Династия Буидов
Династия Буидов | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
934–1062 [1] | |||||||||||||||||||||||||||||
Капитал | |||||||||||||||||||||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Религия | Шиитский ислам (династия) [3] Суннитский ислам (большинство) Зороастризм христианство иудаизм | ||||||||||||||||||||||||||||
Правительство | Наследственная монархия | ||||||||||||||||||||||||||||
Эмир / Шаханшах | |||||||||||||||||||||||||||||
• 934–949 | Имад ад-Даула | ||||||||||||||||||||||||||||
• 1048–1062 | Абу Мансур Фулад Сутун | ||||||||||||||||||||||||||||
Историческая эпоха | |||||||||||||||||||||||||||||
• Учредил | 934 | ||||||||||||||||||||||||||||
• Имад ад-Даула провозгласил себя «Эмиром» | 934 | ||||||||||||||||||||||||||||
• Адуд ад-Даула становится верховным правителем династии Буидов. | 979 | ||||||||||||||||||||||||||||
• Упразднено | 1062 [1] | ||||||||||||||||||||||||||||
Область | |||||||||||||||||||||||||||||
980 оценка. [4] [5] | 1 600 000 км 2 (620 000 квадратных миль) | ||||||||||||||||||||||||||||
Валюта | дирхам , динар | ||||||||||||||||||||||||||||
|
Династия Буидов ( персидский : آل بویه , латинизированный : Âl-i Bōya ), также пишется Бувайхид ( арабский : البويهية , латинизированный : Аль-Бувайхийя ), была зайдитской , а позже шиитской династией двунадесятников дайламитского происхождения, [3] [а] который в основном правил центральным и южным Ираном и Ираком с 934 по 1062 год. В сочетании с возвышением других иранских династий в регионе, примерное столетие правления Буидов представляет собой период в иранской истории, который иногда называют иранским интермеццо . [6]
Династию Буидов основал Али ибн Буя, который в 934 году завоевал Фарс и сделал Шираз своей столицей . Он получил лакаб или почетный титул Имад ад-Даула «Укрепитель государства». Его младший брат Хасан завоевал часть Джибала в конце 930-х годов, а к 943 году сумел захватить Рей , который он сделал своей столицей. Хасану был вручен лакаб Рукн ад-Даула («Столп государства»). В 945 году младший брат Ахмад ибн Буя завоевал Ирак и сделал Багдад своей столицей. Ему был вручен лакаб Муизз ад-Даула .
Будучи иранцами-дайламитами, буиды сознательно возродили символы и обычаи Сасанидской империи . [7] Начиная с Имада ад-Даулы, некоторые из правителей Буидов использовали древний сасанидский титул Шаханшах «Император» ( شاهنشاه ), буквально «царь царей». [3] У Буидов было много надписей, вырезанных на руинах Ахеменидов в Персеполе , что предполагает форму почитания этого места, которое, по мнению Буидов, было построено мифическим иранским царем Джамшидом . [8]
Династия Буидов достигла своего зенита при Панахе Хосрове ( پناه خسرو r. 949–983 ), чьим лакабом был Адуд ад-Давла , которого помнят за его непредубежденность и строительные проекты, такие как плотина Банде-Амир недалеко от Шираза. [9] При нем царство Буидов простиралось от византийской границы в Сирии на западе до границ Хорасана на востоке. [10]
Хотя буиды изначально были зайди-шиитами , ради политического преимущества они стали шиитами-двунадесятниками после крупного затмения Мухаммада аль-Махди после смерти его четвертого агента в 941 году. Несмотря на это, буиды были известны своей поддержкой суннитских халифов Аббасидов и своей терпимостью. суннитского населения, составлявшего большую часть их царства. Они, напротив, были недружелюбны по отношению к Фатимидскому халифату с центром в Египте, который был исмаилитом . [9]
В отличие от Саманидов , которые правили преимущественно суннитским мусульманским населением в Центральной Азии , царство Буидов было населено многими зороастрийцами и христианами (в первую очередь из Церкви Востока ). Из-за этого многие записи, написанные при буидах, были составлены на среднеперсидском , сирийском и арабском языках . [9]
Происхождение
[ редактировать ]Слово Буя ( арабское Buwayh ) — среднеперсидское имя, оканчивающееся на уменьшительно- персидское ـویه (среднеперсидское -ōē , современное персидское -ūyeh , арабское -uwayh ). Буиды были потомками Панах-Хусрова, зороастрийца из Дайлама . У него был сын по имени Буя, рыбак из Лахиджана. [11] а позже оставил зороастризм и принял ислам . [12] Позже у Буйи было три сына по имени Ахмад , Али и Хасан , которые позже вместе создали королевство Буидов. Буиды претендовали на царское происхождение от Бахрама V ( годы правления 420–438 ), царя царей ( шаханшаха ) Сасанидской империи . [13]
История
[ редактировать ]Взлет (934–945)
[ редактировать ]Основатель династии Али ибн Буя первоначально был солдатом на службе у дейламитского военачальника Макана ибн Каки , [14] но позже изменил свою приверженность иранскому правителю Мардавичу , основавшему династию Зияридов , а сам входившему в родство с правящей династией Гиляна , [15] регион, граничащий с Дайламом. Позже к Али присоединились два его младших брата, Хасан ибн Буя и Ахмад ибн Буя. В 932 году Али получил Карадж в качестве своего феодального владения и, таким образом, смог завербовать других дайламитов в свою армию. последнего Однако инициатива Али оказалась слишком сильной для Мардавиджа, который планировал его убить, но Али был проинформирован о плане Мардавиджа собственным визирем . Братья с 400 сторонниками Дайламита затем бежали в Фарс . [16] где им удалось взять под свой контроль Арраджан . [17] Однако Буиды и генерал Аббасидов Якут вскоре боролись за контроль над Фарсом, и Буиды в конечном итоге вышли победителями. [14] Эта победа открыла путь к завоеванию столицы Фарса Шираза . [18]
'Али также вступил в союз с землевладельцами Фарса, в том числе с семьей Фасанджас , которая позже произвела на свет многих видных государственных деятелей Буидов. Али также набрал больше солдат, в том числе турок , которые вошли в состав кавалерии. Затем Али отправил своего брата Ахмада в экспедицию в Керман , но был вынужден отступить из-за сопротивления со стороны белуджей и кафов. [19] Однако Мардавидж, который стремился свергнуть аббасидского халифа Багдада и воссоздать зороастрийскую Иранскую империю, вскоре вырвал Хузестан у Аббасидов и заставил Али признать его своим сюзереном. [20]
К счастью для Буидов, Мардавидж был убит вскоре после этого в 935 году, что вызвало хаос на территориях Зияридов, что было идеальной ситуацией для братьев Буидов; Али и Ахмад завоевали Хузистан, а Хасан захватил столицу Зияридов Исфахан , а в 943 году захватил Рей , который стал его столицей, завоевав таким образом весь Джибал . В 945 году Ахмад вошел в Ирак и сделал аббасидского халифа своим вассалом, одновременно получив лакаб Муизз ад-Давла («Укрепитель государства»), а Али получил лакаб Имад ад-Давла («Поддержка государства»), а Хасану был дан лакаб Рукн ад-Даула («Столп государства»).
Пик могущества и Золотой век (945–983 гг.)
[ редактировать ]Помимо других территорий, завоеванных буидами, в 967 году был завоеван Керман, за ним следовали Оман (967 год), Джазира (979 год), Табаристан (980 год) и Горган (981 год). Однако после этого буиды начали медленно приходить в упадок: части конфедерации постепенно отделялись, а местные династии, находившиеся под их властью, становились де-факто независимыми.
Упадок и падение (983–1062 гг.)
[ редактировать ]Смерть Адуд ад-Даулы считается началом упадка династии Буидов; [22] его сын Абу Калиджар Марзубан , который находился в Багдаде, когда он умер, сначала держал его смерть в секрете, чтобы обеспечить свою преемственность и избежать гражданской войны. Когда он в конце концов обнародовал смерть своего отца, ему дали титул «Самсам ад-Давла». Однако другой сын Адуда, Ширдил Абу'л-Фаварис , бросил вызов его власти, и гражданская война, которой опасались, все равно произошла. [23] Тем временем курдский марванидов вождь по имени Бадх ибн Дустак захватил Диябакр и вынудил Самсама ад-Даулу признать его вассальным правителем региона. [23] Кроме того, в этот период умер Муайяд ад-Даула, сын и преемник Рукна ад-Давлы. Муайяду ад-Давле наследовал его брат Фахр ад-Давла, который с помощью визиря Муайяда ад-Давлы Сахиба ибн Аббада стал правителем владений Муайяда ад-Давлы. [24] Другой сын Адуда ад-Давлы, Абу Тахир Фирузшах , зарекомендовал себя как правитель Басры и принял титул «Дия ад-Давла», а другой сын, Абу'л-Хусейн Ахмад , зарекомендовал себя как правитель Хузистана. , получивший титул «Тадж ад-Давла».
Ширдил Абу'л-Фаварис (известный под титулом «Шараф ад-Даула») быстро захватил Оман у Самсама ад-Давлы, а в 983 году тюркские войска Самсама ад-Давлы подняли мятеж против него, и некоторые уехали из Ирака в Фарс. , но большинство из них уговорил его родственник Зияр ибн Шахракавайх остаться в Ираке. Однако Ирак находился в мрачном состоянии, и произошло несколько восстаний, которые ему удалось подавить, самым опасным из которых было восстание Асфара ибн Курдавиха , который пытался сделать Абу Насра Фируза Харшада (известного под титулом «Баха ад-Давла»). «) правитель Ирака. В тот же период Самсам ад-Даула также сумел захватить Басру и Хузистан, вынудив двух своих братьев бежать на территорию Фахр ад-Давлы.
В середине XI века Буидские эмираты постепенно перешли под власть Газневидов и турок-сельджуков . В 1029 году Маджд ад-Даула, который столкнулся с восстанием своих войск Дайлами в Рее , попросил помощи у Махмуда Газны . [25] Когда прибыл султан Махмуд, он сверг Маджда ад-Даулу, заменил его губернатором Газневидов и положил конец династии Буидов в Рее . [25] [26]
В 1055 году Тугрил завоевал Багдад , резиденцию халифата, и изгнал последнего из правителей Буидов. [3] Как и буиды, сельджуки сохраняли халифов Аббасидов в качестве номинальных руководителей. [27]
Правительство
[ редактировать ]Буиды создали конфедерацию в Ираке и западном Иране. Эта конфедерация образовала три княжества: одно в Фарсе со столицей в Ширазе, второе в Джибале со столицей в Рее и последнее в Ираке со столицей в Багдаде. Однако в поздний период в составе конфедерации Буидов образовалось больше княжеств. Наследование было наследственным , правители делили свою землю между своими сыновьями.
Титул, используемый буидскими правителями, был амир , что означает «правитель» или «князь». Как правило, один из амиров признается имеющим старшинство над другими; этот человек будет использовать титул амира аль-Умара , [28] или старший эмир . Хотя старший эмир был формальным главой Буидов, он обычно не имел какого-либо значительного контроля за пределами своего эмирата; каждый эмир пользовался высокой степенью автономии на своих территориях. Как упоминалось выше, некоторые более сильные амиры использовали сасанидский титул Шаханшаха . несколько других титулов, таких как малик («король») и малик аль-мулук Кроме того, буиды также использовали («царь царей»). В меньших масштабах территорией Буидов также управляли князья из других семей, таких как Хасанвайхиды.
Военный
[ редактировать ]В начале правления династии Буидов их армия состояла в основном из собратьев-дайламитов, воинственного и храброго народа преимущественно крестьянского происхождения, служившего пешими солдатами. Дайламиты имели долгую историю военной деятельности, начиная с сасанидского периода, и были наемниками в различных местах Ирана и Ирака и даже в Египте . Дайламиты во время битвы обычно носили с собой меч, щит и три копья. Кроме того, они также были известны своим грозным щитом, который было трудно пробить. [29]
Однако когда территории Буидов увеличились, они начали набирать турок в свою конницу, [18] сыгравший видную роль в армии Аббасидов. [30] Армия буидов также состояла из курдов , которые, наряду с турками, были суннитами , тогда как дайламиты были мусульманами-шиитами . [31] Однако армия буидов Джибала в основном состояла из дайламитов. [32]
Дайламиты и турки часто ссорились друг с другом за господство в армии. [33] Чтобы компенсировать своим солдатам буид-амиры часто раздавали , иктасы или права на процент налоговых поступлений от провинции ( откупное земледелие ), хотя практика выплаты натурой также часто использовалась. [34] В то время как турки пользовались благосклонностью в Буидском Ираке, дейламиты пользовались благосклонностью в Буидском Иране. [35]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]В отличие от Саманидов, Буиды не приняли дари (также известный как новоперсидский ) в качестве своего официального языка. [36] Вместо этого арабский язык служил лингва-франка в их королевстве, а среднеперсидский иногда использовался в качестве второстепенного придворного языка. [2] Хотя буиды были иранского происхождения, они поддерживали письменность на арабском языке, а также использовали этот язык в своей переписке, а также в поэзии. [3]
Непонятно, почему буиды не поощряли использование новоперсидского языка. По мнению историков Эдмунда Херцига и Сары Стюарт в их книге «Ранний исламский Иран» (2011), это могло произойти по трем факторам; Буиды находились под влиянием во время своего пребывания в Багдаде и поэтому стремились стать важными сторонниками арабской письменности; Новоперсидский язык, возможно, был обескуражен зороастрийскими священниками, которые все еще писали на среднеперсидском языке в таких регионах, как Фарс; Новый персидский язык, возможно, сильно отличался или противоречил диалектам западного Ирана и в основном приветствовался только в восточном Иране. [37]
Однако новоперсидский язык все еще использовался в качестве языка поэзии при дворах Буидов. Многие выдающиеся поэты царства Буидов писали на новоперсидском языке, такие как Абу Мухаммад Мансур ибн Али аль-Мантики ар-Рази, Хосрави Сарахси и Абу Зайд Мухаммад ибн Али аль-Гадаири ар-Рази. [3] Персидский визирь Сахиб ибн Аббад (умер в 995 г.), который долгое время был ведущей фигурой при дворе Буидов в Рее, писал только на арабском языке, который он предпочитал вместо своего родного языка. новоперсидские панегирики . Однако он принял и посвященные ему [38]
Буиды также пропагандировали использование фахлавията . [37] обозначение стихов, написанных на местных северо-западных иранских диалектах и языках . [39] [40] Из-за большого количества зороастрийцев и христиан многие записи, написанные при буидах, были составлены на среднеперсидском, сирийском и арабском языках. [9]
Именование традиций, праздников и идентичности
[ редактировать ]В то время как братья, основавшие королевство Буидов, носили арабские имена Али, Хасан и Ахмад, второе поколение Буидов, в частности, имело иранские имена, такие как Камрава, Марзубан, Бахрам и Хосрав. [2] У Буидов было много надписей, вырезанных на руинах Ахеменидов в Персеполе , что предполагает форму почитания этого места, которое, по мнению Буидов, было построено мифическим иранским царем Джамшидом . [8] Адуд ад-Даула праздновал древние иранские праздники Саде и Мехреган и, как и многие предыдущие исламские правители, включая халифов, он, скорее всего, праздновал Навруз также . Он использовал Навруз как модель для двух вновь созданных фестивалей, которые ежегодно отмечались в городе Фана Хосрав-Гирд. [10]
При Буидах идея «Ираншахра» (Ирана) появляется в географических трудах, написанных на арабском языке преимущественно иранскими авторами. Географ Истахри , работавший в конце X века и писавший; «Самая возделываемая ( маммур ), самая прекрасная и плодородная часть мира и наиболее устойчивая в своей политической жизни — это королевство Ираншахр». [38]
Херциг и Стюарт добавляют это; [37]
Взятые вместе, предыдущие материалы дают важные ключи к разгадке вопроса об иранской идентичности при Буидах. В первом случае у нас есть правители, которые беззастенчиво являются иранцами и которые стремились с помощью генеалогии, титула и уважения к Персеполю показать свою связь с доисламским иранским прошлым. В то же время жители Буидских царств и восточные иранцы демонстрировали порой смущающе высокий уровень самооценки, как жители Ираншахра.
Религия
[ редактировать ]Как и большинство дайламитов того времени, буиды были шиитами и назывались двунадесятниками . [41] Однако вполне вероятно, что начинали они как зайди . [42] [43] Муджен Момен объясняет этот переход от зайдизма к двунадесятнику, отмечая, что, поскольку буиды не были потомками Али , первого шиитского имама, зайдизм потребовал бы от них назначения имама из семьи Али. Таким образом, буиды склонялись к двунадесятнику, в котором есть оккультный имам , что является для них более привлекательным с политической точки зрения вариантом. [42]
Буиды редко пытались навязать своим подданным определенные религиозные взгляды, за исключением случаев, когда это было политически целесообразно. Сунниты Аббасиды сохранили халифат, но были лишены всякой светской власти. [44] Кроме того, чтобы предотвратить распространение напряженности между шиитами и суннитами на правительственные учреждения, буидские эмиры время от времени назначали на высокие должности христиан , а не мусульман любой из сект. [45]
Архитектура
[ редактировать ]Под руководством Буидов осуществлялись крупные строительные и инженерные проекты, такие как ирригационные системы и сельскохозяйственные разработки, все из которых привели к увеличению доходов. По сравнению с другими местными правителями Ирака, особенно Бариди и Хамданидами , было ясно, что Буиды любили строительные проекты. Когда Муизз ад-Даула прибыл в Ирак, страна была разорена в результате местной борьбы за контроль над Багдадом. По его указанию была восстановлена плотина Бадурия на реке Руфайл, что впоследствии привело к снижению цен на обычные продукты питания, такие как хлеб. Это также вдохновило людей мигрировать в Багдад. [3]
Именно во время правления Адуд ад-Даулы было осуществлено большинство строительных и реставрационных проектов Буидов. При нем Шираз стал настолько перенаселенным, что гарнизону негде было бродить, что привело к тому, что Адуд ад-Даула создал специальный квартал Фана Хосрав-гирд («Фана Хосрав сделал это»), название, которое намеренно отражало имя Шираза. города, основанные сасанидскими царями. [3] [10] Город Фирузабад , который считается связанным с сасанидским королем Ардаширом I ( годы правления 224–242 ), был реконструирован Адуд ад-Давлой, возможно, для того, чтобы подчеркнуть его претензии на сасанидское происхождение. Одним из длительных строительных проектов Адуда ад-Даулы был мавзолей, воздвигнутый на месте захоронения Али . [3]
Буидские правители
[ редактировать ]Главные правители
[ редактировать ]Как правило, тремя самыми влиятельными буидскими амироми в любой момент времени были те, кто контролировал Фарс , Джибаль и Ирак . Иногда правитель мог управлять более чем одним регионом, но ни один правитель Буидов никогда не осуществлял прямой контроль над всеми тремя регионами.
Буиды в Фарсе
- Имад ад-Даула (934–949)
- 'Адуд ад-Даула (949–983)
- Шараф ад-Даула (983–989)
- Самсам ад-Даула (989–998)
- Баха ад-Даула (998–1012)
- Султан ад-Даула (1012–1024)
- Абу Калиджар (1024–1048)
- Абу Мансур Фулад Сутун (1048–1051)
- Абу Саад Хосров Шах (1051–1054)
- Абу Мансур Фулад Сутун (1051–1062)
Буиды в Рэе
- Рукн ад-Даула (935–976)
- Фахр ад-Даула (976–980)
- Муайяд ад-Даула (980–983)
- Фахр ад-Даула (восстановлен) (984–997)
- Маджд ад-Даула (997–1029)
Буиды в Ираке
- Муизз ад-Даула (945–967)
- 'Изз ад-Даула (966–978)
- 'Адуд ад-Даула (978–983)
- Самсам ад-Даула (983–987)
- Шараф ад-Даула (987–989)
- Баха ад-Даула (989–1012)
- Султан ад-Даула (1012–1021)
- Мушарриф ад-Даула (1021–1025)
- Джалал ад-Даула (1025–1044 гг.)
- Абу Калиджар (1044–1048)
- Аль-Малик ар-Рахим (1048–1055)
Второстепенные правители
[ редактировать ]Нередко младшие сыновья основывали побочные линии или отдельные члены Буидов брали под свой контроль провинцию и начинали там править. Следующий список неполный.
Буиды в Басре
- Дия ад-Даула (980-е)
Буиды в Хамадане
- Муайяд ад-Даула (976–983)
- Шамс ад-Даула (997–1021)
- Сама ад-Даула (1021–1024 гг.)
Буиды в Кермане
- Кавам ад-Даула (1012–1028)
Буиды Хузистана
- Тадж ад-Даула (980-е)
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Вернись | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имад ад-Даула 934–949 | Рукн ад-Даула 935–976 | Муизз ад-Даула 945–967 | Нравиться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абу Исхак Ибрагим | Изз ад-Даула 967–978 | Санад ад-Даула | Марзубан | Зубайда | Абу Тахир | Али ибн Кама | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марзубан ибн Бахтияр | Салар | Безымянная принцесса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фахр ад-Даула 976–997 | 'Адуд ад-Даула 949–983 | Муайяд ад-Даула 980–983 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шамс ад-Даула 997–1021 | Маджд ад-Даула 997–1029 | Шараф ад-Даула 983–989 | Самсам ад-Даула 983–998 | Баха ад-Даула 998–1012 | Шахназ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сама ад-Даула 1021–1024 | Кавам ад-Даула 1012–1028 | Султан ад-Даула 1012–1024 | Мушарриф ад-Даула 1021–1025 | Джалал ад-Даула 1027–1044 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фана-Хосров | Абу Дулаф | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абу Калиджар 1024–1048 | Аль-Малик аль-Азиз | Абу Мансур Али | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абу Али Фана-Хусров | Абу Мансур Фулад Сутун 1048–1062 | Аль-Малик ар-Рахим 1048–1055 | Камрава | Абу'л-Музаффар Бахрам | Абу Саад Хосров Шах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абу'л-Ганаим аль-Марзубан | сурхааб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]История Ирана |
---|
Хронология Иранский портал |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босворт 1996 , стр. 154.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Даваран 2010 , с. 156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Саджади, Асатрян и Мелвин-Кушки .
- ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 222. ISSN 1076-156X . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Рейн Таагепера (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 475–504. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 .
- ^ Блэр 1992 , с. 103.
- ^ Гольдшмидт, Артур (2002). Краткая история Ближнего Востока (7-е изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 87 . ISBN 978-0813338859 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герциг и Стюарт 2011 , с. 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Фрай и Кешк 2014 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бюргель и Моттахеде 1988 , стр. 265–269.
- ^ Феликс и Маделунг 1995 , стр. 342–347.
- ^ Буссе 1975 , стр. 274.
- ^ Даваран 2010 , с. 157.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нагель 1990 , стр. 578–586.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 211.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 212.
- ^ Буссе 1975 , с. 255.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 213.
- ^ Буссе 1975 , с. 257.
- ^ Буссе 1975 , с. 256.
- ^ «Эвер» . Смитсоновский национальный музей азиатского искусства .
- ^ Кеннеди 2004 , с. 234.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Буссе 1975 , с. 289.
- ^ Буссе 1975 , с. 290.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Босворт 1963 , стр. 53, 59, 234.
- ^ Босворт 1968 , с. 37.
- ^ Бернард Льюис, Ближний Восток: Краткая история последних 2000 лет (Нью-Йорк: Scribner, 1995), с. 89.
- ^ Кабир 1964 .
- ^ Буссе 1975 , с. 251.
- ^ Сохар и интерлюдия Дайлами (356–443/967–1051) , Валерия Фиорани Пьячентини, Труды семинара по арабским исследованиям , Vol. 35, Материалы тридцать восьмого заседания Семинара арабских исследований, состоявшегося в Лондоне, 22–24 июля 2004 г. (2005 г.), 196.
- ^ Буссе 1975 , с. 287.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 244.
- ^ Буссе 1975 , стр. 265, 298.
- ^ Сурдель-Томин, Дж. «Бувайхидс». Энциклопедия ислама, том I. Новое изд. Лейден: Э. Дж. Брилл, 1960. с. 1353.
- ^ Буссе 1975 , с. 252.
- ^ Даваран 2010 , стр. 154–156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Герциг и Стюарт 2011 , с. 157.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герциг и Стюарт 2011 , с. 155.
- ^ Пол 2000 .
- ^ Тафаззоли 1999 , стр. 158–162.
- ^ Афсаруддин 2018 , с. -235-236.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Момен, Муджан (1985), Введение в шиитский ислам , издательство Йельского университета, стр. 75–76, ISBN 978-0-300-03531-5
- ^ Берки, Джонатан (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-58813-3 . , с. 135
- ^ Аббасиды , Бернард Льюис, Энциклопедия ислама , Том. Я, изд. ХАР Гибб, Дж. Х. Крамерс, Э. Леви-Провансаль, Дж. Шахт (Э. Дж. Брилл, 1986), 19.
- ^ Гериберт, стр. 287-8
- ^ Буссе 1975 , стр. 251–252; Бюргель и Моттахеде 1988 , стр. 265–269; Нагель 1990 , стр. 578–586; Босворт 1996 , стр. 154–155; Кеннеди 2004 , с. 211; Карш 2007 , стр. 60; Каэн 1960 , стр. 1350–1357; Феликс и Маделунг 1995 , стр. 342–347.
Источники
[ редактировать ]- Афсаруддин, Асма (2018). «Альтернативные модели легитимности: суннитско-шиитские дебаты о политическом лидерстве». В Сальваторе, Армандо (ред.). История ислама Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья, ООО
- Блэр, Шейла (1992). Монументальные надписи из раннего исламского Ирана и Трансоксианы . Брилл. стр. 1–307. ISBN 9789004093676 .
- Блэр, Шейла С. (2009). «Буидское искусство и архитектура» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Босворт, CE (1963). Газневиды: Их империя в Афганистане и Восточном Иране, 994:1040 . Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–331. ISBN 9788121505734 .
- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира (1000–1217 гг. Н.э.)» . В Бойле, Джон Эндрю (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–203. ISBN 0-521-06936-Х .
- Босворт, CE (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10714-5 .
- Буссе, Гериберт (1975). «Иран под буидами» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 250–305. ISBN 0-521-20093-8 .
- Каэн, Кл. (1960). «Бувайхиды или Буйиды» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1350–1357. OCLC 495469456 .
- Донохью, Джон Дж. (2003). Династия Бувайхидов в Ираке с 334 г. по хиджру/945 по 403 г. по хиджре/1012 г.: формирование институтов будущего . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 90-04-12860-3 .
- Эдвард Грэнвилл Браун , Исламская медицина , 2002 г., ISBN 81-87570-19-9
- Бюргель, Ч.; Моттахеде, Р. (1988). «Ашод-ад-давла, Абу Шоджа Фанна Хосров » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/3: Азербайджан IV – Бачча (-йе) Сакка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 265–269. ISBN 978-0-71009-115-4 .
- Клоусон, Патрик; Рубин, Майкл (2005). Вечный Иран: преемственность и хаос . Спрингер. ISBN 978-1-4039-6276-8 . Проверено 3 февраля 2014 г.
- Даваран, Ферештех (2010). Преемственность иранской идентичности: устойчивость культурного наследия . Рутледж. ISBN 978-1138780149 .
- Фрай, Р.; Кешк, К. (2014). «Буиды». Оксфордская энциклопедия ислама и политики (1). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref:oiso/9780199739356.001.0001 . ISBN 978-0-19-973935-6 .
- Тепло, Эдмунд; Стюарт, Сара (2011). Ранний исламский Иран . ИБ Таурис. ISBN 978-1780760612 .
- Ибн Исфандияр (1905). Сокращенный перевод истории Табаристана . Мичиганский университет: БРИЛЛ. стр. 1 –356. ISBN 9789004093676 .
'.
- Кабир, Мафизулла (1964). Династия Бувайхидов в Багдаде, 334/946–447/1055 гг . Брилл. стр. 1–248.
- Карш, Эфраим (2007). Исламский империализм: история . Издательство Йельского университета. стр. 1–284. ISBN 9780300122633 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Кремер, Джоэл Л. (1992). Гуманизм в эпоху Возрождения ислама: культурное возрождение в эпоху буидов . БРИЛЛ. ISBN 9789004097360 .
- Маделунг, Уилфред (1975). «Малые династии Северного Ирана» . Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 198–249. ISBN 0-521-20093-8 .
- Феликс, Вольфганг; Маделунг, Уилферд (1995). «Дейламиты» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том VII/4: Дейлам, Иоанн о разводе IV. В современной Персии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 342–347. ISBN 978-1-56859-022-6 .
- Нагель, Тилман (1990). «Купцы» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV/6: Погребение II – Календари II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 578–586. ISBN 978-0-71009-129-1 .
- Пол, Людвиг (2000). «Персидский язык и. Ранний новоперсидский» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Саджади, Садек; Асатрян, Мушег; Мелвин-Кушки, Мэтью. «Буиды» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Тафазцоли, Ахмад (1999). «Фахлавият» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IX/2: Раскопки IV – Фараби В. Музыка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 158–162. ISBN 978-0-933273-27-6 .
- Тернер, Джон П. (2006). « Адуд ад-Даула» . Средневековая исламская цивилизация: АК, индекс . Тейлор и Фрэнсис. п. 16. ISBN 9780415966917 .