Арфаджа
Арфаха против Хартэма | |
---|---|
Рожденный | около 598 Барек , Аравия |
Умер | 654 Мосул |
Верность | Рашидунский халифат . |
Услуга/ | Рашидунская армия |
Классифицировать | Амир аль-Джайш ( командующий армией Рашидун ) Амир аль-Бахр (командующий флотом Рашидун |
Битвы/войны |
|
Отношения | |
Другая работа |
|
Арфаджа ибн Харсама аль-Барики [ 1 ] ( араб . Арфаджа ибн Хартама аль-Барики ) (также известный как Арфаджа аль-Барики ) был сподвижником исламского пророка Мухаммеда . Он был членом Азд ветви клана Барик , населявшего Юго-Западную Аравию.
Арфаджа был одним из командиров одиннадцати армейских корпусов, посланных первым халифом Абу Бакром для подавления восстания после смерти Мухаммеда. [ 2 ] Арфаджа был одним из первых военно-морских командиров халифата , поскольку Абу Бакр отправил его вместе с корпусом Худайфы бин Михсана сражаться с противниками ислама в Омане . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] поскольку ему было поручено возглавить военно-морские силы Азда из Бахрейна для вторжения в провинцию Фарс , чтобы остановить прибрежные вторжения Сасанидов . [ 6 ] Позже он служил губернатором Мосула во время правления халифа Умара . [ 7 ]
Энергичный военный генерал, [ 8 ] Арфаджа внес свой вклад в мусульманское завоевание Персии , поскольку он участвовал в крупных битвах против Сасанидов, таких как морское завоевание Парса , битва у моста , битва при Бувайбе , битва при аль-Кадисии , осада Ктесифона (637 г.) , битва при Нахаванд , вплоть до завоевания мусульманами Хузестана , где он захватил город Ахваз . [ 8 ] Он также некоторое время участвовал в сражениях с византийцами во время завоевания Мосула и Тикрита . [ 9 ]
Арфаджу помнят как талантливого администратора, обладавшего опытом в строительстве и урбанизации. Он сыграл важную роль в основании городов Басра и Хадита . [ 10 ] [ 11 ] Его архитектурные достижения включают строительство Большой мечети Мосула (позже известной как Мечеть Омейядов). [ 12 ] [ 13 ] Арфаджа был первым из халифата Рашидун, который построил Амсар , исламскую постоянную гарнизонную крепость с Караван-сараем .
Биография
[ редактировать ]По словам Ибн Хазма , его полной Арфаджа линией Нисбы были б. Хартама б. Абд аль-Узза б. Зухайр б. Тайльб б. Амр б. Саад б. Тайльб б. Кинана аль-Барики , [ 14 ] который затем утверждал, что Барик был потомком Худа (пророка) ( Эбера )), с полной нисбой: Ибн Удай Ибн Харита Ибн Амр Мазикии Ибн Аамр бин Харита Альгтариф бин Имру аль-Каис Тайлб бин Мазен Ибн Аль-Азд Ибн Аль-Гот Ибн Пророк Ибн Малик бин Зайд Ибн Кахлан Ибн Сабаа ( Шева ) Ибн Яшджуб Ибн Яраб Ибн Кахтан Ибн Худ (Эбер)). [ 15 ]
По словам Ахмада Джавдат-паши, цитировавшего Вакиди, Арфаджа вырос в богатой семье и был известен как одаренный оратор. Арфаджа также обладает мощным боевым мастерством, поскольку он, как говорят, владеет навыками боя на мечах и верховой езды, а также обладает хорошими социальными навыками. [ 16 ]
Арфаджа считается соратником Мухаммеда , когда он встретил Мухаммеда. [ 17 ] Умар ибн аль-Хаттаб засвидетельствовал, что Арфаджа хотя бы один раз встречался с Мухаммедом и исповедовал ислам при жизни Мухаммеда. Арфаджа передал хадис непосредственно от Мухаммеда. [ 17 ]
Отступнические войны
[ редактировать ]В 633 году Абу Бакр отправил Арфаджу бин Хартаму и Хузайфу аль-Барики в Махру. [ 18 ] Следуя приказу Абу Бакра, он затем отправил Икриму выступить и присоединиться к Арфадже. Поскольку Арфаджа еще не прибыл, Икрима, вместо того, чтобы ждать его, самостоятельно расправился с местными повстанцами. В Джайруте Икрима встретил две армии повстанцев, готовившихся к битве. Здесь он убедил более слабых принять ислам, а затем присоединился к ним, чтобы победить их противников. [ 2 ] Затем последовало событие Арфаджа, и армии халифата продолжили свой марш, чтобы сражаться с остатками махранитских повстанцев в жестоких битвах с махранитскими повстанцами, пока не умиротворили весь регион Махра. [ 19 ]
Восстановив ислам в Махре, Икрима двинул свой корпус в Абьян , где дал отдых своим людям и стал ждать дальнейшего развития событий. [ 20 ] До тех пор, пока Арфадже и его армии Азд не поступило дальнейшее указание помочь правителю Аль Азди, Абд аль-Джуланд и его брат Джайфар, которые правили внутренними районами Оманского полуострова, отправились в Медину в 632 году, чтобы присягнуть на верность халифу Абу Бакру , который принял его с удовольствием. [ 21 ] Лидером отступников Омана был Лакит бин Малик Аль-Азди , известный как «тот, у кого корона», или Зуль Тадж . Естественный соперник королей Джуланды, он заставил их отступить до того, как армия из Медины завершила свой трудный путь через Руб-эль-Хали и достигла полуострова Оман. [ 21 ] Встретившись с мединской армией, силы Джуланды были поддержаны местными племенами, покинувшими Лакит. [ 21 ] Затем союзная армия Омана и Азда, в свою очередь, атаковала сасанидского губернатора Маскана и разбила силы Маскана в Дамсетджерде в Сохаре , убив Маскана. [ 22 ] Оставив все свое серебро и золото, сасаниды покинули страну. [ 21 ] Союзные силы Арфаджи и брата Джуланди сражались с повстанцами под командованием Лакита в заключительном сражении битвы при Диббе , где лидер повстанцев разместил семьи своих людей в тылу, чтобы побудить их сражаться более упорно. Однако армия Медины одержала победу после прибытия подкреплений из племен Бени Абдул Кайс и Бени Наджиа, которые входили в состав армии халифа, но были задержаны во время долгого пути из Медины. [ 23 ] После того, как восстание Лакита было подавлено, Хузайфа ибн Мухсин остался в этом районе, чтобы укрепить это место, в то время как Икрима начал операции по зачистке остатков повстанцев, оставшихся в Махре, в то время как Арфадже было поручено сопровождать военные трофеи, доставленные в цитадель Халифата, Медину. . [ 24 ]
По словам Якута аль-Хамави , после этого конфликта Арфаджа нашел и привез в Медину мальчика по имени Аль-Мухаллаб ибн Аби Суфра , будущего известного антихариджитского генерала . [ 25 ]
Завоевание Персии
[ редактировать ]Первая военно-морская кампания
[ редактировать ]В 12 году хиджры Арфаджа возглавил первое в истории арабо-исламское военно-морское вторжение и завоевал большое количество островов в Оманском заливе . [ 26 ] Ахмед Джавдат-паша , передавший текст Аль-Вакиди , отметил, что Арфадже не составило труда собрать армию и корабли, необходимые для этого военно-морского вторжения, без поддержки центрального халифата, благодаря его значительному богатству и мощному влиянию со стороны халифата. последователи внутри его клана. Ахмед Джавдат далее рассказал, что предыстория военно-морской экспедиции Арфаджи из книги Аль-Вакиди заключается в том, что Арфаджа был наполнен стремительным духом джихада. И он проигнорировал совет Аль-Фарука , сел на корабли и двинулся на завоевание Оманского моря. [ 16 ] Однако Джавдат ошибся, полагая, что эта кампания произошла во времена халифата Умара, тогда как на самом деле она произошла во время халифата Абу Бакра. [ 27 ] Табари рассказал, что, когда халиф Абу Бакар узнал, что Арфаджа действовал без его согласия, он немедленно уволил Арфаджу. [ 28 ]
Кампания под Мутанной
[ редактировать ]Когда Халид ибн аль-Валид перебрался в Левант , Арфаджа отправился на встречу с армией аль-Мутанны ибн Хариты . [ 29 ] который сейчас командует силами Рашидуна в Ираке и служил под его началом в победоносной битве при Намараке и битве при Каскаре . Однако Мутанна и Арфаджа потерпели серьезное поражение в битве у моста . [ 29 ] где они понесли большие потери. [ 30 ] Отреагировал на это бедствие халиф Умар отреагировал отправкой контингента племени Баджила под предводительством Джарира ибн Абдуллы аль-Баджали для подкрепления. хотя между Джариром и Арфаджой возникла небольшая ссора, в конце концов они соглашаются объединить свои силы под командованием Мутанны для борьбы с персами. [ 31 ] затем Арфаджа и Мутанна, пополненные войском Баджилы Джарира, двинулись к Бувайбу, где они снова сражались с Сасанидами в победоносной битве при Бувайбе , где им даже удалось убить сасанидского генерала Михрана. [ 32 ] который Табари и Али ибн аль-Асир также называют «днем десятого» (Яум аль-Ашир) из-за интенсивности битвы, в которой каждому из мусульманских солдат удалось убить десять сасанидских солдат . [ 28 ] [ 33 ] После битвы Арфаджа двинулся на Хиру и отбил город, который был захвачен Сасанидами до битвы у моста. [ 34 ]
Позже, в 12 году хиджры, Бахрейн страдал от постоянных морских набегов персов. [ 35 ] Арфаджа, только что завоевавший город Савад , немедленно отправляется в Бахрейн, чтобы подкрепить своего начальника в Бахрейне аль-Ала аль-Хадрами. [ 36 ]
Вторая военно-морская кампания
[ редактировать ]В конце 13 года хиджры аль-Ала ибн Хадрами приказал Арфадже начать отправку кораблей и лодок для дальнейшей морской экспедиции. [ 3 ] поскольку халиф Умар приказал им отделиться от Аль-Мусаны ибн Хариты, пока они находятся в Хире . [ 5 ] На этот раз Арфаджа под командованием аль-Ала напал на остров Дарин (Катиф) , чтобы истребить чувствующих себя отступниками повстанцев, которые бегут с материковой части Аравийского полуострова к этому острову. мусульманские армии начали атаковать столицу Дарин и убивать там повстанцев, усмирив восточное арабское побережье. [ 37 ] Затем по собственной инициативе Арфаджа по указанию аль-Ала начал направлять корабли к побережью Сасанидов на острове Тарут . Это продолжалось до тех пор, пока Арфаджа не достиг порта Боразжан , где, по словам Ибн Саада потопил множество кораблей персидского флота . Арфаджи, в бою [ 38 ] Шуайб аль-Арнаут и аль-Арксусси записали слова аль-Захаби относительно военно-морской кампании Арфаджи по этому поводу: «...Арфаджа послал к побережью Персии, уничтожив множество (вражеских) кораблей, завоевал остров и построил мечеть. " . [ 4 ] Историки говорят, что операции Арфаджи на побережье Персидского залива обеспечили водные пути для мусульманской армии и подготовили почву для последующего мусульманского завоевания Парса . [ 39 ] Ибн Балхи писал, что Арфаджа записывал свои успехи аль-Але, который, в свою очередь, сообщал об этом Умару. [ 40 ] Это удовлетворило Умара, который, в свою очередь, поручил аль-Але продолжать пополнять запасы Арфаджи, который все еще продолжал сражаться у побережья. [ 41 ] на что Арфаджа отвечает, продолжил военно-морские кампании на материке Фарс. [ 42 ] Прибрежные вторжения, начатые Арфаджей, простираются от Джазире-йе Шифа до острова, [ 43 ] который Ахмад ибн Маджид определил как остров Лаван . Затем продолжали это делать, пока не достигли острова Харк . [ 44 ] Пуршарианти записал, что это второе военно-морское приключение Арфаджи закончилось аннексией Харга в месяце Сафар, 14 года хиджры. [ 45 ]
|
Халиф Умар хвалит Арфаджу в своем письме Утбе ибн Газвану . [ 46 ] |
Однако на этот раз халиф Умар не любил Арфаджу, излишне затягивавшего морские приключения, поскольку военно-морские силы Арфаджи изначально были отправлены для поддержки Утбы ибн Газвана в завоевании Убуллы. [ 42 ] Вскоре Умар приказал отстранить Арфаджу от командования и назначить на его место аль-Ала ибн Хадрами. [ 42 ] хотя Доннес в своей версии сказал, что аль-Ала умер прежде, чем смог занять эту должность. [ 42 ] Тем не менее, позже халиф поручил Арфадже привести 700 солдат из Бахрейна, чтобы немедленно подкрепить Утбу, идущую к Аль-Убулле . [ 47 ] Позже Арфадже удается встретиться с Утбой в месте, которое станет городом Басра , и вместе они осаждают Убуллу, пока им не удается захватить портовый город. [ 48 ] Абу Михнаф сообщил в книге Али ибн Асира «Аль-Камаль», что завоевание Убуллы Арфаджой и Утбой было бескровным, поскольку гарнизон Сасанидов каким-то образом напуган осаждающими, поэтому они прекратили сражаться и оставили Убуллу без защиты, позволив Утбе и Арфадже захватить ее. . Затем, после того как они захватят Убуллу и используют ее в качестве штаб-квартиры, Утба и Арфаджа начинают операцию на юго-востоке Ирака и захватывают провинцию Майсан .
Позже Арфаджа также стал свидетелем битвы при Аль-Кадисии под командованием Саада ибн Аби Ваккаса . Арфаджа двинулся из Басры в Джойн-Саад перед битвой, а также привел под своим началом от 400 до 700 кавалеристов Азд, которых он привел ранее при завоевании Убуллы. [ 49 ] Затем Арфаджа перешел под знамя аль-Мугиры ибн Шуба , рота которого в общей сложности насчитывала около 1500–1800 солдат. [ 49 ] Когда мусульмане вышли победителями из тяжелой битвы в Кадисии, они немедленно двинулись к столице Сасанидов, которую арабы называют Аль-Мадаином . [ 50 ] Саад возглавил мусульманскую армию, чтобы пересечь реку и осадить столицу , пока Йездигерд III не сбежал и столица не перешла к мусульманам. [ 51 ] Саад и его армия, включая Арфаджу, остаются на некоторое время в завоеванной столице Сасанидов и сумели основать там базу. [ 52 ]
Первое управление Мосула
[ редактировать ]Позже, в месяце Сафар в 16 году хиджры, верховному главнокомандующему восточного театра военных действий Сааду ибн аби Ваккасу сообщили, что жители Мосула собрались в Тикрите с человеком из Византии по имени Аль-Антика. [ 9 ] Затем Саад написал Умару о проблеме жителей Мосула, собравшихся в Тикрите с Аль-Антикой. Халиф приказал ему проявить инициативу, после чего Саад назначил Абдуллу ибн Аль-Мутама командующим операцией. Абдулла ибн Му'там построил построение таким образом, что он назначил Рабии бин Аль-Афкаля авангардом, Аль-Хариса ибн Хасана на правом крыле, Фурата ибн Хайяна на левом крыле, а Хани ибн Кайса и Арфаджу бин Харсаму. на кавалерии. [ 9 ] Конница Рашидунов под предводительством Арфаджи первой прибыла в Тикрит, где столкнулась с византийской армией в союзе с племенами Ияда и Таглиба ибн Ваила . [ 53 ] После того, как они закончили с Тикритом, Ибн аль-Мутам послал Рабии ибн аль-Афкаля и Арфаджу подчинить Ниневию и Мосул, прежде чем новости о поражении Византии под Антикой в Тикрите широко распространились. [ 54 ] затем и Арфадже, и Ибн аль-Мутаму удалось заставить оба города сдаться и обложить обоих данью джизьи. [ 55 ]
Однако относительно Мосула имеются противоречивые сообщения о том, что Халифа ибн Хайят записал, что тем, кто подчинил Мосул, был Ияд ибн Ганм , губернатор Джазиры , поскольку Джазира находилась рядом с Мосулом. [ 56 ] Альтернативное объяснение было предложено Баладхури, который дал примирительное объяснение, что Арфаджа действительно был первым завоевателем Мосула, в то время как Мосул иногда восставал позже, который затем во второй раз отбил Ияд ибн Ганм. [ 57 ] Однако Баладхури признает, что его версия была рассказана посредством ненадежных цепочек. [ 57 ]
По указанию халифа Умара Арфаджа аль-Барики основал гарнизон ( Амсар ) в Мосуле . [ 58 ] и был назначен там вали (губернатором), [ 59 ] [ 60 ] особенно управление доходами. [ 61 ] Территория Мосула была очень малонаселенной, когда она была завоевана мусульманами. Во время правления Умара мусульманская армия нашла подходящее место для строительства базы. Позже, когда территория была заселена и была возведена мечеть, Умар приказал переселить 4000 поселенцев в Мосул . Новые здания были построены из сырцовых кирпичей, а не из тростника - материала, популярного в регионе, и другие уже населенные районы были значительно расширены. В Мосуле Хартама по приказу Умара построил форт, несколько церквей, мечеть и поселение для еврейского населения. Он использовал его в качестве своего штаба для северных военных операций. Утба укрепил свои позиции в Тикрите, а затем продвинулся к Баджурми и Шахразуру, где там обосновались его войска. В Мосуле Арфаджа по приказу Умара построил форт, несколько церквей, мечеть и поселок для еврейского населения. [ 62 ] До этого момента Ибн Халдун отмечал соперничество Арфаджи с Джариром ибн Абдуллой аль-Баджали за лидерство в армии племени Баджила . [ 63 ]
Основание Басры
[ редактировать ]После непродолжительного пребывания у власти Арфаджа поручил халифу Умару двинуться со своими 700 солдатами Азд в направлении места, которое в будущем будет известно как Басра , при этом делегировав управление Мосулом аль-Харису ибн Хасану. [ 64 ] Затем Арфаджа и Утба основали Амсар (гарнизонный город), получивший название Басра, где военный лагерь в этом месте постепенно подкреплялся новыми постоянными постройками и превращался в большое поселение. [ 65 ] поскольку Арфаджа поручил своим солдатам построить семь племенных комплексов, в которых могут разместиться 700 солдат гарнизона. [ 66 ] Тогда Арфаджа поручил построить дома из сырцового кирпича, штукатурки и глины, чтобы заменить лагеря. [ 67 ] Пока здания стоят, Арфаджа и другие армейские вожди, такие как Муджаза ибн Саур ас-Садуси и соплеменники Арфаджи, Хузайфа ибн Мухсин , начали заполнять комплекс племенами Азда, Тамима и племенем Садуса ибн Шайбана . [ 68 ]
Затем Арфаджа спроектировал семь глинобитных плотин в Басре, две в поселении Аль-Хурайба, одну в аз-Забуке, две в Бану Тамим и две последние в поселении племени аль-Азд. [ 69 ]
Помощь аль Ала аль Хадрами в Фарсе
[ редактировать ]В 17 году хиджры аль-Ала начал военно-морскую операцию в направлении Фарса без разрешения халифа. [ 70 ] Однако три отряда, посланные аль-Алой, были сильно разбиты Сасанидами и оказались за границей, поскольку их корабли и лодки были сожжены Сасанидами. [ 70 ] Некоторым кораблям удалось добраться до материковой части Аравии и сообщить об этом аль-Але, который, в свою очередь, попросил помощи у халифа. [ 71 ] Умар ответил в месяц Шабан 17 года хиджры. Умар написал Утбе, чтобы он мобилизовал армейские силы для помощи Аль-Ала Аль-Хадрами в провинции Персии и отплыл по морю. [ 72 ]
В ответ Утба послал армию из 12 000 бойцов, которую возглавили Асим ибн Амр ат-Тамими , Арфаджа бин Хартама, Анаф ибн Кайс и Абу Сабра бин Аби Рам. [ 73 ] [ 74 ] В этой спасательной операции Арфаджа советует Утбе стратегию по отправке сил Абу Сабра в одиночку в прибрежную зону, чтобы заманить силы Сасанидов, одновременно скрывая их основные силы вне поля зрения врага и даже изолированных мусульманских сил, которые они намереваются использовать. спасти. Затем, когда армия Сасанидов увидела, что Абу Сабра пришел с несколькими солдатами, они немедленно бросились в погоню, поскольку думали, что это все мусульманские солдаты-подкрепления. В этот определенный момент Утба приступает к осуществлению окончательного плана Арфаджи по направлению своих основных сил для фланга неожиданных сил Сасанидов, нанося им тяжелые потери и разбивая их, таким образом, эта операция по освобождению моряков Аль Ала Хадрами, которые были подвергнуты опасности изоляции. на персидской земле это удалось. [ 75 ] [ 76 ]
Затем, когда Утба вел свою армию обратно в Басру, он сам умер во время хаджа в 17 году хиджры в месяце Зуль-Хиджа . [ 2 ] После смерти Утбы Арфаджа теперь исполнял обязанности администратора Басры. [ 77 ]
Завоевание Хузестана
[ редактировать ]После того, как мусульмане высадились в Басре в Зуль-Хидже в 16 году хиджры, исламская армия подверглась персидским набегам под предводительством Хормузана из города Ахваз , граничащего с Басрой. [ 78 ] Перед своей естественной смертью Утба послал армию, которой командовали Арфаджа, Хузайфа бин Мухсин, Муджаза бин Саур, Хусейн ибн Аль Кака, Ашим ибн Амр и Сальма ибн Аль Каин, каждый из которых возглавлял по 700 солдат. [ 78 ] Эти контингенты Басры были дополнительно усилены гарнизоном Куфы , которым правил Саад ибн Аби Ваккас, перед битвой против Ормузана. [ 79 ] Прежде чем вступить в бой с Хормузаном, Арфаджа и мусульманские армии маршируют в окрестности этого района, чтобы подчинить несколько мест, включая Кашкар , и отрезать пути снабжения и подкрепления Сасанидов в Ахвазе. [ 80 ] Арфадже удалось победить хормузанцев в этой битве, и последние запросили мира. [ 79 ]
В 18 году хиджры Арфаджа начал завоевание Хузестана , а затем двинулся к Рамхормозу . [ 52 ] Арфаджа двинулся дальше с Аль-Бара ибн Маликом , Маджзой бин Сауром и подкреплением из Куфы во главе с Абу Сабра ибн Аби Рамом. [ 52 ] пока они не встретились с силами из Куфы во главе с Ан-Нуманом ибн Мукрином и не объединили свои силы, чтобы противостоять Хормузану. [ 81 ] Затем они позже разбили Хормузана, который до этого возглавлял сопротивление Сасанидов в Ахвазе. Затем Хормузан бегут из Рамхормоза и убегают в сторону Шуштара , который затем преследуют мусульманские армии, закончившиеся длительной осадой Шуштара , где Хормузан наконец был взят в плен. [ 80 ]
После осады Шуштара Арфаджа продолжал продвигаться глубже в Хузестан, при этом Абу Муса аль-Ашари и Аль-Нуман ибн Мукрин захватили Шуш . [ 82 ] пока Арфаджа не прибыл в великую битву при Нахаванде , [ 2 ] в результате чего судьба Сасанидов навсегда решена, поскольку только в этой битве погибло более 100 000 сасанидских солдат, [ 83 ]
Второе правление Мосула
[ редактировать ]Арфаджа демонстрирует свою энергию после того, как он был назначен во второй раз губернатором Мосула, построив в Мосуле четыре новых квартала для арабских мусульманских солдат и их семей. [ 84 ] Кроме того, Арфаджа устроил укрепления на границах и направил к ним солдат и солдат для защиты границ территории халифата.
В 25 году хиджры Арфаджа выбрал небольшую деревню недалеко от Ниневии на восточном берегу Тигра , чтобы построить новый город-гарнизон. [ 11 ] [ 85 ] который позже стал известен как город Хадита Мосул (новый Мосул), [ 86 ] который в будущем будет называться просто город Хадита . Эти гарнизонные города под командованием Арфаджи стали главными штабами и маршрутами снабжения армии, которая была отправлена на мусульманское завоевание Армении и мусульманское завоевание Азербайджана . [ 85 ]
Позже, в 26 году хиджры, когда халифат под руководством Усмана ибн аль-Аффана аннексировал город Эрбиль , Арфаджа разобрался с курдскими жителями города, способствуя диалогу с ними, начал строить мечеть и поручил Коран пропагандировать . в городе. [ 87 ] Одновременно с этим создаются вооруженные силы в этом районе для контроля безопасности и доходов Хараджа . [ 88 ]
В 29 году хиджры в Ирак прибыла следующая волна арабских мусульманских поселенцев под предводительством Абдаллы ибн Амира , тогдашнего губернатора Басры. [ 2 ] Этим силам было поручено халифом Усманом начать мусульманское завоевание Систана и мусульманское завоевание Хорасана . [ 2 ] Таким образом, чтобы помочь их завоеванию, Арфаджа отправил контингенты поселенцев численностью 4000 солдат из племен Азд , Киндах , Тайй и Абдул Кайс . [ 89 ] Затем, когда эти солдаты вернулись в Мосул после завоевания, Арфаджа принял этих солдат в городах своей юрисдикции Мосул и Хадита и отправил их совершать регулярные рейды против оставшихся сасанидских элементов, одновременно поддерживая военные патрули Рибата на границах. [ 90 ]
На оставшуюся часть пребывания Арфаджи в Мосуле Мосул стал одним из самых важных городов в Ираке, который был немедленно заполнен арабскими солдатами-иммигрантами, а также неарабскими арамейцами и персами , которые также в больших количествах хлынули в город. [ 91 ] поскольку поселения в пределах юрисдикции Арфаджи росли и расширялись от границ региона Евфрата на севере до Куфы на юге. [ 92 ] Таким образом, он стал одним из наиболее быстро развивающихся городских, административных и экономических центров Халифата. [ 91 ]
Арфаджа правил Мосулом до своей смерти в 34 г.х./654 г. н.э.
Наследие
[ редактировать ]Махмуд Шит Хаттаб считал Арфаджу недооцененным героем, которому в истории было мало внимания, несмотря на то, что он был первым арабским мусульманским лидером, который возглавил битву на море. [ 93 ] однако его вклад в историю исламского военно-морского флота был несомненен, поскольку Махмуд далее заметил, что военно-морская война до Арфаджи все еще была необычной концепцией для большинства арабов. [ 93 ] Махмуд также отмечает еще одно недооцененное внимание к Арфадже за его участие в общем завоевании Персии, где он не получил большого внимания, несмотря на то, что Арфаджа, во всяком случае, внес в это огромный вклад. [ 93 ]
Ибн аль-Кальби сказал, что Арфаджа были первыми, кто построил Амсар , или исламский гарнизон-крепость с особенностью караван-сарая , в котором на постоянной основе размещались поселения мусульманских солдат на аннексированных территориях, а также были созданы общественные объекты и мечети в указанном Амсаре. [ 10 ]
Арфаджа также известен как первый архитектор великой мечети Омейядов в Мосуле , которая позже была расширена и перестроена Марваном ибн Мухаммадом в эпоху халифата Омейядов. [ 12 ] [ 13 ] В современную эпоху муниципалитет провинции Ниневия объявил 18 февраля 2019 года, что реконструкция мечети была возобновлена, хотя и с ущербом, причиненным ИГИЛ , благодаря гранту в размере 50 миллионов долларов от Объединенных Арабских Эмиратов . Дата завершения не была установлена. [ 94 ]
Более того, Махмуд Абдул Кадир аль-Баматраф , йеменский историк, считает Арфаджу пионером арабизации и исламизации в Мосуле. [ 95 ]
Хуркус и иракские хариджиты
[ редактировать ]Говорят, что Хуркус ибн Зухайр ас-Саади , более известный как Зу аль-Хувайсира ат-Тамими, вождь племени тамим, хариджиты в первом поколении [ 96 ] и ветеран битвы при Хунайне участвовал в числе арабских поселенцев, приведенных Арфаджой во время завоевания Хузестана . Участие Хуркуса зафиксировано, в частности, когда он был послан армейским начальством Рашидуна, чтобы победить Хормузана в 638 году в Ахвазе (известном как Хормизд-Ардашир в современную эпоху) и заставил город платить джизью (подушный налог). [ 97 ]
Известно, что Хуркус протестовал против политики Мухаммеда во время Хунайна, и последний предсказал, что позже он восстанет против Халифата. Во время правления Усмана, спустя много времени после смерти Арфаджи, Хуркус был одним из главарей из Басры, которые сговорились убить Усмана . [ 98 ] Во время халифата Али Хуркус был среди тех, кто сражался с ним в битве при Нахраване . Несмотря на подавление Али, остатки хариджитов Хуркуса выжили и позже повлияли на отколовшиеся секты Азарики , Суфрии и радикальные секты Недждата , которые будут отравлять всю историю Халифата Рашидун, Омейядов и Аббасидов эндемическими восстаниями.
Еще одним проблемным хариджитским эмбрионом, который также попал в Ирак при Арфадже, были родом из племени Баджила . [ 99 ] У Арфаджи было много проблем во время правления с этим племенем. [ 100 ] что, по словам Сайфа ибн Умара , Арфадже даже нужно было разместить своих соплеменников азд среди поселения Баджалис, чтобы держать их под контролем, поскольку Баджали часто ссорились и разжигали проблемы. [ 101 ] Похоже, что Баджилы сначала последовали за Арфаджой из Омана в определенный момент на ранней стадии завоевания Персии. [ 102 ] Прежде чем Арфаджа оставит их после завоевания Убуллы и передаст руководство Баджалисом Джариру ибн Абдулле аль-Баджали по указанию халифа Умара, который затем дал указание баджалицам двигаться в сторону Куфы. [ 103 ] Из этого племени Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби вырос в эпоху Али и сформировал секту Ибадия Вахб , которая дожила даже до современной эпохи 20-го века в Омане. [ 104 ]
Секты хариджитов, по мнению большинства ученых-исламистов, основанных Хуркусом, были одной из самых радикальных отколовшихся сект в исламе, которая без колебаний убивала и захватывала богатства других мусульман, которые, по их мнению, недостаточно привержены исламскому учению, в то время как обвинение действующей власти в крайней форме такфира (отлучения от ислама). [ 104 ] Хариджитов все вместе называли Харурия/Харури, поскольку их первое открытое восстание против власти в истории произошло во время их собрания в деревне под названием аль-Харури. [ 104 ]
Оценка
[ редактировать ]Махмуд Шит Хаттаб, иракский министр, военачальник, историк и писатель (1919–1998), отмечал, что Арфаджа был прекрасным примером редкого арабского мужества, что даже после сокрушительного поражения в битве у Моста халиф Умар продолжает ему доверять. . [ 8 ] Махмуд также похвалил Арфаджу как одного из лучших воинов под командованием Саада ибн Аби Ваккаса во время битвы при Аль-Кадисии и после осады Ктесифона , поскольку Махмуд отметил его сильную волю и менталитет, которые сохраняют его трудовую этику, несмотря на однажды понесенную неудачу в Битва у моста», а также хвалит его новаторство в военно-морской войне среди арабов-мусульман. [ 8 ]
Халиф Умар похвалил Арфаджу как эксперта по военной стратегии в свое время и призвал Утбу ибн Газвана , первого губернатора Басры, положиться на его совет. [ 46 ] И действительно, известно, что Утба во многом зависит от навыков Арфаджи в военных и административных вопросах во время его пребывания в Ираке. [ 55 ] XX века Сирийский юрист Али Аль-Тантави в своей книге похвалил Арфаджу за его решительность в решающие моменты. [ 105 ] В то время как Ибн Хаджар аль-Аскалани в своей биографии отмечает харизматическое руководство Арфаджи, поскольку его присутствие может поднять боевой дух его солдат.
Помимо своих военных навыков, Утбу также хвалили за его гражданское управление, основанное им город Басра, и его управление Мосулом после завоевания, как заметил президент Мосульского университета Саид аль-Диваджи: «...( Арфаджа) Аль-Барки был человеком, который имел страсть к организации, урбанизации , городскому планированию и убеждал арабов проживать на завоеванных землях, особенно на таких, как Мосул...» [ 106 ]
Что касается его социального интеллекта, по словам Саламы ибн Муслима ибн Ибрагима аль-Автаби , Арфаджа хорошо разбирается в физиогномике , поскольку именно он признал талант молодого Аль-Мухаллаба ибн Аби Суфры , будущего знаменитого Омейядов лидера , несмотря на то, что Абдур Рахман ибн Самура уволил мальчика из-за его юного возраста. [ 107 ] [ 108 ]
См. также
[ редактировать ]- Военно-морской флот раннего Халифата
- Исламизация Ирана
- Мусульманские завоевания на Индийском субконтиненте
Библиография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Великие арабские завоевания Хью Кеннеди ,
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ибн Касир 2003 г.
- ^ Jump up to: а б ад-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад; Аль-Арнаут, Шуайб; Аль-Арксусси, Мухаммад Наим. Сияр алам Нубала, часть I. ктаб ИНК . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Море 1924 , с. 127.
- ^ Ульрих 2008 .
- ^ Исследования по ранней исламской истории ,
- ^ Jump up to: а б с д Хаттаб 2010 , с. 361.
- ^ Jump up to: а б с Ибн Касир, Абу аль-Фида 'Имад Ад-Дин Исмаил ибн 'Умар (2 октября 2018 г.). «страница 83 Начало и конец» . Аль-Исламия . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б аль-Хамави 1995 , с. 230
- ^ Jump up to: а б Армия и оружие, Том 4 [ Армия и оружие, Том 4/Том 4 аль-Джейш ва-аль-силах The ]. Мичиганский университет. 1988. с. 52 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б ибн аль-Факих аль-Хамадани, Ахмад ибн Мухаммад (1996). Юсуф аль Хади (ред.). Ибн аль-Факиха стран Книга (Первое изд.). Бейрут: Алам аль-Китаб . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая мечеть Мосула» . Google Искусство и культура . Радио Аль-Гадд . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Ибн Хазм 2018 , с. 367.
- ^ Вывод . Исламкотоб . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Арфаджа бин Хартама - Аль-Тантави - Страница 108 - Журнал Аль-Ва Аль-Ислами, выпуск (281), январь 1988 г. н. э. » . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Курцман 2002 .
- ^ Книга раздора и раздора относительно отношений между Бану Умайя и Бану Хашим ,
- ^ Абд аль-Латиф, Хусейн. Рыцари дня — хорошие спутники — Часть 4 . ИсламКотоб . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Завоевание Аравии-Alt10: Завоевание Аравии: Войны Ридды, 632–633 гг. Н. Э. / 11 г. хиджры, Фред Доннер ,
- ^ Jump up to: а б с д Эбед и Хеллиер, 2001 .
- ^ Хоули 1970 , с. 48.
- ^ Херд-Бей 2005 .
- ^ аль-Равас 1990 .
- ^ аль Аскалани, Ибн Хаджар. «Аль-Исаба – Ибн Хаджар – Часть 7 – страница 185» [Аль Ансаб – Ибн Хаджар – часть 7 – страница 185]. Шиитская онлайн-библиотека . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Энциклопедия ислама: Приложение, тома 1–5 . Брилл. 22 августа 2008 г. с. 194 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Атлас войн отступничества: Во время правления праведного халифа Абу Бакра Аль-Сиддика — Аль-Маглута — стр. 56 . Издательство Обейкан. 9 июля 2015 г. ISBN 9786035038249 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Табари 2021 , с. 646
- ^ Jump up to: а б Ульрих 2008 , стр. 91.
- ^ III, 2006 г.
- ^ Табари, Мухаммад ибн Джарир (2018). История апостолов и царей - Часть третья (на арабском языке). п. 471 . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Рави 1970 , с. 49.
- ^ аль-Хаким, Хасан Исса (2018). Аль-Муфассал фи Тарих Ан-Наджаф Аль-Ашраф — Хасан Исса Аль-Хаким . п. 295 . Проверено 19 ноября 2021 г. - через Top4Top.
- ^ Джавдат, Ахмад. «Дата Ахмеда Джавдат-паши, стр. 139» . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Джабр 2004 , с. 66.
- ^ Кеннеди 2010 , с. 124.
- ^ Ибн Джафар, Кудама (1981). Акциз и пишущая промышленность (Первое изд.). Багдад: Дар ар-Рашид . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Аль Маглут 2015
- ^ Лива: ежемесячный журнал, издаваемый Центром документации и исследований при президенте, том 2, выпуск 3 . Объединенные Арабские Эмираты. Канцелярия президента государства. Центр документации и исследований. 2010 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Апрель 2019 г. , с. 102
- ^ Странное 2014 , с. 112
- ^ Jump up to: а б с д Доннер 2014 , с. 40
- ^ Лива: ежемесячный журнал, издаваемый Центром документации и исследований при президенте, том 2, выпуск 3 . Объединенные Арабские Эмираты. Канцелярия президента государства. Центр документации и исследований. 2010 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Пуршариати 2021 , с. 354
- ^ Пуршариати 2021 , с. 270
- ^ Jump up to: а б аль Кандалави, Мухаммед (2013). Биография товарища [ Жизни товарищей ]. Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. п. 441. ИСБН 9782745147615 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Назар, Хусейн. «Исследование племени азд - Хусейн Назар - страница 813 - Журнал арабов, пятый год, сентябрь 1970 г. ». Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Баладхури, Ахмад (1866). Книга Футух аль-Булдан . Э.Дж. БРИЛЛ. п. 331 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Башамиль, Мухаммад Ахмад (1985). Аль-Кадисия и битвы в Ираке [ Кадисия и сражения в Ираке ]. Библиотека Дар Аль-Турат. п. 580 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Ибн Асир, Али (10 ноября 2018 г.). «Совершенное в истории» [аль Камаль фи Тарих; стр. 546]. Аль-Исламия . аль Исламия . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ аль-Хавла, Али (2011). новых арабских исламских городов в эпоху Рашидун (13-40 гг. хиджры / 634-661 гг. н. э. Планирование ) . Дар аз Захран. п. 60. ИСБН 9796500011547 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ибн Асир, Али (2 октября 2018 г.). «Совершенное в истории» [аль Камаль фи Тарих; стр. 546]. Аль-Исламия . аль Исламия . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ аль Мавсили, Сулейман Сайед (2013). История Мосула 1-2 в 1 . Дар Аль Котоб Аль Ильмия. ISBN 978-2745179449 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ аль-Хиджази, Али Саад Али (2009). Возрастная справедливость из биографии повелителя правоверных Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) [ Возрастная справедливость из биографии повелителя правоверных Омара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Бог) ] (на арабском языке). Дар Аль Котоб Аль Ильмия. п. 160. ИСБН 978-2745162380 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хаттаб 2010 , с. 358.
- ^ Ибн Хайят, Халифа. «История Халифы бин Хаята - Халифа бин Хаят Аль Асфари - страница 97» . Шиитская онлайн-библиотека . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Баладхури, Ахмад ибн Яхья. «Фотоух Аль-Булдан - Аль-Баладхури - Часть 1 - страница 210» . Домашняя онлайн-библиотека . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Новачек, Карел; Мельчак, Мирослав; Старкова, Ленка (2017). Средневековый городской пейзаж в северо-восточной Месопотамии . Археологическое издательство Limited. стр. 68. ISBN 9781784915193 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Ирак после мусульманского завоевания ,
- ^ Построение Аль-Азда: племенная идентичность и общество в ранние исламские века .
- ^ Нумани, Шибли (1962). Омар Великий, второй халиф ислама . Мичиганский университет. п. 43 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Надви (2000), стр. 418
- ^ ИБН ХАЛДУН, АБДУЛРАХМАН ИБН МОХАММЕД (2016). ТУКАН, РАМИ (ред.). ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИБН ХАЛДУНА . Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. п. 41. ИСБН 9782745183958 . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ аль Гулами, Абд аль Муним (1965). Генеалогии и семьи . Шафик Пресс. п. 104. ИСБН 8987990397 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Хаттаб 2010 , с. 327.
- ^ Хаттаб 2010 , с. 332.
- ^ Ибн Факих, Ахмад ибн Мухаммад. «аль-Булдан (страны) Часть: 1 Страница: 229» . Библиотека Э-Шиитов . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Ибн Саад, Абу Абдаллах Мухаммад . Табакат аль-Кубра . п. 730 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Баладхури, Ахмад (1866). Книга Футух аль-Булдан . Э.Дж. БРИЛЛ. п. 341 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шакир 2005 , с. 83
- ^ аль-Хиджази, Али Саад Али. История ислама. Часть 3: Праведные халифы (на арабском языке). Дар Аль Котоб Аль Ильмия. п. 163 . Получено 20 ноября.
- ^ ад-Захаби, Шамс ад Дин . Биографии благородных деятелей - Часть первая [ Сияр Алам Нубала ] (на арабском языке). Ктаб Инк. п. 77 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Ибн Асир, Али (1987). дата-дата; Часть: 2 . Дом научной книги. п. 539 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Ибн Халдун, Абу Зайд Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (2018). Тарих Ибн Халдун; в 2 с 2 . аль-Мактаба. п. 110 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Ибн Мискавайх, Абу Али Ахмад ибн Мухаммад ибн Якуб (2000). Книга опыта народов определений и последовательность . аль-Мактаба аль-Шамилат. п. 371 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ аль Лакикаи, Абу Раби (2018). Книга, в которой достаточно того, что она содержит о набегах Посланника Божьего (да благословит его Бог и дарует ему мир) и трех халифов . Аль Мактаба. п. 549 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Хаттаб 2010 , с. 359.
- ^ Jump up to: а б бин Муса, Аби Аль Раби Сулейман (2000). Мы удовлетворимся тем, что в нем содержится о битвах Посланника Божьего (да благословит его Бог и дарует ему мир) и трех преемников, 1-2, часть 2 . Дар Аль Котоб Аль Ильмия. п. 535 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б аль Хусейн, Сухайла (2007). Битва при Нахаванде . Дом культуры издательства и распространения. п. 68. ИСБН 978-9773392062 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Баматраф 1981 г.
- ^ Ибн Халдун 2018 , с. 112
- ^ Ибн Халдун 2018 , с. 113
- ^ Заринкуб, Абд аль-Хусейн (1975). «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–57. ISBN 978-0-521-20093-6 .
- ^ Ибн-Абд-аль-Хакам, Абу-л-Касим Абд-ар-Рахман Ибн-Абдаллах (1975). Ибн Абд Исследования аль Хакама . Библиотека Каира. п. 70 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Баладхури, Ахмад (1866). Книга Футух аль-Булдан . Э.Дж. БРИЛЛ. п. 235 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Мишри, Джамиль Абдаллах Мухаммад (1988). Аль-Мавали: Позиция государства Омейядов по ним . Дар Умм Кура. п. 41 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ Барзанджи, Тарифа Ахмад Усман (2010). Вклад курдских ученых в строительство исламской цивилизации в седьмом и восьмом веках хиджры, 1314 год нашей эры. : Теоретические науки [ Вклад курдских учёных в строительство исламской цивилизации в седьмом и восьмом веках хиджры ]. Дар Аль Котоб Аль Ильмия. п. 45. ИСБН 978-2745166234 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Уитли, Пол (2001). Места, где мужчины молятся вместе: города в исламских странах, с седьмого по… (Иллюстрированный ред.). Издательство Чикагского университета. п. 104. ИСБН 0226894282 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Усд аль-Габа в Марифат аль-Сахаба .
- ^ Умари, Мухаммад Амин ибн Хайр Аллах (1967). Манхал аль-авлия ва-машраб аль-асфия мин садат аль-Мавсил аль-Худаба, Том 1 . Матбаат аль-Джумхурия . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шухайлат, Али; аль-Хамдани, Абдул Азиз Ильяс (2011). Краткая история Ирака (Древняя история Ирака) 1-6 Часть 4 [ Краткая история Ирака (Древняя история Ирака) 1-6 Часть 4 ]. Дар Аль Котоб Аль Ильмия, Дом научной книги. п. 381 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Ульрих 2008 , стр. 225.
- ^ Jump up to: а б с Хаттаб 2010 , с. 325.
- ^ «Мухафаза Ниневия: Начало реконструкции Большой мечети Мосула » . Аважель Пресс. 18 февраля 2019 г.
- ^ Баматраф 1981 , с. Глава 3; п. 32
- ^ Тимани, Хусам С. (2008). Ланг, Питер (ред.). Современные интеллектуальные чтения хариджитов (в твердом переплете) . Питер Лэнг. п. 9. ISBN 9780820497013 . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Джалалипур 2014 , с. 7.
- ^ Субани, Хамад (2013). Тайная история Ирана (Мягкая обложка) . Лулу.com. п. 44. ИСБН 9781304082893 . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Доннер 2014 , с. 196 197 342
- ^ Доннер 2014 , с. 381
- ^ Ульрих 2008 , стр. 97.
- ^ аль-Равас 1990 , стр. 80–248.
- ^ Табари, Мухаммад ибн Джарир (2015). История Аль-Табари Том. 11. Вызов империям, 633–635 гг. н.э./12–13 гг. хиджры (электронная книга) . Перевод Халида Яхьи Бланкиншипа. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 2014. ISBN 9780791496848 . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с аль-Кадри, Мухаммад Тахир (2021). «Хариджиты прошлого и QSIS сегодня: две стороны одной медали?» . Дар аль Ифта Миссрия Фетва о терроризме и взрывах смертников доктора Мухаммада Тахира аль-Кадри . Дар аль Ифта Миссрия . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ аль-Тантави, Али (1988). Арфаджа ибн Харсама . п. 110 . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ аль-Диваджи, Саид (1963). Мечети Мусила в разные эпохи . Шафик Пресс . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ аль-Автаби 1991 .
- ^ Ульрих 2019 .
Источники
[ редактировать ]Книги
- Абед, Ибрагим; Хеллиер, Питер (2001). Объединенные Арабские Эмираты: новый взгляд . Лондон: Трайдент Пресс. стр. 81 . ISBN 1900724472 . OCLC 47140175 .
- Абру, Хафиз (2019). География Хафиз-и Абру. Том 2: Важные географические истории Средиземноморья, Армении, Фирингисты, Заира, Ирака, Хизестана и Персии . БРИЛЛ. п. 102. ИСБН 978-9004402348 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- аль-Автаби, Салама ибн Муслим (1991). Ранняя исламская семья из Омана. Рассказ аль-Автаби о Мухаллабидах . Том. 1. Перевод Мартина Хиндса. Университет Манчестера. ISBN 9780951612408 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Хоули, Дональд (1970). Договорные государства . Лондон: Аллен и Анвин. п. 48. ИСБН 9780049530058 . ОСЛК 152680 .
- * Баматраф, Мухаммад Абдул Кадир (1981). Аль-Джами, мечеть, в которую входят известные иммигранты, связанные с Йеменом, и их племена - Мухаммад Абдул Кадир Бамтариф . Дар Рашид . Проверено 21 ноября 2021 г.
- Доннер, Фред М. (2014). Ранние исламские завоевания . Издательство Принстонского университета. п. 40. ИСБН 9781400847877 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- аль-Хамави, Якут (1995). Муджам аль Булдан (Словарь стран) . Дар как Садр . Проверено 22 ноября 2021 г.
- Ибн Хазм, Абу Мухаммад Али ибн Ахмад ибн Саид (2018). Сборник арабских генеалогий Том 1 . en-lib-esia-ir. п. 367 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Херд-Бей, Фрауке (2005). От мирных государств до Объединенных Арабских Эмиратов: общество в переходном периоде . Лондон: Мотивировать. п. 128. ИСБН 1860631673 . OCLC 64689681 .
- Хиндс, Мартин (1996). Исследования ранней исламской истории . Мичиганский университет: Дарвин Пресс. п. 202. ИСБН 9780878501090 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Ибн Касир, Исмаил (2003). Начало и конец . Исламвеб . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Джабр, Хесса Абдель Рахман (2004). с 232-334 гг. хиджры/846-945 Экономическая жизнь в Персии: в период н.э. гг . Центр исследований и исламских исследований короля Фейсала. ISBN 9960726568 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Джалалипур, Саид (2014). Арабское завоевание Персии: провинция Хузистан до и после триумфа мусульман (PDF) . Сасаника.
- Кеннеди, Хью (2010). Великие арабские завоевания: как распространение ислама изменило мир, в котором мы живем . Хачетт Великобритания. ISBN 978-0297865599 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Хаттаб, Махмуд Шит (2010). Это завоевание Ирака и Аль-Джазиры [ Лидеры завоевания Ирака и Аль-Джазиры ] . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Курцман, Чарльз (2002). Модернистский ислам, 1840-1940: Справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0199882509 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- Ле Стрэндж, Гай (2014). Фарс-нама Ибну ль-Балхи . Издательство «Каземат». п. 112. ИСБН 9781909724679 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- аль Маглут, Сами ибн Абдулла (2015). Атлас исламских завоеваний . Обейкан. ISBN 9789960548517 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- Мьюир, Уильям (1924). Исследования по истории, экономике и публичному праву, том 68, выпуск 2 Том 68, выпуск 2 Колумбийского исследования в области социальных наук, Колумбийский университет. Факультет политологических исследований в области истории, экономики и публичного права Колумбийского университета. Факультет политологии . Издательство Колумбийского университета . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Пуршариати, Парване (2021). Упадок и падение Сасанидской империи Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана (на арабском языке). Перевод Аниса Абдель Халека Махмуда. Арабский центр исследований и политических исследований. ISBN 978-6144453704 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Рави, Табит Исмаил (1970). Тарих ад-Даула аль-Арабия: Халифат ар-Рашидина в-аль-Умувиина . Матбаат аль-Иршад . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Шакир, Махмуд (2005). Энциклопедия истории Персидского залива: Часть первая . п. 83. ИСБН 9796500011394 . Проверено 21 ноября 2021 г.
- Табари, Мухаммад ибн Джарир (2021). История ат-Табари, часть 2 . Шиитская онлайн-библиотека. п. 646 . Проверено 19 ноября 2021 г.
- Ульрих, Брайан Джон (2008). Построение племенной идентичности и общества Аль-Азд в ранние исламские века . Университет Висконсина-Мэдисона . Проверено 20 ноября 2021 г.
- Ульрих, Брайан (2019). Арабы в ранней исламской империи исследуют племенную идентичность Аль-Азд . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781474436823 . Проверено 19 ноября 2021 г.
Журналы
- ар-Равас, Исам Али Ахмад (1990). Ранний исламский Оман (ок. 622/280–893): политическая история . Диссертации, Даремский университет (докторская степень) . Проверено 22 ноября 2021 г.
Паутина
- Сергани, Рагеб (2006). «Площадка Моста » . Исламская история без искажений и подделок . Проверено 19 ноября 2021 г.