Jump to content

Французские школьные войны

Кардинал Мерри дель Валь , государственный секретарь Папы Пия X и главный игрок в школьной войне на стороне католической иерархии.

Французские школьные войны между 1900 и 1910 годами включали политические дискуссии и социальные разногласия по поводу роли религии во французском образовании . Они возникли в результате преобладающих политических условий в соответствии с законом, разделяющим церковь и государство . Дело Моризо всплыло на поверхность в 1907 году после того, как учителю было предъявлено обвинение в антирелигиозных комментариях.

Правительство, чувствуя давление со стороны Ligue de l'enseignement , внесло законопроект, освобождающий школьных учителей от гражданских судов и штрафующих семьи, которые отказываются обучать своих детей светской этике. Католическая церковь быстро отреагировала; в своей декларации от сентября 1908 года французский епископат оспорил новое законодательство и подтвердил право семей регулировать образование, предоставляемое в государственных школах. В последующие месяцы французские кардиналы во главе с непримиримым Рафаэлем Мерри дель Валь работали над переопределением образовательной доктрины Церкви во Франции . В сентябре 1909 года их усилия завершились отказом от школьного нейтралитета, предпочтением бесплатных школ и осуждением примерно пятнадцати школьных учебников.

Это ознаменовало начало «учебной войны», подобной той, которая волновала Францию ​​между 1882 и 1883 годами . Но что было новым, так это значительная роль, приписываемая католическим организациям - таким как Общее общество образования и развития [ fr ] , Патриотическая лига французов [ fr ] и Ассоциации родителей детей семей - и их мобилизация, которая была неотъемлемой частью кампании и имела долгосрочный характер.

Кризис сохранялся в течение многих лет, и до 1914 года радикалы боролись за реализацию своих инициатив «светской обороны». Священный Союз , правивший в начале Первой мировой войны , положил конец конфликтам в школах. После войны, хотя светское образование сохранялось, в христианских школах увеличился набор учащихся, и они получили полное внимание со стороны французской католической иерархии. Кроме того, школьная война дала Пию X возможность установить свое превосходство над французским епископатом, временно подчинив себе галликанство .

Контекст

[ редактировать ]

Первая школьная война 20-го века началась как раз в тот момент, когда страсти, поднятые дебатами по поводу секуляризации французского общества, начали утихать. Это затишье было недолгим: школьный вопрос, который не был в центре волнений, потрясших Францию, нашел благодатную почву в ситуации после отделения Франции, чтобы дать волю французским страстям. [ 1 ]

Секуляризация радикальной республики

[ редактировать ]

После дела Дрейфуса и выборов в законодательные органы 1902 года французское правительство в основном контролировалось радикалами. Радикалы отдавали приоритет антиклерикализму и приняли многочисленные законы, способствующие секуляризации французского общества, включая, помимо прочего, закон о конгрегациях 1904 года и закон об отделении церкви от государства, принятый 9 декабря 1905 года. [ 2 ]

Папа и его советник монсеньор Рафаэль Мерри дель Валь решительно осудили одностороннее прекращение режима Конкордата [ фр ] из-за прежней враждебности радикалов по отношению к папству. Эти радикалы разорвали дипломатические отношения между Францией и Святым Престолом в 1904 году. [ 2 ] 11 февраля 1906 года в своей энциклике Vehementer nos Папа выступил против разделения, сославшись на его потенциальную угрозу сверхъестественному порядку.

Отношения между Третьей Республикой и католиками ухудшились во время Querelle des Inventaires , что привело к падению правительства Рувье [ fr ] . В августе 1906 года Пий X выступил против религиозных объединений, управляющих церковной собственностью, а закон от 2 января 1907 года исключил епископов, приходских священников и семинаристов. [ 2 ] из епископских дворцов, пресвитерий и семинарий. Школьная война началась в этом сложном религиозном контексте.

Школьный вопрос

[ редактировать ]

До разделения католическое образование в основном было делегировано религиозным орденам с ограниченным участием мирян или рукоположенного духовенства. Однако реализация Закона об образовании 1901 года, а также запрета на преподавание религиозными орденами согласно Закону Антанты 1904 года радикально изменили ландшафт государственного образования . Рассредоточение религиозных орденов привело к закрытию многочисленных бесплатных школ. Французское епископство одновременно вело две кампании: во-первых, реструктуризацию католических школ с привлечением персонала как из мирян, так и из секуляризованных религиозных групп; [ 3 ] во-вторых, усиленный контроль за государственными школами, которые воспользовались упадком религиозных орденов, чтобы набрать больше учеников. [ 3 ]

Светские школьные учителя часто проявляли меньшую сдержанность из-за их сильного секуляризма, часто сочетавшегося с социализмом или антимилитаризмом . [ 4 ] В результате они часто нарушали правила схоластического нейтралитета, установленные Жюлем Ферри . [ 3 ] Эта тенденция усугублялась тем фактом, что такой практике способствовали педагогические колледжи, известные своим антиклерикализмом. [ 5 ] После разделения французские епископы вновь обрели свободу и больше не стремятся ограничивать себя ради примирения с правительством, как они это делали в период, предшествовавший этому событию. [ 6 ] Некоторые епископы организуют ассоциации родителей для наблюдения за государственными школами, в то время как все призывают свою паству быть осторожными. [ 4 ] Они больше не намерены закрывать глаза на ситуацию, которую считают невыносимой. Дело Моризо и последовавшая за ним школьная война нашли зрелую питательную почву на стыке непокорных учителей и католической тревоги.

Разработка

[ редактировать ]

Дело Моризо (1907-1908)

[ редактировать ]

В начале 1907 года Жироде, [ 7 ] отец подал жалобу на Моризо, светского школьного учителя из Вьевинь , Кот-д'Ор . [ 8 ] Сообщается, что Моризо делал непатриотические и антирелигиозные комментарии перед смешанным классом, которым он руководил, в частности, называя французских солдат «головорезами и трусами». Данный текст не может быть пересмотрен, так как состоит из неуместных и оскорбительных высказываний. [ 9 ]

Эта жалоба была подана в гражданский суд, но суд первой инстанции признал себя некомпетентным. Отец подал апелляцию в Апелляционный суд Дижона [ fr ] , который признал себя компетентным. [ 8 ] Это решение вызвало реакцию Артура Дессуа , депутата от Верхней Марны и генерального секретаря Ligue de l'enseignement , который поставил под сомнение эту процедуру и возразил против того, чтобы ее воспринимали как нападение на нерелигиозные школы. [ 10 ]

В ответ на его просьбы правительство передало дело в Трибунал по конфликтам , требуя, чтобы суд Дижона уступил свою юрисдикцию. Было сочтено целесообразным, чтобы учитель, будучи государственным служащим, предстал перед уголовным преследованием в административном суде, а не в традиционном гражданском суде. Это позволит правительству оказать влияние на решение суда. 2 июня 1908 года Трибунал по конфликтам признал юрисдикцию Дижонского суда. [ 11 ] Суд признал, что учитель государственной школы, который делает в классе комментарии, серьезно нарушающие религиозный нейтралитет школы, виновен в личной вине и несет финансовую ответственность перед семьями пострадавших учеников. Однако в некоторых случаях нарушения религиозного нейтралитета могут быть административной ошибкой и подпадать под юрисдикцию государства, а не личную ответственность учителя. совет Этими делами будет заниматься Государственный . [ 12 ] Дело остается в гражданской сфере, что вызывает разочарование у Ligue de l'enseignement, которая добивалась освобождения от ответственности чиновников светского образования. [ 10 ]

Законопроекты Думерга (июнь 1908 г.)

[ редактировать ]
Черно-белая фотография, изображающая Гастона Думерга в костюме.
Гастон Думерг , министр образования во время дела Моризо.

В ответ на давление светского образования и радикальных влияний Гастон Думерг , министр народного просвещения и масон , вновь ввел антирелигиозную политику правительства, внося на рассмотрение три отдельных законопроекта 23 и 30 июня 1908 года. Эти законопроекты назывались « светская оборона». [ 11 ]

Первая цель состоит в том, чтобы наложить штрафы, как это предусмотрено законом, на отцов, которые мешают своим детям получить частично или полностью необходимое школьное образование, даже если его преподают учителя с антирелигиозными взглядами. Эти денежные штрафы также применяются к тем, кто поощряет родителей применять такую ​​практику, причем особое внимание уделяется католическим организациям. Второй проект направлен на освобождение школьных учителей от личных судебных исков, но перекладывает с них ответственность на государство за любые ошибки, допущенные при исполнении ими своих обязанностей. Это фактически лишает школьных учителей ответственности перед родителями и передает все случаи антирелигиозного обучения в административные суды Франции [ fr ] . Третий проект направлен на расширение требования к учителям частных школ иметь сертификат педагогической квалификации [ фр ] . [ 11 ]

Докладчиком по этим законопроектам является Артюр Дессуа, представляющий Ligue de l'enseignement. [ 13 ] Законопроекты были хорошо приняты защитниками светской школьной системы, но католики сочли их крайне провокационными, что привело к серьезным потрясениям во французском обществе. [ 11 ] В палате против них яростно протестовали несколько депутатов-католиков, в том числе Анри-Констан Груссо из региона Норд. [ 14 ] Что касается известного полемиста Эдуарда Дрюмона , то он безоговорочно назвал Думерга «сбежавшим от Варфоломеевской ночи». [ номер 1 ] в «Свободе слова» 26 июня, [ 15 ]

Декларация отцам семейств (сентябрь 1908 г.)

[ редактировать ]

Спешное развитие

[ редактировать ]

В период с июля по август 1908 года кардинал Мерри дель Валь, государственный секретарь Пия X, консультировался с несколькими французскими прелатами , чтобы скоординировать ответные действия. Документ был составлен четырьмя поддержанными Римом священнослужителями, чтобы определить «подход, который следует принять при столкновении с двойным предложением, направленным на противодействие действиям отцов в случае нарушения академического нейтралитета»: кардинал Леко , архиепископ Бордо ; кардинал Кулье , архиепископ Лиона ; кардинал Люсон , архиепископ Реймса ; и кардинал Андрие , епископ Марселя . [ 16 ] В августе 1908 года Декларация кардиналов , архиепископов и епископов Франции отцам своей страны была разослана на митрополитам-епископам подпись и архиепископам Франции. их суфражистские епископы. Это ознаменовало отход от автономии французского епископата во время дебатов о разделении, утверждая превосходство Ватикана. [ 6 ]

Содержание и публикация

[ редактировать ]

В Декларации французская католическая иерархия прямо ссылается на законопроект, предложенный Гастоном Думергом, и подробно описывает свой подход в отношении полномочий семьи в отношении образования своих детей. Эта декларация является результатом заявления правительства о том, что оно больше не признает епископов. [ 17 ] ссылаясь на закон 1905 года, в котором указано, что Республика не признает никакой религии. Следовательно, католические священнослужители должны выражать свой голос через другую среду. [ 6 ] Подписавшиеся стороны суровым тоном выражают разочарование в неспособности государства выполнить свои обещания и цель устранить семейный контроль над школьным нейтралитетомː [ 17 ]

«То, что в последние годы были созданы многочисленные препятствия осуществлению ваших прав в вопросах преподавания и образования, вы слишком хорошо знаете, и мы не думаем в этот час снова поднимать эту болезненную тему. по крайней мере, закон содержал обещание, которое, если его добросовестно выполнять, давало вам относительную безопасностьː он провозглашал строгий нейтралитет школы [...] «Родители, которые доверяют своих детей государству, имеют право требовать, чтобы их убеждения и личные чувства не должны быть противоположными и, с другой стороны, государство слишком часто и слишком искренне требовало сотрудничества семьи в школьной работе, чтобы отказаться от ее заботы и даже ее контроля». без каких-либо колебаний заявил, что «отцам должны быть предоставлены гарантии, позволяющие им получить возмещение за ошибки, совершенные членами системы государственного образования при выполнении своих обязанностей [...] Всегда ли выполнялись эти обязательства». в прошлом? Нет. Помогут ли новые законопроекты, если они будут приняты, лучше соблюдать их в будущем? Тем более. [...] Отцы семейств, прочтите положения этих мер предосторожности [...], и вы увидите, что любой из вас, чья совесть была уязвлена ​​текстом учебника, навязанного вашему ребенку, может подать жалобу в «компетентные органы» и даже передать дело министру народного просвещения. [...] Какова вероятность того, что эти «власти» сами отвергнут ваше решение, признав существо вашей жалобы? И когда дело будет доведено до его сведения, займётся ли министр образования делом отца? Как мы можем на это надеяться? Нам не нужно далеко ходить, чтобы оправдать наши сомнения и опасения».

Рассмотрев содержание предлагаемых законов Думерга и приняв во внимание влияние, которое они окажут на католиков, имеющих дело с нерелигиозными учениями, французский епископат представляет рекомендации для семей, особенно для отцовː [ 17 ]

«Такое законодательство равносильно экспроприации семьи и конфискации детей из всех тираний, оно является наиболее одиозным. Отцы семейств, мы были вынуждены довести до вашего сведения это болезненное положение дел. [...]

Пусть государство предложит вам помощь в вашей задаче как естественных педагогов, пусть оно дополняет вас, если необходимо, но пусть оно никогда не думает о том, чтобы заменить вас. Если он открывает школы, если он разрабатывает учебные программы, если он указывает, какие знания, по мнению компетентных людей, должны быть, как он говорит, «интеллектуальным путешествием, необходимым для развития человеческой личности», мы принимаем его. [...] Мы просим, ​​чтобы во всех формах своих инициатив и помощи он никогда не упускал из виду первостепенное право семьи. [...]

[Пока] работа школы осуществляется преимущественно от вашего имени делегацией, в составе которой вы никогда не отсутствуете, ваше право контролировать ее является абсолютным. Добавим, что, учитывая обстоятельства, в которых мы находимся, если у вас есть возможность выбора между несколькими школами для обучения ваших детей, ваш долг отдать предпочтение той, которая даст наилучшие гарантии уважения всех ваших права. В любом случае вы будете контролировать государственную школу, используя все законные средства, чтобы поддерживать ее в соответствии с тем, что, за неимением лучшего выражения, мы будем называть честным нейтралитетом. Что если, не дай Бог, это будет продолжать представлять опасность для веры ваших детей, вы должны - и мы никогда не перестанем напоминать вам об этом и поддерживать вас в защите ваших прав - вы должны запретить им доступ к нему, ценой любых последствий, которые могут возникнуть в результате поступка совести, который вы совершили бы таким образом, как добрые французы и добрые христиане».

Декларация . была опубликована в католической прессе 12 сентября [ 18 ] и прочитано во всех французских церквях в воскресенье, 20 сентября 1908 года. [ 17 ] Несмотря на явное осуждение предложенного закона, оно продемонстрировало некоторую сдержанность, отдав предпочтение республиканским школам и подчеркнув их нейтралитет, который он намеревался поддерживать любой ценой, одновременно призывая семьи контролировать их. В заявлении не рассматриваются подробно бесплатные школы, и эта позиция может со временем измениться. [ 6 ]

Разработка новой доктрины (1908-1909 гг.)

[ редактировать ]

Решимость католиков и расходящиеся взгляды республиканского большинства быстро сорвали планы Думерга. После периода затишья 1908-1909 учебный год протекал относительно спокойно. Тем не менее ситуация оставалась нестабильной. [ 14 ]

Мерри дель Валь в своем кабинете в Ватикане, 1906 год.

Поскольку Декларация была составлена ​​в спешке в ответ на возросшую напряженность между правительством и французскими католиками, у нее не было возможности заняться детальным рассмотрением отношений между школами и церковью. Рим и французский епископат поняли важность определения позиции Церкви в отношении образования, и возникла новая доктрина. Возглавил дело Рафаэль Мерри дель Валь, самый доверенный советник Пия X. В период религиозных потрясений по всей Европе кардинал Мерри дель Валь оставался стойким в своем неприятии модернизма, который бросал вызов религиозным традициям и католической доктрине. Кардинал дель Валь был лидером оппозиции Закону о разделении Аристида Бриана , отказываясь идти на какие-либо компромиссы со стороны Святого Престола. В контексте борьбы за школы он еще раз продемонстрирует свою непоколебимую силу и твердо утвердит свою власть над французскими епископами, стремившимися утвердить нейтралитет, окрашенный враждебностью светских институтов. [ 19 ]

Консультация Мерри де Валя с французским епископатом

[ редактировать ]

14 октября 1908 года Мерри дель Валь написал авторам Декларации , заявив, что Папа будет рад, если они совещаются с тремя митрополитами Франции (Северным, Юго-Восточным и Юго-Западным) для изучения мер по быть приняты по школьному вопросу и передать их Святому Престолу. Эта переписка направлена ​​на установление четких линий связи между обеими сторонами. [ 20 ] Госсекретарь предлагает, чтобы региональные или провинциальные встречи способствовали обмену мнениями, но исключает возможность проведения генеральной ассамблеи, поскольку она будет неконтролируемой. Дополнительно он предлагает план действий: «Несомненно, епископат признает, что школьный нейтралитет вреден и обманчив, и поэтому против него необходимо вести энергичную борьбу». [ 21 ]

Консультации, проведенные кардиналом Люсоном, архиепископом Реймса, начались в ноябре 1908 года с целью предложить практическое решение проблем, с которыми столкнулись католики. Объединив ответы различных французских епископств, был сделан вывод, что они выступают за бесплатные школы. [ 21 ] заявив, что они внесли значительный вклад в увеличение количества христианских семей во Франции. Хотя содержание школ для мальчиков является более сложной задачей, и они не всегда могут принести желаемые результаты, их наличие крайне важно для формирования уверенных и смелых христиан. Поэтому необходимо пойти на все необходимые жертвы для поддержания этих двух типов школ. Что касается обязанностей приходского священника перед родителями-прихожанами, то они заключаются в следующем: [ 22 ] если нет доступной бесплатной школы, семьи необходимо убедить принять все необходимые меры для решения проблемы светских школ, демонстрирующих антикатолицизм. Если доступна бесплатная школа, у родителей есть три варианта записать своих детей в школу. Если светская школа нерелигиозна, родители должны записать своих детей в бесплатную школу, иначе они рискуют получить отказ в отпущении грехов, за исключением случаев, когда мать не может записаться в школу по желанию мужа. Если светская школа приемлема, но не является исключением, приходской священник предложит поступить в бесплатную школу, не делая ее обязательной. Если светская школа высокого качества, родители могут свободно выбирать между любой школой.

Первый вариант пастырского послания

[ редактировать ]

Несмотря на твердую позицию епископов, кардинал Мерри дель Валь остался недоволен результатами консультации, поскольку она не осуждала светское образование, а в некоторых случаях оно даже было признано «хорошим». Чтобы бороться с тем, что он считал слабостью, 2 декабря 1908 года он издал новые указания, чтобы вдохновить епископов на решительные действия. В частности, спикер призвал епископат тщательно изучить школьные учебники и опубликовать совместное письмо, осуждающее тех, кто бросает вызов католическим религиозным доктринам. Для повышения эффективности надзор за этим предприятием был поручен четырем французским кардиналам, составившим Декларацию . [ 23 ]

Похороны кардинала Виктора Леко.

Три кардинала продолжили свою работу, поскольку смерть кардинала Леко не оставила им другого выбора. [ 24 ] На похоронах покойного кардинала присутствовало несколько католиков, за которыми внимательно следила полиция, ожидавшая возможных волнений. Кардинал Кулье сообщил Мерри дель Валь 21 декабря 1908 года, что лучше всего получить полное согласие французских епископов, чтобы соответствующим образом подготовиться к нападению на светские школы, предостерегая от односторонней директивы Рима. С одобрения Мерри дель Валь кардинал Кулье проанализировал руководства каждым епископом и координировал их обсуждение на провинциальных ассамблеях. [ 25 ] Хотя парижское собрание было весьма умеренным и обнаружило, что лишь несколько предложений в руководствах прямо противоречат церковной доктрине, безансонское собрание выявило несколько опасных руководств, особенно тех, в которых преподавалась история. [ 26 ]

«Все эти исторические произведения, отмеченные как опасные или подлежащие абсолютному запрещению, вдохновлены протестантизмом или рационалистами. Если они не всегда нападают на Церковь открыто или напрямую, они никогда не упускают возможности дискредитировать ее или бросить на нее подозрение и презрение. , ее роль и ее действие. Они систематически скрывают материальные, моральные, интеллектуальные и социальные услуги, которые она оказала человечеству [Они превозносят Реформацию Лютера и Кальвина, [...] философов 18-го века [...] ]. История Монархия, как и церковь, гнусно замаскирована, преступления Революции осторожно замалчиваются. История, как ее преподают в этих учебниках, действительно является самым гнусным заговором против истины и самым адским предприятием по дехристианизации детства. ."

Напротив, все собрания рекомендовали не отказывать в Первом Причастии детям, посещающим некачественные школы. Они выразили сомнения по поводу составления совместного письма, опасаясь, что люди могут неправильно истолковать намерения епископата. Они предпочитали решать каждый конфликт индивидуально и были обеспокоены тем, что Рим [ 27 ] будет навязывать решение, не посоветовавшись с ними предварительно. Перед монсеньором Кулье стояла трудная задача — примирить предрассудки французского епископата с предписаниями Мерри дель Валь. В результате его проект письма не был завершен до марта 1909 года. [ 28 ]

епископов Пастырское послание (сентябрь 1909 г.)

[ редактировать ]

В апреле 1909 года французские кардиналы собрались вместе с Мерри дель Валь в Риме, чтобы отметить беатификацию Жанны д'Арк . Инициатива подверглась резкой критике со стороны государственного секретаря Святого Престола и в конечном итоге была отклонена и подавлена, оставив после себя только каталог произведений, подлежащих запрещению. Следуя указаниям Мерри дель Валя, кардиналы остались в Риме, чтобы доработать совместное письмо, в конечном итоге проигнорировав мнение французского епископата. [ 28 ] Согласно Андре Ланфре, « Пастырскому посланию кардиналов, архиепископов и епископов Франции о правах и обязанностях родителей в отношении школы» , окончательная версия по существу отражает взгляды кардинала Андрие. [ 29 ] Затем его подписали все епископы, архиепископы и кардиналы Франции. [ 18 ]

Это заявление, датированное 14 сентября 1909 года и опубликованное в «Ла Круа» 28 сентября, было зачитано с кафедры в воскресенье, 3 октября. [ 18 ] Он подтвердил право семей руководить образованием своих детей , отвергая при этом идею как прав ребенка, так и монополии государства на обучениеː

"Семья - это общество, которое создал Бог и которое человек не может разрушить. Что бы ни говорили некоторые философы, проникнутые грубыми заблуждениями язычества, она должна жить внутри Государства, не сливаясь с ним. Это к вам, отцы и матери. , что дети принадлежат, так как они — кость от ваших костей и плоть от вашей плоти, и именно вы, дав им жизнь тела, имеете неотъемлемое право приобщить их к жизни души в работе. образования, государство может помочь и дополнить вас, но не вытеснить вас. Неправильно ссылаться на так называемое право ребенка на обоснование своих требований. У ребенка нет права, которое могло бы преобладать над правами Бога, которым мы обязаны. пробуждение нашего разума, признание нашего принципа и нашей цели он не имеет, в частности, права отказываться до восемнадцатилетнего возраста, по теории софиста, который был плохим отцом, от религиозного наставления, которым являются родители; обязан дать ему или дать ему».

Она резко критикует принцип нейтралитета в государственных школах, называя его «прискорбной ошибкой», «вероломным замыслом» и «принципом, который ложен сам по себе и катастрофичен по своим последствиям». [ 19 ]

«Разве не допустимо видеть в подавлении всякого религиозного преподавания в школах одну из главных причин глубоко укоренившегося зла, от которого страдает Франция и которое затрагивает одновременно семью, нравственность и патриотизм?»

Школьные учителя, хотя и восприимчивы к социализму [ 5 ] и секуляризма, обвиняются в том, что они злоупотребляют доверием своих учеников и оскорбляют их веру с помощью опасных учебников и учений. Французский епископат рекомендует семьям проявлять бдительность в отношении государственной школы. Крайне важно познакомиться с учителями, которые курируют данное учреждение, и с типом образования, которое они предоставляют. Ничто не должно ускользнуть от вашего внимания, когда речь идет о том, что находится в руках и под глазами ваших детей, включая книги, тетради и картинки. Важно осуществлять контроль над этими предметами, обеспечивая их постоянный надлежащий мониторинг.

Осуждение учебников

[ редактировать ]
Рисунок, изображающий на заднем плане солдат, преследующих протестантов; на переднем плане монах и дворянин наблюдают за сценой, не вмешиваясь.
Католическая церковь оказывает поддержку драконнадам . Иллюстрация из «Уроков морали» Альберта Байе.

Четырнадцать учебников были запрещены епископством в списке, приложенном к « Пасторальной литературе» : [ 30 ]

  • Мораль в школе Жюля Пайо ;
  • «Моральный курс» Жюля Пайо;
  • «Уроки морали» Альберта Байе ;
  • Руководство по гражданскому и социально-нравственному воспитанию Э. Примера;
  • Руководство по классическому чтению Э. Примера;
  • «Элементы гражданского образования » Альфонса Олара ;
  • «История Франции » Э. Девината;
  • История Франции Готье и Дешама;
  • История Франции Олара и Дебидура;
  • «История Франции » Леона Броссолета; [ номер 2 ]
  • История Франции Гио и Мане;
  • История Франции Кальве;
  • История Франции Рожи и Деспика;
  • Краткие чтения по истории французской цивилизации Рожи и Деспика.

Семьям было приказано забрать своих детей из школ, где использовались такие учебники, под страхом отказа в отпущении грехов. [ 29 ]

Поддержка бесплатного образования

[ редактировать ]

В письме беззастенчиво отдается предпочтение «свободной или католической школе». [ 31 ] о чем говорится следующееː

«Бесплатная школа — это школа, в которой учитель, наряду с необходимым педагогическим подходом, обладает счастьем веры и смелостью жить в соответствии со своими убеждениями [...]. Христианская школа — это школа, в которую учитель помещает религиоведение занимает первое место в его учебной программе, дает в руки своих учеников книги совершенной ортодоксальности и создает вокруг них атмосферу, способствующую расцвету их веры и добродетели. Ваши дети должны найти эту школу повсюду, и государство будет таким. обязан, по справедливости, сделать его доступным для семьи».

Она также благодарит мирян, участвующих в бесплатных школах, расточает похвалы конгрегационалистам «наших любимых учительских сообществ» и предлагает самым богатым финансировать основание христианских школː [ 31 ]

«Пусть те, кому повезло, приступают к работе, не возражая против нового бремени, которое наложил на них катастрофический закон, Закон о Разделении».

Наконец, епископы отдают борьбу с нейтралитетом в школах под покровительство блаженной Жанны д'Арк.

Вторая учебниковая война (1909-1911)

[ редактировать ]

Осуждение учебников в « Пасторальной литературе» в конечном итоге привело к периоду школьных волнений, известному как «вторая война за учебники», причем первый конфликт произошел после вступления в силу закона от 28 марта 1882 года. Школьные беспорядки достигли своего апогея зимой 1909–1910 годов, хотя по интенсивности они различались в зависимости от региона. В частности, сельские районы пострадали сильнее, чем городские. [ 13 ]

Помимо запрета учебников и школ, подозреваемых в неверии, приходские священники предприняли меры, поручив детям рвать или сжигать запрещенные материалы. [ 13 ] Еще в сентябре 1909 года епископы поощряли ежедневное публичное чтение следующего заявления: [ 32 ] «От школ без Бога и учителей без веры избави нас, Господи!» Это оказало значительное влияние во время Первой бельгийской школьной войны . [ 33 ] Наконец, они угрожали отказать в отпущении грехов или таинствах (таких как крещение и первое причастие ) семьям, которые упорно отправляли своих детей в «плохие школы». [ 34 ] Например, в Кот-д'Арморе префект пожаловался на монсеньора Жюля-Лорана-Бенжамена Мореля [ fr действия [ 35 ]

«Я должен особым образом обратить ваше внимание на горячую кампанию, которую ведут против светских школ в моем департаменте епископ Сен-Брие и его духовенство. наши противники, священники постоянно ходят по коммунам и по домам, заявляя в самой формальной форме родителям, что они откажутся позволить своим детям принять первое причастие, если они будут продолжать посещать светские заведения».

Роль организаций

[ редактировать ]
Открытка 1903 года с изображением баронессы Женевьевы Сульт де Далмати [ фр ] , будущего президента Патриотической лиги французов [ фр ] , наряду с другими католическими деятелями.

По сравнению с первой «войной по учебникам», в этом конфликте активизировалось участие ассоциаций наряду с духовенством. Примечательно, что Общее общество образования и развития [ фр ] (SGEE) заняло более агрессивную позицию, чем в 1882–1883 ​​годах, решительно выступая за права отцов. [ 36 ] Однако организация также столкнулась с конкуренцией со стороны других отцовских ассоциаций, которые быстро завоевали известность. С 1907 года последняя группа, возглавляемая на национальном уровне Дезире Гурно [ фр ] , выступала за «гражданское право школьного надзора», придерживалась школьного нейтралитета, приветствовала все религиозные взгляды и поддерживала тщательное отделение от католической иерархии. Они дали понять, что священнослужители не будут занимать руководящие должности. [ 37 ] Настроение Гюрно выражено в следующем заявлении: [ 38 ]

«Каждый гражданин имеет право контроля и надзора за общественными делами, от которого школа не может уйти. [...] Изолированный, робкий, смирившийся с тем, чтобы молча переносить оскорбление, которое он не осмелился высказать, или плохо информированный о уроков школы или заключенный в тюрьму своими обязанностями в государстве, которое слишком часто в обмен на хлеб, которое оно дает, требует дара совести, отец семейства не решается отстоять свое право».

С другой стороны, консервативные члены SGEE считали, что мобилизация должна контролироваться епископатом, единственным органом, которому поручена оценка соответствия обучения церковным доктринам. Вопреки власти Гурно, в начале 1911 года они основали конкурирующую группу - Всеобщий союз католических ассоциаций глав семей. Под эгидой этой организации они консолидировали все усилия конфессиональной мобилизации. Они также получили поддержку епископата, как и монсеньор Эмиль Шенелонг [ фр ] [ номер 3 ] отдавал предпочтение ассоциациям, которые были «католическими по своему членству и целям, особенно выступая за уважение нашей католической веры в государственном образовании». Вместе с «Народным либеральным действием », которое по наущению Жака Пиу изначально поддерживало Гюрно, они сохранили контроль над ассоциативной ареной. [ 36 ]

Среди других вовлеченных организаций, попавших в сферу их влияния, были Лига французских женщин [ fr ] (LFF), Патриотическая лига французов [ fr ] [ номер 4 ] (LPF) и Католическая ассоциация французской молодежи [ fr ] (ACJF). [ 39 ] Женщины сыграли ключевую роль в этой активности в школах. [ 40 ] Эффективность мобилизации мирян во многом объяснялась интеграцией этих организаций, которая способствовала координации таких мероприятий, как сбор средств, написание и распространение листовок, распространение газеты La Croix , а также проведение конференций и дискуссионных групп, чтобы повлиять на неопределившихся. [ 41 ] [ 42 ]

Региональные особенности

[ редактировать ]

В регионах, где католицизм имел наибольшее влияние, лидеры общин поддержали предложения приходских священников. Некоторые землевладельцы даже доходили до крайностей: шантажировали своих сотрудников, включая домашний персонал, рабочих и фермеров, чтобы убедить их не отправлять своих детей в нерелигиозные школы. Эта тактика перекликается с тактикой, использовавшейся во время первой «войны по учебникам». [ 43 ] Например, 31 декабря 1910 года инспектор Академии Ренна довел до сведения министра народного просвещения следующие факты: [ 44 ]

«Более того, на помощь приходят гоберо. Передо мной лежит письмо с автографом одного из них, маркиза де Менона, адресованное под датой 9 октября его фермерам в кантоне Сент-Обен-д'. Обинье (округ Ренн). Там написано: «Я хочу сообщить вам, что в настоящее время в Сен-Обене существует христианская школа для мальчиков. Я очень хочу, чтобы все дети моих фермеров присутствовали на мероприятии. Поэтому вы сделаете все возможное, чтобы выполнить мое желание и в течение недели отправить всех своих детей в христианскую школу. Я позабочусь о том, чтобы меня проинформировали». То есть у фермера, у сельскохозяйственного рабочего тоже есть только два выбора: потерять средства к существованию или записать своих детей в христианскую школу».

Некоторые регионы, затронутые конфликтом, связывают свою борьбу за католицизм с историческим сопротивлением централизации якобинства . Эти регионы включают Французскую Фландрию , Савойю и Бретань . [ 45 ] В последнем приходские священники из Финистера решили прочитать бретонский епископской перевод « Коллектива литературы» , что значительно расширило его аудиторию. [ 46 ]

Отношение госслужбы

[ редактировать ]
Фотография второго правительства Бриана . Во время двух последовательных кабинетов, которые он сформировал, Бриан руководил министерствами внутренних дел и культов с 24 июля 1909 года по 27 февраля 1911 года.

19 октября 1909 года премьер-министр Франции Аристид Бриан, занимавший пост министра внутренних дел , запросил отчеты о ситуации у всех префектов в ответ на широкомасштабные волнения. [ 47 ] Эти отчеты содержат подробное описание событий в каждом регионе, сообщают факты и анализируют местную ситуацию с точки зрения, обычно враждебной по отношению к Церкви. Например, в докладе, опубликованном 28 октября префектом региона Манш , религиозные верования населения Нормандии развиваются следующим образом: [ 48 ]

«Норманд традиционно католик, не клерикал, не убежден, но тем не менее привязан к светским формам религии, без жестов и обрядов, жизнь которых он считает неполной. Он посылает на церковные службы жену, детей и домашних слуг, иногда за рулем их там и вообще ждет их в кабаре; но если его не уговорят, он все равно хочет крещения, первого причастия, похорон. Это все предлоги для встреч, пьянок и вечеринок, где. телесные удовольствия намного перевешивают духовные. Именно во время этих различных действий, и особенно на Пасху, во время исповеди, а у детей, во время первого причастия, может возникнуть борьба епископов и ярая пропаганда. последующие произведут свой полный и окончательный эффект».

Учителя были полны решимости продолжать свои действия. Amicales d'instituteurs обязались хранить учебники, осужденные епископатом. [ 14 ] и даже предложил использовать только эти учебники. Они также решили исключить отказывающихся от сотрудничества учеников, в результате чего к февралю 1910 года 3000 учеников были исключены из светских школ. В ответ приходские священники поспешно вручили этим исключенным детям «почетную медаль для исключенных детей». [ 13 ]

Немедленный эффект

[ редактировать ]

Хотя кампания приходских священников и ассоциаций отцов привела к изъятию оскорбительных книг примерно из 50 школ, она также оказала беспрецедентное положительное влияние на бесплатное образование. [ 49 ] В Вандее , например, набор в светские учебные заведения снизился на 13,5% в период с 31 июля 1908 года по 31 июля 1911 года, в то время как в католических школах наблюдался рост на 23%. [ 50 ]

Однако эта просветительская кампания также вызвала враждебность со стороны французских епископов по отношению к Демократическому республиканскому альянсу . Лидеры партии Раймон Пуанкаре и Луи Барту осудили непримиримость католической иерархии. [ 49 ]

Возобновление «светской обороны» (1910-1914 гг.)

[ редактировать ]

Очередной провал законопроекта в Палате депутатов

[ редактировать ]

В 1910 году радикалы и крайне левые начали новое наступление на светское законодательство после осуждения католической иерархией светских школ и поощрения бесплатных школ. Для этого они возобновили предложения Гастона Думерга и попытались провести их еще раз. [ 14 ] Парламентские дебаты были жаркими, что привело к настоящим ораторским дуэлям между депутатами-католиками и большинством правительства.

18 января 1910 года политик-националист Морис Баррес выступал в Палате депутатов с оспариваемыми учебниками, находившимися в его распоряжении. [ 51 ] Он выразил мнение, что школьные учителя критикуют католическую мораль, не предлагая никакой альтернативы, кроме несовместимых светских доктрин, таких как спиритуализм , материализм и утилитаризм . [ 52 ] Он обвинил тех, кто выступает за нейтралитет в образовании, в унижении вековых моральных деликатностей, которые были установлены, и предложил конкордат семей, чтобы защитить государственные школы от фанатизма чиновников образования. [ 53 ] Три дня спустя социалист Жан Жорес произнес свою знаменитую « Pour la laïque » (За секуляризм). [ 13 ] Ответное выступление перед депутатами. Он рассматривает оппозицию Церкви образованию как регрессивную позицию, которая будет устранена в ходе современности. Этим прогнозом он делится с католикамиː [ 54 ]

«Католическая церковь больше не может двигаться, не двигаясь в направлении века: либо она вынуждена остановиться, стоять на месте, становясь тем самым ретроградной силой; либо, как только она попытается сделать шаг, жест, жест, движение, как только оно попытается расшатать оцепенение, рутину светской и спящей власти, так оно и обязано двигаться в направлении духа века. И я говорю вам: что бы вы ни делали, либо вы это сделаете. погибнешь, или создашь новый уступки науке, демократии, свободе, настолько сильные, что все дети отечества смогут объединиться в общем понимании (Громкие аплодисменты левых и крайне левых.)»

10 марта 1910 г. Анри-Констан Груссо в своей речи в палате раскритиковал закон от 28 марта 1882 г. Он выступал за «права индивидуальной совести, которые не могут быть нарушены законом». По его словам, акт неповиновения одного человека считается преступлением, но когда в неповиновении участвуют тысячи и сотни тысяч, это становится движением мнений, способным навязать свою волю парламенту. Он также грозит предать огласке все иски против родителей, забирающих своих детей из школы: "Католиков можно притеснять, но никогда не поработишь их. Католики готовы на все и ничего не боятся!" [ 15 ]

В конце концов, законы Думерга не были приняты Палатой представителей. Республиканцы, несмотря на большинство, не смогли прийти к единой позиции. Некоторые депутаты, следуя примеру Думерга, выступали за чисто репрессивную политику и государственную монополию на образование. С другой стороны, некоторые люди взглянули на проблему шире, предложив социальные меры, направленные на повышение посещаемости школы. [ кол. 5 ] В качестве альтернативы они поддерживали подход «светской защиты», уважающий семьи. [ номер 6 ] и разрешен определенный уровень родительского самовыражения через школьные советы. [ 13 ]

Различия между правительством и учителями

[ редактировать ]

Не все учителя согласились с предложениями правительства. Хотя большинство членов Ligue de l'enseignement поддержали инициативы Думерга, как они и выступали, Amicales d'instituteurs выступили против законодательного давления правительства. Эмиль Глей [ фр ] заявил: «Учителя не заинтересованы в косвенных законах, которые могут привести к ограничению способности светской школы критиковать». Жорес согласился с их точкой зрения, что государственная защита школьных учителей может привести к тому, что им придется защищаться от государства. [ 55 ]

Чтобы продемонстрировать автономию школьных учителей и отсутствие необходимости в защите государства, Амикалес прибегли к «прямым действиям» и обратились за помощью к экспертам по правовым вопросам из Лиги прав человека . Они демонстративно игнорировали юридическую помощь, предложенную Ligue de l'enseignement . Семья Амикалес подала иск против епископов на основании письма 1909 года. В феврале 1910 года кардинал Люсон был осужден судом Реймса за клевету на профессию учителя. [ номер 7 ] Приговор считался большим достижением, чем остановка планов Думерга. [ 55 ]

Радикальный захват

[ редактировать ]
Черно-белая фотография Рене Вивиани в костюме.
Рене Вивиани, министр образования и изящных искусств с 22 декабря 1913 г. по 2 июня 1914 г.

В 1911 году Теодор Стег , протестант и недавно назначенный министр народного просвещения, потребовал обязательного использования индексированных учебников, бросив вызов власти епископата. [ 56 ] Эта мера была воспринята как акт мести, поскольку «Инструкция морального духа и гражданства l'homme et le citoyen» , написанная его отцом Жюлем Стигом, была одним из четырех учебников, запрещенных католической церковью во время первой войны за учебники 1882 года. [ 57 ]

В 1913 году Луи Барту , лидер Демократического альянса — самой правой части правительственного большинства, использовал свое положение президента Совета, чтобы попытаться умиротворить. Он разработал циркуляр, предоставляющий родителям возможность высказать свое мнение по поводу выбора школьных учебников. [ 58 ] Однако в конечном итоге он уступил протестам радикалов, и 2 декабря 1913 года его правительство рухнуло из-за их требований налоговой реформы.

В период с января по февраль 1914 года Гастон Думерг, сменивший Барту на посту президента совета, призывал вынести на голосование в палате пересмотр своего законопроекта о «светской обороне» 1908 года. Артур Дессой снова выступил в качестве докладчика. [ 58 ] Законопроект с поправками требовал от администрации обеспечить регулярное посещение школ и налагал штрафы и тюремное заключение для тех, кто поощрял школьные забастовки. [ 56 ] В ходе дебатов радикал Альфред Брард [ фр ] предложил поправку, которая давала бы государству монополию на преподавание, но Палата отклонила ее. В том же месяце Рене Вивиани , министру народного просвещения Думерга, удалось добиться от Палаты принятия его законопроекта о финансировании школ. К сожалению, законопроекты так и не были рассмотрены Сенатом из-за начала Первой мировой войны. [ 58 ]

Последствия

[ редактировать ]

Оценка учебникной войны

[ редактировать ]

Что касается защитников светской школы, результаты были разными: закон о «светской обороне» в конечном итоге не был принят, а самые решительные не добились монополии на преподавание, о которой они громко просили. Тем не менее, ассоциация учителей начальной школы, поддерживаемая правительством, упорствовала и отказывалась идти на уступки по вопросу учебников, даже в разгар войны за учебники. В результате сложившаяся ситуация сохранилась, и школьная беспристрастность (с оттенком нерелигиозности) сохранилась, несмотря на волнения. [ 56 ]

Святой Престол считает это достижение значительным. Французский епископат согласился поддержать теорию, выдвинутую монсеньором Мерри дель Валем при поддержке Пия X, о том, что школьный нейтралитет предосудителен. Это усилило позиции независимой школы, которая долгое время была приоритетной задачей католической иерархии. [ 59 ] Между 1908 и 1913 гг. [ 60 ] набор учеников в бесплатные школы в Морбиане увеличился на 15,3% . Кроме того, католическая община была воодушевлена ​​решительными действиями духовенства, что привело к мобилизации, которая превзошла боевой дух инвентарной ссоры 1906 года. [ 56 ]

Дальнейшее развитие школьного вопроса

[ редактировать ]

Первая мировая война и сопровождавший ее священный союз положили конец политическим и религиозным конфликтам. Однако школьный вопрос не был решен; оно только сместилось. Католическая иерархия возлагала свои надежды на бесплатные школы, а не на светские школы, разочаровавшиеся в своей религиозной нейтральности. [ 59 ]

Дебаты о религиозном образовании возобновились в 1924 году из-за воинствующего секуляризма Картеля голубых , что вызвало оппозицию со стороны французских католиков и демонстрации со стороны Национальной католической федерации [ fr ] . Это возрождение религиозного вопроса привело к громкому подтверждению осуждения французскими прелатами светских школ в Декларации о законах светской жизни в 1925 году . [ 61 ]

Позднее конфликты между частными и государственными школами возобновились, что стало известно как «школьная война». Первоначально были безуспешные протесты, возглавляемые защитниками государственных школ против Закона Дебре 1959 года [ fr ] , за которыми последовало движение за бесплатные школы 1984 года [ fr ] во главе со сторонниками частных школ, выступающими против реформ, предложенных министром-социалистом Аленом Савари. В конце концов он был вынужден отказаться от своих планов и уйти со своего поста. [ 62 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Дрюмон имеет в виду приверженность Думерга реформатской религии.
  2. ^ Отец Пьера Броссолета.
  3. ^ Сын Чарльза Чеснелонга, одного из основателей SGEE.
  4. ^ Ответвление Французской женской лиги.
  5. ^ Жан Жорес и его коллеги-социалисты входят в их число, как он вспоминает в заключении своей речи Pour laïque («За светское»).
  6. Такова позиция Демократического альянса, правоцентристской парламентской группы.
  7. Его приговорили к штрафу в 500 франков, но после Первой мировой войны его дело было окончательно прекращено.
  1. ^ Ормьер 2002 , с. 165.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Ребериу, Мадлен (1986), Радикальная республика?: 1898-1914 (на французском языке), ISBN  978-2-02-000671-2 , OCLC   476474795
  3. ^ Перейти обратно: а б с Кондетта 2018 , § 19.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 1991 , с. 375.
  5. ^ Перейти обратно: а б Верней, Ив (1 апреля 2012 г.), «Школа и секуляризм, от старого режима до наших дней: проблемы прошлого, проблемы устаревшие?» , Трема (на французском языке) (37): 130–143, doi : 10.4000/trema.2732
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Ланфри 1991 , с. 376.
  7. ^ «Красота «нейтрального» преподавания во Франции», Journal de Bruxelles (на французском языке), вып. 352, с. 1, 17 декабря 1908 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 2003 , с. 307.
  9. ^ Лоран, Дельпра (2006), Studyrama (редактор), Родительская власть и закон. Освещение (на французском языке), с. 47, ISBN  978-2-84472-769-5
  10. ^ Перейти обратно: а б Мартин 2016 , с. 148.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Ланфри 2003 , с. 308.
  12. ^ «Право граждан вмешиваться в контроль исполнения государственных услуг – Общий обзор закона» . revuegeneraledudroit.eu . Проверено 18 апреля 2020 г. .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мартин 2016 , с. 149.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Менажер, Бернар (3 мая 2018 г.), Presses universitaire du Septentrion (ред.), «Констант Груссо, академик и парламентарий (1851–1936)» , «Умеренные христиане» во Франции и Европе (1870–1960) (на французском языке) ) ), стр. 313–328, ISBN  978-2-7574-2285-4
  15. ^ Перейти обратно: а б Делуа, Ив (1994b), Presses de la Fondation nationale des Sciences politiques (ред.), «Глава 6: Католическая Франция против гражданства» , Школа и гражданство: республиканский индивидуализм от Жюля Ферри до Виши: противоречия (на французском языке), Париж, стр. 287–342, ISBN  978-2-7246-0655-3 , OCLC   32818865
  16. ^ Ланфри 2003 , с. 312.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «Декларация кардиналов, архиепископов и епископов Франции отцам семейств своей страны», Мандемент де Мгр Дюпарк (на французском языке), 1908–1911 гг.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Кондетта 2018 , § 24.
  19. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 1991 , с. 377.
  20. ^ Ланфри 2003 , с. 314.
  21. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 2003 , с. 315.
  22. ^ Ланфри 2003 , с. 316.
  23. ^ Ланфри 2003 , с. 317.
  24. ^ Ланфри 2003 , с. 318.
  25. ^ Ланфри 2003 , с. 319.
  26. ^ Ланфри 2003 , с. 320.
  27. ^ Ланфри 2003 , с. 322.
  28. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 2003 , с. 324.
  29. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 1991 , с. 378.
  30. ^ (фр) «Пастырское письмо кардиналов, архиепископов и епископов Франции о правах и обязанностях родителей по отношению к школе», в Lettres et Mandements de M. гр Дюпарк , Епархиальные архивы Кемпера и Леона, 1908–1911.
  31. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 2003 , с. 329.
  32. ^ Делойе 1994 , § 140.
  33. ^ Делойе 1994 , § 101.
  34. ^ Делойе 1994 , § 145.
  35. ^ Делойе 1994 , § 143.
  36. ^ Перейти обратно: а б Делойе 1994 , § 122.
  37. ^ Делойе 1994 , § 117.
  38. ^ Делойе 1994 , § 118.
  39. ^ Делойе 1994 , § 124.
  40. ^ Дюмонс, Брюно (январь 2002 г.), «Политическая мобилизация и женские лиги в католической Франции в начале века. Лига французских женщин и Патриотическая лига французских женщин (1901-1914)» , Vingtième Siècle. Revue d'histoire (на французском языке), 73 (73): 39–50, doi : 10.2307/3772119 , JSTOR   3772119.
  41. ^ Делойе 1994 , § 115.
  42. ^ Делойе 1994 , § 128.
  43. ^ Делуа 1994 , § 57.
  44. ^ Делойе 1994 , § 107.
  45. ^ Делойе 1994 , § 104.
  46. ^ Делуа 1994 , § 100.
  47. ^ Делойе 1994 , § 102.
  48. ^ Делойе 1994 , § 152.
  49. ^ Перейти обратно: а б Ормьер 2002 , с. 166.
  50. ^ Делойе 1994 , § 169.
  51. ^ Кондетта 2018 , § 1.
  52. ^ Зеев Стернхелл (1972). «7 Консервативный национализм». Морис Баррес и французский национализм . Париж: Presss de Sciences Po .
  53. ^ (фр) Официальный журнал Французской Республики , Парламентские дебаты в Палате депутатов, сессия 18 января 1910 года ( читать онлайн ).
  54. ^ (фр) Официальный журнал Французской Республики , Парламентские дебаты в Палате депутатов, сессия 21 января 1910 года ( читать онлайн ).
  55. ^ Перейти обратно: а б Мартин 2016 , с. 150.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д Ормьер 2002 , с. 167.
  57. ^ Кондетта 2018 , § 7.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Мартин 2016 , с. 151.
  59. ^ Перейти обратно: а б Ланфри 1991 , с. 383.
  60. ^ Делойе 1994 , § 171.
  61. ^ Портье, Филипп (январь – март 2005 г.), «Католическая церковь перед французской моделью секуляризма», Archives de Sciences Sociales des Religions (на французском языке), no. 129
  62. ^ Майер, Жан-Мари (1985), «Школьная война, старая или новая история?» , Двадцатый век. Revue d'histoire (на французском языке), 5 (1): 101–110, doi : 10.3406/xxs.1985.1118

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e8a7626e446416149159ced20791b46f__1715471400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/6f/e8a7626e446416149159ced20791b46f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French School Wars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)