Мухаммад аль-Кунави
Мухаммад аль-Кунави | |
---|---|
![]() Издание Мухаммада аль-Кунави аль-Халили универсальной таблицы | |
Рожденный | 15 век |
Умер | в. 1524 г. Стамбул, Османская империя |
Другие имена | Мухаммад ибн аль-Катиб Синан |
Научная карьера | |
Поля |
|
Учреждения |
|
Мухаммад ибн аль-Катиб Синан аль-Кунави (умер около 1524 г. ), также известный как Мухаммад ибн Юсуф , был османским астрономом и муваккитом (хронометристом) в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого века. Пионер османской астрономии, особенно в области астрономических инструментов и хронометража, он служил муваккитом в различных мечетях и, в конечном итоге, в Блистательной Порте при Сулеймане Великолепном ( годы правления 1520–1566 ). На него оказали влияние более ранние астрономы -мамлюки , особенно Шамс ад-Дин аль-Халили (1320–1380) и Ибн аль-Шатир ( ок. 1304–1375), а также среднеазиаты Али аль-Кушджи и Аль-Бируни .
Он написал два трактата о построении квадранта астролябии ( аль-руб' аль-мукантарат ), в том числе «Хадият аль-Мулук» («Подарок для королей»), посвященный Баязиду II ( годы правления 1481–1512 ). Он опубликовал турецкое издание универсальных таблиц Аль-Халили и составил Мизан аль-Кавакиб («Баланс звезд»), содержащий таблицы, позволяющие определять время ночью, наблюдая за звездами, — «самый оригинальный османский вклад в астрономическое хронометрирование». по таблицам», по словам историка астрономии Дэвида А. Кинга . Помимо широко используемого в то время арабского языка, он также писал на турецком языке, чтобы сделать его область более доступной по всей империи. Эту традицию продолжили такие астрономы, как Мустафа ибн Али аль-Муваккит . Таха Ясин Арслан пишет, что аль-Кунави «в одиночку стал пионером» науки хронометража в Османской империи.
Источник
[ редактировать ]О Мухаммаде аль-Кунави известно мало биографических сведений. Его нисба , аль-Кунави, указывает на то, что он или его семья происходили из Коньи (Кунья), но историк науки Ихсан Фазлыоглу пишет, что он, вероятно, родился в Стамбуле, столице Османской империи . Его отец Синан работал писцом ( катибом ) в императорской канцелярии , отсюда и его отчество — Ибн (сын) аль-Катиба Синана . [1] Он был также известен как Мухаммад ибн Юсуф. [2]
Жизнь
[ редактировать ]
Согласно его Китаб аль-асл аль-муаддил , аль-Кунави «встретился со всеми важными астрономами того времени», имея в виду османских астрономов в своих социальных и интеллектуальных кругах. Эти астрономы изучали труды самаркандского астронома Али аль-Кушджи (умер в 1474 г.), который продолжил труды астрономов мамлюкской эпохи Шамса ад-Дина аль-Халили (1320–1380) и Ибн аль-Шатира ( ок. 1304–1375). ), два лидера науки хронометража ( ильм аль-микат ) в исламском мире. [3]
После учебы он служил муваккитом (хронометристами мечети) в различных мечетях Стамбула и Эдирне , включая Новую мечеть (Йени Джами) в Эдирне. [3] [4] Основываясь на замечаниях в «Тарджамах-и джадавил-и афаки» , Фазлыоглу делает вывод, что в качестве муваккита он, вероятно, преподавал астрономию в учреждениях муваккита ( муваккитане ) этих мечетей, и что языком обучения был турецкий язык. Аль-Кунави специализировался на науке о времени и астрономических инструментах. [3] В своем «Мизан аль-Кавакиб » («Баланс звезд»), написанном во время правления Сулеймана Великолепного ( годы правления 1520–1566 ), он подписал себя как муваккит османского двора, также известного как Блистательная Порта . [5] Работы Аль-Кунави были засвидетельствованы в конце пятнадцатого - начале шестнадцатого века. [5] — во время правления Баязида II ( годы правления 1481–1512 ), которому он посвятил Хадият аль-мулук («Подарок королям») и Тарджамах-и джадавил-и афаки ; Селим I ( годы правления 1512–1520 ), от имени которого он написал Фадл ад-даир ; и Сулейман, для которого он представил Мизан аль-Кавакиб . [3] [6] Аль-Кунави умер ок. 1524 год в Стамбуле. [1]
Работает
[ редактировать ]Большинство или все работы Аль-Кунави посвящены хронометрированию или астрономическим инструментам. [3] [4] По словам историка науки Тахи Ясина Арслана, известно тринадцать работ, в том числе девять на «очень простом» османском турецком языке . [4] в то время как Фазлыоглу пишет, что существует одиннадцать работ: семь на арабском языке, а остальные на турецком языке. [3] Арслан пишет, что Аль-Кунави «в одиночку стал пионером османского хронометража», следуя наследию мамлюкских астрономов. Везде, где это было возможно, Аль-Кунави повторно использовал информацию, полученную его предшественниками-мамлюками, и сосредотачивался на предметах или аспектах, которые еще не были ими охвачены. [4] Он также предпочитал рассматривать области, имеющие практическое значение в религиозной, административной или социальной сферах. Например, многие аспекты исламской религии и культуры требуют расчетов, которые может облегчить астрономия, например, определение исламского лунного календаря . Кроме того, расписание ежедневных молитв ( салат ) и направление на Мекку ( кибла ) требуют конкретных расчетов для каждой местности, и Аль-Кунави рассчитал их для Стамбула. [3]
О построении квадранта
[ редактировать ]Кунави Хадият аль-Мулук Аль- («Подарок для королей», без даты, но был завершен во время правления Баязида II, закончившегося в 1512 году) [7] речь идет о типе квадранта, называемого руб аль-мукантарат на арабском языке (или рубу тахтаси на османском турецком языке, что переводится на английский как « квадрант альмукантар » или «квадрант астролябии»). [8] В ранней османской астрономии этот инструмент обычно изготавливался в паре с другим типом, руб' аль-муджайяб (« синусоидальный квадрант»), образуя две стороны набора, называемого руб' ад-даира ). Руб аль-мукантарат содержал отметки (такие как кривые и шкалы), аналогичные тем, что встречаются в астролябии , и хотя он был менее точным, его было проще использовать. [9]
Двадцать глав Хадият аль-Мулук начинаются с методов Аль-Кунави построить структуру руб аль-мукантарат и проверить ее точность. Затем Аль-Кунави объясняет, как наносить различные обозначения, включая шкалу соотношений , а также дуги. [10] Он включает кривые, необходимые для расчета времени молитвы, [11] дуги, представляющие знаки зодиака , [12] и построение азимутов . [13] [14] Маркировка включает в себя расчеты с параметрами, которые зависят от местной широты , и одним из намерений Аль-Кунави было облегчить османским астрономам и муваккитам создание нового инструмента, когда они перейдут на новую широту. Книга отличается использованием простого языка, конкретных примеров и простых математических уравнений, предназначенных для людей, обладающих лишь базовыми знаниями в области астрономии и математики. В своем предисловии Аль-Кунави заявляет, что, написав книгу, он надеется добиться аудиенции у Баязида II, которому книга была посвящена. [15]
Хадият аль-Мулук получил широкое распространение и оставил после себя прочное наследие: сохранились двадцать пять копий, большинство из которых датированы семнадцатым веком или позже, а копии все еще делались в девятнадцатом веке. [7] Аль-Кунави также написал «Рисала фи ма'рифат вад ад-дайрат аль-руб мауду аля аль-мукантарат» , трактат о том же устройстве. [4] Эти две работы являются самыми ранними известными произведениями на турецком языке о конструкции астрономических инструментов. [7]
Таблицы Аль-Халили
[ редактировать ]Аль-Кунави написал новую версию «универсальных вспомогательных таблиц» Шамса ад-Дина аль-Халили, содержащую решения всех стандартных задач сферической астрономии для каждого градуса широты, которую он назвал Tarjamah-i jadāwil-i āfāqi . [3] [6] Он перевел введение на турецкий язык, скопировал все таблицы Аль-Халили и добавил дополнительную для дробной широты 40 ° 30 'северной широты. [3] [16] Он добавил свое собственное предисловие, в котором отметил мотивы его написания: «Некоторые из наших сыновей хотели от этого бедняка узнать о таблицах синуса; и поэтому мы перевели эту работу на турецкий язык». [3] Сохранившиеся экземпляры этой работы находятся в библиотеке собора Святой Софии в Стамбуле и в библиотеке дворца Топкапы . [6] [16]
О хронометраже по звездам
[ редактировать ]
В книге Аль-Кунави «Мизан аль-Кавакиб » («Баланс звезд»), написанной на арабском языке, приведены таблицы для определения времени по звездам. [3] Он состоит из более чем 500 страниц, насчитывающих около 250 000 записей. [17] рассчитано для широты Стамбула (41°). [18] На страницах основного набора таблиц ( на рисунке ) каждый градус солнечной долготы отображается в виде строк, а каждый градус прямого восхождения кульминирующих звезд — в виде столбцов. Чтобы узнать время, нужно наблюдать за звездой, кульминацией которой является в данный момент, а затем искать ее прямое восхождение, используя также дополнительную таблицу. Затем можно использовать вышеупомянутое прямое восхождение, а также текущую солнечную долготу, чтобы найти соответствующую строку и столбец в основных таблицах. Пересечение указанных строки и столбца представляет время, выраженное в четырех значениях: длительность после захода солнца, длительность до восхода солнца, длительность до рассвета и длительность до полудня. [17] Этот метод позволяет определять время ночью, и, по словам историка науки Дэвида А. Кинга, он представляет собой «самый оригинальный вклад Османской империи в астрономическое хронометража с помощью таблиц». [3] [17] Сохранившиеся копии находятся в стамбульских библиотеках собора Святой Софии и дворца Топкапы. [5]
Другие работы
[ редактировать ]Аль-Кунави написал «Хадият аль-ихван» («Подарок для братьев») на турецком языке, причем слово «братья» в названии относится к его собратьям- муваккитам . Он разработал упрощенное стандартное использование различных квадрантов и в своей книге « Асл аль-муаддил» написал о новом методе астрономических расчетов. [3]
Наследие
[ редактировать ]Работы Аль-Кунави содержали наследие мамлюкских астрономов, таких как Шамс ад-Дин Аль-Халили и Ибн аль-Шатир, и сочетали его с влиянием других астрономов, включая Аль-Бируни и Али аль-Кушджи, оба из Центральной Азии. [3] [19] Его решение написать некоторые из своих работ на турецком языке помогло этой области стать более доступной в Османской империи и положило начало новой тенденции «тюркизации» в османской астрономической литературе, которой последуют и другие астрономы, в том числе более поздний главный придворный астроном Мустафа. ибн Али аль-Муваккит (ум. 1571). [3]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фазлыоглу 2007 , с. 945.
- ^ Кинг 1977 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Фазлыоглу 2007 , с. 946.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Арслан 2016 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг 2004 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг 2004 , с. 446.
- ^ Перейти обратно: а б с Арслан 2016 , с. 103.
- ^ Арслан 2016 , стр. 101–102.
- ^ Арслан 2016 , стр. 99–100.
- ^ Арслан 2016 , стр. 104–105.
- ^ Арслан 2016 , с. 113.
- ^ Арслан 2016 , стр. 114–116.
- ^ Арслан 2016 , стр. 116–118.
- ^ Арслан 2016 , с. 119 представлена схема квадранта, подготовленная с использованием указаний Аль-Кунави и расчетов с использованием широты Эдирне.
- ^ Арслан 2016 , стр. 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1977 , стр. 247–248.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг 1977 , с. 248.
- ^ Кинг 2004 , с. 73.
- ^ Арслан 2016 , с. 118.
Библиография
[ редактировать ]- Арслан, Таха Ясин (2016). «Покоряя время: пример руководства по созданию квадранта астролябии: Хадият аль-Мулук Мухаммада Кунави» . Теория . 2 (4). дои : 10.12658/Назарият.2.4.M0026 . Также доступно на турецком языке: « Время завоеваний: Hediyyetü'l-mülûk Мухаммеда Коневи как пример руководства по строительству Рубул-мукантарата в традиции науки микат» .
- Фазлыоглу, Ихсан (2007). «Кунави: Мухаммад ибн аль-Катиб Синан аль-Кунави » В Томасе Хоккей; Вирджиния Тримбл; Томас Р. Уильямс; Кэтрин Брейчер; Ричард А. Джаррелл; Джордан Д. Марш II; Джоанн Палмери; Дэниел В.И. Грин (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов Нью-Йорк: Спрингер. стр. 100-1 945–946.
- Кинг, Дэвид А. (1977). М. Дизер (ред.). Астрономическое хронометрирование в Османской Турции . Международный симпозиум «Обсерватории в исламе». стр. 244–272.
- Кинг, Дэвид А. (2004). В синхронизации с небесами: исследования астрономического хронометража и приборов в средневековой исламской цивилизации . Том. 1: Зов муэдзина (этюды I-IX). Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-12233-8 .