Конституция Румынии 1923 г.
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Конституция Румынии | |
---|---|
Созданный | 1922 - 1923 |
Ратифицирован | 29 марта 1923 г. |
Подписавшиеся | Фердинанд I |
Цель | Заменить Конституцию 1866 года |
Конституция 1923 года Румынии , также называемая Конституцией Союза , была призвана привести организацию государства в соответствие с всеобщим избирательным правом мужчин и новыми реалиями, возникшими после Великого Союза 1918 года.
История
[ редактировать ]Существовали четыре проекта конституции: один принадлежал Национал-либеральной партии , написанный при участии Иона И.С. Брэтиану ; один, составленный Р. Бойлэ в Клуже , под влиянием Румынской национальной партии ; один Константина Стере , представляющий взгляды Крестьянской партии ; и четвертый - К. Берариу. За исключением предложения Стере, которое предполагало однопалатный законодательный орган , пропорциональное представительство и всенародные консультации посредством плебисцита, остальные три были вдохновлены (когда дело касалось политической организации) Конституцией 1866 года . Либералы пришли к власти в 1922 году и сумели протолкнуть собственный проект, который был одобрен Палатой депутатов 26 марта 1923 года 247 голосами против 8 (при двух воздержавшихся), а на следующий день в Сенате 137 голосами против 2 ( при двух воздержавшихся). Он был опубликован в Monitorul Oficial и вступил в силу 29 марта.
Хотя конституция была очень продвинутой и демократичной во многих отношениях, она, как и ее предшественница, содержала несовершенства в функционировании государственных институтов. Например, король назначил председателя Совета министров, который затем организовал выборы. Таким образом, правительство было в состоянии обеспечить, чтобы его партия получила большинство в законодательном органе. В хорошо функционирующей демократии правительство представляет волю парламента, а не наоборот, как это обычно происходило в межвоенный период . Кароль II использовал эти слабости, чтобы подорвать демократию и установить королевскую диктатуру в 1937 году.
Конституция 1923 года была отменена, когда ее преемница в феврале 1938 года вступила в силу . Затем он был частично возрожден после переворота 23 августа 1944 года и окончательно отменен, когда 30 декабря 1947 года Румыния стала республикой. В этот последний период, в июле 1946 года, Сенат был упразднен — единственное существенное изменение документа.
Содержание
[ редактировать ]Конституция имела восемь названий и 138 статей, из которых 76 полностью взяты из ее предшественницы. Он закрепил принципы народного суверенитета (осуществляемого через представителей), разделения властей в государстве, верховенства закона и децентрализации. Были признаны права и свободы всех граждан, независимо от этнической принадлежности, языка, религии или социального класса; гарантировалось право собственности и впервые предусматривалась национализация месторождений полезных ископаемых. Королевство Румыния определялось как «единое и неделимое национальное государство» с неотъемлемой территорией. Государство гарантировало свободу выражения мнений и собраний, совести и религии и заявило, что «поскольку Румынская Православная Церковь является религией подавляющего большинства румын, она является доминирующей церковью в румынском государстве, в то время как Греко-Католическая Церковь первенство перед другими конфессиями».
Организация государства
[ редактировать ]Что касается государственного устройства, законодательная власть была передана парламенту (сенату и ассамблее депутатов) и королю; исполнительная власть принадлежала королю, который делегировал ее Совету министров; судебную власть центральным и местным судебным органам. Право голоса было расширено за пределы правил 1866 года: оно было универсальным для всех мужчин, равным, прямым, обязательным и тайным, основанным на представительстве большинства. Ассамблея депутатов избиралась всеобщим голосованием, в то время как Сенат состоял из членов, избранных различными избирательными органами (торговой, промышленной, сельскохозяйственной и трудовой палатами, а также профессорами, разделенными на отдельные коллегии), а также членов по праву: наследник трон; Митрополиты-епископы ; епархиальные архиереи Православной и Греко-Католической Церквей; главы признанных государством религиозных организаций; президент Румынской академии ; бывшие председатели Совета министров; бывшие министры со стажем работы не менее шести лет; бывшие президенты любой законодательной палаты, выполнявшие эту функцию как минимум на восьми очередных сессиях; бывшие сенаторы и депутаты, избранные как минимум в десять законодательных органов независимо от срока их полномочий; бывшие президенты общественности Raindear Высокий суд кассации и правосудия ; генералы запаса и отставные генералы; бывшие председатели Национальных собраний в Кишиневе , Черновцах и Алба-Юлии , которые провозгласили союз своих провинций с Румынией в 1918 году.
В специальном разделе, посвященном королю, предусматривается, что трон должен оставаться за домом Гогенцоллернов «от мужчины к мужчине в порядке первородства и с постоянным исключением женщин и их потомков». Личность короля была объявлена неприкосновенной. Как и в случае с документом 1866 года, король, хотя и был наделен исполнительной властью, не нес личной ответственности за ее осуществление. Скорее, ответственность лежала на министрах; все акты государя должны были быть скреплены подписью министра, который затем брал на себя политическую ответственность за них.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Фокшеняну, Элеодор - « Istoria constituională a României (1859-2003) » (« Конституционная история Румынии (1859-2003 ) »), 4-е издание, издательство Eikon, Бухарест, 2018 г., ISBN 978-606-711-830-8
- Стойка, Стэн (координатор). Словарь истории Румынии , стр. 89–90. Бухарест: Издательство Мерона, 2007.