Jump to content

Национальный план развития (Бруней)

Национальный план развития
Национальный план развития
Национальный план развития
Тип проекта Планирование развития
Основатель Султан Омар Али Сайфуддин III
Страна Бруней-Даруссалам
Запущен 1953 год ; 71 год назад ( 1953 )
Бюджет Увеличивать6,25 триллиона долларов США (2024 г.) [ 1 ]
Статус Непрерывный
Веб-сайт deps.mofe.gov.bn

Национальный план развития ( НДП ), или известный как Ранканган Кемахуан Негара ( РКН ), — это название, присвоенное правительством Брунея плану, разработанному для реализации Вавасан Бруней 2035 и диверсификации экономики путем включения проектов, программ и инициатив в действие. [ 2 ] РКН и планирование осуществлялись под руководством Департамента экономического планирования и статистики (ДЕПС). [ 3 ]

В 17 зонах Национальной жилищной схемы (RPN), общей площадью 794 гектара (1960 акров), было построено 30 296 домов в рамках Жилищной схемы для безземельных коренных граждан с момента введения этой схемы в 1984 году (STKRJ) и Земельной схемы. жилищных проектов , он использовал земельные участки площадью 5 525 га (13 650 акров). гектаров в четырех округах были выделены с момента запуска программы в 1984 году. Эта информация была раскрыта 9 февраля 2023 года. [ 4 ] Программа администрируется и поддерживается на национальном уровне Департаментом жилищного развития (JKP). [ 5 ]

В 16 веке империя Брунея была процветающей и хорошо управляемой морской державой. Но к концу 19-го века внутренние конфликты и злоупотребления со стороны иностранных и местных игроков привели к его упадку, и к 1904 году Бруней приблизился к краху. неясное будущее планирование может серьезно подорвать стабильность государства. [ 6 ]

В период британской резиденции (1906–1959) в Брунее произошли значительные административные и экономические изменения. С населением около 20 000 человек в период с 1906 по 1941 год, только в 1960-х годах демографический размер Брунея начал приближаться к примерно 25 000 человек с середины 1850-х годов. Первый британский резидент сыграл Малкольм Макартур решающую роль в стабилизации управления страной и географического порядка, осуществив ключевые реформы. Он основал полицейские участки, гражданские и уголовные суды, почтовые службы, таможни и пристани. Эти основополагающие события заложили основу для экономического восстановления и роста Брунея еще до начала коммерческой эксплуатации его нефтяных ресурсов. Последующие британские резиденты наблюдали быстрый рост торговли и переход страны к истинному процветанию после многих лет упадка. [ 7 ]

Брунейский город подвергся нападению истребителя RAAF Bristol Beaufighter в 1945 году.

Открытие и коммерциализация нефти ознаменовали начало периода преобразований для Брунея. К 1930-м годам среди крупнейших нефтедобывающих стран мира был Бруней, особенно в Британском Содружестве . Благодаря экономическому росту Бруней смог перейти из «грязи в богатство». Но этот прогресс был остановлен из-за Второй мировой войны . Японская оккупация и последующие бомбардировки союзников полностью опустошили Бруней. были Серии Нефтяные скважины подожжены, а город Бруней был серьезно поврежден, остался только китайский храм. Султанат превратился в пепел, а разрушения, вызванные войной, остановили экономический рост Брунея. [ 7 ]

После Второй мировой войны правительство поставило распределение продовольствия и восстановление предметов первой необходимости на первое место. К началу 1953 года реконструкция около 200 коммерческих домов и новых правительственных учреждений компенсировала большую часть ущерба, нанесенного войной, поскольку восстановительные работы начались быстро. [ 8 ] Во время правления султана Омара Али Сайфуддина III в Брунее произошли существенные изменения в политической системе и инфраструктуре. Его помощь сыграла важную роль в выводе Брунея из-под британского протектората к полной независимости . 1959 года Конституция Брунея , которая отменила власть британского резидента и назначила на его место британского Верховного комиссара , была одним из его величайших достижений. Сделав это, султану был возвращен его внутренний суверенитет, и он стал высшим исполнительным главой правительства . Пятилетние планы национального развития были представлены султаном для поддержки послевоенного восстановления и модернизации Брунея. [ 9 ]

РКН в 20 веке

[ редактировать ]

РКН 1 (1953–1958)

[ редактировать ]
Бруней-Таун в 1950-е годы.
Недавно построенная мечеть Омара Али Сайфуддина в 1958 году.

Первый национальный план развития (РКН 1), инициированный в 1953 году и охватывающий период с 1953 по 1958 год, сыграл решающую роль в преобразовании Брунея. До своего создания Бруней считался менее развитой и экономически неблагополучной страной. Стратегия сигнализировала об изменении парадигмы, которая помогла Брунее стать страной с высоким ВВП на душу населения и высоким уровнем жизни. Наблюдатели охарактеризовали этот прогресс как «бескровную революцию» из-за масштабов достигнутых улучшений, что было особенно примечательно, учитывая крошечное население Брунея в то время. Первый пятилетний план развития страны был начат, когда Государственный совет санкционировал выделение 100 миллионов долларов на пятилетний срок под руководством султана Омара Али Сайфуддина III. Основными целями были улучшение условий жизни, модернизация нации при сохранении структуры Мелайу Ислам Бераджа , повышение авторитета Брунея в Юго-Восточной Азии и расширение ненефтегазового сектора. Чтобы следить за выполнением плана, Э.Р. Бевингтон, британский эмигрант из Колониальное управление Фиджи было назначено комиссаром по развитию. [ 10 ] [ 11 ]

100 миллионов долларов были распределены между рядом важных проектов: [ 8 ]

  • Расширение доступа к здравоохранению и образованию
  • Воплощение планов переезда в жизнь
  • Водоснабжение
  • Совершенствование методов рыболовства и ведения сельского хозяйства
  • Расширение сетей связи и автомагистралей
  • Строительные конструкции, такие как мосты и электростанции.
  • Монтаж телефонных и телевизионных сетей

Согласно РКН 1, на развитие инфраструктуры выделено почти 59% бюджета, из которых 21,77% идет на социальное обеспечение, здравоохранение и образование . В плане большое внимание уделялось повышению социального благосостояния, что значительно повысило уровень жизни брунейцев. Пенсионный план для инвалидов и людей старше 60 лет был одним из крупнейших реализованных проектов социального обеспечения; он начался в 1957 году и платил 20 долларов в месяц. Благодаря постоянному акценту плана на социальное обеспечение, квалифицированные брунейцы теперь получают 250 долларов в месяц, что является свидетельством устойчивого успеха программы. Важными проектами, завершенными за это время, были строительство новых пристаней в городе Бруней и Куала-Белайт , строительство главной дороги, соединяющей Бруней с Тутонгом и Белайтом , а также предварительный проект будущего порта в Муаре . [ 12 ] В Бруней-Тауне и Куала-Белайте были установлены АТС, а также Старый аэропорт . Кроме того, в Куала-Белайте были построены больница и более тридцати новых школ. В плане также подчеркивалась необходимость экономической диверсификации за пределами нефтяного сектора, включаясь в планы таких вещей, как улучшение использования отходящих газов, улучшение методов ведения сельского хозяйства, пересадка каучука и усиление акцента на рыболовный сектор. [ 13 ] [ 14 ]

Более 59,78% финансирования первого национального плана развития было предназначено для строительства инфраструктуры, при этом 21,77% было направлено на социальное обеспечение, здравоохранение и образование . Он признал, что экономика Брунея должна быть более диверсифицированной, чем только нефтяной сектор. Инициативы, в том числе более эффективное использование отходящих газов , совершенствование методов ведения сельского хозяйства, возобновление посадки каучука и освещение рыбной промышленности , были частью плана. Несмотря на это, большинство попыток экономического разнообразия потерпели неудачу. Схемы отработанного газа для производства цемента, азотных удобрений , алюминия и других материалов так и не были реализованы. После Корейской войны цены на каучук упали, что сделало восстановление посадок безуспешным. [ 14 ] [ 13 ]

Концепция также предусматривала строительство глубоководного порта Муара . Была получена необходимая мощность, проведены исследования по обеспечению электроэнергией отдаленных регионов. [ 15 ] В рамках стратегии были предприняты усилия по искоренению малярии при содействии Всемирной организации здравоохранения . В результате эффективных усилий число случаев малярии снизилось с 300 в 1953 году до всего лишь 66 в 1959 году. Кроме того, с 20 смертей на тысячу в 1947 году до 11,3 смертей на тысячу в 1953 году снизился уровень смертности. Это было связано с улучшением дренажа, чистотой населения и доступностью водопроводной пресной воды для населения. [ 16 ] Вся сумма, потраченная на образование к 1958 году, составила 4 миллиона долларов. [ 17 ] С развитием новых дорог и завершением реконструкции Старого аэропорта в 1954 году связь также улучшилась. Согласно плану, был построен газовый промышленный объект стоимостью 14 миллионов долларов. [ 18 ]

Разрешив строительство мечетей и сур по всему Брунее, султан также внес значительный вклад в исламское возрождение страны. Его усилия наиболее примечательны открытием в 1958 году мечети Омара Али Сайфуддиена , представляющей исламскую традицию Брунея . Бруней стал свидетелем перемен под его руководством, которые заложили основу для его нынешней идентичности и системы правления. [ 9 ]

Помимо этого, в 1950-х годах правительство начало переселять население Кампонг Айера на эту землю с целью предоставить им возможность владеть собственностью и выращивать урожай, чтобы прокормить себя. Первый план переселения был реализован в 1952 году, когда был основан Кампонг Бунут Перпиндахан . После этого произошла вторая миграция, которая привела к созданию Кампонг Буронг Пингаи Беракас и Кампонг Панча Делима в 1953 году. Развитие Кампонг Пенгиран Сираджа Муда Делима Сату , Кампонг Ангерек Деса и Кампонг Оранг Кая Бесар Имас в 1954 году ознаменовало начало более масштабных усилий по переселению. С основанием Кампонг Джая Сетиа и Кампонг Джая Бакти в 1960 году Кампонг Айер претерпел свой третий план переселения. [ 19 ]

РКН 2 (1962–1966)

[ редактировать ]

Вслед за первым планом второй план национального развития на 1962–1966 годы был направлен на улучшение социальных условий и экономики. Но до запуска РКН 3 в 1975 году место существовало. [ 13 ] Имея бюджет в 543 миллиона долларов, RKN 2 стремится развивать и улучшать социальную, культурную и экономическую сферы существования брунейцев. План состоит из четырнадцати четко определенных целей, таких как: [ 11 ] [ 20 ]

  • Диверсификация экономики
  • Повышение производительности для увеличения дохода на душу населения
  • Сохранение высокой степени занятости и сравнительно устойчивого уровня цен.
  • Создание достаточной и всеобъемлющей национальной системы образования.
  • Создание полноценной национальной системы здравоохранения
  • Обеспечение достаточной инфраструктуры для государственных услуг
  • Поощрение и содействие частного сектора участию

РКН 2 в первую очередь направлен на дальнейшее ускорение социального и экономического развития Брунея. Область, посвященная коммерческому выращиванию риса, которая укрепила бы сельскохозяйственный сектор страны и уменьшила потребность в импорте риса извне, была одним из явных признаков экономического прогресса. Люди также могут научиться выращивать другие культуры, такие как пшеница, арахис, бананы, кофе и другие, для собственных знаний и, как следствие, для экспорта товаров за границу. [ 21 ] В рамках стратегии увеличилось производство яиц и мяса. В рамках стратегии рыбный сектор увеличил свою производительность на 25%. [ 15 ]

РКН 3 (1975–1979)

[ редактировать ]
Сераса Бэй и Муара в 1970 году.

Общий бюджет в 500 миллионов долларов был выделен на третий национальный план развития. План был разработан и разработан в соответствии с целями РКН 2 по укреплению, улучшению и дальнейшему развитию экономической, социальной и культурной жизни народа Брунея . Предпочтение было отдано следующим целям: [ 11 ] [ 22 ]

  • Поддерживать высокий уровень занятости
  • Диверсифицировать экономику за счет ускоренного развития сельского хозяйства и промышленности.

Департамент переселения был создан в 1970 году, а в 1976 году он провел обследование для определения потребностей в жилье в рамках РПН, которое проводилось по всей стране через Департамент переселения. [ 19 ] Одновременная реорганизация сельского хозяйства и промышленности рассматривалась во всех планах развития как лучший способ устранения дисбалансов в экономике. Однако такие формулировки часто противоречат реальным финансовым обязательствам, взятым на поддержку такой стратегии. В результате в РКН 3 реальные расходы на развитие, выделенные отрасли, составили всего 0,1% от общей суммы (760 000 долларов США) против ожидаемых 1,8% (9 миллионов долларов США). [ 23 ]

РКН 4 (1980–1984)

[ редактировать ]
Перенос мечети Ламбак Канан

Четвертый план национального развития, бюджет которого составляет 2,2 миллиарда долларов, уделяет большое внимание развитию и поощрению социального, культурного и экономического благосостояния людей. Этот план состоит из четырех ключевых компонентов: [ 11 ] [ 22 ]

  • Политический компонент, который способствовал обретению Брунеем независимости в 1983 году и имел решающее значение для сохранения мира, безопасности и процветания страны.
  • Растущее осознание необходимости сохранения поставок энергоносителей в результате продолжающегося роста цен на нефть.
  • Изменение геополитических условий в соседних странах
  • Растущие проблемы с поиском недорогой рабочей силы иммигрантов из соседних стран

Национальный план развития был использован правительством для запуска первого РПН в 1980-х годах. План переселения Кампонг Айера был разработан в 1983 году с созданием RPN Сераса и Кампонг Перпиндахан Мата-Мата . Первая пилотная программа RPN Lambak Kanan была создана в 1984 году. [ 19 ]

РКН 5 (1986–1990)

[ редактировать ]
Кампонг Айер и мечеть Омара Али Сайфуддина в 1985 году.

Пятый национальный план развития с бюджетом в 3,7 миллиарда долларов направлен на дальнейшее социальное и экономическое развитие страны путем предложения ряда услуг и удобств, которые повысили уровень жизни людей. В плане были определены следующие стратегии: [ 11 ] [ 22 ]

  • Максимизация экономического использования страной ее природных ресурсов.
  • Увеличение финансирования производственных секторов
  • Ускорение развития человеческих ресурсов
  • Расширение возможностей для промышленного развития.

В РКН 5 перечислены многие области, в которых необходимы действия, и затронуты некоторые проблемы, с которыми сталкивается промышленный сектор. Пересмотр Земельного кодекса, инициативы по поддержке класса малайских предпринимателей (по образцу Малайзийской новой экономической политики ), создание банка развития, создание национального фонда обеспечения сотрудников или пенсионного плана, а также развертывание национальной программы обучения. программа была среди них. Некоторые другие идеи, которые были выдвинуты, включали приватизацию некоторых государственных услуг, создание государственных фирм посредством прямого участия или совместных предприятий, а также предложение различных стимулов для развития частного сектора. Было заявлено, что правительство будет активно инвестировать в сферы повышенного риска, не называя конкретных предприятий. [ 23 ]

РКН 6 (1991–1995)

[ редактировать ]

Шестой план национального развития с бюджетом в 5,5 миллиардов долларов направлен на удовлетворение потребностей нации, особенно в отношении повышения уровня и качества жизни ее граждан, а также на поддержку экономики страны. В этом РКН были подчеркнуты следующие цели: [ 11 ] [ 24 ]

  • Улучшить развитие человеческих ресурсов
  • Расширить экономическую базу и создать среду, способствующую развитию промышленности.
  • Максимизация расходов государственного сектора
  • Поддержание роста нефтегазовой отрасли
  • Содействие созданию устойчивого частного сектора
  • Сохранение окружающей среды чистой и здоровой

РКН 7 (1996–2000)

[ редактировать ]

Седьмой план национального развития, являющийся частью 20-летней долгосрочной программы развития, начавшейся в 1985 году, имел бюджет в 7,2 миллиарда долларов. Целью этого плана было повышение уровня жизни брунейцев, одновременно подчеркивая экономические успехи страны. [ 24 ] Сектор транспорта и связи с 1 402 миллионами долларов США, или 19,5 процента от общего объема ассигнований, является третьим по величине в РКН 7. [ 25 ] В плане были определены следующие стратегии: [ 11 ]

«53% были завершены, 12% приближались к завершению и 12% реализовывались к концу планового периода, тогда как остальные находились либо на предварительных этапах, либо были приостановлены, либо отменены по разным причинам», - говорится в РКН 7, который включал В рамках данного плана к реализации одобрена 1501 программа и проект развития. [ 26 ]

В январе 1996 года правительство преобразовало Отдел информационных технологий в департамент и в 1995 году запустило программу Teknologi Maklumat , «Программу информационных технологий» (TEMA) для государственных услуг. Чтобы облегчить доступ в Интернет, в 1995 году была запущена служба BruNet. Известные ИТ-специалисты достижения в ходе РКН 7 включали создание официальных веб-сайтов и веб-сайтов местных организаций. В 2000 году Бруней стал первой страной, выпустившей смарт-идентификационную карту с использованием биометрической технологии и « смарт-карты ». Стремясь побудить молодежь широко использовать компьютеры и Интернет, правительство также выделило 13,3 миллиона долларов в 2000 году на инициативы в области ИКТ, в том числе на улучшение системы BruNet и оснащение государственных школ компьютерами. [ 27 ]

В период с июня 1996 г. по июнь 2000 г. произошел заметный рост числа государственных учреждений, использующих ИТ-услуги (с 36 до 40), и количества единиц ИТ-оборудования (387 187). Кроме того, в ИТ-отделе работало 297 человек вместо 201, и теперь на каждые четыре пользователя приходился один компьютер. В связи с резким увеличением числа пользователей BruNet с 819 в 1995 году до 13 860 в 1999 году, Департамент телекоммуникаций Брунея (JTB) заключил партнерство с UUNct в США в 2000 году, чтобы улучшить доступ в Интернет с увеличением пропускной способности и качества. «Сетевая карта предоплаты» для доступа в Интернет и «e-Speed» для более быстрой передачи данных были двумя способами, с помощью которых JTB улучшила услуги BruNet в 2000 году. «SimpurNet» была представлена ​​DST и тремя другими фирмами (QAF, Royal Brunei Technical Services и BIBD ) получили лицензии на предоставление дополнительных услуг в период быстрого расширения коммерческих ИТ-услуг. Было начато внедрение « электронного правительства », и был сформирован Национальный совет по информационным технологиям (BIT) для надзора за использованием информационных технологий по всей стране. [ 27 ]

По состоянию на 17 июня 2000 года из 42 проектов РКН-7 21 проект на общую сумму 201 миллион долларов был завершен, а 13 проектов на общую сумму 567 миллионов долларов ожидали одобрения. Грант в размере 800 миллионов долларов был предоставлен Департаменту электроснабжения (DES) для улучшения инфраструктуры производства, передачи и распределения электроэнергии. Чтобы решить серьезные проблемы, агентство сначала укрепило распределительную инфраструктуру напряжением 11 000 В в районе Бруней-Муара . Установка новых сооружений, трубопроводов и основных станций была одним из способов модернизации инфраструктуры электроснабжения. две главные электростанции: Бериби 66/11 кВ в Кампонг Киаронг и Тунгку-2 в Кампонг Римба . В рамках проекта были открыты [ 28 ]

В рамках РКН 7 Бруней значительно увеличил производство бройлеров с 4663 метрических тонн в 1996 году до 12 507 метрических тонн в 2000 году, достигнув 86%-ного превышения над местным спросом. Производство куриных яиц также превысило целевые показатели, увеличившись до 87 миллионов яиц в 2000 году с 82 миллионов в 1999 году, превысив 73 миллиона яиц, необходимых для самообеспечения. Этот рост привел к тому, что экспорт превысил внутреннее потребление. [ 29 ]

Во время РКН 7 Бруней добился почти повсеместного снабжения чистой водой, охватив 99,9% населения. В стране был самый низкий тариф на воду среди членов АСЕАН, а потребление воды в домашних условиях было самым высоким по сравнению с ее населением, составляющим около 300 000 человек. Такое изобилие и низкая стоимость воды создают риск снижения осведомленности и экономии в ее использовании, несмотря на ее дешевизну. [ 30 ]

РКН в 21 веке

[ редактировать ]

РКН 8 (2001–2005 гг.)

[ редактировать ]
Здание Законодательного совета

Министр Ахмад заявил, что правительство сосредоточилось на разработке законов и руководящих принципов, которые упростят управление частным сектором проектами развития в рамках Схемы частной финансовой инициативы (PFI). Кроме того, были проведены исследования для укрепления государственных финансов, развития перерабатывающей нефтегазовой промышленности, расширения частного сектора и укрепления стратегических областей и инфраструктуры для индустриализации и приватизации . Правительство также стремилось повысить производительность и развивать человеческие ресурсы через Департамент экономического планирования и развития. РКН уделил приоритетное внимание физическим элементам для улучшения инвестиционного климата и деловой среды. [ 31 ] РКН 8 стремится снизить безработицу путем создания к 2005 году около 18 000 новых рабочих мест по семи категориям и более 17 типам рабочих мест для местной молодежи. [ 32 ]

Восьмой план национального развития, на который было выделено 9,5 миллиардов долларов, был сосредоточен на улучшении и развитии следующего: [ 11 ] [ 33 ]

  • Укрепление и расширение нефтегазовой отрасли
  • Содействие экономической диверсификации
  • Развитие отраслей с добавленной стоимостью для создания новых возможностей трудоустройства и увеличения экспорта.
  • Развитие человеческих ресурсов
  • Создание благоприятной среды для инвестиций
  • Улучшение инфраструктурных объектов
  • Поощрение активного участия частного сектора

В 2002 году РКН 8 получила обязательство в размере 1 миллиарда долларов, о котором было объявлено на саммите АСЕАН в 2001 году . Из них $817,9 млн было направлено на транспортно-коммуникационный сектор. Это финансирование направлено на инициативы по обеспечению безопасности дорожного движения, включая строительство центра обучения вождению и улучшение телекоммуникационной инфраструктуры. План также предполагает обновление почтовых услуг, расширение возможностей BruNet и развитие оптоволоконных сетей. Эти улучшения направлены на повышение производительности за счет инновационных методов, автоматизации процедур и улучшения предоставления услуг. [ 25 ]

Приоритеты Морского департамента Министерства связи включают обеспечение соблюдения морских правил, обеспечение безопасности, защиту окружающей среды, поддержку морской отрасли и развитие человеческих ресурсов в морских областях. В рамках RKN 8 Департамент гражданской авиации планирует превратить международный аэропорт Брунея в грузовой центр, предлагая новые возможности и стимулы. Тем временем Радио Телевидение Брунея (RTB) реализовало генеральный план по внедрению интерактивного телевидения, онлайн-вещания и дополнительных радиоканалов при поддержке новых студий и современного цифрового телевизионного оборудования. [ 25 ] На территории РКН 8 и 9 поэтапно строился археологический парк Кота-Бату. [ 34 ] Здание шариата и Верховного суда Брунея открылось для работы 3 января 2006 года. Оно было построено в 2001 году, общая стоимость которого составила более 14 миллионов канадских долларов. Строительство было завершено в 2005 году. Построенное на территории площадью 10 акров здание имеет четыре этажа и девять залов судебных заседаний, в том числе два суда высокой инстанции, один апелляционный суд и шесть палат суда низшей инстанции. [ 35 ] Кроме того, план включал здание Законодательного совета , строительство которого началось в марте 2005 года. [ 36 ]

Кроме того, РКН 8 выделяет 526 миллионов долларов США, или 7,2% от общего бюджета развития, на развитие информационных технологий, включая создание услуг «электронного правительства» и фундаментальной ИТ-инфраструктуры. Ожидается, что эта инициатива улучшит коммуникационные инструменты и поддержит различные ИТ-программы, способствуя прогрессу в электронной коммерции и экономическому развитию. [ 37 ] К концу РКН 8 доступ к чистой воде имели 99,9% респондентов по сравнению с 99,7% в РКН 7. [ 27 ]

РКН 2007–2012 гг.

[ редактировать ]
Индустриальный парк Сунгай Лян
Галерея культуры и туризма Кампонг Айер
Национальное жилищное строительство Букит Беруанг

Девятый национальный план развития никогда не назывался РКН 9, официально он назывался РКН 2007–2012. Однако РКН 10 стал десятым РКН, пришедшим на смену ему. [ 33 ] Кроме того, султан учредил Совет по долгосрочному планированию национального развития, в задачу которого входило создание стратегии и рамок развития на 30-летний период, начиная с 2006 финансового года. [ 38 ] Совет по долгосрочному планированию национального развития, возглавляемый принцем Мохамедом Болкиахом , обнародовал план 17 февраля 2007 года. План был направлен на расширение РКН 8, в котором приоритетом была диверсификация экономики, и было выделено 7,3 миллиарда долларов с особым акцентом на малый и средний бизнес. крупные предприятия и ненефтяные отрасли. Кроме того, РКН-8 инвестировал крупные средства в проекты в области окружающей среды и ИКТ. Планировалось, что РКН на 2007–2012 годы будет направлять экономический рост страны в последующие пять лет, продолжая реализацию инициатив по укреплению ненефтяной экономики, которая продемонстрировала заметный рост, особенно в секторе услуг. [ 39 ]

Правительство одобрило к реализации 1048 проектов на общую сумму $9,5 млрд. Ценность системы была разделена на девять основных секторов. С ассигнованиями в размере 3063 миллионов долларов США (32,3%) от общей стоимости плана наибольшая доля досталась сектору социальных услуг. Промышленность и торговля получили $1,641 млн (17,3%), а коммунальный сектор - $1,316 млн (13,9%). [ 40 ] Инициативами развития были коммунальные услуги, социальные услуги, окружающая среда, промышленность и торговля, туризм, транспорт и связь, наука, технологии и инновации, ИКТ и безопасность. [ 11 ]

За период РКН было потрачено 42,4% от стоимости проекта в 9,5 миллиардов долларов США, или 4 031,1 миллиона долларов США (77,6%) от всего выделенного бюджета. Со временем расходы росли и достигли апогея в 2011 году, когда они превысили целевой показатель в 1 миллиард долларов при израсходованных 1024,5 миллиона долларов. Наибольшие расходы, составившие 1 418 миллионов долларов США (75,4%) бюджета, пришлись на сектор социальных услуг, в основном за счет фонда развития человеческих ресурсов и крупномасштабных жилищных инициатив. 804 миллиона долларов (87,0%) из средств, выделенных на промышленность и торговлю, пошли на промышленные проекты, такие как промышленный парк Сунгай Лян . Коммунальный сектор потратил $497 млн ​​(78,8%) выделенных средств на проекты, связанные с поставкой электроэнергии и воды, включая плотину Улу Тутонг и ​​Букит Пангал . электростанцию [ 41 ]

Часть работы в районе Бруней-Муара включает в себя формирование и подготовку тендерной документации на поставку и монтаж новых труб от Букит Барун в район; терминалы для новых водохранилищ в Терунджинге и Беракасе; а также поставка и монтаж труб от Мелабау до Кота-Бату . [ 42 ] Больше жилищных проектов, включая схемы переселения и государственного жилья, например, в Римбе , Мераганге, Букит Беруанге , [ 43 ] Танах Джамбу и Саламбигар ; схемы переселения Кампонг Айера в Лумапас «А» , Каток «Б» и Сунгай Було /Тана Джамбу. [ 44 ] Кроме того, другие проекты в рамках РКН включали Агротехнологический парк, [ 45 ] Галерея культуры и туризма Кампонг Айер, [ 45 ] и мечеть Сури Сери Бегаван Раджа Пенгиран Анак Дамит. [ 46 ]

Лодочный терминал Бангар-Таун в районе Тембуронг, построенный стоимостью около 1,4 миллиона долларов, был построен в период с 19 июня 2008 года по 19 декабря 2009 года и официально открыт 7 января 2010 года. [ 47 ] Дополнительные проекты по улучшению дорожной инфраструктуры, в том числе в районе, будут финансироваться РКН в 2007–2012 годах. РКН также планирует увеличить пропускную способность дорог с высокой плотностью движения в сельской местности, заменить деревянные виадуки и автомагистраль Бангар-Пуни-Лабу ( Джалан Лабу ). [ 48 ]

РКН 2007–2012 гг. столкнулось с рядом препятствий при реализации своих планов и инициатив, таких как проблемы с определением местоположения проектов, частые изменения в объеме работ, а также задержки в подготовке описания проекта и тендерной документации. Реализация проекта осложнялась затяжным процессом найма консультантов, проблемами, связанными с подрядчиками, а также медленным утверждением приказов о внесении изменений. Правительство реализовало ряд инициатив для решения этих проблем и повышения уровня реализации и расходов. Они включали снижение ставок банковских гарантий, чтобы уменьшить финансовые ограничения для подрядчиков, создание консультативного совета по выдвижению консультантов для каждого министерства для ускорения процесса и обновление протоколов для утверждения приказа о внесении изменений. Чтобы ускорить завершение проектов, правительство также способствовало упаковке, изменило процедуру утверждения тендеров, усилило внутреннее техническое укомплектование министерств и ведомств, а также повысило эффективность мониторинга проектов и программ. [ 49 ]

РКН 10 (2012–2017 гг.)

[ редактировать ]
Мост Раджа Истери Пенгиран Анак Хаджа Салеха ночью
Парк Золотой Юбилейной Короны
Международный аэропорт Брунея расширяется в 2014 году.

Концепция РКН «Знания и инновации, повышение производительности, ускоренный экономический рост» лежит в основе десятого национального плана развития, в котором основное внимание уделяется инициативам развития, направленным на достижение более быстрых и высоких темпов роста экономики. Бюджет РКН 10 составил 8,2 миллиарда долларов, к общей сумме было добавлено еще 1,7 миллиарда долларов для дальнейшего стимулирования развития. Всего на РКН 10 было выделено 6,5 млрд долларов США. В плане были определены следующие шесть стратегий: [ 11 ] [ 33 ]

  • Образованное и высококвалифицированное население
  • Высокое качество жизни
  • Благоприятная бизнес-среда
  • Продуктивная и прогрессивная экономика, основанная на знаниях и инновациях
  • Надлежащее управление и модернизация правительства
  • Высококачественная и устойчивая инфраструктура развития

В ходе РКН-10 правительство одобрило 567 проектов общей стоимостью 8,2 миллиарда долларов. Проект строительства моста Тембуронг ( Мост Султана Хаджи Омара Али Сайфуддина ) был передан РКН в 2017–2018 финансовом году, что продлило период РКН 10 до марта 2018 года и увеличило общее количество проектов до 568. Каждый из девяти основных секторов получил часть стоимость схемы РКН 10. Сектор социальных услуг получил наибольшую сумму в размере 2 621,3 миллиона долларов (31,9%) от общей стоимости программы. На втором месте оказался сектор коммунальных услуг с примерно $1 409,5 млн (17,1%) и сектор транспорта и связи с примерно $1 293,6 млн (15,7%). [ 50 ]

Из 568 одобренных проектов 465 (81,9%) были успешно завершены; 30 (5,3%) находились на стадии реализации; 39 (7,0%) находились на стадии торгов; и 34 (5,7%) находились на стадии проектирования и планирования. [ 51 ] Другие крупные проекты, такие как Таман Махкота Джубли Эмас , парки отдыха, строительство эстакады на пересечении Жилищного шоссе Менгкубау и пляжа Муара , строительство Джалан Гадонг и Джалан Теланай, строительство жилого комплекса на 4000 квартир в рамках Национальная жилищная программа Менгкубау и реконструкция международного аэропорта Брунея входят в число завершенных проектов. [ 51 ]

Были спроектированы и построены четыре больших моста в Тембуронг. В их число вошли два новых моста: мост Пандаруан , который должен был быть завершен к концу 2013 года, но имел некоторые незначительные задержки, когда он пересекал реку Пандаруан, чтобы соединиться с Лимбангом , Малайзия. Мост Раджа Истери Пенгиран Анак Хаджа Салеха , соединяющий Бандар-Сери-Бегаван с Кампонг-Лумапасом на восточном берегу реки Бруней. Кроме того, Совет экономического развития Брунея (BEDB) помог поддержать строительство моста Пулау Муара Бесар , который соединил Пулау Муара Бесар с Муарой. В августе 2012 года BEDB заключила консалтинговый контракт с совместным предприятием, состоящим из корейцев и брунейцев, с планами выдать контракт на строительство к середине 2013 года. Самым крупным проектом, как упоминалось ранее, был предлагаемый мост Султана Хаджи Омара Али Сайфуддиена, который должен был пересечь Брунейский залив и связать Тембуронг с материком. [ 52 ]

Чтобы способствовать передаче технологий и знаний, международные подрядчики сотрудничали с местными предприятиями в жилищных и инфраструктурных проектах BEDB. Среди примечательных проектов — 1500 квартир TEE International в Тутонге, 2000 квартир Bina Puri в Камунг Пандане и 4000 квартир UEM в Кампонг Ментири. Совместное предприятие китайской компании Third Harbor Engineering и местной компании Surati Construction курирует строительство автомагистрали Телисай-Лумут , важного инфраструктурного проекта, который включает в себя самый большой на сегодняшний день мост в Брунее — пролет длиной 600 метров через торфяные болота. как дорога с двусторонним движением протяженностью 18,6 км. [ 52 ]

285,7 млн ​​долларов США в рамках РКН 10 было выделено подсектору здравоохранения, из которых 172,3 млн долларов США были использованы для улучшения использования технологий, доступности лечения и инфраструктуры здравоохранения. здание Национального магазина товаров медицинского назначения и медицинских товаров, медицинский центр Римба, здание аптечных служб, центр диализа Тутонг, центр женщин и детей в больнице Раджа Истери Пенгиран Анак Салеха , а также палаты и помещения больницы Сури Сери Бегаван В число заслуживающих внимания проектов вошли . Пенгиран Анак Салеха открыл Центр женщин и детей RIPAS стоимостью 64,5 миллиона долларов 22 апреля 2015 года, после его завершения 30 сентября 2014 года. [ 53 ] Первая фаза Парка агротехнологий в Кампонг Тунгку , занимающая 50 гектаров и запланированная к завершению в январе 2013 года, была частью стратегии диверсификации экономики Брунея с упором на агропромышленность и производство халяльной продукции. Ожидается, что на территории всего проекта площадью 500 гектаров будет создано более 9000 рабочих мест, включая более 2000 профессиональных должностей. Другие проекты включали первую очередь строительства Механического учебного центра и первую очередь 6-километровой (3,7 миль) дороги с двусторонним движением Джерудонг-Тунгку-Линк ( шоссе Тунгку ), которые также должны быть завершены в 2013 году. [ 54 ] После этого в 2016 году была завершена третья очередь той же автомагистрали длиной 5,5 км, ориентировочная стоимость которой составила 9,64 миллиона долларов. [ 55 ]

Реализация проектов РКН 10 столкнулась с рядом препятствий, включая отсутствие подходящих строительных площадок и частые изменения масштабов проектов. Задержки с созданием и оценкой тендерной документации и проведением брифингов по проектам еще больше замедлили прогресс. Этим задержкам также способствовал затянувшийся процесс найма экспертов и различные вопросы, связанные с подрядчиками. [ 56 ] Несмотря на эти проблемы, RKN10 продолжает поддерживать инициативу по упрощению ведения бизнеса (EODB) и рост частного сектора, особенно микро-, малых и средних предприятий (ММСП), как было отмечено на 13-й сессии LegCo в марте 2017 года. [ 57 ]

Для усиления реализации и надзора за проектом РКН 10 правительство представило инициативы, требующие своевременного завершения проектов, соблюдения стандартов эффективности и строгого соблюдения бюджета. Платежи должны были соответствовать спецификациям проекта, при этом дополнительные средства подвергались тщательной проверке, а в системе управления проектами РКН особое внимание уделялось соотношению цены и качества и средним ценам на строительство. [ 56 ] Эффективный надзор осуществлялся посредством регулярных проверок объектов, ежемесячных встреч и удержания платежей за незавершенные проекты, при этом принц Аль-Мухтади Биллах поддерживал программу, часто посещая объекты проекта. [ 57 ]

РКН 11 (2018–2023 гг.)

[ редактировать ]
Завершенный мост Султана Хаджи Омара Али Сайфуддина в 2023 году.
Недавно отремонтированный национальный стадион имени Хассанала Болкиаха ночью.
Средняя школа Менглаит находится на стадии расширения

Одиннадцатый национальный план развития, тема которого «Увеличение производства ненефтяного и газового сектора как катализатор экономического роста», еще больше объединяет усилия по развитию производства в ненефтяном и газовом секторе. [ 58 ] Имея бюджет в 3,5 миллиарда долларов, он стремился стимулировать экономический рост за счет увеличения производства в ненефтегазовом секторе. Основными целями плана были шесть стратегических направлений развития: [ 11 ]

  • Повышение уровня образования и подготовки кадров для формирования высококвалифицированного и образованного человеческого капитала.
  • Увеличение рабочей силы для удовлетворения потребностей промышленности
  • Создание дальновидных и сбалансированных (Васатиа) сообществ
  • Повышение устойчивого благосостояния населения
  • Повышение выпуска и вклада в ВВП ненефтегазового сектора
  • Укрепление государственного управления для создания благоприятной для бизнеса среды

РКН 11 был отложен до 2023–2024 финансового года, чтобы министерства могли завершить текущие проекты и подготовиться к РКН 12. Бюджет в размере 500 миллионов долларов был установлен для 211 проектов, включая 28 новых, на 2023–2023 финансовый год. 2024. Об этом было объявлено 27 марта 2023 года на 19-м заседании Законодательного совета (Законодательного совета). В бюджет включены 31,3 миллиона долларов на планирование, 14,7 миллиона долларов на окончательные платежи, 82,1 миллиона долларов на проекты во время торгов, 368,1 миллиона долларов на текущие проекты и 3,8 миллиона долларов в резерве. Ожидалось, что новые инициативы, ориентированные на такие отрасли, как агропродовольственный сектор и развитие, приведут к увеличению ВВП, содействию цифровой трансформации и созданию рабочих мест на местном уровне. [ 59 ] В рамках более крупного плана стоимостью 52,8 миллиона долларов на снижение риска стихийных бедствий было выделено еще 596 000 долларов в дополнение к 25 миллионам долларов, ранее выделенным на борьбу со стихийными бедствиями, такими как наводнения и оползни. [ 60 ]

Чтобы улучшить общественное благосостояние посредством предоставления безопасного, высококачественного и доступного жилья, Министерство развития (МО) сосредоточивает внимание на надзоре и реализации жилищных проектов и основной инфраструктуры в соответствии с действующими правилами. В 2023 году министерство выделило 3 066 320 долларов на управление активами и недвижимостью. Два жилищных проекта в рамках RKN 11 в настоящее время находятся в стадии строительства: этап RPN Tanah Jambu, в рамках которого планируется построить 7950 домов с террасами к январю 2025 года, и этап 2 Lugu, в рамках которого в этом году ожидается завершение строительства 1000 домов с террасами, несмотря на семимесячную задержку, вызванную пандемией COVID-19 в Брунее . Наряду с 270 из 300 квартир в Ламбак-Канане , 140 домов с террасами в Римбе были завершены в сентябре 2022 года и переданы квалифицированным заявителям в 2023 году. [ 4 ]

заслуживающие внимания инфраструктурные проекты, в том числе мост Султана Хаджи Омара Али Сайфуддиена, модернизация Джалан Периндустриан Сераса, дренажная система Кампонг Лумут и эстакада шоссе Муара-Тутонг в Кампонг Лугу В число значительных завершенных проектов входят . Текущие усилия включают проект строительства дополнительных школ ( средняя школа Менглаит , UNISSA и школа прикладных наук и математики на этапе 4 UTB ), [ 61 ] и улучшение сельского хозяйства посредством программ по животноводству и выращиванию риса. [ 59 ] По состоянию на март 2023 года 75 проектов выполнялись, а 91 находился на стадии планирования или проектирования. Значительные бюджетные обязательства включают 6 миллионов долларов на производство риса в Кандоле , 4,5 миллиона долларов на развитие животноводства и 1,9 миллиона долларов на проект государственного центра обработки данных и облачной инфраструктуры. Одиннадцать проектов были отменены или рефинансированы. 19,8 миллиона долларов на образовательную инфраструктуру ( Politeknik Brunei объект в Икас-Бандунге и проектируемый кампус UNISSA в Тембуронге), а дополнительные 3,4 миллиона долларов выделены на функциональные возможности BruHIMS. [ 62 ]

21 марта 2024 года на своей 20-й сессии LegCo принял бюджет в размере 6,25 миллиарда долларов на 2024–2025 финансовый год. Исполком РКН утвердил 305 проектов на сумму $4 млрд, которые должны быть завершены к 2030 году. [ 1 ] В нем также подробно описано развитие РКН 11, отметив, что в рамках РКН 12 будет реализовано 153 проекта, а 54 проекта уже завершены. Второй этап коммерческого выращивания риса в Кандоле (6 миллионов долларов из бюджета в 36 миллионов долларов), реконструкция средней школы Султана Хасана , расширение средней школы Менглаит , электропроекты для рынка Гадонг и строительство эстакады на пересечение шоссе Муара-Тутонг и Кампонг-Лугу являются одними из важнейших инициатив. Кроме того, планируется построить медицинский центр Джубли Перак Сенгкуронг, отремонтировать национальный стадион «Хассанал Болкиах» , заменить водопроводные трубы, а также реализовать инициативы по цифровой трансформации для Национальной системы благосостояния (СКН) и платформы управления привилегиями паролей центрального аккаунта. [ 63 ]

РКН 12 уделяет первоочередное внимание строительству инфраструктуры, особенно в жилищном секторе, для содействия росту экономики. В настоящее время реализуются многочисленные строительные проекты, руководствуясь РКН и Концепцией строительной отрасли на 2022–2035 годы Управления по строительному контролю и строительной индустрии (ABCi). Разнообразие требований к дизайну обеспечивается за счет принятия Руководства по проектированию различных возможностей, которое соответствует Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с ограниченными возможностями . [ 64 ]

Бюджет на 2024–2025 финансовый год поддерживает 12 РКН и выделяет 4 миллиарда долларов на 305 проектов до 2030 года. [ 65 ] Решая долгосрочные социально-экономические цели, RKN 12 стремится к дальнейшему развитию Wawasan Brunei 2035. 1,7 миллиарда долларов будет выделено на 153 проекта из RKN 11, а 2,3 миллиарда долларов — на 152 новые инициативы. Сумма, выделенная на 24-й и 25-й финансовые годы, составляет 500 миллионов долларов США, включая дополнительные расходы на исследования, развитие промышленности и экологическую устойчивость, а также национальную безопасность, образование, жилье и инфраструктуру. Для достижения успешного выполнения и получения высококачественных результатов министерства, неправительственные организации и частный сектор должны сотрудничать в расширении масштабов проекта. [ 63 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «12-й фокус проекта НДП» . Радио Телевидение Брунея . 21 марта 2024 г. Проверено 2 августа 2024 г.
  2. ^ «Национальный план развития» . Департамент экономического планирования и статистики . Проверено 2 августа 2024 г.
  3. ^ «Видение и миссия» . Департамент экономического планирования и статистики . Проверено 22 июля 2024 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Махмуд, Рокия (19 марта 2023 г.). «Министерство уделяет особое внимание обеспечению безопасным и доступным жильем» . Интернет-бюллетень Борнео . Проверено 2 августа 2024 г.
  5. ^ Кон, Джеймс (10 февраля 2023 г.). «Министр провел встречу с членами Законодательного собрания» . Интернет-бюллетень Борнео . Проверено 2 августа 2024 г.
  6. ^ Хаджи Мохд Розан бин Дато Падука Хаджи Мохд Юнос и Милоевич 2016 , стр. 3.
  7. ^ Перейти обратно: а б Хаджи Мохд Розан бин Дато Падука Хаджи Мохд Юнос и Милоевич 2016 , с. 4.
  8. ^ Перейти обратно: а б Юнос 2008 , с. 2.
  9. ^ Перейти обратно: а б Юнос 2008 , с. 1.
  10. ^ Хаджи Мохд Розан бин Дато Падука Хаджи Мохд Юнос и Милоевич 2016 , стр. 5.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Путешествие РКН» . Департамент экономического планирования и статистики . Проверено 2 августа 2024 г.
  12. ^ Хаджи Мохд Розан бин Дато Падука Хаджи Мохд Юнос и Милоевич 2016 , стр. 6.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Юнос 2008 , с. 3.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хаджи Мохд Розан бин Дато Падука Хаджи Мохд Юнос и Милоевич 2016 , стр. 7.
  15. ^ Перейти обратно: а б История Брунея-Даруссалама, 2009 г. , с. 96.
  16. ^ Сондерс 2002 , с. 130.
  17. ^ История Брунея-Даруссалама, 2009 г. , с. 129.
  18. ^ История Брунея-Даруссалама, 2009 г. , с. 21.
  19. ^ Перейти обратно: а б с «О Национальном жилищном плане (RPN)» . Министерство развития (на малайском языке) . Проверено 3 августа 2024 г.
  20. ^ Юнос 2008 , с. 5.
  21. ^ Даянгку Херни Зурайд бинти Пенгиран Хаджи Росли, 2007 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Юнос 2008 , с. 6.
  23. ^ Перейти обратно: а б Клири, Марк; Вонг, Шуан Янн (27 июля 2016 г.). Нефть, экономическое развитие и диверсификация в Брунее-Даруссаламе . Спрингер. стр. 107–108. ISBN  978-1-349-23485-1 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Юнос 2008 , с. 7.
  25. ^ Перейти обратно: а б с HS, Хаджи Ахмад (2 января 2002 г.). «Транспорт и связь» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). п. 10 . Проверено 3 августа 2024 г.
  26. ^ Хаджи Мохд Розан бин Дато Падука Хаджи Мохд Юнос и Милоевич 2016 , стр. 11.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Аким Сахари (27 февраля 2002 г.). «ИКТ ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). стр. 10–11 . Проверено 3 августа 2024 г.
  28. ^ Привет, Хаджи Ахат (17 июня 2000 г.). «Заземление выделенной государственной электроэнергетической инфраструктуры на сумму 800 миллионов долларов» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). п. 8 . Проверено 3 августа 2024 г.
  29. ^ Аким Сахари (5 декабря 2001 г.). «ДОСТАТОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КУРИЦЫ И МЯСА ПЕРЕД АЙДИЛФИТРИ» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). стр. 8–9 . Проверено 3 августа 2024 г.
  30. ^ «ВОДА ДЛЯ ЖИЗНИ» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). 23 марта 2005 г. с. 2 . Проверено 3 августа 2024 г.
  31. ^ HM, Алиддин (27 сентября 2001 г.). «8-й РКН ВЫДЕЛЯЕТ 7 300 МЛН ДОЛЛАРОВ» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). п. 6 . Проверено 3 августа 2024 г.
  32. ^ Асгар, Абдулла (19 декабря 2005 г.). «ДО 2005 ГОДА БУДУТ ЗАПОЛНЕНО БОЛЕЕ 18 000 ВАКАНСИЙ» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). п. 10 . Проверено 3 августа 2024 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Юнос 2008 , с. 8.
  34. ^ Мохидин, Муса (26 августа 2015 г.). «Городской археологический парк Бату» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). стр. 10–11 . Проверено 3 августа 2024 г.
  35. ^ «Добро пожаловать на 40-й Национальный день Брунея-Даруссалама» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). 2 марта 2024 г. с. 8 . Проверено 22 августа 2024 г.
  36. ^ «Султан открывает новое здание Законодательного совета» . bn.china-embassy.gov.cn . Проверено 11 марта 2023 г.
  37. ^ Подразделение английских новостей 2010 , с. 33.
  38. ^ ДЕПС 2012 , с. 4.
  39. ^ Анвар, депутат Кнессета (18 февраля 2007 г.). «Представлен 9-й Национальный план развития» . sultanate.com . Проверено 2 августа 2024 г.
  40. ^ ДЕПС 2012 , с. 25.
  41. ^ ДЕПС 2012 , с. 28.
  42. ^ Подразделение английских новостей 2010 , с. 34.
  43. ^ Возможности для бизнеса в Брунее-Даруссаламе – реализация инфраструктуры . Министерство иностранных дел . п. 28.
  44. ^ Подразделение английских новостей 2010 , с. 37.
  45. ^ Перейти обратно: а б Отчет Бруней-Даруссалама, 2009 г. «Пища для размышлений» (PDF) . Министерство первичных ресурсов и туризма . стр. 3–4 . Проверено 2 августа 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  46. ^ Хидж Абд Рахман, Абу Бакар (10 августа 2014 г.). «Мечеть – место, объединяющее население» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). п. 4 . Проверено 3 августа 2024 г.
  47. ^ Подразделение английских новостей 2011 , стр. 32.
  48. ^ Подразделение английских новостей 2011 , стр. 38.
  49. ^ ДЕПС 2012 , с. 30
  50. ^ ДЕПС 2020 , с. 8.
  51. ^ Перейти обратно: а б ДЕПС 2020 , с. 10.
  52. ^ Перейти обратно: а б Отчет: Бруней-Даруссалам, 2013 г. Оксфордская бизнес-группа. 2013. С. 139–140. ISBN  978-1-907065-78-1 .
  53. ^ Департамент экономического планирования и статистики (4 февраля 2016 г.). «Пенкапаян РКН10 (2012–2017): Сектор Перхидматан Сосиал» . Пелита Бруней (на малайском языке) . Проверено 2 августа 2024 г.
  54. ^ Аффенди, Сяфик; Азахари, Изах (26 октября 2012 г.). «Больше проектов в рамках 10-й НДП попадают под пристальное внимание королевской семьи» . www.sultanate.com . Проверено 2 августа 2024 г.
  55. ^ «Проект дороги Джерудонг-Тунгку завершен» . Инфраструктура Юго-Восточной Азии . 20 июля 2016 года . Проверено 2 августа 2024 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б ДЕПС 2020 , с. 13.
  57. ^ Перейти обратно: а б Стр. Ибрагим, Дк. Виви Малесса (18 марта 2017 г.). «РКН10 был разработан на основе целей Вавасан Бруней 2035» . Пелита Бруней (на малайском языке) . Проверено 2 августа 2024 г.
  58. ^ «Одиннадцатый план национального развития» . Департамент экономического планирования и статистики . Проверено 2 августа 2024 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б Махмуд, Рокия (28 марта 2023 г.). «Бюджет в 500 миллионов BND на 211 проектов» . Интернет-бюллетень Борнео . Архивировано из оригинала 2 августа 2024 года . Проверено 2 августа 2024 г.
  60. ^ Хидж Абу Бакар, Расида (7 марта 2023 г.). «Бруней обещает выделить 2,1 миллиона долларов на Центр АСЕАН по изменению климата» . Совок . Проверено 2 августа 2024 г.
  61. ^ «Рабочее посещение объекта строительства пристройки к школам: Фаза 4 проекта Секола Мененга Менглаит и Utb: Школа прикладных наук и математики» . Министерство образования . 16 ноября 2022 г. Проверено 2 августа 2024 г.
  62. ^ «Выполнено 45 проектов по 11 РКН» . Радио Телевидение Брунея . 27 марта 2023 г. Проверено 2 августа 2024 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Осман, Азлан (22 марта 2024 г.). «Члены LegCo утвердили бюджет в размере 6,25 миллиарда BND» . Интернет-бюллетень Борнео . Архивировано из оригинала 2 августа 2024 года . Проверено 2 августа 2024 г.
  64. ^ «СТРОИТЕЛЬСТВО-ДЕВЕЛОПМЕНТ» . Ежегодник Бюллетеня Борнео, 2024 год . 22 апреля 2023 г. Проверено 2 августа 2024 г.
  65. ^ Хамир, Хартини (21 марта 2024 г.). «Утверждено 305 проектов РКН-12 с проектной ценой 4 миллиарда BND» (PDF) . Пелита Бруней (на малайском языке). п. 1 . Проверено 2 августа 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82ea131cc56995c768021ea4bdc45ee3__1725690360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/e3/82ea131cc56995c768021ea4bdc45ee3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
National Development Plan (Brunei) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)