Право на войну
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2011 г. ) |
Jus ad bellum ( / j uː s / YOOS или / dʒ ʌ s / ), буквально «право на войну» на латыни , относится к «условиям, при которых государства могут прибегнуть к войне или к использованию вооруженной силы в целом». [1] Это отличается от набора правил, которым следует следовать во время войны, известного как jus in bello , который регулирует поведение сторон в вооруженном конфликте. [2]
Определение [ править ]
Jus ad bellum иногда считается частью законов войны , но термин «законы войны» чаще всего относится только к jus in bello , которое, как отмечалось выше, касается того, ведется ли война справедливо или законно. (независимо от того, было ли начало военных действий справедливым). Правила jus ad bellum фокусируются на критериях, касающихся того, какие условия делают вооруженный конфликт справедливым или законным». [3]
В соответствии с современным публичным международным правом Устав ООН устанавливает фундаментальные нормы jus ad bellum. В пункте 4 статьи 2 Устава говорится: «Все члены должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства или любым другим способом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций. ." [4]
В статье 51 Устава ООН позже разъясняется: «Ничто в настоящем Уставе не ущемляет неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если против члена Организации Объединенных Наций произойдет вооруженное нападение ». [5]
Международное соглашение, ограничивающее уважительные причины для объявления войны другой страной, касается права объявления войны. Помимо двусторонних пактов о ненападении, в двадцатом веке были заключены многосторонние договоры, определяющие совершенно новые ограничения на ведение войны. Тремя наиболее яркими примерами являются Пакт Келлога-Бриана, запрещающий войну как инструмент национальной политики, Лондонская хартия (известная также как Нюрнбергская хартия), определяющая « преступления против мира » как одну из трех основных категорий международных преступлений, подлежащих судебному преследованию после Вторая мировая война и Устав Организации Объединенных Наций , глава VI которого обязывает страны добиваться разрешения споров мирными средствами и требует разрешения Организации Объединенных Наций, прежде чем страна сможет инициировать любое применение силы против другой страны, помимо неотъемлемого права на самоуправство. защита от вооруженного нападения. [6]
Напротив, соглашения, определяющие пределы допустимого поведения во время войны, считаются «правилами войны» и называются «правами войны» . Таким образом, Женевские конвенции представляют собой свод «прав войны». Доктрины, касающиеся защиты гражданского населения в военное время или необходимости « соразмерности » при применении силы, обращены к вопросам поведения во время войны, но те же доктрины могут также пролить свет на вопрос о том, когда это является законным (или незаконным). ) в первую очередь идти на войну.
Принципы [ править ]
полномочия и Надлежащие заявление публичное
Принцип правильной власти предполагает, что война справедлива только в том случае, если ее ведет законная власть. Такая власть коренится в понятии государственного суверенитета . [7] В своей «Сумме теологии» св. Фома Аквинский отмечает, что для того, чтобы война была справедливой, она должна быть не только объявлена публично, но и должна быть объявлена соответствующей властью. [8]
Надлежащая власть – это то, что отличает войну от убийства: «Именно правила войны придают практике смысл, отличают войну от убийства, а солдат от преступников». [9] С солдатом обращаются как с военнопленным , а не с преступником, поскольку он действует под надлежащей властью государства и не может нести индивидуальную ответственность за действия, совершенные по приказу своего военного руководства.
Просто потому, что [ править ]
Согласно принципу правильного намерения, целью войны должно быть не преследование узко определенных национальных интересов, а скорее восстановление справедливого мира. Это состояние мира должно быть предпочтительнее тех условий, которые преобладали бы, если бы война не произошла. Войны нельзя вести просто ради аннексии собственности или смены режима. Современные доктрины «упреждающей самообороны» или упреждающих ударов, иногда связанные с доктриной Буша , бросили вызов концепциям правильного намерения/правого дела. Правое дело включает в себя гуманитарное вмешательство, особенно когда действия « шокируют совесть ». Обязанность защищать более глубоко охватывает природу гуманитарной интервенции.
Вероятность успеха [ править ]
Согласно этому принципу, должны быть веские основания для вывода о достижимости целей справедливой войны. [7] Этот принцип подчеркивает, что массовое насилие не должно применяться, если маловероятно, что оно обеспечит справедливое дело. [10] Этот критерий состоит в том, чтобы избежать вторжения ради вторжения и связан с критериями соразмерности. Нельзя вторгнуться, если нет шанса на настоящую победу. Однако войны ведутся с несовершенными знаниями, поэтому нужно просто уметь логически обосновать свою победу; нет возможности узнать это заранее. Эти критерии переводят разговор с моральных и теоретических оснований на практические аспекты. [11] По сути, это предназначено для создания коалиции и получения одобрения других государственных субъектов.
Цель пропорциональна средствам
В крайнем случае [ править ]
Принцип последней инстанции предусматривает, что все ненасильственные варианты должны быть сначала исчерпаны, прежде чем применение силы станет оправданным. Дипломатические варианты, санкции и другие невоенные методы должны быть опробованы или обоснованно исключены до начала военных действий. Кроме того, что касается размера ущерба (пропорционально), принцип крайней меры поддерживает сначала использование небольших сил вмешательства, а затем эскалацию, а не начало войны с применением массированной силы, такой как ковровые бомбардировки или ядерная война . [12]
История [ править ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2023 г. ) |
Св. Фома Аквинский — один из первых философов, объясняющих, что такое справедливая война. Его список критериев был направлен на защиту гражданского населения и гарантию того, что войны ведутся не только в интересах частных лиц. [8] [13]
После Вестфальского мира , положившего конец Тридцатилетней войне, ученые задумались о том, как контролировать межгосударственную войну, сохраняя при этом государственный суверенитет. [8] [14] Только после создания Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны понятия jus ad bellum были формализованы.
Современная эпоха [ править ]
С 1950-х годов количество деклараций jus ad bellum резко сократилось. [15] В статье «Почему государства больше не объявляют войну» Таниша Фазал отмечает снижение количества официальных объявлений войны с 1950-х годов. [15] Это может быть результатом нюансов войны в наше время, учитывая появление негосударственных субъектов, таких как террористические группы.
См. также [ править ]
- Повод к войне
- Сразу после войны
- Просто теория войны
- Список латинских фраз
- Обязательная война
- Тираноубийство
Ссылки [ править ]
- ^ Латынь означает «право на войну». « Что такое jus ad bellum и jus in bello ? » . Международный комитет Красного Креста . 23 января 2015 г. Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ « Может ли jus ad bellum преобладать над jus in bello ? » . Международный комитет Красного Креста . 23 января 2015 г. Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ «Международное гуманитарное право: ответы на ваши вопросы» . Международный комитет Красного Креста . 9 июня 2020. Раздел 2: «Что такое jus ad bellum и jus in bello ?» . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ «Устав ООН (Полный текст)» .
- ^ «Устав ООН (Полный текст)» .
- ^ «Устав ООН (Полный текст)» .
- ^ Jump up to: а б Дон Хьюберт и Томас Г. Вайс и др. «Обязанность защищать: дополнительный том к отчету Международной комиссии по вмешательству и государственному суверенитету». (Канада: Центр исследований международного развития, 2001 г.)
- ^ Jump up to: а б с Рочестер, Дж. Мартин (19 февраля 2016 г.). Новая война: переосмысление правил для неуправляемого мира . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-27642-5 .
- ^ Финнемор, М. (1999). «Правила войны и войны правил: Международный Красный Крест и сдерживание государственного насилия». У Джона Боли и Джорджа М. Томаса (ред.). Построение мировой культуры: международные неправительственные организации с 1875 года . Издательство Стэнфордского университета. стр. 149–165. ISBN 978-0-8047-3422-6 .
- ^ «Война (Стэнфордская энциклопедия философии)» . plato.stanford.edu . Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ Сейболт, Тейлор Б. (январь 2007 г.). Гуманитарная военная интервенция: условия успеха и неудачи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-925243-5 .
- ^ «Теория справедливой войны и последнее средство - этика и международные отношения» . Этика и международные отношения . 12 июня 2015 года . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ «Церковная теория справедливой войны. Часть 1» . www.catholiceducation.org . Архивировано из оригинала 28 октября 2014 года . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ «Вестфальский мир» . Британская энциклопедия . Проверено 2 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Фазал, Таниша М. (2012). «Почему государства больше не объявляют войну». Исследования безопасности . 21 (4): 557–593. дои : 10.1080/09636412.2012.734227 . S2CID 143983917 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Слейтер С.Дж., Томас (1925). . Руководство по моральному богословию для англоязычных стран . Бернс Оутс и Уошборн Лтд.
Внешние ссылки [ править ]
- Война и закон
- Преступления войны
- Характеристики трудноразрешимых конфликтов
- Интернет-энциклопедия философии
- Рутгерс: Книга/Список для чтения
- Эссе размещено на сайте ВВС США
- Джозеф Р. Керами, Джеймс Ф. Холкомб (редакторы). Руководство Военного колледжа армии США по стратегии . Институт стратегических исследований, 2001. ISBN 978-1-58487-033-3 ., стр. 19–30. Глава 3. Этические проблемы на войне, обзор , Кук, Мартин Л.
- Статья в Стэнфордской энциклопедии о войне
- Брандер, Кеннет Раввин. «Все ли справедливо в любви и войне?» Справедливые и несправедливые войны сквозь призму еврейской и светской мысли», часть 1 и часть 2