Jump to content

Ияд (племя)

Ияд арабский ( племя , : إياد , латинизированный : Ияд ) — арабское обитавшее в западной Нижней и Верхней Месопотамии и северной Сирии в III–VII веках нашей эры. Части племени приняли христианство в середине III века и перешли под сюзеренитет Лахмидских королей аль -Хира , вассалов Сасанидской империи . С этого времени часть племени расселилась по городам и селам вдоль Евфрата , а другая часть оставалась кочевой и обитала в соседних пустынных степях. Ияды играли значительную роль среди арабских племен Плодородного полумесяца до появления ислама, как союзники и противники Сасанидов, а затем и союзники Византийской империи . Когда шли первые мусульманские завоевания , часть племени в нижней Месопотамии приняла ислам, а те, кто обосновался в северной Сирии и Верхней Месопотамии, бежали вместе с отступающими византийскими армиями в Анатолию. Они были изгнаны императором Ираклием ( годы правления 610–641 ) на мусульманскую территорию под давлением халифа Умара. ( р. 634–644 ). После этого об этом племени мало что слышно, хотя ряд членов племени Ияд служили кади (главными судьями) в различных провинциях Аббасидского халифата семья Иядов, семья Ибн Зухра в 9 веке, и выросла (ум. 1162). видный в мусульманской Испании .

Происхождение

[ редактировать ]

Ияд был ветвью северной арабской племенной группировки Маадд . [ 1 ] Ияда По мнению традиционных арабских специалистов по генеалогии, одноименный прародитель был сыном Низара ибн Маадда ибн Аднана и братом сыновей последнего Мудара , Рабиа и Анмара , которые также были прародителями крупных арабских племен. [ 1 ] [ 2 ] Первоначальные места проживания иядов находились в прибрежной зоне Тихамы на западе Аравии вплоть до окрестностей Наджрана . [ 2 ] Племя в союзе с мударами вытеснило джурхумов из Мекки и, следовательно, стало хозяевами мекканской Каабы , главного идолопоклонства арабов-политеистов в доисламский период (до 630-х годов). Между Иядом и Мударом возникли споры по поводу контроля над Каабой, и Ияд был изгнан из Мекки во время военных действий с племенем Хузаа . [ 2 ] Поэтический стих, связывающий Ияд с Каабой, исходил от члена племени по имени Башир, и это сделало причастность Ияда к святилищу подозрительной выдумкой, созданной с целью прославить племя. [ 3 ]

Сасанидская и византийская эпоха

[ редактировать ]

Ияд играл значительную роль среди арабов в Месопотамии и Сирии в доисламскую эпоху. [ 4 ] В первой половине III века н. э. большие группы племени Ияд мигрировали в Бахрейн (восточная Аравия) и образовали вместе с другими арабскими племенами конфедерацию Танух . [ 2 ] Из Бахрейна племя переселилось в Савад (плодородный регион нижней Месопотамии ), где они пасли своих животных и использовали источник Айн-Убаг возле Анбара в качестве источника воды. [ 2 ] Айн-Убаг был их основным районом сосредоточения, хотя они также жили в разрозненных местах к югу от Аль-Хира . [ 1 ] Примерно в середине III века Ияд сражался с Джадхимой ибн Маликом , арабским правителем аль-Хира, который расширял свое правление, чтобы охватить все арабские племена нижней Месопотамии. [ 2 ] Джадхима заставила Иядов выдать своего соплеменника Ади ибн Рабиа, который затем женился на сестре Джадхимы Рикаш. [ 1 ] После этого ряд членов племени Ияд поселились в аль-Хире и приняли городской образ жизни и христианскую веру, хотя возможно, что члены племени обратились в христианство в предыдущие годы. [ 2 ] Историк 9-го века аль-Баладхури упоминает, что Ияду принадлежали четыре монастыря в Аль-Хире. [ 5 ]

Единственная традиция в источниках исламской эпохи упоминает, что Ияды были целью карательной экспедиции сасанидского царя Шапура II , но это может быть путаницей с кампанией Хосрова I против Иядов в VI веке (см. Ниже). , по мнению Й. Шлейфера. [ 6 ] Историк Ирфан Шахид поддерживает точку зрения, что Ияды подверглись нападению со стороны сасанидов либо Шапура II в 4 веке, либо Хосрова ( возможно, спутанного арабскими источниками с более известным Хосровом I 6 века) в начале 5 века. век, возможно, ок. 420 . [ 7 ] Шахид предполагает, что принятие христианства Иядом могло вызвать напряженность в отношениях с сасанидами, особенно после преследований Йездигерда I ( годы правления 399–420 ), и что сасанидские экспедиции ускорили эмиграцию части племени на византийский Восток (например, в Левант ). . [ 7 ] Свидетельством присутствия иядов на Ориенсе является то, что поэтом вождя Салихидов Давуда аль-Лакита, который служил византийским филархом арабских племен на его территории, был Абд аль-Ас, член Ияда. [ 7 ]

Ияд, который остался в Нижней Месопотамии, возможно, попал под сюзеренитет Лахмидских правителей аль-Хира, вассалов Сасанидской империи . [ 1 ] Члены Ияда одновременно были завербованы сасанидами. [ 2 ] Член племени ияд Лакит ибн Ямур служил секретарем в правительственном отделе Сасанидов по арабским делам в Ктесифоне , а поэт иядов Абу Дувад руководил лошадьми лахмидского царя аль-Мундхира III ибн ан-Нумана ( ок. 505 г.) . ) . –554 ). [ 2 ] Другие члены Ияда оставались кочевниками и часто преследовали крестьян Нижней Месопотамии. [ 2 ] В начале VI века это племя совершило вторжение на сасанидскую территорию к востоку от реки Евфрат , что спровоцировало карательную экспедицию Хосрова I. Кочевники Ияда взяли в плен элитную персидскую женщину и победили персидскую кавалерию, посланную против них впоследствии в битве при Дайр аль-Джамаджим. [ 2 ] Племя проигнорировало предупреждения Лакита о последствиях вызова сасанидам и вскоре после этого попало в засаду и было изгнано из своих жилищ сасанидскими войсками. [ 1 ] Во время преследования Ияда сасаниды разгромили племя у деревни аль-Хураджия. [ 1 ] Выжившие соплеменники обосновались в трех основных областях: пустыне к западу от Месопотамии; север Сирии до города Анкира (древняя Анкара), где уже обосновались некоторые члены племени; [ 1 ] и различные части Месопотамии, включая Джазиру (верхнюю Месопотамию), территорию вокруг аль-Хира и Тикрита . [ 2 ] Сасанидцы вытеснили их из Такрита, но они вернулись в какой-то момент до завоевания города мусульманами в 637 году, когда члены племени тайно помогали сасанидскому гарнизону города. [ 2 ] Действительно, те, кто остался в частях Месопотамии, контролируемых сасанидами, были обязаны служить вспомогательными силами его армии. [ 2 ] В первом десятилетии VII века контингенты Ияда были отправлены вместе с арабскими контингентами Кудаа во главе с Халидом ибн Язидом из племени Бахра, чтобы противостоять кочевникам Бану Бакр в битве при Зи-Каре . [ 2 ] [ 8 ] Часть Ияда тайно сотрудничала с Бану Бакром и бежала с поля боя в середине битвы, вызвав беспорядки в сасанидских позициях и способствуя первой крупной боевой победе кочевых арабов над сасанидской армией. [ 2 ] [ 8 ]

Мусульманские завоевания и исламская эпоха

[ редактировать ]

Ияд Месопотамии продолжал находиться под сюзеренитетом Сасанидов вместе с большинством других арабских племен региона во время мусульманских завоеваний в 630-х годах. [ 8 ] В битве при Айн ат-Тамре в 633 или 634 году племя сражалось под командованием сасанидского полководца Миграна Бахрама-и Чобина против арабов-мусульман во главе с Халидом ибн аль-Валидом и снова в соседней Сандауде . [ 8 ] [ 2 ] Члены Ияда в Тикрите перешли на сторону мусульман и приняли ислам во время нападения на Тикрит в 637 году. [ 8 ] Члены племени ияд, находившиеся под властью Византии, были посланы императором Ираклием с византийской армией для осады мусульман в Хомсе в 638 году, но в конечном итоге отошли вместе с византийскими войсками в Киликию , где их преследовали и почти уничтожили мусульмане. [ 8 ] В следующем году мусульманский генерал Ияд ибн Ганм подчинил себе большую часть северной Сирии и верхней Месопотамии, и арабские племена, проживавшие на этих территориях, приняли ислам, за исключением Ияда. [ 8 ]

Ияд переселился в контролируемую Византией Каппадокию в Анатолии . [ 8 ] «с сумкой и багажом» по мнению ат-Табари . [ 9 ] Халиф Умар ( годы правления 634–644 ) добивался их возвращения на недавно завоеванные мусульманами территории и угрожал напасть на христиан в его владениях, если Ираклий не выдаст Ияда. [ 8 ] [ 10 ] В результате четыре тысячи членов племени Ияд вернулись в Сирию и Месопотамию и подчинились мусульманскому правлению. [ 8 ] После этого в исторических записях о племени мало что известно. [ 8 ] [ 2 ]

Большинство из немногих выживших в постисламских исторических источниках представителей племени ияд поселились в Куфе , недалеко от аль-Хиры. [ 11 ] Член племени Ади ибн Ваттад, который, скорее всего, происходил из Куфы, был назначен вице-губернатором Райя аль- Хаджаджем ибн Юсуфом в 696 году. [ 11 ] Среди иядов, упомянутых в истории ислама, — Аббасидов халифа аль-Мамуна Ахмад кади (главный судья) ибн Аби Дуад (ум. 854), кади Египта Ибн Абил-Лайс (ум. и кади Систана 864 ) Зафира ибн Сулеймана. [ 2 ] Члены Ияда также присутствовали в Аль-Андалусе (мусульманская Испания), в том числе известная семья Ибн Зура (ум. 1162). [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-52940-9 .
  • Черт, JW (1978). «Ияд» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 289. OCLC   758278456 .
  • Каеги, Уолтер Э. (1992). Византия и ранние исламские завоевания . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-41172-6 .
  • Шлейфер, JW (1993) [1927]. «Ияд». В Хоутсме, М.Т.; Венсинк, AJ; Арнольд, ТВ; Хеффенинг, В.; Леви-Провансаль, Э. (Ред.). Первая энциклопедия ислама, 1913–1936 гг . Полный. IV Итк – Кватта (Переиздание). Лейден, Нью-Йорк и Кельн: Brill. стр. 565–566. ISBN  90-04-09790-2 .
  • Шахид, Ирфан (1989). Византия и арабы в V веке . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN  0-88402-152-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 094d17d0b6ecf9afaaeae530cd0b5a43__1710465060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/43/094d17d0b6ecf9afaaeae530cd0b5a43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iyad (tribe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)