~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ E886CB3B801315A9DEACC60A06D36299__1718070540 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Nasir al-Din al-Tusi - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Насир ад-Дин ат-Туси — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Nasir_al-Din_Tusi ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/99/e886cb3b801315a9deacc60a06d36299.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/99/e886cb3b801315a9deacc60a06d36299__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 15.06.2024 15:59:25 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 11 June 2024, at 04:49 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Насир ад-Дин ат-Туси — Википедия Jump to content

Насир ад-Дин ат-Туси

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
(Перенаправлено от Насир ад-Дина Туси )
Нашир ад-Дин аль-Туси
Насируддин Туси
Иранская марка к 700-летию со дня его смерти
Заголовок Хаваджа Насир
Персональный
Рожденный 18 февраля 1201 г.
Тус , Хорасан , Хорезмидская империя
Умер 26 июня 1274 г. ( 1274-06-26 ) (73 года)
Мечеть Аль-Кадхимия , Кадхимия , Багдад , Ильханат
Религия ислам
Эра Золотой век ислама
Область Персидский ( Иран )
Номинал Шииты
Юриспруденция Джафари
Крид Исмаилиты (первоначально)
Шиллинг [2]
Основной интерес(и) Калам , исламская философия , астрономия , математика , биология и медицина , физика , естествознание
Известная идея (ы) Сферическая тригонометрия , пара Туси.
Известные работы Tajrid al-I'tiqad , Zij-i ilkhani , Rawḍa-yi Taslīm , Akhlaq-i-Nasri , al-Risalah al-Asturlabiyah , Al-Tadhkirah fi 'Ilm al-Hay'ah (Memoir on the Science of Astronomy)
Учителя Камаль ад-Дин Юнус [1]
Мусульманский лидер
Студенты
Под влиянием
Под влиянием

Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Хасан ат-Туси (1201 – 1274), [а] также известный как Насир ад-Дин ат-Туси [5] ( Арабский : Насир ад-Дин ат-Туси ; персидский : Насир ад-Дин ат-Туси ) или просто как (ал-)Туси , был персидским эрудитом , архитектором, философом , врачом , ученым и теологом . [6] Насир ад-Дин ат-Туси был хорошо публикуемым писателем, писавшим на темы математики, инженерного дела, прозы и мистицизма. Кроме того, ат-Туси добился нескольких научных достижений. В астрономии ат-Туси создал очень точные таблицы движения планет , обновленную планетарную модель и критический анализ астрономии Птолемея . Он также добился успехов в логике , математике, но особенно в тригонометрии, биологии и химии. Насир ад-Дин ат-Туси также оставил после себя великое наследие. Туси широко известен как один из величайших ученых средневекового ислама. [7] поскольку его часто считают создателем тригонометрии как самостоятельной математической дисциплины. [8] [9] [10] Мусульманский ученый Ибн Халдун (1332–1406) считал Туси величайшим из более поздних персидских ученых. [11] Есть также основания полагать, что он, возможно, оказал влияние на коперниканский гелиоцентризм . [12] [13] [14] [15] [16] [17]

Биография [ править ]

Насир ад-Дин Туси родился в городе Тус в средневековом Хорасане (северо-восточный Иран ) в 1201 году и начал обучение в раннем возрасте. В Хамадане и Тусе он изучал Коран , хадисы , юриспруденцию Джафари , логику, философию, математику, медицину и астрономию. [18]

Он родился в шиитской семье и потерял отца в молодом возрасте. Выполняя желание своего отца, молодой Мухаммед очень серьезно относился к обучению и учености и путешествовал повсюду, чтобы посещать лекции известных ученых и приобретать знания, что очень поощрялось в его исламской вере. В молодом возрасте он переехал в Нишапур , чтобы изучать философию у Фарида ад-Дина Дамада и математику у Мухаммада Хасиба . [19] Он также встретился с Аттаром из Нишапура , легендарным суфийским мастером , который позже был убит монголами , и посетил лекции Кутб ад-Дина аль-Мисри .

Насир-ад-Дин Туси пишет в своей работе «Желания правоверных» (Матлюб аль-мухминин) : «Чтобы стать людьми духовной реальности, необходимо выполнить символическое разъяснение ( та'вил ) семи столпов религиозной религии». закон ( шариат )». Он также объясняет, что исполнить религиозный закон гораздо проще, чем исполнить его духовную интерпретацию. [20]

В своей книге «Агаз у анджам» он объясняет , что священные повествования об истории, которые мы воспринимаем в пределах пространства и времени, символизируют события, не имеющие таких ограничений. Они выражаются таким образом только для того, чтобы люди могли их понять. [21]

В Мосуле ат-Туси изучал математику и астрономию у Камаля ад-Дина Юнуса (ум. 639 г.х. /1242 г. н.э.), ученика Шарафа ад-Дина ат-Туси . [1] Позже он переписывался с Садром ад-Дином аль-Кунави , зятем Ибн Араби , и, похоже, мистицизм, пропагандируемый суфийскими мастерами его времени, его не привлекал. Когда представился подходящий случай, он составил свое собственное руководство по философскому суфизму в виде небольшого буклета, озаглавленного «Авсаф аль-Ашраф», или «Атрибуты прославленных».

Когда армии Чингисхана опустошили его родину, он был нанят государством низаритских исмаилитов и, переходя от крепости к крепости, внес свой самый важный вклад в науку. [22] сначала в регионе Кухистан под руководством Мухташама Насир ад-Дина Абд ар-Рахима ибн Аби Мансура (где он написал « Насирейскую этику »). Позже его отправили в крупные замки Аламут и Маймун-Диз, чтобы продолжить свою карьеру под руководством низаритского имама Ала ад-Дина Мухаммада . [23] [24] Он был взят в плен после падения Маймун-Диза перед монгольскими войсками под предводительством Хулагу-хана . [25]

В автобиографии Насир ад-Дина Туси «Путешествие» (Сайр ва-Сулук) объясняется, что литературное опустошение, такое как опустошение библиотек Аламута в 1256 году, не поколеблет дух общины низаритов-исмаилитов, поскольку они придают большее значение «живой книге». ( Имам Времени ), а не « написанное слово ». Их сердца привязаны к Повелителю верующих ( амиру аль-муминину ), а не только к самому «приказу». В мире всегда есть настоящий живой Имам, и следуя за ним, верующий никогда не собьется с пути. [26]

Роль во время Багдад в монгольского вторжения

В 1256 году ат-Туси находился в замке Аламут, когда на него напали войска монгольского вождя Хулагу , внука Чингисхана. Некоторые источники утверждают, что ат-Туси предал оборону Аламута вторгшимся монголам. После того как его войска уничтожили Аламут, Хулагу, который сам интересовался естественными науками, отнесся к ат-Туси с большим уважением, назначив его научным консультантом и постоянным членом своего внутреннего совета. [27] К большому противоречию, широко распространено мнение, что Туси был с монгольскими войсками под командованием Хулагу, когда они напали и уничтожили жителей Багдада в 1258 году. [28] и он сыграл важную роль в прекращении Курайшитов империи . [29] [30] [31] Вскоре после этого ему были предоставлены все полномочия по управлению финансами религиозных фондов, и после окончания осада Багдада он посетил многие шиитские святыни. [28] [32] Находясь у власти, Туси смог поддержать дело шиитов-двунадесятников по всей Персии и Ираку. [33]

Работает [ править ]

У Туси около 150 работ, из них 25 на персидском , а остальные на арабском языке . [34] и есть один трактат на персидском, арабском и турецком языках . [35]

«Трактат об астролябии» Туси, Исфахан, 1505 г.

Пример из одного из его стихотворений:

Тот, кто знает, и знает, что знает,
заставляет коня разума перепрыгнуть через небесный свод.
Тот, кто не знает, но знает, что он не знает,
тем не менее сможет доставить своего хромого ослика до места назначения.
Тот, кто не знает, и не знает, что он не знает,
навсегда застрял в двойном невежестве.

Достижения [ править ]

Пара Туси из Вата. арабский мс 319
Напиши парочку

Во время своего пребывания в Нишапуре Туси заработал репутацию исключительного ученого. Проза Туси, насчитывающая более 150 произведений, представляет собой одно из крупнейших собраний одного исламского автора. Написав на арабском и персидском языках , Насир ад-Дин Туси затрагивал как религиозные («исламские») темы, так и нерелигиозные или светские темы («древние науки»). [34] Его работы включают окончательные арабские версии произведений Евклида , Архимеда , Птолемея , Автолика и Феодосия Вифинского . [34]

Астрономия [ править ]

Астрономическая обсерватория Насир ад- Дина Туси.

Туси убедил Хулагу-хана построить обсерваторию для создания точных астрономических таблиц для более точных астрологических предсказаний. Начиная с 1259 года, обсерватория Расад Хане была построена в Азербайджане , к югу от реки Арас и к западу от Мараге , столицы империи Ильханства . [37]

На основе наблюдений в этой на тот момент самой совершенной обсерватории Туси составил очень точные таблицы движений планет , как это изображено в его книге «Зидж-и илхани» ( «Ильханические таблицы »). В этой книге собраны астрономические таблицы для расчета положений планет и названий звезд. Его модель планетной системы считается самой передовой для своего времени и широко использовалась до разработки гелиоцентрической модели во времена Николая Коперника . Между Птолемеем и Коперником многие считают его [ ВОЗ? ] быть одним из самых выдающихся астрономов своего времени. Его знаменитый ученик Шамс ад-Дин аль-Бухари. [3] был учителем византийского учёного Григория Хиониада , [38] который, в свою очередь, обучал астронома Мануэля Бриенниоса [39] около 1300 г. в Константинополе .

Для своих планетарных моделей он изобрел геометрическую технику, названную парой Туси , которая генерирует линейное движение из суммы двух круговых движений. Он использовал эту технику, чтобы заменить Птолемея. проблемный эквант [40] для многих планет, но не смог найти решение для Меркурия, которым позже воспользовались Ибн аль-Шатир, а также Али Кушджи . [41] Пара Туси позже была использована в Ибн аль-Шатира и геоцентрической модели гелиоцентрической Коперника модели коперниканской Николая . [42] Он также рассчитал величину годовой прецессии равноденствий и внес свой вклад в создание и использование некоторых астрономических инструментов, включая астролябию .

Туси раскритиковал использование Птолемеем данных наблюдений, чтобы показать, что Земля находится в состоянии покоя, отметив, что такие доказательства не имеют решающего значения. Хотя это не означает, что он был сторонником подвижности Земли, поскольку он и его комментатор XVI века аль-Бирджанди утверждали, что неподвижность Земли можно продемонстрировать только с помощью физических принципов, найденных в натурфилософии. [43] Критика Туси Птолемея была аналогична аргументам, которые позже использовал Коперник в 1543 году для защиты вращения Земли. [44]

О настоящей сущности Млечного Пути Туси в своей «Тазкире» пишет: «Млечный Путь, то есть галактика, состоит из очень большого количества мелких, плотно сгруппированных звезд, которые из-за своей концентрации и малости кажутся облачными пятнами. Из-за этого его сравнивали с молоком. в цвете." [45] Три столетия спустя доказательство того, что Млечный Путь состоит из множества звезд, пришло в 1610 году, когда Галилео Галилей с помощью телескопа изучал Млечный Путь и обнаружил, что он действительно состоит из огромного количества слабых звезд. [46]

Логика [ править ]

Насир ад-Дин Туси был сторонником авиценнианской логики и написал следующий комментарий к Авиценны теории абсолютных суждений :

«Что побудило его к этому, так это то, что в ассерторической силлогистике Аристотель и другие иногда использовали противоречия абсолютных суждений, полагая, что они абсолютны; и именно поэтому так многие решили, что абсолюты действительно противоречат абсолютам. Когда Авиценна показал, что это неверно , он хотел разработать метод интерпретации этих примеров из Аристотеля». [47]

Математика [ править ]

Марка, выпущенная в Азербайджанской Республике в 2009 году в честь Туси.

Аль-Туси был первым, кто написал работу по тригонометрии независимо от астрономии. [48] Аль-Туси в своем «Трактате о четырехугольнике» дал обширное изложение сферической тригонометрии , отличной от астрономии. [49] Именно в работах Аль-Туси тригонометрия обрела статус самостоятельной отрасли чистой математики, отличной от астрономии, с которой она так долго была связана. [50] [51]

Он был первым, кто перечислил шесть различных случаев прямоугольного треугольника в сферической тригонометрии. [52]

Это последовало за более ранними работами греческих математиков , таких как Менелай Александрийский , написавший книгу по сферической тригонометрии под названием «Сфаерика» , и более ранних мусульманских математиков Абу аль-Вафа аль-Бузджани и Аль-Джайани .

В его книге «О секторе» появляется знаменитый закон синуса для плоских треугольников. [53]

Он также сформулировал закон синуса для сферических треугольников: [54] [55] открыл закон касательных к сферическим треугольникам и предоставил доказательства этих законов. [53]

Теория цвета [ править ]

В то время как Аристотель (ум. 322 г. до н.э.) предположил, что все цвета могут быть выровнены по одной линии от черного к белому, Ибн-Сина (ум. 1037 г.) описал, что существует три пути от черного к белому: один путь через серый, второй путь через красный и третий путь через зеленый. Аль-Туси (ок. 1258 г.) утверждал, что существует не менее пяти таких путей: лимонный (желтый), кровавый (красный), фисташковый (зеленый), индиго (синий) и серый. Этот текст, который неоднократно копировался на Ближнем Востоке, по крайней мере, до девятнадцатого века как часть учебника «Пересмотр оптики» (Танких аль-Маназир) Камаля ад-Дина аль-Фариси (ум. 1320), создал цветовое пространство. эффективно двумерный. [56] До Аль-Туси Роберт Гроссетест (ум. 1253) предложил эффективно трехмерную модель цветового пространства. [57]

Биология [ править ]

В своей книге «Ахлак-и Насири» Туси затронул несколько биологических тем. Аристотеля Он защищал версию scala naturae , в которой он ставил человека выше животных, растений, минералов и элементов. Он описал «травы, которые растут без посева и культивирования, благодаря простому смешению элементов». [58] как наиболее близкий к минералам. Среди растений он считал финиковую пальму наиболее высокоразвитой, так как «для дальнейшего достижения (стадии) животного ей не хватает только одного: вырваться из почвы и уйти в поисках питания. " [58]

Самые низшие животные «примыкают к области растений: таковы те животные, которые размножаются, как трава, будучи неспособными к спариванию [...], например, дождевые черви и некоторые насекомые ». [59] Животные, «достигающие стадии совершенства [...], отличаются полностью развитым оружием», таким как рога, рога, зубы и когти. Туси описал эти органы как приспособления к образу жизни каждого вида, в некотором смысле предвосхищая естественную теологию . Он продолжил:

«Самый благородный из видов тот, чья проницательность и восприятие таковы, что он принимает дисциплину и наставления: таким образом, ему достигается совершенство, изначально не созданное в нем. Таковы обученная лошадь и дрессированный сокол . Чем больше растет эта способность в нем, тем более превосходя его ранг, пока не будет достигнута точка, где (простого) наблюдения за действием достаточно в качестве инструкции: таким образом, когда они видят вещь, они выполняют подобное ей путем подражания, без тренировки [...] ... Это высшая из животных степеней и первая из смежных с ней степеней человека». [60]

Таким образом, в этом параграфе Туси описал разные типы обучения , признав обучение через наблюдение наиболее развитой формой и правильно приписав его определенным животным.

Туси, по-видимому, воспринимал человека как принадлежащего к животным, поскольку он заявил, что «Душа животного [включающая в себя способности восприятия и движения...] ограничена особями животных видов», и что, обладая «Человеческой душой», Душа, [...] человечество выделяется и обособляется среди других животных». [61]

Некоторые ученые интерпретировали биологические труды Туси как предполагающие, что он придерживался какой-то эволюционной теории. Однако Туси прямо не заявил, что, по его мнению, виды со временем меняются. [ нужна цитата ]

Химия [ править ]

Туси внес свой вклад в область химии, сформулировав один из первых законов сохранения массы . Теория химического превращения Аль-Туси была основана на идее о том, что вещества могут превращаться в другие вещества посредством химических реакций, но общая масса веществ, участвующих в реакции, останется постоянной. Эта идея была предшественником закона сохранения массы, который гласит, что общая масса замкнутой системы остается постоянной во время химической реакции. Аль-Туси считал, что химические превращения управляются законами природы и что их можно понять посредством наблюдения, экспериментов и логических рассуждений. [62] [63] [64]

Философия [ править ]

Туси написал множество работ на тему философии. Среди его философских работ - его разногласия с коллегой-философом Авиценной . Его самая известная философская работа — «Ахлак-и насири» или «Насирейская этика» на английском языке. [65] В рамках этой работы он обсуждает и сравнивает исламские учения с этикой Аристотеля и Платона. Книга Туси стала популярным этическим трудом в мусульманском мире, особенно в Индии и Персии. [65] Работа Туси также оказала влияние на шиитскую исламскую теологию. Его книга «Таргид» , также называемая «Катарсис», имеет важное значение в шиитском богословии. [66] Он также написал пять работ на тему логики; которые были высоко оценены современниками и приобрели известность в мусульманском мире. [66]

и наследие Влияние

диаметром 60 км Лунный кратер , расположенный в южном полушарии Луны, назван в его честь « Насиреддин ». 10269 малая планета Туси, открытая советским астрономом Николаем Степановичем Черных в 1979 году. Его именем названа [67] [68] в Технологический университет К.Н. Туси Иране и Шемахинская обсерватория в Азербайджанской Республике Его именем также названы . В феврале 2013 года Google отпраздновал свое 812-летие дудлом , который был доступен на его веб-сайтах на арабском языке, назвав его аль-фарси (перс). [69] [70] Его день рождения также отмечается как День инженера . в Иране [71]

на Николая Коперника влияние Возможное

Некоторые ученые полагают, что Николай Коперник, возможно, находился под влиянием ближневосточных астрономов из-за сверхъестественного сходства между его работами и нецитируемыми работами этих исламских ученых, включая Насир ад-Дина ат-Туси, Ибн аль-Шатира , Муайяда ад-Дина аль-Туси. Урди и Кутб ад-Дин аль-Ширази . [12] [13] [14] [15] [16] [17] В частности, аль-Туси, рассматриваемый плагиат происходит из-за сходства пары Туси и Коперника геометрического метода по исключению Экванта из математической астрономии. [14] [16] Оба метода не только совпадают геометрически, но, что более важно, они оба используют одну и ту же систему букв для каждой вершины ; деталь, которая кажется слишком сверхъестественной, чтобы быть случайностью. [14] [16] Более того, тот факт, что некоторые другие детали его модели также отражают работы других исламских ученых, укрепляет представление о том, что работа Коперника, возможно, была не только его собственной. [16]

Нет никаких свидетельств того, что какие-либо непосредственные работы Насир ад-Дина ат-Туси когда-либо дошли до Коперника, однако есть свидетельства того, что математика и теории действительно дошли до Европы. [12] [13] Были еврейские ученые и паломники, которые путешествовали с Ближнего Востока в Европу, принося с собой ближневосточные научные идеи, которыми они могли поделиться со своими христианскими коллегами. [13] Признавая, что это не является прямым доказательством того, что Коперник имел доступ к работам ат-Туси, это показывает, что это было возможно. [13] Был именно такой еврейский ученый по имени Авенир из Бургоса , который написал книгу, содержащую неполную версию пары Туси, которую он узнал из вторых рук, которую мог найти Коперник. [12] Важно отметить, что в его версии также не было доказательств геометрии, поэтому, если бы Коперник получил эту книгу, ему пришлось бы завершить как доказательство, так и механизм. [12] Кроме того, некоторые ученые полагают, что, если бы не еврейские мыслители, это могло быть передано из исламской школы в Мараге Насир ад-Дина ат-Туси, , где находится обсерватория в мусульманскую Испанию. [12] [13] Из Испании ат-Туси и другие исламские космологические теории могли распространиться по Европе. [12] [13] Распространение исламской астрономии из обсерватории Мараге в Европу могло быть также возможно в форме греческих переводов Григория Хониада . [13] Существуют свидетельства того, каким образом Коперник приобрел пару Туси, а также подозрительное сходство не только в математических, но и в визуальных деталях. [12] [13] [14] [15] [16] [17]

Несмотря на эти косвенные доказательства, до сих пор нет прямых доказательств того, что Коперник действительно заимствовал работу Насир ад-Дина ат-Туси, а если и сделал, то сделал это намеренно. [14] [72] [73] [74] Пара Туси не является уникальным принципом, и, поскольку эквант был проблематичной необходимостью для сохранения кругового движения, возможно, что более чем один астроном захотел улучшить его; С этой целью некоторые ученые утверждают, что астроному не составит труда использовать собственную работу Евклида , чтобы самостоятельно вывести пару Туси, и что Коперник, скорее всего, сделал это вместо того, чтобы воровать. [72] [73] Еще до того, как Коперник опубликовал работу о своем геометрическом механизме, он подробно выразил свое недовольство птолемеевской астрономией и использованием экванта, поэтому некоторые ученые затем утверждают, что Коперник не был необоснованным, заново выведя пару Туси, не видя ее. поскольку у него был для этого явный мотив. [73] Кроме того, некоторые ученые, которые утверждают, что Коперник действительно совершил плагиат, говорят, что, никогда не называя его своим, он по своей сути осуждает себя. [74] Однако другие критикуют, что математики обычно не претендуют на работу, как другие ученые, поэтому провозглашение теоремы для себя является исключением, а не нормой. [74] Следовательно, есть мотив и некоторое объяснение, почему и как Коперник не занимался плагиатом, несмотря на доказательства против него. [72] [73] [74]

См. также [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ Персидский : Абу Джаафар Мохаммад Ходжа Насир ад-Дин Туси [4]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Шараф ад-Дин ат-Туси — Биография» . История математики .
  2. ^ Купер, Джон (1998). «Ат-Туси, Ходжа Насир (1201-74)» . Энциклопедия философии . Рутледж .
  3. ^ Перейти обратно: а б Шамс ад-Дин аль-Бухари в проекте «Математическая генеалогия»
  4. ^ «ṬUSI, НАСИР-АД-ДИН и. Биография» . Энциклопедия Ираника . Проверено 05 августа 2018 г.
  5. ^ Ламеер, Джоп (2015). Арабская версия «Насирейской этики» Туси . Брилл. ISBN  978-9004304505 .
  6. ^ Несколько источников:
  7. ^ Бруммелен, Глен Ван (2009). Математика неба и земли: ранняя история тригонометрии . Издательство Принстонского университета. п. 187. ИСБН  978-0-691-12973-0 . Мало кто станет спорить с утверждением, что ат-Туси был одним из величайших ученых средневекового ислама.
  8. ^ «Биография Аль-Туси_Насира» . www-history.mcs.st-andrews.ac.uk . Проверено 05 августа 2018 г. Одним из наиболее важных математических вкладов ат-Туси было создание тригонометрии как самостоятельной математической дисциплины, а не просто инструмента для астрономических приложений. В «Трактате о четырехугольнике» ат-Туси дал первое дошедшее до нас изложение всей системы плоской и сферической тригонометрии. Эта работа действительно является первой в истории тригонометрии как самостоятельного раздела чистой математики и первой, в которой изложены все шесть случаев прямоугольного сферического треугольника.
  9. ^ Берггрен, Дж. Л. (2013). «Исламская математика». Кембриджская история науки . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 62–83. дои : 10.1017/CHO9780511974007.004 . ISBN  978-0-521-59448-6 .
  10. ^ electricpulp.com. «ṬUSI, НАЦИР-АД-ДИН i. Биография - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 05 августа 2018 г. Говорят, что его главный вклад в математику (Наср, 1996, стр. 208-214) принадлежит тригонометрии, которая впервые была составлена ​​им как отдельная новая дисциплина. Его усилиям также обязана своим развитием сферическая тригонометрия, в том числе концепция шести основных формул решения сферических прямоугольных треугольников.
  11. ^ Джеймс Уинстон Моррис, «Араб Макиавелли? Риторика, философия и политика в критике суфизма Ибн Халдуна», Harvard Middle Eastern andИсламское обозрение 8 (2009), стр. 242–291. [1] Архивировано 20 июня 2010 г. в Wayback Machine. Выдержка со страницы 286 (сноска 39): «Личное мнение Ибн Халдуна, несомненно, резюмировано в его резком замечании (Q 3: 274), что Туси был лучше, чем кто-либо другой позже. Иранский учёный». Оригинал на арабском языке: Мукаддимат Ибн Халдун: Дирасах Усулия Тарихия / Ли-Ахмад Шубхи Мансур-аль-Кахира: Марказ Ибн Халдун: Дар аль-Амин, 1998. ISBN   977-19-6070-9 . Отрывок из Ибн Халдуна можно найти в разделе: Глава сорок третья: О том, что большинство, кто распространял знания в исламе, были персами. В этом разделе см. предложение, в котором он упоминает Туси как более знающего, чем другие более поздние персы (Аджам). ученые: . Что касается других неарабов, то после Имама Ибн аль-Хатиба и Насир ад-Дина ат-Туси мы не видели от них ничего, что могло бы положить конец его увечьям. Подумайте об этом и созерцайте это, и вы увидите изумление условиям творения. И Бог творит все, что пожелает, Ему нет сотоварища, Ему принадлежит вся хвала.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час Носоновский, Михаил (14 августа 2018 г.). «Абнер Бургосский: недостающее звено между Насир ад-Дином ат-Туси и Николаем Коперником?» . Зутот . 15 (1): 25–30. дои : 10.1163/18750214-12151070 . ISSN   1571-7283 . S2CID   135358186 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я Моррисон, Роберт (март 2014 г.). «Научный посредник между Османской империей и Европой эпохи Возрождения» . Исида . 105 (1): 32–57. дои : 10.1086/675550 . ISSN   0021-1753 . ПМИД   24855871 . S2CID   12180700 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Педерсен, Олаф (11 марта 1993 г.). Ранняя физика и астрономия: историческое введение . Архив Кубка. стр. 273–274. ISBN  978-0-521-40899-8 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Рабин, Шейла (30 ноября 2004 г.). «Николай Коперник» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж Хартнер, Вилли (1973). «Коперник, человек, работа и ее история» . Труды Американского философского общества . 117 (6): 413–422. Бибкод : 1973ПАФС.117..413Н . ISSN   0003-049X . JSTOR   986460 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с Кеннеди, ЕС (октябрь 1966 г.). «Позднесредневековая планетарная теория» . Исида . 57 (3): 365–378. дои : 10.1086/350144 . ISSN   0021-1753 . S2CID   143569912 .
  18. ^ Дабаши, Хамид. «Хваджа Насир ад-Дин Туси: философ/визирь и интеллектуальный климат его времени». Рутледж История мировых философий. Том I. История исламской философии. Сейед Хоссейн Наср и Оливер Лиман (ред.) Лондон: Routledge. 1996. с. 529
  19. ^ Сиддики, Бахтияр Хусейн. «Насир ад-Дин Туси». История исламской философии. Том 1. М.М. Шариф (ред.). Висбаден:: Отто Харроссовиц. 1963. с. 565
  20. ^ Перейти обратно: а б Вирани, Шафик Н. (16 апреля 2018 г.). «Аламут, исмаилизм и признание Бога Ходжи Касима Туштари» . Обзор исследований шиии . 2 (1–2): 193–227. дои : 10.1163/24682470-12340021 . ISSN   2468-2462 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Вирани, Шафик (2019). «Иероистория в «Основе символической интерпретации» Кади ль-Нухмана (Асас ат-Тавиль): Рождение Иисуса» . Исследования по исламской историографии : 147–169. дои : 10.1163/9789004415294_007 . ISBN  978-90-04-41529-4 . S2CID   214047322 .
  22. ^ Питер Уилли, Орлиное гнездо: замки исмаилитов в Иране и Сирии , (IB Tauris, 2005), 172.
  23. ^ Фархад Дафтари. «Исмаилиты средних веков на землях Ирана | Институт исмаилитских исследований» (PDF) . www.iis.ac.uk. Проверено 31 марта 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  24. ^ Лагерлунд, Хенрик (2010). Энциклопедия средневековой философии: Философия между 500 и 1500 годами . Springer Science & Business Media. п. 825. ИСБН  978-1-4020-9728-7 .
  25. ^ Майкл Эксуорси , История Ирана: Империя разума , (Basic Books, 2008), 104.
  26. ^ Перейти обратно: а б Вирани, Шафик Н. (01 апреля 2007 г.), «Спасение и Имамат» , Исмаилиты в средние века , Oxford University Press, стр. стр. 165–182, номер документа : 10.1093/acprof:oso/9780195311730.003.0009 , ISBN.  978-0-19-531173-0 , получено 17 ноября 2020 г.
  27. ^ ВАКИЛИ, АБДОЛЛА (2001). «Агхаз ва Анджам» Хваджи Нашир ад-Дина Туси: Введение и сокращенный перевод» . Исламские исследования . 40 (1): 89–103. ISSN   0578-8072 . JSTOR   20837076 .
  28. ^ Перейти обратно: а б «Насир ад-Дин ат-Туси — Биография» . История математики . Проверено 4 июля 2022 г.
  29. ^ Khandmir, Ghiyasoddin ibn Homamoddin (2001). The history of Habib al Sir . Tehran: Khayyaam. p. 338. ISBN  964-6101-53-4 .
  30. ^ Хансари, Мохаммад Багер (1970–1971). Розат аль-Джаннаат [ Райские сады ] (на арабском языке). Гом: Эсмаилян. п. 315.
  31. ^ Модарреси, Мохаммад (2001). Биография и философские идеи Хавджи Насир ад-Дина Туса . Тегеран: Амир Кабир. п. 52. ИСБН  978-964-00-0677-1 .
  32. ^ Стротманн, Р.; Руска, Дж. (24 апреля 2012 г.), «Аль-Туси» , Энциклопедия ислама, первое издание (1913–1936) , Брилл , получено 4 июля 2022 г.
  33. ^ ЧЕРНЫЙ, ЭНТОНИ (2011). История исламской политической мысли: от Пророка до наших дней (NED - новое издание, 2-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-3986-1 . JSTOR   10.3366/j.ctt1g0b63h .
  34. ^ Перейти обратно: а б с Х. Дайбер, Ф.Дж. Рагеп, «Туси» в Энциклопедии ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2007. Брилл Онлайн. Цитата: «Прозаические произведения Туси, насчитывающие более 150 произведений, представляют собой одно из крупнейших собраний одного исламского автора. Писая на арабском и персидском языках, Насир ад-Дин затрагивал как религиозные («исламские») темы, так и нерелигиозные. или светские предметы («древние науки»)».
  35. ^ Сейед Хосейн Наср. Исламская интеллектуальная традиция в Персии. Curson Press, 1996. См. с. 208: «Известно около 150 трактатов и писем Насир ад-Дина ат-Туси, из них двадцать пять на персидском языке, а остальные на арабском. Существует даже трактат по геомантии, который Туси написал на арабском, персидском и турецком языках. , демонстрируя свое владение всеми тремя языками. Говорят, что он также знал греческий. Его сочинения касаются почти всех отраслей исламских наук, от астрономии до философии и от оккультных наук до теологии».
  36. ^ Ламеер, Джоп (29 апреля 2020 г.). «Новый взгляд на Авсаф аль-ашраф Туси». Журнал исламских рукописей . 11 (1): 1–27. дои : 10.1163/1878464X-01101001 . S2CID   219063168 .
  37. ^ Моррис Россаби (28 ноября 2014 г.). От юаня до современного Китая и Монголии: сочинения Морриса Россаби . БРИЛЛ. стр. 281–. ISBN  978-90-04-28529-3 .
  38. ^ Насир ад-Дин аль-Туси в проекте «Математическая генеалогия»
  39. ^ Насир ад-Дин аль-Туси в проекте «Математическая генеалогия»
  40. ^ Крейг Г. Фрейзер, « Космос: историческая перспектива », Greenwood Publishing Group, 2006, стр.39
  41. ^ Джордж Салиба, ' [2] ', Арабские науки и философия, т.3 1993, стр.161-203.
  42. ^ Джордж Салиба, «Возвращаясь к астрономическим контактам между миром ислама и Европой эпохи Возрождения: византийская связь», « Оккультные науки в Византии », 2006, стр.368
  43. ^ Рагеп, Ф. Джамиль (2001), «Освобождение астрономии от философии: аспект исламского влияния на науку» , Осирис , 16, 2-я серия: 49–64, Бибкод : 2001 Osir...16...49R , doi : 10.1086/649338 , JSTOR   301979 , S2CID   142586786 , на стр. 60.
  44. ^ Ф. Джамиль Рагеп (2001), «Туси и Коперник: движение Земли в контексте», Наука в контексте 14 (1-2), стр. 145–163. Издательство Кембриджского университета .
  45. ^ Рагеп, Джамиль, Мемуары Насира ад-Дина Туси по астрономии ( ат-Тадхкира фи `илм аль-хай' а ) Издание, перевод, комментарии и введение. 2 тома. Источники по истории математики и физических наук. Нью-Йорк: Springer-Verlag, 1993. стр. 129.
  46. ^ О'Коннор, Джей-Джей; Робертсон, EF (ноябрь 2002 г.). "Галилео Галилей" . Университет Сент-Эндрюс. Архивировано из оригинала 30 мая 2012 г. Проверено 8 января 2007 г.
  47. ^ Тони Стрит (23 июля 2008 г.). «Арабская и исламская философия языка и логики» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 5 декабря 2008 г.
  48. ^ «тригонометрия» . Британская энциклопедия . Проверено 25 апреля 2011 г.
  49. ^ * Кац, Виктор Дж. (1993). История математики: Введение , стр. 259. Эддисон Уэсли . ISBN   0-673-38039-4 .
  50. ^ Босворт, Клиффорд Э.; Азимов (2003). История цивилизаций Средней Азии . Том. 4. Мотилал Банарсидасс. п. 190. ИСБН  81-208-1596-3 .
  51. ^ Хейс, Джон Р.; Бадо, Джон С. (1983). Гений арабской цивилизации: источник Возрождения (2-е изд.). Тейлор и Фрэнсис. п. 156. ИСБН  0-262-08136-9 .
  52. ^ http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/Biographies/Al-Tusi_Nasir.html , «Один [ постоянная мертвая ссылка ] Одним из наиболее важных математических достижений аль-Туси было создание тригонометрии как самостоятельной математической дисциплины, а не просто как инструмента для астрономических приложений. В «Трактате о четырехугольнике» ат-Туси дал первое дошедшее до нас изложение всей системы плоской и сферической тригонометрии. Эта работа действительно является первой в истории по тригонометрии как самостоятельной отрасли чистой математики и первой, в которой изложены все шесть случаев прямоугольного сферического треугольника»/
  53. ^ Перейти обратно: а б Берггрен, Дж. Леннарт (2007). «Математика в средневековом исламе». Математика Египта, Месопотамии, Китая, Индии и ислама: справочник . Издательство Принстонского университета. п. 518. ИСБН  978-0-691-11485-9 .
  54. ^ Также «синусоидальный закон» (геометрии и тригонометрии, применимый к сферической тригонометрии) приписывают, среди прочего, Алхуджанди. (Трое других — Абул Вафа Бозжани, Насируддин Туси и Абу Наср Мансур). Разви, Сайед Аббас Хасан (1991) История науки, технологий и культуры в Центральной Азии, Том 1, Университет Пешавара, Пешавар, Пакистан, стр. 358, ОСЛК   26317600
  55. ^ Биджли предполагает, что на эту честь претендуют три математика: Альхуджанди, Абдул-Вафа и Мансур, не считая Насируддина Туси. Биджли, Шах Мухаммад и Делли, Идара-и Адабият-и (2004) Ранние мусульмане и их вклад в науку: Идара-и Адабият-и Делли с девятого по четырнадцатый век, Дели, Индия, стр. 44, ОСЛК   66527483
  56. ^ Киршнер, Э. (2013). «Теория цвета и порядок цветов в средневековом исламе: обзор». Исследование и применение цвета . 40 (1): 5–16. дои : 10.1002/col.21861 .
  57. ^ Смитсон, HE; Динкова-Бруун, Г.; Гаспер, GEM; Хакстейбл, М.; Маклиш, УТС; Панти, К. (2012). «Трехмерное цветовое пространство 13 века» . J. Опт. Соц. Являюсь. А. 29 (2): А346-52. Бибкод : 2012JOSAA..29A.346S . дои : 10.1364/josaa.29.00A346 . ПМК   3287286 . ПМИД   22330399 .
  58. ^ Перейти обратно: а б Насир ад-Дин Туси (1964) Насирейская этика (переводчик: Г. М. Викенс). Лондон: Аллен и Анвин, с. 44.
  59. ^ Насир ад-Дин Туси (1964) Насирейская этика (переводчик: GM Wickens). Лондон: Аллен и Анвин, с. 45.
  60. ^ Насир ад-Дин Туси (1964) Насирейская этика (переводчик: GM Wickens). Лондон: Аллен и Анвин, с. 45ф.
  61. ^ Насир ад-Дин Туси (1964) Насирейская этика (переводчик: GM Wickens). Лондон: Аллен и Анвин, с. 42 (выделено нами).
  62. ^ Ахмад Ю. аль-Хасан, Сохранение массы в химии четырнадцатого века , История науки, том. 17, стр. 65–80, 1979.
  63. ^ Абдельхамид И. Сабра, Развитие концепции массы в арабо-исламский золотой век: физика, метафизика и химия , Archiv für Geschichte der Philosophie, vol. 84, нет. 2, стр. 115–136, 2002 г.
  64. ^ Рошди Рашед, Насир ад-Дин ат-Туси и проблема равновесия весов , Арабские науки и философия, том. 1, нет. 2, стр. 165–183, 1991.
  65. ^ Перейти обратно: а б Свободно, Джон (2011). Свет с Востока . дои : 10.5040/9780755600007 . ISBN  978-0-7556-0000-7 .
  66. ^ Перейти обратно: а б Свободно, Джон (2011). Свет с Востока: как наука средневекового ислама помогла сформировать западный мир . ИБТаурис. дои : 10.5040/9780755600007 . ISBN  978-0-7556-0000-7 .
  67. ^ Бабаев, Е.С. (2003). «2003ASPC..289..157B, стр. 157». Материалы 8-го Азиатско-Тихоокеанского регионального совещания МАС . 289 . Adsabs.harvard.edu: 157. Bibcode : 2003ASPC..289..157B .
  68. ^ 10269 туси - Моя библиотека - Гугл книги . Проверено 27 февраля 2013 г.
  69. ^ «812 лет со дня рождения Насир ад-Дина ат-Туси» . Проверено 19 февраля 2013 г.
  70. ^ «На персидском языке арабский взгляд на Ходжа Насируддина Туси в Google» . 19 февраля 2013 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
  71. ^ «Календарный центр Института геофизики Тегеранского университета» . календарь.ut.ac.ir . Архивировано из оригинала 9 февраля 2006 г. Проверено 24 февраля 2020 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б с Веселовский, И.Н. (1973-06-01). «Коперник и Насир ад-Ден АТ-ТУСИ» . Журнал истории астрономии . 4 (2): 128–130. Бибкод : 1973JHA.....4..128В . дои : 10.1177/002182867300400205 . ISSN   0021-8286 . S2CID   118453340 .
  73. ^ Перейти обратно: а б с д Блоше, Виктор (15 апреля 2014 г.). «Критика аргументов в пользу влияния Мараги на Коперника» . Журнал истории астрономии . 45 (2): 183–195. Бибкод : 2014JHA....45..183B . дои : 10.1177/002182861404500203 . ISSN   0021-8286 . S2CID   122576159 .
  74. ^ Перейти обратно: а б с д Блажо, ВНЕ (2018). «Опровержение недавних аргументов в пользу влияния Мараги на Коперника» (PDF) . Студия исторических наук . Архивировано из оригинала (PDF) 6 мая 2021 г. Проверено 17 ноября 2020 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: E886CB3B801315A9DEACC60A06D36299__1718070540
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Nasir_al-Din_Tusi
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nasir al-Din al-Tusi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)