Jump to content

История образования во Франции

Типичная школьная мебель периода 1930–1950 годов; Cité Découverte Nature в Мьяле , Дордонь

Система образования во Франции восходит к Римской империи . Школы, возможно, действовали непрерывно от поздней империи до раннего средневековья в некоторых городах на юге Франции. Школьная система была модернизирована во время Французской революции, но примерно в XVIII и начале XIX веков разгорелись дебаты о роли религии.

Галлия и Римская империя

[ редактировать ]

До создания Римской империи образование в Галлии было домашней задачей или обеспечивалось странствующими друидами , путешествующими по кельтской Западной Европе . Латинские школы позже были основаны богатыми патрициями .

Средний возраст

[ редактировать ]

Карл Великий значительно увеличил количество монастырских школ и скрипторий (центров переписывания книг) во Франции. В 789 году он издал Admonitio Generalis , предписывающий каждому епископству организовать школу для нецерковных учеников, что позволяет Карлу Великому — не без преувеличения — считаться отцом образования во Франции. Как и в других частях средневековой Западной Европы , грамотность велась в основном на латыни . Церковные школы, связанные с аббатствами и соборами, развивались с 8-го века и контролировались католической церковью . был Парижский университет одним из первых университетов в Европе, созданным, возможно, еще в 1150 году. Гимназии , часто расположенные в соборах, преподавали латинский язык и право.

Университеты были официально созданы в XII веке, в том числе Парижский университет (1150 г.), Университет Тулузы (1229 г.), Орлеанский университет (1235 г.), Университет Монпелье (1289 г.), Авиньонский университет (1303 г.), Университет де Каор (1331 г.), Гренобльский университет (1339 г.), Перпиньянский университет (1350 г.), Анжерский университет (1364 г.), Оранский университет (1365 г.), Эксский университет (1409 г.), Университет Доуля (1423 г.), Университет Пуатье (1431 г.), Канский университет (1432 г.), Валансский университет (1452 г.), Нантский университет (1461 г.), Буржский университет (1464 г.), Дуэский университет (1559 г.) и другие.

Ранний современный период

[ редактировать ]

В ранний современный период колледжи были основаны различными католическими орденами, особенно ораторианцами . Параллельно во Франции продолжали развиваться университеты. Королевский указ Людовика XIV о париссийских школах от 13 декабря 1698 года обязывал родителей отправлять своих детей в деревенские школы до достижения ими 14-летнего возраста, предписывал деревням организовывать эти школы и устанавливать заработную плату учителям.

«Урок географии (Портрет г-на Годри и его дочери)»; Луи -Леопольд Бойи

Революция

[ редактировать ]

К 1810 г. во Франции было около 360 восьмилетних и шестилетних колледжей; они предоставили классическое образование примерно 50 000 молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет. Некоторым из них было много веков, и большинство давало стипендии своим ученикам. В основном они финансировались за счет денежных пожертвований и сельскохозяйственных угодий, но в 1789 году, во время Французской революции , правительство конфисковало их пожертвования и собственность и уволило священников и учителей, контролируемых церковью. План заключался в том, чтобы местные органы власти взяли на себя это бремя, а центральное правительство создало новую систему продвинутых школ. Новый план финансирования не был эффективным в течение многих лет, и тем временем многие школы закрылись или столкнулись с трудностями после сокращения доходов на 92%. К 1793 году национальное правительство распродало собственность, потому что ему нужны были деньги для зарубежных войн. Аналогичное обращение было предоставлено благотворительным учреждениям. [1]

Кондорсе в 1792 году разработал план всеобщего школьного образования, но он основывался на предположении, что исторические возможности будут доступны. В 1793 году пожертвования были направлены на военные расходы, и план Кондорсе не был принят.

Новые средние школы были открыты в крупных городах и были открыты для всех талантливых молодых людей. Гуманитарное образование, включая особенно современные науки, стало возможным и широко распространенным. Он был ориентирован на молодых людей, которые станут бюрократами при новом режиме. Недолговечный «loi Bouquier» (29 frimaire II) вскоре был заменен «loi Daunou» от 3 брюмера IV (25 октября 1795 г.), который организует начальные школы, отменяет обязательность и восстанавливает плату за обучение.

Факультеты Университета Франции были организованы по четырем категориям (право, медицина, естественные и гуманитарные науки) под строгим контролем правительства.

После более чем десятилетнего закрытия Наполеон в 1802 году основал лицеи как основные средние учебные заведения, предназначенные для сдачи экзаменов на степень бакалавра. Они преподавали французский, латынь, древнегреческий язык и естественные науки. Закон 1808 года определил в программу «древние языки, историю, риторику, логику, музыку и элементы математических и физических наук». Обычно это были школы-интернаты с дисциплиной, напоминающей военную.

Параллельно с факультетами права, медицины, естественных и гуманитарных наук в университетах были созданы grandes écoles как специализированные высшие учебные заведения, специализирующиеся на науках и технике. Этот термин появился после Французской революции, когда Национальное собрание создало Высшую и нормальную школу Политехническую школу . Собственно, их предшественниками были школы государственных служащих, выпускавшие горных начальников ( École des Mines de Paris , основанная в 1783 г.), инженеров мостов и дорог ( École royale des ponts et chaussées, основанная в 1747 г.), инженеров-судостроителей ( École des ingénieurs-constructeurs des vaisseaux) . Руайо , основанная в 1741 году), а также пять военно-инженерных академий и аспирантур артиллерийских школ, основанных в 17 веке во Франции, таких как école de l'artillerie de Douai (основанная в 1697 году) и école du génie de Mézière (основанная в 1748 году). , где математика, химия и естественные науки уже составляли основную часть учебной программы, которую преподавали такие выдающиеся ученые, как Пьер-Симон де Лаплас , Шарль Этьен Луи Камю , Этьен Безу , Сильвестр Франсуа Лакруа , Симеон Дени Пуассон , Гаспар Монж .

Рост с 1815 по 1907 год

[ редактировать ]
«Христианская школа в Версале»; Антуанетта Асселино ; 1839 г.

Статистический анализ данных переписи населения свидетельствует о неуклонном распространении всеобщего обязательного начального образования. Самый высокий темп роста был в 1821–1837 годах, когда в городах появились школы. Темпы роста замедлились в 1837–1867 годах, когда движение достигло малонаселенных сельских районов. К 1867–1906 гг. упор был сделан на повышение качества школ и преподавания. Национальное давление было доминирующим фактором, но существовали различия в зависимости от местной инициативы и сопротивления. Коммерческие и производственные интересы спонсировали больше школ в своих округах, чтобы получить более квалифицированную рабочую силу, способную выполнять более сложные операции, такие как продажи, бухгалтерский учет и контроль. Важнейшими нововведениями стали детские сады, многокомнатные школы, школьные и муниципальные библиотеки. [2]

Закон, предложенный Камиллой Зее в 1880 году, открыл средние школы для девочек. В 1896 году таких школ было 36. [3] Среднее образование стало бесплатным в период с 1926 по 1930 год и, таким образом, стало более доступным для рабочего класса.

Общие расходы на государственную систему средних школ в 1865 году составляли 28 миллионов франков в год. Три четверти денег пришлось на оплату обучения родителями, и только 5,9 миллиона франков поступило от национального и местного правительства. Однако семьи тратили еще больше денег на частные школы, мирские и католические, в которых в 1865 году обучалось больше учеников, чем в государственной системе средней школы. [4]

Политические баталии

[ редактировать ]

Католические, светские и антирелигиозные силы сыграли мощную местную роль. [5] Образовательная политика была сильно политизирована и использовалась как оружие в битве между левыми республиканцами и правыми монархистами. Консерваторы хотели, чтобы школы, контролируемые католической церковью, учили послушанию и традиционализму. Радикалы были антиклерикальными, боялись влияния церкви и требовали светского образования без какой-либо роли церкви и с упором на обучение республиканизму.

Закон Гизо 1833 года предусматривал бесплатное образование на приходском уровне. После Реставрации Бурбонов лицеи назывались Королевскими колледжами, были переименованы в лицеи но во время Второй республики . Это подтвердил Лоа Фаллу ( текст ). В это время в лицеях были младшие классы.

Третья республика: 1871-1940 гг.

[ редактировать ]

Скреплен антиклерикализмом, стремлением к секуляризации государства и общественной жизни, верным Французской революции. [6]

Школы стали полем политических сражений после падения Второй Империи. Слева была коалиция, решившая ослабить католицизм во Франции, и особенно его политическую поддержку роялизма и его оппозицию республиканизму. Полем битвы стал контроль Церкви над большей частью начального и среднего образования. В коалицию входили радикалы среднего класса и социалисты рабочего класса с лидерским компонентом масонов. Справа — католическая церковь, ее ревностные приверженцы и роялисты. [7]

Радикалы приняли законы Жюля Ферри , которые установили сначала бесплатное образование (1881 г.), а затем обязательное и светское образование (1882 г.). Предложенные республиканским министром народного просвещения Жюлем Ферри , они стали решающим шагом в секуляризации Третьей республики (1871–1940). [8] Республиканцы опасались, что, поскольку религиозные ордена, особенно иезуиты и ассумпционисты, контролируют школы, они, должно быть, преподают роялистские идеи, которые учащимся нельзя позволять слышать. Предполагалось, что школьные учителя контролируют идеи и ценности учеников, в отличие от родителей и общества. Они способствовали борьбе за престиж между учителем сельской школы и сельским священником.

Основная атака произошла в начале 20-го века, когда коалиция получила сильное большинство в парламенте на серии выборов. Их главной целью нападения были религиозные ордена, наиболее известные из которых — Ассумпционисты (контролировавшие влиятельную газету) и старый враг-иезуит, а также многие другие, управлявшие католическими школами по всей Франции. В 1902 году Эмиль Комб стал министром внутренних дел, и основная энергия правительства была направлена ​​на антиклерикальную программу. Партии левых, социалистов и радикалов, объединившиеся по этому вопросу в Республиканском блоке , поддержали Комба в применении закона 1901 года о религиозных объединениях и проголосовали за новый законопроект о конгрегациях (1904). Под его руководством парламент продвинулся к принятию французского закона 1905 года об отделении церкви от государства , положившего конец наполеоновскому соглашению 1801 года. [9] Новые законы требовали, чтобы все религиозные объединения получали одобрение правительства. Он закрыл почти все католические ордена и конфисковал пожертвования, земли и здания на сумму 500 миллионов франков. Ожидание непредвиденных доходов государственной казны было ошибочным, поскольку доходы исчезли в облаке коррупции. К 1904 году благодаря его усилиям почти 10 000 религиозных школ были закрыты, а тысячи священников и монахинь покинули Францию, чтобы не подвергнуться преследованиям. [10]

Последний удар наступил в 1905 году, когда произошло полное отделение церкви от государства. Национальное правительство больше не выплачивало зарплату епископам, священникам и монахиням. Правительство номинально взяло под свой контроль католические церкви, кладбища и школы, но на практике разрешило местным общинам продолжать ими пользоваться. [11] Епископы Франции попытались найти компромисс с правительством, но Папа Пий X категорически отказался, стремясь к подобному Христу искуплению через распятие католицизма во Франции. [12]

Высшее образование

[ редактировать ]

Франция значительно отставала от Германии в технологическом образовании, но была на одном уровне с Великобританией и Соединенными Штатами. ряд высших школ В XIX веке для поддержки промышленности и торговли был создан высшего образования, в том числе Высшая школа торговли в Париже (сегодня ESCP Europe, основанная в 1819 году), Центральная школа искусств и мануфактур (École Centrale de Paris) в Париже. 1829 г., Школа промышленного искусства и горного дела ( École Centrale de Lille ) в 1854 г. и Центральная Лионская школа для промышленности и торговли ( École Centrale de Lyon ) в 1857 г.

Во второй половине XIX века были созданы новые grandes écoles для дальнейшего развития образования в новых областях науки и технологий, в том числе Школа менеджмента HEC (HEC Paris), Национальная высшая школа телекоммуникаций (TELECOM ParisTech), École превосходное электричество (Supélec).

Указом 1959 г. были созданы «классические, современные и технические лицеи». [13] В 1963 году младшие классы были преобразованы в начальные школы. В 1977 году lycées d'enseignement professionalnel были созданы (профессиональные училища). В 1985 году они были переименованы в lycée professionalnel .

В 1985 году министр образования Жан-Пьер Шевенман объявил о цели: «80% возрастной группы должны достичь уровня бакалавра». Эту цель подхватил его преемник Рене Монори и сообщил об этом в парламентском акте 1989 года, предложенном Лионелем Жоспеном . В следующее десятилетие лицеи и высшее образование быстро росли. [14] Профессиональный бакалавриат был создан в 1987 году. Он позволял обладателю Brevet d'études professionalnelles или Certificat d'aptitude professionalnelle завершить среднее образование и, возможно, иметь возможность получить высшее образование. В период с 1987 по 1995 год число обладателей степени бакалавра выросло с 300 000 до 500 000. [15] [16]

До 1994 года направления в лицее назывались А (литература, философия и языки), Б (экономика и обществоведение), В (математика), Д (биология), Е (математика и технология), Ф1, Ф2, Ф3, Ф4. ,... F12 (технологии), G1, G2, G3 (администрирование, секретарская работа, бизнес-обучение, бухгалтерский учет) и H (гостеприимство). Затем эти потоки были перегруппированы в три маршрута: общий, технологический и профессиональный. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Р. Р. Палмер, «Как пять столетий образовательной филантропии исчезли во время Французской революции», History of Education Quarterly (1986), 26 № 2, стр. 181–197 в JSTOR
  2. ^ Рэймонд Грю, Патрик Дж. Харриган и Джеймс Уитни. «Доступность школьного образования во Франции девятнадцатого века». Журнал междисциплинарной истории 14.1 (1983): 25–63.
  3. ^ А. Прост, «Лицеи для девочек», в «Просте» Исторические взгляды на образование во Франции (19-20 века) , стр. 113-116.
  4. ^ Палмер (1986), стр. 193.
  5. ^ Рэймонд Грю и Патрик Дж. Харриган. «Католический вклад во всеобщее образование во Франции, 1850–1906». Журнал современной истории 57.2 (1985): 211–247.
  6. ^ Тимоти Верховен. Трансатлантический антикатолицизм: Франция и США в девятнадцатом веке (Пэлгрейв Макмиллан, 2010)
  7. ^ Жан-Мари Майер; Мадлен Ребириу (1988). Третья республика от ее истоков до Великой войны, 1871-1914 гг . п. 84. ИСБН  9780521358576 .
  8. ^ Патрик Дж. Харриган, «Церковь, государство и образование во Франции от Фаллу до законов Ферри: переоценка», Canadian Journal of History, апрель 2001 г., 36 № 1, стр. 51-83.
  9. ^ Поль Сабатье, Упадок во Франции (1906) онлайн
  10. ^ Бернс, Майкл Франс и дело Дрейфуса: документальная история, с. 171 (1999 Пэлгрейв Макмиллан)
  11. ^ Николас Аткин и Фрэнк Таллетт, Священники, прелаты и люди: история европейского католицизма с 1750 года (2003), стр. 152-55.
  12. ^ Лилиан Браун-Ольф, Их зовут Пий: пять великих современных пап 1775-1939 (1941), стр. 277-78
  13. ^ А. Леон, П. Рош, История образования во Франции , с. 110.
  14. ^ Эрик Маурин, Вопрос о новой школе , Сеуил, 2007, стр. 132.
  15. ^ Эрик Маурин, стр. 133.
  16. ^ Энн Корбетт и Боб Мун, ред. Образование во Франции: преемственность и изменения в годы Миттерана, 1981–1995 (Routledge, 2002).
  17. ^ презентация трех путей обучения в средней школе. Архивировано 7 октября 2009 г. в Wayback Machine , MEN/DESCO.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андерсон, Р.Д. «Новый взгляд на французское среднее образование в девятнадцатом веке», Социальная история (1982), 7 № 2, стр. 147–165 онлайн.
  • Андерсон, доктор медицинских наук. Образование во Франции, 1848–1870 гг. (1975).
  • Чедвик, Кей, «Образование в светской Франции: (пере) определение светского общества». Современная и современная Франция (1997) 5 № 1 стр: 47–59.
  • Кларк, Терри Н. Пророки и покровители: Французский университет и появление социальных наук (1973)
  • Кларк, Линда Л. «Битва полов в профессиональной среде: введение первичных инспекторов, 1889–1914», Французские исторические исследования, (1989) 16 № 1, стр. 96–125 в JSTOR
  • Корбетт, Энн и Боб Мун, ред. Образование во Франции: преемственность и изменения в годы Миттерана, 1981–1995 (Routledge, 2002).
  • Кертис, Сара А. «Религиозное образование во Франции девятнадцатого века», History of Education Quarterly (1999), 39 № 1, стр. 51–72 в JSTOR
  • Дэвис, Джеймс Герберт младший Фенелон (Twayne Publishers, 1979). по-английски
  • Фот, HW изд. Сравнительное образование США, Англию, Германию, Францию, Канаду и Данию. (1918 г.) сравнивает онлайн
  • Гильдеа, Роберт. Образование в провинциальной Франции, 1800-1914: исследование в трех департаментах (1983)
  • Джилл, Наташа. Философия образования во французском Просвещении (2010) отрывок и текстовый поиск
  • Грю, Рэймонд. Патрик Дж. Харриган и Джеймс Уитни. «Доступность школьного образования во Франции девятнадцатого века». Журнал междисциплинарной истории 14.1 (1983): 25–63.
  • Грю, Рэймонд и Патрик Дж. Харриган. «Католический вклад во всеобщее образование во Франции, 1850–1906». Журнал современной истории 57.2 (1985): 211–247.
  • Герар. Альберт Леон . Французская цивилизация в девятнадцатом веке (1914), онлайн, стр. 222–55.
  • Харриган, Патрик Дж. Мобильность, элиты и образование во французском обществе Второй империи (1980) отрывок и текстовый поиск
  • Харриган, Патрик Дж. «Церковь, государство и образование во Франции от законов Фаллу до законов Ферри: переоценка», Canadian Journal of History, (2001) 36 № 1, стр. 51–83
  • Харриган, Патрик Дж. «Французские католики и классическое образование после закона Фаллу», French Historical Studies (1973), 8 № 2, стр. 255–278 в JSTOR.
  • Мэй, Анита Раси. «Закон Фаллу, католическая пресса и епископы: кризис власти во французской церкви», French Historical Studies, (1973), 8 № 1, стр. 77–84 в JSTOR.
  • Мэйнс, Мэри Джо. Обучение для людей: сравнительные местные исследования истории школьного образования во Франции и Германии, 1750-1850 (1985)
  • Неттельбек, Колин. «Забытая зона памяти? Французские школьники начальной школы и история оккупации», French History & Civilization, 2011, Vol. 4, стр. 157–166.
  • Оффен, Карен. «Второй пол и степень бакалавра в республиканской Франции, 1880–1924». Французские исторические исследования 13 № 2 (1983): 252–86.
  • Палмер, Р.Р. Улучшение человечества: образование и Французская революция (Принстон, UP, 1985), онлайн-издание
    • Р. Р. Палмер, «Как пять столетий образовательной филантропии исчезли во время Французской революции», History of Education Quarterly (1986), 26 № 2, стр. 181–197 в JSTOR , резюмирует его книгу 1985 года.
  • Попель, «Дочери Дженнифер Дж. Руссо: домашняя жизнь, образование и автономия в современной Франции» (2008) охватывают период с 1762 по 1833 год.
  • Рингер, Фриц. Образование и общество в современной Европе (1979), прежде всего сравнение Франции и Германии.
  • Роджерс, Ребекка. Из салона в класс: обучение буржуазных девочек во Франции XIX века (2009)
  • Роджерс, Ребекка. «Ретроградность или современность? Раскрытие монахини-учителя во Франции девятнадцатого века», Social History, (май 1998 г.), 25: 146–64.
  • Сингер, Барнетт Б. «Жюль Ферри и светская революция во французском начальном образовании». Paedagogica Historica (1975) 15 № 2 стр: 406–425.
  • Вайс, Джордж. Возникновение современных университетов во Франции, 1863-1914 гг . (Princeton University Press, 2014).
  • Уайтхед, Барбара Дж., изд. Женское образование в Европе раннего Нового времени: история, 1500–1800 (Гарланд, 1999), онлайн-издание

Историография

[ редактировать ]
  • Бейкер, Дональд Н. и Патрик Дж. Харриган, ред. Становление французов: текущие направления в истории образования во Франции, 1679–1979 (Ватерлоо, Онтарио: Historical Reflections Press, 1980).
  • Каспар, Пьер и Жан-Франсуа Кондетт. «Пятьдесят лет дебатов и исследований французской школы». Педагогика Историка 50.6 (2014): 786–796. Рассматривает историографию французской науки.
  • Кларк, Линда Л. «Подход к истории современного французского образования: недавние обзоры и исследовательские руководства», French Historical Studies (1987), 15 № 1, стр. 157–165 в JSTOR.
  • Харриган, Патрик. «Женщины-учителя и обучение девочек во Франции: последние историографические тенденции». Французские исторические исследования (1998) 21 № 4: 593–610. онлайн
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53ab5d6f328dad75dae0d206496c2e60__1710108660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/60/53ab5d6f328dad75dae0d206496c2e60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of education in France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)