Светская мораль
Светская мораль — это аспект философии, который занимается моралью вне религиозных традиций. Современные примеры включают гуманизм , свободомыслие и большинство версий консеквенциализма . Дополнительные философии с древними корнями включают такие, как скептицизм и этика добродетели . Грег М. Эпштейн также утверждает, что «большая часть древней дальневосточной мысли глубоко озабочена человеческой добротой, не придавая особого значения, если вообще придавая, важности богов или духов». [1] : 45 Примером может служить куральский текст Валлувара , древнеиндийского теистического поэта-философа, творчество которого остается светским и внеконфессиональным. [2] [3] [4] Другие философы предлагали различные идеи о том, как определить правильные и неправильные действия. Примером является Иммануила Канта категорический императив .
очевидны различные позиции В отношении взаимоотношений между религией и моралью . Некоторые считают, что религия необходима как руководство к нравственной жизни. По мнению некоторых, эта идея была с нами уже почти 2000 лет. [1] : 5 Другие предполагают, что эта идея возникла как минимум 2600 лет назад, что подтверждается 14-м псалмом еврейской Библии. [5] По мнению других, эта идея возникла еще 4000 лет назад, в соответствии с « 42 принципами Маат» древних египтян . [6]
Другие избегают идеи о том, что религия должна служить руководством к правильному и неправильному поведению. Однако Вестминстерский словарь христианской этики утверждает, что религия и мораль «должны определяться по-разному и не иметь никакой дефинициональной связи друг с другом». [7] : 401 Некоторые считают, что религия не дает хороших указаний по моральному поведению. Различные комментаторы, такие как Ричард Докинз ( «Бог как иллюзия »), Сэм Харрис ( «Конец веры» ) и Кристофер Хитченс ( «Бог не велик» ), входят в число тех, кто отстаивает эту точку зрения.
Светские моральные рамки
[ редактировать ]Консеквенциализм
[ редактировать ]«Консеквенциалисты», по описанию Питера Сингера , «начинают не с моральных правил, а с целей. Они оценивают действия по тому, насколько они способствуют достижению этих целей». [8] : 3 Сингер также отмечает, что утилитаризм — «самая известная, хотя и не единственная, консеквенциалистская теория». [8] : 3 Эпикурейство предлагает последовательную теорию этики, основанную на удовольствии, и ее основатель говорит, что «мы думаем эмпирически о действиях, основываясь на результатах, наблюдаемых в результате любого образа действий». [9] Консеквенциализм — это класс нормативных этических теорий, утверждающих, что последствия поведения являются окончательной основой для любого суждения о правильности этого поведения. Таким образом, с консеквенциалистской точки зрения морально правильным действием (или бездействием) является действие, которое приведет к хорошему результату или последствию. В своей книге 2010 года «Моральный ландшафт » Сэм Харрис описывает утилитарную науку о морали .
Свободомыслие
[ редактировать ]Свободомыслие – это философская точка зрения, которая утверждает, что мнения должны формироваться на основе науки , логики и разума и не должны подвергаться влиянию авторитетов , традиций или других догм . Свободомыслящие стремятся строить свои мнения на основе фактов , научных исследований и логических принципов, независимо от каких-либо логических ошибок или интеллектуально ограничивающих эффектов авторитета , предвзятости подтверждения , когнитивной предвзятости , общепринятой мудрости , популярной культуры , предрассудков , сектантства , традиций , городских условий. легенда и все остальные догмы .
Светский гуманизм
[ редактировать ]Светский гуманизм фокусируется на том, как люди могут вести счастливую и функциональную жизнь. Он утверждает, что люди способны быть этичными и моральными без религии или Бога , он не предполагает, что люди по своей сути злы или изначально добры , и не представляет людей «над природой» или превосходящими ее. Скорее, гуманистическая жизненная позиция подчеркивает уникальную ответственность, стоящую перед человечеством, и этические последствия человеческих решений. В основе концепции светского гуманизма лежит твердо распространенная точка зрения, согласно которой идеология — будь то религиозная или политическая — должна тщательно изучаться каждым человеком, а не просто приниматься или отвергаться на веру. Наряду с этим существенной частью светского гуманизма является постоянно адаптирующийся поиск истины, прежде всего посредством науки и философии .
Позиции по религии и морали
[ редактировать ]Тему светской морали обсуждали видные светские ученые, а также писатели- атеисты и антирелигиозные писатели, придерживающиеся популярной культуры. К ним относится Пола Чемберлена книга « Можем ли мы быть хорошими без Бога?» (1996), «Безбожная мораль» Ричарда Холлоуэя : исключить религию из этики (1999), Роберта Бакмана » «Можем ли мы быть хорошими без Бога? ? (2002), Майкла Шермера » «Наука добра и зла (2004), Ричарда Докинза » «Бог как иллюзия (2006), Кристофера Хитченса » «Бог не велик (2007), Грега Эпштейна «Добро без Бога: какой миллиард» Нерелигиозные люди верят Сэма (2010 г.) и Харриса «Моральный ландшафт: как наука может определять человеческие ценности» (2011 г.).
«Нравственность не требует религиозных принципов»
[ редактировать ]По словам Грега Эпштейна, «идея о том, что мы не можем быть «хорошими без Бога » » существует с нами уже почти 2000 лет. [1] : 5 Другие предполагают, что эта идея имеет более глубокое происхождение; например, в 14-м псалме еврейской Библии , который, по мнению Германа Гункеля, относится к периоду изгнания примерно 580 г. до н.э. [5] Там говорится: «Глупец говорит в сердце своем: «Бога нет». Они развратны, делают гнусные дела, нет делающего добро... ни одного». [10]
Фридрих Ницше , как известно, заявил, что Бог мертв , но также предупредил: «Когда человек отказывается от христианской веры, он вырывает из-под ног право на христианскую мораль. Эта мораль ни в коем случае не является самоочевидной... Христианство — это система, целостный взгляд на вещи, продуманный вместе. Вырывая из него одно главное понятие — веру в Бога, — разрушаешь целое». [11]
Эта идея актуальна и сегодня. «Многие сегодня... утверждают, что религиозные убеждения необходимы для обеспечения морального руководства и стандартов добродетельного поведения в коррумпированном, материалистическом и выродившемся мире». [12] : 115 Например, христианский писатель и медиевист К. С. Льюис привел аргумент в своей популярной книге «Просто христианство» , что если сверхъестественный, объективный стандарт добра и зла не существует вне естественного мира, тогда добро и зло увязают в проблеме «должно быть». . Таким образом, писал он, предпочтения одного морального стандарта перед другим становятся столь же неоправданными и произвольными, как предпочтение определенного вкуса еды другому или выбор вождения по определенной стороне дороги. [13] : 3–28 В том же духе христианский теолог Рон Роудс заметил, что «невозможно отличить зло от добра, если не иметь бесконечной точки отсчета, которая является абсолютно хорошим». [14] Питер Сингер утверждает, что «Традиционно более важной связью между религией и этикой было то, что считалось, что религия дает причину поступать правильно, причина в том, что добродетельные люди будут вознаграждены вечным блаженством, в то время как остальные жариться в аду». [8] : 4
Сторонники теизма утверждают, что без Бога или богов невозможно оправдать моральное поведение метафизическими основаниями и, таким образом, привести последовательные аргументы в пользу соблюдения моральных стандартов. К.С. Льюис приводит такой аргумент в книге « Просто христианство» . Питер Робинсон , политический писатель и комментатор Стэнфордского Гуверовского института , заметил, что, если внутреннее моральное сознание — это всего лишь еще одно адаптивное или развитое чувство в человеческом разуме, подобное простым эмоциональным побуждениям, то не существует никаких внутренних оснований считать мораль чем-то сверхъестественным. и выше других побуждений. [15] [ не удалось пройти проверку ] По словам Томаса Диксона, «религии, безусловно, обеспечивают основу, в рамках которой люди могут научиться различать добро и зло». [12]
«Нравственность не зависит от религии»
[ редактировать ]«Этическое поведение человека должно быть фактически основано на сочувствии, образовании, социальных связях и потребностях; никакой религиозной основы не требуется. Человек действительно находился бы в плохом положении, если бы его приходилось сдерживать страхом наказания и надеждой на вознаграждение после смерти. ."
— Альберт Эйнштейн , «Религия и наука», журнал New York Times, 1930 г.
Различные комментаторы заявляли, что мораль не требует религии в качестве руководства. В Вестминстерском словаре христианской этики говорится: «Нетрудно представить общество людей, в котором нет религии, но есть мораль, а также правовая система только потому, что там говорится, что люди не могут жить вместе без правил, запрещающих убийство, и т. д., и что нежелательно, чтобы все это было закреплено законом. Конечно, были люди, у которых была мораль, но не было религиозных убеждений». [7] : 400 Бернард Уильямс , английский философ, заявил, что светское « утилитарное мировоззрение» — популярная этическая позиция, согласно которой морально правильное действие определяется как действие, которое приносит наибольшее количество счастья или удовольствия наибольшему числу людей — «не является трансцендентален и не апеллирует за пределами человеческой жизни, в частности к религиозным соображениям». [16] : 83 Уильямс также утверждал, что «либо мотивы следования моральному слову Божьему являются моральными мотивами, либо нет. Если они таковы, то человек уже оснащен моральными мотивами, и появление Бога не добавляет ничего лишнего. не являются моральными мотивами, то это будут мотивы такого рода, что они вообще не могут должным образом мотивировать нравственность ... мы приходим к выводу, что всякое обращение к Богу в этой связи либо вообще ничего не добавляет, либо добавляет не того рода вещи». [16] : 64–65
» Сократа « Дилемму Евтифрона часто считают одним из самых ранних опровержений идеи о том, что мораль требует религии. Эту линию рассуждений описывает Питер Сингер:
«Некоторые теисты говорят, что этика не может обойтись без религии, потому что само значение слова «добро» — это не что иное, как «то, что одобряет Бог». Платон опроверг подобное утверждение более двух тысяч лет назад, заявив, что если боги одобряют некоторые действия, то это означает, что боги одобряют некоторые действия. должно быть потому, что эти действия хороши, и в этом случае одобрение богов не может сделать их хорошими. Альтернативная точка зрения делает божественное одобрение совершенно произвольным: если бы боги одобряли пытки и не одобряли помощь нашим соседям, пытки были бы. были хорошими, а помогали нашим соседям плохими. Некоторые современные теисты пытались выбраться из этой дилеммы, утверждая, что Бог добр и поэтому не может одобрить пытки, но эти теисты попали в ловушку, которую сами же и создали; ибо что они могут иметь в виду, утверждая, что Бог благ, что Бог одобряется?» [8] : 3–4
Грег Эпштейн , -гуманист капеллан Гарвардского университета , отвергает вопрос о том, нужен ли Бог, чтобы быть добрым, «потому что на этот вопрос не нужно отвечать — его нужно полностью отвергнуть», добавив: «Предполагать, что нельзя быть хорошим без веры в Бога — это не просто мнение… это может быть даже предрассудок». [1] : IX Это соответствует Вестминстерскому словарю христианской этики, в котором говорится, что религия и мораль «должны определяться по-разному и не иметь никакой дефинициональной связи друг с другом. Концептуально и в принципе мораль и система религиозных ценностей представляют собой два разных типа систем ценностей». или руководства к действию». [7] : 401 Другие разделяют эту точку зрения. Сингер утверждает, что мораль «не является чем-то понятным только в контексте религии». [8] [а] Философ-атеист Джулиан Багджини заявил, что «ничто не мешает атеистам верить в мораль, смысл жизни или человеческую доброту. Атеизм по своей сути негативен только тогда, когда дело касается веры в Бога. Он способен позитивно смотреть на другие аспекты». жизни, как и любая другая вера». [17] : 3 Он также заявляет, что «мораль более чем возможна без Бога, она полностью независима от Него . закон и наказание, добро и зло. [17] : 37
Популярный писатель-атеист и Vanity Fair писатель Кристофер Хитченс заметил в программе «Необычные знания» :
«Я думаю, что наше знание добра и зла заложено в нас врожденно. Религия получает свою мораль от людей. Мы знаем, что не сможем ужиться, если позволим лжесвидетельство, кражу, убийство, изнасилование, всем обществам во все времена, задолго до того, как появление монархий и, конечно же, запретили это... Сократ называл своего демона, это был внутренний голос, который останавливал его, когда он пытался кем-то воспользоваться... Почему бы нам просто не предположить, что у нас действительно есть какие-то внутренние компас?" [15]
Философ Дэниел Деннетт говорит, что светским организациям необходимо извлечь больше уроков «маркетинга» из религии, а также из эффективных светских организаций, таких как конференции TED . Частично это связано с тем, что Деннетт говорит, что идея о том, что людям нужен Бог, чтобы быть морально хорошими, является чрезвычайно вредным, но популярным мифом. Он считает, что это ложь, которая сохраняется, потому что церкви в настоящее время гораздо лучше умеют организовывать людей для выполнения морально хорошей работы. [18] По словам Деннета:
«Что особенно пагубно в этом [мифе] то, что он эксплуатирует замечательную человеческую черту: люди хотят быть хорошими. Они хотят вести хорошую жизнь... И тогда появляются религии, которые говорят : «Ну, ты не можешь быть хорошим». без Бога» , чтобы убедить людей, что они должны это сделать. Это может быть основной мотивацией для людей серьезно относиться к религии – пытаться относиться к религиям серьезно, пытаться установить преданность церкви – потому что они хотят вести хорошую жизнь. ." [18]
«Религия — плохой нравственный ориентир»
[ редактировать ]Популярный писатель-атеист и биолог Ричард Докинз в книге «Иллюзия Бога » заявил, что религиозные люди на протяжении всей истории совершали самые разнообразные поступки и придерживались определенных убеждений, которые сегодня считаются морально отвратительными. Он заявил, что Адольф Гитлер и нацисты придерживались широко христианских религиозных убеждений, которые вдохновили Холокост из-за антисемитской христианской доктрины, что христиане традиционно налагали несправедливые ограничения на законные и гражданские права женщин и что христиане потворствовали рабству в той или иной форме. или описание на протяжении большей части истории христианства. Докинз настаивает на том, что, поскольку еврейские и христианские интерпретации Библии на протяжении истории менялись так, что то, что раньше считалось допустимым, теперь рассматривается как недопустимое, с их стороны интеллектуально нечестно полагать, что теизм обеспечивает абсолютную моральную основу, отличную от светской. интуиция. Кроме того, он утверждал, что, поскольку христиане и другие религиозные группы не признают обязательную силу всех частей своих священных текстов (например, книг Исход и Левит утверждают, что те, кто работает в субботу [19] и тех, кто был пойман на совершении актов гомосексуализма, [20] соответственно должны были быть казнены), они уже способны отличать «правильное» от «неправильного». [21] : 281
Раввин-гуманист Грег М. Эпштейн отмечает тему, похожую на тему в Достоевского романе «Братья Карамазовы» : Грег отмечает: «Если вы собираетесь сделать что-то нехорошее, вы это сделаете, и вся теология в мире неверна». Я не собираюсь тебя останавливать». Например, извинения христиан, которые «согрешили» (таких как Билл Клинтон и Джимми Сваггарт ), «должны придать смелости некоторым, кто идет на огромный риск ради удовольствия от небольшого аморального поведения: их Господь простит их, если они только достаточно любезно попросят, когда — или если — их в конце концов поймают». В романе хорошо известен перефразированный отрывок: «Если Бог мертв, все разрешено». [1] : 115–116 В романе внутренний конфликт персонажа Ивана показывает, что это изречение само по себе является парадоксальным моральным оправданием:
«[...] «все законно» и этим все кончено! Это все очень мило; но если вы хотите мошенничать, то зачем вам моральная санкция за это? Но такова вся наша современная Россия. Он не может заставить себя обмануть без моральной санкции. Он так любит истину... [22]
Некоторые исследования и социологическая литература показывают, что теисты не превосходят своих светских коллег по проценту приверженности широко распространенным моральным стандартам (например, лжи, воровству и сексуальной неверности). [б]
Другие взгляды
[ редактировать ]Некоторые нерелигиозные мыслители- нигилисты и экзистенциалисты подтверждали выдающуюся теистическую позицию, согласно которой существование личного Бога в теизме связано с существованием объективного морального стандарта, утверждая, что вопросы добра и зла по своей сути не имеют смысла и, таким образом, любые представления о морали — не что иное, как антропогенная фантазия. Автор-агностик и абсурдист философ- Альбер Камю обсуждал проблему того, что он считал безразличием вселенной к человечеству и бессмысленностью жизни, в своем известном романе «Незнакомец» , в котором главный герой принимает смерть через казнь без печали и чувства несправедливости. В своей философской работе «Миф о Сизифе » Камю утверждает, что люди должны выбирать жизнь вызывающе, несмотря на их стремление к цели или направлению и очевидное отсутствие доказательств существования Бога или моральных императивов. [ нужна ссылка ] Философ-атеист-экзистенциалист Жан-Поль Сартр предположил, что человек должен создавать свою собственную сущность и, следовательно, должен свободно и независимо создавать свои собственные субъективные моральные стандарты, согласно которым он должен жить.
гаудия-вайшнавизма Философ Бхактивинода Тхакур говорит в своей книге «Таттва Вивека» (перевод с бенгали Кусакратхой дасом):
«Трудно понять, как проповедник философии бескорыстных материальных удовольствий побуждает своих последователей поступать морально в этом мире. Подгоняемые собственными эгоистическими желаниями, люди могут какое-то время поступать морально, но когда они обдумают это, они в конечном итоге поступят морально. грех. Они скажут себе: «О мой брат, не оставайся в стороне от чувственных удовольствий. Наслаждайся чувственными удовольствиями, пока другие не знают о них. Почему бы и нет?»из-за них мир рухнет. Не существует Бога, всевидящего Бога, который дает нам результаты наших действий. Чего вам бояться? Просто будьте немного осторожны, чтобы никто не узнал. Если они узнают об этом, то вы потеряете свою хорошую репутацию, и, возможно, правительство или плохие люди создадут вам проблемы. Если это произойдет, ни вы, ни другие не будут счастливы». Знайте наверняка, что если бы были исследованы сердца проповедников атеистической морали, то были бы найдены эти мысли».
Доказательные выводы
[ редактировать ]Случаи можно наблюдать в природе животных, демонстрирующих поведение, которое можно было бы классифицировать как «моральное» без руководящих ими религиозных указаний. К ним относятся «детальные исследования сложных систем альтруизма и сотрудничества, которые действуют среди социальных насекомых» и «размещение альтруистических часовых некоторыми видами птиц и млекопитающих, которые рискуют своей жизнью, чтобы предупредить остальную часть группы о неминуемой опасности». " [12] : 117
Грег Эпштейн утверждает, что «социологи в последнее время начали уделять больше внимания тому факту, что некоторые из самых светских стран мира, например, страны Скандинавии, относятся к числу наименее жестоких, наиболее образованных и, скорее всего, заботятся о бедных». [23] Он добавляет, что «учёные начинают фиксировать, что религия, возможно, полезна для мозга, равно как и секуляризм и гуманизм». [23]
результаты исследования, проверяли просоциальные были опубликованы В апреле 2012 года в журнале Social Psychology and Personality Science в ходе которого испытуемые настроения. доброту, например одолжение своего имущества и предложение места в переполненном автобусе или поезде. Религиозные люди также получили более низкие баллы, когда дело дошло до того, насколько сострадание мотивировало участников проявлять благотворительность другими способами, например, давать деньги или еду бездомным и неверующим. [24] [25] Но глобальные исследования, проведенные Gallup в период с 2006 по 2008 год на людях из 145 стран, дали противоположные результаты. Согласно исследованиям, приверженцы всех основных мировых религий, посетившие религиозные службы на прошлой неделе, получили более высокие показатели щедрости, например, пожертвования денег, волонтерства и помощи незнакомцам, чем их единоверцы, которые не посещали службы (непосещающие). Люди, которые не были религиозными, но сказали, что посещали религиозные службы на прошлой неделе, демонстрировали более щедрое поведение, чем те, кто этого не делал. [26] Другое глобальное исследование Gallup показало, что высокорелигиозные люди с большей вероятностью будут помогать другим в виде пожертвований денег, волонтерства и помощи незнакомцам, несмотря на то, что у них в среднем более низкие доходы, чем менее религиозные или нерелигиозные люди, которые сообщили о более высоких доходах. [27] В исследовании говорится, что такое помогающее поведение нельзя однозначно объяснить прямым влиянием религиозности, но интуитивно понятно, что религиозные люди с большей вероятностью будут участвовать в помогающем поведении из-за таких ценностей, пропагандируемых религиями, как самоотверженность и щедрость. [27]
В различных странах был проведен ряд исследований по эмпирике морали, но общая связь между верой и преступностью неясна. [с] Обзор исследований по этой теме, проведенный в 2001 году, показал: «Существующие данные о влиянии религии на преступность разнообразны, спорны и неубедительны, и в настоящее время не существует убедительного ответа относительно эмпирической связи между религией и преступностью». [34] В книге Фила Цукермана 2008 года « Общество без Бога » отмечается, что Дания и Швеция , «которые, вероятно, являются наименее религиозными странами в мире и, возможно, в мировой истории», имеют «один из самых низких уровней насильственных преступлений в мире [и ] самый низкий уровень коррупции в мире». [35] [д] Начиная с ХХ века на эту тему были проведены десятки исследований. В исследовании Грегори С. Пола , опубликованном в 2005 году в « Журнале религии и общества» , говорится: «В целом, более высокие показатели веры в Создателя и поклонения ему коррелируют с более высокими показателями убийств, смертности среди несовершеннолетних и ранней взрослой жизни, уровня заражения ЗППП, подростковая беременность и аборты в процветающих демократических странах» и «Во всех светских развивающихся демократиях многовековая долгосрочная тенденция привела к падению уровня убийств до исторического минимума», за исключением Соединенных Штатов (с высоким уровнем религиозности) и «теистических стран». «Португалия. [36] [и] В ответ Гэри Дженсен развивает и уточняет исследование Пола. [41] Его вывод состоит в том, что между религиозностью и убийством существует «сложная связь» «с некоторойаспекты религиозности, поощряющие убийства, и другие аспекты, препятствующие этому».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сингер использует слово «этика», но в той же работе заявляет, что он использует слова «этика» и «мораль» «взаимозаменяемо» (стр. 1).
- ↑ См., например, Рональд Дж. Сайдер, « Скандал евангелической совести: почему христиане живут так же, как остальной мир?» (Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер, 2005). Сайдер подробно цитирует опросы общественного мнения, проведенные The Barna Group, которые показывают, что моральное поведение христиан-евангелистов далеко не образцово.
- ^ Некоторые исследования показывают положительную связь между религиозностью и моральным поведением. [28] [29] — например, опросы, предполагающие положительную связь между верой и альтруизмом. [30] Современные исследования в области криминологии также предполагают обратную связь между религией и преступностью. [31] с некоторыми исследованиями, устанавливающими эту связь. [32] Метаанализ 60 исследований религии и преступности пришел к выводу, что «религиозное поведение и убеждения оказывают умеренный сдерживающий эффект на преступное поведение людей». [33]
- ↑ Цукерман отмечает, что в скандинавах «относительно высокий уровень мелких преступлений и краж со взломом», но «их общий уровень насильственных преступлений, таких как убийства, нападения при отягчающих обстоятельствах и изнасилования, является одним из самых низких в мире» (Цукерман 2008, стр. 5). –6).
- ↑ Авторы также заявляют, что «несколько сотен лет назад уровень убийств в христианской Европе и американских колониях был астрономическим». [37] и «[т] наименее теистические светские развивающиеся демократии, такие как Япония, Франция и Скандинавия, добились наибольшего успеха в этом отношении». [38] Они выступают за положительную корреляцию между степенью общественной религиозности в обществе и определенными показателями дисфункции. [39] В анализе, опубликованном позже в том же журнале, утверждается, что ряд методологических проблем подрывают любые результаты или выводы исследования. [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Эпштейн, Грег М. (2010). Добро без Бога: во что верят миллиарды нерелигиозных людей . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-167011-4 .
- ^ Джордж Аглоу Поуп (1886). Священный Куррал Тируваллува Наянар (PDF) (Первое изд.). Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0022-3 .
- ^ Лал, Мохан (1992). Энциклопедия индийской литературы . Том. В. Нью-Дели: Сахитья Академи. стр. 4333–4334. ISBN 81-260-1221-8 .
- ^ Рамасами, В. (2001). О переводе Тируккурала (Первое изд.). Ченнаи: Международный институт тамильских исследований.
- ^ Перейти обратно: а б Герман Гункель, Псалмы (61986), с. 233.
- ^ Ричард, Лотти (15 мая 2015 г.). «42 принципа Бога Маат за 2000 лет до десяти заповедей» . Либеральная Америка . Проверено 13 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чилдресс, Джеймс Ф.; Маккуорри, Джон, ред. (1986). Вестминстерский словарь христианской этики . Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 0-664-20940-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Певец, Питер (2010). Практическая этика (второе изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43971-8 .
- ^ Рассуждения о книге Эпикура «О природе» (книга 18): против использования пустых слов | https://societyofepicurus.com/reasonings-about-epicurus-on-nature-book-18-against-the-use-of-empty-words
- ^ ESVBible.org. «Псалом 14 — ESVBible.org» . Перекресток . Проверено 4 сентября 2012 г.
- ^ Ницше, Фридрих (1889). Сумерки идолов, или Как философствовать молотком .
- ^ Перейти обратно: а б с Диксон, Томас (2008). Наука и религия: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929551-7 .
- ^ Льюис, CS (2001). Просто христианство . ХарперКоллинз.
- ^ Рон Роудс. «Стратегии диалога с атеистами» . Earthlink.net/~ronrhodes/ Рассуждения на основе Священных Писаний . Проверено 4 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Хитченс — мораль атеиста» . Необычные знания . 23 августа 2007 года . Проверено 4 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Бернард (1972). Мораль . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-45729-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Баггини, Джулиан (2003). Атеизм: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280424-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Деннетт, Дэниел (12 декабря 2011 г.). «Научное изучение религии» . Точка расследования. Обсуждение морали начинается особенно на 39 минуте.
- ^ Biblos.com (2004–2011). «Исход 31:15» . Библос.com . Проверено 6 сентября 2012 г. Аналогичная формулировка содержится в Исходе 35:2.
- ^ Biblos.com (2004–2011). «Левит 20:13» . Библос.com . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ Докинз, Ричард (2006). Бог-обман . Бантамские книги. ISBN 978-0-618-68000-9 .
- ^ Достоевский, Федор (1976). Братья Карамазовы: перевод Констанс Гарнетт . Нью-Йорк. п. 735, часть IV, книга XI, глава IX. ISBN 0393044262 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Цукерман, Фил (2008). Общество без Бога: что наименее религиозные народы могут рассказать нам о удовлетворенности . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.
- ^ Высокорелигиозные люди менее мотивированы состраданием, чем неверующие, согласно Science Daily.
- ^ Лаура Р. Саслоу, Робб Виллер, Мэтью Фейнберг, Пол К. Пифф, Кэтрин Кларк, Дачер Келтнер и Сарина Р. Сатурн Хранитель моего брата? Сострадание предсказывает щедрость среди менее религиозных людей
- ^ Старк, Родни; Смит, Бастер Г. (4 сентября 2009 г.). «Посещение религиозных учреждений связано с щедростью во всем мире» . Гэллап.
- ^ Перейти обратно: а б Крэбтри, Стив; Пелхэм, Бретт (8 октября 2008 г.). «Во всем мире высокорелигиозные люди с большей вероятностью будут помогать другим» . Гэллап.
- ^ КЕРЛИ, КЕНТ Р.; МЭТЬЮС; БЛАНШАРД, ТРОЙ К. (2005). «Религиозность, религиозное участие и негативное поведение в тюрьме». Журнал научного изучения религии . 44 (4): 443–457. дои : 10.1111/j.1468-5906.2005.00296.x .
- ^ САРОГЛУ, ВАСИЛИС; ПИШОН; ДЕРНЕЛЬ, РЕБЕККА (2005). «Просоциальное поведение и религия: новые данные, основанные на проективных измерениях и рейтингах сверстников». Журнал научного изучения религии . 44 (3): 323–348. CiteSeerX 10.1.1.503.7559 . дои : 10.1111/j.1468-5906.2005.00289.x .
- ^ например, опрос заархивированный 8 октября 2007 г. в Wayback Machine, Роберта Патнэма, показывающий, что членство в религиозных группах положительно коррелирует с членством в добровольных организациях.
- ^ Как указано в: Чу, Дорис К. (2007). «Религиозность и отказ от употребления наркотиков». Уголовное правосудие и поведение . 34 (5): 661. дои : 10.1177/0093854806293485 . S2CID 145491534 .
- ^ Например:
- Альбрехт, С.И.; Чедвик, бакалавр; Алкорн, DS (1977). «Религиозность и отклонения: применение модели условной согласованности отношения и поведения». Журнал научного изучения религии . 16 (3): 263–274. дои : 10.2307/1385697 . JSTOR 1385697 .
- Беркетт, С.; Уайт, М. (1974). «Адский огонь и правонарушение: другой взгляд». Журнал научного изучения религии . 13 (4): 455–462. дои : 10.2307/1384608 . JSTOR 1384608 .
- Чард-Виршем, Д. (1998). В поисках «истинных» отношений: продольное исследование влияния религиозности на преступность и злоупотребление психоактивными веществами. Анн-Арбор, Мичиган: Диссертация UMI.
- Кокран, Дж. К.; Акерс, Р.Л. (1989). «За пределами адского огня: объяснение различного влияния религиозности на употребление марихуаны и алкоголя подростками». Журнал исследований преступности и правонарушений . 26 (3): 198–225. дои : 10.1177/0022427889026003002 . S2CID 145479350 .
- Эванс, Т.Д.; Каллен, FT; Бертон, В.С. младший; Данауэй, Р.Г.; Пейн, ГЛ; Кетинени, СР (1996). «Религия, социальные связи и преступность». Девиантное поведение . 17 : 43–70. дои : 10.1080/01639625.1996.9968014 .
- Грасмик, Х.Г.; Бурсик, Р.Дж.; Кокран, Дж. К. (1991). «Отдайте кесарю кесарево»: Религиозность и склонность налогоплательщиков к мошенничеству». The Sociological Quarterly . 32 (2): 251–266. doi : 10.1111/j.1533-8525.1991.tb00356.x .
- Хиггинс, ПК; Альбрехт, Г.Л. (1977). «Адский огонь и правонарушения снова». Социальные силы . 55 (4): 952–958. дои : 10.1093/sf/55.4.952 .
- Джонсон, БР; Ларсон, Д.Б.; ДеЛи, С.; Джанг, SJ (2000). «Бегство от преступности в центральных городах: посещение церкви и религиозная значимость среди обездоленной молодежи». Ежеквартальный журнал «Справедливость» . 17 (2): 377–391. дои : 10.1080/07418820000096371 . S2CID 144816590 .
- Джонсон, RE; Маркос, AC; Бахр, SJ (1987). «Роль сверстников в сложной этиологии употребления наркотиков подростками». Криминология . 25 (2): 323–340. дои : 10.1111/j.1745-9125.1987.tb00800.x .
- Пауэлл, К. (1997). «Корреляты насильственного и ненасильственного поведения среди уязвимой городской молодежи». Здоровье семьи и общества . 20 (2): 38–47. дои : 10.1097/00003727-199707000-00006 .
- ^ Байер, CJ; Райт, БР (2001). «Если любишь меня, соблюди мои заповеди»: Метаанализ влияния религии на преступность». Journal of Research in Crime and Delinquency . 38 : 3–21. doi : 10.1177/0022427801038001001 . S2CID 145779667 .
- ^ Байер, Колин Дж.; Райт, Брэдли Р.Э. (февраль 2001 г.). « «Если любишь меня, соблюди мои заповеди»: метаанализ влияния религии на преступность» (PDF) . 38. № 1. Журнал исследований преступности и правонарушений: 3. Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2012 года . Проверено 20 ноября 2011 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) Оригинал выделен курсивом. - ^ Цукерман, Фил (октябрь 2008 г.). Общество без Бога: что наименее религиозные народы могут рассказать нам о удовлетворенности . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 2. ISBN 978-0-8147-9714-3 . Работа Цукермана основана на его исследованиях, проведенных в течение 14 месяцев в Скандинавии в 2005–2006 годах.
- ^ Пол, Грегори С. (2005). «Межнациональные корреляции поддающегося количественной оценке общественного здоровья с народной религиозностью и секуляризмом в процветающих демократиях: первый взгляд» . Журнал религии и общества . 7 . Балтимор, Мэриленд: 4, 5, 8 и 10. Архивировано из оригинала 14 декабря 2011 г.
- ^ Пол, Грегори С. (2005). «Межнациональные корреляции поддающегося количественной оценке общественного здоровья с народной религиозностью и секуляризмом в процветающих демократиях: первый взгляд» . Журнал религии и общества . 7 . Балтимор, Мэриленд: 4, 5, 8. Архивировано из оригинала 14 декабря 2011 г.
- ^ Пол, Грегори С. (2005). «Межнациональные корреляции поддающегося количественной оценке общественного здоровья с народной религиозностью и секуляризмом в процветающих демократиях: первый взгляд» . Журнал религии и общества . 7 . Балтимор, Мэриленд: 11. Архивировано из оригинала 14 декабря 2011 г.
- ^ Пол, Грегори С. (2005). «Межнациональные корреляции поддающегося количественной оценке общественного здоровья с народной религиозностью и секуляризмом в процветающих демократиях: первый взгляд» . Журнал религии и общества . 7 . Балтимор, Мэриленд. Архивировано из оригинала 14 декабря 2011 г.
- ^ Жерсон Морено-Риано; Марк Калеб Смит; Томас Мах (2006). «Религиозность, секуляризм и социальное здоровье» . Журнал религии и общества . 8 . Седарвильский университет. Архивировано из оригинала 28 октября 2011 г.
- ^ Гэри Ф. Дженсен (2006) Факультет социологии, Университет Вандербильта Религиозная космология и уровень убийств среди народов: более пристальный взгляд «Журнал религии и общества» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2011 г. Проверено 6 сентября 2012 г. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 октября 2011 г. Проверено 6 сентября 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: archived copy as title (link) Journal of Religion and Society, Volume 8, ISSN 1522-5658 http://purl.org/JRS
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мораль без религии , Марк Хаузер
- Можем ли мы быть хорошими без Бога 1996, Пол Чемберлен ISBN 0-8308-1686-0
- Видео: Марк Хаузер, часть 3. Существует ли мораль без религии?