Jump to content

Только (божество)

Бронзовая статуя, скорее всего, изображающая мессапского бога Зиса Батаса , вероятно, работы тарентинского художника, ок. 530 г. до н.э. [ 1 ]

Зис ( мессапский : 𐌆𐌉𐌔) — бог неба и молний в мессапийской религии, занимающий наиболее заметную роль. Этот теоним является эквивалентом и родственным албанскому Зойзу и греческому Зевсу , происходящим от протоиндоевропейского *Di̯ḗu̯s , «бог неба». [ 2 ] Зис появляется в нескольких вотивных надписях алфавитом мессапическим из Апулии .

Аттестация

[ редактировать ]

Божественное имя появляется в нескольких вотивных эпиграфических текстах мессапического алфавита из Апулии . [ 3 ] Об этом свидетельствуют надписи начала VI века до нашей эры. [ 4 ]

Этимология

[ редактировать ]

Зис — это мессапическое продолжение *Di̯ḗu̯s , имени протоиндоевропейского бога дневного света-неба. [ 5 ] Родственными словами существительного *Di̯ḗu̯s со схожим фонологическим развитием являются албанский Zojz и греческий Zeus . В мессапическом Zis , албанском Zoj-z и греческом Ζεύς исходный кластер *di̯ из *di̯ḗu̯s подвергся аффрикации до *dz . [ 6 ] Тарентийский (Δίς) , бог Дис вероятно, был заимствован у соседних мессапийцев. [ 7 ]

Эпитеты и роль

[ редактировать ]

Зис Лимит

[ редактировать ]

Культ Зис-Батаса — самый ранний и наиболее устойчивый среди мессапийцев, засвидетельствованный от архаического периода до времен Римской империи (8-2-1 вв. до н. э.). [ 8 ] Он появляется в самых ранних засвидетельствованных мессапических надписях, начиная с вотивного посвящения в Гроте Порцинара в Леуке . [ 9 ] Эта морская пещера была мессапским святилищем, посвященным этому божеству, включая пепельный алтарь и миниатюрные жертвенные вазы, и располагалась в торговом центре вдоль путей, соединяющих Восток и Запад, также часто посещавшихся греками. Это местное мессапское божество было принято греками как Зевс Батиос , а римлянами как Юпитер Батиус или Юпитер Оптимус Максимус Батиус , что свидетельствует о преемственности этого культа вплоть до имперского периода. [ 10 ] [ 8 ] [ 11 ] [ 1 ]

Зис Батас интерпретировался как «Зис Громовержец», мессапийский бог молний и погоды, считавшийся правителем атмосферных явлений, включая штормы, и, следовательно, защитником мореплавания. Следовательно, разумно предположить, что это божество рассматривалось моряками как божественное существо, которому поклонялись, чтобы обеспечить хорошую погоду, спасение на море и хорошую навигацию. [ 12 ] [ примечание 1 ] Помимо защитника мореплавания, Зис Батас мог быть связан с аспектами плодородия и процветания, о чем свидетельствуют археологические останки принесенных в жертву козлов, принесенных в жертву этому божеству, помещенных внутри миниатюрных ваз и возле большого ясеневого алтаря в Гроте Порчинара, датируемого с VIII века до нашей эры. [ 15 ] [ 8 ]

Бронзовая статуя из Удженто , скорее всего, представляет собой изображение мессапского Зиса Батаса в позе, метающего молнию. Это датируется ок. 530 г. до н.э. и, вероятно, был реализован тарентийским художником. [ 1 ]

Просто Менсанас

[ редактировать ]

Мессапическому богу неба также поклонялись как Зису Мензанасу . [ 16 ] Корень слова menzanas является родственным албанскому слову mëz или mâz « жеребенок », от *me(n)za- « лошадь », которое претерпело более поздний семантический сдвиг «лошадь» > «жеребенок» после заимствования из латинского caballus в албанский язык. калэ 'лошадь'. Следовательно, *me(n)zana- интерпретировалось как палео-балканское слово, означающее «всадник». Дальнейшие соответствующие доказательства можно увидеть у Юпитера Мензанаса , упомянутого в отрывке, написанном Фестом в связи с мессапским жертвоприношением коня, и в ΜΕΖΗΝΑ̣Ι из фракийской надписи на золотом кольце Дуванли, также несущем изображение всадника. [ 17 ]

Пара Небо-Земля

[ редактировать ]

Культ Зис-Батаса считается мужским аналогом хтонических культов, связанных с Деметрой (мессапический: Даматура ) и Корой . [ 18 ] Происхождение мессапской богини Даматуры обсуждается: такие ученые, как Владимир И. Георгиев (1937), Экрем Чабей , Шабан Демирадж (1997) или Мартин Л. Уэст (2007), утверждают, что она была иллирийской богиней (от PIE *dʰǵʰem -māter , «мать-земля», содержащий мессапический корень dā- «земля», ср. албанский: Dheu , «земля», используемый в древнеалбанском языке для « Мать-Земля »), в конечном итоге заимствованный в греческий как Деметра , [ 19 ] [ 20 ] в то время как другие, такие как Пол Кречмер (1939), Роберт С. П. Бикс (2009) и Карло Де Симоне (2017), приводили доводы в пользу мессапического заимствования от греческой Деметры . [ 21 ] [ 7 ] По словам Мартина Л. Уэста , «формальный параллелизм между именами иллирийского Деипатура и мессапской Даматуры [«матери-земли»] может свидетельствовать в пользу того, что они были парой, но доказательства связи отсутствуют». [ 22 ]

Зевс Мессапеус

[ редактировать ]

Культ Зевса Мессапея задокументирован на спартанской территории в Древней Греции . Две древние литературные традиции свидетельствуют о том, что Мессапеус был титулом Зевса. Павсаний (2 век н. э.) упоминает темунос Зевса Мессапея на западной стороне спартанской равнины. Стефан Византийский (5 век н. э.) цитирует Феопомпа (4 век до н. э.), предоставляя доказательства местоположения святилища Зевса Мессапея к юго-западу от Спарты. Также надпись на вазе, найденной в Лаконии, датируемая ок. 590-570 гг. до н. э. подтверждает название Месапеус , а другая фрагментарная штампованная плитка II века из Антохори , по-видимому, относится к Мессапийскому Зевсу. [ 23 ]

Спартанцы, возможно, переняли культ Мессапийского Зевса из спартанской колонии Тарас в Апулии, где происходил культурный обмен между мессапийцами и тарентинцами. Действительно, мессапийский бог Зис был самым популярным божеством в регионе. [ 24 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ранние свидетельства небесного культа в Иллирии , на другой стороне Адриатики, представлены мемориальными досками VI века до нашей эры из озера Шкодра , которое принадлежало ареалу иллирийских племен, которые в более поздние времена упоминались в исторических источниках как Лабеаты . На каждой из этих табличек одновременно изображены священные изображения неба и солнца, символика молнии и огня, а также священное дерево и птицы (орлы). В этих бляшках имеется мифологическое изображение божества, бросающего молнии в огненный алтарь, который держат двое мужчин (иногда на двух лодках). Это мифологическое представление идентично албанским народным верованиям и обычаям, связанным с божеством молнии. Традиционной албанской практикой во время грозы было выносить на улицу камин (по-албански: vatër ), чтобы завоевать расположение божества и чтобы громы не причиняли вреда человеческому сообществу. [ 13 ] Албанские народные верования рассматривают молнию как « огонь небесный » ( zjarri i qiellit ) и рассматривают ее как « оружие божества» ( arma/pushka e zotit/perëndisë ). Действительно, албанское слово, обозначающее молнию, — rrufeja , родственное фракийскому ромфее , древнему древковому оружию . [ 14 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Мастронуцци 2009 , стр. 86–87.
  2. ^ Себорг 2020 , стр. 74.
  3. ^ Маркезини 2023 , с. 10.
  4. ^ Маркезини 2009 , с. 139.
  5. ^ Себорг 2020 , стр. 74; Де Симоне 2017 , стр. 1843; Вест 2007 , стр. 166–168; Грюн 2005 , стр. 279.
  6. ^ Себорг 2020 , с. 74; см. также Hyllested & Joseph 2022 , с. 232 и «Смертельное призвание 2023» , с. 1.
  7. ^ Перейти обратно: а б Из Симоны 2017 , с. 1843.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Россиньоли 2004 , с. 389.
  9. ^ Пальяра, Козимо (1990). «Пещера Порчинара» . Топографическая библиография греческой колонизации в Италии и на Тирренских островах (на итальянском языке) (8). Сайты: Гаргара – Лентини: 187–188.
  10. ^ Ламболи 2019 , с. 126.
  11. ^ Маннино 2009 , с. 441.
  12. ^ Россиньоли 2004 , с. 389; Маннино 2009 , с. 441; Мастронуцци 2009 , стр. 86–87; Самсон и Зумбо 2021 , с. 122.
  13. ^ Брахадж 2007 , стр. 16–18.
  14. ^ Тирта 2004 , стр. 82, 406.
  15. ^ Плотники 2018 .
  16. ^ Грюн 2005 , с. 279.
  17. ^ Орешко 2020 , с. 118.
  18. ^ Боттини 2017 , с. 71.
  19. ^ Orel 1998 , p. 80.
  20. ^ Запад 2007 , с. 176.
  21. ^ Бикс 2009 , с. 324.
  22. ^ Запад 2007 , с. 182.
  23. ^ Кэтлинг и Шипли 1989 , стр. 193–196.
  24. ^ Кэтлинг и Шипли 1989 , с. 197.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кэтлинг, HW (1990). «Святилище Зевса Мессапея: Раскопки в Афису, Цакона, 1989». Ежегодник Британской школы в Афинах . 85 : 15–35. дои : 10.1017/S0068245400015537 . JSTOR   30102837 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4f0f61b696df3bcb9af157ac674f24d__1721767320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/4d/a4f0f61b696df3bcb9af157ac674f24d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zis (deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)