Василе Лупу
Василе Лупу | |
---|---|
![]() | |
Князь Молдавии (первое правление) | |
Царствование | Апрель 1634 г. - 13 апреля 1653 г. |
Предшественник | Моисе Мовила |
Преемник | Георгий Стефан |
Князь Молдавии (2-е правление) | |
Царствование | 8 мая - 16 июля 1653 г. |
Предшественник | Георгий Стефан |
Преемник | Георгий Стефан |
Рожденный | 1595 Арбанаси? |
Умер | 1661 Константинополь |
Проблема | Стефанита Лупу Руксандра Вольф Мария Вольф |
Отец | Некула |
Религия | православный |

Лупу Кочи , известный как Василе Лупу ( Румынское произношение: [vaˈsile ˈlupu] ; 1595–1661), был воеводой Молдавии происхождения в период с 1634 по 1653 год . албанского греческого и . Лупу закрепил за собой молдавский престол в 1634 году после ряда сложных интриг и сумел удерживать его в течение двадцати лет Василе был способным администратором и блестящим финансистом и вскоре стал чуть ли не самым богатым человеком на христианском Востоке. Его подарки османским лидерам поддерживали его хорошие отношения с османскими властями.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Семья Кочи поселилась в Валахии (Цара Румяняска) в первой половине 16 века. [1] [ нужна страница ] Его отец, Николай (Некулай) Кочи, был албанским лавочником, сыном Константина (Коче) и Екатерины, выходцем из Македонии или Эпира . [2] [3] [4] [5] [6] Его мать была гречанкой . [7] [8] Николае вошел в молдавское дворянство в 1593 году. [9] [ нужна страница ] Николае родился в Арбанаси. По мнению разных исследователей, это было село в современной Болгарии ( Арбанаси) . [10] или Долно Арбанаси — сегодня пригород Разграда ), [11] хотя некоторые историки утверждают, что Арбанаши (современная Румыния). [12] [ нужна страница ] Василе Лупу получил греческое образование. [13]
Царствование
[ редактировать ]
Лупу занимал высокий пост при Мироне Барновском и впоследствии был избран князем в знак местных бояр реакции на конкуренцию Греции и Леванта . [ нужна ссылка ] Это произошло потому, что Василе Лупу возглавил восстание против Александру Илиаша и его иностранной свиты , которого привел в изгнание Моисе Мовилэ (хотя его поддержали принц Матей Басараб и могущественный паша Силистры Абаза Мехмед-паша ). Несмотря на то, что Лупу возглавил восстание против греческого влияния, он поддерживал прочные связи с греками и Константинопольским Патриархатом. [14] Он проводил греко-православную политику и стремился стать новым византийским императором.
Его правление было отмечено великолепием и пышностью. Он был строителем выдающихся памятников (уникальный монастырь Трей Иерархи в Яссах и церковь Св. Параскевы во Львове и др.), покровитель культуры и искусства, основавший Академию Василиана . Эти действия также имели негативные последствия: налоговое бремя возросло до невыносимого уровня.
После того, как отношения между двумя принцами испортились, Василе Лупу провел большую часть своего правления, сражаясь с валашцем Матеем Басарабом, пытаясь навязать своего сына Иоанна на трон в Бухаресте . Его армия потерпела поражение дважды в 1639 году при Ойогени и Ненишори и в третий раз при Финте в 1653 году. После этой последней битвы молдавские бояре восстали и заменили его валашским фаворитом Георгием Штефаном . Василе Лупу отправился в ссылку и умер, находясь под стражей в Турции в Едикуле тюрьме в Константинополе .
Лупу заключил прочный союз с гетманом Богданом Хмельницким , организовав брак своей дочери Руксандры Лупу с сыном Хмельницкого Тимофеем (Тымишем), который продолжал сражаться вместе с Лупу при Финте.
Василе Лупу заключил союзы с османскими чиновниками, в частности с бывшим великим визирем Табанияссы Мехмед-пашой . Связь Лупу с последними основывалась на их общем албанском происхождении. [15]
Законы и реформы
[ редактировать ]Василе Лупу представил первый кодифицированный печатный закон в Молдавии - Carte Românească de occătătura (« Румынская учебная книга», 1646 г., изданная в Яссах), известный как Privila lui Василе Лупу («Кодекс Василе Лупу»). [16] Документ следует византийской традиции и представляет собой переведенный обзор обычаев и почти идентичен своему современному валашскому эквиваленту.
Пожертвования
[ редактировать ]Лупу основал церкви и монастыри на всей территории своих земель. Литургический язык был описан Робертом Баргрейвом, путешествовавшим по стране, как «вульгарный греческий». [17]
Образование
[ редактировать ]В 1640 году Лупу основал княжескую среднюю школу при церкви Трейлерари, в которой преподавали на греческом и латыни. [18]
Семья
[ редактировать ]Фамилию Кочи продолжил Стефан Кочи (сын Василе Лупу), который женился на дочери Петру Рареша , воеводы Молдавии, а также на потомке Габриэля Кочи по имени Хатманул. Нисходящая линия Кочи пересекается с аристократическими семьями Молдавии, старинными семьями, такими как Бучок, Булешты и Абажешты.

Изображение на почтовых марках
[ редактировать ]Василе Лупу изображен на марке, выпущенной Почтой Молдовы в 1999 году, и на марке Румынии, выпущенной в 2019 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исторический журнал . 1993.
Василе Лупу происходит из семьи Кочи, приехавшей в Румынию с первой половины 16 века, он был третьим сыном Николае Кочи, ...
- ^ Р.В. Сетон-Ватсон (1934). История румын . Издательство Кембриджского университета. п. 74. ИСБН 978-1-107-51158-3 .
- ^ Рансимэн 1985 , с. 341.
- ^ Иоан Болован (1997). История Румынии . Центр румынских исследований. п. 287.
Молдавский воевода был албанцем из Арбанаси, вероятно, отдаленного происхождения из Эпира, региона со смешанным населением. Большую часть населения знаменитого региона составляют греки и албанцы, но здесь живут и тысячи «настоящих эпиротов», румыноязычных влахов Пинда. Это послужило основой для вымыслов, согласно которым Лупу был греком или влахом (арумыном). Некоторые румынские историки объясняют, что Эпиротские влахи на самом деле являются румынами, и по этой причине утверждается, что Лупу был румыном. Однако самая интересная выдумка заключается в том, что Лупу был болгарином, поскольку его отец жил в Арбанаси, который сегодня является частью Болгарии.
- ^ Никоара, Жаба (2005). Чувство незащищенности в румынском обществе в начале нового времени 1600-1830 гг. [ Дворянские роды Молдавии и Валахии: Абаза-Богдан ] (на румынском языке). Акцент. стр. 129, 133, 152. ISBN. 9789738445086 .
- ^ Стурдза, Михаил-Дмитрий, изд. (2004). Боярские семьи из Молдавии и Валахии: Абаза-Богдан (на румынском языке). Симметрия. стр. 346. ISBN 9789738582170 .
- ^ Иордачи, Константин (2013). «От имперских затруднений к национальному размежеванию: «Греческий вопрос» в Молдавии и Валахии, 1611-1863 гг.» . В Даскалове – Румен Дончев; Маринов, Чавдар (ред.). Запутанная история Балкан, Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . Лейден: Брилл. п. 94. ИСБН 978-90-04-25075-8 . ISSN 1877-6272 . OCLC 851157146 – через Интернет-архив .
- ^ Иордаки, Константин (2019). Либерализм, конституционный национализм и меньшинства: создание румынского гражданства, c. 1750-1918 . Лейден. п. 57. ИСБН 978-90-04-40111-2 . OCLC 1096227555 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Константин Щербан (1991). Василе Лупу (на румынском языке). Издательство Румынской академии. ISBN 978-973-27-0205-5 .
Столь же достоверно и то, что Николае Кочи был верховным комиссаром в Молдавии (март-апрель 1593 г.), во времена Арона водэ Тиранула, что затем он переехал в Валахию, где был верховным постельником (октябрь 1593 г. — 22 июля 1594 г.), затем снова...
- ^ Стаматопулос, Димитрис (20 января 2016 г.). «Бедняки Христа и их лидеры: богатство и бедность среди христианского православного духовенства Османской империи (восемнадцатый-девятнадцатый век)» . В Давыдове, Евгения (ред.). Богатство на Османских и постосманских Балканах: социально-экономическая история . Издательство Блумсбери. п. 90. ИСБН 978-0-85772-605-6 – через Google Книги .
- ^ Васюченек, Михал (2021). Османы и Восточная Европа: границы и политический покровитель в мире раннего Нового времени . Лондон: Bloomsbury Publishing (опубликовано 27 июня 2019 г.). п. 106. ИСБН 978-1-78831-858-7 .
- ^ Николае Чакир (2003). Румынский историк, работающий в современном мире (на румынском языке). ISBN 978-973-668-014-4 .
- ^ Ниссен, Джеймс П. (2005). «Румыния» . В Фрухте, Ричарде (ред.). Восточная Европа: знакомство с людьми, землями и культурой . Санта-Барбара: ABC-CLIO . п. 750. ИСБН 978-1-57607-800-6 .
- ^ Кэлин Хентеа (2007). Краткая военная история Румынии . Пугало Пресс. п. 76. ИСБН 978-0-8108-5820-6 .
- ^ Карман, Габор (2020). Притоки и периферии Османской империи . Османская империя и ее наследие. Брилл. п. 203.
- ^ Сусана Андеа (2006). История Румынии: конспект . Румынский институт культуры. п. 332. ИСБН 978-973-7784-12-4 .
В законодательной сфере ему удалось напечатать Императорский свод законов в 1646 году (Свод Василе Лупу, или Румынская книга учения).
- ^ Роберт Баргрейв (1 января 1999 г.). Путевой дневник Роберта Баргрейва: Левантский купец (1647-1656) . Общество Хаклюйт. п. 136. ИСБН 978-0-904180-63-3 .
- ^ Аллен Кент; Гарольд Ланкур; Джей Э. Дейли (1 февраля 1979 г.). Энциклопедия библиотечного дела и информатики: Том 26 - Показатели роли библиотеки колледжа Св. Ансельма (Рим) . ЦРК Пресс. стр. 65–. ISBN 978-0-8247-2026-1 .
Источники
[ редактировать ]- Рансиман, Стивен (1985). Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость . Издательство Кембриджского университета. стр. 286–7, 341–3, 370. ISBN. 978-0-521-31310-0 .
- Джордж Иоан Брэтиану (1995). Королевский совет и собрание сословий в румынских княжествах . Энциклопедическое издательство. ISBN 978-973-45-0096-3 .
- Н. Йорга «Византия после Византии», стр. 163–181.
