Законы Фаллу
Законы Фаллу способствовали развитию католических школ во Франции в 1850-х, 1860-х и 1870-х годах. За них проголосовали во время Второй французской республики и обнародовали 15 марта 1850 и 1851 годов, после президентских выборов Луи-Наполеона Бонапарта президентом в декабре 1848 года и выборов в законодательные органы в мае 1849 года , которые дали большинство консервативной Партии де л'. Ордер . Названные в честь министра образования Альфреда де Фаллу , они в основном были направлены на продвижение католического учения. Закон Фаллу от 15 марта 1850 года также расширил требования Закона Гизо 1833 года, который предписывал наличие школы для мальчиков в каждой коммуне с населением более 500 человек, и теперь требовал наличия школы для девочек в этих коммунах. Закон 1851 г. создал смешанную систему, в которой некоторые начальные учебные заведения были государственными и контролировались государством, а другие находились под надзором католических общин (учебных приказов) .
Новый закон создал ассоциацию между церковью и государством, которая продолжалась до тех пор, пока антиклерикальные законы Ферри в начале 1880-х годов не установили бесплатное и светское образование в Третьей республике . Законы Фаллу обеспечили всеобщее начальное образование во Франции и расширили возможности для получения среднего образования. На практике учебные программы в католических и государственных школах были схожими. Католические школы были особенно полезны для обучения девочек, которым долгое время пренебрегали. [ 1 ]
Основные особенности
[ редактировать ]Основными целями законов Фаллу была замена революционной и имперской системы, которая поставила всю систему образования под контроль университета и подготовленных государством учителей, которых обвиняли в распространении республиканских и антиклерикальных идей. системой, возвращающей ответственность за образование духовенству. Эта цель во многом была достигнута: Закон Фаллу создал смешанную систему: государственную (и в основном светскую), с одной стороны, и частную и католическую , с другой.
Этот закон позволял духовенству и членам церковных орденов, мужчинам и женщинам, преподавать без какой-либо дополнительной квалификации. Это освобождение распространялось даже на священников, преподававших в средних школах, где от учителей-мирян требовалось университетское образование. Начальные школы были переданы в ведение кюре .
Закон Фаллу создал одну академию для каждого факультета , децентрализовав университет и тем самым усилив местное влияние знаменитостей. Он реорганизовал Высший совет образования и ученые советы, в частности, предоставив большое количество мест представителям различных религий, прежде всего католицизма. Восемь членов университета имели места в Высшем совете народного образования, а также семь религиозных представителей (включая четырех католиков), три государственных советника , три члена Института и три члена, представляющие «свободные» (т.е. частные) учебные заведения. Аналогичным образом епископы входили в состав ученых советов.
Начальное и среднее образование было разделено между государственными и частными учреждениями, возглавляемыми некоммерческими организациями или религиозными общинами. Надзор за школами был совместной обязанностью мэра и священника. Закон более строго регулировал деятельность педагогических колледжей (écolesnormales), и учителям была обеспечена гарантированная минимальная заработная плата. Любой город мог перевести свой государственный колледж на католическую систему. Все школы проверялись государственными чиновниками, и только государство имело право присуждать степень бакалавра. Закон сработал, как и предполагалось, и увеличил роль католиков. Рост католических школ с 1854 по 1867 год составил 75 процентов по сравнению с 34 процентами в системе среднего образования в целом. [ 2 ]
Историческая и политическая подоплека
[ редактировать ]Закон Фаллу был обнародован в контексте, когда французские католики были обеспокоены растущей ролью государства в образовании после революции 1789 года и реорганизации императорского университета . Они считали, что имперская система образования, унаследованная от реформ Первой Империи , чрезмерно распространяла идеи Просвещения , республиканские и социалистические идеи. [ 3 ] Таким образом, они хотели, чтобы система образования вернулась к своим основам времен Ancien Régime .
Реставрация Бурбонов частично удовлетворила эти потребности, терпя преподавание религиозными общинами, хотя теоретически оно все еще оставалось запрещенным, а также предоставила больший вес епископам в системе образования, позволив школьным программам уделять больше внимания католицизму.
Однако Июльская монархия была гораздо менее дружелюбна к этой реакционной тенденции. Хотя Закон Гизо 1833 года частично удовлетворил католиков, разрешив частное преподавание в начальной школе, он оставил среднее и высшее образование под надзором университета. Гизо также обобщил écoles Normales Primaires , которые отвечали за подготовку учителей. Впервые созданные Национальным собранием в 1794 году, эти школы, относящиеся к écoles Normales Superieures , были организованы на основе декрета 1808 года об организации Французского университета и обвинялись консерваторами в пропаганде республиканизма, социализма и антиклерикализма.
Первые дебаты 1848-1849 гг.
[ редактировать ]После революции 1848 года Лазар Ипполит Карно был назначен министром народного просвещения и подготовил проект реформы. Он назначил республиканца Жюля Бартелеми-Сен-Илера президентом парламентской комиссии, которая должна была написать проект. [ 4 ] Последний сделал бы образование обязательным для детей обоих полов, а также трехлетнюю подготовку учителей, субсидируемую государством. Хотя он отдавал предпочтение государственным школам, он по-прежнему разрешал частные учебные заведения. [ 5 ] Однако проект Карно был отменен после его отставки 5 июля 1848 года. [ 6 ]
Таким образом, парламентские дебаты возобновились. Новоизбранный президент Луи Наполеон Бонапарт заменил Карно на Альфреда де Фаллу на посту министра народного просвещения в декабре 1848 года, последний оставался в Одилона Барро правительстве до мая 1849 года. Указ от 11 декабря 1848 года сделал предстоящий закон об образовании органическим законом. , что, таким образом, должно быть оставлено на усмотрение Учредительного собрания. [ 4 ]
Легитимист . (то есть консервативный роялист), Фаллу официально отозвал законопроект Карно 4 января 1849 года и распустил Комиссию по научным и литературным исследованиям, назначенную Карно Фаллу явно стремился вернуть католицизм на передний план французского образования и общества, описывая свою программу в своих мемуарах : «Бог в образовании. Папа во главе церкви. Церковь во главе цивилизации».
Распустив комиссию Карно, Фаллу создал две новые министерские комиссии, занимающиеся подготовкой проектов законов о начальном и среднем образовании, которые быстро объединились. Оба были составлены большинством консервативных католиков. Под председательством самого министра Фаллу вице-президентом был Адольф Тьер . [ 4 ] и включали католиков, таких как архиепископ Парижа монсеньор Сибур , аббат Дюпанлуп (который позже стал епископом Орлеана ) и т. д. Удивительно, но Тьер, ранее критиковавший участие церкви в образовании, был одним из тех, кто больше всего поддерживал влияние католиков. в системе образования, будучи готовым передать духовенству все начальные учебные заведения, в то время как епископ Дюпанлуп и другие сильные католики успокаивали его чрезмерные притязания. [ 4 ]
Расстроенная этой мерой, отчасти потому, что декрет декабря 1848 года передал Ассамблее инициативу законодательного процесса, касающегося органических законов, последняя назначила новую парламентскую комиссию для восстановления ее прерогатив по предложению умеренного республиканца Паскаля. Дюпра . [ 4 ] Эту параллельную комиссию возглавлял министр народного просвещения де Вобель , а секретарем - республиканец Жюль Симон . [ 4 ]
Парламентские дебаты сосредоточились на статье 9 новой Конституции, касающейся образования. [ 7 ] Депутат-католик Шарль де Монталамбер затем назвал монополию университета в системе образования «интеллектуальным коммунизмом» и заявил, что эта система «уступает системе Ancien Régime». [ 8 ] Статья 9 провозглашала, что «образование является бесплатным» (« L'enseignement est libre »)», добавляя при этом, что эта «свобода образования» определяется законодательством и осуществляется «под контролем государства». [ 7 ] Разрешая частные учреждения, эта статья, таким образом, гарантировала, что образование в целом было поставлено под контроль государства. Степень последнего будет определяться будущими законами.
5 февраля 1849 года Жюль Симон представил Собранию проект закона, состоящий из 23 статей. [ 4 ] Однако правительство Одилона Барро заявило, что мандат Учредительного собрания подходит к концу и что дальнейшие предложенные законы должны будут быть рассмотрены следующим Национальным собранием. Из-за нехватки времени Учредительное собрание решило рассмотреть наиболее неотложные законы. Депутат Бубе , ученый и преподаватель университета, предложил включить законопроект об образовании в число рассматриваемых, но его предложение было отклонено 458 голосами против 307. [ 4 ]
Новые дебаты после выборов в мае 1849 г.
[ редактировать ]Таким образом, обсуждение нового закона придется отложить до выборов в законодательные органы в мае 1849 года . Но эти дали абсолютное большинство консервативной Партии Ордена , в основном состоящей из католических монархистов, будь то орлеанисты или легитимисты, такие как Фаллу, который был избран депутатом. [ 4 ]
Несмотря на то, что Комиссия была распущена, комиссия под председательством Бартелеми Сен-Илера и назначенная Карно представила свой проект и отчет Ассамблее 10 апреля 1849 года. [ 4 ] Эта работа была проигнорирована в ходе дальнейших обсуждений. [ 4 ] 18 июня 1849 года Фаллу представил Ассамблее законопроект, разработанный министерской комиссией, которую он сам назвал. Таким образом, Фаллу возобновил свои планы: «Обучение осталось слишком изолированным от образования; образование осталось слишком изолированным от религии». [ 4 ]
Таким образом, Ассамблея назначила еще одну парламентскую комиссию, в которой католики снова взяли верх. В ее состав входили Саломон (из Мааса ), протестантский богослов Кокерель , Базе, богослов Арман де Мелен (который был сотрудником покойного Дени Аффра , бывшего архиепископа Парижа), де Л'Эспине , Совер-Бартелеми (внучатый племянник маркиз де Бартелеми ), Дюфужере, Бартелеми Сен-Илер , де Монталамбер , Руэ , Тьер , Бено, Френо, Жанвье, Паризи (епископ Лангрский ). [ 4 ] Комиссия выбрала Тьера президентом, а Беньо « докладчиком » (отвечающим за представление законопроекта Ассамблее). Фаллу также удалось обойти советом , в состав которого входили несколько республиканцев. рассмотрение закона Государственным [ 4 ]
В сентябре 1849 года Фаллу заболел, и в октябре на посту министра народного просвещения его заменил Феликс Эскиру де Парье . [ 4 ] 11 января 1850 года был принят второстепенный закон (названный Законом Парье), упрощающий процедуры отстранения и отзыва учителей. Проект снова обсуждался, начиная с 14 января 1850 года. Во время этих дебатов Виктор Гюго , хотя и был членом Партии Ордена, раскритиковал возобновление влияния духовенства. Закон был окончательно принят 15 марта 1850 года 399 голосами против 237. [ 9 ]
Реформы Третьей республики и после
[ редактировать ]Третья республика отменила или реформировала большинство положений законов Фаллу. Закон от 27 февраля 1880 г. сократил представительство духовенства в педагогических советах. Законы Ферри установили обязательное, бесплатное и светское образование. Закон Кубка отменил первую и вторую части закона Фаллу. В 1904 году, среди растущих голосов за полную отмену закона Фаллу, министр Эмиль Комб запретил религиозным общинам преподавать, в том числе в частных школах.
Однако католики в ответ создали «мирские частные школы», где сохранялось религиозное образование, хотя преподавание велось мирянами, а не духовенством.
Режим Виши снова разрешил религиозным общинам преподавать и решительно поддержал частные католические школы. Хотя эти субсидии были прекращены после Освобождения , Временное правительство Французской Республики (GPRF) не отменило разрешение на обучение, выданное общинам. Закон Дебре 1959 года пошел еще дальше, установив, что учителям частных школ платит государство.
Хотя законы Фаллу были формально отменены после обнародования Кодекса об образовании в 2000 году, некоторые из их положений были сохранены в Кодексе и образуют основную законодательную базу для частных школ.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патрик Дж. Харриган, «Церковь, государство и образование во Франции от Фаллу до законов Ферри: переоценка», Canadian Journal of History, (2001) 36 № 1, стр. 51-83
- ^ Джино Раймонд, Исторический словарь Франции (2008), стр. 128.
- ^ Пьер Альбертини, Школа во Франции. , с. 47-48
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Джеймс Гийом , запись Фаллу в Новом педагогическом словаре (реж. Фердинанд Бюиссон ), 1911 год.
- ^ Инес Мюрат, Вторая республика , Париж, Файяр, 1987, стр.198-200.
- ^ Инес Мюрат, Вторая республика , Париж, Файяр, 1987, стр.290.
- ^ Перейти обратно: а б «Конституция 1848 года, IIe République» [Конституция 1848 года, Вторая республика]. Конституционный совет (Франция) (на французском языке) . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ Конституции Франции, представленные Жаком Годешо , с. 259-260.
- ^ И. Мюрат, Вторая республика , указ. соч. п. 423-424.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харриган, Патрик Дж. «Церковь, государство и образование во Франции от законов Фаллу до законов Ферри: переоценка», Canadian Journal of History, (2001) 36 № 1, стр. 51–83
- Харриган, Патрик Дж. «Французские католики и классическое образование после закона Фаллу», French Historical Studies (1973), 8 № 2, стр. 255–278 в JSTOR.
- Мэй, Анита Раси. «Закон Фаллу, католическая пресса и епископы: кризис власти во французской церкви», French Historical Studies, (1973), 8 № 1, стр. 77–84 в JSTOR.
Дополнительные источники
[ редактировать ]- (на французском языке) Пьер Альбертини, Школа во Франции. 19-20 века. От детского сада до университета. , Carré Histoire, Hachette Supérieur, Париж, 1992 г.
- (на французском языке) Карлос Марио Молина Бетанкур, Закон Фаллу: отмена или реформа? , ЛГДЖ, сб. «Библиотека конституционных и политических наук», № 104, Париж, 2001, 543 с.