Мусульмане (этническая группа)
мусульмане мусульмане | |
---|---|
![]() Флаг, используемый для представления различных мусульманских меньшинств в бывшей Югославии. | |
Общая численность населения | |
в. 60 000 | |
![]() | 20,537 (2011) [ 1 ] |
![]() | 13,011 (2022) [ 2 ] |
![]() | 12,101 (2013) [ 3 ] |
![]() | 10,467 (2002) [ 4 ] |
![]() | 3,902 (2021) [ 5 ] |
![]() | 1,187 (2021) [ 6 ] |
Языки | |
Сербско-хорватский , македонский и горский диалект | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другие южные славяне, в основном мусульмане. |
« Мусульмане » ( сербско-хорватская латынь и словенский : Муслимани , сербо-хорватская кириллица и македонский : Муслимани ) — обозначение этнорелигиозной группы сербо-хорватскоязычных мусульман славянского происхождения , населяющих в основном территорию бывшей Социалистической Федеративной Республики. Югославии . Этот термин, принятый в Конституции Югославии 1971 года , объединяет ряд отдельных южнославянских общин исламской этнокультурной традиции. До 1993 года подавляющее большинство современных боснийцев идентифицировали себя как этнические мусульмане, а также некоторые более мелкие группы другой этнической принадлежности, такие как Горани и Торбеши . Это определение не включало югославских неславянских мусульман, таких как турки , некоторые цыгане и большинство албанцев . [ 7 ]
После распада Югославии большинство славянских мусульман Боснии и Герцеговины приняли боснийское этническое обозначение, и сегодня они конституционно признаны одним из трех составляющих народов Боснии и Герцеговины . Примерно 100 000 человек на остальной территории бывшей Югославии считают себя славянскими мусульманами, в основном в Сербии . Они конституционно признаны отдельным этническим меньшинством в Черногории . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Османские завоевания привели к тому , что многие автохтонные жители приняли ислам . Хотя националистические идеологии появились среди южных славян еще в 19 веке, как во время Первого и Второго сербского восстания и Иллирийского движения , национальная идентификация была чуждой концепцией для населения в целом, которое в первую очередь идентифицировало себя по вероисповеданию и провинции. [ 9 ] Появление современных национальных государств вынудило этнически и религиозно разнообразную Османскую империю модернизироваться, что привело к принятию нескольких реформ. Наиболее значительными из них были Указ Гюльхане 1839 года и Указ об имперской реформе 1856 года. Они предоставили немусульманским подданным Империи равный статус и укрепили их автономные общины Милле . [ 10 ]
Между южнославянскими националистами существовало сильное соперничество. Вук Караджич , тогдашний ведущий представитель сербского национализма , считал всех носителей штокавского диалекта, независимо от религиозной принадлежности, сербами. Йосип Юрай Штроссмайер , хорватский католический епископ, и его Народная партия отстаивали идею южнославянского единства, в то время как Анте Старчевич и его Партия прав стремились восстановить хорватское государство на основе так называемого исторического права, считая боснийских мусульман хорватами. . Как в хорватской, так и в сербской национальной идеологии территория Боснийского вилайета имела большое значение, поскольку оба хотели включить ее в состав своих будущих национальных государств. С их точки зрения, боснийские мусульмане — это хорваты или сербы, принявшие ислам. В 1870 году боснийские мусульмане составляли 42,5 процента населения Боснийского вилайета, православные - 41,7 процента, католики - 14,5 процента. Таким образом, какое национальное государство получит территорию боснийского вилайета, зависело от того, кого отдадут предпочтение боснийские мусульмане: хорватов или сербов. [ 11 ]
В Боснии и Герцеговине в то время население не идентифицировало себя с национальными категориями, за исключением нескольких интеллектуалов из городских районов, которые утверждали, что они хорваты или сербы. Население Боснии и Герцеговины в первую очередь идентифицировало себя по религии, используя термины турок (для мусульман), хришчани (христиане) или греки (для православных) и « Кршчани » или латиняне (для католиков). Кроме того, Боснийский вилайет особенно сопротивлялся реформам, кульминацией которых стало восстание Хусейна Градашчевича и его аянов в 1831 году. Реформы были проведены в Боснии и Герцеговине только после того, как Омер-паша Латас насильно вернул провинцию под власть султана в 1850 году. Реформы ознаменовали потеря влияния улемов ( образованного духовенства), шариата не было больше не использовался вне семейных дел, и в дополнение к религиозному образованию была введена система государственного образования. Реформы положили начало журналистике и созданию современных политических институтов и, в конечном итоге, созданию провинциальной ассамблеи в 1865 году, в которой также заседали немусульмане. [ 12 ]
Восстание боснийских аянов и попытки формирования провинциальной идентичности в 1860-х годах часто изображаются как первые признаки боснийской национальной идентичности. Однако боснийская национальная идентичность за пределами конфессиональных границ была редкостью, а сильная боснийская идентичность отдельных аянов или францисканцев, выраженная в то время, была отражением региональной принадлежности с сильным религиозным аспектом. Христиане больше идентифицировали себя с хорватской или сербской нацией. Для мусульман идентичность была больше связана с защитой местных привилегий, но не ставила под сомнение верность Османской империи. Использование термина «боснийец» в то время имело не национальное значение, а региональное. Когда Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину в 1878 году, национальная идентификация все еще была чуждой концепцией для боснийских мусульман. [ 12 ]
После Второй мировой войны в Социалистической Федеративной Республике Югославии к боснийским мусульманам продолжали относиться как к религиозной группе, а не как к этнической. [ 13 ] Александр Ранкович и другие сербские коммунисты выступили против признания боснийского гражданства. [ 14 ] Мусульманские члены коммунистической партии продолжали попытки убедить Тито поддержать их позицию по признанию. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Тем не менее, в ходе дебатов, которые продолжались в 1960-е годы, многие боснийские мусульманские коммунистические интеллектуалы утверждали, что мусульмане Боснии и Герцеговины на самом деле являются отдельным коренным славянским народом, который следует признать как нацию . В 1964 году Четвертый конгресс боснийского отделения Лиги коммунистов Югославии заверил членов боснийских мусульман, что право боснийских мусульман на самоопределение будет реализовано, что привело к признанию боснийских мусульман как отдельной нации на встрече Боснийский Центральный комитет в 1968 году, однако не под боснийским или боснийским именем, как предпочло коммунистическое руководство боснийских мусульман. [ 13 ] [ 17 ] В качестве компромисса в Конституцию Югославии были внесены поправки, включающие «мусульман» в национальном смысле; признавая конститутивную нацию, но не боснийское имя. Использование мусульманства в качестве этнической конфессии с самого начала подвергалось критике, особенно из-за мотивов и рассуждений, а также игнорирования этого аспекта боснийской государственности. [ 18 ] После падения Ранковича Тито также изменил свою точку зрения и заявил, что должно произойти признание мусульман и их национальной идентичности. [ 14 ] В 1968 году этот шаг вызвал протест в Сербии и со стороны сербских националистов, таких как Добрица Чосич . [ 14 ] Против этого изменения выступило македонское отделение Коммунистической партии Югославии. [ 14 ] Они считали мусульман, говорящих на македонском языке , македонцами и были обеспокоены тем, что общегосударственное признание мусульман как отдельной нации может поставить под угрозу демографический баланс Македонской республики . [ 14 ]
Иногда использовались и другие термины, например, «мусульманин» с заглавной буквы «М» , то есть «мусульманин» означал практикующего мусульманина, а «мусульманин» был членом этой нации ( сербохорватский язык использует заглавные буквы для названий народов, но маленькие для имен приверженцев). ).
Закон о выборах Боснии и Герцеговины, а также Конституция Боснии и Герцеговины признают результаты переписи населения 1991 года как результаты, относящиеся к боснийцам. [ 19 ] [ 20 ]
Население
[ редактировать ]- В Сербии по переписи 2011 года проживал 22 301 мусульманин по национальности , 145 278 боснийцев, а также немного сербов-мусульман (этнических сербов, являющихся мусульманами (приверженцами ислама) по религиозной принадлежности). [ 21 ]
- По данным переписи населения Черногории 2011 года, 20 537 (3,3%) населения заявили, что являются мусульманами по национальности ; а 53 605 (8,6%) заявили себя боснийцами; а 175 (0,03%) мусульман по вероисповеданию заявлены как черногорские мусульмане. [ 22 ] Мусульмане и боснийцы считаются двумя отдельными этническими группами, и у обеих есть свои отдельные национальные советы. Также отметим, что многие мусульмане считают себя черногорцами исламской веры. Национальный совет мусульман Черногории утверждает, что их родным языком является черногорский . [ 23 ]
- По данным переписи населения Словении 2002 года , 21 542 человека были идентифицированы как боснийцы (из них 19 923 боснийских мусульманина); 8062 человека были боснийцами (из них 5724 боснийских мусульман), 2804 были словенскими мусульманами . а 9328 выбрали мусульман по национальности . [ 24 ]
- В Северной Македонии перепись 2021 года зарегистрировала 16 042 (0,87%) боснийцев и 1187 (0,13%) мусульман по национальности . [ 25 ] Есть также 455 человек, идентифицированных как македонские мусульмане , отдельно от 4178 Торбеши , группы религиозного меньшинства в сообществе этнических македонцев , которые являются мусульманами по религиозной принадлежности . Также важно отметить, что большинство Торбеши были объявлены мусульманами по национальности . до 1990 года
- В Хорватии по переписи 2011 года проживало 6704 мусульманина по национальности , 27959 мусульман-боснийцев , 9594 мусульман-албанца , 9647 мусульман-хорватов и 5039 мусульман-ромов . Боснийцы Хорватии являются крупнейшим меньшинством, исповедующим ислам в Хорватии . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Черногории 2011 г.» (PDF) . Монстат.орг . 12 июля 2011 года . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ «Перепись населения Сербии 2022 года» (PDF) .
- ^ «Попись БиГ 2013» . popis.gov.ba . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ религиозный, языковой и этнический состав (2002 г.) Статистического управления Республики Словения.
- ^ «Население по этнической принадлежности/гражданству/родному языку/религии» (xlsx) . Перепись населения, домохозяйств и жилищ в 2021 году . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . 2022 . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ «1. Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Республике Северная Македония, 2021 г. - первый набор данных» (PDF) . Государственное статистическое управление Северной Македонии . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Димитрова 2001 , стр. 94–108.
- ^ Чечевич, Вукович-Чаласан и Кнежевич 2017 , стр. 137–157.
- ^ Бугарель 2017 , с. 7.
- ^ Бугарель 2017 , стр. 7–8.
- ^ Бугарель 2017 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Бугарель 2017 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Банак 1988 , стр. 287–288.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бечиревич, Эдина (2014). Геноцид на реке Дрина . Издательство Йельского университета. стр. 24–25. ISBN 9780300192582 .
- ^ Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Издательство Университета Индианы. п. 286. ИСБН 0-253-34656-8 . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ Санкактар, Канер (1 апреля 2012 г.). «Историческое строительство и развитие боснийской нации» . Альтернативы: Турецкий журнал международных отношений . 11 :1–17 . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ Костич, Роланд (2007). Костич, Роланд 2007. Амбивалентный мир: внешнее миростроительство, угроза идентичности и примирение в Боснии и Герцеговине. Отчет № 78, Департамент исследований мира и конфликтов и Программа исследований Холокоста и геноцида, Уппсальский университет, Швеция, стр.65 . Амбивалентный мир. ISBN 9789150619508 .
- ^ Имамович, Мустафа (1996). История боснийцев. Сараево: БЗК Препород. ISBN 9958-815-00-1
- ^ «Закон о выборах Боснии и Герцеговины» (PDF) .
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ» (PDF) . Конституционный суд Боснии и Герцеговины .
- ^ Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 г. в Республике Сербия.
- ^ «СТАТИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРНОГОРИИ, ВЫПУСК № 83, 12 июля 2011 г., Перепись населения, домашних хозяйств и жилищ в Черногории 2011 г., стр. 6» (PDF) . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Курпейович 2018 , стр. 48, 73, 102, 143–144.
- ^ «Население по вероисповеданию и этнической принадлежности, Словения, перепись 2002 года» . Статистическое управление Республики Словения . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «1. Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Республике Северная Македония, 2021 г. - первый набор данных» (PDF) . Государственное статистическое управление Северной Македонии . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ «Население по национальностям» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2001 года . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . 2002.
- ^ «10. Население по национальностям — подробная классификация по уездам» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2001 года . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . в 2002 году
- ^ «1. Население по этническому признаку – подробная классификация» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . Декабрь 2012.
- ^ «4. Население по национальностям и вероисповеданию» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . Декабрь 2012 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бугарель, Ксавье (2017). Ислам и государственность в Боснии и Герцеговине: выжившие империи . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. ISBN 9781350003590 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Банак, Иво (1988) [1984]. Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика (2-е изд.). Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801494931 .
- Черич, Салим (1968). Мусульмане сербско-хорватского языка . Сараево: Свет.
- Димитрова, Богдана (2001). «Боснийцы или мусульмане? Дилемма одной нации с двумя именами» (PDF) . Политика Юго-Восточной Европы . 2 (2): 94–108.
- Чечевич, Мехмед; Вукович-Чаласан, Даниела; Кнежевич, Саша (2017). «Переименование этнических мусульман в боснийцы в Черногории: местные особенности и динамика этого процесса». Восточноевропейская политика, общества и культуры . 31 (1): 137–157. дои : 10.1177/0888325416678042 . S2CID 152238874 .
- Дония, Роберт Дж.; Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994). Босния и Герцеговина: преданная традиция . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9781850652120 .
- Джая, Сречко М. (2002). Политическая реальность югославизма (1918-1991): с особым акцентом на Боснию и Герцеговину . Мюнхен: Р. Ольденбург Верлаг. ISBN 9783486566598 .
- Джая, Сречко М. (2004). Политическая реальность Югославии (1918-1991): с особым акцентом на Боснию и Герцеговину . Сараево-Загреб: Свет слов. ISBN 9789958741357 .
- Йович, Деян (2013). «Идентичность боснийцев/мусульман» . Политическая мысль: Журнал политической науки . 50 (4): 132–159.
- Курпейович, Авдул (2006). Славянские мусульмане Западных Балкан . Подгорица: Матица Мусульманская Черногория.
- Курпейович, Авдул (2008). Мусульмане Черногории: важные исторические находки, документы, учреждения и события . Подгорица: Матица Мусульманская Черногория.
- Курпейович, Авдул (2011). Культурный и национальный статус и положение мусульман в Черногории . Подгорица: Матица Мусульманская Черногория.
- Курпейович, Авдул (2014). Анализ национальной дискриминации и ассимиляции мусульман в Черногории . Подгорица: Матица Мусульманская Черногория. ISBN 9789940620035 .
- Курпейович, Авдул (2018). Кто мы, мусульмане Черногории (PDF) . Подгорица: Матица Мусульманская Черногория.
- Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 9781603447249 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Этнорелигиозные группы
- Славянские этносы
- Мусульмане по национальности
- Этнические группы в Боснии и Герцеговине
- Этнические группы в Хорватии
- Этнические группы в Черногории
- Этнические группы в Северной Македонии
- Этнические группы в Сербии
- Этнические группы в Словении
- Этнические группы в Воеводине
- Социалистическая Федеративная Республика Югославия
- Южные славяне
- Боснийская история
- Этнокультурные обозначения
- История Санджака