Майтрейи
Майтрейи , живший в поздний ведический период в древней Индии . Она упоминается в Брихадараньяка-упанишаде. [1] как одна из двух жен ведического мудреца Яджнавалкьи ; По оценкам, она жила примерно в 8 веке до нашей эры. Однако в индуистском эпосе «Махабхарата» и «Грихьясутры» Майтрейи описывается как философ адвайты , который никогда не был женат. В древней санскритской литературе она известна как брахмавадини (толковательница Вед ) .
Майтрейи появляется в древнеиндийских текстах, например, в диалоге, где она исследует индуистскую концепцию Атмана (души или «я») в диалоге с Яджнавалкьей в Брихадараньяка-упанишадах . Согласно этому диалогу, любовь движима душой человека, и Майтрейи обсуждает природу Атмана и Брахмана и их единство , суть философии Адвайты . Этот диалог Майтрейи-Яджнавалкья является темой Сурешвары варттики , комментария.
Майтрейи приводится в качестве примера образовательных возможностей, доступных женщинам в Ведической Индии, и их философских достижений. Ее считают символом индийских интеллектуальных женщин, а в ее честь в Нью-Дели названо учреждение .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
В «Асвалаяна Грихьясутре» дочь мудреца Майтри упоминается как Сулабха Майтрейи. [2] и упоминается в «Грихьясутрах» вместе с несколькими другими женщинами-учеными ведической эпохи. [2] Ее отец, живший в королевстве Видехов , Митхила , был министром при дворе короля Джанаки . [2]
Хотя Майтрейи древней Индии, [3] описывается как философ Адвайты , [1] говорится, что она жена мудреца Яджнавалкьи В Брихадараньяка-упанишаде во времена Джанаки , в индуистском эпосе Махабхарата говорится, что Сулабха Майтрейи - молодая красавица, которая никогда не выходит замуж. [2] В последнем Майтрейи объясняет Джанаке философию Адвайты (монизм) и описывается как пожизненный аскет. [2] литературе ее называют брахмавадини (женщиной, толкующей Веды ) В древней санскритской . [4] [5] По оценкам, Майтрейи и Яджнавалкья жили примерно в 8 веке до нашей эры. [6]
В Брихадараньяка-упанишаде Майтрейи описывается как ученая жена Яджнавалкьи; другая его жена, Катьяяни, была домохозяйкой. [7] Пока Яджнавалкья и Катьяяни жили в счастливой семейной жизни, Майтрейи изучала метафизику и участвовала в богословских диалогах со своим мужем, а также «занималась самоанализом». [7] [8]
Диалог Майтрейи-Яджнавалкья
[ редактировать ]В Ригведе Майтрейи приписывают около десяти гимнов. [9] Она исследует индуистскую концепцию Атмана (души или «я») в диалоге, содержащемся в Брихадараньяка-упанишаде . Диалог, также называемый диалогом Майтрейи-Яджнавалкья, утверждает, что любовью движет душа человека, и обсуждает природу Атмана и Брахмана и их единство , ядро философии Адвайты . [10] [11]
Этот диалог появляется в нескольких индуистских текстах; самая ранняя находится в главе 2.4 (и изменена в главе 4.5) Брихадараньяка -упанишады , одной из основных и старейших Упанишад , датируемой примерно 700 годом до нашей эры. [12] [13] Диалог Майтрейи-Яджнавалкья сохранился в двух рукописных ведических Мадхьямдина редакциях и Канва школ ; хотя у них есть существенные литературные различия, они разделяют одну и ту же философскую тему. [14]
После того, как Яджнавалкья добился успеха на первых трех этапах своей жизни – брахмачарья (в качестве ученика), грихастха (с семьей) и ванапрастха (на пенсии) – он пожелал стать санньяси (отшельником) в старости. [8] [10] Он попросил у Майтрейи разрешения, сказав ей, что хочет разделить свои активы между ней и Катьяяни. Майтрейи сказала, что ее не интересует богатство, поскольку оно не сделает ее «бессмертной», но она хотела узнать о бессмертии: [15]
Тогда Майтрейи сказал: «Если бы теперь, сэр, вся эта земля, наполненная богатствами, принадлежала бы мне, стал бы я благодаря этому бессмертным?»
«Нет», — сказал Ягьявалкья. «Какова жизнь богатого, такой же будет и ваша жизнь. Однако на бессмертие нет надежды через богатство».
Тогда Майтрейи сказал: «Что мне делать с тем, благодаря чему я не могу быть бессмертным? Что вы знаете, сэр – это действительно скажите мне!»
Яджнавалкья ответил Майтрейи: «Ах! Как бы ты ни был дорог нам, дорого то, что ты говоришь! Присядь. Я объясню тебе. Но пока я объясняю, постарайся поразмышлять над этим».- Брихадараньяка-упанишада 2.4.2–4. [15]
В последующем диалоге Яджнавалкья объясняет свои взгляды на бессмертие в Атмане (душе), Брахмане (высшей реальности) и их эквивалентность. Майтрейи возражает против некоторых частей объяснения Яджнавалкьи и просит разъяснений. [13]

Ученые расходятся во мнениях относительно того, является ли этот диалог свидетельством того, что в древней ведической традиции женщины считались активными участниками духовных дискуссий и исследователями Брахмана. [16] [12] Венди Донигер , индолог и профессор истории религий, утверждает, что в этом диалоге Майтрейи не изображен как автор, а является частью истории Упанишад о брахмане с двумя женами, отличающимися своим интеллектом. [17] Карен Печелис, другой американский индолог и профессор сравнительного религиоведения, напротив, утверждает, что Майтрейи изображается как имеющая теологический склад ума, поскольку она бросает вызов Яджнавалкье в этом диалоге и задает правильные вопросы. [18]
Индийские ученые первого тысячелетия, такие как Сурешвара (Суресварачарья, ок. 750 г. н.э.), считали этот диалог между мужчиной и женщиной глубоким с обеих сторон; Майтрейи отказывается от богатства, желая поделиться духовными знаниями своего мужа, и в четырех известных версиях истории Упанишад она бросает вызов теории Атмана Яджнавалкьи. [14] [19] Яджнавалкья признает ее мотивы и то, что ее вопросы являются доказательством того, что она ищет высшего знания и любит Атман. [20]
Диалог Майтрейи в Упанишадах важен не только как показатель гендерных отношений. Ади Шанкара, ученый влиятельной Адвайта Веданта школы индуистской философии , написал в своей книге «Брихадараньякопанишад бхашья» , что цель диалога Майтрейи-Яджнавалкья в главе 2.4 Брихадараньяка -упанишады состоит в том, чтобы подчеркнуть важность знания Атмана и Брахмана, и понять их единство. [21] [22] По словам Шанкары, диалог предполагает, что отречение предписано в Шрути (ведических текстах индуизма) как средство познания Брахмана и Атмана. [23] Он добавляет, что стремление к самопознанию считается важным в Шрути , поскольку диалог Майтрейи повторяется в главе 4.5 как «логический финал» обсуждения Брахмана в Упанишадах. [24]
Природа любви
[ редактировать ]Диалог Майтрейи-Яджнавалкья включает обсуждение любви и сущности того, кого любят, предполагая, что любовь - это связь души и вселенского «я» (связанного с человеком): [25] [26]
Вот, поистине, муж дорог не из-за любви к мужу, а из-за любви к Самому.
Жена дорога не из-за любви к жене, а из-за любви к Самому.- Брихадараньяка-упанишада 2.4.2–4. [13]
По словам богослова и редактора Роберта Ван Де Вейера, это утверждает, что всякая любовь является отражением собственной души: любви родителей к своим детям, любви к религии или ко всему миру. [27] Немецкий индолог и профессор Оксфордского университета Макс Мюллер говорит, что любовь, описанная в диалоге Майтрейи-Яджнавалкья Брихадараньяка -упанишад, распространяется на все аспекты жизни человека и за его пределы; в стихе 2.4.5: « Дэвы (боги) дороги человеку не из-за любви к богам, а потому, что человек может любить Себя (Атман), поэтому боги дороги». [28] В диалоге «Класс Брахманов, Класс Кшатр, эти миры, эти боги, эти существа, все, чем является эта Душа», и когда «мы видим, слышим, воспринимаем и познаем Самость, тогда все известно ". [13] [28]
Завершая свой диалог о «внутреннем я», или душе, Яджнавалкая говорит Майтрейи: [12]
Действительно, нужно видеть, слышать, понимать и медитировать над Высшим Я, о Майтрейи;
действительно, тот, кто увидел, услышал, отразил и понял Самость, – только ему одному будет познан весь мир.- Брихадараньяка Упанишада 2.4.5b [29]
После того, как Яджнавалкья уходит и становится санньяси, Майтрейи становится саньясини – она тоже странствует и ведет жизнь отречения. [30]
Наследие
[ редактировать ]Майтрейи, которая также упоминается в ряде Пуран , «считается одной из самых образованных и добродетельных женщин древней Индии». [31] и символизирует интеллектуальных женщин Индии. [17] колледж в Нью-Дели . Ее именем назван [4] как и Ведическая деревня Матрейи, место уединения в Тамил Наду . [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Оливель 2008 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с д и Джон Мьюир, Метрические переводы санскритских писателей , стр. 251, в Google Книгах , стр. 251–253.
- ^ Боуэн 1998 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Ахуджа 2011 , с. 39.
- ^ Согласно Монье-Вильямса санскритско-английскому словарю , «брахмавадин» означает «рассуждающий о священных текстах, защитник или толкователь Веды , тот, кто утверждает, что все вещи следует отождествлять с Брахманом (Высшей Реальностью). Это не так. не означает «тот, кто говорит как Бог».
- ^ Бен-Ами Шарфштейн (1998). Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 56–57. ISBN 978-0-7914-3683-7 .
- ^ Jump up to: а б Печилис 2004 , стр. 11-15.
- ^ Jump up to: а б Джон Мьюир, Метрические переводы санскритских писателей , стр. 251, в Google Книгах , стр. 246–251.
- ^ Девика Рангачари (2011). Свами Вивекананда: Человек с видением . Книги о пингвинах. п. 139. ИСБН 978-81-8475-563-3 .
- ^ Jump up to: а б Хино 1991 , стр. 94–95.
- ^ Бреретон 2006 , стр. 323–345.
- ^ Jump up to: а б с Марвелли 2011 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д Хьюм 1967 , стр. 98–102, 146–48.
- ^ Jump up to: а б Бреретон 2006 , стр. 323–45.
- ^ Jump up to: а б Хьюм 1967 , стр. 98–99.
- ^ Маджумдар 1977 , стр. 90.
- ^ Jump up to: а б Донигер 2010 , с. 187.
- ^ Карен Печилис (2004). Изящный гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 14–15. ISBN 978-0-19-514537-3 .
- ^ Хино 1991 , стр. 99–107.
- ^ Хино 1991 , стр. 5–6, 94.
- ^ Пол Деуссен (2015). Система Веданты: согласно «Брахма-сутрам» Бадараяны и комментариям Шанкары к ним . Перепечатка классики КБ. стр. 173–174. ISBN 978-1-5191-1778-6 .
- ^ Хино 1991 , стр. 54–59, 94–95, 145–149.
- ^ Хино 1991 , с. 5.
- ^ Маджумдар 1977 , стр. 204.
- ^ Чандракирти и Ланг 2003 , с. 52.
- ^ Вейер 2013 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Брихадараньяка Упанишад Макс Мюллер (переводчик), Oxford University Press , стр. 110
- ^ Деуссен 2010 , с. 435.
- ^ «Брак Яджнавалкьи и его дальнейшая жизнь» . Шукла Яджурведа . Организация Шуклаяюрведа. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Гивз 2009 , с. 484.
- ^ «Эко-духовное отступление» . Майтрейи – Ведическая деревня . Проверено 11 декабря 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ахуджа, МЛ (2011). Женщины в индийской мифологии . Нью-Дели: ISBN Rupa & Co. 978-81-291-1825-7 .
- Боуэн, Пол (1998). Темы и проблемы индуизма . Касселл . ISBN 978-0-304-33850-4 .
- Бреретон, Джоэл П. (2006). «Состав диалога Майтрейи в Брихадараньяка-упанишад». Журнал Американского восточного общества . 126 (3): 323–345. JSTOR 20064512 .
- Чандракирти ; Ланг, Карен С., пер. (2003). Четыре иллюзии: советы Чандракирти путешественникам на пути бодхисаттвы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-515112-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Дойссен, Пол (2010). Шестьдесят Упанишад Вед . Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-1468-4 .
- Донигер, Венди (2010) [Впервые опубликовано в 2009 г.]. Индусы: Альтернативная история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-959334-7 .
- Дживс, Рон (2009). Энциклопедия индуизма (редакторы: Дениз Куш, Кэтрин Робинсон, Майкл Йорк) . Рутледж . ISBN 978-0-415-55623-1 .
- Хино, Сён (1991). Вартика Сурешвары о диалоге Яджнавалкья-С-Майтрейи (2-е изд.). Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0729-7 .
- Хьюм, Роберт (1967). Брихадараньяка Упанишада . (Переводчик), Издательство Оксфордского университета.
- Маджумдар, Рамеш Чандра (1977). Древняя Индия (8-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass . ISBN 978-81-208-0436-4 .
- Чудесно, Паула (2011). Женщины Мудрости . Оксфорд: Издательство Osprey . ISBN 978-1-78028-367-8 .
- Оливель, Патрик (2008). Упанишады . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-954025-9 .
- Печилис, Карен (2004). Изящный гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514537-3 .
- Стаал, Фриц (2008). Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-309986-4 .
- Вейер, Роберт Ван Де (2013). 366 Чтений из индуизма . Издательство Джайко. ISBN 978-81-7992-070-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Диалог Майтрейи-Яджнавалкья, 1-й набор Брихадараньяка-упанишад 2.4, Макс Мюллер (переводчик)
- Диалог Майтрейи-Яджнавалкья, 2-й набор Брихадараньяка-упанишад 4.5, Макс Мюллер (переводчик)
- Разговор Яджнавалкьи и Майтрейи об абсолютном Я , 1-й комплект, Свами Кришнананда (Переводчик)