Мустафа ибн Али аль-Муваккит
Мустафа ибн Али | |
---|---|
![]() Страница из Илам аль-ибад фи алам аль-билад». книги Мустафы ибн Али « | |
Рожденный | начало 16 века |
Умер | 1571 Стамбул, Османская империя |
Другие имена | Мюнекчимбаши Мустафа Челеби, Коджа Саатчи |
Научная карьера | |
Поля | |
Учреждения | |
Мюнекчимбаши Османской империи | |
В офисе в. 1560 –1571 гг. | |
Монархи | Сулейман , Селим II |
Предшественник | Юсуф ибн Умар |
Преемник | Таки ад-Дин Мухаммад ибн Маруф |
Мустафа ибн Али аль-Муваккит (умер в 1571 году, эпитет аль-Муваккит означает «хронометрист»), также известный как Мюнекчимбаши Мустафа Челеби и Коджа Саатчи , был османским астрономом и автором географии шестнадцатого века. Благодаря его работам в области науки о времени и практической астрономии, он считается «основателем османской традиции» в этих областях. Он был одним из пионеров астрономической литературы на османском турецком языке , а не на арабском языке, который был более распространенным в исламском мире, вслед за Мухаммедом аль-Кунави . С юности он служил муваккитом ( религиозным хронометристом) при мечети Селима I в Стамбуле, и в этом качестве он написал большую часть своих сочинений. В 1560 году или позже он был назначен на должность мюнекчимбаши , высшую должность астрономов Империи.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Муслих ад-Дин Мустафа ибн Али аль-Кустантини ар-Руми [ 1 ] родился в Стамбуле, столице Османской империи , в начале шестнадцатого века. Среди его учителей были астроном Мирим Челеби (1475–1525), а также Мухаммад аль-Кунави (ок . 1524 ), муваккит (религиозный хронометрист) в традиции Шамс ад-Дина аль-Халили и Ибн аль-Шатира . и османский астроном, который начал попытку написать о своей области на османском турецком, а не на арабском языке. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]
Мустафа ибн Али был назначен муваккитом мечети Селима I в Стамбуле, когда он был молод. [ 1 ] За это время он написал большую часть своих работ. [ 2 ] Вместо арабского языка, обычного научного языка исламского мира того времени, он писал в основном на османском турецком языке. [ 1 ] [ 3 ] Это решение было принято с целью популяризации области астрономии в Османском государстве, сделать ее доступной для большего числа студентов и облегчить упоминание неарабских топонимов. [ 1 ] Многие из его работ были посвящены султану Сулейману Великолепному и его великим визирям и, возможно, предназначались для использования государственной бюрократией; этому приложению способствовало использование турецкого языка. По словам историка науки Ихсана Фазлыоглу , относительно большое количество сохранившихся экземпляров его работ было показателем успеха его попытки охватить более широкую аудиторию с помощью турецкого языка. [ 1 ] Его произведения воспроизводились вплоть до середины девятнадцатого века и использовались в качестве учебников в медресе и муваккитанах (офисах муваккитов ) . [ 3 ] [ 4 ] Фазлыоглу охарактеризовал свои работы «высоким уровнем геометрии, тригонометрии (особенно сферической тригонометрии) и численного анализа», а также стилем письма, который легко понять и применить. [ 4 ]
Среди его самых ранних работ была книга по математической географии под названием « I'lam al-'ibad fi a'lam al-bilad» («Заметки о расстояниях до городов мира»), написанная на османском турецком языке. Он включает в себя список 100 крупных городов от Марокко до Китая, а также координаты, расстояние от Стамбула и киблу (направление, указывающее на Мекку ) каждого города. Оно было написано в 1525 году и посвящено Сулейману Великолепному. [ 1 ] В его последующей работе по географии «Тухфат аз-заман ва-харидат аль-аван» (также на османском турецком языке) обсуждаются географические дисциплины и их корни, небесные объекты, Земля, ее географические особенности и ее деление на семь климатов. Он был построен на работах более ранних ученых, в том числе астрономов Джагмини , Кадизаде ар-Руми и Закарии аль-Казвини , а также зоолога Аль-Дамири . [ 1 ]

Многие из других его работ были посвящены астрономическим инструментам. Среди них Фарах Фаза был посвящен великому визирю Паргалы Ибрагим-паше и описывает горизонтальный квадрант ( аль-руб аль-афаки ), который, по словам Мустафы, был его собственным изобретением. [ 2 ] [ 4 ] Другая работа, «Кифаят аль-кану фи аль-амаль бир-руб аль-макту», была написана на арабском языке и представляла собой комментарий к произведениям более раннего муваккита Сибт аль-Маридини . Другие его работы, «Кифаят аль-Вакт» , также известный как «Рисала фи аль-мукантарат» (1529 г.), были написаны на турецком языке и описывают инструмент, называемый астролябией, а также другие темы в геометрии, тригонометрии и астрономии. Сегодня в различных библиотеках сохранилось 120 экземпляров этого произведения. Его «Ташил аль-микат» (1529 г.) обсуждает науку измерения времени и синусоидальный квадрант ( ар-руб аль-муджайяб ). Эта работа, по-видимому, постоянно обновлялась, и сегодня она существует в 100 сохранившихся копиях пяти различных версий. Он описывает другой инструмент, аль-муджайаб аль-афаки, в работе «Рисалах-и джайб-и афаки» (1529 г., турецкий язык) и описывает его использование для определения координат Стамбула в работе «Холл даират муаддил ан-нахар» (1531 г.). , турецкий), который был построен по заказу великого визиря Айяс Мехмед-паши . [ 4 ] Его самой длинной работой был «Рисалат аль-астурлаб ас-Селими» («Трактат Селима об астролябии»), который был написан в 1544 году, также на турецком языке, и в нем обсуждается конструкция астролябии, ее математические свойства и ее использование на основе Зиджа. -i Султани, опубликованный астрономом Улугбеком в 1438 или 1439 году. [ 5 ]
Примерно в 1560 году он был назначен мюнекчимбаши (или мунаджим-баши , «главный астролог»), высшим должностным лицом астрономов в Османской империи, отсюда и его другое имя «Мюнекчимбаши Мустафа Челеби ». Он сменил Юсуфа ибн Умара и занимал этот пост до своей смерти в 1571 году. Он был основным авторитетом в Османской империи по науке о времени, и, по словам турецкого исследователя Эвлии Челеби, его работы цитировались в Западной Европе. Помимо титулов аль-муваккит и мюнекчимбаши , основанных на его должностях, он также был известен под почетным титулом Коджа Саатчи («великий хронометрист»). [ 1 ] После смерти Мустафы султан Селим II выдающегося ученого Таки ад-Дина Мухаммада ибн Маруфа , который только что вернулся в Стамбул в 1570 году после службы в египетском эялете . назначил своим преемником [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Мустафа ибн Али был одним из самых выдающихся османских астрономов шестнадцатого века. Фазлыоглу пишет, что благодаря своим работам по теории и приложениям науки о времени и практической астрономии он считается «основателем османской традиции» в этих областях. Он был одним из первых авторов астрономии на турецком языке, традиция, начатая Мухаммадом аль-Кунави. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фазлыоглу 2007 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Айдуз 2017 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б Айдуз 2017 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д Фазлыоглу 2007 , с. 34.
- ^ Фазлыоглу 2007 , стр. 33–34.
- ^ Блейк 2016 , стр. 100–101.
Библиография
[ редактировать ]- Айдюз, Салим (2017). «Османские дома, хранящие время: Муваккитханас». Балканские исследования . 2 :214–229.
- Блейк, Стивен П. (2016). Астрономия и астрология в исламском мире . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4911-2 .
- Фазлыоглу, Ихсан (2007). «Али аль-Муваккит: Муслих ад-Дин Мустафа ибн Али аль-Кустантини ар-Руми аль-Ханафи аль-Муваккит» . В Томасе Хоккей; Вирджиния Тримбл; Томас Р. Уильямс; Кэтрин Брейчер; Ричард А. Джаррелл; Джордан Д. Марше II; Джоанн Палмери; Дэниел В. Э. Грин (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 33–34. ISBN 9780387310220 .