Первая учебниковая война

Первая война за учебники — это конфликт, связанный с образованием во Франции между 1882 и 1883 годами, после секуляризации материалов начального образования законом Ферри от 28 марта 1882 года.
Конфликт сосредоточился вокруг четырех учебников по граждановедению , предназначенных для использования в недавно созданной светской школьной системе. Эти книги обвинялись в пропаганде морального релятивизма , игнорировании принципа школьной нейтральности и создании неблагоприятного образа католической церкви . Во время этого спора Церковь стремилась начать кампанию в защиту Закона о пароме. Этот закон устранил катехизис из школ и заменил его уроками «морального и гражданского воспитания», подробно описанными в статье 1 учебных программ начальной школы .
Так называемая «учебная война» привела к конфликту национального уровня между правительством, префектами и французским епископатом , а также к конфликту на местном уровне. [ 1 ] спор между конкретными священниками, учителями и мэрами. Со стороны католического духовенства это привело к конфискации книг светской нравственности. [ 2 ] и отказ от таинств , чтобы побудить верующих забирать своих детей из «неблагоприятных школ». Министерство по делам религии использовало Конкордат 1801 года, чтобы остановить выплату зарплат самым упрямым священнослужителям.
Однако напряженность не была универсальной по всей Франции и уменьшилась с возвращением Жюля Ферри на пост президента Совета, а также с умиротворением Папы Льва XIII и более умеренных епископов. Таким образом, «первая учебниковая война» отличалась от гораздо более жестокой «второй учебниковой войны», произошедшей двадцать пять лет спустя во время школьной войны 1907–1914 годов .
Контекст
[ редактировать ]От закона Гизо к законам Ферри
[ редактировать ]С 1833 года законом Гизо начальное государственное образование регулируется . Школьники получали образование, включающее моральное и религиозное воспитание под эгидой государства, коммун и церкви, каждая из которых имела свои собственные прерогативы.
Однако приход Третьей республики быстро нарушил такое положение дел. Фактически, Республика была в значительной степени построена в оппозиции Католической церкви, которая была политически связана с легитимистским и бонапартистским движениями. Конституционные законы, принятые в 1875 году , и разрешение кризиса 16 мая 1877 года в пользу республиканцев установили режим. 4 мая 1877 года Гамбетта назвал католическую церковь противником, которого следует победить.
«Поэтому вы чувствуете, вы признаете, что есть что-то, что, наравне со Ancien Régime, противно этой стране, противно крестьянам Франции [...] Это господство клерикализма [... Я просто передаю сокровенные чувства народа Франции, говоря о клерикализме то, что однажды сказал о нем мой друг Пейра: клерикализм? Это враг».
Борьба с клерикализмом послужила движущей силой и объединяющим элементом республиканцев. [ 3 ] Следовательно, реализация антиклерикальной политики набрала обороты, начиная с первоначального изгнания общин в 1880 году .
Впоследствии законы Жюля Ферри затронули вопрос образования. Закон 1881 года, который обязал начальное образование для всех и сделал его бесплатным, помог расширить возможности получения образования для всех социальных классов и сократить детский труд. Что касается закона 1882 года, он секуляризовал содержание начального образования в государственных школах. [ 4 ] Преподавательский состав был секуляризован только четыре года спустя в соответствии с законом Кубка. [ 5 ]
Другие аспекты школьного вопроса
[ редактировать ]Поскольку конфликт произошел одновременно с принятием нескольких светских антиклерикальных законов, его нельзя объяснить исключительно школьными учебниками. Учебники представляют собой кульминацию более широкой борьбы, направленной на решение различных проблем, [ 6 ] включая учебные программы, учебники, преподавательский состав и его статус, помещения и многое другое. Значение этого противостояния является результатом его многообразия и интенсивности. Разнообразие и интенсивность этой оппозиции оставили неизгладимый след в памяти французского общества. [ 6 ] Термин «война за учебники» редко использовался главными героями ссоры, которые рассматривали противоречивые учебники как простой предлог для более масштабной борьбы, вращающейся вокруг школы и, в конечном итоге, политической системы Республики. [ 7 ] Гражданское образование подчеркивает общенациональный нарратив, прославляющий Французскую революцию как вершину добродетелей Третьей республики. В 19 веке распространение книги аббата Лорике « История Франции à l'usage de la jeunesse» в католических учреждениях вызвало разногласия между легитимистами и либералами относительно изображения Наполеона Бонапарта . [ 7 ]
В конечном счете, конфликты по поводу школьных учебников нельзя просто свести к дихотомии между двумя образовательными системами, поскольку они также отражают более широкие тенденции в политической жизни. Учебники, написанные на фоне национальных и международных событий, отражают сложные течения мысли, в которых религиозные убеждения сочетаются с политическими и социальными взглядами страны, отмеченной поражением в 1871 году. [ 8 ] Помимо появления светской морали, использование учебников в начальных школах для привития патриотического духа подрастающему поколению также противопоставляет сторонников преподавания культа отечества и национальных ценностей сторонникам пацифизма . [ 7 ]
Разработка
[ редактировать ]Начало конфликта
[ редактировать ]
С самого начала католические правые решительно выступали против законов Ферри. Мгр. Фреппель, который был епископом Анже и членом парламента от Финистера , выступил против государственного образования в Палате депутатов . Он считал, что это «бесполезно, неэффективно и имеет тенденцию к государственному социализму». Точно так же Вейо Луи консервативная пресса «L'Univers» осудила «школьную революцию», вызванную этими «непристойными законами», результатом которой стал указ от 11 января 1883 года, осуждающий четыре учебника. Кризис был спровоцирован, а споры возобновились в результате практического применения закона от 28 марта 1882 года. В результате были разработаны учебники по гражданскому воспитанию, заменившие учебники по религиозной морали. В конце 19 века некоторые писатели, связанные с свободомыслящим движением, выражали антикатолические взгляды. [ 4 ]
Политолог Ив Делуа сообщает, что споры по поводу учебников начались в конце декабря 1879 года, когда депутат Поль Берт [ номер 1 ] представил Палате депутатов отчет о реформе начального образования по запросу Жюля Ферри. По его мнению, будущие граждане должны иметь возможность получить «все базовые знания в области позитивных наук, лишенные каких-либо религиозных предположений или догматических наставлений». Учебник, написанный тем же Полем Бертом и предложенный в качестве дополнения к республиканским школьным законам и постановлениям, утвердительно заявил о сопротивлении позитивизма религиозному образованию. [ 9 ]
Постные пастырские заповеди
[ редактировать ]Епископы быстро отреагировали на второй закон Ферри. Во время Великого поста 1882 года восемьдесят восемь епископских указов осудили положения закона и призвали родителей отдавать своих детей в бесплатные католические школы. Эти высказывания время от времени читались во время воскресных проповедей для верующих. Тон варьировался в зависимости от епископа и варьировался от религиозной защиты до антиреспубликанской критики или умеренности. [ 10 ]
В своем « Письме приходским священникам епархии по поводу катехизисов и исповедания детей, посещающих государственные школы », епископ монс. Перро из Отен-Шалон-Макон призывает духовенство объяснять политическую ситуацию умеренно, избегая нападок на систему обучения и государственных служащих, ответственных за ее управление. «Это прежде всего вопрос помощи и мотивации родителей выполнять все свои юридические обязательства и не упускать из виду ни одно из своих прав в отношении своих детей. [ 10 ]
Кардинал Гвиберт вместе с другими составил письмо всем учителям своего округа, призывая их проявлять осмотрительность и рациональность в условиях политических разногласий». [ 10 ]
Другие епископы были более стойкими; В своем постановлении о христианском образовании монсеньор. Пьер-Луи-Мари Корте , епископ Труа , призвал семьи быть бдительными: «Мы нападаем на детство и на тех, кому доверено его образование, чтобы более эффективно достичь нашей дьявольской цели – дехристианизации личности, семьи и Франции. ." [ 11 ] Наконец, были некоторые руководства, которые были заранее осуждены за разжигание неверия. Одним из таких примеров является Mgr. Виктор Деланнуа , епископ Эйрский , раскритиковавший Габриэля Компайре руководство . Другой пример — Mgr. де Ла Фоата, епископ Аяччо , написавший об этом вопросе во время Великого поста в 1882 году. [ 12 ]
«Если учение явно нечестиво, если оно сияет в глазах детей как одно из преимуществ их будущей свободы, то у них будет право осквернять День Господень, считать все религии одинаково хорошими, переходить от одной для другого, и даже не исповедовать ни одной из них, эти книги несут в себе их осуждение. Каждый христианин может и должен причислить их к запрещенным книгам, не дожидаясь епископского решения, но, если понадобится, Мы отвергнем и осудим их как бы; сейчас, и Мы запрещаем им читать».
- Поль-Матье де Ла Фоата, Пастырское письмо епископа Аяччо духовенству его епархии по случаю принятия нового закона о начальном образовании.
Отбор учебников комиссиями
[ редактировать ]
Первым шагом в принятии закона от 28 марта 1882 г. стал выбор новых учебников по нравственности. Эту обязанность законодатели возложили на школьные комиссии, созданные указом от 16 июня 1880 года. [ 14 ]
Несколько католических епископов призвали своих последователей участвовать в этих комиссиях, чтобы повлиять на выбор учебников и защитить католические интересы. Их целью было сохранить ссылки на католическую мораль или предотвратить подрыв католической доктрины в учебниках. [ 15 ] Напротив, Поль Берт, занимавший пост министра народного просвещения, выступал за использование светских учебников по морали, а не учебников, написанных католиками. Это укрепило исключение конфессионального преподавания из школ как часть процесса секуляризации. В результате учебники стали спорным вопросом, вызвавшим сильные эмоции во французском обществе 1882 года. [ 6 ]
Несмотря на то, что Société générale d'éducation et d'enseignement предложило поддержку действиям епископов, усилия католиков дали ограниченные результаты. Первоначально список составили кантональные школьные комиссии, состоящие из учителей, которые могли принимать жалобы семей. Однако инспектор Академии курировал ведомственную комиссию, укомплектованную преподавателями педагогического колледжа, которые оказывали дополнительную помощь. Этот вторичный уровень контроля существенно ограничивает влияние родителей. Например, комиссия департамента Юра исключает из своего списка учебники католических издателей, даже если их рассматривали две кантональные комиссии. [ 16 ] Тем не менее, в некоторых областях чиновники государственного образования частично согласились с требованиями католиков. Эр и Луар решили использовать только второе издание книги Поля Берта « L'instruction civique à l’école à l’école» . В Па-де-Кале инспектор Академии решил не распространять книги по морали в течение 1882–1883 учебного года. Точно так же в Финистере, Гаре , Иль и Вилен , Эндре и Луаре , Мёрте и Мозеле и Вьене некоторые учителя ограничивали использование учебника Поля Берта, считая его слишком провокационным. [ 17 ]
Согласно циркуляру от 13 июня 1882 года сфера ответственности школьных советов была значительно ограничена. Это привело к лишению их прав контроля и инспекции. В результате этого ограничения священникам больше не предлагалось место в советах. [ 18 ]
«Манифест 56
[ редактировать ]Католические политики выступили против закона от 28 марта. Пятьдесят шесть депутатов от непримиримых правых подписали 31 марта 1882 г. манифест, составленный монсеньором. Фреппель. Они протестовали против отмены религиозного образования в школах, считая закон несчастьем для Франции. Они оставили за собой право отменить его позднее и пообещали помочь родителям, чьи дети могут получить учение, оскорбляющее их веру. [ 9 ]
Католические круги [ номер 2 ] выразил поддержку сопротивлению и отмене закона. 9 июля 1882 года в Бордо и другие видные Альбер де Мун деятели потребовали неповиновения и выступили против L'instruction civique à l'école . [ 18 ]
Римские власти отреагировали примирительно. Несмотря на свои публичные заявления, Жюль Ферри также воздержался от действий. [ 18 ] Действительно, 27 июля 1882 г. он подписал указ, организовавший педагогику и учебную программу начальной школы с разделом о нравственном воспитании, включая «обязанности перед Богом» (сообщено в « Журнале официел» от 2 августа 1882 г.). [ 18 ] После этого акта доброй воли оппозиция, казалось, уменьшилась, пока декрет Конгрегации Индекса не привел к кризису учебников. [ 19 ]
Индексирование четырех учебников по морали
[ редактировать ]Поскольку выбор учебников для французских школ в 1882–1883 годах определялся исключением католиков, учебники, написанные вольнодумцами или пропагандирующие рационализм вводятся в вопросах морали. В этих учебниках основное внимание уделялось четырем темам: devoir envers Dieu (обязанности перед Богом были в конечном итоге исключены из учебной программы в 1923 году), devoirs envers la patrie , devoirs envers les родителей и devoirs envers soi-même . Эта мораль, основанная на долге, находилась под влиянием кантовской морали , которую преподавал Виктор Кузен в Сорбонне. [ 20 ]
Жалобы возникли со стороны католической иерархии, в результате чего двадцать французских епископов довели этот вопрос до сведения Конгрегации Индекса. [ 21 ] Одновременно епископы Сен-Дье , Экс-ан-Прованса , Тюля и Мулена в одностороннем порядке денонсировали L'instruction civique à l'école 18 октября 1882 года , не дожидаясь решения Святого Престола . [ 22 ]
15 декабря 1882 года Конгрегация издала декрет, осуждающий четыре учебника морали. [ 21 ] Помимо г-жи Гревиль, авторы перечисленных книг имели значительное политическое участие, и их публикация преследовала как военные, так и педагогические цели. [ 20 ]
- Гражданское право в школе , автор Пол Берт. [ номер 3 ] изображает католическую церковь тесно связанной с тиранией Ancien Régime и его сокрушительной налоговой системой. [ 23 ] Французская революция представляет собой основополагающее событие, освободившее Францию от всемогущей церкви. Глава завершается молитвой, в которой религиозный язык иронично благословляет Революцию. [ 20 ] Наконец, автор в ряде случаев клеймит религиозные верования как «суеверия». [ 24 ] включая предисловие к книге «Элементы морального и гражданского образования» , написанное Габриэлем Компайре, депутатом региона Тарн. В предисловии критикуются чудеса и ставится под сомнение существование сверхъестественного. [ 20 ]
- «Элементы морального и гражданского образования» , написанные Габриэлем Компайре, депутатом Тарна. В этой работе автор представляет духовный взгляд на существование Бога и бессмертие души, позиционируя себя вне какой-либо устоявшейся религии и отвергая любые религиозные ритуалы и догмы. Вместо этого автор подчеркивает важность морального долга. [ 23 ] Например, религиозный брак изображается как вопрос выбора. [ 20 ]
- Инструкция морального и гражданского: человек, гражданин , Жюля Стига, бывшего протестантского пастора, ставшего деистом, депутата от Жиронды и генерального инспектора начального образования. Основная критика этого учебника со стороны католиков заключается в защите свободы вероисповедания, отнесении религии к частному делу и отрицании необходимости религиозной власти. [ 20 ] Изложению французской истории также не хватает сбалансированности: автор обвиняет Людовика XVI в заговоре против республики, но не упоминает о его смерти или последовавшем за ней терроре. [ 20 ]
- «Инструкция по моральному духу и гражданственности молодых девушек» , мадам Гревиль (ее настоящее имя — Алиса Мария Селеста Флёри). В этом путеводителе для молодых девушек подчеркиваются такие ценности, как вежливость, скромность и ответственность. Однако примечательно, что имя Бога отсутствует, в отличие от трёх предыдущих изданий. [ 20 ]
Что касается четырех упомянутых выше руководств, то они осуждаются Католической церковью и поэтому запрещены к прочтению. Указ Конгрегации предусматривает конкретные шаги, которым католики должны следовать в отношении этих книгː [ 21 ]
«Поэтому пусть никто, какого бы звания и положения не имел смелости публиковать, читать или хранить вышеупомянутые произведения в каком бы то ни было месте и на каком бы то ни было языке, но пусть каждый будет обязан передать их Ординару места или инквизиторы еретических извращений подпадают под наказания, предусмотренные «Индексом запрещенных книг».
-
Гражданское право в школе , Пол Берт .
-
Моральные и гражданские наставления Жюля Стига .
-
Моральное и гражданское воспитание молодых девушек , Анри Гревиль .
-
Элементы нравственного и гражданского воспитания , Габриэль Компайре .
Издатели запрещенных учебников возникли во времена Третьей республики, позиционируя себя близко к власть имущим, движимые желанием публиковать представителей республиканцев и поддержать законодательство Ферри. [ 20 ]
В ответ на четыре книги, занесенные в черный список, духовенство предложило религиозные тексты, катехизисы и учебные пособия. учебник по граждановедению Ж. Пега « Коммуна, департамент и государство »; учебники, изданные Маме, Эженом Арданом (опубликовавшим серию букварей), Барбу (опубликовавшим серию моральных сказок), Луи-Жозефом Лефором и его многочисленными методами чтения. С секуляризацией школ эти издатели потеряли исключительный контроль над школьными учебниками. На смену им пришли крупные республиканские школьные издательства, которые захватили рынок и вышли победителями в этой войне учебников. [ 20 ]
Ответ правительства
[ редактировать ]
10 и 11 января 1883 года Конгрегация издала указ, который был опубликован в католической ежедневной газете L'Univers и должен был быть зачитан с кафедры через несколько дней. Однако правительство отреагировало быстро и запретило чтение указа на приходах. Директор по делам религии Эмиль Флуранс сослался на правило, согласно которому все папские буллы требуют утверждения декретом Государственного совета перед публикацией во Франции. [ 21 ]
Пять епископов, в том числе монсеньор. Изоард Анси, монсеньор. Шарль-Пьер-Франсуа Коттон из Валанса, монсеньор. Этьен-Эмиль Рамадье , архиепископ Альби , монсеньор. Гийом-Мари Фредерик Буанж из Лангра и монсеньор. Жозеф-Мишель-Фредерик Бонне из Вивье отказался подчиниться [ 26 ] с помощью правительственных мер и разработанных мандатов, чтобы их читали в церквях, находящихся под его властью. Некоторые другие предпочли уклончивые намеки или дали общие рекомендации, чтобы обойти директиву правительства. Правительство приостановило выплату заработной платы духовенству, которое игнорировало правительственные директивы, воспользовавшись тем фактом, что католическое духовенство получало зарплату от государства в соответствии с режимом Конкордата 1801 года . Префекты подозреваемых инициировали рассмотрение 2000 приостановлений заработной платы Государственным советом , недавно очищенным от своих членов, в клерикализме, и затронули пять мятежных епископов. [ 27 ] включая монсеньора. Изоара, осужденного за пастырское письмо от 21 января 1883 года. [ 28 ]
Местная напряженность
[ редактировать ]Постоянная мобилизация
[ редактировать ]Пресса сыграла решающую роль в освещении конфликта и освещении законодательных изменений, а также спровоцировала споры благодаря статьям обозревателей. Пропаганда сопротивления была постоянной темой в консервативной и католической прессе. [ 29 ] Кроме того, местные приходские бюллетени и Semaines Religieuses различных епархий отражали их постоянную озабоченность секуляризацией школ. [ 30 ] Кампания в прессе достигает своего пика после опубликования указа об Индексе, поскольку газеты служат для Святого Престола основным средством донесения своей позиции до католического населения. Статей, демонстрирующих католическую или республиканскую реакцию, становится все больше, что еще больше разжигает идеологическую борьбу. [ 21 ]
Епископы призвали родителей и педагогов использовать альтернативные учебники и сдавать на утилизацию запрещенную литературу приходскому священнику. [ 26 ] Эти увещевания были выполнены: учебники конфисковывались или массово уничтожались на местах, а непокорным семьям отказывал в таинствах, особенно Первом Причастии приходской священник по рекомендации архиереев . В отчете префекта Дрома содержатся следующие заявления, приписываемые монсеньору. Хлопок: [ 31 ]
«Дети, посещающие школы, где осужденные учебники принимаются как классика, кажутся нам подверженными постоянной и весьма непосредственной опасности потерять веру и приобрести самые прискорбные привычки. Поэтому мы считаем, что те из них, кто уже сделал свои первые причащение не должно быть допущено к таинствам, если они еще не совершили его, то должно быть отложено до тех пор, пока остается возможность согрешить».
В течение нескольких месяцев, предшествующих этому католическому обряду посвящения, семьи становятся особенно восприимчивыми к руководству духовенства, что приводит к увеличению частоты подобных инцидентов. Влияние духовенства ощущается не только во время катехизических занятий, но и на исповеди, в первую очередь затрагивая матерей, которые, как правило, более восприимчивы к религиозным вопросам, чем отцы. [ 32 ]
Хотя Société Générale d’Education et d’enseignement поддерживало движение, оно оставалось более умеренным, чем L’Univers , и воздерживалось от одобрения гражданского неповиновения или школьных забастовок . [ 12 ]
Сильный региональный характер
[ редактировать ]Политолог Ив Делуа создал две карты, иллюстрирующие сопротивление по департаментам, без субъективных оценок. [ 33 ] Растет число инцидентов, при этом радикализация конфликта происходит в Арьеже , Ду , Дроме , Жере , Жиронде , Ландах , Верхней Марне , Восточных Пиренеях , Тарне , Варе и Вогезах . Наиболее пострадавшие епархии ( Альби , Анси , Тюль и Валанс ) пострадали в результате стимула, данного их епископами. [ 27 ] или интенсивная воинственность низшего духовенства . [ 34 ] [ 27 ]
Знатные люди в некоторых регионах Франции поддержали действия католической иерархии и вовлекли своих клиентов в сопротивление. мэра Люзе в провинции Эндр и Луара Префект назвал ответственным за местные беспорядки. Коммуна Лузе, в которой проживает 429 жителей, считается одной из самых консервативных и отсталых в департаменте. Движение находится под сильным влиянием мэра и министра, которые являются одними из самых преданных и ревностных членов клерикально-монархической партии. [ 35 ]
Интересно отметить, что регионы с установленными бесплатными школами, такие как Бретань , Эндр и Луара и Вандея , не пострадали от этого движения существенно. Фактически, учителя в этих регионах решили соблюдать закон 1882 года с осторожностью, чтобы не допустить, чтобы учащиеся покидали светские школы в пользу конгрегационалистских школ. Это был не просто страх – это была реальность. Снижение набора учащихся в некоторых деревнях Тарна было шокирующе высоким: «В Сен-Сернен-ле-Лавор остался только один ученик из 31; в Сен-Жан-де-Марсель — только 4 из 68; в Моранс-Скопон , только 12 из 43, в Монтредоне только 10 из 51..». Интересно, что в регионах с сильным присутствием конгрегационалистов использование запрещенных учебников было обойдено. Инспектор Академии Эндра и Луары задокументировал ситуацию в своем ведомстве: [ 36 ]
«Поэтому мы должны стремиться, где это возможно, и не упуская ни одной возможности, сократить количество коммун, в которых конфессиональный нейтралитет школ еще не полностью установлен. Произнесите короткую молитву там, где резкое подавление этой практики пойдет на пользу конкурирующей конгрегационалистской школе. ; заставить его исчезнуть в другом месте, как только появится возможность, либо период каникул, либо смена учителя».
Постепенное умиротворение
[ редактировать ]
Хотя в некоторых районах наблюдается высокая напряженность, она не распространена по всей стране. Многие епископы относятся к этому указу осторожно и умеренно или вообще не обеспечивают его соблюдение. [ 27 ] По словам политолога Ива Делуа, только 6% коммун испытали значительную мобилизацию. [ 37 ]
Дискуссия между Львом XIII и Жюлем Ферри началась через нунция монсеньора Камилло Сицилиано ди Ренде и посла Эдуарда Лефевра де Беэна . [ 38 ] Леон XIII дипломатично сдержал наиболее радикальных сторонников церкви. [ 39 ] Эмиль Флуранс путем переговоров со Святым Престолом издал 30 июня 1883 года директиву, продлевающую запрет на жалованье и призывающую все соответствующее духовенство вступить в переговоры с правительством. Из первоначальных 2000 отстранений только 500 были подтверждены Государственным советом. [ 27 ] в том числе и монсеньора. Изоард. [ 28 ]
Наконец, Жюль Ферри призвал школьных учителей проявлять сдержанность в ноябре 1883 года. Стоит отметить, что он не был президентом совета во время принятия светского закона в предыдущем году при правительстве де Фрейсине (2) Шарля :
«Когда вы предлагаете своим ученикам заповедь или максиму, спросите себя, знаете ли вы хоть одного честного человека, который мог бы быть оскорблен тем, что вы собираетесь сказать. Спросите себя, есть ли в вашем доме какой-нибудь отец – я имею в виду любого отца – в классе и слушая вас, мог бы добросовестно отказаться от своего согласия на то, что он хотел бы услышать от вас. Если да, то воздержитесь от высказывания этого, если нет, говорите смело: ибо то, что вы собираетесь сообщить ребенку, не является вашей собственной мудростью; это мудрость человека раса, одна из тех идей всемирного порядка, которые несколько столетий цивилизации сделали частью наследия человечества».
- Жюль Ферри, Письмо учителям , 17 ноября 1883 г.
Переписка не получила единогласного согласия правительственного большинства и вызвала осуждающие замечания со стороны наиболее экстремистски настроенных республиканцев и Фердинанда Бюиссона . Тем не менее, воздержанность, проявленная сторонником светской школы, способствовала нормализации ситуации и постепенному завершению кризиса. [ 27 ]
Причины осуждения учебников
[ редактировать ]Мобилизация в отношении учебников указывает на то, что «образование теперь является привилегированной территорией для наблюдения за глубинными силами общества, весомостью традиций, стремлением к инновациям и соответствием современной морали», как Жан-Мари Майер предполагает [ 40 ] Католическая элита, которая часто следит за содержанием учебников, указывает на две проблемы критикуемых учебных материалов: антирелигиозные настроения и мораль, в которой отсутствуют религиозные ссылки. [ 30 ]
Антиклерикализм
[ редактировать ]
Определение антиклерикализма, данное историком Рене Ремоном , следующее: «Антиклерикализм приостанавливает суждение и может сочетаться с метафизическим отрицанием (в случае марксистского социализма) или идти рука об руку с исповеданием деистической веры. Он подразумевает не неверие, а, скорее, стремится ограничить влияние религии, особенно духовенства, в определенных пределах. Ремон считает, что религии должны оставаться в частной сфере». [ 41 ]
Антиклерикализм учебников можно объяснить Полом Бертом и радикальными республиканцами. [ 42 ] необходимость замены духовенства или преобладающего влияния Конгрегации на молодежь строго республиканским влиянием. [ 43 ] Во время речи 19 августа 1880 года в Осере Поль Бер подчеркнул, что «это наша светская Церковь, где преподаются научные и доказуемые истины, где преподаются гражданские добродетели и религия Отечества». [ 44 ] Правительство Жюля Ферри считало влияние духовенства неуместным вмешательством в дела республики. Антиклерикализм государства основывался на том, что «всем религиям суждено выродиться в клерикализм». Эту позицию поддерживали некоторые непримиримые католики , такие как католические комитеты которые придерживались традиционалистского, ультрамонтанского подхода. Эту точку зрения отстаивали парламентарии, в том числе влиятельный монсеньор. Феликс Дюпанлуп в Сенате . [ 45 ]
По мнению современного католического автора, осуждение четырех учебников отражало антиклерикализм, который был очевиден в критике исторических действий католицизма:
«Доктрина идентична. В политике систематическое очернение всего, что предшествовало 89 году, поклонение Революции, до которой французское общество было немного ниже дикого государства в моральном отношении, [...] затем ненависть к католической религии, которая сочится повсюду, хотя нигде это не сформулировано».
- Жозеф Бурнишон, Руководства по гражданскому и моральному воспитанию и осуждение Индекса, Марсель , Société Anonyme de l'Imprimerie Marseille, 1883, стр. 6
Исчезновение Бога в морали
[ редактировать ]М. Эрбело, проводивший расследование от имени Парижской архиепархии , отмечает в своем отчете, что несколько республиканских учебников, в том числе «L'instruction civique à l'école» и «Éléments d'éducationsmorale et civique» , «остаются[ред] чуждыми любому религиозному или сверхъестественное понятие» и что их «моральное учение [было] исключительно неадекватным» в своем пренебрежении обязанностями перед Богом. [ 30 ] Католическая элита рассматривает гражданское образование как замену катехизиса, создающую «школу без Бога». По данным католической газеты La Croix : [ 6 ]
«Закон от 28 марта 1882 года был намеком Богу уйти из школы. Никакого больше священника с ребенком, никакого больше катехизиса, обучающего его обязанностям и цели жизни: в этом была его цель. Те, кто объявил катехизис вне закона думал о замене его, и так появились эти гражданские инструкции, в которых не произносилось имя Божие. Они показывали, в каком смысле должен учить учитель, чтобы научить ребенка обходиться без Бога».
— Ла Круа , 26 июня 1883 г.
Публичное преподавание светской морали было воспринято как антирелигиозная попытка. 10 апреля 1883 г. монсеньор. Луи-Ромен-Эрнест Изоар писал Жюлю Ферри, цитируя учебник Габриэля Компайре: «Когда Жоржа спрашивали, где он нашел силы, необходимые ему для выполнения всех этих обязанностей, он всегда отвечал: «В чувстве моего личного достоинства». », и добавил следующий комментарий: «Вера в постоянную потребность в помощи Божией, в благодати, не может быть более полностью отвергнута». Замысел автора всего произведения — сделать религию неактуальной и заменить Бога человеком. [ 46 ]
В своем исследовании светских учебников с 1870 по 1885 год политолог Ив Делуа обнаружил, что в осуждаемых учебниках посвящено только 2% [ номер 4 ] своих страниц посвященным религиозным темам, и отодвинул эти главы в конец книг, продемонстрировав их второстепенное значение в светской морали . [ 47 ]
Сторонники позитивизма основывают свою мораль на науке. Они утверждают, что наука освобождает моральные обязанности детей от религии. [ 48 ] Например, Жюль Пайо , бывший ректор Французской академии образования, подтвердил, что [ 49 ] «Нравственность — это наука с очевидностью, подобной геометрии[..]. Необходимо недвусмысленно показать важность обязанностей перед родителями и ответственности за труд». Это причина, почему Mgr. Поль-Матье де Ла Фоата наблюдаетː [ 50 ] «Дети поймут, что Богу нет места в моральных учениях, потому что религия рассматривается как исключительно человеческая конструкция, состоящая из несовместимых суеверий с просвещением, которое предлагает наука».
Государственный атеизм
[ редактировать ]Защита епископов выступала за нейтралитет школ, но выступала против атеизма, предлагая запретить любую книгу, подрывающую религию, как это уже было запрещено правительством. [ 20 ]
Заявление сенатора Виктора Шельчера об атеизме во время дебатов по закону о секуляризме 23 марта 1882 года: [ 20 ] [ 51 ] укрепило чувство секуляризма, противостоящего вере в Бога. Епископ Турский сослался на заявление Шельчера об атеизме в своем циркулярном письме. [ 20 ] [ 52 ]
Эта напряженность побудила министра Жюля Ферри взять на себя обязательство защищать веру студентов: «Любой учитель», добавил министр, «который причинит вред религиозным убеждениям своих учеников посредством своего обучения, должен ожидать сурового наказания». [ 20 ]
Последующие события
[ редактировать ]Первоначальный конфликт по поводу учебников завершился компромиссом. [ 19 ] тем не менее, в нем содержались все основные противоречия, которые впоследствии всплыли на поверхность во время школьной войны (1907–1914 гг.).
В то время как во французском обществе продолжались периодические волнения, школа Жюля Ферри оставалась относительно бесспорной в период с 1884 по 1886 год. В 1886 году школьный вопрос вновь всплыл на поверхность в результате дебатов, которые привели к принятию Закона о кубках . Этот закон завершил секуляризацию школьной системы, поскольку лишил религиозных лиц возможности преподавать в государственных школах. Некоторые рассматривали это как посягательство на права личности и свободу образования . [ 5 ]
Как только секуляризм умеренных республиканцев прочно утвердился, радикалы и радикальные социалисты - из левой части Палаты депутатов - пришли к власти в 1902 году и возобновили школьные дебаты. Эти люди, которые были более привержены антиклерикализму, чем Жюль Ферри, и находились под влиянием масонства , стремились способствовать дехристианизации французского общества. [ 53 ] Результатом стал закон 1904 года, упразднивший учительские общины , и французский закон 1905 года об отделении церквей и государства . Это отступление влияния католической доктрины привело к Школьной войне (1907-1914) , начавшейся с дела Моризо и завершившейся более продолжительной и жестокой войной за учебники. [ 12 ]
Библиография
[ редактировать ]- (фр) Кристиан Амальви, «Войны учебников вокруг начальных школ во Франции (1899–1914)», Revue historique , № 532, октябрь-декабрь 1979 г., стр. 359-398.
- (фр) Луи Каперан, История республиканского секуляризма , т. III: Секуляризм на марше, Париж, Nouvelles Éditions Latines, 1961, 328 стр. ( читать онлайн- архив ), гл. 2 и 3.
- (фр) Жерар Шольви и Ив-Мари Илер, Религиозная история современной Франции , т. 1, с. II: 1880–1930, Тулуза, Приват, 1986, 457 с.
- (фр) Жан-Франсуа Кондетт, «Две «войны» школьных учебников в Норде и Па-де-Кале (1882–1883 и 1908–1910)», в книге «Образование, религия, секуляризм» (16–20 века). Преемственность, напряженность и разрывы в обучении студентов и преподавателей , Издания Института исторических исследований Септентриона, сб. «История и литература Севера (ИРХиС)», 2010, 552 с. ( ISBN 978-2-490296-17-0 , читать онлайн- архив ), с. 407–459.
- (фр) Пьер Шевалье, Разделение церкви и школы: Жюль Ферри и Леон XIII , Париж, Файяр, 1981 г.
- (фр) Ив Делуа, гл. V «Школьные войны», в книге « Школа и гражданство: республиканский индивидуализм от Жюля Ферри до Виши: противоречия» , Париж, Presses de la Fondation nationale des Sciences politiques, 1994 ( ISBN 978-2-7246-0655-3 , OCLC 32818865 , читать онлайн- архив ), с. 199-286.
- Из книги «Гражданство в зеркале республиканской школы и ее противоречия: политика и религия во Франции 19-20 веков» , диссертация на соискание докторской степени по политологии под руководством Пьера Бирнбаума и защищенная в Университете Пантеон-Сорбонна 26 ноября 1991 г., 2 полета. 906 стр.
- (фр) Жан Фори, Клерикализм и антиклерикализм в Тарне (1848-1900) , Тулуза, Университет Тулуз-ле-Мирай, 1980, 532 стр. ( ISBN 978-2-7089-6900-1 ), гл. VII.
- (фр) Жак Гадиль, Политическая мысль и действия французских епископов в начале Третьей республики (1870-1883) , Париж, Hachette, 1967, 351 и 334 стр., 2 тома.
- (фр) Морис Гонтар, Школьная работа Третьей республики , Тулуза, Издания Тулузского педагогического института, 1965 г.
- п. 35.
- (фр) Доминик Менгено, Школьные учебники Республики (1870-1914): Дискурс и идеология , Париж, Le Sycomore, 1979, 343 стр. ( ISBN 978-2-86262-022-0 ).
- (фр) Жан-Мари Майер, Начало Третьей республики (1871-1898) , Париж, Éditions du Seuil, 1973, 254 стр. ( ISBN 978-2-02-000670-5 ).
- п. 37-38.
- (фр) Ален Муньотт, гл. IV «Принятие закона и его эхо», в «Началах гражданского образования во Франции» , Presses universitaire de Lyon, 1991 ( ISBN 978-2-490296-17-0 , читать онлайн- архив ), с. 53-65.
- (фр) Мона Озуф, Школа, церковь и республика 1871-1914 , Париж, Сей, кол. «Points Sagesses», 1992 (переиздание 2007 г.) (1-е изд. 1982 г.), 259 стр. ( ISBN 978-2-02-096244-5 ).
- (фр) Филипп Россе, «Начало образовательного секуляризма и дело Мануэля в Восточных Пиренеях (1882-1883)», Annales du Midi , № 167, июль-сентябрь 1984 г., стр. 285-300.
- (фр) Эрик Вальтер и Клод Лельевр, Пикардийская пресса, память о республике: борьба за память и школьные войны в прессе Соммы (1876-1914) , Амьен, Университетский центр социологических исследований, колл. «Cahiers du CURSA» (№ 12), 1983, 160 стр. ( ISSN 0337-0992 ).
- (фр) Жан-Ноэль Жанни, «Война учебников», Le Monde , 29 августа 1987 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Поль Берт был депутатом от радикальной партии, который был членом крайне левой парламентской группы с 1872 года и еще не был министром народного просвещения и по делам религии в правительстве Леона Гамбетты (он стал министром в ноябре 1881 года). Ему принадлежит подготовительная работа над законами Жюля Ферри, но его имя затмилось в пользу последнего, который сменил его в Министерстве народного просвещения и по делам религии на два более длительных срока полномочий (см. Histoire de laïcité en France#Paul Берт).
- ↑ Основана в 1872 году Альбертом де Муном.
- ↑ Министр народного просвещения с 14 ноября 1881 г. по 22 января 1882 г. и известный вольнодумец.
- ^ этот показатель равен 9% для «Курса морали» Л. Мабийо и 13% для «Морали для всех» А. Франка. Для сравнения, например,
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Делойе 1994, § 6.
- ^ Déloye 1994, примечание 63 (на Cairn.info).
- ^ Муньотт 1991, § 28.
- ^ Jump up to: а б Кондетт 2010, § 3.
- ^ Jump up to: а б (фр) Бернар Менагер, «Напряженность и конфликты между государством и муниципалитетами департамента Норд во время секуляризации государственных начальных школ (1886–1900)», в книге « Образование, религия, секуляризм (16–20 века). Преемственность, напряженность и разрывы в обучении студентов и преподавателей , Издания Института исторических исследований Септентриона, сб. «История и литература Севера (ИРХиС)», 2 мая 2018 г. ( ISBN 978-2-490296-17-0 , читать онлайн- архив ), с. 391–406.
- ^ Jump up to: а б с д Делойе 1994, § 4.
- ^ Jump up to: а б с Амальви 1979, с. 359
- ^ Амальви 1979, с. 360
- ^ Jump up to: а б Морис Гонтар, 1965, с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Муньотт 1991, § 26.
- ^ Делойе 1994, § 14.
- ^ Jump up to: а б с Делойе 1994, с. 203.
- ^ (фр) Андре Ланфри, Секуляризация, разделение и школьная война: французские католики и школа, 1901-1914 гг. , Éditions du CERF, 2003, 638 стр. ( ISBN 978-2-204-07196-3 , читать онлайн- архив ).
- ^ Делойе 1994, § 29.
- ^ Делойе 1994, § 10.
- ^ Делуа 1994, с. 211.
- ^ Делойе 1994, § 27.
- ^ Jump up to: а б с д Муньотт 1991, § 31.
- ^ Jump up to: а б Муньотт 1991, § 32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н (фр) Лоуренс Юнг, Первая война по учебникам , 11 мая 2022 г. Блог Gallica archive
- ^ Jump up to: а б с д и Кондетт 2010, § 7.
- ^ Делуа 1994, с. 214.
- ^ Jump up to: а б (фр) « Республиканские учебники и две школьные войны в конце 19-го века и начале 20-го » архив , в «Интерфейсах » . Старые книги из Лионского университета, 24 октября 2017 г. (по состоянию на 21 апреля 2020 г.).
- ^ Кондетт 2010, § 4.
- ^ (фр) Жан-Мишель Ленио, Управление религией в период Конкордата , Nouvelles Éditions Latines, 1988, 428 стр. ( ISBN 978-2-7233-0379-8 , читать онлайн- архив ).
- ^ Jump up to: а б Делойе 1994, § 32.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кондетта 2010, 8.
- ^ Jump up to: а б (фр) Аббат Бузу, монсеньер Изоар, епископ Анси: его жизнь, его сочинения, его действия , П. Летьеле (книготорговец и издатель), май 1914 года.
- ^ Уолтер и Лельевр 1983, с. 93-95.
- ^ Jump up to: а б с Делойе 1994, § 63.
- ^ Делуа 1994, с. 215.
- ^ Делойе 1994, § 51.
- ^ Делойе 1994, § 38 и § 102.
- ^ Делойе 1994, § 38.
- ^ Делуа 1994, с. 227.
- ^ Делуа 1994, с. 229.
- ^ Делуа 1994, с. 218.
- ^ Муньотт 1991.
- ^ Муньотт 1991, § 29.
- ^ (фр) Le Mond e, 3-4 октября 1976 г., с. 2, цитируемая в статье Кристиана Амальви, ст. цит., с. 360.
- ^ (фр) Рене Ремон, «Антиклерикализм», Энциклопедии Universalis онлайн- архив .
- ^ (фр) Биографический лист политических обязательств из архива Пола Берта на сайте www.assemblee-nationale.fr .
- ^ (фр) Выступление Поля Берта в Палате депутатов в качестве докладчика по законопроекту: архив от 4 декабря 1880 г. , в котором развивается принцип секуляризма применительно к обязательному начальному образованию, на сайте www.assemblee-nationale.fr.
- ^ (фр) Клод Делассель, « Поль Берт, один из основателей государственной школы », архив на сайте Société Paul Bert.
- ^ (фр) Роже Обер, «Феликс Дюпанлуп», Энциклопедии Universalis онлайн- архив .
- ^ Déloye 1994, примечание 16 (на Cairn.info).
- ^ Déloye 1994, приложение № 2, с. 389-390.
- ^ (фр) Лоуренс Леффель, Вопрос об основах светской морали в условиях Третьей республики (1870-1914) , Presses Universitaires de France, 2000 ( ISBN 978-2-13-050889-2 , читать онлайн- архив ), гл. 2 («Светская мораль против позитивизма»).
- ^ (фр) Ив Делуа, «Глава 4: Различные лица гражданской морали», в книге «Школа и гражданство». Республиканский индивидуализм от Жюля Ферри до Виши: противоречия , Presses de Sciences Po, 1994 ( читать онлайн- архив ), с. 141-197.
- ^ Делойе 1994, § 9.
- ^ Официальный журнал Французской Республики. «Парламентские дебаты. Сенат: стенограмма заседания четверга, 23 марта 1882 года» . Галлика (на французском языке).
- ^ (фр) Циркулярное письмо... относительно руководств по гражданской морали, недавно осужденных Конгрегацией Индекса , 1883 г., 7 стр.
- ^ (фр) Ребериу, Мадлен, Радикальная республика?: 1898-1914 , Париж, Points, 2018, 258 стр. ( ISBN 978-2-7578-7204-8 , OCLC 1041428292 , читать онлайн- архив ).
См. также
[ редактировать ]Исторические документы
[ редактировать ]- (фр) Аноним, Критический анализ книги г-на Габриэля Компайре «Элементы гражданского и морального воспитания», католика из Тарна , Париж, Библиотека Виктора Пальме, 1883, 62 стр. ( читать онлайн- архив ).
- (фр) Жозеф Бурнишон, «Руководства по гражданскому и моральному воспитанию и осуждение индекса» , Марсель, Société Anonyme de l'Imprimerie Marseille, 1883, 163 стр. ( читать онлайн- архив ).
- (фр) Эмиль Бутру, «Новейшие учебники по морали и гражданскому воспитанию», Revue Pédagogique , 15 апреля 1883 г., стр. 289-342.
- (фр) Эли де Сион, «Война против Бога и светская мораль, ответ г-ну Полю Берту», Ле Голуа , Париж, 1881 г. ( читать онлайн- архив ).
- (фр) Доминге (отец), Хороший учитель или истинное гражданское наставление в отличие от гражданского наставления г-на Поля Берта , Париж, Hachette Livre BNF, колл. «Общественные науки», 1 февраля 2016 г. (1-е изд. 1885 г.), 434 стр. ( ISBN 978-2-01-195388-9 , читать онлайн- архив в Галлике ).
- (фр) Жюль Ферри, Речь, произнесенная в Сенате на заседании 31 мая 1883 года, ответ на запрос герцога де Бройля относительно книг, предназначенных для государственных начальных школ , Париж, Imprimerie du Journal Officiel, 1883, 52 стр.
- (фр) Эрнест Лавис, О наших школах , Париж, Арман Колен, 1885, 250 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жереми Дель Бель, « Республиканские учебники и две школьные войны в конце 19-го и начале 20-го » архив , в «Интерфейсах » . Старые книги Лионского университета (по состоянию на 21 апреля 2020 г.).
- выставки «Учимся верить» [PDF] Архив Архивировано 3 января 2022 г. в Wayback Machine , 2016 г., Библиотека Дидро де Лион.