Jump to content

Майтрейи

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Майтрейи , живший в поздний ведический период в древней Индии . Она упоминается в Брихадараньяка-упанишаде. [1] как одна из двух жен ведического мудреца Яджнавалкьи ; По оценкам, она жила примерно в 8 веке до нашей эры. Однако в индуистском эпосе «Махабхарата» и «Грихьясутры» Майтрейи описывается как философ адвайты , который никогда не был женат. В древней санскритской литературе она известна как брахмавадини (толковательница Вед ) .

Майтрейи появляется в древнеиндийских текстах, например, в диалоге, где она исследует индуистскую концепцию Атмана (души или «я») в диалоге с Яджнавалкьей в Брихадараньяка-упанишадах . Согласно этому диалогу, любовь движима душой человека, и Майтрейи обсуждает природу Атмана и Брахмана и их единство , суть философии Адвайты . Этот диалог Майтрейи-Яджнавалкья является темой Сурешвары варттики , комментария.

Майтрейи приводится в качестве примера образовательных возможностей, доступных женщинам в Ведической Индии, и их философских достижений. Ее считают символом индийских интеллектуальных женщин, а в ее честь в Нью-Дели названо учреждение .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Физическая карта поздневедической Индии
Считается, что Майтрейи, упомянутый в ведических текстах, родом из региона Митхила на востоке Индии.

В «Асвалаяна Грихьясутре» дочь мудреца Майтри упоминается как Сулабха Майтрейи. [2] и упоминается в «Грихьясутрах» вместе с несколькими другими женщинами-учеными ведической эпохи. [2] Ее отец, живший в королевстве Видехов , Митхила , был министром при дворе короля Джанаки . [2]

Хотя Майтрейи древней Индии, [3] описывается как философ Адвайты , [1] говорится, что она жена мудреца Яджнавалкьи В Брихадараньяка-упанишаде во времена Джанаки , в индуистском эпосе Махабхарата говорится, что Сулабха Майтрейи - молодая красавица, которая никогда не выходит замуж. [2] В последнем Майтрейи объясняет Джанаке философию Адвайты (монизм) и описывается как пожизненный аскет. [2] литературе ее называют брахмавадини (женщиной, толкующей Веды ) В древней санскритской . [4] [5] По оценкам, Майтрейи и Яджнавалкья жили примерно в 8 веке до нашей эры. [6]

В Брихадараньяка-упанишаде Майтрейи описывается как ученая жена Яджнавалкьи; другая его жена, Катьяяни, была домохозяйкой. [7] Пока Яджнавалкья и Катьяяни жили в счастливой семейной жизни, Майтрейи изучала метафизику и участвовала в богословских диалогах со своим мужем, а также «занималась самоанализом». [7] [8]

Диалог Майтрейи-Яджнавалкья

[ редактировать ]

В Ригведе Майтрейи приписывают около десяти гимнов. [9] Она исследует индуистскую концепцию Атмана (души или «я») в диалоге, содержащемся в Брихадараньяка-упанишаде . Диалог, также называемый диалогом Майтрейи-Яджнавалкья, утверждает, что любовью движет душа человека, и обсуждает природу Атмана и Брахмана и их единство , ядро ​​философии Адвайты . [10] [11]

Этот диалог появляется в нескольких индуистских текстах; самая ранняя находится в главе 2.4 (и изменена в главе 4.5) Брихадараньяка -упанишады , одной из основных и старейших Упанишад , датируемой примерно 700 годом до нашей эры. [12] [13] Диалог Майтрейи-Яджнавалкья сохранился в двух рукописных ведических Мадхьямдина редакциях и Канва школ ; хотя у них есть существенные литературные различия, они разделяют одну и ту же философскую тему. [14]

После того, как Яджнавалкья добился успеха на первых трех этапах своей жизни – брахмачарья (в качестве ученика), грихастха (с семьей) и ванапрастха (на пенсии) – он пожелал стать санньяси (отшельником) в старости. [8] [10] Он попросил у Майтрейи разрешения, сказав ей, что хочет разделить свои активы между ней и Катьяяни. Майтрейи сказала, что ее не интересует богатство, поскольку оно не сделает ее «бессмертной», но она хотела узнать о бессмертии: [15]

Тогда Майтрейи сказал: «Если бы теперь, сэр, вся эта земля, наполненная богатствами, принадлежала бы мне, стал бы я благодаря этому бессмертным?»
«Нет», — сказал Ягьявалкья. «Какова жизнь богатого, такой же будет и ваша жизнь. Однако на бессмертие нет надежды через богатство».
Тогда Майтрейи сказал: «Что мне делать с тем, благодаря чему я не могу быть бессмертным? Что вы знаете, сэр – это действительно скажите мне!»
Яджнавалкья ответил Майтрейи: «Ах! Как бы ты ни был дорог нам, дорого то, что ты говоришь! Присядь. Я объясню тебе. Но пока я объясняю, постарайся поразмышлять над этим».

- Брихадараньяка-упанишада 2.4.2–4. [15]

В последующем диалоге Яджнавалкья объясняет свои взгляды на бессмертие в Атмане (душе), Брахмане (высшей реальности) и их эквивалентность. Майтрейи возражает против некоторых частей объяснения Яджнавалкьи и просит разъяснений. [13]

Картина мудреца и четырех учеников, сидящих у воды.
Ади Шанкара со своими четырьмя лучшими учениками, включая Сурешвару ; оба написали комментарии к диалогу Майтрейи-Ягьявалкья из Брихадараньяка-упанишады .

Ученые расходятся во мнениях относительно того, является ли этот диалог свидетельством того, что в древней ведической традиции женщины считались активными участниками духовных дискуссий и исследователями Брахмана. [16] [12] Венди Донигер , индолог и профессор истории религий, утверждает, что в этом диалоге Майтрейи не изображен как автор, а является частью истории Упанишад о брахмане с двумя женами, отличающимися своим интеллектом. [17] Карен Печелис, другой американский индолог и профессор сравнительного религиоведения, напротив, утверждает, что Майтрейи изображается как имеющая теологический склад ума, поскольку она бросает вызов Яджнавалкье в этом диалоге и задает правильные вопросы. [18]

Индийские ученые первого тысячелетия, такие как Сурешвара (Суресварачарья, ок. 750 г. н.э.), считали этот диалог между мужчиной и женщиной глубоким с обеих сторон; Майтрейи отказывается от богатства, желая поделиться духовными знаниями своего мужа, и в четырех известных версиях истории Упанишад она бросает вызов теории Атмана Яджнавалкьи. [14] [19] Яджнавалкья признает ее мотивы и то, что ее вопросы являются доказательством того, что она ищет высшего знания и любит Атман. [20]

Диалог Майтрейи в Упанишадах важен не только как показатель гендерных отношений. Ади Шанкара, ученый влиятельной Адвайта Веданта школы индуистской философии , написал в своей книге «Брихадараньякопанишад бхашья» , что цель диалога Майтрейи-Яджнавалкья в главе 2.4 Брихадараньяка -упанишады состоит в том, чтобы подчеркнуть важность знания Атмана и Брахмана, и понять их единство. [21] [22] По словам Шанкары, диалог предполагает, что отречение предписано в Шрути (ведических текстах индуизма) как средство познания Брахмана и Атмана. [23] Он добавляет, что стремление к самопознанию считается важным в Шрути , поскольку диалог Майтрейи повторяется в главе 4.5 как «логический финал» обсуждения Брахмана в Упанишадах. [24]

Природа любви

[ редактировать ]

Диалог Майтрейи-Яджнавалкья включает обсуждение любви и сущности того, кого любят, предполагая, что любовь - это связь души и вселенского «я» (связанного с человеком): [25] [26]

Вот, поистине, муж дорог не из-за любви к мужу, а из-за любви к Самому.
Жена дорога не из-за любви к жене, а из-за любви к Самому.

- Брихадараньяка-упанишада 2.4.2–4. [13]

По словам богослова и редактора Роберта Ван Де Вейера, это утверждает, что всякая любовь является отражением собственной души: любви родителей к своим детям, любви к религии или ко всему миру. [27] Немецкий индолог и профессор Оксфордского университета Макс Мюллер говорит, что любовь, описанная в диалоге Майтрейи-Яджнавалкья Брихадараньяка -упанишад, распространяется на все аспекты жизни человека и за его пределы; в стихе 2.4.5: « Дэвы (боги) дороги человеку не из-за любви к богам, а потому, что человек может любить Себя (Атман), поэтому боги дороги». [28] В диалоге «Класс Брахманов, Класс Кшатр, эти миры, эти боги, эти существа, все, чем является эта Душа», и когда «мы видим, слышим, воспринимаем и познаем Самость, тогда все известно ". [13] [28]

Завершая свой диалог о «внутреннем я», или душе, Яджнавалкая говорит Майтрейи: [12]

Действительно, нужно видеть, слышать, понимать и медитировать над Высшим Я, о Майтрейи;
действительно, тот, кто увидел, услышал, отразил и понял Самость, – только ему одному будет познан весь мир.

- Брихадараньяка Упанишада 2.4.5b [29]

После того, как Яджнавалкья уходит и становится санньяси, Майтрейи становится саньясини она тоже странствует и ведет жизнь отречения. [30]

Наследие

[ редактировать ]

Майтрейи, которая также упоминается в ряде Пуран , «считается одной из самых образованных и добродетельных женщин древней Индии». [31] и символизирует интеллектуальных женщин Индии. [17] колледж в Нью-Дели . Ее именем назван [4] как и Ведическая деревня Матрейи, место уединения в Тамил Наду . [32]

  1. ^ Jump up to: а б Оливель 2008 , с. 140.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Джон Мьюир, Метрические переводы санскритских писателей , стр. 251, в Google Книгах , стр. 251–253.
  3. ^ Боуэн 1998 , с. 59.
  4. ^ Jump up to: а б Ахуджа 2011 , с. 39.
  5. ^ Согласно Монье-Вильямса санскритско-английскому словарю , «брахмавадин» означает «рассуждающий о священных текстах, защитник или толкователь Веды , тот, кто утверждает, что все вещи следует отождествлять с Брахманом (Высшей Реальностью). Это не так. не означает «тот, кто говорит как Бог».
  6. ^ Бен-Ами Шарфштейн (1998). Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 56–57. ISBN  978-0-7914-3683-7 .
  7. ^ Jump up to: а б Печилис 2004 , стр. 11-15.
  8. ^ Jump up to: а б Джон Мьюир, Метрические переводы санскритских писателей , стр. 251, в Google Книгах , стр. 246–251.
  9. ^ Девика Рангачари (2011). Свами Вивекананда: Человек с видением . Книги о пингвинах. п. 139. ИСБН  978-81-8475-563-3 .
  10. ^ Jump up to: а б Хино 1991 , стр. 94–95.
  11. ^ Бреретон 2006 , стр. 323–345.
  12. ^ Jump up to: а б с Марвелли 2011 , с. 43.
  13. ^ Jump up to: а б с д Хьюм 1967 , стр. 98–102, 146–48.
  14. ^ Jump up to: а б Бреретон 2006 , стр. 323–45.
  15. ^ Jump up to: а б Хьюм 1967 , стр. 98–99.
  16. ^ Маджумдар 1977 , стр. 90.
  17. ^ Jump up to: а б Донигер 2010 , с. 187.
  18. ^ Карен Печилис (2004). Изящный гуру: индуистские женщины-гуру в Индии и США . Издательство Оксфордского университета. стр. 100-1 14–15. ISBN  978-0-19-514537-3 .
  19. ^ Хино 1991 , стр. 99–107.
  20. ^ Хино 1991 , с. 4–5, 8, 104–107, варттика ( Ади Шанкары комментарий) Сурешвары к «Брихадараньякопанишад-бхашье» включает отрывки с точки зрения как Майтрейи, так и Яджнавалкьи (приведенные здесь в английском переводе Хино):
    [Майтрейи:] «Если ты желаешь оказать мне благосклонность или хочешь сострадать мне, то поделись со мной тем, что ты знаешь [...], дай мне только то богатство, через познание которого ты, отрекшись от все богатство и средства желают завладеть царством света». - Брихадараньякопанишад бхашья варттика (стр. 60–61),
    [Ягьявалкья:] «Не в силах вынести разлуки со мной, как бы из-за твоей великой любви ко мне, ты желаешь следовать за мной даже в освобождении с полным желанием быть единым со мной. Увлекшись великой любовью, Ума заняла половина тела Шивы , но ты, со своей стороны, хочешь защитить всего меня, Атмана, всей своей сущностью». – Брихадараньякопанишад бхашья варттика (стр. 68–69).
  21. ^ Хино 1991 , стр. 5–6, 94.
  22. ^ Пол Деуссен (2015). Система Веданты: согласно «Брахма-сутрам» Бадараяны и комментариям Шанкары к ним . Перепечатка классики КБ. стр. 173–174. ISBN  978-1-5191-1778-6 .
  23. ^ Хино 1991 , стр. 54–59, 94–95, 145–149.
  24. ^ Хино 1991 , с. 5.
  25. ^ Маджумдар 1977 , стр. 204.
  26. ^ Чандракирти и Ланг 2003 , с. 52.
  27. ^ Вейер 2013 , с. 60.
  28. ^ Jump up to: а б Брихадараньяка Упанишад Макс Мюллер (переводчик), Oxford University Press , стр. 110
  29. ^ Деуссен 2010 , с. 435.
  30. ^ «Брак Яджнавалкьи и его дальнейшая жизнь» . Шукла Яджурведа . Организация Шуклаяюрведа. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
  31. ^ Гивз 2009 , с. 484.
  32. ^ «Эко-духовное отступление» . Майтрейи – Ведическая деревня . Проверено 11 декабря 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4309cfa6dcfa73f5fd792b4a2ace7ae__1715768400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/ae/f4309cfa6dcfa73f5fd792b4a2ace7ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maitreyi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)