Jump to content

История образования в Албании

История образования в Албании является важнейшим компонентом культурной, цивилизационной и образовательной мысли албанского населения в целом. Хотя подлинное научное исследование истории образования и албанской образовательной философии появилось сравнительно поздно, албанские исследователи внесли заслуживающий внимания вклад. Исследования и монографии, проведенные этими учеными, особенно во второй половине 20-го - начале 21-го века, пролили свет на ряд аспектов, касающихся этой темы. [1]

Античность

[ редактировать ]
Пирр , будучи ребенком, привел для защиты к Главкию , царю Иллирии , и его жену Бероею . Там, при королевском дворе Главции и связанных с ней школах, Пирр получил прекрасное для того времени воспитание и образование. [2] [3] [4] (Картина Николя Рене Младшего Жоллена - 1777 г.)

История албанского образования восходит к древнему иллирийскому периоду. Это явление неразрывно связано с эволюцией урбанизации и распространением цивилизованных обществ в иллирийских регионах, особенно в период с VII по VI века до нашей эры. Иллирийская культура и древняя греческая культура признаны ключевыми в формировании культурной основы европейской цивилизации.

Для иллирийцев, как и для других древних народов, главными центрами организованной деятельности стали организованные города в форме провинциальных общин, известных как койноны . Археологические исследования доказывают существование гимназии в греческой колонии Аполлония с конца VI века до нашей эры. [5] Позже гимназии и другие учебные заведения были открыты в таких городах, как Амантия , Биллис , [6] Дуррес , Эпидавр , [7] Никая , [8] Исторические свидетельства говорят об эллинистической школе Аполлонии, в которой в 44 году племянник Юлия Цезаря Октавиан Август , вероятно, потому, что в этом учебном заведении преподавали выдающиеся ученые того времени. учился и [9] Школа Аполлонии была философско-риторической школой, в которой ученики изучали знания из таких областей, как философия, ораторское искусство (риторика), литература и язык. Древнегреческий географ и историк Страбон в своем труде «География» описывает его как «город с хорошими законами» (polis eunomotate). [10] Даже римский оратор Цицерон, посетивший эти места в 58 году в своем труде «Филипики», описывал Аполлонию как «великий и величественный город» ( лат .: magna urbs et gravis ) со школой философии и ораторского искусства. [11] Существование библиотек и стадионов доказано в некоторых иллирийских городах. В разные исторические периоды в Иллирии действовали греческие и римские учебные заведения, занятия в которых посещали дети богатых иллирийских слоев. [12]

Средний возраст

[ редактировать ]

В раннем средневековье, до османской оккупации, образование на албанских территориях во многом находилось под влиянием церкви, особенно католической церкви в северных регионах и православной церкви в южных регионах. Можно сделать вывод, что в то время Церковь занимала доминирующую позицию в распространении знаний и содействии интеллектуальному росту. В католических школах преобладающим языком культуры и образования был латино-итальянский, тогда как в православных школах обычно использовались греческий и славянский языки. В то время на албанском языке не было учебных заведений. Албанский традиционно не считался языком, обычно используемым в литургических или культурных целях.

Происхождение албанского образования можно проследить до самых ранних версий алфавитных систем албанского языка, а также их приобретения и применения в социальном и образовательном контексте. В научных отчетах утверждается, что самые ранние зарегистрированные случаи письменного албанского языка появились в XII веке, в то время, когда преобладали албанские княжества, а литературная традиция языка получила распространение в XV веке из-за растущего влияния албанских феодалов и создания Университет Дурреса (Studium Generale). [13]

Использование иностранных алфавитов для чтения и письма на албанском языке было начато в религиозных школах, где упор делался на изучение иностранных языков, а именно греческого и латыни. Кроме того, необходимость в такой практике возникла у католических и православных священников в церкви в XVI-XVII веках. Зарождение письменного албанского языка можно проследить до пятнадцатого века, причем самый ранний известный документ был записан именно в этот период. Однако только в 1555 году первая албанская книга, а именно « Мешари в литературном мире появилась » (Миссал). Этот основополагающий труд был переведен Гьоном Бузуку , что стало важной вехой в албанском литературном ландшафте.

Османский период

[ редактировать ]
Рельеф эпохи Возрождения на фасаде бывшей Скуолы дельи Альбанези («Ратуша албанцев») на площади Кампо-Сан-Маурицио. Венеция - Италия

Приход Османской оккупации в пятнадцатом веке привел к заметным изменениям в религиозной, культурной и образовательной среде албанского населения. Османская империя основала учебные заведения, известные как «майтапы» для начального образования студентов-мусульман, и «медрессы» для высшего образования студентов-мусульман. Школы давали образование албанцам, исповедующим исламскую веру. Несколько человек добились признания как выдающиеся ученые в средних учебных заведениях Османской империи, известных как медресе. Албанские католические гуманисты продолжили свою образовательную и научную деятельность за рубежом, в первую очередь в итальянских университетах. Некоторые из их известных членов, в том числе Марин Барлети (Барлетиус) и Николле Леоник Томеу (Томеаус), добились выдающегося признания в европейской сфере образования и культуры. [14]

Во время османского вторжения в Албанию многие албанцы мигрировали из этого региона, спасаясь от различных социально-политических и экономических трудностей. Среди них средневековые художники Марко Басаити и Виктор Карпачи , скульптор и архитектор Андреа Николле Алекси и коллекционер произведений искусства Алессандро Альбани . [15] [16] Жители Венецианской империи основали Школу Альбанези , которая служила культурным и социальным центром для албанцев. [17]

В семнадцатом и восемнадцатом веках произошло оживление как экономической, так и культурной сферы. Произошло ощущение возрождения албанской этнической идентичности. В этот период пашалик Шкодры и пашалик Янины приступили к миссии по возрождению албанской идентичности и достижению независимости от Османской империи путем подражания преобладающим европейским представлениям о цивилизации. Это ознаменовало начало албанского Просвещения. Были предприняты согласованные усилия по защите католической и православной веры, культуры коренных народов и местного наследия посредством ряда мер, включая создание советов, образовательных учреждений, перевод религиозных и светских текстов, а также создание оригинальных произведений в Албанский язык, такой как Албанский монастырь (Леже, Албания, 1703 г.) и Албанский колледж (Калабрия, Италия, 1732 г.). Новая академия Воскопоя . , расположенная в Албании в 1750 году, занимает выдающееся положение, несмотря на использование греческого языка в качестве средства обучения Албанцы, назвавшие себя мусульманами, были лишены права получать образование на родном языке. Однако многие интеллектуалы продемонстрировали сильное чувство гордости за свое этническое наследие. Лица, о которых идет речь, получили образование в османских учебных заведениях, где использование албанского языка (написанного арабской графикой) стало плодотворным в 18 веке. В течение 17 и 18 веков албанская образовательная идеология добилась значительного прогресса, особенно с публикацией «Çeta e profetëve» (Cuneus Prophetarum) Пьетера Богдани в 1685 году, а также с введением европейской образовательной практики при содействии Академия Воскопои Новая . [18] Город Воскопоя был известен своим выдающимся вкладом в сферу интеллектуализма, особенно в области научных исследований, культуры и образования, таких как Теодор Кавалиоти (Каваллиотос), Теодор Хаксифилипи и т. Д.

Образовательные учреждения католической, греко-православной и османской принадлежности, в которых обучалась албанская молодежь, сыграли значительную роль в формировании культурного и образовательного прогресса албанского населения. В этих академических учреждениях сформировались выдающиеся интеллектуалы и ученые албанского национального возрождения , посвятившие свои усилия развитию и сохранению албанского языка и образовательной системы. В этих академических учреждениях албанские преподаватели начали тайно преподавать албанский язык своим ученикам. Они сыграли решающую роль в прокладывании пути к возникновению национальной системы образования и созданию школ.

Национальный Ренессанс

[ редактировать ]

В эпоху национального возрождения албанский народ и интеллектуалы проявили энергичные усилия по созданию и развитию албанской национальной школы, несмотря на различные проблемы и бесчисленные жертвы. Это движение возглавили такие выдающиеся личности, как Наум Векилхарджи , автор первой национальной азбуки в 1844 году, Иероним де Рада , первый национальный учитель, а также такие деятели, как Наим и Сами Фрашери , Хасан Тахсини , Пашко Васа и Костадин Кристофориди среди других. . Как пионеры и архитекторы албанской национальной системы образования. Демократический иллюминизм, поддерживаемый деятелями Возрождения, был подкреплен важной концепцией албанизма, которая, в свою очередь, была основана на албанской школе и албанском языке как средстве обучения и обучения, а также на содействии национальному образованию. Это мероприятие собрало собрание выдающихся ученых и религиозных лидеров различных вероисповеданий со всей страны. Албанская лига Призрена ходатайствовала о признании албанского языка и создании албанских учебных заведений. В 1879 году группа известных деятелей эпохи Возрождения основала Общество печати албанских букв в Стамбуле и открыла филиалы в различных местах. Различные ассоциации и организации занимали значительную позицию в образовательной сфере Албании, о чем свидетельствует их регулярное освещение в общенациональных газетах. Стремясь создать стандартизированный национальный алфавит, указанные лица публиковали различные статьи и журналы, написанные на албанском языке. Кроме того, они опубликовали заметную работу под названием «Азбука албанского языка», целью которой было представить албанский алфавит, в частности, на основе стамбульского алфавита. [19]

Двор Первой албанской школы Мезоньеторта в Корче.

К вышеупомянутым материалам относятся учебники по теме «язык», а также различные другие образовательные ресурсы, написанные на албанском языке. цели отдельных лиц, составляющих Национальное движение, сместились в первую очередь в сторону сохранения и развития албанского языка В 1881 году после роспуска Призренской албанской лиги . Образовательное учреждение, обычно называемое «школой», представляет собой формализованную систему обучения и обучения, предназначенную для передачи знаний и развития навыков у учащихся. Обычно он включает в себя структурированную учебную программу, установленные цели обучения и систему оценивания и оценивания. Целью школьного образования является подготовка людей к будущим академическим, профессиональным или личным занятиям, а также содействие критическому мышлению, исследованиям и интеллектуальному развитию. Следовательно, открытие школы Корчи (Mësonjëtorja e Korçës) в 1887 году стало важной вехой в албанском образовании, поскольку она считалась первым учреждением такого рода, послужившим прототипом для создания последующих национальных школ. [20] В 1899 году Сами Фрашери написал программную публикацию под названием «Что было, что есть и что будет Албанией», в которой он отстаивал комплексный взгляд на национальную систему образования. Это включает в себя определение его структуры и принципов.

Провозглашение младотурецкой конституции 1908 года было использовано албанскими националистами как средство активизации своих усилий в сфере патриотизма, политики, культуры и образования. В пределах территориальных границ страны были созданы новые клубы и ассоциации, которые внесли значительный вклад в повышение национального самосознания в четырех албанских вилайетах. Высшие достижения этого периода были продемонстрированы Конгрессом Манастира в 1908 году, на котором было официально одобрено албанский алфавит. [21] Кроме того, Эльбасанский конгресс , первый национальный образовательный конгресс, и Учительская средняя школа Эльбасана в 1909 году, первая в своем роде на албанских землях, ознаменовали заметный прогресс в области среднего образования и профессиональной подготовки на албанском языке. [22] [23] Несмотря на различные попытки албанцев создать учебные заведения, иностранные школы, особенно османские государственные школы, сохраняли доминирующее присутствие на албанских территориях. Численность этой конкретной группы демонстрировала значительный рост как в девятнадцатом, так и в двадцатом веках.

Стремясь повысить квалификацию и научную мощь национальной образовательной системы, светила эпохи Возрождения обращались к различным теоретическим проблемам, относящимся к широкому кругу образовательных областей, включая общую педагогику, дидактику, методологию, школьную педагогику , семейную педагогику, образование взрослых, историю педагогики, и дошкольной педагогики. В эпоху Возрождения известные деятели внесли значительный вклад в методологию, используемую при публикации учебников, включая включение албанской терминологии. Термин «педагогическая школа» может быть переведен в более формальном и научном стиле как школа, ориентированная на педагогику, или, альтернативно, школа с упором на теорию и практику образования. [24]

Независимость

[ редактировать ]

Провозглашение суверенитета Албании в 1912 году стало поворотным моментом в развитии национального образования. Созданию надежной национальной системы образования в территориальных пределах Албании способствовало создание благоприятных условий. Наряду с фундаментальными принципами правовой системы албанские патриоты во главе с первым министром образования Албании Луиджем Гуракуки стремились расширить сферу деятельности албанских школ и внедрить общенациональный подход к их управлению. Напротив, албанское население, проживавшее за пределами Албании, преимущественно в границах Югославского королевства, было лишено образовательных учреждений, особенно тех, которые обслуживали использование их родного языка.

Первая мировая война

[ редактировать ]

Во время Первой мировой войны на территории, оккупированной Австро-Венгрией, произошло значительное развитие: впервые был открыт ряд албанских школ. Эти школы были обнаружены в таких регионах, как Косово и на других албанских территориях, расположенных за пределами границ Албании, которые были демаркированы в 1913 году. Гербартовская педагогика, основанная на научных принципах, применялась в учебных заведениях, расположенных на албанских территориях под юрисдикция Австро-Венгерской империи.

Межвоенный период

[ редактировать ]
Педагогический институт королевы-матери в 1939 году.

Во время Конгресса Лушни в 1920 году было принято решение о создании Департамента образования в рамках Конституции албанского государства. Впоследствии, во время Конгресса образования, проходившего в Лушне и Тиране в 1922 и 1924 годах, были предприняты важные действия по национализации, демократизации и секуляризации албанских школ, а также составлению соответствующих образовательных документов. Хронологический период с 1920 по 1939 год в Албании ознаменовался консолидацией начальной школы и созданием комплексной национальной системы среднего образования. И наоборот, на албанских территориях, находящихся под властью Югославии, албанцы упорно пытались обеспечить преподавание албанского языка и образовательные учреждения, что было запрещено югославскими властями. Помимо сферы образования, в Албании также зародилась образовательно-психологическая мысль, сопровождавшаяся разнообразными образовательными идеологиями и согласованными усилиями по включению принципов «новой школы» в албанскую образовательную систему. В этот период были выпущены многочисленные журналы и учебно-психологические труды, среди которых заметные работы в области педагогики и психологии принадлежат Александр Джувани , видный деятель албанского образования и психологии первой половины 20 века. [25]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В исторический период Второй мировой войны итальянские оккупанты внесли изменения в систему образования Албании, а также в систему образования в югославских албанских регионах. Итальянская оккупация Косово и других албанских территорий за пределами Албании считалась «освободительной» инициативой, поскольку она предоставляла определенные права албанскому населению. В частности, впервые в Югославском королевстве албанцам было предоставлено право на образование на родном языке. Несмотря на намерения итальянских завоевателей итальянизировать системы образования и школьного образования на территориях, находящихся под их оккупацией, включая Албанию и Косово, очевидно, что это ознаменовало начало отдельной албанской образовательной системы, реализованной на национальном уровне, представляющей этническую Албанию.

Коммунизм

[ редактировать ]

Поворотный момент в хронике албанского образования относится к трансформации социалистического общества, на которое неизменно оказывали влияние советский опыт и марксистско-ленинская доктрина. В период обширных социальных изменений в Албании была запущена комплексная инициатива в сфере образования. Была создана система образования, которая носила всеобъемлющий и несектантский характер и состояла из обширной сети дошкольных образовательных учреждений, начальных школ, а также обширных и профессиональных средних школ. Введение высшего образования в Албании стало важной вехой благодаря созданию университетов и высших учебных заведений. выпустил С момента его основания в 1957 году по 1987 год Тиранский университет более 66 000 специализированных специалистов в различных областях. За это время произошел заметный прогресс в образовании взрослых, охватывающем как предварительную подготовку, так и обучение без отрыва от работы. Социалистическая Республика Албания выделялась как одна из избранных стран, способных искоренить неграмотность среди своего населения. В контексте тоталитарного общества очевидно, что албанская образовательная мысль претерпела значительный рост и развитие, тесно переплетающееся с одновременным развитием социалистического образования внутри страны. Албания . Марксистско-ленинская идеология была определена и утверждена как единственная методологическая доктрина албанской системы образования и педагогики. [26]

Современный

[ редактировать ]

В 1990 году был объявлен план реорганизации, согласно которому программа обязательного образования будет продлена с восьми до десяти лет. Однако в следующем году крупный экономический и политический кризис в Албании и последовавшее за этим нарушение общественного порядка повергли школьную систему в хаос. Широко распространенный вандализм и острая нехватка учебников и расходных материалов оказали разрушительное воздействие на работу школ, побудив Италию и другие страны оказать материальную помощь. В сентябре 1991 года министр образования сообщил, что почти треть из 2500 школ ниже университетского уровня была разграблена и пятнадцать школьных зданий снесены. Многие учителя переехали из сельской местности в города, оставив сельские школы неукомплектованными и пополнив ряды безработных в городах; около 2000 учителей покинули страну. Жестко контролируемая среда, которую коммунистический режим навязывал системе образования на протяжении более сорока шести лет, наконец-то была освобождена и готова к улучшению.

Юные албанские школьники

Как и при коммунизме, дисциплина учителей остается серьезной проблемой в албанской системе образования, поскольку учителя прибегают к насилию, в то время как от учеников ожидается простое заучивание заданного материала. Кроме того, коррупция среди учителей становится проблемой, поскольку «конверты» и дорогие подарки являются нормой, когда приходится сталкиваться с важными сроками, такими как средние показатели поступления или неудовлетворительные оценки. Однако были предприняты попытки принять западную модель, согласно которой учащийся находится в центре системы образования, в отличие от нынешней восточной модели, где учитель играет доминирующую роль.

В конце 1990-х годов многие школы были перестроены или реконструированы для улучшения условий обучения через Фонд Сороса «Открытое общество» . Большинство улучшений произошло в крупных городах, таких как столица Тирана . Последний страдает от огромной переполненности классов, в результате чего преподавание приходится на две дневные смены, а отопление в зимний период является серьезной проблемой. Старая коммунистическая пропаганда была исключена из всех школьных программ, и больше внимания стало уделяться математике , естественным и гуманитарным наукам . Учебная неделя была сокращена с 6 до 5-дневной. Некоторые из более богатых школ начали внедрять компьютеры , но во многих школах до сих пор не хватает базовых принадлежностей для лабораторных занятий.

Между тем, частные, негосударственные учреждения всех уровней открылись с улучшенными учебными материалами, персоналом и дополнительными внеклассными мероприятиями, но с дорогостоящей оплатой. Аналогичные изменения произошли и на уровне высшего образования. В разных городах Албании создан ряд частных университетов, предлагающих студентам возможность обучения по разным направлениям. Начали внедряться программы электронного обучения, предлагающие студентам возможность посещать онлайн-курсы. Однако некоторые частные высшие учебные заведения стали называть просто «фабриками дипломов», как это было в случае с выдачей спорного университетского диплома сыну известного итальянского политика Умберто Босси . [27] В результате правительство Албании закрыло дюжину таких учреждений в попытке подавить это явление. [28]

В период с 2009 по 2013 год индустрия учебников была дерегулирована, чтобы сделать учебники более доступными, тем самым предоставив более широкий выбор студентам и преподавателям. Однако этот сектор стал уязвимым для фаворитизма, и качество албанской системы образования снизилось. Он был наводнен текстами, написанными авторами, не заслуживающими доверия, в результате чего появились посредственные тексты с сомнительным содержанием. В одном из них рассказывалась история о том, как смешав мел с водой и выпив его, вы заболели и пропустили занятия. В учебнике физики ученикам требовалось найти цвет медведя, который преследовал человека на дереве. В других текстах явно использовалась ненормативная лексика.

С 2013 года вышеуказанные тексты были запрещены и введены более авторитетные из Пирсона и Оксфорда в целях гармонизации албанской системы образования с ЕС. [29] Кроме того, учащимся 1-5 классов предоставляются бесплатные учебники.

Зимой 2018–2019 годов в Тиране прошли студенческие протесты с требованиями улучшить образовательную инфраструктуру, снизить плату за обучение и осудить фаворитизм, коррупцию и сексуальные предпочтения среди преподавательского состава. Правительство согласилось с требованиями, и студенческие общежития в Студенческом городке в Тиране реконструируются в рамках Университетского пакта между правительством и государственными академическими учреждениями Албании.

В последние годы иностранные студенты, в основном из Южной Италии, поступают в итальянские университеты Тираны в надежде лучше подготовиться к вступительным экзаменам в итальянские университеты.

Образовательное стремление албанцев, проживающих за пределами родного региона, было отличительной чертой албанского образовательного и педагогического наследия. Это относится к непреходящим целям сохранения национального языка и наследия, а также к образовательной деятельности внутри диаспоры.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. стр. 9–12.
  2. ^ ...Там, при дворе Глафкиаса, он получил образование и воспитание... https://www.greecehighdefinition.com/blog/pyrrus-king-of-epirus
  3. Король Главкия практически усыновил Пирра и научил его всему, что знал о лидерстве, политике и военном искусстве. - https://shqipful.com/en-xk/blogs/heritage/king-pyrrus-the-extraordinary-history-of-the-eagle-of-epirus
  4. Тогда Пирр наверняка был бы казнен, если бы его не похитили друзья отца. Они отвезли его к царю Иллирии Главкию, который настолько пристрастился к младенцу, что оставил его и дал ему образование вместе со своими детьми - https://www.heritage-history.com/index.php?c=read&author =kaufman&book=plutarch&story=пирр
  5. ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. п. 22.
  6. ^ Баку, Пашо, изд. (2011). «Бркович, Еврем». Иллюстрированная универсальная энциклопедия (на албанском языке). Тирана: Издательство Bacchus. п. 172. OCLC   734077163 .
  7. ^ Жлебник, Леон (1969). Всеобщая история педагогики [ Всеобщая история педагогики ] (на албанском языке). Приштина: Ренессанс. п. 18. ОКЛК   911525164 .
  8. ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. п. 18.
  9. ^ Кафезези, Ило-Митке (1936) Даскал Гьока или школа Корчара и Чмочме. Кафзези, Корча, стр.84
  10. ^ Страбон. Geographica , 7.8.316. Архивировано 20 июля 2020 г. в Wayback Machine .
  11. ^ Элси, Роберт (2011). Исторический словарь Албании . Тирана: Уэген. стр. 80–81.
  12. ^ Реджепи, Ф.; Демай, Ф. (2009). История 6 . Приштина : Издательство школьной книги. стр. 16–17.
  13. ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. п. 62.
  14. ^ Католики Албании. Архивировано 26 сентября 2011 г. в Wayback Machine (документ Word).
  15. ^ Художественная галерея Уокера. Годовой отчет и бюллетень Художественной галереи Уокера, Ливерпуль . Андреа Алесси, архитектор и скульптор, был уроженцем Дураццо в Албании и, возможно, имел местное, а не итальянское происхождение.
  16. ^ Бабингер, Франц (1962). «Албанское происхождение художника Марко Басаити (ок. 1470 – ок. 1530)». Действует. Венетоский институт наук, литературы и искусства, класс моральных наук и литературы . СХХ: 497–500.
  17. ^ Кэрол М. Ричардсон (2007). Знакомство с искусством эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета, 2007. с. 19. ISBN  9780300121889 .
  18. ^ Ллоши, Джеват (2008), албанского алфавита ( Вокруг на албанском языке), Логос, стр. 102–104, ISBN  978-9989-58-268-4 , получено 1 июня 2010 г.
  19. ^ Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании . Плимут: The Scarecrow Press. п. 281 . ISBN  9780810873803 . OCLC   454375231 .
  20. ^ Османи, Шефик (1983), Педагогический ( словарь на албанском языке), Тирана: Издательство «8 Нэнтори», стр. 429–430, OCLC   17442147
  21. ^ Османи, Шефик (1983), Педагогический ( словарь на албанском языке), Тирана: Издательство «8 Нэнтори», стр. 327–328, OCLC   17442147
  22. ^ Лафе, Эмиль, изд. (2008). «Албанский энциклопедический словарь» . (Энциклопедический словарь Албании) (на албанском языке). Том. 3. Тирана : Академия наук Албании . стр. 2485–2486. ISBN  9789995610272 . OCLC   426069353 .
  23. ^ Края, Мехмет , изд. (2018). «Энциклопедический словарь Косово» . (Энциклопедический словарь Косово) (на албанском языке). Том. 2. Приштина : Академия наук и искусств Косово . стр. 1193–1194. ISBN  9789951615846 . OCLC   1080379844 .
  24. ^ Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 100–136. ISBN  9781400847761 .
  25. ^ Османи, Шефик (1983), Педагогический ( словарь на албанском языке), Тирана: Издательство «8 Нэнтори», стр. 716–718, OCLC   17442147
  26. ^ СТ Дхамко. Бобошица История. Бобошица, 2010 (рукопись). п. 139-140.
  27. ^ Ликмета, Бесар (4 мая 2012 г.). «Албанский университет подвергся проверке по поводу диплома Босси» . Балканский взгляд.
  28. ^ «Албания закрывает 18 университетов за выдачу поддельных дипломов» . АНСА. 7 августа 2014 г.
  29. ^ КАТАЛОГ ШКОЛЬНЫХ ТЕКСТОВ 2, 7, 10 И 11 КЛАССОВ 2017 - 2018 УЧЕБНЫХ ГОДОВ
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfa88c13bfa7fe252a725f039f4b22eb__1708572120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/eb/bfa88c13bfa7fe252a725f039f4b22eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of education in Albania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)