История образования в Албании
История образования в Албании является важнейшим компонентом культурной, цивилизационной и образовательной мысли албанского населения в целом. Хотя подлинное научное исследование истории образования и албанской образовательной философии появилось сравнительно поздно, албанские исследователи внесли заслуживающий внимания вклад. Исследования и монографии, проведенные этими учеными, особенно во второй половине 20-го - начале 21-го века, пролили свет на ряд аспектов, касающихся этой темы. [1]
Античность
[ редактировать ]
История албанского образования восходит к древнему иллирийскому периоду. Это явление неразрывно связано с эволюцией урбанизации и распространением цивилизованных обществ в иллирийских регионах, особенно в период с VII по VI века до нашей эры. Иллирийская культура и древняя греческая культура признаны ключевыми в формировании культурной основы европейской цивилизации.
Для иллирийцев, как и для других древних народов, главными центрами организованной деятельности стали организованные города в форме провинциальных общин, известных как койноны . Археологические исследования доказывают существование гимназии в греческой колонии Аполлония с конца VI века до нашей эры. [5] Позже гимназии и другие учебные заведения были открыты в таких городах, как Амантия , Биллис , [6] Дуррес , Эпидавр , [7] Никая , [8] Исторические свидетельства говорят об эллинистической школе Аполлонии, в которой в 44 году племянник Юлия Цезаря Октавиан Август , вероятно, потому, что в этом учебном заведении преподавали выдающиеся ученые того времени. учился и [9] Школа Аполлонии была философско-риторической школой, в которой ученики изучали знания из таких областей, как философия, ораторское искусство (риторика), литература и язык. Древнегреческий географ и историк Страбон в своем труде «География» описывает его как «город с хорошими законами» (polis eunomotate). [10] Даже римский оратор Цицерон, посетивший эти места в 58 году в своем труде «Филипики», описывал Аполлонию как «великий и величественный город» ( лат .: magna urbs et gravis ) со школой философии и ораторского искусства. [11] Существование библиотек и стадионов доказано в некоторых иллирийских городах. В разные исторические периоды в Иллирии действовали греческие и римские учебные заведения, занятия в которых посещали дети богатых иллирийских слоев. [12]
Средний возраст
[ редактировать ]В раннем средневековье, до османской оккупации, образование на албанских территориях во многом находилось под влиянием церкви, особенно католической церкви в северных регионах и православной церкви в южных регионах. Можно сделать вывод, что в то время Церковь занимала доминирующую позицию в распространении знаний и содействии интеллектуальному росту. В католических школах преобладающим языком культуры и образования был латино-итальянский, тогда как в православных школах обычно использовались греческий и славянский языки. В то время на албанском языке не было учебных заведений. Албанский традиционно не считался языком, обычно используемым в литургических или культурных целях.
Происхождение албанского образования можно проследить до самых ранних версий алфавитных систем албанского языка, а также их приобретения и применения в социальном и образовательном контексте. В научных отчетах утверждается, что самые ранние зарегистрированные случаи письменного албанского языка появились в XII веке, в то время, когда преобладали албанские княжества, а литературная традиция языка получила распространение в XV веке из-за растущего влияния албанских феодалов и создания Университет Дурреса (Studium Generale). [13]
Использование иностранных алфавитов для чтения и письма на албанском языке было начато в религиозных школах, где упор делался на изучение иностранных языков, а именно греческого и латыни. Кроме того, необходимость в такой практике возникла у католических и православных священников в церкви в XVI-XVII веках. Зарождение письменного албанского языка можно проследить до пятнадцатого века, причем самый ранний известный документ был записан именно в этот период. Однако только в 1555 году первая албанская книга, а именно « Мешари в литературном мире появилась » (Миссал). Этот основополагающий труд был переведен Гьоном Бузуку , что стало важной вехой в албанском литературном ландшафте.
Османский период
[ редактировать ]
Приход Османской оккупации в пятнадцатом веке привел к заметным изменениям в религиозной, культурной и образовательной среде албанского населения. Османская империя основала учебные заведения, известные как «майтапы» для начального образования студентов-мусульман, и «медрессы» для высшего образования студентов-мусульман. Школы давали образование албанцам, исповедующим исламскую веру. Несколько человек добились признания как выдающиеся ученые в средних учебных заведениях Османской империи, известных как медресе. Албанские католические гуманисты продолжили свою образовательную и научную деятельность за рубежом, в первую очередь в итальянских университетах. Некоторые из их известных членов, в том числе Марин Барлети (Барлетиус) и Николле Леоник Томеу (Томеаус), добились выдающегося признания в европейской сфере образования и культуры. [14]
Во время османского вторжения в Албанию многие албанцы мигрировали из этого региона, спасаясь от различных социально-политических и экономических трудностей. Среди них средневековые художники Марко Басаити и Виктор Карпачи , скульптор и архитектор Андреа Николле Алекси и коллекционер произведений искусства Алессандро Альбани . [15] [16] Жители Венецианской империи основали Школу Альбанези , которая служила культурным и социальным центром для албанцев. [17]
17-18 века
[ редактировать ]В семнадцатом и восемнадцатом веках произошло оживление как экономической, так и культурной сферы. Произошло ощущение возрождения албанской этнической идентичности. В этот период пашалик Шкодры и пашалик Янины приступили к миссии по возрождению албанской идентичности и достижению независимости от Османской империи путем подражания преобладающим европейским представлениям о цивилизации. Это ознаменовало начало албанского Просвещения. Были предприняты согласованные усилия по защите католической и православной веры, культуры коренных народов и местного наследия посредством ряда мер, включая создание советов, образовательных учреждений, перевод религиозных и светских текстов, а также создание оригинальных произведений в Албанский язык, такой как Албанский монастырь (Леже, Албания, 1703 г.) и Албанский колледж (Калабрия, Италия, 1732 г.). Новая академия Воскопоя . , расположенная в Албании в 1750 году, занимает выдающееся положение, несмотря на использование греческого языка в качестве средства обучения Албанцы, назвавшие себя мусульманами, были лишены права получать образование на родном языке. Однако многие интеллектуалы продемонстрировали сильное чувство гордости за свое этническое наследие. Лица, о которых идет речь, получили образование в османских учебных заведениях, где использование албанского языка (написанного арабской графикой) стало плодотворным в 18 веке. В течение 17 и 18 веков албанская образовательная идеология добилась значительного прогресса, особенно с публикацией «Çeta e profetëve» (Cuneus Prophetarum) Пьетера Богдани в 1685 году, а также с введением европейской образовательной практики при содействии Академия Воскопои Новая . [18] Город Воскопоя был известен своим выдающимся вкладом в сферу интеллектуализма, особенно в области научных исследований, культуры и образования, таких как Теодор Кавалиоти (Каваллиотос), Теодор Хаксифилипи и т. Д.
Образовательные учреждения католической, греко-православной и османской принадлежности, в которых обучалась албанская молодежь, сыграли значительную роль в формировании культурного и образовательного прогресса албанского населения. В этих академических учреждениях сформировались выдающиеся интеллектуалы и ученые албанского национального возрождения , посвятившие свои усилия развитию и сохранению албанского языка и образовательной системы. В этих академических учреждениях албанские преподаватели начали тайно преподавать албанский язык своим ученикам. Они сыграли решающую роль в прокладывании пути к возникновению национальной системы образования и созданию школ.
Национальный Ренессанс
[ редактировать ]В эпоху национального возрождения албанский народ и интеллектуалы проявили энергичные усилия по созданию и развитию албанской национальной школы, несмотря на различные проблемы и бесчисленные жертвы. Это движение возглавили такие выдающиеся личности, как Наум Векилхарджи , автор первой национальной азбуки в 1844 году, Иероним де Рада , первый национальный учитель, а также такие деятели, как Наим и Сами Фрашери , Хасан Тахсини , Пашко Васа и Костадин Кристофориди среди других. . Как пионеры и архитекторы албанской национальной системы образования. Демократический иллюминизм, поддерживаемый деятелями Возрождения, был подкреплен важной концепцией албанизма, которая, в свою очередь, была основана на албанской школе и албанском языке как средстве обучения и обучения, а также на содействии национальному образованию. Это мероприятие собрало собрание выдающихся ученых и религиозных лидеров различных вероисповеданий со всей страны. Албанская лига Призрена ходатайствовала о признании албанского языка и создании албанских учебных заведений. В 1879 году группа известных деятелей эпохи Возрождения основала Общество печати албанских букв в Стамбуле и открыла филиалы в различных местах. Различные ассоциации и организации занимали значительную позицию в образовательной сфере Албании, о чем свидетельствует их регулярное освещение в общенациональных газетах. Стремясь создать стандартизированный национальный алфавит, указанные лица публиковали различные статьи и журналы, написанные на албанском языке. Кроме того, они опубликовали заметную работу под названием «Азбука албанского языка», целью которой было представить албанский алфавит, в частности, на основе стамбульского алфавита. [19]

К вышеупомянутым материалам относятся учебники по теме «язык», а также различные другие образовательные ресурсы, написанные на албанском языке. цели отдельных лиц, составляющих Национальное движение, сместились в первую очередь в сторону сохранения и развития албанского языка В 1881 году после роспуска Призренской албанской лиги . Образовательное учреждение, обычно называемое «школой», представляет собой формализованную систему обучения и обучения, предназначенную для передачи знаний и развития навыков у учащихся. Обычно он включает в себя структурированную учебную программу, установленные цели обучения и систему оценивания и оценивания. Целью школьного образования является подготовка людей к будущим академическим, профессиональным или личным занятиям, а также содействие критическому мышлению, исследованиям и интеллектуальному развитию. Следовательно, открытие школы Корчи (Mësonjëtorja e Korçës) в 1887 году стало важной вехой в албанском образовании, поскольку она считалась первым учреждением такого рода, послужившим прототипом для создания последующих национальных школ. [20] В 1899 году Сами Фрашери написал программную публикацию под названием «Что было, что есть и что будет Албанией», в которой он отстаивал комплексный взгляд на национальную систему образования. Это включает в себя определение его структуры и принципов.
Провозглашение младотурецкой конституции 1908 года было использовано албанскими националистами как средство активизации своих усилий в сфере патриотизма, политики, культуры и образования. В пределах территориальных границ страны были созданы новые клубы и ассоциации, которые внесли значительный вклад в повышение национального самосознания в четырех албанских вилайетах. Высшие достижения этого периода были продемонстрированы Конгрессом Манастира в 1908 году, на котором было официально одобрено албанский алфавит. [21] Кроме того, Эльбасанский конгресс , первый национальный образовательный конгресс, и Учительская средняя школа Эльбасана в 1909 году, первая в своем роде на албанских землях, ознаменовали заметный прогресс в области среднего образования и профессиональной подготовки на албанском языке. [22] [23] Несмотря на различные попытки албанцев создать учебные заведения, иностранные школы, особенно османские государственные школы, сохраняли доминирующее присутствие на албанских территориях. Численность этой конкретной группы демонстрировала значительный рост как в девятнадцатом, так и в двадцатом веках.
Стремясь повысить квалификацию и научную мощь национальной образовательной системы, светила эпохи Возрождения обращались к различным теоретическим проблемам, относящимся к широкому кругу образовательных областей, включая общую педагогику, дидактику, методологию, школьную педагогику , семейную педагогику, образование взрослых, историю педагогики, и дошкольной педагогики. В эпоху Возрождения известные деятели внесли значительный вклад в методологию, используемую при публикации учебников, включая включение албанской терминологии. Термин «педагогическая школа» может быть переведен в более формальном и научном стиле как школа, ориентированная на педагогику, или, альтернативно, школа с упором на теорию и практику образования. [24]
Независимость
[ редактировать ]Провозглашение суверенитета Албании в 1912 году стало поворотным моментом в развитии национального образования. Созданию надежной национальной системы образования в территориальных пределах Албании способствовало создание благоприятных условий. Наряду с фундаментальными принципами правовой системы албанские патриоты во главе с первым министром образования Албании Луиджем Гуракуки стремились расширить сферу деятельности албанских школ и внедрить общенациональный подход к их управлению. Напротив, албанское население, проживавшее за пределами Албании, преимущественно в границах Югославского королевства, было лишено образовательных учреждений, особенно тех, которые обслуживали использование их родного языка.
Первая мировая война
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны на территории, оккупированной Австро-Венгрией, произошло значительное развитие: впервые был открыт ряд албанских школ. Эти школы были обнаружены в таких регионах, как Косово и на других албанских территориях, расположенных за пределами границ Албании, которые были демаркированы в 1913 году. Гербартовская педагогика, основанная на научных принципах, применялась в учебных заведениях, расположенных на албанских территориях под юрисдикция Австро-Венгерской империи.
Межвоенный период
[ редактировать ]
Во время Конгресса Лушни в 1920 году было принято решение о создании Департамента образования в рамках Конституции албанского государства. Впоследствии, во время Конгресса образования, проходившего в Лушне и Тиране в 1922 и 1924 годах, были предприняты важные действия по национализации, демократизации и секуляризации албанских школ, а также составлению соответствующих образовательных документов. Хронологический период с 1920 по 1939 год в Албании ознаменовался консолидацией начальной школы и созданием комплексной национальной системы среднего образования. И наоборот, на албанских территориях, находящихся под властью Югославии, албанцы упорно пытались обеспечить преподавание албанского языка и образовательные учреждения, что было запрещено югославскими властями. Помимо сферы образования, в Албании также зародилась образовательно-психологическая мысль, сопровождавшаяся разнообразными образовательными идеологиями и согласованными усилиями по включению принципов «новой школы» в албанскую образовательную систему. В этот период были выпущены многочисленные журналы и учебно-психологические труды, среди которых заметные работы в области педагогики и психологии принадлежат Александр Джувани , видный деятель албанского образования и психологии первой половины 20 века. [25]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В исторический период Второй мировой войны итальянские оккупанты внесли изменения в систему образования Албании, а также в систему образования в югославских албанских регионах. Итальянская оккупация Косово и других албанских территорий за пределами Албании считалась «освободительной» инициативой, поскольку она предоставляла определенные права албанскому населению. В частности, впервые в Югославском королевстве албанцам было предоставлено право на образование на родном языке. Несмотря на намерения итальянских завоевателей итальянизировать системы образования и школьного образования на территориях, находящихся под их оккупацией, включая Албанию и Косово, очевидно, что это ознаменовало начало отдельной албанской образовательной системы, реализованной на национальном уровне, представляющей этническую Албанию.
Коммунизм
[ редактировать ]Поворотный момент в хронике албанского образования относится к трансформации социалистического общества, на которое неизменно оказывали влияние советский опыт и марксистско-ленинская доктрина. В период обширных социальных изменений в Албании была запущена комплексная инициатива в сфере образования. Была создана система образования, которая носила всеобъемлющий и несектантский характер и состояла из обширной сети дошкольных образовательных учреждений, начальных школ, а также обширных и профессиональных средних школ. Введение высшего образования в Албании стало важной вехой благодаря созданию университетов и высших учебных заведений. выпустил С момента его основания в 1957 году по 1987 год Тиранский университет более 66 000 специализированных специалистов в различных областях. За это время произошел заметный прогресс в образовании взрослых, охватывающем как предварительную подготовку, так и обучение без отрыва от работы. Социалистическая Республика Албания выделялась как одна из избранных стран, способных искоренить неграмотность среди своего населения. В контексте тоталитарного общества очевидно, что албанская образовательная мысль претерпела значительный рост и развитие, тесно переплетающееся с одновременным развитием социалистического образования внутри страны. Албания . Марксистско-ленинская идеология была определена и утверждена как единственная методологическая доктрина албанской системы образования и педагогики. [26]
Современный
[ редактировать ]В 1990 году был объявлен план реорганизации, согласно которому программа обязательного образования будет продлена с восьми до десяти лет. Однако в следующем году крупный экономический и политический кризис в Албании и последовавшее за этим нарушение общественного порядка повергли школьную систему в хаос. Широко распространенный вандализм и острая нехватка учебников и расходных материалов оказали разрушительное воздействие на работу школ, побудив Италию и другие страны оказать материальную помощь. В сентябре 1991 года министр образования сообщил, что почти треть из 2500 школ ниже университетского уровня была разграблена и пятнадцать школьных зданий снесены. Многие учителя переехали из сельской местности в города, оставив сельские школы неукомплектованными и пополнив ряды безработных в городах; около 2000 учителей покинули страну. Жестко контролируемая среда, которую коммунистический режим навязывал системе образования на протяжении более сорока шести лет, наконец-то была освобождена и готова к улучшению.

Как и при коммунизме, дисциплина учителей остается серьезной проблемой в албанской системе образования, поскольку учителя прибегают к насилию, в то время как от учеников ожидается простое заучивание заданного материала. Кроме того, коррупция среди учителей становится проблемой, поскольку «конверты» и дорогие подарки являются нормой, когда приходится сталкиваться с важными сроками, такими как средние показатели поступления или неудовлетворительные оценки. Однако были предприняты попытки принять западную модель, согласно которой учащийся находится в центре системы образования, в отличие от нынешней восточной модели, где учитель играет доминирующую роль.
В конце 1990-х годов многие школы были перестроены или реконструированы для улучшения условий обучения через Фонд Сороса «Открытое общество» . Большинство улучшений произошло в крупных городах, таких как столица Тирана . Последний страдает от огромной переполненности классов, в результате чего преподавание приходится на две дневные смены, а отопление в зимний период является серьезной проблемой. Старая коммунистическая пропаганда была исключена из всех школьных программ, и больше внимания стало уделяться математике , естественным и гуманитарным наукам . Учебная неделя была сокращена с 6 до 5-дневной. Некоторые из более богатых школ начали внедрять компьютеры , но во многих школах до сих пор не хватает базовых принадлежностей для лабораторных занятий.
Между тем, частные, негосударственные учреждения всех уровней открылись с улучшенными учебными материалами, персоналом и дополнительными внеклассными мероприятиями, но с дорогостоящей оплатой. Аналогичные изменения произошли и на уровне высшего образования. В разных городах Албании создан ряд частных университетов, предлагающих студентам возможность обучения по разным направлениям. Начали внедряться программы электронного обучения, предлагающие студентам возможность посещать онлайн-курсы. Однако некоторые частные высшие учебные заведения стали называть просто «фабриками дипломов», как это было в случае с выдачей спорного университетского диплома сыну известного итальянского политика Умберто Босси . [27] В результате правительство Албании закрыло дюжину таких учреждений в попытке подавить это явление. [28]
В период с 2009 по 2013 год индустрия учебников была дерегулирована, чтобы сделать учебники более доступными, тем самым предоставив более широкий выбор студентам и преподавателям. Однако этот сектор стал уязвимым для фаворитизма, и качество албанской системы образования снизилось. Он был наводнен текстами, написанными авторами, не заслуживающими доверия, в результате чего появились посредственные тексты с сомнительным содержанием. В одном из них рассказывалась история о том, как смешав мел с водой и выпив его, вы заболели и пропустили занятия. В учебнике физики ученикам требовалось найти цвет медведя, который преследовал человека на дереве. В других текстах явно использовалась ненормативная лексика.
С 2013 года вышеуказанные тексты были запрещены и введены более авторитетные из Пирсона и Оксфорда в целях гармонизации албанской системы образования с ЕС. [29] Кроме того, учащимся 1-5 классов предоставляются бесплатные учебники.
Зимой 2018–2019 годов в Тиране прошли студенческие протесты с требованиями улучшить образовательную инфраструктуру, снизить плату за обучение и осудить фаворитизм, коррупцию и сексуальные предпочтения среди преподавательского состава. Правительство согласилось с требованиями, и студенческие общежития в Студенческом городке в Тиране реконструируются в рамках Университетского пакта между правительством и государственными академическими учреждениями Албании.
В последние годы иностранные студенты, в основном из Южной Италии, поступают в итальянские университеты Тираны в надежде лучше подготовиться к вступительным экзаменам в итальянские университеты.
Образовательное стремление албанцев, проживающих за пределами родного региона, было отличительной чертой албанского образовательного и педагогического наследия. Это относится к непреходящим целям сохранения национального языка и наследия, а также к образовательной деятельности внутри диаспоры.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. стр. 9–12.
- ^ ...Там, при дворе Глафкиаса, он получил образование и воспитание... https://www.greecehighdefinition.com/blog/pyrrus-king-of-epirus
- ↑ Король Главкия практически усыновил Пирра и научил его всему, что знал о лидерстве, политике и военном искусстве. - https://shqipful.com/en-xk/blogs/heritage/king-pyrrus-the-extraordinary-history-of-the-eagle-of-epirus
- ↑ Тогда Пирр наверняка был бы казнен, если бы его не похитили друзья отца. Они отвезли его к царю Иллирии Главкию, который настолько пристрастился к младенцу, что оставил его и дал ему образование вместе со своими детьми - https://www.heritage-history.com/index.php?c=read&author =kaufman&book=plutarch&story=пирр
- ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. п. 22.
- ^ Баку, Пашо, изд. (2011). «Бркович, Еврем». Иллюстрированная универсальная энциклопедия (на албанском языке). Тирана: Издательство Bacchus. п. 172. OCLC 734077163 .
- ^ Жлебник, Леон (1969). Всеобщая история педагогики [ Всеобщая история педагогики ] (на албанском языке). Приштина: Ренессанс. п. 18. ОКЛК 911525164 .
- ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. п. 18.
- ^ Кафезези, Ило-Митке (1936) Даскал Гьока или школа Корчара и Чмочме. Кафзези, Корча, стр.84
- ^ Страбон. Geographica , 7.8.316. Архивировано 20 июля 2020 г. в Wayback Machine .
- ^ Элси, Роберт (2011). Исторический словарь Албании . Тирана: Уэген. стр. 80–81.
- ^ Реджепи, Ф.; Демай, Ф. (2009). История 6 . Приштина : Издательство школьной книги. стр. 16–17.
- ^ Деджа, Бедри, изд. (2003). албанского образования и педагогической мысли ( История на албанском языке). Тирана : Институт педагогических исследований. п. 62.
- ^ Католики Албании. Архивировано 26 сентября 2011 г. в Wayback Machine (документ Word).
- ^ Художественная галерея Уокера. Годовой отчет и бюллетень Художественной галереи Уокера, Ливерпуль .
Андреа Алесси, архитектор и скульптор, был уроженцем Дураццо в Албании и, возможно, имел местное, а не итальянское происхождение.
- ^ Бабингер, Франц (1962). «Албанское происхождение художника Марко Басаити (ок. 1470 – ок. 1530)». Действует. Венетоский институт наук, литературы и искусства, класс моральных наук и литературы . СХХ: 497–500.
- ^ Кэрол М. Ричардсон (2007). Знакомство с искусством эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета, 2007. с. 19. ISBN 9780300121889 .
- ^ Ллоши, Джеват (2008), албанского алфавита ( Вокруг на албанском языке), Логос, стр. 102–104, ISBN 978-9989-58-268-4 , получено 1 июня 2010 г.
- ^ Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании . Плимут: The Scarecrow Press. п. 281 . ISBN 9780810873803 . OCLC 454375231 .
- ^ Османи, Шефик (1983), Педагогический ( словарь на албанском языке), Тирана: Издательство «8 Нэнтори», стр. 429–430, OCLC 17442147
- ^ Османи, Шефик (1983), Педагогический ( словарь на албанском языке), Тирана: Издательство «8 Нэнтори», стр. 327–328, OCLC 17442147
- ^ Лафе, Эмиль, изд. (2008). «Албанский энциклопедический словарь» . (Энциклопедический словарь Албании) (на албанском языке). Том. 3. Тирана : Академия наук Албании . стр. 2485–2486. ISBN 9789995610272 . OCLC 426069353 .
- ^ Края, Мехмет , изд. (2018). «Энциклопедический словарь Косово» . (Энциклопедический словарь Косово) (на албанском языке). Том. 2. Приштина : Академия наук и искусств Косово . стр. 1193–1194. ISBN 9789951615846 . OCLC 1080379844 .
- ^ Скенди, Ставро (1967). Албанское национальное пробуждение . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 100–136. ISBN 9781400847761 .
- ^ Османи, Шефик (1983), Педагогический ( словарь на албанском языке), Тирана: Издательство «8 Нэнтори», стр. 716–718, OCLC 17442147
- ^ СТ Дхамко. Бобошица История. Бобошица, 2010 (рукопись). п. 139-140.
- ^ Ликмета, Бесар (4 мая 2012 г.). «Албанский университет подвергся проверке по поводу диплома Босси» . Балканский взгляд.
- ^ «Албания закрывает 18 университетов за выдачу поддельных дипломов» . АНСА. 7 августа 2014 г.
- ^ КАТАЛОГ ШКОЛЬНЫХ ТЕКСТОВ 2, 7, 10 И 11 КЛАССОВ 2017 - 2018 УЧЕБНЫХ ГОДОВ
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Объяснение системы образования (английский)
- Министерство образования и спорта Албании
- История албанской системы образования
- Педагогическое образование в Албании : история и современные проблемы