Ияд (племя)
Ияд арабский ( племя , : إياد , латинизированный : Ияд ) — арабское обитавшее в западной Нижней и Верхней Месопотамии и северной Сирии в III–VII веках нашей эры. Части племени приняли христианство в середине III века и перешли под сюзеренитет Лахмидских королей аль -Хира , вассалов Сасанидской империи . С этого времени часть племени расселилась по городам и селам вдоль Евфрата , а другая часть оставалась кочевой и обитала в соседних пустынных степях. Ияды играли значительную роль среди арабских племен Плодородного полумесяца до появления ислама, как союзники и противники Сасанидов, а затем и союзники Византийской империи . Когда шли первые мусульманские завоевания , часть племени в нижней Месопотамии приняла ислам, а те, кто обосновался в северной Сирии и Верхней Месопотамии, бежали вместе с отступающими византийскими армиями в Анатолию. Они были изгнаны императором Ираклием ( годы правления 610–641 ) на мусульманскую территорию под давлением халифа Умара. ( р. 634–644 ). После этого об этом племени мало что слышно, хотя ряд членов племени Ияд служили кади (главными судьями) в различных провинциях Аббасидского халифата семья Иядов, семья Ибн Зухра в 9 веке, и выросла (ум. 1162). видный в мусульманской Испании .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Ияд был ветвью северной арабской племенной группировки Маадд . [ 1 ] Ияда По мнению традиционных арабских специалистов по генеалогии, одноименный прародитель был сыном Низара ибн Маадда ибн Аднана и братом сыновей последнего Мудара , Рабиа и Анмара , которые также были прародителями крупных арабских племен. [ 1 ] [ 2 ] Первоначальные места проживания иядов находились в прибрежной зоне Тихамы на западе Аравии вплоть до окрестностей Наджрана . [ 2 ] Племя в союзе с мударами вытеснило джурхумов из Мекки и, следовательно, стало хозяевами мекканской Каабы , главного идолопоклонства арабов-политеистов в доисламский период (до 630-х годов). Между Иядом и Мударом возникли споры по поводу контроля над Каабой, и Ияд был изгнан из Мекки во время военных действий с племенем Хузаа . [ 2 ] Поэтический стих, связывающий Ияд с Каабой, исходил от члена племени по имени Башир, и это сделало причастность Ияда к святилищу подозрительной выдумкой, созданной с целью прославить племя. [ 3 ]
Сасанидская и византийская эпоха
[ редактировать ]Ияд играл значительную роль среди арабов в Месопотамии и Сирии в доисламскую эпоху. [ 4 ] В первой половине III века н. э. большие группы племени Ияд мигрировали в Бахрейн (восточная Аравия) и образовали вместе с другими арабскими племенами конфедерацию Танух . [ 2 ] Из Бахрейна племя переселилось в Савад (плодородный регион нижней Месопотамии ), где они пасли своих животных и использовали источник Айн-Убаг возле Анбара в качестве источника воды. [ 2 ] Айн-Убаг был их основным районом сосредоточения, хотя они также жили в разрозненных местах к югу от Аль-Хира . [ 1 ] Примерно в середине III века Ияд сражался с Джадхимой ибн Маликом , арабским правителем аль-Хира, который расширял свое правление, чтобы охватить все арабские племена нижней Месопотамии. [ 2 ] Джадхима заставила Иядов выдать своего соплеменника Ади ибн Рабиа, который затем женился на сестре Джадхимы Рикаш. [ 1 ] После этого ряд членов племени Ияд поселились в аль-Хире и приняли городской образ жизни и христианскую веру, хотя возможно, что члены племени обратились в христианство в предыдущие годы. [ 2 ] Историк 9-го века аль-Баладхури упоминает, что Ияду принадлежали четыре монастыря в Аль-Хире. [ 5 ]
Единственная традиция в источниках исламской эпохи упоминает, что Ияды были целью карательной экспедиции сасанидского царя Шапура II , но это может быть путаницей с кампанией Хосрова I против Иядов в VI веке (см. Ниже). , по мнению Й. Шлейфера. [ 6 ] Историк Ирфан Шахид поддерживает точку зрения, что Ияды подверглись нападению со стороны сасанидов либо Шапура II в 4 веке, либо Хосрова ( возможно, спутанного арабскими источниками с более известным Хосровом I 6 века) в начале 5 века. век, возможно, ок. 420 . [ 7 ] Шахид предполагает, что принятие христианства Иядом могло вызвать напряженность в отношениях с сасанидами, особенно после преследований Йездигерда I ( годы правления 399–420 ), и что сасанидские экспедиции ускорили эмиграцию части племени на византийский Восток (например, в Левант ). . [ 7 ] Свидетельством присутствия иядов на Ориенсе является то, что поэтом вождя Салихидов Давуда аль-Лакита, который служил византийским филархом арабских племен на его территории, был Абд аль-Ас, член Ияда. [ 7 ]
Ияд, который остался в Нижней Месопотамии, возможно, попал под сюзеренитет Лахмидских правителей аль-Хира, вассалов Сасанидской империи . [ 1 ] Члены Ияда одновременно были завербованы сасанидами. [ 2 ] Член племени ияд Лакит ибн Ямур служил секретарем в правительственном отделе Сасанидов по арабским делам в Ктесифоне , а поэт иядов Абу Дувад руководил лошадьми лахмидского царя аль-Мундхира III ибн ан-Нумана ( ок. 505 г.) . ) . –554 ). [ 2 ] Другие члены Ияда оставались кочевниками и часто преследовали крестьян Нижней Месопотамии. [ 2 ] В начале VI века это племя совершило вторжение на сасанидскую территорию к востоку от реки Евфрат , что спровоцировало карательную экспедицию Хосрова I. Кочевники Ияда взяли в плен элитную персидскую женщину и победили персидскую кавалерию, посланную против них впоследствии в битве при Дайр аль-Джамаджим. [ 2 ] Племя проигнорировало предупреждения Лакита о последствиях вызова сасанидам и вскоре после этого попало в засаду и было изгнано из своих жилищ сасанидскими войсками. [ 1 ] Во время преследования Ияда сасаниды разгромили племя у деревни аль-Хураджия. [ 1 ] Выжившие соплеменники обосновались в трех основных областях: пустыне к западу от Месопотамии; север Сирии до города Анкира (древняя Анкара), где уже обосновались некоторые члены племени; [ 1 ] и различные части Месопотамии, включая Джазиру (верхнюю Месопотамию), территорию вокруг аль-Хира и Тикрита . [ 2 ] Сасанидцы вытеснили их из Такрита, но они вернулись в какой-то момент до завоевания города мусульманами в 637 году, когда члены племени тайно помогали сасанидскому гарнизону города. [ 2 ] Действительно, те, кто остался в частях Месопотамии, контролируемых сасанидами, были обязаны служить вспомогательными силами его армии. [ 2 ] В первом десятилетии VII века контингенты Ияда были отправлены вместе с арабскими контингентами Кудаа во главе с Халидом ибн Язидом из племени Бахра, чтобы противостоять кочевникам Бану Бакр в битве при Зи-Каре . [ 2 ] [ 8 ] Часть Ияда тайно сотрудничала с Бану Бакром и бежала с поля боя в середине битвы, вызвав беспорядки в сасанидских позициях и способствуя первой крупной боевой победе кочевых арабов над сасанидской армией. [ 2 ] [ 8 ]
Мусульманские завоевания и исламская эпоха
[ редактировать ]Ияд Месопотамии продолжал находиться под сюзеренитетом Сасанидов вместе с большинством других арабских племен региона во время мусульманских завоеваний в 630-х годах. [ 8 ] В битве при Айн ат-Тамре в 633 или 634 году племя сражалось под командованием сасанидского полководца Миграна Бахрама-и Чобина против арабов-мусульман во главе с Халидом ибн аль-Валидом и снова в соседней Сандауде . [ 8 ] [ 2 ] Члены Ияда в Тикрите перешли на сторону мусульман и приняли ислам во время нападения на Тикрит в 637 году. [ 8 ] Члены племени ияд, находившиеся под властью Византии, были посланы императором Ираклием с византийской армией для осады мусульман в Хомсе в 638 году, но в конечном итоге отошли вместе с византийскими войсками в Киликию , где их преследовали и почти уничтожили мусульмане. [ 8 ] В следующем году мусульманский генерал Ияд ибн Ганм подчинил себе большую часть северной Сирии и верхней Месопотамии, и арабские племена, проживавшие на этих территориях, приняли ислам, за исключением Ияда. [ 8 ]
Ияд переселился в контролируемую Византией Каппадокию в Анатолии . [ 8 ] «с сумкой и багажом» по мнению ат-Табари . [ 9 ] Халиф Умар ( годы правления 634–644 ) добивался их возвращения на недавно завоеванные мусульманами территории и угрожал напасть на христиан в его владениях, если Ираклий не выдаст Ияда. [ 8 ] [ 10 ] В результате четыре тысячи членов племени Ияд вернулись в Сирию и Месопотамию и подчинились мусульманскому правлению. [ 8 ] После этого в исторических записях о племени мало что известно. [ 8 ] [ 2 ]
Большинство из немногих выживших в постисламских исторических источниках представителей племени ияд поселились в Куфе , недалеко от аль-Хиры. [ 11 ] Член племени Ади ибн Ваттад, который, скорее всего, происходил из Куфы, был назначен вице-губернатором Райя аль- Хаджаджем ибн Юсуфом в 696 году. [ 11 ] Среди иядов, упомянутых в истории ислама, — Аббасидов халифа аль-Мамуна Ахмад кади (главный судья) ибн Аби Дуад (ум. 854), кади Египта Ибн Абил-Лайс (ум. и кади Систана 864 ) Зафира ибн Сулеймана. [ 2 ] Члены Ияда также присутствовали в Аль-Андалусе (мусульманская Испания), в том числе известная семья Ибн Зура (ум. 1162). [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шлейфер 1993 , с. 565.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Черт, 1978 , с. 289.
- ^ Шахид 1989 , с. 390, примечание 27.
- ^ Шахид 1989 , с. 53.
- ^ Шахид 1989 , с. 54, примечание 3.
- ^ Шлейфер 1993 , стр. 565–566.
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид 1989 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шлейфер 1993 , с. 566.
- ^ Каэги 1992 , с. 173.
- ^ Каэги 1992 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Кроун 1980 , с. 131.
Библиография
[ редактировать ]- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Черт, JW (1978). «Ияд» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 289. OCLC 758278456 .
- Каеги, Уолтер Э. (1992). Византия и ранние исламские завоевания . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-41172-6 .
- Шлейфер, JW (1993) [1927]. «Ияд». В Хоутсме, М.Т.; Венсинк, AJ; Арнольд, ТВ; Хеффенинг, В.; Леви-Провансаль, Э. (Ред.). Первая энциклопедия ислама, 1913–1936 гг . Полный. IV Итк – Кватта (Переиздание). Лейден, Нью-Йорк и Кельн: Brill. стр. 565–566. ISBN 90-04-09790-2 .
- Шахид, Ирфан (1989). Византия и арабы в V веке . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-152-1 .