Жан-Мари Гюйо
Жан-Мари Гюйо | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 31 марта 1888 г. | (33 года)
Национальность | Французский |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Жан-Мари Гюйо (28 октября 1854 — 31 марта 1888) — французский философ и поэт .
Гюйо был вдохновлен философией Эпикура , Эпиктета , Платона , Иммануила Канта , Герберта Спенсера и Альфреда Фуйе , а также поэзией и литературой Пьера Корнеля , Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе .
Жизнь
[ редактировать ]Гюйо впервые познакомился с Платоном и Кантом , а также с историей религий и философии в юности через своего отчима, известного французского философа Альфреда Фуйе . Благодаря этому опыту он смог получить степень бакалавра искусств всего в 17 лет и в это время перевел « Справочник Эпиктета » . В 19 лет он опубликовал свои 1300-страничные «Мемуары», которые год спустя, в 1874 году, получили премию Французской академии моральных и политических наук и помогли ему получить должность лектора по философии в лицее Кондорсе . Однако это продолжалось недолго, так как вскоре он начал страдать от легочной болезни . После первых приступов болезни он отправился на юг Франции, где писал философские произведения и стихи. Он оставался там до своей ранней смерти в возрасте 33 лет.
Его мать, Огюстин Тюильри (которая вышла замуж за Фуйе после рождения Гюйо), опубликовала «Тур де Франс для двоих детей» в 1877 году под псевдонимом Ж. Брюно.
Жена Гюйо публиковала короткие романы для молодежи под псевдонимом Пьер Ульрик.

Философия
[ редактировать ]Работы Гюйо в первую очередь анализируют современную философию, особенно моральную философию , и отвечают на нее . В значительной степени его считали эпикурейцем , но он рассматривал английский утилитаризм как современную версию эпикурейства. Хотя он был восторженным поклонником работ Джереми Бентама и Джона Стюарта Милля , он не уделял им тщательного изучения их подхода к морали.
В своем «Эскизе морали без обязательств и санкций» , возможно, самой важной его работе по теории морали, он начинает с «Фуйе», утверждая, что утилитарные и позитивистские школы, несмотря на признание присутствия непознаваемого в моральной теории, ошибочно исключают отдельные гипотезы, направленные на это непознаваемое. Он утверждает, что любая обоснованная теория этики должна рассматривать моральную сферу как состоящую не только из моральных фактов (утилитарный подход), но также, что более важно, из моральных идей . С другой стороны, в отличие от Фуйе, он не считает, что это непознаваемое само по себе способно внести свой вклад в «принцип практически ограничивающего и ограничивающего поведения», то есть «простой справедливости», который, как он утверждает, слишком близко подходит к кантовским понятиям долга. ; это, в свою очередь, вернуло бы нас к теории морального обязательства, от которой, как следует из названия, он хочет освободить моральную теорию. Большая часть его трактата посвящена спору о том, на чем может быть основана моральная теория, которая освобождает теоретиков морали от необходимости полагаться, например, на долг, санкции и обязательства. Например,
Единственными допустимыми «эквивалентами» или «заменителями» долга, выражаясь тем же языком, что и автор « Свободы и детерминизма », нам кажутся:
- Сознание нашей внутренней и высшей силы , к которой мы видим практически сведенный долг.
- Влияние идей на действия .
- Все большее слияние чувств и все более социальный характер наших удовольствий и печалей.
- Любовь к риску в действии, важность которой мы до сих пор игнорировали.
- Любовь к метафизическим гипотезам, которая представляет собой своего рода риск мысли . [1]
Гюйо также интересовался эстетической теорией, особенно ее ролью в обществе и социальной эволюции. Гюйо Прежде всего, теории эстетики опровергают идею Иммануила Канта о том, что эстетическое суждение бескорыстно и, следовательно, отделено от способностей ума, ответственных за моральное суждение. В книге «Проблемы современной эстетики » Гюйо утверждает, что красота на самом деле активизирует все измерения ума — чувственное, интеллектуальное и моральное. Эстетические ощущения полностью интегрированы с жизнью и нравственностью. Они также являются признаком самореализации человека. Вопреки теории Герберта Спенсера о том, что развитие искусства является показателем упадка общества в целом, Гюйо утверждает, что по мере того, как общество продолжает развиваться, жизнь будет становиться все более эстетичной. В книге «L'Art au point de vue soologique» Гюйо утверждает, что цель искусства — не просто доставлять удовольствие, но и вызывать симпатию среди членов общества. В более широком смысле он утверждает, что искусство способно реформировать общества, а также формировать их заново.
Гюйо является автором «La genèse de l'idée de temps» (английский перевод «Происхождение идеи времени книги ») по философии времени в 1890 году. [2] Гюйо утверждал, что само время не существует во Вселенной, а создается происходящими событиями, поэтому для Гюйо время было мысленной конструкцией из происходящих событий. Он утверждал, что время — продукт человеческого воображения, памяти и воли. [3]
Влияние
[ редактировать ]Хотя Гюйо сейчас является относительно малоизвестным философом, его подход к философии снискал ему большую похвалу от тех, кто знал о нем и его философии. Поскольку он редко открыто выражал свою политическую идеологию, Гюйо изображали как социалиста, анархиста и либертарианца-либерала в стиле Джона Стюарта Милля. Однако Гюйо ясно выразил республиканские симпатии, восхваляя Французскую революцию , приветствовал продвижение Третьей республикой гражданского и морального образования, называл голосование «обязанностью» и осторожно утверждал, что демократия предлагает благоприятные условия для творческого развития. [4]
Он является первоисточником понятия аномии , которое нашло широкое применение в философии современника Гюйо Эмиля Дюркгейма , который впервые использовал его в своей рецензии на «Irréligion de l'avenir». [5] Им восхищается и хорошо цитирует анархист Петр Кропоткин в работах Кропоткина по этике, где Гюйо описывается как анархист. [6] Петр Кропоткин посвящает Гюйо целую главу в своей книге «Этика: происхождение и развитие» , описывая моральное учение Гюйо как «настолько тщательно задуманное и изложенное в такой совершенной форме, что нетрудно передать его суть в нескольких словах». [7] в то время как американский философ Джозайя Ройс считал его «одним из самых выдающихся французских философских критиков последнего времени». [8]
Библиография
[ редактировать ]- Очерк литературной морали . 1873.
- Мемуары об утилитарной морали от Эпикура до английской школы . 1873 г.
- Первый год свободного чтения . 1875.
- Мораль Эпикура . 1878.
- Современная английская мораль . 1879.
- Стих философа .
- Проблемы современной эстетики . 1884.
- Очерк морали без обязательств и санкций . 1884.
- Irréligion de l’avenir . 1886 г., англ. Нерелигия будущего , Нью-Йорк, 1962 г.
- Генезис идеи времени , 1890.
- Искусство с социологической точки зрения . 1889.
- Образование и Эредит. Социологическое исследование. Париж 1902 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Очерк морали без обязательств и санкций , с. 4
- ^ Мишон Дж. А. (1992) Введение, представляющее время . В: Макар Ф., Путас В., Фридман В.Дж. (ред.) Время, действие и познание . Серия НАТО ASI (Серия D: Поведенческие и социальные науки), том 66. Springer, Dordrecht. ISBN 978-90-481-4166-1
- ^ Грондин, Саймон. (2008). Психология времени . Издательство Изумрудной группы. стр. 17–18. ISBN 978-0-08046-977-5
- ^ Берент, Майкл К. (2008). «Мистическое тело общества: религия и ассоциации во французской политической мысли девятнадцатого века». Журнал истории идей . 69 (2): 235–236. дои : 10.1353/jhi.2008.0019 . ПМИД 19127833 . S2CID 30590355 .
- ^ Хорус, с. 499
- ^ Петр Кропоткин (1898). «Анархическая мораль» . RevoltLib.
Когда австралиец, которого цитирует Гюйо, чахнул от мысли, что он еще не отомстил за смерть своего родственника; когда он худеет и бледнеет, становясь жертвой сознания своей трусости, и не возвращается к жизни, пока не совершит дело мести, он совершает это действие, иногда героическое, чтобы освободиться от овладевшего им чувства. , чтобы вернуть тот внутренний мир, который является высшим из удовольствий.
- ^ Этика: происхождение и развитие , с. 322
- ^ Хорус, с. 501
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]


- Анселл-Пирсон, К. (2014). «Мораль и философия жизни у Гюйо и Бергсона». Continental Philosophy Review 47(1): 59–85.*
- Майкл К. Берент, «Дебаты Гюйо-Дюркгейма о социологической теории религии», Архив социальных наук о религиях, 142 (апрель – июнь 2008 г.): 9–26.
- Хёгес, Дирк. Литература и эволюция. Исследования по французской литературной критике XIX века. Тэн - Брюнетьер - Эннекен - Гюйо , издательство Carl Winter University Press, Гейдельберг, 1980. ISBN 3-533-02857-7
- Жорди Риба, Аномическая мораль Жана-Мари Гюйо, Париж [и др.]: L'Harmattan, 1999.
- Марко Орру, Этика аномии: Жан Мари Гюйо и Эмиль Дюркгейм , Британский социологический журнал, Vol. 34, № 4 (декабрь 1983 г.), стр. 499–518.
- 1854 рождения
- 1888 смертей
- Французские эссеисты XIX века.
- Французские писатели-мужчины XIX века
- Французские писатели-публицисты XIX века.
- Французские философы XIX века
- Французские поэты XIX века.
- Французские переводчики XIX века
- Французские мемуаристы XIX века.
- Французские эссеисты
- Французские специалисты по этике
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские поэты-мужчины
- Преподаватели
- Люди из Лаваля, Майенн
- Французские философы искусства
- Философы разума
- Философы времени
- Французские ученые-философы
- Писатели-философы