый на Балканах и в Анатолии , а также сливки и Пан ди Спагна .
В преддверии Шабата хамин готовили . Иудео-испанский вариант ашкеназского чолента и североафриканского дафина , чамин представлял собой мясное рагу с овощами (пшеница, нут, белая фасоль), которое варили до субботнего полудня. Готовясь к Песаху , домохозяйки наполняли запертые сундуки сладостями, инжиром и финиками, начиненными миндалем, марципаном и популярным шап-бланшем (белым вареньем), состоявшим из сахарной воды и лимона. Вино предназначалось для религиозных ритуалов, но сефарды, как и их греческие и мусульманские соседи, были основными потребителями ракии . Предпочитали также сладкие напитки из чернослива, вишни и абрикосового сиропа, которые пили в конце большой праздничной трапезы. [72]
Известные фессалоникийские евреи
[ редактировать ]- Аарон Абиоб , раввин
- Альберто Абраванель , отец сеньора Абраванеля (он же Сильвио Сантос) и потомок Исаака Абарбанеля
- Морис Абраванель , дирижер классической музыки
- Шломо Халеви Алькабец , раввин
- Моис Аллатини , основатель Allatini (компании) / Allatini Mills
- Чарльз Аллатини , банкир и трейдер
- Эрик Аллатини , писатель, убит в Освенциме.
- Моисей Альмоснино , раввин
- Сол Амарель , пионер искусственного интеллекта
- Саламо Аруш , боксер Маккаби Салоники и Арис Салоники
- Хэнк Азария , американский актер
- Исаак Бенруби , философ
- Альберт Бурла , генеральный Pfizer директор
- Исаак Карассо основал фабрику по производству йогуртов, которая позже стала Groupe Danone.
- Даниэль Карассо
- Альберто Куриэль , политик-социалист и член парламента Греции от Федерации
- Альберто Эррера , офицер греческой армии, боец ЭЛАС , жертва Холокоста
- Давид Флорентин , журналист и один из основателей сионистского движения в Салониках.
- Саломон Якоб Флорентин , подрядчик и предприниматель, основавший район Флорентин в Тель-Авиве.
- Аллегра Гатеньо , довоенная спринтерка команды Ираклиса Салоники.
- Хаим Хабиб , предпоследний главный раввин Салоник, убит в Освенциме.
- Стелла Хаскил (Гечаскель), ребетико певица
- Моше Ха-Элион , переживший Холокост и писатель
- Моше Леви , химик
- Самуэль де Медина , раввин, талмудист и писатель
- Давид бен Иуда Мессер Леон , раввин и врач
- Мордехай Мано , бизнесмен и член судоходной семьи Мано.
- Эли Модиано , архитектор
- Джейкоб Модиано , банкир
- Саул Дэвид Модиано , основатель Modiano компании
- Саул Исаак Модиано , банкир и филантроп
- Исаак-паша Молхо , врач султана Абдул-Хамида II и вице-адмирал османского флота.
- Альберто Намиас , футболист
- Жак Ниссим-паша , военный врач и генерал дивизии Османской армии.
- Дэвид Пардо , голландский раввин, родился в Салониках.
- Джозеф Пардо , раввин
- Авраам Раканти , политик и журналист
- Леон Иегуда Реканати , банкир, основатель Израильского дисконтного банка
- Рафаэль Реканати , бизнесмен, банкир и филантроп. Основатель и председатель Overseas Shipholding Group.
- Рафаэль Салем , математик
- Хайим Шабтай , главный раввин Салоник
- Соломон Сирилио , раввин и комментатор Талмуда
- Хайим Сарук , торговец и дипломат
- Джозеф Тайтазак , талмудист
- Барух Узиэль , израильский политик
- Роби-Рафаэль Варсано , переживший Холокост, который после Второй мировой войны обнаружил Макса Мертена , советника военной администрации нацистской Германии в Салониках.
- Шломо Венеция (1923-2012), переживший Холокост
- Моррис Венеция , он же Морис Венеция (1921–2013), переживший Холокост.
См. также
[ редактировать ]- Сефардские евреи
- евреи-романиоты
- Музей Холокоста в Греции
- История Салоник
- История евреев в Греции
- История евреев в Турции
- Гуэльфо Замбони (1897–1994)
- Маккаби Салоники
- Флорентин, Тель-Авив
Библиография
[ редактировать ]- Джорджиос Антониу, А. Дирк Мозес (2018). Холокост в Греции . Кембриджский университет. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Вайнштейн, Жиль (1992). Салоники 1850–1918 гг., «город евреев» и пробуждение Балкан . Париж. ISBN 978-2-86260-356-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тригано, Шмуэль (2006). Сефардский мир . Париж: Порог. ISBN 978-2-02-090439-1 .
- Мазовер, Марк (2005). Салоники, город призраков: христиане, мусульмане и евреи, 1430–1950 гг . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0-375-41298-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мессинас, Илиас. (1997). Синагоги Салоник и Верии . Публикации Гавриелидиса. ISBN 960-336-010-4 .
- Мессинас, Элиас. (2022). Синагоги Греции: исследование синагог в Македонии и Фракии: с архитектурными чертежами всех синагог Греции . ДПК, 41–92 и 181–189. ISBN 979-8-8069-0288-8
- Наар, Девин Э. (2016), Еврейские Салоники: между Османской империей и современной Грецией . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-9887-7 .
- Салтиэль, Леон, изд. (2021). Не забывайте меня: три еврейские матери пишут своим сыновьям из гетто Салоник . Книги Бергана. ISBN 978-1-80073-107-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео : Истребление общины, депортация евреев из Салоник, конференция Жана Карассо, основателя Сефардского письма, Отделение культуры FSJU, Париж, 2006 г.
- Еврейский музей Салоник
- Статья Еврейской энциклопедии
- Документальный фильм 2009 г., заархивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine : Салоники.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Н. Х. Тейлор (2002) «Кто преследовал фессалоникийских христиан?», Hervormde Teologiese Studies (HTS) 58 (2), стр. 789-793» .
- ^ А. Вакалопулос, История Салоник , с. 9
- ^ Перейти обратно: а б с д Жиль Вайнштейн, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , стр. 42–45
- ^ Перейти обратно: а б с Бернард Льюис, Ислам , Галлимар, 2005, стр. 563–567.
- ^ Розамонд МакКиттерик, Кристофер Оллманд, Новая Кембриджская средневековая история , стр. 779 –
- ^ «Еврейская община Салоник» . Проект открытых баз данных «Бейт Хатфуцот» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Список извлечен из Рены Молхо , Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , стр. 67
- ^ Перейти обратно: а б Моше Амар, Сефардский мир, Том II, Сеуиль, 2006, стр. 284
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкоб Барнай, Евреи Испании: история диаспоры, 1492–1992 гг. , Лиана Леви, 1998, с. 394–408.
- ^ Жиль Вайнштейн, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , с. 51.
- ^ Хаим Бентов, Сефардский мир , с. 720.
- ^ Перейти обратно: а б с Жиль Вайнштейн, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , с. 52–54.
- ^ Мазовер, Марк (2004). Салоники, город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430-1950 гг . п. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с д Жиль Вайнштейн, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , стр. 54–58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жиль Вайнштейн, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , с. 58–62.
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедический словарь иудаизма , Éditions du Cerf, Париж, 1993, статья Саббатаи Цеви.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрэнсис Джорджон, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , с. 115–118.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Флеминг, К.Э. (2010). Греция: еврейская история . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691146126 . OCLC 503640777 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Рена Молхо , Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , с. 68–78.
- ^ «Газеты» . www.jmth.gr.
- ^ Эстер Бенбасса , «Сионизм в Османской империи на заре XX века». В ХХ веке , № 24, октябрь 1989 г., с. 74.
- ^ Марк Мазовер, Салоники, город призраков , с. 281.
- ^ Дж. Люн, Лорд Улисс , Viking Press, 1923, стр. 77–78 у Софи Баш, Le Mirage Gree , Hatier, 1995, стр. 77–78. 333. ISBN 978-2-218-06269-8
- ^ Режис Дарк, Салоники в 20 веке, от османского города до греческой метрополии , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Аристотель А. Каллис , Еврейская община Салоник в осаде: антисемитское насилие летом 1931 года , Oxford University Press, 2006 г.
- ^ Эрика Перахия Земур, Иудаизм потерян и найден в Салониках, Пардес № 28, Париж, 2000, стр. 153–154.
- ^ Режис Дарк, Салоники в 20 веке, от османского города до греческой метрополии с. 78–79.
- ^ Mano Maritime Ltd. - Профиль компании. Архивировано 7 апреля 2012 г. в рейтинге Wayback Machine Dun's 100: Dun & Bradstreet.
- ^ Анни Бенвенист, Le Bosphor à la Roquette: иудео-испанская община в Париже, 1914–1940 , L'Harmattan, Париж, 2000, стр. 81.
- ↑ Биография Леона Реканати на сайте Тель-Авивского университета. Архивировано 11 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ицхак Керем, Сефардский мир , Том I, стр. 924–933
- ^ Перейти обратно: а б с д Рена Молхо , Политика Германии против евреев Греции: истребление еврейской общины Салоник (1941–1944) , обзор истории Холокоста, опубликованный Центром современной еврейской документации, Париж, 2006 г.; № 185, с. 355–378
- ^ Перейти обратно: а б с Историко-культурный контекст. Сосуществование евреев и греков. Жан-Конференц Карассо
- ^ Перейти обратно: а б web/thejews/pages/pages/necrep/necrop.htm Документ Еврейский музей Салоник
- ^ Перейти обратно: а б с (на испанском языке) Майкл Молхо, «El цементерио юдио Салоники» Сефарад, 9:1 (1949) с. 124–128
- ^ Еврейский музей Салоник: Книга, 2017.
- ^ «Отчет JUST Act: Греция» . Государственный департамент США . Проверено 17 марта 2022 г.
- ^ Греция_in_the_WW2.html Рефуджиадо из Греции и Родоса в Марокко во время Второй мировой войны , Ицхак Гершон, Аки Йерушалаим , 1995, стр. 42–45.
- ^ Перейти обратно: а б с Минна Розен, «Евреи и греки помнят свое прошлое: политическая карьера Цви Корца (193–343)», Еврейские социальные исследования , том 12, номер 1, осень 2005 г. (новая серия), стр. 111–166.
- ^ Мифы и реальность об уничтожении евреев Салоник. . cohen.gr (на греческом языке) . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ ".:БиблиоНет : Спасение / Лампса, Карина" . www.biblionet.gr . Проверено 24 февраля 2017 г.
- ^ Молхо, Майкл (1976). In Memoriam, дань памяти израильским жертвам нацизма в Греции . Салоники: Израильская община Салоник. стр. 149–50.
- ^ Молхо, Майкл (1976). In Memoriam, дань памяти израильским жертвам нацизма в Греции . Салоники: Израильская община Салоник. п. 128.
- ^ Апостолу, А. (01 октября 2000 г.). « «Исключение Салоник»: очевидцы и коллаборационисты в Северной Греции» . Исследования Холокоста и геноцида . 14 (2): 165–196. дои : 10.1093/hgs/14.2.165 . ISSN 8756-6583 .
- ^ Антониу, Джордж; Дорданас, Стратос; Заикос, Никос? Марантзидис, Никос (2011). Холокост на Балканах . Салоники: Эпицентр.
- ^ Салтиэль, Леон. «Профессиональная солидарность и Холокост: случай Салоник» . Ежегодник исследований антисемитизма 24, Берлинский технический университет, 2015 г.
- ^ Салтиэль, Леон (2020). «Холокост в Салониках: реакция на антиеврейские преследования, 1942–1943» . Рутледж . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ (на испанском языке) Свидетельские показания, заархивированные 11 октября 2007 г. в Wayback Machine, салониста, пережившего Холокост, на сайте Fundacion Memoria del holocausto.
- ^ Ицхак Керем, Забытые герои: греческое еврейство в Холокосте , г-н Мор (ред.), Кризис и реакция: герой в еврейской истории, Омаха, Creighton University Press, 1995, стр. 229–238.
- ^ Примо Леви, Если это мужчина , Джульярд, 2007, стр. 121–122 (Глава: Из-за добра и зла)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Retorno del Inferno. Архивировано 10 августа 2007 г. в Wayback Machine Браха Ривлин, Аки Йерушалаим , № 49–50, 1995.
- ^ Перейти обратно: а б Марк Мазовер, Салоники, город призраков , с. 422–425.
- ^ Марк Мазовер, Салоники, город призраков , с. 437–438.
- ^ (на испанском языке) Статья El Mundo от 29 мая 1998 г.
- ^ «Греческий университет открыл мемориал на месте разрушенного еврейского кладбища» . 10 ноября 2014 г.
- ^ Режис Дарк, Салоники до XX века, город Османской империи на материковой Греции , с. 63.
- ↑ Билеты в один конец Салоники — Освенцим. Архивировано 8 февраля 2017 г. в Wayback Machine , июнь 2015 г.
- ^ Поезд памяти/Поезд памяти в Салониках (неправительственная организация «Поезд памяти») .
- ^ Макрис, А. (22 декабря 2013 г.). «Музей Холокоста будет построен [ так в оригинале ] в Греции - греческийReporter.com» .
- ^ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ ПО ГРЕЧЕСКИМ ЕВРЕЙСКИМ ВОПРОСАМ , дата обращения 5 декабря 2016 г.
- ^ «Конгрегация Эц Ахаим – Сефардская» . Конгрегация Эц Ахаим – Сефардская .
- ^ Альхадефф, Тай (21 апреля 2016 г.). «Профессор сефардских исследований Университета Вашингтона в телесериале, номинированном на Эмми» .
- ^ Мираллес и Монсеррат, Жанна; Массо и Мунтанер, Хосеп (2001). «Среда истории языка » Аббатство Монтсеррат . Аббатство Монтсеррат. стр. 90–91. ISBN 8484153096 .
- ^ Векслер, Пол (1993). «Раскрытие истоков иудо-иберо-романских языков». Новые горизонты в сефардских исследованиях . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. стр. 211–214. ISBN 0-7914-1401-9 .
- ^ «Когда в Османской империи говорили на каталанском языке» . Национальный 2022.
- ^ Майзор по обрядам Барселоны и обычаям Каталонии.
- ↑ В ответах раввина Кселомо бен Авраама ха-Коэна ( Махаршаха ) он упоминает «махзор ле-йамим нораим бе-нуссах кахал Кадуа каталонский »
- ^ Махзор Рош ха-Шана и Йом Кипура по обычаю святой каталонской общины старых и новых нашего города Салоники.
- ^ Ицхак Ксемуэль Иммануэль , Гедоле Салоники ле-доротам , Тель-Авив: 1936 г. (включает списки фамилий каталонских общин яишан и каталонский хадаикс ).
- ^ Первый том: «Тфилат Шмуэля. Майор Рош ха-Шана» ; второй том: «Тефилат Яков. Майор Шаджарит и Мусаф на Кипуре» ; Третий том: «Сношения Сеади. Майор Киппура Минья »
- ^ Перейти обратно: а б Хаим Видаль Сефиха , Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , с. 79–95.
- ^ Перейти обратно: а б с Мери Бади, Салоники 1850–1918, «город евреев» и пробуждение Балкан , с. 96–101.