Jump to content

Иллирийская религия

(Перенаправлено из иллирийской мифологии )

Иллирийская религия относится к религиозным верованиям и обычаям иллирийских народов , группы племен, которые говорили на иллирийских языках и населяли часть западной части Балканского полуострова, по крайней мере, с 8 века до нашей эры до 7 века нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] Имеющиеся письменные источники весьма скудны. Они состоят в основном из личных и географических названий, а также нескольких толкований из классических источников. [ 3 ]

Еще недостаточно изученные, наиболее многочисленные следы религиозных практик доримской эпохи относятся к религиозной символике . Символы изображены во всевозможных орнаментах и ​​показывают, что главным объектом доисторического культа иллирийцев было солнце . [ 4 ] [ 5 ] поклоняются в широко распространенной и сложной религиозной системе. [ 6 ] Иллирийские божества упоминались в надписях на статуях , памятниках и монетах римского периода , а некоторые интерпретировались древними авторами посредством сравнительного религиоведения . [ 7 ] [ 3 ] К ним можно добавить большую часть надписей из юго-восточного итальянского региона Апулия , написанных на мессапическом языке , который обычно считается родственным иллирийскому . [ 3 ] [ 8 ] [ 2 ] [ 9 ] хотя это обсуждалось в основном как спекулятивное. [ 10 ] По-видимому, не существует единого наиболее выдающегося бога для всех иллирийских племен , а ряд божеств, очевидно, появляются только в определенных регионах. [ 7 ]

Будучи язычниками , иллирийцы верили в сверхъестественные силы и приписывали божествам качества, которые отражались на повседневной жизни , здоровье и болезнях , природном изобилии и стихийных бедствиях . [ 11 ] Ряд иллирийских топонимов и антропонимов произошли от названий животных и отражали представления о животных как о мифологических предках и защитниках. [ 12 ] Змея была одним из важнейших тотемов животных . [ 13 ] Иллирийцы верили в силу заклинаний и сглаза , в магическую силу защитных и благотворных амулетов , способных отвратить сглаз или дурные намерения врагов. [ 14 ] [ 7 ] Богатый спектр религиозных верований и погребальных ритуалов, возникший в Иллирии, особенно в римский период, может отражать различия в культурной идентичности в этом регионе. [ 15 ]

Определенные аспекты божеств и верований иллирийцев в конечном итоге происходят из протоиндоевропейской мифологии . [ 3 ] Наряду с фракийскими и дакийскими верованиями он составляет часть палеобалканской мифологии . [ 16 ] Албанцы сохранили следы иллирийской религиозной символики, [ 17 ] [ 18 ] и древняя иллирийская религия, вероятно, является одним из основных источников, из которых албанские народные верования . питались [ 19 ] [ 20 ] Некоторые следы иллирийских культов можно также найти в религиозных и суеверных верованиях современных южнославянских народов . [ 21 ]

Культы неолитической традиции , особенно те, которые были связаны с плодородием земли и с сельским хозяйством в целом, продолжали практиковаться на протяжении всего бронзового века и в начале железного века на Западных Балканах. Эти традиции включали культ Матери-Земли , культ Солнца и культ змеи . [ 22 ] [ 23 ] В период раннего железного века иллирийское искусство было геометрическим и неизобразительным , с сочетанием концентрических кругов , ромбоидов , треугольников и ломаных линий . [ 24 ] Это был суровый вид искусства, лишенный фантазии, предназначенный для земледельцев и скотоводов или воинов . [ 25 ] Отсутствие фигурного орнамента может отражать очевидное отсутствие антропоморфных культов в раннем железном веке. [ 26 ] Геометрическое искусство того периода, достигшее своего апогея в 8 веке до нашей эры, кажется, единственной общей чертой между различными иллирийскими областями. [ 27 ] поскольку художественные украшения, найденные после VI века до нашей эры, скорее демонстрируют внешнее влияние, главным образом из архаической Греции и этрусской Италии . [ 28 ]

Археологические данные свидетельствуют о существовании двух основных культов, основанных на двух грубо определенных географических критериях: культ змеи, по -видимому, возник в основном в южных регионах Иллирии , в то время как водоплавающие птицы и солнечные символы преобладали на севере. [ 29 ] Змей как символ плодородия , защитник очага и хтоническое животное также мог быть связан с культом Солнца. [ 14 ]

Свастика, движущаяся по часовой стрелке, на детали репродукции бронзовой поясной бляшки V века до нашей эры из Ваче , Словения. [ 30 ]

Многие символы, найденные по всей Иллирии, были связаны с Солнцем , что позволяет предположить, что поклонение Солнцу было культом, общим для иллирийских племен. Солнечное божество изображалось в виде фигур животных , подобных птицам , змеям и лошадям , или изображалось геометрически в виде спирали , концентрического круга или свастики . Последний, двигаясь по часовой стрелке (卍), изображал движение Солнца. [ 31 ]

Несколько бронзовых подвесок, распространенных в регионе, имеют форму солярных символов : простой диск без лучей, с четырьмя лучами, образующими крест, и с большим количеством лучей. Есть подвески, в которых кругов больше, расположенных концентрически от центра к периферии. [ 32 ] Максим Тирский (II век нашей эры) сообщал, что пеонийцы поклонялись солнцу в форме небольшого круглого диска, закрепленного на вершине шеста. [ 33 ] Солнечный диск, закрепленный на вершине шеста, изображен и на монетах иллирийского города Дамастиона . [ 34 ] У либурнийцев и венетов солнечный диск изображается в виде солнечной ладьи, несущейся по небосводу. [ 11 ]

Изображение наиболее распространенных иллирийских солярных символов: птиц и кругов с восемью лучами на Глазинака бронзовой колеснице VI века до н.э.; высота 16,8 см, длина 20,4 см. [ 30 ]

Водоплавающие птицы — один из наиболее частых солярных символов иллирийцев, особенно на севере. Большое количество подвесок с фигурами водоплавающих птиц было найдено на плато Гласинац , в районах Яподов в Лике , в Либурнии и в иллирийских районах современной Албании и Северной Македонии . [ 34 ] В Норике были найдены два иллирийских храма с жертвенными алтарями, связанными с культом Солнца и воздвигнутыми на горных вершинах. [ 35 ] Свидетельства широко распространенного культа Солнца среди фракийцев позволяют предположить распространенную древнюю балканскую религиозную практику. [ 35 ] Археологические находки показали, что иллирийцы и фракийцы практиковали ритуальные жертвоприношения солнцу в круглых храмах, построенных на высоких местах. [ 35 ] У иллирийцев олень был важным символом Солнца, поскольку считался главным жертвенным животным, приносимым Солнцу. [ 14 ]

Некоторые геометрические символы иллирийского культа изображены на металлической и керамической посуде. [ 36 ]

Остатки культа Солнца сохранились у албанцев до 20 в. в земледельческих и животноводческих культах, в ремеслах, в календарной обрядности , в устных народных традициях и в искусстве. Солнечному божеству поклонялись в семейном жизненном цикле, в культе очага и огня, воды и гор; в присяге , но и как источник средств к существованию, здоровья и плодородия или просто как полезный защитный объект. [ 37 ] Важным элементом солнцепоклонства являются «огни года» ( зжаррет э витит ). Костры в Албании жгли на вершинах гор, холмах и возле домов в Летний день (начало марта) или 24 июня, иногда в июле, августе или 24 декабря. [ 37 ] В албанских песнях воинов-пограничников разные события находятся под влиянием солнца. «Горы Солнца» ( Bjeshkët e Diellit герои ( Kreshnikët ). ) — места, где действуют [ 37 ] Символы солнца встречаются в Албании во многих декоративных орнаментах. [ 35 ] и до 20 века культ солнца отображался в татуировках, практиковавшихся среди албанцев ( традиционное албанское татуирование ) и католиков в Боснии и Герцеговине . [ 38 ]

Иллирийские леммы с фигурками змей, изображенные на лабеатских монетах II в. до н.э.; змей, изображенный на реверсе амантийской монеты ( ок. 200 г. до н. э. ) [ 13 ]

Змеиный культ был широко распространен среди иллирийцев. [ 13 ] особенно на юге. [ 39 ] Образ змеи был символом могущества и плодородия . [ 40 ] и защитник домашнего очага. [ 13 ] [ 23 ] Это мистическое животное было связано с культом предков и магико-религиозным комплексом плодородия земли и женщины. [ 13 ] Иллирийский культ змея задокументирован в древних источниках. Примером может служить мифологическая легенда о Кадме и его жене Гармонии , которые, придя к иллирийцам и умерев на их родине, продолжали жить после их смерти в образе змей. Их сын Иллириос , одноименный герой иллирийского рода, также имел форму змеи, и поэтому его можно считать высшим тотемом иллирийцев. [ 13 ] [ 41 ]

Значение змея в символической и религиозной системе иллирийцев отражено в многочисленных археологических находках на их поселениях и некрополях , особенно в Албании , Боснии и Герцеговине , Северной Македонии и Сербии . [ 13 ] Змея использовалась как обычное украшение для декоративных изделий. [ 7 ] ремня III века до нашей эры, На посеребренной бронзовой пряжке найденной в иллирийских гробницах Сельса-э-Поштме недалеко от Охридского озера , изображена сцена боя воинов и всадников с гигантским змеем в качестве тотема- защитника одного из всадников; [ 42 ] очень похожий пояс был найден также в некрополе Гостиля близ озера Скутари . [ 13 ] Статуя местной богини изобилия римской эпохи была найдена в местности Кесарат ; богиня держит в левой руке корзину, вокруг которой обвивается змея. Носовые головы змей появляются на кораблях, изображенных на лабеатанских монетах , которые были найдены в городе Чинамак, недалеко от Кукеса . Другие изображения змея встречаются в греко-иллирийских монетах Биллиса , Аполлонии , Диррахиона , Олимпии и Аманции . [ 13 ] В Дардании и Далмации были посвящены алтари змеиной паре Дракон и Драцена / Драконтилла . [ 7 ] [ 43 ] В более поздние времена змея считалась препятствием для христианской духовной жизни. [ 7 ]

Культ змеи сохранился у албанцев на протяжении всего Средневековья и до наших дней. [ 44 ] Все верования, обряды и магические практики, связанные с этим культом, хорошо сохранились в сельских поселениях старейшин вплоть до последних десятилетий ХХ века. [ 45 ] Змею поклоняются как хтоническому и водному божеству . Его также считают целителем и тотемным защитником семьи и дома. [ 46 ] [ примечание 1 ] В Албании змей появляется во многих декоративных символах, в топонимах и антропонимах . [ 48 ] В частности, в южной Далмации змея встречается в резьбе, геральдике и антропонимах. [ 49 ] Культ змея оставил следы в многочисленных аналогичных ритуальных проявлениях в славянской мифологии . [ 50 ] В Сутоморе в Черногории , на бывшем Энчелейском побережье, блавор («змея-ящерица») считается домашним защитником , и убивать его грешно. Слово «блавор» родственно албанскому «буллар» и румынскому «балаур» , которые являются дославянскими балканизмами, показывающими преемственность культа змея среди народов региона. [ 43 ]

Всадник был распространенным палеобалканским героем. [ 51 ] ремня III века до нашей эры Посеребренная бронзовая пряжка , найденная в иллирийских гробницах Сельса-э-Поштме недалеко от западного берега озера Лихнид на территории Дассарета , изображает сцену сражения воинов и всадников с гигантским змеем в качестве тотема- защитника одного из них. всадников; очень похожий пояс был найден также в некрополе Гостиля у озера Скутари на территории лабеатов , что указывает на обычную практику культа героев в этих регионах. Современные учёные полагают, что иконографическое изображение одного и того же мифологического события включает иллирийские культы змея , Кадма и всадника . [ 51 ] [ 52 ]

Мраморный рельеф всадника римского периода, Археологический музей в Загребе , Хорватия.

Рельефы фракийского всадника распространились с восточных Балкан в Иллирию в римскую эпоху , представляя собой типичное изображение охотника верхом на лошади, едущего слева направо. [ 28 ] Фракийский всадник изображался как на вотивных , так и на погребальных памятниках . Менее используемым типом памятника, изображающего фракийского всадника, был медальон , найденный также в Сараево , в Боснии и Герцеговине. [ 53 ]

Божества по регионам

[ редактировать ]

Исследования в области иллирийской религии в ряде случаев недостаточны для описания даже на уровне основных атрибутов отдельных божеств. [ 54 ] Основным источником информации являются надписи римского периода; [ 54 ] некоторые божества также названы римскими и греческими авторами в соответствии с классическим пантеоном , с которым они были знакомы. Судя по имеющемуся списку божеств, похоже, не существует единого или выдающегося бога, разделяемого всеми иллирийскими племенами , а ряд божеств, очевидно, появляются только в определенных регионах. [ 7 ] С другой стороны, некоторые производные и эпитеты богов были более распространены среди разных племен: многие иллирийские личные имена сходны с дарданским божеством Андином , [ 55 ] и некоторые иллирийские и мессапийские богини (некоторые из них заимствованы из греческого) носили титул Ана или Анна , [ 56 ] что правдоподобно интерпретируется как «Мать». [ 57 ]

Иллирийские имена богов по грамматической структуре не отличались от личных имен, зарезервированных для человека. [ 56 ] Ономастические данные демонстрируют общее деление между несколькими культурными провинциями, которые иногда могут пересекаться: южный регион Иллирии среднепаннонские и Истрии далматинские провинции , а также северо-западные регионы Либурнии и , . [ 58 ] Другие иллирийские боги реже встречаются в Верхней Мезии (современная Северная Македония ). [ 59 ] и пантеон может быть расширен до япигийских божеств, если следовать общепринятой иллирийско-мессапической теории, которая постулирует иллирийскую миграцию в юго-восточную Италию (современная Апулия ) в начале первого тысячелетия до нашей эры. [ 3 ] [ 8 ] [ 60 ]

Лексикограф Исихий Александрийский (пятый или шестой век нашей эры) упомянул бога по имени Деи-патрус , которому поклонялись в Тимфее как Отцу Неба ( * Dyēus-Ph 2 tḗr ) и родственнику ведического Дьяуша Питри , греческого Зевса Патера и римского Юпитера. . [ 61 ] По мнению лингвиста Эмиля Бенвениста , регион Тимфеи был населен иллирийским населением, которое, возможно, повлияло на дорическую форму, скопированную Исихием как «Дейпатурос» (Δειπάτυροϛ). [ 62 ] Племя Парфини поклонялось Юпитеру Парфину как главному божеству, отождествляемому с главным римским богом Юпитером . [ 63 ] Исихий записал, что иллирийцы верили в сатиров существ, похожих на , по имени Деуадай , что интерпретируется как уменьшительное от унаследованного индоевропейского слова «бог» ( *deywós ). Филолог Ганс Крахе утверждал, что Сатирос (Σάτυρος) может иметь иллирийское происхождение. [ 64 ]

Имя Редон появляется в надписях, найденных в Санта-Мария-ди-Леука (современный Лечче ), и на монетах, отчеканенных иллирийским городом Лиссос , что позволяет предположить, что ему поклонялись как божеству-хранителю города. [ 65 ] и, вероятно, как морской бог. [ 66 ] Тот факт, что Редон всегда изображался на монетах в петасосе, демонстрирует связь с путешествиями и мореплаванием, что привело историков к выводу, что Редон был божеством-покровителем путешественников и мореплавателей. [ 67 ] Действительно, надписи Санта-Мария-ди-Леука были вырезаны экипажами двух римских торговых судов, укомплектованных иллирийцами. [ 68 ] Надписи с упоминанием Редона были обнаружены также на монетах иллирийских городов Даорсон и Скодра и даже в археологических находках из Диррахия после основания там римской колонии. [ 67 ] Его имя продолжает использоваться на албанском Кепи-и-Родонит («Мыс Родон»), мысе, расположенном недалеко от Дурреса , который можно рассматривать как иллирийское святилище, посвященное богу моряков в прошлом. [ 69 ]

Пренде была иллирийской богиней любви и супругой неба и бога грома Перенди . [ 70 ] Имя Пер-эн-ди , возможно, является бога погоды родственником протоиндоевропейского * Perk . В unos , происходящий от корня *per- («ударять») и присоединенный к суффиксам -en- и -di/dei, иллирийский бог неба. [ 71 ] [ 72 ] [ примечание 2 ] Огонь Эн обожествлялся как ( или *Энджи ), что интерпретировалось как родственник ведийского бога огня Агни . [ 74 ] по убыванию корня *H x n̩g В нис , протоиндоевропейский обожествленный огонь. [ 75 ] Эну, Перенди и Пренде поклонялись иллирийцы до распространения христианства в регионе, после чего Эн был понижен в должности до демонического статуса, хотя его имя сохранилось в албанском языке для обозначения четверга ( энджте ). [ 76 ] Пренде также был унаследован как корень от Пятницы ( premte ) и Святой Венеры ( Shënepremte ), [ 77 ] в то время как Перенди сохранялся как Имя Бога . [ 78 ]

Иллирийский бог по имени Медавр упоминается в посвящении из Ламбаэсиса ( Нумидия ), сделанном римским легатом уроженцем иллирийского города Ризиниум (современная Черногория ). Это имя едва ли засвидетельствовано на другой надписи, найденной в Ризиниуме, выгравированной периполярхами , пограничниками города; а также в Санта-Мария-ди-Леука, где Медавр — божественное имя, данное торговому кораблю. [ 79 ] Изображенный верхом на лошади и с копьем в руках, Медавр был божеством-защитником Ризиниума, с монументальной конной статуей, возвышающейся над городом с акрополя . [ 80 ] Возможно, его также считали богом войны среди иллирийских солдат, сражавшихся в составе римских легионов вдоль Липы , особенно во время Маркоманских войн (166–180 гг. н.э.). [ 81 ]

Далмация и Паннония

[ редактировать ]

Далмация и Паннония находились под властью Римской империи и были сгруппированы в пределах провинции Иллирик с момента создания империи в 27 г. до н.э. до правления Веспасиана в 69–79 гг. н.э., во время которого они были разделены на две разные провинции. [ 82 ] С начала правления Септимия Севера в 193 году паннонцы начали перенимать римских божеств или делать упор на местных богов, совместимых с римскими культами. [ 83 ] Таким образом, Седат , Эпона , Марс Латобиус , Юпитер Оптимус Максимус Тевтан и другие неиллирийские божества были завезены в регион римскими и кельтскими иностранцами, а местная религия едва ли прослеживается до Северского периода . [ 84 ]

Культ Сильвануса

[ редактировать ]
Вотивный рельеф Сильвана с иконографией Пана; из Сплита, Хорватия , гр. 2–3 века нашей эры.

Культ Сильвана , римского божества-покровителя дикой природы, лесов и полей, был одной из самых популярных ритуальных традиций в Далмации и Паннонии в римский период. [ 85 ] Сильван был настолько известен в этом регионе, что его имя часто сокращалось в надписях. [ 86 ] То, как его изображали в Далмации, отличалось от остальной части Римской империи, с различными элементами, общими только с Паннонией . Сильван изображался с атрибутами, обычно связанными с Паном , такими как козлиные ноги, рога, сиринкс , ножка , виноград или другие плоды, и его сопровождали коза и спутницы (Диана и нимфы ). [ 87 ] В частности, Сильвану приписывались несколько когноминов , например Доместикус , когда он изображался как бородатый деревенский житель со своей сторожевой собакой, держащий нож виноградаря или садовника. При Сильване Мессоре он был защитником урожая, а эпитет Сильвестрис , часто в сочетании с Дианой и нимфами, описывал охотника и сельскую лесную идентичность. [ 88 ]

Некоторые ученые интерпретировали эти особенности с точки зрения того, что Сильван был местным божеством, напоминающим Пана, но признанным классическими авторами как «Сильванус» с точки зрения интерпретации римлян . [ 89 ] Они обычно связывают изображения Сильвана с эрегированным фаллосом с доримскими культами плодородия, обнаруженными ранее в регионе, особенно с местными итифаллическими изображениями железного века. [ 90 ] Культ Сильвана был также более распространен в городах центра Далмации, таких как Врлика, чем в прибрежных греко-римских колониях, таких как Нарона . [ 91 ] Противоположная точка зрения рассматривает культ Сильвана в Далмации и Паннонии как традицию итальянского происхождения, в конечном итоге принятую балканским населением, жившим в романизированных областях, во втором веке нашей эры. [ 92 ] Ассоциация Сильвана с фригийским божеством Аттисом появляется также в Далмации и севернее в Аквилее ( Италия ). [ 91 ]

Сильваны всей , женское множественное число от имени Сильван , фигурировали на многих посвящениях по Паннонии . Поскольку большинство из них были найдены на западных Балканах, а не в Италии, они, возможно, представляли собой иллирийских нимф . [ 93 ] В горячих источниках Топуско ( Верхняя Паннония ) жертвенные алтари были посвящены Тане и Видасу , имена которых неизменно стоят рядом как спутники. [ 94 ] Видас отождествляется с Сильваном, [ 95 ] и его имя может происходить от корня PIE * wid час u - («дерево, лес»), возможно, родственный скандинавскому богу Видарру , который, как говорят, живет среди высокой травы и кустарника. [ 96 ] Тана, по сравнению с римской богиней Дианой , была божеством лесного хозяйства и охоты. Ученые утверждают, что Тана выжила как Зана из албанской мифологии . [ 97 ] [ 98 ] и что сегодня ее можно проследить в образе «матери Яны» в сербском фольклоре. [ 50 ]

Культ Либера

[ редактировать ]

В Далмации римскому божеству вина, плодородия и свободы Либеру поклонялись с атрибутами Сильвана и Терминуса , бога-защитника границ. [ 28 ] Его культ был более распространен в Балканской провинции, чем в Италии, с известными культовыми центрами в Салоне и Нароне . [ 99 ] На островах Браттия и Коркира Нигра Либер почитался под эпитетом Торкле(н)сис как бог винного пресса. [ 100 ] Наверняка из-за смешения местных традиций под эллинистическим влиянием его часто ассоциировали с греческим богом вина, плодородия и религиозного экстаза Дионисом . В Трагурии была воздвигнута статуя Либера-Диониса-Вакха, а рельеф из Омиша изображает его в виде женоподобного Диониса с ветвями виноградной лозы и держащим тирс . [ 101 ] Другой рельеф из Ливно изображает его с тирсом и змеем или с вазой и собакой, возможный синкретизм с римским богом медицины Асклепием . [ 101 ] Женская версия под названием Либера была также обнаружена в надписях Хвара , Бихача , Зеницы , Земуна и Хумака . [ 100 ]

Другие божества

[ редактировать ]

Таден был далматинским божеством, носящим имя или эпитет Аполлона в надписях, найденных возле истока реки Босна . [ 102 ] Его личность неизвестна, и имя может быть фракийского происхождения. [ 28 ] Местный правитель по имени Ионий появляется в надписях, высеченных на далматинских монетах. [ 103 ] Его мифические аспекты были подчеркнуты учеными, и вполне вероятно, что он получил свое имя от мифического предшественника. [ 104 ] также У Дельматов был Арматус в качестве бога войны в Дельминиуме . [ 28 ] В Далмации ему были посвящены два алтаря под именем Армата Августа , и хотя он был записан под латинским именем, божество, вероятно, имело местное происхождение. [ 105 ]

Аекорна (или Аркворния ) была богиней, которой поклонялись исключительно в бассейне Эмоны, в городах Наупортус и Эмона ( Верхняя Паннония ), где она была самым важным божеством после Юпитера. [ 106 ] Более ранние свидетельства о ее культе появляются в надписях, датированных 50–30 г. до н.э., и, скорее всего, она местного происхождения. [ 107 ] [ 108 ] Аекорну интерпретировали как богиню озера или покровительницу речного транспорта по Любянице . [ 107 ] Лабурус также был местным божеством, которому поклонялись в Эмоне. [ 109 ] Его имя было найдено на алтаре, воздвигнутом в Фузине , в опасном для судоходства месте у порогов реки Любяницы. Таким образом, Лабурус мог быть божеством, защищающим лодочников, плывущих по опасным порогам. [ 110 ] Восточные митраистские мистерии также получили широкое распространение в Паннонии в римский период, с важным центром культа в Поетовио . [ 111 ]

Либурния и Истрия

[ редактировать ]

Ютоссике и Анзотике, последняя отождествлялась с Венерой , поклонялись в Либурнии . [ 112 ] Некоторые божества известны исключительно из Истрии , например Небрес, Малесокус, Ирия или Бория, горный бог (от иллирийского *bora , «гора»). [ 113 ] Другие местные теонимы включают Латра, Сентона и нимфа Ика. В честь Ики был установлен памятник в окрестностях источника во Фланоне , который до сих пор носит ее имя. [ 94 ] [ 114 ] Бинду , отождествляемый с Нептуном , почитался среди Яподов как божество-хранитель источников и морей. Вожди племен посвятили ему алтари у источников Привилицы недалеко от Бихача . [ 115 ] поклонялись истрийской богине Хейе К началу I века нашей эры на острове Паг в синкретизме с римской богиней Бона Деа . Она также засвидетельствована в городах Несактий и Пула . [ 116 ]

Мезия Супериор

[ редактировать ]

В регионе Верхняя Мезия наблюдалось большое разнообразие культурных верований, поскольку он находился на культурной границе между латинским Западом и греческим Востоком . [ 117 ] Спорная идентичность таких племен, как дарданцы , интерпретируемые как иллирийские или фракийские, [ 118 ] или пеонийцы , также жившие между дарданцами и македонянами , [ 11 ] основано на том, что они населяли зону иллирийско-фракийского контакта, где обе культуры в течение длительного периода переплетались. [ 119 ]

Дарданскому . божеству Андину поклонялись в регионе, где доминировали фракийские боги Единственный оставшийся след - это имя, вырезанное на алтаре, посвященном бенефициару («иностранцу»). Такие варианты, как Андия или Андио, также были распространены среди дарданцев, [ 117 ] и многие иллирийские личные имена встречаются в формах Анды, Андуэя или Андена. [ 55 ] Пеонийцы поклонялись богу по имени Дуалос, эквиваленту Диониса . Его имя сравнивают с албанским dej («пьяный») и готским dwals («сумасшедший»), что усиливает связь пеонийского божества с вином и опьянением. [ 120 ]

Япигийские племена ( мессапийцы , даунийцы и певкеты ) использовали мессапский язык в качестве общего языка до римского завоевания Апулии с конца 4 века до нашей эры. [ 9 ] Мессапический язык, вероятно, был связан с иллирийскими языками, на которых говорили по другую сторону Адриатического моря , поскольку как древние источники, так и современные ученые описывают иллирийскую миграцию в Италию в начале первого тысячелетия до нашей эры. [ 8 ] [ 121 ] Доримская религия япигов выступает как субстрат коренных элементов, смешанных с греческой мифологией . [ 122 ] Фактически, римское завоевание, вероятно, ускорило эллинизацию региона, уже находившегося под влиянием контактов с Великой Грецией , набором колоний, которые греки основали на юго-востоке Италии к 8 веку до нашей эры ( в частности, в Таренте ), после первых вторжений столетиями ранее во время микенского периода. период . [ 122 ] Таким образом, Афродите и Афине в Апулии поклонялись как Апродите и Афане соответственно. [ 123 ]

В верованиях коренных япигов фигурировали целебные свойства вод героона бога Подалириуса и исполнение пророчеств для любого, кто спал, завернувшись в шкуру принесенной в жертву овцы. [ 122 ] Мензанас был местным мессапским божеством, чье имя буквально переводится как «Повелитель лошадей». Ему часто поклонялись под эпитетом Юпитер Мензанас , а лошадей приносили ему в жертву, бросая живыми в огонь. [ 124 ] [ 125 ] Первоначально образованное как *mendyo-no- , имя Мензанас происходит от корня *mendyo- жеребенок »), [ примечание 3 ] присоединяется к PIE суффиксу -nos («контролер, господин»). [ 127 ] Культ Юпитера Мензанаса, известный, по крайней мере, со времен Верриуса Флакка (ок. 55 г. до н. э. – 20 г. н. э.), вероятно, является местным обычаем, на который в конечном итоге повлияли соседние италийские народы . [ 128 ] Фактически, местному богу неба мессапийцев Зису ( Мензанаса или Дису ) также поклонялись под аспектом Зиса . [ 129 ] Засвидетельствовано в начале VI века до нашей эры. [ 130 ] Зис — это не заимствованное слово, адаптированное из греческого Зевса , а параллельное наследование от протоиндоевропейского бога неба * Dyēus (через промежуточную форму *dyēs ), а другие родственные слова появляются в албанском Zojz , ведическом Dyáuṣ , латинском Jovis ( *Djous ) и Illyrian Dei(-pátrous) . [ 131 ] Тарентийский (Δίς) , бог Дис вероятно, был заимствован у соседних мессапийцев. [ 132 ]

Богиня Венас (< *wenos) , также унаследованное божество (родственное латинскому Венере или древнеиндийскому vánas «желание»), часто вызывается вместе с богом неба Зисом ( kla(o)hi Zis Venas , «слушай, Зис (и) Венас») и с неизвестным богом Таотором ( Θautour ), вероятно, связанным с «племенем» или «сообществом», поскольку его имя происходит от ПИРОГ *teutéh a - («люди»). [ 132 ] Лахона — имя мессапийского божества, которому поклонялись как эпитет, прикрепленный к Афродите: ana aprodita lahona. [ 109 ] Она фигурировала в вотивных надписях, найденных в Челье Мессапике , а посвящение было переведено либо как «Богине Афродите Лахоне», либо как «Богине Афродите Лахоне». [ 133 ] или как «Мать Афродита Лахона». [ 134 ] Теоним Тана , засвидетельствованный в мессапских надписях, также встречается на далматинских алтарях. [ 135 ]

Богиня Даматура (или Даматира ) могла иметь мессапийское происхождение, а не быть заимствованием от греческой Деметры , с формой dā- («земля», сравните с албанским : dhe ), присоединенной к -matura («матери») и родственной богине Даматура (или Даматира). Иллирийский бог Деи-патрус ( dei- , «небо», присоединено к - pátrous, «отец»). [ 136 ] [ 137 ] [ 138 ] Эту теорию поддержали Пизани (1935) и Георгиев (1937), отвергли Кречмер (1939). [ 137 ] и совсем недавно поддержанный Чабеем , Демираджем (1997), [ 139 ] и Уэст (2007), [ 136 ] хотя Бикс (2009) и Де Симоне (2017) скорее видят заимствование из греческого языка. [ 132 ] [ 137 ] Уэст далее отмечает, что «формальный параллелизм между [ Даматурой и Дейпатуросом ] может свидетельствовать в пользу того, что они были парой, но доказательства связи отсутствуют». [ 140 ]

Мифология

[ редактировать ]

Космология

[ редактировать ]

Мнение [ 11 ] согласно которому иллирийцы, по-видимому, не разработали единую космологию , на которой можно было бы сосредоточить свои религиозные практики , несовместимо с открытием памятника, представляющего собой круглый лабиринт, посвященного «Дарданской богине» из Смиры. Этот памятник свидетельствует о космогонических и космологических знаниях среди дардани . [ 141 ] Лабиринт был реализован на основе концепции троицы . Используется нумерологический и геометрический подход через многомерное голографическое поле, которое иллюстрирует дарданское восприятие космического порядка и взаимосвязь между материальным миром и высшим царством. [ 142 ]

Отсутствие фигурных украшений в раннем железном веке может отражать очевидное отсутствие мифологии у иллирийцев в этот период. [ 26 ] Наиболее глубоко укоренившейся мифологической традицией среди населения северо-западных Балкан была легенда о Кадме и Гармонии ; другие легенды были о Бато и кадмейцах . [ 143 ] Миф о героической паре Кадме и Гармонии был тесно связан с энхелеями и территорией, которую они населяли: Беотией и Иллирией. [ 144 ]

Монета из Аполлонии с надписью ΒΑΤΩΝ. Имя Бато/Батон было очень распространено среди иллирийцев и часто было связано с легендами, религией и культами.

В римские времена Батон был одним из самых известных иллирийских имен, которое, возможно, первоначально было nomen Sacrum и широко распространено, но уплотнено в Иллирии, Фивах и Троаде , с наличием посвященного ему храма в Аргосе , как записано Павсанием. . В каждом регионе он связан с легендами и религией, что предполагает также древний культ. [ 145 ] Согласно легендарному сообщению Полибия , цитируемому Стефаном Византийским , после исчезновения Амфиарая его возничий Батон поселился в Иллирии, недалеко от страны энхелеев. [ 146 ]

Значения сложных личных имен типа Весклевес ( букв. «добрая слава», т.е. «обладающий доброй славой») интерпретировались как показатель устной эпической традиции у иллирийцев. [ 147 ] [ 148 ]

Согласно преданию, сообщенному Аппианом , иллирийский царь Эпидамнос был основателем одноименного города . Его внук Диррах, сын дочери Эпидамна Мелиссы и Посейдона , основал гавань, получившую название Диррахион. Согласно этому преданию, когда Диррах подвергся нападению собственных братьев, ему на помощь пришел герой Геракл , которому была обещана часть иллирийской земли, но в бою герой по ошибке убил Иония, сына своего союзника Дирраха. Во время похорон Геракл бросил тело в море, впоследствии названное Ионическим морем . [ 149 ] [ 150 ] Генеалогия основания Диррахия включает в себя среди основателей иллирийцев (иллирийского царя Эпидамна и его внука Дирраха), греков (коринфянина Фалиона, потомка Геракла), героев (Геракла, которому была передана часть земель) и богов ( Посейдон, как отец Дирраха). Возникновение смешанной традиции с явно расходящимися аспектами (Геракл как «бог» и греческий царь, с одной стороны, Эпидамнос и его внук Диррах как иллирийцы, с другой стороны), вероятно, было обусловлено восприятием совершенного мирского действия. колонистами, что могла оправдать только новая героическая и божественная традиция. Учитывая процесс эллинизации, которого рано придерживалась иллирийская местная аристократия, эту традицию можно предположительно считать созданной как колонистами, так и эллинизированным таулантийским населением. [ 150 ]

Утверждалось, что легенда об Энее была передана в Италию и Рим через иллирийское посредничество. Аналогичным образом можно объяснить и неясную латинскую форму Ulixes имени Одиссей . [ 151 ]

Тотемизм

[ редактировать ]

Иллирийский тотемизм известен почти исключительно из иллирийских племенных названий , топонимов и антропонимов , заимствованных из животного и растительного мира, отражающих тесное отношение иллирийских народов к природе . [ 152 ] [ 153 ] К таким случаям относятся: Энчелей , «люди угря » (ср. албанский : ngjalë , древнегреческий : ἔγχελυς, латынь : anguilla ); Тауланти , «народ ласточки » (ср. албанское: таландыше , отражено также в греческом переводе χελῑδόν, хелидон ); Дельматай , «народ овец » (ср. албанское: delmë ); Дардани , «народ груши » (ср. албанское: dardhë ); Пеукети , «люди сосны » (ср. древнегреческий: πεύχη , peúkē , от PIE : *pewḱ- ); Улькиниум , «город волка » (ср. албанское: ulk , от PIE : *wĺ̥k В ОС ); Дельминиум , «город овец » (тот же корень от Дельматай). [ 154 ] [ 11 ] [ 153 ] Многие племена верили в защиту определенных животных и растений, ощущая также родовую связь с ними. [ 152 ] Тотемизм может интерпретировать древние социальные отношения и религиозные концепции, которых придерживались иллирийцы и их предшественники, набор традиций, которые все еще были живы в римский период . [ 12 ]

Магия и суеверия

[ редактировать ]

Как пишут древнеримские писатели, иллирийцы верили в силу заклинаний и сглаза . [ 155 ] Многие примеры предметов в форме фаллоса , руки , ноги и зубов животных являются индикаторами веры в защитную и благотворную силу амулетов . [ 156 ]

Похороны и загробная жизнь

[ редактировать ]

В эпоху бронзы как плоские могилы , так и курганы строились . Считается, что курганное захоронение было завезено из первой индоевропейской волны, распространившейся по Балканам к началу бронзового века. Эта форма погребальной практики, однажды появившись, особенно в центральной и южной Иллирии , продолжалась без перерыва на протяжении всего позднего бронзового века и раннего железного века , став в этот период специфической составляющей иллирийской этнической традиции. В период бронзового века и до начала железного века наиболее распространенной погребальной практикой было размещение тела в сжатом положении, традиция продолжалась со неолита . времен [ 22 ] Обычай захоронения в курганах в сжатом положении, возникший также на юге Италии , особенно в Апулии , позволяет предположить перемещение иллирийских народов с восточного побережья Адриатики в начале первого тысячелетия до нашей эры. [ 157 ] Кремация , с другой стороны, была очень редкой, однако она не прекратилась к Среднему бронзовому веку. [ 22 ]

В железном веке, в конце VI - начале V веков до нашей эры, увеличение количества кремационных могил в культуре Глазинац интерпретировалось как возможный крах племенной структуры, который привел к изменениям в преобладающих религиозных верованиях. [ 158 ] Переход от погребения к кремации считается свидетельством прибытия новых людей с севера. [ 159 ] Фактически, кремация стала более распространенным обрядом среди северных иллирийцев, в то время как погребение оставалось доминирующим обрядом на юге. [ 160 ] Постепенный переход от обряда кремации к обряду погребения в римский период можно интерпретировать как признак большей заботы о загробной жизни . [ 160 ] Богатый спектр религиозных верований и погребальных ритуалов, возникший в Иллирии, особенно в римский период, является показателем разнообразия культурной идентичности в этом регионе. [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «В этнологической традиции тотемом албанцев и особенно северных албанцев является змея». [ 47 ]
  2. ^ Суффикс -n- имеет отражения в других индоевропейских божественных именах, таких как *peruh x nos «тот, у кого громовой камень» или Перун/Перунов , славянский бог-громовержец. Суффикс -di/dei происходит от PIE * Dyēus . [ 73 ]
  3. ^ Тесно связан с албанским mëz , mënd ; в конечном итоге от PIE *mend-/mond- (возможно, *mn̥d- ), «кормить грудью, кормить грудью». [ 126 ]
  1. ^ Стипчевич 2002 , стр. 46–47.
  2. ^ Jump up to: а б Мэллори и Адамс 1997 , стр. 288–89.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Запад 2007 , с. 15: «Для древних фракийских и иллирийских народов исходный материал крайне скуден. Он состоит в основном из личных и географических названий, нескольких глосс из классических источников и одной или двух надписей. К ним можно добавить более крупный массив надписей из юго-восточной Италии на мессапическом языке, который обычно считается иллирийским...»
  4. ^ Стипчевич 1974 , с. 182: «Наиболее многочисленными следами религиозных практик доримского периода являются те, которые относятся к религиозной символике. Находки необычайно большого количества подвесок, имеющих символическое значение, дают богатый, до сих пор недостаточно использованный материал для исследования малоизвестный духовный мир доисторических иллирийцев, а также исследования с целью выявления духовных течений, протекавших с разных сторон и в разные периоды на западные Балканы. Именно эти крохотные подвески и графически представленные символы на глиняных или металлических предметах раскрывают суть. нам главный объект культа доисторических иллирийцев — Солнце».
  5. ^ Уилкс 1992 , с. 244: «Символические формы появляются во всех вариантах орнамента. Наиболее распространенной из всех является форма солнца, которому родственны птицы, змеи, лошади и свастика, которая, как считается, представляет солнечное движение».
  6. ^ Стипчевич 1974 , с. 182: «...все они были связаны с солнцепоклонством, доказывая, насколько широко оно было распространено. Такие символические рисунки, как свастики, спирали или даже подвески в форме лошадей, изображения птиц, змей и т. д., раскрывают детали очень сложного Культ Иллирийского Солнца».
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уилкс 1992 , с. 245.
  8. ^ Jump up to: а б с Уилкс 1992 , с. 68: «...мессапийский язык, зафиксированный более чем в 300 надписях, в некоторых отношениях сходен с балканским иллирийским. Эта связь нашла свое отражение и в материальной культуре обоих берегов южной Адриатики. Археологи пришли к выводу, что существовала фаза Иллирийская миграция в Италию в начале первого тысячелетия до нашей эры».
  9. ^ Jump up to: а б Малый 2014 , с. 18.
  10. ^ Де Симона 2017 , с. 1842–1843.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Уилкс 1992 , с. 244.
  12. ^ Jump up to: а б Стипчевич 1974 , стр. 197.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стипчевич 1976 , стр. 235.
  14. ^ Jump up to: а б с Стипчевич 1974 , стр. 182.
  15. ^ Jump up to: а б Брандт, Ингвальдсен и Прусак 2014 , стр. 249.
  16. ^ Лиминг 2005 , с. XVIII.
  17. ^ Стипчевич 1974 , с. 74: «Этнологи, изучая очень богатый и еще недостаточно изученный албанский этнографический материал, обнаружили в нем ряд элементов, восходящих непосредственно к доисторическому иллирийскому наследию. Особенно многочисленны следы иллирийского костюма в современном албанском национальном костюме, так же как иллирийские следы имеются в албанских орнаментах и ​​религиозной символике, народных танцах, музыкальной антропонимике, топонимике и т. д.».
  18. ^ Стипчевич 1976 , стр. 234–235: «Тот факт, что мы находим этот символ связанным с другим солярным символом - кругом, в средневековых некрополях Албании, может иметь только одно значение, а именно идентичное символическое содержание между этими объектами, факт, который может служить Аргумент в пользу тезиса о духовной преемственности между доисторическими иллирийцами и албанскими народами раннего средневековья. Другие иллирийские и албанские религиозные символы, изученные с интересующей нас здесь точки зрения, не могут не дать новых доказательств преемственности. Иллирийско-албанская духовность Среди них мы вспомним то, что мы, безусловно, можем считать самым важным — змея».
  19. ^ Запад 2007 , с. 288: «Древняя иллирийская религия, возможно, является одним из основных источников, из которых питаются албанские легенды и фольклор».
  20. ^ Уилкс 1992 , с. 280: «...албанская культура, такая же увлекательная и разнообразная, как и любая другая в этой части Европы, является наследием нескольких языков, религий и этнических групп, населявших этот регион с доисторических времен, среди которых были иллирийцы. "
  21. ^ Стипчевич 2002 , стр. 75.
  22. ^ Jump up to: а б с Бордман и Соллбергер 1982 , стр. 234–235.
  23. ^ Jump up to: а б Шашель Кос 1993 , с. 125: «Змеиные символы появлялись в качестве орнамента еще в каменном веке, наряду со статуэтками змей и змеиных богинь, и очевидно, что змея, где бы она ни появлялась, влияла на представления первобытного человека, который, как свидетельствуют находки, видел в нем, с одной стороны, покровителя домашних очагов, а с другой — хтоническое божество [ sic ], дарующее плодородие».
  24. ^ Стипчевич 1974 , стр. 197; Уилкс 1992 , стр. 247.
  25. ^ Стипчевич 1974 , с. 197: «Это суровый вид искусства, предназначенный для скотоводов и земледельцев или воинов. Это искусство, лишенное фантазии, столь же неизменное на протяжении веков, как и жизни тех, кто его создал и для кого оно было создано». ...Некоторые отдельные попытки художественного отклонения не преодолевали барьеров господствующих геометрических формул».
  26. ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 247: «Лирийский вкус в художественном орнаменте был неизобразительным и геометрическим, с сочетаниями треугольников, ромбов и диагональных линий, вырезанных на металлических предметах и ​​керамике. Отсутствие фигурного орнамента может отражать очевидное отсутствие мифологии или антропоморфических культов».
  27. ^ Стипчевич 1974 , с. 197: «Геометрическое искусство раннего железного века не имело заметных различий между одной иллирийской областью и другой, как это произошло в последующие века».
  28. ^ Jump up to: а б с д и Уилкс 1992 , с. 247.
  29. ^ Стипчевич 1974 , с. 186: «Тот факт, что культ змеи, по-видимому, существовал исключительно в южной Иллирии (очень редко можно встретить изображения змеи в северных регионах), позволил нам со значительной ясностью разграничить — хотя и смутно разделенные — две отдельные религиозные сущности. В южном доминирующую роль имел культ змея во всех его разнообразных и богатых проявлениях, а в северном преобладали водоплавающие птицы и другие символы солнца».
  30. ^ Jump up to: а б Стипчевич 1974 , стр. 191.
  31. ^ Стипчевич 1974 , стр. 182, 186; Уилкс 1992 , стр. 244.
  32. ^ Стипчевич 1976 , стр. 233.
  33. ^ Уилкс 1992 , с. 244; Тирта 2004 , стр. 77–79
  34. ^ Jump up to: а б Стипчевич 1976 , стр. 234.
  35. ^ Jump up to: а б с д Тирта 2004 , стр. 77–79.
  36. ^ Стипчевич 1981 , стр. 205–259.
  37. ^ Jump up to: а б с Тирта 2004 , стр. 68–70.
  38. ^ Тирта 2004 , стр. 68–70; Дарем 2004 , с. 94
  39. ^ Стипчевич 1974 , стр. 186.
  40. ^ Уилкс 1992 , с. 245; Тирта 2004 , стр. 166–170
  41. ^ Шашель Кос 1993 , с. 113.
  42. ^ Тирта 2004 , стр. 166–167.
  43. ^ Jump up to: а б Шашель Кос 1993 , с. 125.
  44. ^ Стипчевич 1976 , стр. 234–236.
  45. ^ Тирта 2004 , стр. 146–147.
  46. ^ Тирта 2004 , стр. 149–156.
  47. ^ Синан, Шабан. «Рекодификация знака в романе «Дранья». Взгляд Антропологический». В: Wir sind die Deinen: Studien zur albanischen Sprache, Literatur und Kulturgeschichte, dem Gedenken an Martin Camaj (1925–1992) gewidt . Гераусгегебен фон Бардил Демирадж. Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2010. с. 111. ISSN   0568-8957 .
  48. ^ Тирта 2004 , стр. 157–163.
  49. ^ Тирта 2004 , стр. 162–163.
  50. ^ Jump up to: а б Стипчевич 1974 , стр. 75.
  51. ^ Jump up to: а б Гарашанин 1976 , с. 278–279.
  52. ^ Кастильони 2010 , стр. 93–95.
  53. ^ Хампартумян 1979 , с. 10.
  54. ^ Jump up to: а б Стипчевич 1974 , стр. 193.
  55. ^ Jump up to: а б Крахе 1946 , с. 199; Уилкс 1992 , с. 86
  56. ^ Jump up to: а б Крахе 1946 , с. 199.
  57. ^ Бенвенист 1969 , с. 168; Запад 2007 , с. 140
  58. ^ Уилкс 1992 , с. 70.
  59. ^ Мочи 1974 , стр. 254; Стипчевич 1974 , стр. 84.
  60. ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 288–89; Малый 2014 , с. 18
  61. ^ Мэллори и Адамс 2006 , стр. 408–409; Запад 2007 , с. 167
  62. ^ Бенвенист 1969 , с. 166: «В этом регионе, населенном древним иллирийским населением, некоторая часть иллирийского наследия сохранилась в дорийском диалекте: форма Deipaturos может быть звательным падежом иллирийского происхождения».
  63. ^ Крахе 1946 , с. 203; Чека 2013 , с. 348
  64. ^ Запад 2007 , стр. 293–294.
  65. ^ Дычек и др. 2014 , стр. 82–83.
  66. ^ ВЧК 2013 , с. 348 .
  67. ^ Jump up to: а б Чешское обозрение 2013 , стр. 230, 348.
  68. ^ Чехия 2013 , стр. 230, 348; Дычек и др. 2014 , с. 82–83
  69. ^ ВЧК 2013 , с. 230 .
  70. ^ Люркер 2005 , стр. 150, 155.
  71. ^ Запад 2007 , с. 243: « Албанское слово Perëndi, «Небеса», «Бог», было проанализировано как соединение, первый элемент которого связан с perunŭ , а второй — с *dyeus ».
  72. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 582: «Утверждается, что основное значение здесь не дуб, а, скорее, скандинавская и балтийская формы происходят от *per-kw- , расширения корня *per- 'удар' [...] Тогда они будут связано с *peruh x nos 'тот, у кого громовой камень' [...], и, возможно, албанское перен-ди .."
  73. ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 408–409; Запад 2007 , с. 167
  74. ^ Тальявини 1963 , с. 103.
  75. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 203; Запад 2007 , с. 266
  76. ^ Тальявини 1963 , с. 103; Люркер 2005 , с. 57
  77. ^ Элси 2001 , стр. 257.
  78. ^ Люркер 2005 , с. 150.
  79. ^ Уилкс 1992 , стр. 244–245; Дычек и др. 2014 , стр. 82–83.
  80. ^ Дычек и др. 2014 , стр. 81.
  81. ^ ВЧК 2013 , с. 414; Дычек и др. 2014 , с. 82–83
  82. ^ Шашель Кос 2019 , с. 26.
  83. ^ Мочи 1974 , стр. 249.
  84. ^ Мочи 1974 , стр. 253.
  85. ^ Мочи 1974 , стр. 251; Дзино 2017 , стр. 108
  86. ^ Дорси 1992 , с. 68.
  87. ^ Зино 2017 , стр. 108, 111; Матияшич и Тассау 2019 , с. 87
  88. ^ Мочи 1974 , с. 252; Уилкс 1992 , с. 259
  89. ^ Дзино 2017 , с. 109.
  90. ^ Мочи 1974 , с. 250; Уилкс 1992 , с. 259
  91. ^ Jump up to: а б Матияшич и Тассау 2019 , с. 87.
  92. ^ Мочи 1974 , стр. 251–252; Дорси 1992 , с. 68
  93. ^ Запад 2007 , с. 288: «Другое имя — Сильваны, женское множественное число, соответствующее Сильвану, богу леса. Однако большая часть посвящений им происходит не из Италии, а из Паннонии, и они могут представлять иллирийских, а не итальянских нимф».
  94. ^ Jump up to: а б Стипчевич 1974 , стр. 194.
  95. ^ Уилкс 1992 , стр. 244–45.
  96. ^ Запад 2007 , с. 281.
  97. ^ Кук, Бенджамин (1984). Вопросы албанского фольклора . 8 ноября.
  98. ^ Бертон, Филип (1996). Журнал индоевропейских исследований . Журнал индоевропейских исследований. п. 346.
  99. ^ Матияшич и Тассау 2019 , с. 68.
  100. ^ Jump up to: а б Матияшич и Тассау 2019 , с. 71.
  101. ^ Jump up to: а б Матияшич и Тассау 2019 , с. 69.
  102. ^ Крахе 1946 , с. 203; Уилкс 1992 , с. 247
  103. ^ Стипчевич 1974 , стр. 158; Чека 2013 , стр. 414.
  104. ^ Камби, Чаче и Киригин 2002 , стр. 114 (примечание 45).
  105. ^ Занинович 2007 , стр. 219.
  106. ^ Крахе 1946 , с. 199; Шашель Кос 2019 , стр. 36, 38
  107. ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2019 , с. 37–38.
  108. ^ Мочи 1974 , стр. 74.
  109. ^ Jump up to: а б Крахе 1946 , с. 201.
  110. ^ Шашель Кос 2019 , с. 32.
  111. ^ Мочи 1974 , стр. 257.
  112. ^ Крахе 1946 , с. 199; Уилкс 1992 , стр. 244–245
  113. ^ Крахе 1946 , стр. 200, 202; Уилкс 1992 , стр. 244–245
  114. ^ Матияшич, Роберт. «Богиня Ика/Ика Пломина». Miscellanea Hadriatica et Mediterranea 3, вып. - (2016): 99-110. https://doi.org/10.15291/misc.1352
  115. ^ Уилкс 1992 , с. 246.
  116. ^ Делплас 2019 , стр. 111.
  117. ^ Jump up to: а б Мочи 1974 , стр. 254.
  118. ^ Мочи 1974 , стр. 5.
  119. ^ Мочи 1974 , с. 254; Уилкс 1992 , с. 85
  120. ^ Крахе 1946 , стр. 200; Стипчевич 1974 , стр. 84.
  121. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 278.
  122. ^ Jump up to: а б с Паллоттино 1992 , с. 50.
  123. ^ Крахе 1946 , с. 199–200.
  124. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 274.
  125. ^ Ламболи 2019 , с. 138 (примечание 34): Festus, De verborum Significatu (фр. стр. 190 изд. Линдсея): И саллентины, среди которых Мензанае посвятил Юпитеру живых, бросают в огонь Юпитер Мензанас].
  126. ^ Pokorny 1959 , p. 729; Orel 1998 , pp. 260, 265
  127. ^ Вест 2007 , стр. 137, 146.
  128. ^ Ламболи 2019 , с. 130: «Культ Юпитера Мензанаса, упомянутый Фестом, совершенно явно относится к более раннему местному культу, известному, по крайней мере, Верриусу Флакку».
  129. ^ Грюн 2005 , с. 279.
  130. ^ Маркезини 2009 , с. 139.
  131. ^ Крахе 1946 , стр. 204; Грюн 2005 , стр. 279; Вест 2007 , стр. 166–167; Де Симоне 2017 , стр. 1843; Себорг 2020 , стр. 74.
  132. ^ Jump up to: а б с Из Симоны 2017 , с. 1843.
  133. ^ Де Симоне 1989 , с. 647.
  134. ^ Запад 2007 , с. 140.
  135. ^ Пизани 1987 , с. 506.
  136. ^ Jump up to: а б Запад 2007 , с. 176: «∆α-, однако, не может быть объяснена с греческого языка. Но существует мессапическая Даматура или Даматира, и ее не следует сбрасывать со счетов как заимствование из греческого; она соответствует иллирийскому Деипатуру как по агглютинации, так и по переносу. к тематическому склонению (-os, -a). (Примечательно, что в надписях встречаются спорадические примеры тематического склонения ∆ημήτρα.) Следовательно, Даматер/Деметра могут быть заимствованиями из иллирийского Dā-, возможно, произошли. от *D час ٵ час (Эм-."
  137. ^ Jump up to: а б с Бикс 2009 , с. 324.
  138. ^ Пизани 1987 , стр. 501, 506.
  139. ^ Orel 1998 , p. 80.
  140. ^ Запад 2007 , с. 182.
  141. ^ Шукриу 2008 , стр. 22–23.
  142. ^ Шукриу 2008 , с. 23.
  143. ^ Шашель Кос 1993 , с. 113: «Из всех известных легенд, связанных с северо-западными Балканами, наиболее глубоко укоренившейся среди населения является легенда о фиванской героической паре, Кадме и Гармонии... По ее мнению, легенды о Кадме, Батоне, и кадмеян среди энхелеев..." с. 123: Популярность легенды о Кадме и Гармонии в Иллирии проявлялась и в других формах, в частности в сфере художественного творчества". С. 124: "Батон, одно из самых значительных иллирийских имен в период римского Первоначально Империя, как показывает Катичич, была, вероятно, nomen Sacrum ... Название необычно распространено, сосредоточено в Иллирии, Фивах (или, скорее, Аргосе) и Троаде, повсюду связано с легендами и религией, что указывает на древние культы и религиозные отношения. ..."
  144. ^ Катичич 1977 , с. 5: «Энхелеи появляются в древнейшей региональной истории восточного побережья Адриатики; с ними связан миф о конце Кадмоса и Гармонии. Вскоре создается впечатление, что они представляли иллирийский народ по преимуществу для греков в древности. времена, иногда они выступают как отдельный этнос наряду с иллирийцами, но обычно упоминаются как одно из иллирийских племен. Греческая литература знает их не только как жителей далеких берегов Адриатики и долин на Балканском материке, она знает и их. их в привычных терминах Беотия, как соседи Фив, сыгравшие роль в ее ранней истории, упоминается поэтому во всех областях, где находились Кадм и Гармония: и в Беотии, и в иллирийской стране. Это еще больше сближает их. несомненно, занимают центральное место в древнейшей иллирийской истории».
  145. ^ Шашель Кос 1993 , с. 124: «Бато, одно из наиболее значительных иллирийских имен в период Римской империи, первоначально было, как показывает Катичич, вероятно, nomen Sacrum ; Павсаний упоминает, что у него был храм в Аргосе (II 23, 2), и весьма вероятно, что его чтили как героя и в Гарпии. Имя необычно распространено, сосредоточено в Иллирии, Фивах (или, вернее, в Аргосе) и Троаде, повсюду связано с легендами и религией, что указывает на древние культовые и религиозные связи. по мнению Катича, простирается далеко за пределы лингвистических и этнических границ».
  146. ^ Кабанес 2008 , стр. 157–158.
  147. ^ Шашель Кос 1993 , с. 124: «Название также соответствовало бы составным именам типа Весклевес, которые Р. Катичич определил как имена, значения которых указывают на устную эпическую традицию среди иллирийцев».
  148. ^ Запад 2007 , с. 400: «Существует поразительное изобилие имен, содержащих элемент *klewes- 'слава' или *kluto- 'знаменитый', иногда тождественных поэтическим эпитетам или соответствующих поэтическим фразам. В Ригведе мы находим, среди прочего: Suśrávas- ' , также как эпитет); сравните авестийский Хаосрава- (Yt. 5. 49, др.), который позже стал Хусравом (Хосровом) доброй славы» (1. 53. 9 ил . ;
  149. ^ Кабанес 2008 , с. 157.
  150. ^ Jump up to: а б Сасси 2018 , стр. 951–952.
  151. ^ Палмер 1988 , стр. 40–41.
  152. ^ Jump up to: а б Стипчевич 1974 , стр. 196.
  153. ^ Jump up to: а б Шашель Кос 1993 , с. 119.
  154. ^ Стипчевич 1974 , стр. 196–197.
  155. ^ Уилкс 1992 , с. 243: «На более духовном уровне иллирийцы, конечно, были сильно увлечены силой заклинаний или сглазом. История Плиния о том, что среди иллирийцев были такие, «которые могли смотреть сглазом, накладывать заклинания и даже убивать кого-то» (N //7.16) повторяется в следующем столетии Авлом Геллием (9.4, 8) в его сборнике застольных бесед среди римских интеллектуалов».
  156. ^ Стипчевич 1974 , стр. 182; Уилкс 1992 , стр. 245.
  157. ^ Бордман и Соллбергер 1982 , с. 235.
  158. ^ Уилкс 1992 , с. 44.
  159. ^ Уилкс 1992 , стр. 54.
  160. ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 242.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fda23047716ff95993adfb86bea42b98__1723170240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/98/fda23047716ff95993adfb86bea42b98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Illyrian religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)