Tikhon of Zadonsk
Tikhon of Zadonsk | |
---|---|
Портрет конца XVIII века. | |
Епископ Воронежский , Чудотворец всея Руси. | |
Рожденный | 1724 Korotsko |
Умер | 1783 Задонск |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 1861 г. Решением Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви. |
Праздник | 13 августа (Отдых) 14 мая (Обретение мощей) |
Атрибуты | Облачен епископом, часто держит Евангелие или свиток , с поднятой правой рукой в благословении. |
Тихон Задонский (мирское имя Тимофей Савельевич Соколов , русский : Тимофей Савельевич Соколов епископ XVIII века ; 1724–1783) — русский православный и духовный писатель, Восточной Православной Церковью прославленный (канонизированный) в лике святых в 1861 году.
Святитель Тихон родился в Новгороде и вырос в крайней нищете. Проведя большую часть своего детства на крестьянском труде, он поступил на стипендию в Новгородскую семинарию и был блестящим учеником: впоследствии он преподавал в семинарии греческий язык, риторику и философию. В 1758 году он принял монашество, а в 1763 году был назначен епископом Воронежским , где снискал уважение за энергичную приверженность духовному просвещению и благополучию как мирян, так и духовенства своей епархии. По состоянию здоровья он удалился в Задонский монастырь в 1769 году, где прожил до своей смерти в 1783 году. В Задонске он написал ряд книг и трактатов и стал очень любимым духовным наставником и человеком Божьим.
Жизнь и творчество Тихона вдохновили Достоевского , который отразил их в образе епископа Тихона в романе «Бесы». [ 1 ] (1871–1872) и в образах Алеши Карамазова и старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». [ 2 ] (1879–1880).
Биография
[ редактировать ]в 1724 году в селе Короцко Новгородской Тихон родился Тимофеем Кирилловым области России. Еще в младенчестве руководитель Новгородской духовной семинарии дал ему новую фамилию — Соколов . Тихон жил со своей матерью в крайней нищете, и в детстве ему приходилось подолгу заниматься крестьянской работой. В тринадцать лет его отдали в духовную школу, где он зарабатывал на жизнь работой с огородниками. В шестнадцать лет он поступил в Новгородскую духовную семинарию по государственному гранту и отличился в учебе. В 1754 году он стал преподавателем в семинарии сначала греческого языка, а затем риторики и философии. Постригся в монашество с именем Тихон в 1758 году. [ 3 ]
В 1761 году Тихон был поставлен викарием-епископом Новгородской епархии. В 1863 году он был переведен на самостоятельную архиерейскую кафедру в Воронеже . Будучи епископом, он стремился оживить духовную жизнь собора и общины. Он поощрял и наставлял духовенство в его духовных обязанностях, сформировал Миссию по восстановлению сектантов в православии, направил судебную администрацию на исправление, а не на наказание, защищал подчиненных от светской власти. Он пропагандировал просвещение среди народа, преобразовал славяно-латинскую школу в семинарию, для которой разработал учебную программу и собрал штат опытных преподавателей. Прежде всего он стремился восстановить веру и энтузиазм к духовной жизни как в монастырях, так и в народе, как через проповедь, так и через писательство. Он написал трактат «О семи святых тайнах», призванный дать духовенству понимание совершаемых ими таинств, и еще один «О тайне святого покаяния», в котором предлагает духовным наставникам руководство по исповеданию. Он написал большое сочинение под названием «Плоть и дух», пятнадцать статей наставления монахам и ряд специальных сочинений для людей, разосланных во все церкви. Тихон прослужил епископом почти пять лет, прежде чем потребовал увольнения по состоянию здоровья. Сначала он поселился в Толшевском монастыре под Воронежем, а затем удалился в монастырь Задонске в 1769 году, где он прожил до своей смерти в 1783 году. [ 4 ]
В Задонске Тихон занимался богословскими занятиями и писательской деятельностью, вел строгий аскетический образ жизни: несмотря на слабое здоровье, он очень мало ел и часто занимался тяжелым физическим трудом. Однако он был снисходителен к чужим слабостям и был известен своим глубоким смирением и всепрощением, хотя сам по природе своей был нервным и сверхчувствительным темпераментом. Несмотря на свою эрудицию, он смиренно брал уроки духовности у простых и неграмотных монашеских старцев. В Задонске репутация Тихона как благочестивого, смиренного, доброго и мудрого человека привлекала в монастырь множество людей — богатых и бедных, старых и молодых — в поисках его благословения и совета. Он был не прочь покинуть монастырь и поселиться среди местного населения, если того требовала ситуация, а иногда выезжал и в более отдаленные места.
Двумя крупными литературными произведениями Тихона во время выхода на пенсию были книги «Духовная сокровищница, собранная от мира» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776). Он также написал более короткие произведения специально для монахов, такие как «Правила монашеской жизни» и «Наставление отвращающимся от суетного мира». Его собственную жизнь в монастыре довольно подробно описали двое его келейников. [ 4 ]
14 мая 1846 года при строительстве нового собора в Задонске были обретены мощи Тихона . По слухам, его мощи были нетленными, и поступали многочисленные сообщения о чудесах, происходящих возле них. Русская Православная Церковь причислила Тихона к лику святых в 1861 году. Его память отмечается 13 августа по юлианскому календарю (26 августа по григорианскому календарю ). Еще один праздник – Обретение мощей святителя Тихона Задонского – было установлено отмечать ежегодно 14 мая.
Характер
[ редактировать ]Святитель Тихон учился и преподавал в латинских школах Новгорода и Твери . Хотя в первую очередь он находился под влиянием отцов церкви , он также ценил некоторых современных западных богословов, особенно Иоганна Арндта . Главный труд Тихона «Об истинном христианстве» ( Об истинном христианстве ) носил то же название, что и основной труд Арндта. Тихон был исключительно одарён словом и имел художественный, простой и «удивительно ясный» стиль письма. [ 5 ] Богослов Жорж Флоровский описывает Тихона так:
Его грация и ясность, его свобода – и не только свобода от мира, но и в мире – есть самое поразительное качество в личности святителя Тихона. Он обладает легкой грацией паломника или путешественника, которого этот мир не отклоняет и не сдерживает. «Каждое живое существо на земле — странник». Однако эта победоносная благодать была достигнута через мучительные испытания и аскетические подвиги. В прозрачном духе Тихона, нахлынувшем на него, совершенно отчетливо видны темные волны глубокой усталости и отчаяния... Его своеобразное субъективное отчаяние, его особое искушение к меланхолии как форме непривычного раскрытия души совершенно уникальны в русском аскетизме. и более легко наводит на мысль о Темной ночи души святого Иоанна Креста. Временами Тихон впадал в беспомощное оцепенение, заточение и неподвижность, когда все вокруг него было темно, пусто и безразлично. Иногда он не мог заставить себя выйти из кельи; в других случаях он, казалось, пытался физически спастись от отчаяния, передвигаясь. Весь дух Тихона был сломлен этим испытанием, но это испытание не оставило ни следов, ни шрамов. Изначальная яркость его души очистилась только в ходе его личного прогресса. [ 5 ]
Хотя Тихон избрал аскетический образ жизни, он оставался пастырем и учителем и не воздерживался от активного участия в мирских делах, если в нем пробуждалась глубокая чувствительность к страданиям. Он был одним из первых мужей Божиих, столкнувшихся с последствиями нового русского атеизма, и эта встреча отражена в его сочинениях и анекдотах о нем. [ 5 ] Он часто защищал крестьян, с которыми плохо обращались, и стремился практиковать и распространять христианскую любовь во времена тьмы. Иногда он подвергался физическому нападению со стороны землевладельцев под влиянием преобладающих вольтеровских антирелигиозных идей, но его сила и смирение в этих ситуациях, как говорили, были достаточно мощными, чтобы заставить нападавшего изменить свое мнение. [ 6 ] Его слуга-монах сообщает, что он часто произносил экстатические речи, но иногда «задумывался», после чего уходил в уединение и молитву. [ 5 ]
По словам Флоровского, святитель Тихон «сочетал в себе напряженную сосредоточенность духа с исключительной способностью к нежности и любви». Флоровский описывает книги Тихона, особенно « Об истинном христианстве» , как изящные, поэтические и свободные, «не столько догматическую систему, сколько книгу мистической этики», и как первую попытку живого богословия , «богословия, основанного на опыте, в противоположность и как противовес схоластической эрудиции, лишенной такого опыта». [ 5 ]
Влияние
[ редактировать ]Русский писатель Федор Достоевский восхищался Тихоном и находился под влиянием как его учения, так и его характера. Персонаж по имени Тихон играет жизненно важную роль в спорной главе «Исповедь Ставрогина» (или «У Тихона») в «Бесах » . Персонаж — бывший епископ, живущий в монастыре, страдающий рядом физических и нервных недугов, но, тем не менее, демонстрирующий глубоко сострадательное понимание душевного состояния своего собеседника, глубоко обеспокоенного Николая Ставрогина. [ 7 ] Учение старца Зосимы в «Братьях Карамазовых » основано на некоторых учениях Тихона и представляет собой попытку Достоевского дать подлинно христианский ответ материалистическим, рационалистическим и нигилистическим учениям, которые становились все более господствующими в русском обществе в то время. время. Подтверждение Тихоном учения о бессмертии души и его оплакивание нравственного и духовного разложения, следующего из его отрицания, находят отражение в романе. Подобно Достоевскому, Тихон связывал Воскресение с созданием Рая на Земле посредством Любви, а не с идеями возмездия и наказания, содержащимися в Страшном Суде :
Как все было бы чудесно, если бы все любили друг друга! Тогда не было бы ни грабежа, ни обмана, ни убийства... тюрьмы не были бы переполнены арестантами, запертыми за преступления, ростовщичество, неуплату долгов; наконец, больше не будет бедных и нуждающихся, и все будут равны». [ 8 ] [ 9 ]
Поговорки
[ редактировать ]
«Прощение лучше мести». [ 10 ]
«Любовь выше поста». [ 10 ]
«Старайтесь познать себя, свое собственное зло. Подумайте о величии Бога и своем убожестве. Размышляйте о страданиях Христа, величина Чьей любви и страданий превосходит наше понимание. Добро, которое вы делаете, приписываете одному Богу. Не подумай о грехе брата, но о том, что в нем лучше, чем в тебе самом.... Беги от славы, почестей и похвал, а если это невозможно, пожалей, что такова твоя участь. Будь благосклонен к людям низкого происхождения. Будьте свободно и охотно послушны не только тем, кто выше вас, но и тем, кто ниже… Чем ниже мы духом, тем лучше мы знаем себя, и без смирения мы не можем увидеть Бога». [ 11 ]
«Как тело имеет ухо, так и душа. Не у каждого есть ухо открытое, и не у всякой души. Бог повелевает душе: не убий, не укради, не прелюбодействуй, отвернись от зло и твори добро и т. д. Душа, чьи уши открыты, слышит и слушает Бога, говорящего, и делает то, что Бог повелевает. Поистине, такая душа не может не слышать Бога и не подчиняться Его заповедям, если ее уши открыты и несут люди. Конечно, с каким рвением и восторгом она не услышит и не скажет Ему: Готово сердце мое, о? Боже, готово мое сердце ». (Пс. 108, Септуагинта) [ 11 ]
«Ибо любовь не ищет своего, она трудится, потеет, бодрствует, чтобы созидать брата: нет ничего неудобного для любви, и с помощью Божией она превращает невозможное в возможное.... Любовь верит и надеется.. .. Ничего не стыдно. Без этого какая польза от молитвы? Какая польза от строительства и украшения церквей, если ближнего не любят? все ничего не значит.... Как животное не может существовать без телесного тепла, Так ни одно доброе дело не может быть живым без истинной любви, это только притворство доброго дела». [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский Писатель своего времени . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 606 . ISBN 978-0-691-12819-1 .
- ^ См. Н. Городецкий, Святитель Тихон Задонский: вдохновитель Достоевского (1951).
- ^ «Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея Руси чудотворец» . сайт учителя . Православная Церковь в Америке . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "Тихон Задонский (Tikhon of Zadonsk)" . Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary . Retrieved 7 April 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и Флоровский, Жорж (1978). «Пробуждение русского монашества». Пути русского богословия . Интернет-библиотека Элладской церкви . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Фрэнк (2010). стр.799
- ^ Фрэнк (2010). п. 597
- ^ Комарович, В.И. (1928). Оригинальная фигурка Брата Карамасова . Мюнхен. п. 114.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фрэнк (2010). п. 799
- ^ Jump up to: а б «Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея Руси чудотворец» . сайт учителя . Православная Церковь в Америке . Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Духовное сокровище, полученное от мира, Книга Тихона Задонского, Вестник от 13 августа 2017 г., Православная Церковь Святых Апостолов, Лансинг, Нью-Йорк
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Святитель Тихон Задонский Путешествие на небеса: Советы об особых обязанностях каждого христианина в переводе о. Джордж Д. Лардас. (Джорданвилл, Нью-Йорк: Типография св. Иова Почаевского, 1991). ISBN 0-88465-046-4
- Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец Об истинном христианстве Том I в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2020). ISBN 978-0-578-23520-2
- Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец Об истинном христианстве Том II в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2020). ISBN 978-0-578-23862-3
- Сент-Луис Тихон Воронежский, Задонский чудотворец Об истинном христианстве Том III в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2020). ISBN 978-0-578-24375-7
- Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец Об истинном христианстве Том IV в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2021). ISBN 978-1-7369836-0-7
- Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец Об истинном христианстве Том V в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2021). ISBN 978-1-7369836-1-4
- Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец Об истинном христианстве Том VI в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2021). ISBN 978-1-7369836-2-1
- Святитель Тихон Задонский «Плоть и дух » в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2022). ISBN 978-1-7369836-5-2
- Святитель Тихон Задонский «Клеточные письма » в переводе Марианны Лилли. (Уэйнсборо, Вирджиния: Old Paths Press, 2022). ISBN 978-1-7369836-4-5
- Святитель Тихон Задонский Сокровищница духовных богатств в переводе Серафима Ф. Энглегардта. (Джорданвилл, Нью-Йорк: Holy Trinity Publications, 2023). ISBN 978-0884654827
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1724 рождения
- 1783 смерти
- Христианские мистики XVIII века
- Восточно-православные епископы XVIII века
- Люди XVIII века из Российской Империи
- Епископы Русской Православной Церкви
- Восточно-православные мистики
- Люди из Новгородской области.
- Русские святые Восточной Православной Церкви
- Русские православные монахи
- Чудотворцы
- Епископы в Российской Империи
- Монахи из Российской Империи