Jump to content

Проективизм

Проективизм или проекционизм [1] в философии предполагает приписывание (проецирование) качеств объекту, как если бы эти качества действительно ему принадлежали. Это теория взаимодействия людей с миром, которая применяется как в этике, так и в общей философии. Оно вытекает из идеи Юма о том, что все суждения о мире основаны на внутреннем опыте и поэтому люди проецируют свое эмоциональное состояние на мир и интерпретируют его через призму своего собственного опыта. Проективизм может конфликтовать с моральным реализмом , который утверждает, что моральные суждения могут быть определены на основе эмпирических фактов, т.е. некоторые вещи объективно правильны или неправильны.

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки проективизма лежат у Дэвида Юма , который описывает эту точку зрения в «Трактате о человеческой природе» : «Это общее наблюдение, что разум имеет большую склонность распространяться на внешние объекты и соединять с ними любые внутренние впечатления, которые они случаю и которые всегда появляются в то же самое время, когда эти объекты открываются чувствам». [2]

Проективистская теория причинности Юма

[ редактировать ]

Предположим, например, что кого-то ударили молотком, и через некоторое время в месте удара появился синяк. Удар молота — наблюдаемое событие; синяк тоже заметен. Однако причинная связь между этими двумя событиями не наблюдается и не ощущается, по крайней мере, по мнению Юма. Юм считал, что всякий раз, когда кто-то может утверждать, что знает что-то о мире, это знание должно быть получено на основе опыта (см. вилку Юма ). Причинно-следственной связи между ударом молотка и образованием синяка не наблюдается. Все, что наблюдается, — это отдельные события, происходящие в одном и том же месте и в одно и то же время ( Постоянное соединение ). Поскольку человек наблюдает события этого типа, он по индукции приходит к предположению, что одинаковые причины приведут к одинаковым следствиям, и из этого делается вывод о понятии причинности. Это не означает, что Юм сомневался в том, что один материальный объект способен вызвать изменение или движение другого материального объекта. Это означает, что, поскольку кто-то говорит о какой-то причине, приводящей к какому-то следствию, речь идет не о чем-то, что он узнал о мире, потому что это не выводится из опыта. Скорее, человек говорит об особенности своего мышления, которую склонен обсуждать, как если бы она была особенностью мира. Короче говоря, когда кто-то верит, что он наблюдал причинную связь, все, что он на самом деле переживает, — это соединение между двумя отдельными событиями. О мире можно познать только через опыт, поэтому причинность как свойство мира является чем-то непознаваемым для человека. [3]

Некогнитивистский проективизм

[ редактировать ]

Совсем недавно Саймон Блэкберн стал крупным сторонником проективизма. Проективизм Блэкберна — это версия метаэтического антиреализма. Блэкберн передает антиреализм как точку зрения, согласно которой утверждения, выражающие моральные свойства, сконструированы, а реализм - как точку зрения, что моральные свойства каким-то образом существуют независимо от моральных агентов. Еще одно различие в проективизме Блэкберна заключается в различии когнитивистов и некогнитивистов. Когнитивисты считают, что моральные утверждения «правдивы», то есть могут быть истинными или ложными. Некогнитивисты, с другой стороны, полагают, что моральные утверждения не соответствуют истине — не могут быть истинными или ложными. [4] [5] [ нужна страница ]

Будучи некогнитивистом, проективист считает, что этические суждения являются продуктом волевых, а не когнитивных психологических процессов. Волевой психологический процесс или состояние — это нечто похожее на позицию, отношение или предрасположенность. Эти волевые психологические процессы контрастируют с когнитивными процессами, о которых обычно думают, когда говорят о людях, «использующих свой разум» или, возможно, рациональных (по крайней мере, в узком смысле). Поскольку люди являются высоко социальными существами, чей успех как вида обусловлен прежде всего способностью общаться и сотрудничать, проективизм считает, что развитие моральных интересов на самом деле отвечает благоразумным интересам людей.

Проективизм Блэкберна, который он называет квазиреализмом , основан на значимости занимаемых волевых позиций. Его идея состоит в том, что эти волевые установки являются отправной точкой для того, что метаэтический реалист называет убеждениями или даже фактами, например, что человек должен кормить своих детей или что у человека есть моральные ценности — реальные ценности, которые существуют в мире независимо друг от друга. себя. Поскольку эти волевые установки по сути являются мотивирующими, их можно назвать желаниями, и реалист может рассматривать их как желания, связанные с истинными убеждениями о вещах, которые существуют независимо от умственных конструкций. Это потому, что по мере того, как люди растут и развиваются, волевые установки могут стать своего рода моральной чувствительностью. Таким образом, для проективиста метаэтические реалисты путают моральное чувство и чувствительность. Проективистская позиция утверждает, что моральная чувствительность человека может стать очень сложной по мере взросления и взросления. Когда человек испытывает сострадание, он начинает ценить сострадание; или с благодарностью человек начинает восхищаться милосердием и считает благодарность добродетелью. Но проективист не стремится утверждать, что реакция человека на что-то неправильное (т.е. смысл) является тем, что определяет его правильность или неправильность. Считается, что противоправные черты действий являются внешними и играют роль в развитии по существу мотивирующих моральных чувств, которые направляют поведение. [4] [6]

Эта точка зрения уязвима перед серьезной проблемой этического реалиста: проективизм может перерасти в субъективизм или в некоторую разновидность морального релятивизма . Например, может показаться, что если бы Гитлер действительно считал Холокост правильным поступком, единственным возможным ответом проективиста было бы то, что, если бы Гитлер действительно думал, что он поступает правильно, другие могли бы сказать, что он был не прав, но для него , это было правильно. Но здесь проективизм не скатывается в субъективизм. Там, где субъективист не видит моральных разногласий (поскольку они считают, что «X прав» означает всего лишь «Я одобряю X»), проективист может допустить моральное разногласие. [7]

Большая уязвимость проективизма заключается в том, что ему не хватает объяснительной силы над метаэтикой, и вместо этого он объясняет ее. Проективизм может относиться к метаэтике так же, как партикуляризм относится к этике.

Проективистская теория вероятности

[ редактировать ]

Смысл утверждения о том, что вероятность того, что монета упадет орлом, равна ½, с точки зрения проективизма, заключается не в том, что монета либо упадет вверх, либо нет, что является особенностью мира, а скорее в том, что вероятность является мерой чьего-либо собственное незнание. Фрэнк Рэмси (см. его сборник статей под редакцией Д.Х. Меллора ) и независимо Бруно де Финетти разработали проективистские теории вероятности в начале двадцатого века. Чтобы объяснить их теории, сначала необходимо ввести понятие степени веры. [8] [9]

Предположим, например, что человек имеет степень веры 1 в конкретное утверждение, если он полностью убежден в его истинности. Например, большинство людей имеют степень веры 1 в утверждение, что 2+2=4. С другой стороны, человек имеет степень веры 0 в предложение, если он полностью убежден в его ложности; большинство людей имеют нулевую степень веры в утверждение, что 2+2=5. Возможны промежуточные значения. Человек, который думает, что его собака украла сосиски, но не полностью в этом уверен, может иметь степень веры 0,8 в утверждение, что его собака украла сосиски.

Для каждого человека A можно определить (частичную) функцию CA, отображающую множество предложений в замкнутый интервал [0, 1], оговорив, что для предложения P CA(P)=t тогда и только тогда, когда C имеет степень убеждение t в предложении П. Рэмси и де Финетти независимо попытались показать, что если A рационально, CA является функцией вероятности: то есть CA удовлетворяет стандартным ( Колмогоровским ) аксиомам вероятности. Они предположили, что когда кто-то описывает событие как имеющее вероятность P, он на самом деле выражает свою степень убежденности. Вероятности не являются реальными особенностями мира. Например, когда говорят, что вероятность того, что монета выпадет орел вверх, имеет вероятность ½, мы делаем это потому, что степень веры в утверждение о том, что монета выпадет орел вверх, равна ½.

Контраргументом может быть следующее: «Это необходимо переформулировать, чтобы показать вероятность при определенном количестве подбрасываний, а не в одном подбрасывании монеты, вероятность которого ДЕЙСТВИТЕЛЬНО равна только 1/2, поскольку у нее только две стороны». Этот аргумент является спорным, поскольку вероятность того, что монета упадет орлом или решкой, равна 1, однако наблюдатель не может точно измерить входные переменные, влияющие на выходное условие. Таким образом, с проективистской точки зрения вероятность — это мера степени, в которой наблюдатель верит в данное предположение о результате события. [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Питсон, А.Е. (1989). «Проекционизм, реализм и теория морального чувства Юма». Юмовские исследования . 15 (1). Проект МУЗА: 61–92. дои : 10.1353/hms.2011.0485 . ISSN   1947-9921 .
  2. ^ Хьюм, Дэвид (1739). «Трактат о человеческой природе» . Интернет-библиотека Свободы . Проверено 25 марта 2021 г.
  3. ^ Биби, Хелен (2007). «Юм о причинности: проективистская интерпретация». У Р. Корри; Х. Прайс (ред.). Причинность, физика и конституция реальности: новый взгляд на республику Рассела . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 224–249.
  4. ^ Перейти обратно: а б Блэкберн, Саймон (1993). Очерки квазиреализма: защита квазиреализма применительно к этике . ISBN  978-0-19-508224-1 . [ нужна страница ]
  5. ^ Блэкберн, Саймон (1998). Правящие страсти . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-824785-2 .
  6. ^ Зангвилл, Ник (декабрь 1993 г.). «Квазиреалистическое объяснение». Синтезируйте . 97 (3): 287–296. дои : 10.1007/BF01064071 . JSTOR   20117846 . S2CID   46955963 .
  7. ^ Зангвилл, Ник (1990). «Квази-квази-реализм». Философия и феноменологические исследования . 50 (3): 583–594. дои : 10.2307/2108166 . JSTOR   2108166 .
  8. ^ «Документы Фрэнка Пламптона Рэмси | Цифровой Питт» . digital.library.pitt.edu . Проверено 30 апреля 2021 г.
  9. ^ Галавотти, Мария Карла (2001). «Субъективизм, объективизм и объективность в байесианстве Бруно де Финетти». В Корнфилде, Дэвид; Уильямсон, Джон (ред.). Основы байесовства . Клювер. стр. 161–174. ISBN  1-4020-0223-8 .
  10. ^ Лог, Джеймс (1995). Проективная вероятность . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-823959-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 568ce1f28959c2777ae445da0f098304__1712242500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/04/568ce1f28959c2777ae445da0f098304.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Projectivism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)