Земельная реформа в Румынии
четыре крупные земельные реформы были проведены В Румынии : в 1864, 1921, 1945 и 1991 годах. Первая была направлена на отмену феодальной структуры, которая сохранялась после объединения Дунайских княжеств в 1859 году; вторая, более радикальная реформа, попыталась разрешить сохраняющееся крестьянское недовольство и создать социальную гармонию после потрясений Первой мировой войны и обширной территориальной экспансии; третий, навязанный преимущественно коммунистическим правительством, покончил с оставшимся влиянием земельной аристократии , но вскоре был отменен коллективизацией (которую некоторые считают еще одной земельной реформой), [ 1 ] который затем был раскрыт четвертым, что привело сегодня к почти повсеместной частной собственности на землю.
Реформа 1864 г.
[ редактировать ]Земельная реформа 1864 года была первой в своем роде в Румынии, проведенной во время правления Александру Иоана Кузы . Это произошло вслед за секуляризацией монастырских имений , осуществленной в декабре 1863 года по инициативе Михаила Когэлничану более четверти территории страны и отнявшей у Православной Церкви . Вопрос земельной реформы был важным пунктом политической программы Кузы, и он и Когэлничану преследовали более широкие цели: отмену принудительного труда и создание частных мелких хозяйств. [ 2 ] Консервативные землевладельцы выразили оппозицию в парламенте , что привело к ожесточенной политической борьбе, завершившейся его роспуском в результате переворота 2 мая 1864 года. Законопроект был написан Государственным советом, с поправками, внесенными правительством, и обнародован принцем 14/26 августа. 1864 г. Его прокламация возвещала крестьянам: « Барщина [ 3 ] навсегда упраздняется, и вы отныне являетесь свободными собственниками в местах, находящихся под вашим контролем». [ 4 ] Закон освободил крестьян от феодальных повинностей: барщины , десятины , [ 5 ] транспортный налог [ 6 ] и дни технического обслуживания; [ 7 ] оно покончило с феодальными монополиями в деревнях, в то же время указав, что владельцам будет выплачиваться компенсация. [ 4 ]
Таким образом, за 15 лет [ 8 ] для покрытия расходов, связанных с неисполнением барщины и других феодальных повинностей, крестьяне были обязаны вносить в компенсационный фонд, выпускавший облигации, погашаемые в рассрочку, ежегодную плату в размере 51–133 леев , в зависимости от их категории и региона; это было тяжким бременем для большинства и разоряло самых бедных. [ 9 ] Им также пришлось заплатить за землю, которой они теперь владели, хотя и по цене ниже рыночной. Количество экспроприированной земли не должно было превышать 2/3 площади владений (бояре сохраняли лучшую треть, воспользовавшись положением об объединении там, где это возможно, пастбищ, сенокосов и пахотных участков, разбросанных по сменяющим друг друга уделам, с целью избавиться от своей земли самого низкого качества [ 10 ] ), а продажа или заклад участков была запрещена на 30 лет, после чего сельская община могла воспользоваться своим преимущественным правом покупки. Эта реформа дала 1 654 965 гектаров (6 389,86 квадратных миль). [ 11 ] земли 406 429 крестьянам; еще 60 651 получили участки только под дом и сад. Позже еще 48 432 семьи молодоженов (которым не подпадали под действие закона, но которым было разрешено поселиться на государственных землях недалеко от их деревни) получили 228 329 га (881,58 квадратных миль). [ 10 ] Реализация закона в целом была завершена к 1865 году, но замедлилась из-за отсутствия всеобъемлющих правил, касающихся как общих процедур, так и особых случаев; кроме того, возникли трения между помещиками и крестьянами, поскольку последние не доверяли частным землемерам, нанятым помещиками для разграничения их новых владений от остального имения. [ 10 ] В следующем 1864 году сельскохозяйственное производство в некоторых регионах стагнировало или даже упало, отчасти потому, что многие собственники ничего не сделали для компенсации потери барщины , а также потому, что многие крестьяне не знали, какая земля будет их собственностью, и не хотели ее поднимать. урожай, который, возможно, не принадлежал им, но к весне 1866 года производство снова выросло. [ 9 ] После реформы земля, принадлежавшая крестьянам (т. е. бывшим барщинам , [ 12 ] свободные крестьяне [ 13 ] и мелкие собственники [ 14 ] ) охватывали около 30% территории страны, при этом 70% все еще находились в руках государства или землевладельцев. Реформа имела важные социальные последствия, дав крестьянам гражданскую мотивацию и обеспечив им средства к существованию; [ 4 ] это было также закреплено в Конституции 1866 года . [ 15 ]
Тем не менее, три фактора подорвали реформу. Во-первых, слишком мало земли было выделено слишком многим кандидатам, хотя многие земледельцы были исключены из передела и продолжали работать в полукрепостном состоянии в боярских имениях. Во-вторых, демографический рост вызвал разрушительное перенаселение в сельской местности. В-третьих, практика наследования, основанная на равных долях, привела к глубокой фрагментации собственности. Таким образом, новые землевладельцы быстро залезли в долги и из-за несовершенства банковской системы были вынуждены брать взаймы у бояр, крупных арендаторов или ростовщиков под непомерные проценты. Вместо этого некоторые крестьяне вернули землю прежним владельцам и продолжали обрабатывать ее практически по-прежнему. [ 16 ] Эту новую систему зависимости, вызванную нехваткой пахотных земель и пастбищ, назвал «неокрепостничеством» ( neoiobăgie ) марксистский теоретик Константин Доброжану-Гереа . [ 17 ] Более того, леса, необходимые для экономического благосостояния многих домохозяйств, были исключены из распределения; крестьяне могли пользоваться ими в течение пятнадцати лет, после чего помещик мог вернуть на них свои права собственности. [ 10 ] Реформа также привела к политическому столкновению: либералы видели в ней отправную точку для динамичных и обоснованных перемен, в то время как большинство консерваторов пытались использовать закон 1864 года для защиты своей собственности от дальнейшей экспроприации, полагая, что социальный вопрос был решен. [ 18 ]
К 1913 году Румыния была четвертым по величине экспортером пшеницы в мире, но проблема несправедливого распределения земли стала постоянно беспокоить (и даже обострилась в том году, когда румынские крестьяне участвовали во Второй Балканской войне , став непосредственным свидетелем гораздо более справедливого распределения земли). схема действует в Болгарии [ 19 ] ). В конце 19 века около 2000 землевладельцев контролировали более половины земли, в то время как крестьяне (с небольшим представительством в правительстве, а также с ограниченным доступом к земле и правам собственности) имели только треть. В 1888 году недовольство крестьян несправедливым распределением земли вылилось в кровавые столкновения, которые привели к частичным и неэффективным аграрным реформам. Неравная система продолжала доводить крестьянство до банкротства и, казалось, все больше вела к системе заочной собственности. Почти два десятилетия спустя произошел второй, более жестокий эпизод: румынское крестьянское восстание 1907 года , которое почти вызвало полномасштабную революцию и привело к гибели нескольких тысяч крестьян после вмешательства армии. Как следствие, в 1907-08 годах правительство приняло новое законодательство в интересах крестьян, в том числе новый закон о сельскохозяйственных контрактах и закон о создании сельского кредитного банка (Casa Rurală), предназначенного для облегчения покупок и аренды, передачи собственности от крупных землевладельцев крестьяне. Однако эти законы (под влиянием попоранистское направление Константина Стере [ 20 ] ) плохо соблюдались, для покупки было предоставлено совершенно недостаточное количество земли, а подавляющее большинство крестьянства даже не имело права на большую часть предоставленной помощи. [ 21 ]
реформа 1921 года
[ редактировать ]Земельная реформа 1921 года была вторым крупным раздачей земли в истории Румынии, крупнейшей мерой такого рода в Восточной Европе того времени. [ 22 ] 23 марта/5 апреля 1917 года, в разгар Первой мировой войны , король Фердинанд пообещал существенно увеличить число новых владельцев собственности (а также обеспечить всеобщее избирательное право для мужчин). Он взял на себя это обязательство как способ отплатить солдатам и их семьям за принесенные жертвы, но также стремился мобилизовать их для удержания фронта и предотвращения революции – заявление было сделано всего через несколько недель после того, как Февральская революция свергла российского царя. [ 4 ] Реформе предшествовал ряд решений, принятых в период с 1917 по 1920 год. Чтобы придать ей правовую основу, две палаты парламента решили изменить статью 19 Конституции 1866 года. Положение, которое ранее объявляло «любую собственность» «священной и неприкосновенной» (и было принято главным образом для защиты от новой аграрной реформы) [ 23 ] ), был добавлен следующий текст: «Ввиду национальной необходимости расширение сельской крестьянской собственности осуществляется путем экспроприации пахотных земель с целью продажи их крестьянам». [ 24 ] сельский закон Бессарабии 20 марта 1920 г. был принят ; за которыми последовали аналогичные положения для Мунтении , Олтении , Молдавии и Добруджи 17 июля 1921 года, а 30 июля 1921 года для Трансильвании , Баната , Кришаны , Марамуреша и Буковины . [ 25 ] Для каждого региона был принят один закон из-за их совершенно разных социально-экономических структур, отношений и конкретных условий. [ 26 ] Правительство ПНР Александру Вайда-Воевода имело полностью комплексную программу земельной реформы, но 13 марта 1920 года король распустил этот кабинет, несмотря на его поддержку значительного парламентского большинства, что является явным признаком того, что базирующаяся в Бухаресте элита попытается управлять расширенным правительством. состояние традиционными методами; [ 27 ] В 1922 году Ион Михалаке из PŢ (который, будучи министром сельского хозяйства, разработал первое предложение) раскритиковал последовавшую реформу как «своего рода предохранительный клапан», посредством которого «правящий класс пошел только на такие уступки, которые были необходимы для обеспечения его собственного существования». [ 28 ] В том виде, в котором реформа была принята, она представляла собой сделку между либералами и консерваторами , решение о которой было принято в частном порядке Ионом Брэтиану и Таке Ионеску , которые убедили первого отказаться от своего намерения экспроприировать землю. [ 29 ] В конечном итоге все классы пришли к пониманию тщетности и даже опасности попыток сохранить старую систему. Многие консерваторы надеялись, что эффективность и производительность повысятся; либералы принципиально поддержали эту меру, но также хотели, чтобы сельское хозяйство служило потребностям промышленности; и аграрии мечтали о создании на основе этих перемен крестьянского государства. Угроза социальных потрясений снизу и необходимость поддерживать национальную солидарность перед лицом ирредентистских соседей также способствовали проведению реформы. [ 30 ]
Раздача земли крестьянам осуществлялась путем экспроприации имений иностранных граждан, отсутствующих землевладельцев (тех, кто не обрабатывал свою землю), пахотных земель, принадлежащих Коронным владениям и Casa Rurală, земель, сданных в аренду арендаторам ( арендаши ). сроком более пяти лет, поймы рек и т. д. Экспроприированные участки площадью более 150, 300 или, в отдельных случаях, 500 га. Общая площадь экспроприированных земель составила 5 804 837,83 га (22 000 квадратных миль), из них около 3,7 млн га были пахотными, а собственность получили 1 393 383 крестьян (648 843 в Старом царстве , 310 583 в Трансильвании, 357 016 в Бессарабии и 76 941 в Буковине). [ 31 ] Техническая часть реформы — обмер земель, подлежащих экспроприации, и раздача их частным лицам — шла очень медленно: к 1927 году было обмерено лишь около половины земель из поместий, подлежащих экспроприации, из них около 1 100 000 га (4 200 га). кв. миль) были разделены для распределения, которое продолжалось до 1930-х годов. [ 32 ] После земельной реформы крупные землевладельцы ( мошиери ) владели 10,4% пахотной площади страны по сравнению с 47,7% раньше. [ 25 ] [ 33 ] Доля мелких землевладений выросла с 52,3% до 89,6% всей пахотной земли. [ 25 ] [ 34 ] Бывшие владельцы получили возмещение в виде долгосрочных облигаций, а крестьяне должны были погасить 65% затрат на экспроприацию в течение 20 лет. [ 35 ]
В Трансильвании крупные землевладельцы были почти исключительно венграми, а те, кому раздавалась земля, были в основном, хотя и не исключительно, румынами. Земельная реформа проводилась со значительно меньшим рвением в Старом Королевстве, где помещики, как и крестьяне, были румынами; в Трансильвании (и Бессарабии, где многие крупные поместья принадлежали русским [ 36 ] ), новые власти видели в реформе средство усиления доминирования титульной национальности. [ 37 ] Мелкие землевладельцы венгерского происхождения также столкнулись с неравномерным применением реформ; некоторые были экспроприированы якобы для строительства церкви или школы. [ 38 ] «Венгерские» церкви ( римско-католическая , реформатская и унитарная ) также были ослаблены, потеряв около 85% своих земель, доходы от которых поддерживали их образовательные и благотворительные начинания. [ 39 ] Венгры и саксы громко выступили против этих мер, их лидеры настойчиво осуждали то, что они считали сомнительными, а иногда и откровенно коррумпированными методами, посредством которых земельная реформа использовалась для изменения этнического состава региона. [ 40 ] (Примечательно, что обратный процесс происходил с конца XIX века до Первой мировой войны. Венгерское правительство учредило специальный фонд для помощи этническим венгерским фермерам в расселении в районах Трансильвании со значительным невенгерским населением, привлекая поселенцев из других регионов. при необходимости и предоставление им привилегий. Это породило среди румын Трансильвании желание возмездия, достигнутое посредством послевоенной аграрной реформы. [ 38 ] ) На Буковине земельная реформа не сильно отличалась от реформы Старого царства; мелкие хозяйства выросли на 28%, а крупные поместья ограничились 250 га пахотной земли. Однако от крупных землевладельцев не требовалось отказываться от своих обширных лесов, а пахотных земель было мало по сравнению с плотностью населения. [ 41 ] В Бессарабии, где Сфатул Цэрий проголосовал за объединение с Румынией 27 марта/9 апреля 1918 года, земельная реформа (которую румыны в Трансильвании и Буковине также считали непременным условием ) считалась предпосылкой объединения, поскольку там она уже проводилась, но только теоретический в Румынии. Однако после проведения собственной реформы Сфатул Цэрий 27 ноября/10 декабря провозгласил союз без условий. [ 42 ]
Реформа позволила разделить частную собственность на мелкие части и создать определенное равновесие между бывшими и новыми владельцами, что привело к повышению социальной стабильности, но продуктивность земли не значительно выросла из-за все еще используемых элементарных методов ведения сельского хозяйства. [ 25 ] Средний размер участков составлял 3,8 га, что меньше 5 га, необходимых для экономической независимости; реформа также пострадала от коррупции и затянувшихся судебных процессов. Невежество, перенаселение, отсутствие сельскохозяйственного инвентаря и рабочего скота, слишком малое количество сельских кредитных учреждений и чрезмерная фрагментация земель, усугублявшаяся по мере роста населения, держали многих крестьян в нищете и низких урожаях. [ 43 ] Меньшее количество пастбищ и лесов, необходимых для экономической жизнеспособности, было экспроприировано: к 1927 году только 23% естественных пастбищ и лугов страны были распределены как общие пастбища, в то время как только 12% лесов были когда-либо распределены. [ 32 ] Перепись 1930 года показала, что 6700 землевладельцев владели 24% земли, а 2,5 миллиона фермеров владели 28%. [ 28 ] Накануне Второй мировой войны 8% землевладельцев все еще владели примерно половиной земли, а в 1938 году в стране было всего 4039 тракторов, то есть одна машина на 2490 га. Орошаемые земли, удобрения, химикаты, семена и племенной скот находились в столь же плачевном состоянии. [ 43 ]
реформа 1945 года
[ редактировать ]Земельная реформа 1945 года была первым важным политическим и экономическим актом после переворота 23 августа 1944 года , достигнутого новым правительством Петру Грозы на основании декрета-закона №. 187/23 марта 1945 г. о проведении земельной реформы. Коммунистическая партия Румынии (ПКР) спланировала и осуществила реформу, а также использовала ее в пропагандистских целях, пытаясь сформировать народную базу по советской модели (и там коллективизации предшествовало распределение земли). Целью его, как декларировалось в преамбуле закона, было увеличение площади пахотных площадей крестьянских хозяйств с землей менее 5 га, создание новых индивидуальных крестьянских хозяйств для безземельных батраков сельского хозяйства, создание огородов на окраинах городов и промышленных предприятий. населенных пунктах и зарезервировать участки для сельскохозяйственных школ и экспериментальных ферм. Экспроприация предназначалась для экспроприации земли и сельскохозяйственной собственности, принадлежащей немецким гражданам и румынам, сотрудничавшим с нацистской Германией во время Второй мировой войны , земли и сельскохозяйственной собственности, принадлежащей «военным преступникам» и «виновным в национальной катастрофе», земель тех, кто искал убежища. в странах, с которыми Румыния находилась в состоянии войны или которые бежали за границу после 23 августа 1944 года, а также тех, кто в течение предыдущих 7 лет не смог обрабатывать свои собственные владения, товары, принадлежащие тем, кто добровольно зарегистрировался для борьбы с Союзники , имущество, принадлежащее физическим лицам, превышающее 50 га (пашни, сады, сенокосы, пастбища, пруды, плотинные озера, болота и поймы рек). Поскольку вся крупная собственность осталась после ликвидации реформы 1921 года, аристократия была лишена своей экономической базы и последних остатков власти. [ 25 ] как и богатые немецкая и венгерская церкви ( реформатская , унитарная и лютеранская). [ 44 ] [ сомнительно – обсудить ]
После объявления реформы больше всего пострадали люди, владевшие более 50 га (120 акров), подвергшиеся сильному давлению со стороны властей и коммунистических агитаторов, которые с конца 1944 года начали подстрекать крестьян к захвату поместий силой. Трансильванские саксы и банатские швабы подверглись огульным нападениям, уничтожив многие общины, но монастырские, церковные и сельские кооперативные владения, а также принадлежащие культурным и благотворительным организациям, избежали экспроприации: борьба за власть все еще продолжалась, и коммунисты не осмелились оттолкнуть крестьяне, духовенство и враждебно настроенная интеллигенция. [ 45 ] Хотя закон указывал, что лица, чья земля была экспроприирована, не получали никакой компенсации, бенефициары распределения должны были платить за землю, хотя и по выгодной цене (стоимость одного гектара была установлена на уровне среднегодовой стоимости того, что производил один гектар; при получении земли крестьянин платил аванс в размере 10%, остальное выплачивалось в последующие 10–20 лет). Эта плата не была обременительной, а вместо этого составляла часть правительственной стратегии, направленной на то, чтобы убедить крестьян в том, что их владение землей является окончательным; все упоминания о коллективизации избегались. [ 45 ] Реформа увеличила популярность ПКР среди крестьянства, но рост был незначительным и временным, так что партия по-прежнему прибегала к фальсификациям в сельской местности во время выборов 1946 года . [ 46 ] Согласно официальному коммюнике от января 1947 года, из 1 443 911 га (5 574,97 квадратных миль), экспроприированных у 143 219 владельцев, 1 057 674 га были розданы крестьянам, а 387 565 га стали государственными резервами. Земельные участки получили 726 129 семей, владеющих землей менее 5 га, средний участок — 1,3 га. Новые данные были опубликованы 13 апреля 1948 г.: 917 777 семей получили в общей сложности 1 109 562 га земли (в среднем 1,21 га). [ 47 ] Завершившаяся весной 1948 года реформа существенно не изменила структуру сельского хозяйства: хозяйства оставались по-прежнему раздробленными, производство незерновых культур и животных сократилось, кооперативное движение было забыто, а количество земли, полученной семьями, сократилось. настолько малы, что их экономический и социальный статус почти не изменился. [ 48 ] В любом случае, крестьяне недолго наслаждались своей новой собственностью, поскольку коллективизация . в 1949 году началась [ 47 ]
реформа 1991 года
[ редактировать ]Земельная реформа февраля 1991 года, последовавшая за Румынской революцией 1989 года, была направлена на приватизацию земельных ресурсов, которые находились в руках государства в коммунистический период . Цель заключалась в том, чтобы вернуть землю в государственных кооперативах ее владельцам до коллективизации, при этом семьи, которые в то время не владели землей, также получали небольшие наделы. На фоне антикоммунистических общественных настроений 1990–91 годов восстановленные межвоенные партии ( PNL и PNçCD ) громко призывали к реституции; Первоначально правящий бывший коммунистический Фронт национального спасения сопротивлялся этому требованию и стремился предоставить всем сельским жителям 0,5 га (1,2 акра), но в попытке получить голоса сельских жителей он поддался давлению с целью роспуска коллективов, хотя и ограничил размер восстановленной собственности до 10 га (25 акров). (Фронт утверждал, что это будет способствовать социальному равенству, а другие утверждали, что это политическая мотивация: было исключено воссоздание жизнеспособного, имущего среднего класса в сельском хозяйстве, который мог бы оказывать определенное давление на государство.) [ 49 ] [ 50 ] Помимо исправления предполагаемой исторической несправедливости, реформа также порадовала румынских фермеров, которые имеют давнюю традицию обрабатывать свою собственную землю и привязаны к ней не только ради существования, но и из чувства (например, потому, что их предки сохранили ее через участие в войнах). Учитывая, что многие семьи по-прежнему имели законное право собственности в качестве доказательства своих претензий на землю и сохранили четкую память о том, где находились их участки (память, сохранившаяся во времена коммунизма), отказ от возмещения рисков мог привести к серьезным социальным волнениям. [ 51 ] Кроме того, учитывая относительно эгалитарную структуру земли, преобладавшую в 1949 году, историческая справедливость (подчеркиваемая оппозицией) совпадала с соображениями социальной справедливости, которые волновали правительство. [ 52 ]
До реформы почти все пахотные земли страны эксплуатировались 411 совхозами и 3776 кооперативами; в 1991 году около 65% этой земли, принадлежавшей кооперативам, было возвращено бывшим владельцам или их наследникам. Около 3,7 млн крестьянских дворов вернули себе землю, решив эксплуатировать ее индивидуально или в товариществах. Крестьянские хозяйства (норма) представляли собой небольшие натуральные хозяйства площадью 2—3 га каждое; фермы семейных объединений занимали 100 га, а фермы сельскохозяйственных компаний - 500 га. Реформа совхозов, запутавшихся в политике, шла медленнее: в 1997 году 60% площадей занимали крестьянские хозяйства, 10% - семейные объединения и 14% - сельскохозяйственные предприятия, но на долю совхозов по-прежнему приходилось 16%. [ 53 ] Однако к 2004 году приватизация была в основном завершена: на долю частного сектора приходилось 97,3% стоимости продукции в этом году (97,4% производства овощей и 98,9% производства животноводческой продукции); существуют планы по продаже оставшейся части государственных сельскохозяйственных угодий. Из 2 387 600 га (9 219 квадратных миль), первоначально принадлежавших государству, 1 704 200 были возвращены на основании Закона 18/1991 и Закона 1/2000; сдано в аренду 574 600; и 108 800 находились в процессе сдачи в аренду на конец 2004 года. [ 54 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дальнейшее, стр.45.
- ^ Келер, стр.77.
- ^ Claca на румынском языке : «Характерная форма феодального дохода, состоящая из бесплатного труда, который безземельный крестьянин был обязан выполнять в интересах землевладельца». Декс
- ^ Перейти обратно: а б с д Стоики, с.286.
- ^ Диджма , здесь светский термин: «Налог, который представлял собой десятую часть основного продукта, взимаемого феодалами с производителей; позже форма феодального земельного дохода, которая заключалась в уступке крестьянином землевладельцу части продукции, полученной с участка земли, полученного от последнего в обработку». Декс
- ^ Подвада : «Обязательство, которому подвергались зависимые крестьяне в средние века в пользу хозяина (особенно в военное время), которое заключалось в краткосрочном труде (перевозка, возка) или во временной реквизиции вьючных животных». Декс
- ^ Мереметные дни
- ^ Келер, стр.77 дает 35 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Хитчинс 1996, стр.311.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хитчинс 1996, стр.310.
- ^ Келер, стр.77, дает более 2 000 000 га. Hitchins 1996 с.310 дает 1 810 311 га 463 554 семьям (или около 4 га на семью), около 60 000 из которых получили землю только под дом и сад (включая бездетных вдов, несовершеннолетних и небарщинных рабочих ).
- ^ Кливеры
- ^ Разеши : «Свободные крестьяне, организованные в коммуны, которые вместе обрабатывали землю деревни, в которой они жили, но самостоятельно (как семьи) обрабатывали закрепленный за ними сельскохозяйственный участок». Декс
- ^ Мошнени : «Свободные крестьяне, совладельцы земельной собственности, унаследованной от общего предка». Декс
- ↑ Статья 20 гласила: «Собственность, переданная крестьянам по сельскому закону, и компенсация, гарантированная владельцам этим законом, никогда не могут быть затронуты». Конституция 1866 года .
- ^ Келер, стр.77-8.
- ^ Хитчинс 1994, стр.167.
- ^ Хитчинс 1994, стр.25.
- ^ Финнемор, Дэвид. ЕС и Румыния: вступление и последующий период , стр.5. 2006 г., Федеральный фонд образования и исследований, ISBN 1-903403-79-0 .
- ^ Псалидопулос, Михалис. Экономическая мысль и политика в менее развитой Европе , стр.114. 2001, Рутледж , ISBN 0-415-25820-0 .
- ^ Обувь, стр.9.
- ^ Гелла, Александр. Развитие классовой структуры в Восточной Европе , с.51. 1989, SUNY Press , ISBN 0-88706-833-2 .
- ^ Хитчинс 1994, стр.17.
- ^ Стойка, стр.286-7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стоики, с.287.
- ^ Келер, стр.78.
- ^ Галлахер, Том. Современная Румыния , с.30. 2005, Нью-Йоркский университет Пресс , ISBN 0-8147-3172-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Келер, стр.79.
- ^ Ручек, Джозеф Слэби. Современная Румыния и ее проблемы , с.300. 1932, Издательство Стэнфордского университета .
- ^ Хитчинс 1994, стр.349.
- ^ Министерство сельского хозяйства и доменов, Статистический атлас «Сельское хозяйство в Румынии», стр.75. Бухарест, 1938 г., перепечатка 2003 г. Стойка приводит цифру в 612 124 главы домохозяйства, или 30,53% от общего числа имеющих право на получение помощи, которых насчитывалось 2 005 477 человек. Hitchins 1994, стр.353, 30-35% имеющих право на получение земли, или 2,3 миллиона, не получили земли, главным образом потому, что ее не хватило на всех. Келер, стр. 79, отмечает, что ⅔ земли досталась фермерам, а остальная часть досталась государству или муниципалитетам.
- ^ Перейти обратно: а б Хитчинс 1994, стр.352.
- ^ Вердери, с.45 утверждает, что лишь 8% площади оставалось в хозяйствах площадью более 10 га, а земельная собственность ограничивалась 100 га. Hitchins 1994, стр. 351 устанавливает максимальную площадь в 500 га, при этом доля пахотных земель в хозяйствах площадью более 100 га упала примерно с 25% в 1930 году до 13% в 1941 году.
- ^ Hitchins 1994, стр. 353 показывает более скромный рост от 48% до 62% при владении 1-5 га.
- ^ Обувь, стр.9-10.
- ^ Беренд, Тибор Иван. Десятилетия кризиса: Центральная и Восточная Европа перед Второй мировой войной , стр.289. 2001, Калифорнийский университет Press , ISBN 0-520-22901-0 .
- ^ Октавиан Гога описал земельную реформу как «самое мощное средство в процессе романизации Трансильвании», цитируется по Кёлеру 79-80.
- ^ Перейти обратно: а б Келер, стр.80.
- ^ Брубейкер, Роджерс и др. Националистическая политика и повседневная этническая принадлежность в трансильванском городе , стр.70. 2006, Издательство Принстонского университета , ISBN 0-691-12834-0 .
- ^ Келер, стр.81.
- ^ Хитчинс 1994, стр.351.
- ^ Митраска, Марсель. Молдова: румынская провинция под властью России , с.38-9. 2002, Издательство Алгора, ISBN 1-892941-87-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Обувь, стр.10
- ^ Сабрина П. Рамет, «Церковь и государство в Румынии до и после 1989 года», в Кэри, Генри Ф. Румыния с 1989 года: политика, экономика и общество , стр.277. 2004, Лексингтонские книги , ISBN 0-7391-0592-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Хитчинс 1994, стр.538.
- ^ Артур Лакатос, «Земельная реформа в Румынии, 1945 год. Мотивы и последствия» , в Philobiblon , nr. 2/2014, стр. 467–68.
- ^ Перейти обратно: а б Стоики, с.288.
- ^ Хитчинс 1994, стр.538-9.
- ^ Обувь, стр.21-22.
- ^ В 1997 и 2000 годах, когда у власти находилась антикоммунистическая оппозиция, были приняты законы, увеличивающие лимит реституции до 50 га и разрешающие реституцию до 10 га лесных угодий. Сабатес, стр.18-19.
- ^ Обувь, стр.20-1.
- ^ Обувь, стр. 19-20.
- ^ Вальдес, Альберто. Политика поддержки сельского хозяйства в странах с переходной экономикой , стр. 49. 2000, Публикации Всемирного банка , ISBN 0-8213-4771-3 .
- ^ (на румынском языке) «Agricultura» , Постоянное представительство Румынии в Европейском Союзе.
Ссылки
[ редактировать ]- Хитчинс, Кит
- Румыны, 1774-1866 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 1996. ISBN 0-19-820591-0 .
- Румыния, 1866-1947 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN 0-19-822126-6 .
- Келер, Ян и Цюрхер, Кристоф (ред.). Потенциал беспорядков: объяснение конфликта и стабильности на Кавказе . Манчестер: Издательство Манчестерского университета , 2003, ISBN 0-7190-6241-1 .
- Сабатес, Рэйчел. Кооперация в сельской местности Румынии: взгляд на постсоветское сельское хозяйство . Нью-Йорк: Лексингтон Букс , 2005, ISBN 0-7391-1044-6 .
- (на румынском языке) Стойка, Стэн (координатор). Словарь истории Румынии . Бухарест: Издательство Мерона, 2007. ISBN 973-7839-21-8
- Вердери, Кэтрин . Исчезающий гектар: собственность и ценность в постсоциалистической Трансильвании . 2003, Издательство Корнельского университета , ISBN 0-8014-8869-9 .