Шарх аль-Ишарат
Шарх аль-Ишарат ( شرح الإشارات ) — философский комментарий к Авиценны книге «Аль-ишарат ва ат-танбихат» ( «Замечания и увещевания »). Оно было написано Насир ад-Дином ат-Туси в защиту философии Авиценны в ответ на критику, высказанную в его адрес Фахр ад-Дином ар-Рази в одноименной книге. [1]
Утхорт
[ редактировать ]Абу Джафар Мухаммад Насир ад-Дин ат-Туси (род. Тус, 17 февраля 1201 г. / ум. Багдад, 25 июня 1274 г.) был эрудитом и визирем, чьи выдающиеся работы в литературных, теологических и научных дисциплинах позже принесли ему титул Муаллима ат-Талита, т. е. третьего учителя после Аристотеля и Фараби . [2]
О Ишарате
[ редактировать ]«Аль-ишарат ва ат-танбихат» — последняя книга Авиценны и самая известная. Книга посвящена логике, натуральной философии, теологии и метафизике. [3] «Аль-ишарат ва ат-танбихат» в целом можно рассматривать как более позднюю работу и, следовательно, как выражение зрелой мысли Авиценны. Ибн Сина советовал эту книгу своим ученикам как своего рода рабочую тетрадь. В этой книге Ибн Сина призывает своих учеников правильно установить выводы и/или предпосылки для достижения заключений. Другими словами, Авиценна не намерен развивать полностью сформулированные аргументы в «Аль-ишарат ва ат-танбихат» . Это делает его очень абстрактным и требовательным текстом для любого читателя. [4]
Книга
[ редактировать ]Шарх аль-ишарат ва ат-танбихат или комментарий к Аль-ишарат ва ат-танбихат представляет собой сборник книг, написанных Насир ад-Дином ат-Туси для детализации и защиты работ Авиценны перед Фахром Рази. По словам Хосейна Насра , влияние Фахра ад-Дина ар-Рази и его технических обсуждений позднейшей исламской философии не было признано до сих пор. Рази предпринял важную атаку на странствующую философию. Эта атака подробно проявилась в книге «Шарх аль-Ишарат», написанной в форме критики «Аль-Ишарата» Авиценны. Насир ад-Дин написал ответы, которые реанимировали философию Авиценны. В четырнадцатом веке эти центральные дебаты были продолжены Кубаль-Дином ар-Рази в его «Аль-Мухакамат» («Испытания»), в котором он пытался рассудить между комментариями Фахр ад-Дина ар-Рази и ат-Туси. [5] этот сборник до сих пор считался самым большим комментарием к книге наставлений и замечаний, а позже мудрые люди объяснили и развили его. Книга Авиценны «Аль-ишарат ва ат-танбихат» была хорошо известна в философских кругах, к ней были написаны многочисленные комментарии, глоссы и резюме. Одним из самых ранних комментариев был, возможно, полемический «И'тикадат 'алкалам аль-исарат» Шахрастани (ум. 445/1153), на который Умар ибн Сахлан ас-Сави в конце концов написал ответ (ум. ок. 549/1145). Затем Фахр ад-Дин ар-Рази (ум. 606/1209) написал свой знаменитый «Сарх аль-Ишарат» и сокращенную версию его основных тезисов под названием «Любаб аль-Ишарат». Саад ибн Оасан ибн Хибат Аллах (Мухаммад) ибн Каммуна аль-Исраили (ум. 676/1277) написал шарх к аль-Ишарату. Насир ад-Дин ат-Туси (672/1274) написал шарх к аль-Ишарату, а также к Холлу Мушкилат аль-Ишарат. Хотя многие из этих ученых знали персидский язык, все эти работы были написаны на арабском языке, и Брокельманн не записал ни одного персидского средневекового перевода аль-Ишарата. [6] Туси написал суперкомментарии к комментариям Рази. Их суперкомментарии стремились продемонстрировать критическую дистанцию от Шарха Рази, а не критическую дистанцию от Ишарата Авиценны. Несколько менее агрессивно Туси выдвигает обвинения в адрес Рази, которые Рази ранее выдвинул в адрес Масуди: в самонадеянной критике, в том, что он еще не поработал достаточно усердно, чтобы полностью понять теории и аргументы Авиценны и тем самым честно представить их. аль-Ишарат, после экстравагантной похвалы Авиценны и выделения Ишарата как выражения идей Авиценны, на которые ссылается Туси. [7]
Содержание
[ редактировать ]Эта плодотворная работа по перипатетической философии сделала его, вне всякого сомнения, величайшим философом Авиценны после самого мастера. К этой категории работ относятся его опровержения критики Ибн Сины со стороны аль-Мусарата аш-Шахрастани и более ранний критический комментарий Рази на « Аль-ишарат ва аль-танбихат» Ибн Сины . Эта работа, известная также как Шарх аль-Ишарат, являющаяся крупным философским шедевром как по форме, так и по содержанию, раз и навсегда реанимировала учение Ибн Сины на Востоке. Посвященный изложению учения мастера, в этом произведении он воздерживался от выражения каких-либо собственных взглядов, за исключением тех случаев, когда дело касалось богопознания мира, где Насир ад-Дин принял взгляды Сухраварда, которых он также хорошо знал. Работа стала настолько известной, что, в свою очередь, стала предметом многих более поздних комментариев, самый известный из которых принадлежит Кутб ад-Дину ар-Разу. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перевод и описание предупреждений и наказаний Ибн Сины, том 1, введение комментатора / написано Хасаном Малекшахи. - 2-е издание - Тегеран: Соруш (Издания радио и телевидения Исламской Республики Иран, 1368-1375.
- ^ electricpulp.com. «ṬUSI, НАЦИР-ЭЛ-ДИН - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ «Энциклопедия исламских исследований: Ибн Сина » . www.cgie.org.ir. Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Шамс К. Инати, Замечания и увещевания Ибн Сины: физика и метафизика: анализ и аннотированный перевод, Columbia University Press, 2014, 218 стр., ISBN 9780231166164 , рецензия Жюля Янсенса, De Wulf-Mansion Centre, KU Leuven
- ^ Наср, Сейед Хоссейн, (2006), страницы 113-114.
- ^ Роксана Д. Маркотт, Воскресение (маад) в персидском «Хаят Ан-Нуфус» Исмаила ибн Мухаммада Ризи: История Авиценнана, в «Интерпретации Авиценны: наука и философия в средневековом исламе» (Лейден: Брилл, 2004) , 213-235
- ^ Роберт Вишновский / Oriens 41 (2013) 349–378
- ^ Сейед Хоссейн Наср, (2006), стр. 187.