Джулиан Нида-Рюмелин
![]() |
Джулиан Нида-Рюмелин | |
---|---|
![]() Нида-Рюмелин в 2012 году | |
Государственный министр культуры и средств массовой информации | |
В офисе 10 января 2001 г. - 22 октября 2002 г. | |
Канцлер | Герхард Шредер |
Предшественник | Майкл Науманн (2000) |
Преемник | Кристина Вайс |
Комиссар по культуре Мюнхена | |
В офисе Июль 1998 г. - январь 2001 г. | |
Мэр | Кристиан Уде |
Предшественник | Зигфрид Хуммель |
Преемник | Лидия Хартл |
Личные данные | |
Рожденный | Джулиан Нида-Рюмелин 28 ноября 1954 г. Мюнхен , Западная Германия (ныне Германия) |
Политическая партия | Социал-демократическая партия |
Резиденция | Пуллах |
Альма-матер | Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана Тюбингенский университет |
Занятие |
|
Веб-сайт | Джулиан-Нида-Рюмелен |
Юлиан Нида-Рюмелин (родился 28 ноября 1954 г.) - немецкий философ и общественный интеллектуал. Он занимал пост государственного министра культуры Федеративной Республики Германия при канцлере Шрёдере . До 2020 года он был профессором философии и политической теории в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана. Нида-Рюмелин является вице-председателем Немецкого совета по этике . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Нида-Рюмелин изучала философию, физику, математику и политические науки. В 1984 году он защитил докторскую диссертацию по философии в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана , где получил должность доцента сначала на кафедре философии, а затем на кафедре политических наук. В 1989 году ему была присвоена хабилитация — немецкая постдокторская квалификация на философском факультете Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана.
Карьера
[ редактировать ]После одного года работы приглашенным профессором в Университете штата Миннесота он был назначен председателем Центра этики биологических наук в Тюбингенском университете Эберхарда Карлса . С 1993 по 2003 год он занимал кафедру философии в Гёттингенском университете , а затем был назначен заведующим кафедрой политической теории и философии в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана . С 2009 года Нида-Рюмелин является заведующей кафедрой философии и политической теории кафедры философии. С 2009 по 2012 год он занимал должность декана философского факультета, а затем заместителя декана. С 2011 по 2016 год он был спикером Мюнхенского центра этики.
В настоящее время он является спикером программы обучения руководителей «Философия, политика и этика» (PPE) и членом правления Фонда Парменида, который поддерживает междисциплинарные исследования между естественными и гуманитарными науками. Нида-Рюмелин консультирует руководителей и старших менеджеров по этическим вопросам благодаря своему опыту в области этики риска и философии экономики. Он входит в состав группы по финансам и этике Немецкой ассоциации финансовых аналитиков и управляющих активами (DFAV eV) и консультативного совета по честности и корпоративной ответственности Daimler AG . [ 2 ]
Неакадемические статьи Ниды-Рюмелин публиковались в немецких и европейских газетах, включая Süddeutsche Zeitung , Frankfurter Allgemeine Zeitung , Die Zeit , Le Monde и La Repubblica . Его статья «Дело в изменении курса европейской политики», написанная в соавторстве с Петером Бофингером и Юргеном Хабермасом, была переведена и опубликована на 12 языках. [ нужна ссылка ]
Философская работа
[ редактировать ]Нида-Рюмелин предлагает подход к практической философии, основанный на его теории «структурной рациональности». [ нужна ссылка ] В качестве альтернативы консеквенциализму он избегает дихотомии между моральной и внеморальной рациональностью, типичной для кантианских подходов, и, таким образом, способен интегрировать огромную сложность практических причин, которые приводят к последовательной практике. В то время как для Канта ориентация правил является конститутивной для моральной активности, структурное объяснение рациональности расширяется до более общей идеи, что рациональность состоит во внедрении ситуационной или точечной оптимизации в более широкую структуру агентности. Тесная связь между моралью и рациональностью, которую постулирует Кант, становится одним из аспектов более широкого и всеобъемлющего объяснения действий, которые вписываются в желаемую структуру агентности. Практика объяснения и принятия обоснований понимается как направленная на достижение как межличностной, так и внутриличностной структурной согласованности. Таким образом, объяснение структурной рациональности позволяет избежать дихотомии причин – моральных и внеморальных – и позволяет нам использовать концептуальную структуру принятия решений и теорию игр, чтобы прояснить некоторые существенные аспекты практической последовательности. Например, постулаты теоремы полезности фон Неймана/Моргенштерна теперь интерпретируются как правила практической последовательности, а не как аксиомы консеквенциалистской оптимизации. Функция полезности становится простым представлением последовательных предпочтений, и максимизацию ожидаемой полезности больше нельзя интерпретировать как оптимизацию последствий чьих-либо действий. Термин «полезность» вводит в заблуждение, и его следует заменить термином «субъективная оценка». Деонтологический характер структурной рациональности совместим с использованием концептуальной основы теории принятия решений. Это может показаться неожиданностью, но это связано только с логически строгой интерпретацией теоремы полезности и других теорем теории принятия решений и игр. Обычная экономическая интерпретация является лишь одной из многих других, и фактически эта интерпретация несовместима с большинством практических причин, которые мы считаем необходимыми. Структурное объяснение рациональности встроено в повседневную практику обоснования и принятия решений. [ нужна ссылка ]
Опираясь на эти соображения, Нида-Рюмелин рассматривает отношения между философией и Lebenswelt (жизненным миром)/ Lebensform (формой жизни). Его позиция вдохновлена философией Витгенштейна. В отличие от Витгенштейна, Нида-Рюмелин подчеркивает единство практики, а именно. единство человека (агента) и социальных взаимодействий. Люди стремятся к согласованности своих убеждений, эпистемических установок, действий и эмоциональных установок. Если принять это за отправную точку, любые непоследовательности могут быть подвергнуты критике и являются толчком для философии в целом и этической теории в частности. Философская теория должна быть осторожна и не отходить от общей основы человеческой практики давать и принимать причины. Он не может заново изобретать причины; он не может постулировать какие-то принципы и выводить из них моральные обязанности. Этические принципы могут быть лишь систематизацией данной практики рассуждения. Нида-Рюмелин встает на сторону прагматизма в его конфликте с рационализмом. [ 3 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Его теория характеризуется как гуманизм, который начинается с conditio humana , то есть общих элементов человеческого существования во времени и между культурами. Гуманизм имеет как антропологическое, так и этическое измерение. Антропологическое измерение представлено в основных нормативных концепциях, таких как (структурная) рациональность, свобода и ответственность. Гуманисты считают, что способность действовать, верить и чувствовать, основываясь на причинах, необходима для понимания состояния человека. Однако это не подразумевает напрямую гуманистическую этику. Человеческая свобода действий требует способности взвешивать причины и действовать в соответствии с результатами взвешивания причин, но она не обеспечивает морально приемлемой свободы действий. Даже офицер в нацистском концентрационном лагере может действовать, взвешивая причины. Гуманистическая этика должна различать хорошие и плохие причины, хорошие и плохие формы рассуждений, хорошие и плохие формы эмоциональных отношений. Ненавидеть кого-то за то, что он живет другой жизнью, иррационально, как видно из ненависти к гомосексуалистам в большинстве гетеросексуальных сообществ или ненависти, основанной на цвете кожи. Структурное объяснение рациональности является оптимистичным, поскольку оно предполагает, что прояснение причин, стремящихся к внутри- и межличностному согласованному действию и убеждениям, позволяет устранить плохие, вводящие в заблуждение причины всех трех упомянутых выше видов (практические, теоретические и эмоциональные причины). Поэтому связь между антропологическим гуманизмом и этическим гуманизмом не дедуктивна, а прагматична. Те, кто серьезно воспринимает антропологический гуманизм, склонны придерживаться гуманистического этоса, а те, кто отвергает гуманистические принципы агентности, склонны бороться против антропологического гуманизма, выражающегося в различных формах: социальный дарвинизм, расизм, редукционистский натурализм, шовинистический национализм, дискриминирующий сексизм и другие формы анти-гуманизма. -гуманизм. Поскольку общение играет центральную роль в этой форме гуманизма, Нида-Рюмелин представила описание гуманистической семантики. [ нужна ссылка ]
Нида-Рюмелин защищает базовый, неонтологический, неметафизический реализм против инструментализма в философии науки, позитивизма и постмодернизма в практической философии, гуманитарных и социальных науках. Реализм — это не метафизический постулат, а часть нашей повседневной практики придумывания и принятия причин (форма жизни). Эта практика требует фактов, которые люди находят, разрабатывая аргументы за и против определенных гипотез. Реализм является частью нашего образа жизни, и поэтому неправдоподобно предполагать, что естественные и гуманитарные науки можно понимать в антиреалистической манере, как это предполагают инструменталисты, конструктивисты и постмодернисты. Именно преемственность между повседневной жизнью (формой жизни) и наукой говорит в пользу существования фактов. Они не состоят из убеждений, ни из убеждений отдельного человека (солипсизм), ни из убеждений коллективов (культур) или даже идеальных дискурсивных сообществ, как это видно в работах Юргена Хабермаса или в так называемом внутреннем реализме Хилари Патнэм. , что на самом деле является разновидностью идеализма. [ 4 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
Натурализм — доминирующая метафизическая установка в естественных науках, а также в значительной части социальных и даже гуманитарных наук, иногда наблюдаемая в сочетании постмодернизма и натурализма. Нида-Рюмелин показывает, что этот скрытый или явный натурализм не может быть сохранен. Он принимает состав человеческой деятельности как данность и пытается показать, что эти составляющие несовместимы с натурализмом. Он утверждает, что не существует правдоподобной натуралистической интерпретации разума, свободы и ответственности.
Нида-Рюмелин впервые представил свои аргументы в трилогии книг: первая о практическом разуме (2001 г.), вторая о свободе (2005 г.) и третья об ответственности (2011 г.). [ 5 ] Практический разум, эпистемическая и практическая свобода, эпистемическая, практическая и эмоциональная ответственность интерпретируются как три стороны одного и того же явления: воздействия причин. Это не значит, что цепочка рассуждений не заканчивается, считает он. Напротив, говорит он, все рассуждения заканчиваются бесспорными элементами нашей общей формы жизни. Неразумно сомневаться во всем, или, как утверждает Витгенштейн, есть вещи, в которых разумный человек не будет сомневаться. [ 6 ] Рассуждение, утверждает он, имеет отношение к действиям. Сомневаться в этом означало бы, что люди могут выйти за пределы своего человеческого состояния. Он считает, что, если быть разумным, люди не могут зависеть исключительно от факторов, находящихся вне их контроля. Он считает, что то, что люди считают правильным, имеет отношение к тому, что они делают. [ 7 ] Он считает, что не может быть никакой формы натуралистической детерминации, исключающей само рассуждение.
Нида-Рюмелин воспринимает аргумент против сведения логики к психологии как аргумент в пользу постепенной автономии разума. Будучи способными рассуждать логически, люди следуют логическим законам, которые нельзя отождествить с психологическими или нейрофизиологическими данными. Нида-Рюмелин использует идеи Алонсо Чёрча и Курта Гёделя 1930-х годов относительно невычислимости, показывающие, что рассуждения не могут быть исключительно алгоритмическими. [ 8 ] С позиции натуралиста он считает, что процессы алгоритмичны и рассуждения не могут быть натурализованы. Гуманизм, по его мнению, исключает дедукционистский натурализм. [ 9 ]
Политика
[ редактировать ]Нида-Рюмелин провела пять лет (1998–2002) в политике, сначала в качестве главы муниципального департамента искусств и культуры в Мюнхене , столице Баварии . Затем он занимал министерскую должность государственного министра культуры и средств массовой информации и был членом национального правительства канцлера Герхарда Шредера . Во время своего пребывания в должности Нида-Рюмелин критиковал Болонский процесс , европейский процесс реформы высшего образования.
В 2014 году он раскритиковал политику Германии, направленную на повышение уровня высшего образования, и рекомендовал вместо этого и дальше развивать немецкую двойную систему профессионального образования. Его книга «Как погоня за университетами приводит к кризису профессионального и академического образования» стимулировала общенациональные дебаты по образовательной политике. [ 10 ]
Публикации
[ редактировать ]- 1993 Критика консеквенциализма. Ольденбург, Мюнхен (исследовательское издание 1995 г.)
- 1994 с Л. Керном: Логика коллективных решений. Ольденбург, Мюнхен
- 1997 Экономическая рациональность и практический разум. Клювер, Дордрехт
- 1999 Демократия как сотрудничество. Зуркамп, Франкфурт
- 2000 с Т. Шмидтом: Рациональность в практической философии. Издательство Академии, Берлин
- 2001 Структурная рациональность. Эссе. Реклам, Штутгарт (UB 18150)
- 2002 Этические очерки. Зуркамп, Франкфурт
- 2005 Теория принятия решений и этика. Утц, Мюнхен
- 2005 О свободе человека. Реклам, Штутгарт (UB 18365)
- 2006 Гуманизм как руководящая культура. , Бек, Мюнхен
- 2006 Демократия и правда. Бек, Мюнхен
- 2009 Философия и образ жизни Зуркамп, Франкфурт-на-Майне
- 2011 Ответственный за Универсальную библиотеку Reclam, Штутгарт. (УБ 18829)
- 2011 Оптимизационная ловушка. Философия гуманной экономики , Ирисиана Верлаг, Мюнхен, ISBN 978-3-424-15078-0 .
- 2012 Клуб «Сократ». «Философские беседы с детьми» , Кнаус Верлаг, Мюнхен, ISBN 978-3-8135-0464-4 .
- 2013 Философия гуманного образования . Издание Körber Foundation , Гамбург, ISBN 978-3-89684-096-7 .
- 2014 Академизационное безумие - О кризисе профессионального и академического образования . Издание Körber Foundation, Гамбург, ISBN 978-3-89684-161-2 .
- 2015 год с Клаусом Цирером: на пути к новой немецкой образовательной катастрофе. Гердер, Фрайбург/Бр., ISBN 978-3-451-31288-5 .
- 2016 Гуманистические размышления (= Suhrkamp Science 2180 в мягкой обложке ), Зуркамп, Франкфурт-на-Майне, ISBN 978-3-518-29780-3 .
- 2017 Думая о границах: этика миграции. , Издание Фонда Кёрбера, Гамбург, ISBN 978-3-89684-195-7 .
- 2018 Невозбужденный реализм. ментис, Падерборн, ISBN 978-3-95743-130-1 .
- 2018 Цифровой гуманизм. , совместно с Натали Вайденфельд, Пайпер, Мюнхен, ISBN 978-3-492-05837-7 .
- 2020 Рациональность демократии под угрозой исчезновения. Политический трактат , Издание Körber, Гамбург, ISBN 978-3-89684-278-7 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Юлиан Нида-Рюмелин» . ww.t3 Базовый проект CMS . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Нида-Рюмелин, Дж. Рисикоэтик (Этика риска) с Дж. Шуленбургом; Б. Рат Берлин: де Грюйтер, 2012.
- ^ Нида-Рюмелин, Дж., Философия и форма жизни , Франкфурт-на-Майне: Зуркамп, 2009.
- ^ Нида-Рюмелин, Дж. «Моральные факты в моральном реализме». О когерентистской метаэтике Юлиана Ниды-Рюмелина , изд. фон дер Пфордтен, Дитмар, 17–57. Мюнстер: Ментис, 2015.
- ^ Книги Ниды-Рюмелин называются на немецком языке: О свободе человека . Штутгарт: Реклам, 2005; Структурная рациональность: философский очерк практического разума . Штутгарт: Реклам, 2001; Ответственность . Штутгарт: Реклам, 2011.
- ^ Витгенштейн, О уверенности, Бэзил Блэквелл, 1969.
- ^ Стросон, П., Свобода и негодование и другие эссе. Рутледж, 2008.
- ^ Гёдель, К., «О формально неразрешимых теоремах Principia Mathematica и связанных с ними систем I». Ежемесячные тетради по математике и физике 38, № 1 (1931): 173–198.
- ^ Нида-Рюмелин, Дж. Гуманистические размышления , Берлин: Зуркамп, 2016.
- ^ Нида-Рюмелин, Дж., Академическое безумие . О кризисе профессионального и академического образования, Гамбург: издание Körber-Stiftung, 2014.
Внешние ссылки
[ редактировать ]