Холокост в Болгарии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Холокост в Болгарии — преследование евреев в период с 1941 по 1944 год в Болгарском царстве , а также их депортация и уничтожение в оккупированных Болгарией регионах Югославии и Греции во время Второй мировой войны , организованное союзным с нацистской Германией правительством царя Бориса III. и премьер-министр Богдан Филов . [1] Преследование началось в 1941 году с принятия антиеврейского законодательства и завершилось в марте 1943 года задержанием и депортацией почти всех [2] – 11 343 – евреев, проживающих в оккупированных болгарами регионах Северной Греции , югославской Македонии и Пирота . Они были депортированы болгарскими властями в Вену и в конечном итоге отправлены в лагеря смерти в оккупированной нацистами Польше.
Депортация 48 000 евреев из Болгарии также началась в то же время, но была обнаружена и остановлена после вмешательства группы правительственных членов парламента во главе с Димитаром Пешевым . Последующие публичные протесты и давление со стороны видных деятелей убедили царя отказаться от дальнейших планов депортации. [3] [4] [5] Вместо этого Софии 25 743 еврея [6] [7] были депортированы в деревню с конфискацией имущества. [8] [9] [10] Еврейские мужчины в возрасте от 20 до 46 лет призывались в Лейбористский корпус до сентября 1944 года. [11] [12] [10] [9] События, которые предотвратили депортацию в лагеря смерти около 48 000 человек. [13] Евреи весной 1943 года называют «Спасением болгарских евреев». В результате уровень выживаемости еврейского населения в Болгарии был одним из самых высоких в Европе Оси .
Фон
[ редактировать ]В период между двумя мировыми войнами еврейская община составляла около 0,8% населения Болгарии, достигая примерно 48 000 человек. Более половины из них проживали в столице Софии . Почти 90% из них родились в Болгарии, 92% были болгарскими гражданами, а их общая доля в болгарском бизнесе и торговле составила 5,17%. [14] Болгарская еврейская община имела прекрасные отношения с государством, о чем свидетельствует 1909 год, когда на торжественном открытии впечатляющей новой Софийской синагоги (третьей по величине в Европе) присутствовала болгарская королевская семья. [15]
В 1930-е годы болгарское правительство под личным правлением царя Бориса III становилось все более зависимым от нацистской Германии , стремясь разорвать международную экономическую изоляцию страны и противодействовать Балканскому пакту, подписанному всеми ее соседями. К 1939 году почти 70% торговли Болгарии приходилось на Германию. Когда вновь напористая Германия стряхнула ограничения Версальского договора и вернула себе территории, существовавшие до Первой мировой войны, ее бывший союзник в Первой мировой войне Болгария аналогичным образом стремилась отказаться от Нейи-сюр-Сенского договора и вернуть территории, утраченные в войне Греции , Югославии. и Румыния . Успешное возвращение жизненно важного региона Южной Добруджи у Румынии в сентябре 1940 года после личного вмешательства Гитлера еще больше подтолкнуло Болгарию в немецкий лагерь. Поскольку Германия была готова вторгнуться в Грецию и требовала транзита через Болгарию, страна наконец официально присоединилась к Тройственному пакту в марте 1941 года.
Влияние нацистской Германии все больше отражалось на политической арене. В 1930-х годах был основан ряд профашистских партий, в первую очередь «Легионеры» ; и Ратники , которые попытались создать свою версию Хрустальной ночи в Софии. Эти организации публиковали антиеврейскую пропаганду, распространяли брошюры и копировали нацистские расовые документы. Хотя ни одна из этих организаций не добилась сколько-нибудь значимого национального значения, их тесные связи с немецкими нацистами дали им непропорционально большое влияние. Несколько пронацистских политиков были назначены царем на руководящие должности в 1939 году, чтобы способствовать более тесным отношениям с нацистской Германией. Ключевыми фигурами были министр внутренних дел Петар Габровский и его протеже Александр Белев , оба яростные антисемиты, которые в конечном итоге разработали антисемитские законы страны и контролировали их выполнение.
В течение всего периода с 1934 года до его смерти в августе 1943 года высшая власть принадлежала царю (чье личное правление охарактеризовано современными историками как «мягкая диктатура»). Борис пытался удержать Болгарию от войны ценой, сопротивляясь давлению с требованием отправить войска на восточный фронт, в то же время в целом поддерживая нацистскую Германию.
Антиеврейское законодательство 1940-1942 гг.
[ редактировать ]Начало Второй мировой войны и зависимость Болгарии от нацистской Германии, которая к тому времени доминировала в большей части Европы, усилили давление с целью принятия антиеврейского законодательства. Поддержка Германией воссоединения Южной Добруджи с Болгарией в сентябре 1940 года стала переломным моментом. В течение месяца, 8 октября 1940 года, министр внутренних дел Петар Габровский внес в парламент законопроект о Законе о защите нации ( болгарский : Закон о защите нациита , латинизированный : Закон за защитит на нацията ). Закон был создан по образцу Нюрнбергских законов . [16] который Александр Белев был отправлен в Германию для изучения Габровским.
Закон о защите нации запретил предоставление болгарского гражданства евреям; [3] он запрещал евреям занимать выборные должности или служить на государственной службе; он запрещал им служить в армии и предписывал им пройти национальную службу в Лейбористском корпусе . [3] Был введен ряд мер экономической и социальной маргинализации, таких как ограничения на количество евреев в каждой профессии и в образовании, ограничения по месту жительства и другие.
Законопроект вызвал сильный протест со стороны общественности и большей части интеллектуальной элиты. Небольшая парламентская оппозиция (как коммунисты, так и демократы) во главе с экс-премьером Николой Мушановым и бывшими членами кабинета министров Димо Казасовым , Янко Саказовым и Стояном Костурковым осудила закон. [16] Священный Синод Болгарской Православной Церкви опубликовал открытое письмо протеста, а также 18 самых известных писателей Болгарии. Волна протестов и петиций была направлена правительству профсоюзами, профессиональными организациями, видными гражданами и неравнодушными гражданами. Центральная еврейская консистория Болгарии сделала подробные представления председателю Национального собрания, опровергая антисемитские обвинения со стороны правительства.
С другой стороны, законопроект был одобрен националистическими и крайне правыми группами, такими как «Легионеры» , «Ратники» , «Бранник» нацистской Германии (болгарская версия «Гитлерюгенда» ), а также правоконсервативными организациями, такими как Федерация офицеров запаса, Федерация сержантов и солдат запаса, Ассоциация купцов, Союз студентов, Союз болгарской молодежи и Ассоциация фармацевтов. [16] Его также поддержал ведущий правительственный делегат Димитр Пешев , который позже сыграл решающую роль в спасении болгарских евреев от депортации. [17]
Закон о защите нации был принят и получил королевское одобрение в январе 1941 года. На протяжении 1941 года члены «Бранника» и «Повстанцев» ( Четниц ) совершали беспорядочные акты насилия против евреев. [18]
Последующее законодательство продолжило маргинализацию. Единовременный налог на богатство в размере от 1/5 до ¼ был введен в июле 1941 года на том основании, что евреи угрожали национальной экономике. Евреи, владевшие собственностью, были вынуждены предлагать ее на продажу Государственному земельному фонду, болгарам или болгарским компаниям по ценам, не превышающим 50% рыночной стоимости собственности по состоянию на 1932 год. [3] [15]
Комиссариат по делам евреев был основан в 1942 году после Ванзейской конференции под руководством Александра Белева, который принял дополнительные меры полиции против евреев, такие как обязательное ношение желтых звезд. Это можно интерпретировать как непосредственный предшественник решения о депортации евреев в лагеря смерти.
Депортации с оккупированных территорий
[ редактировать ]В апреле 1941 года немецкие войска вторглись в Грецию и Югославию с территории Болгарии, разгромив обе страны за считанные недели. На встрече на высшем уровне 17 апреля между королем Борисом III , Гитлером и графом Чиано Болгария получила ответственность за управление греческой Восточной Македонией и Западной Фракией , а также югославскими провинциями Вардар Македония и Пирот , территориями, за которые Болгария воевала в Первой мировой войне. и надеялся аннексировать навсегда. Еще одним, возможно, фатальным фактором стал недавно принятый Закон о защите нации , который означал, что евреям в недавно приобретенных регионах будет отказано в болгарском гражданстве. С апреля 1941 г. по сентябрь-октябрь 1944 г. регионы находились под управлением Болгарии. [3]
нацистская Германия наметила то, что она назвала окончательным решением еврейского вопроса В январе 1942 года на Ванзейской конференции , и новый Комиссариат по делам евреев начал готовиться к выполнению части Болгарии в окончательном решении . Белев подписал секретное соглашение с немецким СС гауптштурмфюрером 22 февраля 1943 года о первоначальной депортации 20 000 евреев, начиная с тех , Теодором Даннекером кто проживал в оккупированных регионах Греции и Югославии. [10]
Внешние видео | |
---|---|
Немой фильм о депортации евреев из Кавалы , Серреса и Драмы в оккупированной Болгарией Фракии, март 1943 г. |
Депортация 11 343 евреев (7 122 из Македонии и 4 221 из Фракии) была организована и осуществлена болгарскими властями с в лагере смерти Треблинка в оккупированной нацистами Польше конечным пунктом назначения . Евреев греческой Восточной Македонии и Фракии , югославской Македонии и Пирота начали сгонять 4 марта 1943 года. [7] Их перевезли поездом через транзитные лагеря в Болгарии в Лом на Дунае , затем на лодке в Вену и снова поездом в Треблинку. [7] Железная дорога, по которой шли поезда, перевозившие депортированных евреев из Греции, была построена болгарскими еврейскими подневольными работниками зимой в конце 1942 — начале 1943 года. [19] К 15 марта почти дюжина евреев были убиты в Треблинке. [20] [21]
Попытки депортации из Болгарии и спасение
[ редактировать ]Соглашение Белева-Даннекера предусматривало депортацию 20 000 евреев из «Новых земель». Поскольку там было всего 12 000 евреев, остальные 8 000 должны были быть депортированы из « Старой Болгарии ». общины в Кюстендиле и Пловдиве В первую очередь атаке подверглись , затем - Дупница , Горна Джумая и Пазарджик . 2 марта Совет министров подписал несколько постановлений, утверждающих планы депортации. [22] Евреев из «Старой Болгарии» должны были собрать в местные центры содержания под стражей, перевезти в лагеря для интернированных в Ломе и Сомовите, а оттуда депортировать на лодке в Вену и в оккупированную немцами Польшу . Они должны были быть лишены болгарского гражданства после выезда из страны, и правительство согласилось не требовать их возвращения. Важно отметить, что указ (Приказ 127) никогда не был опубликован в государственной газете и не касался конкретно евреев из «Старой Болгарии» - что позже использовалось в качестве аргумента противниками депортации. [3]
Депортации в «старые земли» должны были начаться 9 марта. [23] Однако новости о них просочились еще 4 марта. Секретарь Белева Лилиана Паница (по иронии судьбы позже заключенная в тюрьму и подвергнутая пыткам коммунистами за то, что была секретарем пресловутого преследователя евреев) сообщила об этом плане своим еврейским друзьям в Софии. Одновременно Яко Барух, чиновник нелегального сионистского центра в Софии, был проинформирован от своего брата в Кюстендиле о приготовлениях . Евреи начали лихорадочно пытаться спастись, обратившись за помощью к влиятельным друзьям. Встреча Баруха со своим другом, министром торговли Захариевым, оказалась решающей, поскольку Захариев сообщил ему о Приказе 127. Вооруженный этим, он встретился 7 марта со своим старым школьным другом из Кюстендила, Национального собрания заместителем председателя Димитаром Пешевым , который начал организовывать протестную группу депутатов. Прибывшая 9 марта делегация из четырех видных граждан Кюстендила (бизнесмен Асен Суичмезов, депутат парламента Петр Михалев, адвокат Иван Момчилов и активист IMRO Владимир Куртев) дала показания о подготовке. В тот день Пешев и еще 10 депутатов встретились с главой МВД Петар Габровский заявил о намерении созвать экстренные дебаты в парламенте, если приказ не будет отменен. Первоначально министр отрицал существование этого плана, но, узнав точный текст приказа, согласился поговорить с премьер-министром. [14] Два часа спустя, на второй встрече, он сообщил им, что депортации будут отменены. [24] [23]
Вторая драматическая акция произошла в Пловдиве той же ночью 9 марта, где около 1500 евреев были задержаны в ожидании депортации поездом. Митрополит Пловдивский Кирилл, получив сообщение, немедленно направил королю телеграмму протеста, а затем связался с начальником полиции, угрожая гражданским неповиновением (по некоторым данным, он заявлял, что в случае необходимости будет лежать поперек железнодорожных путей). [25] ). Затем он пошел в школу, где содержались евреи, перепрыгнул через забор и обратился к задержанным, заверив их, что пойдет, куда бы они ни пошли. [15]
Появляющиеся новости о депортациях были встречены с возмущением. Письма протеста как от оппозиции, так и от правительства были отправлены королю (в частности, Союзу писателей, Союзу юристов и Союзу врачей), и видные граждане лично обратились к королю во дворец. [14] Митрополит Софийский Стефан обратился с личным обращением к королю [25] а Священный Синод направил официальное обращение. 22 марта [13] На короля также было оказано внешнее дипломатическое давление: британский монарх предупредил своего кузена о катастрофических последствиях депортаций для монархии. [13] 17 марта Пешев и еще 42 депутата правительства подали протест премьер-министру Богдану Филову против депортации евреев из Болгарии. [26]
На бурной сессии парламента 24 марта правительство снова одержало победу и получило одобрение этих планов. Ассамблея также проголосовала за санкционирование Пешева за превышение своих полномочий, и он был уволен с должности заместителя председателя. [3] Однако протесты настолько потрясли короля, что на встрече с Гитлером 1 апреля он настоял на том, что он дал разрешение на депортацию только с оккупированных территорий и что евреи из «Старой Болгарии» необходимы для работы. [15]
2 мая 1943 года Белев подготовил второй план, который на этот раз включал всех 48 000 болгарских евреев. Было предложено два варианта: прямая депортация всех евреев на лодке в Вену; или «депортация всех евреев из Софии и других городов королевства». Борис III одобрил второй вариант, и 21 мая 1943 года правительство разрешило Комиссариату по делам евреев переселить евреев, живущих в Софии, в деревни и города болгарской сельской местности. Евреям дали 3 дня на то, чтобы собрать свои вещи и покинуть столицу.
Приказ о переселении вызвал панику и сопротивление среди софийских евреев, поскольку они считали, что это всего лишь прелюдия к депортации за пределы страны. Митрополит Стефан предлагал крестить всех евреев, ищущих защиты церкви; Министерство религий решило, что не будет признавать такие крещения и в любом случае депортирует всех евреев, крещенных в этом году. [7] Стефан пригрозил рассказать об этом всем приходским священникам; в ответ министерство внутренних дел приказало ему закрыть все церкви в Софии. Когда он отказался, МВД потребовало его ареста, но вмешался Белев, чтобы не допустить принятия мер против него. [7]
24 мая в Софии около тысячи евреев организовали акцию протеста, которую поддержали другие болгары, в том числе коммунисты и митрополит Софийский Стефан (который в своей речи осудил преследование евреев правительством). Акция протеста была разогнана полицией; 120 евреев были арестованы и доставлены в концлагерь Сомовит, а другие активисты были разбросаны по всей стране. Позже в тот же день митрополит Стефан выступил в защиту евреев перед премьер-министром Филовым и попытался связаться с Борисом III. [27] Сообщается, что протест глубоко затронул короля и способствовал его решению сопротивляться дальнейшему давлению со стороны Гитлера. [6]
25 мая евреев из крупных городов начали депортировать в сельские поселения по всей Болгарии. Депортация евреев из Софии началась на следующий день, и к 7 июня столицу покинули 19 153 человека. [15] Были организованы специальные поезда, и евреям были назначены определенные отправления, разделив членов семей. Разрешалось иметь максимум 30 кг имущества на человека; [28] остальное они были вынуждены продать по «неправомерно низким» ценам или отказаться от них. [3] Вырученными средствами воспользовались болгарские чиновники и соседи. [3] По всей стране депортированных евреев приютили в домах местных евреев или разместили в пустующих школах. Депортация в Польшу не была ни отменена, ни осуществлена. [15]
Внезапная смерть царя Бориса в августе 1943 года отодвинула на второй план любые депортации. Поскольку правительство было в смятении, Белев был отстранен от должности главы наркомата, что положило конец любым дальнейшим планам.
Принудительный труд
[ редактировать ]В январе 1941 года вступил в силу Закон о защите нации , который требовал от евреев прохождения обязательной трудовой службы вместо военной службы и требовал, чтобы ко всем евреям относились как к опасным подрывникам . [29] Приказом болгарского начальника генерального штаба от 27 января 1941 года все еврейские военнослужащие, офицеры и резервисты были выведены из регулярных вооруженных сил и переведены в Трудовой корпус , первоначально сохранив свои звания и привилегии. Новые призывники были призваны непосредственно в Лейбористский корпус . [30]
По мере развития войны репрессивные меры постепенно усиливались. Еврейские рабочие отряды были переведены из Трудового корпуса во Временную трудовую службу Министерства общественных работ, лишив их воинских званий и привилегий. [31] Обязательная воинская повинность действовала с августа 1941 года: первоначально призывались мужчины в возрасте от 20 до 44 лет, возрастной ценз увеличился до 45 лет в июле 1942 года и до 50 лет спустя. [32] Евреи, находившиеся на принудительных работах, столкнулись с дискриминационной политикой, которая со временем становилась все более строгой; с увеличением стажа работы и уменьшением размера льгот на питание, отдых и выходные дни. [3]
1941
[ редактировать ]Первые лагеря, созданные специально для принудительного труда евреев, были открыты весной 1941 года, а призывники начали свою работу 1 мая. Предполагалось, что развертывание продлится пять месяцев, и большинство из них были освобождены 1 октября, но некоторые были уволены только в ноябре. [29] В 1941 году под общим командованием генерал-майора Антона Стефанова Ганева условия были менее суровыми, чем в последующие три года, из-за инфраструктуры существующей болгарской службы принудительного труда и традиционного использования меньшинств, которым запрещено носить оружие, в качестве инженеров в форме. вспомогательные силы в этнически сегрегированных подразделениях. [29] Турки, помаки и цыгане призывного возраста уже призывались таким образом, и, хотя они были гражданами второго сорта , обязательные работы не были каторжными работами . [29] Рабочие не имели права на военные знаки различия, но им выдавалась форма и военная обувь, а также разрешалось лечение. [29] Кроме того, в 1941 году армия продолжала классифицировать младших офицеров и унтер-офицеров- евреев как «резервистов» и разрешала им носить форму, соответствующую их званию и командованию, по сравнению с евреями других рангов; это закончилось в следующем году. [29] Тем не менее, евреи подвергались дискриминации; верхний возрастной предел трудовой повинности для евреев был намного выше, чем для мусульман, и, в отличие от призывников-мусульман, евреи должны были продолжать службу каждый год, пока они не станут слишком старыми или непригодными. [29] Евреям поручали выполнять тяжелые строительные работы, а практика регулирования заключалась в том, что в дружинах весь обслуживающий персонал – медицинский, канцелярский и связной, а также повара и санитары – были этническими болгарами. Еврейским рабочим продолжали платить, хотя их зарплата была меньше, чем у болгар. [29]
Поскольку в 1941 году Болгария не вела активную войну, подневольных рабочих использовали на инфраструктурных проектах, как это было в 1930-е годы. [29] В августе 1941 года по требованию Адольфа-Хайнца Беккерле – полномочного представителя Германии в Софии – военное министерство передало контроль над всем принудительным трудом евреев в пользу Министерства строительства, дорог и общественных работ. [3] В течение года пропаганда и новости о победах Германии усилили антисемитизм в Болгарии, как против рабочих, так и против их семей, а изгнание или уничтожение евреев открыто пропагандировалось. [18] Тем летом Болгарию посетил генерал-майор Константин Хирль , глава Имперской службы труда ( Reichsarbeitsdienst ). [18] 28 октября 1941 года поступило распоряжение штаба трудового корпуса в Софии, запрещающее еврейским призывникам фотографировать, считающиеся «военными», что было признаком ухудшения положения евреев, а в 1942 году обращение с евреями, находящимися на принудительных работах, стало намного жестче. [18]
1942
[ редактировать ]С 1942 года всем евреям было полностью отказано в военном статусе, будь то офицеры, унтер-офицеры или другие звания. Управление принудительным трудом евреев было передано гражданскому Министерству общественных работ (ОСПБ ) новое «Бюро временного труда» или ОВТП ( Отдел временной трудовой повинности , в рамках которого было создано ), и К новым трудовым батальонам ОВТП были прикреплены отряды принудительного труда евреев, турок, этнических сербов и «безработных» (то есть цыган). [18] Слово «временный» в названии ОВТП предвещало запланированный для них геноцид. [18] 29 января 1942 г. было объявлено о создании новых еврейских батальонов принудительного труда; к концу 1942 года их число было увеличено вдвое до двадцати четырех. Еврейские части были отделены от других этнических групп – три четверти трудовых батальонов были представителями меньшинств: турок, русских и жителей территорий, оккупированных Болгарией – остальные были привлечены от болгарского «безработного». [33]
Военная лексика избегалась: каждый трудовой «батальон» ( дружина ) переименовывался в «отряд » ; «компании» были переименованы в «рабочие группы» ( трудови группы ), каждая разделена на «отделения» ( ядрови ). [19] Подневольным работникам больше не выдавались ботинки или униформа, и им приходилось работать в гражданской одежде и обуви, не подходящей для интенсивного ношения и экстремальных погодных условий на болотах и горных склонах; Кроме того, еврейские рабочие были обязаны носить желтые значки. [19] Тем не менее, военный контроль над трудовыми батальонами продолжался, поскольку «двойная цель правительства — каким-то образом мотивировать евреев к достижению результатов на строительных проектах и одновременно унижать, грабить, избивать и недоедать их — представляла собой дилемму. Чисто гражданскому учреждению не хватало средства ее решения». [18] Структура командования еврейской роты 1941 года считалась слишком снисходительной к дезертирству в семьи призывников в близлежащих городах. [18] С 1942 года болгары заменили евреев в командах еврейских трудовых отрядов; Бывшие офицеры-евреи и унтер-офицеры были разжалованы в ряды. [3] Командовал полковник Никола Галачев, были полковник Иван Иванов и подполковник Тодор Бойчев Атанасов. инспекторами при нем [19]
И Галачев, и Атанасов проявили неприкрытый антисемитизм. [19] 14 июля 1942 года Галачев объявил о новых мерах: выступая против дезертирства и неявки на службу, он приказал создать штрафной отряд для работы всю зиму на новой железнодорожной линии до Сидирокастро ( Демир-Хисар ) в оккупированной Греции. [19] В тот же день было разрешено лишение матрасов и горячей пищи, «хлебно-водная диета» и запрет посетителей. [34] В свиданиях, отпусках, письмах и передачах можно было отказать на три месяца, в то время как теплую еду можно было отказать или выдать пайки хлеба и воды на десять дней подряд, в матрасах - на двадцать дней, а в одеялах - на неопределенный срок. Любое из этих наказаний может применяться одновременно. [19] заключения в гауптвахту в качестве наказания, и эти меры позволяли продолжать работу, пока применялись лишения. Следует избегать [19] Неделю спустя, 22 июля, Галачев снова выступил против евреев в меморандуме, осуждая дезертирство и симуляцию в лазаретах; Затем он запретил евреям посещать поселения рядом с местами их работы под предлогом того, что они смогут общаться через почтовое отделение. [19] 15 сентября Галачев запретил еврейским призывникам встречаться со своими женами и потребовал, чтобы полученные евреями продуктовые посылки распределялись между частями. [19]
Летом 1942 года был введен новый налог, конфисковывающий ликвидные активы большинства евреев, а также обязанность всех евреев носить желтые значки. [35] В августе 1942 года был создан Комиссариат по делам евреев, который начал регистрировать еврейское население болгарской территории, включая оккупированные земли, в рамках подготовки к их депортации в руки нацистов, организованной с февраля комиссаром Белевым. [35] Однако ОВТП не был проинформирован о планах Наркомата и продолжал планировать графики строительства исходя из предположения, что его еврейская рабочая сила будет доступна для работы в сезоне 1943 года. [35]
1943
[ редактировать ]4 февраля 1943 года Белев рекомендовал Совету министров принять «срочные меры», чтобы гарантировать, что еврейские мужчины, работающие на принудительных работах, не сбегут. [36] Его комиссариат по делам евреев планировал уничтожить евреев Болгарии до конца года. [36] В 1943 году почти все евреи Болгарии были заключены в тюрьмы, лагеря и гетто. [35] По мере развития войны и начала облав на евреев в 1943 году евреи предпринимали все больше попыток сбежать, а наказания становились все более суровыми. [37] [38] Галачева сменил командующий корпусом принудительного труда полковник Цветан Мумджиев. При нем находились его инспекторы подполковник Чолаков и подполковник Рогозаров. Мумджиев командовал военными чернорабочими в 1940 году, во время захвата Южной Добруджи, а в 1941 году Рогазаров был командиром 1-го еврейского трудового батальона и был известен своей гуманностью по отношению к призывникам. [35] В конце марта 1943 года некоторые еврейские рабочие, бывшие врачами или фармацевтами, были откомандированы в военные округа, чтобы предотвратить нехватку медицинских навыков. [36]
Положенный для призывников рабочий сезон начался раньше, чем раньше, а некоторых подневольных работников призвали до конца января. [35] Однако евреи призывного возраста в оккупированной Македонии не были призваны и оставались дома, в то время как другие разъезжались по своим местам работы. [36] Мумджиев в феврале стремился искоренить широко распространенную практику вымогательства взяток у заключенных за предоставление отпуска на родину. Расхождение в политике между ОВПТ и Наркоматом по делам евреев усилилось весной; Мумджиев в соответствии со стандартными армейскими процедурами предоставил отпуск по состраданию многим еврейским подневольным работникам на том основании, что надвигающееся изгнание их семей из Болгарии представляет собой чрезвычайную семейную ситуацию. [39] Многие также дезертировали без разрешения, чтобы увидеть свои семьи, но даже дезертиры оставались под юрисдикцией ОВП – в отличие от всех остальных евреев Болгарии, Комиссариат по делам евреев не контролировал подневольных работников ОВП (или тех, кто находился в тюрьме и находился в непосредственном подчинении МВД). контроль), и, таким образом, они были почти невосприимчивы к депортациям, организованным Белевым. [39] В оккупированной Фракии греческие евреи мужского пола были призваны в армию в 1943 году, но их семьи были депортированы в Болгарию, а оттуда в Треблинку. Когда евреи его родного города Пловдива попросили вмешаться в защиту этих бездомных евреев, Мумджиев в конце рабочего сезона вместо сезонных отпусков выдал документы на бессрочный отпуск, и таким образом «несколько десятков» евреев были защищены от Компетенция Еврейского комиссариата. [40]
Ожидалось, что евреи, вынужденные работать на новой железной дороге между Крупником и Сидирокастро , продолжат работу до 15 декабря, хотя в этом случае Мумджиев в октябре распорядился разрешить плохо оснащенным евреям прекратить работу 15 ноября. [36] Других, работавших в Ловече, уволили только в начале декабря. [36] Неизвестно, когда и были ли переданы в ОВПП указания Белева об усилении безопасности в лагерях, но, судя по всему, они не были выполнены. [36] Еврейские подневольные работники дезертировали гораздо чаще, чем представители других национальностей, поскольку большинство их семей были выселены из своих домов и теперь были вынуждены жить в транзитных лагерях и временных гетто в ожидании депортации из Болгарии; Еврейские мужчины часто возвращались с деньгами, которые им давали семьи, опасаясь неминуемой депортации. [36] Хотя к 1944 году реальная опасность депортации миновала, евреи об этом не знали, которые продолжали опасаться неминуемой депортации. [40] Зимой 1943–1944 годов еврейские рабочие были освобождены от работы во временных пересыльных лагерях и гетто, созданных Комиссариатом по делам евреев, а не в свои дома, из которых большая часть их семей была выселена ранее в 1943 году. [40]
1944
[ редактировать ]Война теперь велась против Германии, и растущие успехи партизан на болгарской территории усилили трения между евреями и их болгарскими надзирателями. [40] Попытки Мумджиева облегчить условия в исправительно-трудовых лагерях выполнялись неравномерно, а отношение отдельных начальников лагерей к евреям приводило к разным уровням злоупотреблений. [40] Подневольных рабочих снова отправили в трудовые лагеря, в основном на строительство автомагистралей и дорог. К осени приближение Красной Армии стало катализатором массового дезертирства из трудовых лагерей: к 5 сентября одно еврейское подразделение потеряло 20% своих рабочих, а к 9 сентября осталось менее 20%, и фельдфебель командующий подал апелляцию в тщетно для полиции Пловдива арестовывать дезертиров. [40] Постепенно еврейские подневольные рабочие вернулись в свои прежние родные города вместе с жителями гетто. [40] Генерал, командующий принудительным трудом, Полковник Цветан Мумджиев был обвиняемым по делу VII коллегии Народного суда о Холокосте, но ходатайства рабочих в его пользу привели к его оправданию. [40]
Служба труда
[ редактировать ]В этом разделе могут быть представлены маргинальные теории , не придавая должного значения основной точке зрения и не объясняя реакцию на маргинальные теории. ( Март 2020 г. ) |
Закон о защите нации создает прецеденты и противоречит другим болгарским законам, включая Закон о вооруженных силах. Многие евреи, призванные в армию, должны быть освобождены от службы. [41] Они возвращаются в свои дома и свободно занимаются своей мирной деятельностью. Управление гражданской мобилизации в своем отчете рекомендует евреев, которых пришлось завербовать в армию, перенаправить в государственную рабочую силу – специальную отрасль, созданную в 1920 году, военизированную в 1940 году и существовавшую до 2000 года. [42] Вскоре после этого сообщения был издан специальный указ, регулирующий службу евреев в армии, который предусматривал, что они будут призываться на службу в соответствии с Законом о вооруженных силах. Их набирали в роты , в которых наряду с солдатами могли служить сержанты и офицеры еврейского происхождения. Их набирают для прохождения обычной трудовой службы, а те, кто призван на обучение, имеют все обязанности и права, изложенные в Дисциплинарном трудовом кодексе 1936 года. [43] С этой целью начальник трудовой части генерал-майор Антон Ганев издает приказ, определяющий структуру и состав призываемых на обучение и службу, а также мобилизованных чинов. В дополнительном приказе от 18 апреля 1941 г. генерал Ганев указывает, что отношения с евреями должны основываться на строго установленных правовых нормах. Учитывая, что большинство завербованных евреев не привлекались к физическому труду, от них требовалось выполнить не менее 50% нормы в первую неделю, 66% во вторую, 75% в третью и с третьей работать в соответствии с установленными стандартами. [44] Еврейские рабочие имеют все обязанности и пользуются всеми правами, которыми обладают болгарские рабочие. Приказом от 14 июля 1941 г. генерал Ганев определяет их зарплату, а другим приказом сержантам и офицерам еврейского происхождения предоставляется 15-дневный отпуск на родину в августе и сентябре 1941 г.
29 января 1942 года министр обороны Болгарии издает новый указ о службе граждан еврейского происхождения, согласно которому их военная служба в Трудовых силах заменяется трудовой службой в Министерстве общественных зданий, дорог и общественных работ. [45] Он сохранил механизм привлечения болгарских евреев для защиты их от эскалации их преследований путем участия в системе рабочей силы, что придало дополнительную гибкость всей системе парирования внешнего давления по еврейскому вопросу. [46] Евреи, признанные негодными к работе, были освобождены от службы. Осенью и зимой группы были освобождены, и трудовые солдаты вернулись в свои дома, чтобы следующей весной выйти на работу. [45]
В своем дневнике премьер-министр Богдан Филов после встречи с царем Борисом 13 апреля 1943 года отмечал: «Мы тогда говорили о еврейском вопросе. Царь считает, что нам следует брать трудоспособных в рабочие группы и таким образом избегать отправки Евреи со старых границ в Польшу . [47] В своем секретном письме советнику дипломатической миссии Эберхарду фон Таддену полицейский атташе Адольф Гофман в посольстве Германии в Софии 17 мая 1943 года писал: «Болгарское правительство слишком открыто использует рабочую силу евреев исключительно как предлог против наших желаемых депортация евреев, цель которой — избежать ее». [46]
Гетто
[ редактировать ]В период с начала 1943 по конец 1944 года почти все выжившие евреи Болгарии были принудительно заключены в гетто и пересыльные лагеря, а также в трудовые лагеря и тюрьмы. [35] После того, как протесты Димитара Пешева и сидячая забастовка в офисе Петра Габровского привели к отсрочке планов по уничтожению оставшихся 8000 евреев, участвовавших в соглашении Белева-Даннекера, комиссар по делам евреев Александр Белев разработал новые планы депортаций. всех евреев должно быть завершено к сентябрю 1943 года. [48] София, где проживает половина еврейского населения, представляла собой самую большую логистическую проблему, и Белев организовал обследование пустующих школ и еврейских домов по всей провинции, чтобы определить, где депортированные из Софии могут быть насильно расквартированы в домах местных евреев для формирования временных транзитные гетто перед их окончательным изгнанием из Болгарии; пространственной адекватности не уделялось никакого внимания. [48] В дополнение к существующим пересыльным лагерям в Горной Джумой ( Благоевграде ) и Дупнице, еще один был запланирован в существующем лагере для интернированных в Сомивите, дунайском порту, откуда, как и в Ломе, евреев будут сажать на лодки для перевозки жертв вверх по реке из Болгария. Белев зафрахтовал для путешествия евреев шесть пароходов, и они ждали в дунайских портах. Семьи должны были быть депортированы вместе, но без мужчин трудоспособного возраста, которых отправили в исправительно-трудовые лагеря. [48]
Первыми были выселения из Софии и Казанлыка , где депортированные евреи были распределены во временные гетто, как и планировалось. Их имущество было конфисковано, имущество инвентаризировано и продано на аукционе Комиссариатом по делам евреев. [48] Евреи Софии были изгнаны 24 мая 1943 года и депортированы в Берковицу , Бургас , Бялу Слатину , Дупницу, Фердинанда , Горну Джумую , Хасково , Карнобат , Кюстендил , Луковит , Плевен , Разград , Русе , Самоков , Шумен , Троян , Варну , Видин . и Враца . [49] Некоторых также отправили в Старую Загору , но вскоре после этого снова выслали и рассеяли в других местах по приказу болгарской армии, которая располагала там базой и возражала против присутствия евреев в городе. [49] Поселения евреев в домах местных евреев действовали как так называемые открытые гетто , внутри которых евреи содержались под особыми ограничениями на передвижение, а также общим и карательным комендантским часом. Евреям запрещалось пользоваться общественными удобствами, им разрешалось выходить на улицу лишь на несколько часов в день, они вообще не могли покидать назначенные им города и им запрещалось заниматься какой-либо торговлей. Евреям было запрещено жить вместе с неевреями, «еврейские жилища» ( Evreisko gilishte ) должны были быть отмечены как таковые, а евреи должны были отмечать себя желтыми значками. [49] Жесткий комендантский час был предназначен для того, чтобы заставить евреев сконцентрироваться и облегчить их массовое выселение в кратчайшие сроки, но поскольку геттоизация была задумана как временная, Комиссариат по делам евреев не формулировал постоянные ограничения в гетто централизованно; вместо этого именно местный «делегат» комиссариата, муниципальные власти и полиция несли ответственность за различную политику в отношении гетто, проводимую в каждом городе. [49] Согласно Энциклопедии лагерей и гетто , отсрочка весенних депортаций оставила еврейское население «в подвешенном состоянии — пониженное до статуса неприкасаемой подкасты , лишенное гроша, искорененное и удаленное из политического тела , но не изгнанное за пределы страны». [39]
Власть комиссариата Белева не распространялась на неевреев, и, как следствие, он не мог полностью разделить еврейское и нееврейское население путем выселения неевреев из районов, считавшихся гетто, что вызвало бы сопротивление, поскольку евреи были неизменно расквартировываются в старых и более этнически смешанных районах, обычно в кварталах с низкосортными многоквартирными домами. [49] Полномочия Наркомата также не позволяли ему строить физические барьеры между евреями и неевреями для создания закрытых гетто. [49] Слово «гетто» (болгарский: гето , латинизированное: гето ) официально не использовалось; эвфемизм « Еврейский квартал » ( еврейский квартал ). Вместо него применялся [50]
Прием и наследие
[ редактировать ]Первый в мире судебный процесс по Холокосту состоялся в Болгарии в начале 1945 года. Ранее во время судебных процессов над военными преступниками и другими лицами были наказаны, но «поспешно созванная» VII коллегия Народного суда судила 64 болгарских чиновника за преступления, совершенные при исполнении проосевых болгарских правил. политика правительства против евреев как часть окончательного решения. [51] Суд был создан по инициативе еврейского комитета Отечественного фронта. В отличие от более поздних Нюрнбергских процессов , и несмотря на радикальные изменения в правительстве, возглавляемом коммунистами, решения суда были основаны на ранее существовавшем болгарском уголовном кодексе. Хотя это легитимизировало новое государство, оно затрудняло судебное преследование за соучастие в массовых убийствах, поскольку режим создал правовую основу, в рамках которой преступления были законными, например, Закон о защите нации 1940 года и декрет-закон 1942 года. . Вместо этого судебное преследование в основном касалось «случайных должностных преступлений», и добиться осуждения было трудно. [52] Теперь, сражаясь вместе с Советами против нацистов, болгарская армия пыталась оградить от ответственности офицеров, которые злоупотребляли еврейскими подневольными работниками, а адвокаты, занимавшиеся ликвидацией активов евреев, в основном избегали санкций. [53] Большинство обвиняемых были оправданы или получили мягкие наказания, а большинству правонарушителей так и не были предъявлены обвинения. [53] Было вынесено два смертных приговора, в том числе один Александру Белеву, но он уже умер в 1944 году и судился заочно . [53] Вскоре после этого протоколы заседания VII коллегии Народного суда были запрещены, включая «многочисленные показания», и засекречены и неопубликованы в эксклюзивных архивах коммунистической Народной Республики Болгарии Министерства внутренних дел . До конца « холодной войны » их редко цитировали. [53]
Послевоенная Народная Республика, в соответствии с коммунистическими принципами, сравнила выживание большей части еврейского населения Болгарии во время войны со спасением евреев из оккупированной нацистами Дании в 1943 году. Контролируемая государством историография объясняла выживание принципиальными и праведными народными действиями. болгарским народом, вдохновленным тогдашней объявленной вне закона Болгарской коммунистической партией в 1943 году. Судьба евреев Македонии и Фракии была «просто проигнорирована», что означает, что «повествование ставит Болгарию рядом с Данией как нацию спасателей, даже превосходящую эту Скандинавская страна по проценту спасенных евреев». [53] Одной из работ, позволяющих провести сравнение, была книга Хаима Оливера « Мы были спасены: как евреи в Болгарии были спасены от лагерей смерти» , опубликованная на болгарском и английском языках в 1967 году. Большинство выживших евреев Болгарии эмигрировали вскоре после войны, присоединившись к глобальной алие . Некоторые евреи, оставшиеся в стране, были убежденными коммунистами, которые помогали распространять историю «спасения» через различные средства массовой информации, включая статьи в ежегодном выпуске « Годишник» контролируемой государством софийской еврейской организации и в небольшом музее в Софии. [53] Характерной была публикация Болгарской академии наук в 1978 году – она называлась: « Борьба болгарского народа за защиту и спасение евреев в Болгарии во время Второй мировой войны» . [53]
После падения коммунизма в Болгарии в ноябре 1989 года судьба болгарских евреев оставалась «краеугольным камнем национальной гордости» и «неопровержимым историографическим априори ». [53] Историографические дебаты сосредоточились на том, кому следует приписать ответственность за «спасение» в начале 1943 года. Царь, церковь и законодатели во главе с Димитаром Пешевым - все присоединились к коммунистам среди тех, на кого возлагалась ответственность. [53]
В ответ на точку зрения, официально пропагандируемую коммунистическим болгарским государством, возникла особая точка зрения, согласно которой царь Борис не был антисемитом или убежденным сторонником нацизма, и ему следует приписать выживание евреев. [54] Биньямин Ардити , израильский политик болгарского еврейского происхождения и некоторое время председатель довоенной Сионистской организации Болгарии в Софии, опубликовал в 1952 году «Роль короля Бориса в изгнании болгарского еврейства». Мнение о том, что Борис приказал депортировать евреев, было повторено. в первом крупном академическом отчете о событиях за пределами Болгарии, «Болгарские евреи и окончательное решение» книге Фредерика Б. Чари 1972 года . [54] И книга болгарского писателя Стефана Груева 1987 года «Терновый венец: Царствование болгарского короля Бориса III» , и книга израильского политика Михаэля Бар-Зохара 1998 года «За пределами хватки Гитлера: героическое спасение болгарских евреев» также придерживались этой точки зрения. Перспектива в пользу царя была также полезна его сыну и кратковременному наследнику царя Симеона II Саксен-Кобург-Готского . Во время его пребывания на посту премьер-министра Болгарии под именем Симеон Сакскобургготск в резолюции Конгресса США 2003 года была отмечена честь спасения Болгарией евреев. [54]
Напротив, в Израиле в 2000 году разгорелся спор по поводу памятника царю Борису в Яд Вашем в Иерусалиме . Специально созванная коллегия юристов пришла к выводу, что существуют исторические свидетельства того, что Борис лично одобрил депортацию своих еврейских подданных; памятник во имя царя был снят. [55]
В 2008 году президент Болгарии Георгий Пырванов во время визита в Израиль заявил, что Болгария взяла на себя ответственность за геноцид евреев, депортированных из-под ее юрисдикции. Он сказал: «Когда мы выражаем оправданную гордость за то, что мы сделали для спасения евреев, мы не забываем, что в то же время в Болгарии действовал антисемитский режим, и мы не уклоняемся от своей ответственности за судьбу более 11 000 евреев». Евреи, депортированные из Фракии и Македонии в лагеря смерти». [56]
Роль Димитара Пешева, признанного Яд Вашем Праведником народов мира , была подчеркнута итальянским журналистом болгарского еврейского происхождения Габриэле Ниссимом в его книге 1998 года «L'uomo che Fermò Гитлер» ( «Человек, который остановил Гитлера »). Его петиция от 17 марта 1943 года была вдохновлена еврейскими жителями его избирательного округа, которые в конечном итоге не были истреблены в те же сроки, что и евреи за пределами Болгарии 1940 года, как планировалось, но, тем не менее, были депортированы из Кюстендила в гетто в сельской местности. [17] Цветан Тодоров подчеркнул роль Пешева в 1999 году, используя отрывки из послевоенного дневника Пешева в книге La fragilité du bien: le sauvetage des juifs bulgares ( «Хрупкость добра: спасение болгарских евреев» ). После вынесения в 2000 году в Израиле решения о виновности Бориса III в массовом убийстве македонских и фракийских евреев, в 2001 году был выпущен английский перевод книги Тодорова с измененной формулировкой подзаголовка на « Почему евреи Болгарии пережили Холокост» . [17]
Также в 1999 году в болгарском переводе появилась работа Ниссима «L'uomo che Fermò Гитлер» , опубликованная при содействии Национального собрания Болгарии. Впоследствии официальные поминки Пешева усилились. Затем последовали статуи, почтовые марки и другие награды. [17] , родном городе Пешева, был открыт Дом-музей Димитара Пешева В 2002 году в Кюстендиле , чтобы увековечить память о его жизни и действиях по предотвращению депортации болгарских евреев во время Холокоста. [57] [58] В 2013 году перекресток улиц возле посольства Болгарии в Вашингтоне был назван Димитар Пешев Плаза . [59] Против этого шага выступил Мемориальный музей Холокоста США ; Антисемитский Закон о защите нации был поддержан Пешевым зимой 1940-1941 гг. [17]
В 2002 году синод Болгарской православной церкви опубликовал протоколы (позже переведенные на английский язык и озаглавленные « Сила гражданского общества во время геноцида: материалы Священного синода Болгарской православной церкви о спасении евреев в Болгарии», 1940 г.). -1944 ), подчеркивая роль, которую его члены сыграли в выживании болгарских евреев, - перспектива, менее политически чреватая, чем восхваление царя. [55] Сторонники выступают за присуждение Церкви корпоративной Нобелевской премии мира , несмотря на недостаток доказательств того, что заявления Церкви и проклятия митрополитов Софии и Пловдива были услышаны или что-то иное, кроме как отвергнуты Борисом. [55]
10 марта 2016 года – 73-я годовщина спасения – в Болгарии отметили День памяти жертв Холокоста . [60]
Памятник благодарности за спасение болгарских евреев от Холокоста был открыт в присутствии посла Израиля и других высокопоставленных лиц в Бургасе , Болгария, через 75 лет после спасения болгарских евреев и депортации евреев из районов северной Греции и Югославия под управлением Болгарии. [61]
Некоторые историки приветствовали спасение болгарских евреев. [ кем? ] включая как болгар, так и евреев, как выдающийся акт героического неповиновения, в то время как некоторые другие историки [ ВОЗ? ] описывают это как эпизод «одиннадцатого часа» циничного оппортунизма, который произошел из-за стремления к благосклонному обращению, если и когда нацисты проиграют войну, отмечая гораздо менее радужную судьбу евреев в Македонии и Фракии, в то время как третьи занимают среднюю позицию . [62]
В популярных СМИ
[ редактировать ]В 2012 году македонско-чешско-сербский фильм «Третья половина » о македонском футболе во время Второй мировой войны и депортации евреев из югославской Македонии, представленный через реальную историю Неты Коэн, пережившей Холокост, был включен в шорт-лист фильма страны. заявка на премию «Оскар» за лучший иностранный язык на 85-й церемонии вручения премии Оскар , но не вошла в окончательную номинацию. [63]
Библиография
[ редактировать ]- Бар Зоар, Майкл (1998). За пределами хватки Гитлера. Героическое спасение евреев Болгарии . Холбрук: Адамс Медиа Корпорейшн.
- Бояджиев, Христо (1989). Спасение болгарских евреев . Оттава: Свободный болгарский центр.
- Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822932512 .
- Коэн, Дэвид (1995). Выживание [ Выживание ]. София: Шалом.
- Иоаннид, Раду (2010) «Оккупированные и сателлитные государства». П. Хейс и Дж. К. Рот (ред.) Оксфордский справочник по изучению Холокоста . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Ниссим, Габриэле (1998). Человек, который остановил Гитлера . Милан: Мондадори.
- Оливер, Хаим (1978). Мы были спасены: как евреев в Болгарии уберегли от лагерей смерти . София: София Пресс.
- Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра. Почему евреи Болгарии пережили Холокост . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- «Болгария», Мемориальный музей Холокоста США, Энциклопедия Холокоста, https://encyclepedia.ushmm.org/content/en/article/bulgaria
- Сила гражданского общества: Труды Священного Синода Болгарской Православной Церкви о спасении евреев в Болгарии (1940-1944) , София, 2005, Центр еврейских исследований Софийского университета, Издательство Софийского университета Св. Климент Охридский , ISBN 954-07-2122-9
- Уютно, Джеки; Аладжем Блумфилд, Марта (2021). Украденный рассказ о болгарских евреях и Холокосте . Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. п. 456. ИСБН 978-1-7936-3291-3 .
Коэн, Леа: Ты веришь. Восемь взглядов на Холокост на Балканах (2012 г.), Спасение, преследования и Холокост в Королевстве Болгария (2023 г.)
См. также
[ редактировать ]- История евреев в Болгарии
- Спасение датских евреев
- Холокост
- История евреев
- Военные преступления нацистов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брустайн, Уильям И.; Брустайн, профессор Уильям (13 октября 2003 г.). Корни ненависти: антисемитизм в Европе до Холокоста . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-0-521-77478-9 .
- ^ Monastir During the Holocaust article from Yad Vashem
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ «Информационный бюллетень исторической информации о Холокосте» . www.worldjewishcongress.org . Шалом . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ «Спасение болгарского еврейства» . аишком . 23 октября 2011 года . Проверено 22 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Спасла ли Болгария всех своих евреев? статья Ангела Вагенштейна (на болгарском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Кроу, Дэвид М. (4 мая 2018 г.). Холокост: корни, история и последствия . Рутледж. ISBN 978-0-429-96498-5 .
- ^ Сейдж, Стивен С. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р. (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Издательство Университета Индианы. стр. 7, 10, 12. ISBN. 978-0-253-02386-5 .
- ^ Jump up to: а б «Болгария» . Мемориального музея Холокоста США Энциклопедия . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822976011 . OCLC 878136358 .
- ^ Лакёр, Уолтер; Баумель, Джудит Тайдор (2001). Энциклопедия Холокоста . Издательство Йельского университета. стр. 98–104. ISBN 978-0-300-13811-5 .
- ^ Иоаннид, Раду (25 ноября 2010 г.). Оккупированные и сателлитные государства . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199211869.003.0022 .
- ^ Jump up to: а б с София: Двуличное гражданское общество Болгарии и Холокост: международные перспективы сопротивления и спасения
- ^ Jump up to: а б с Игнатов, Марио (8 апреля 2011 г.). «Болгарские евреи во время Второй мировой войны: миф и реальность» . Документ ежегодного собрания Западной ассоциации политических наук SSRN, 2011 г. ССНН 1767111 . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж доц. Проф. Румяна Димитрова Маринова-Кристиди, к.т.н. - Софийский университет им. Св. Климента Охридского - «Судьба болгарских евреев во время Холокоста – угроза, спасение, алия»
- ^ Jump up to: а б с «Спасение болгарских евреев во Второй мировой войне», Россен Василев . Ньюпол.орг. 2010. Интернет . 13 января 2010 г. Получено 6 марта.
- ^ Jump up to: а б с д и Сейдж, Стивен Ф. (4 мая 2017 г.). «Холокост в Болгарии: спасение истории от «спасения» » . Дапим: Исследования Холокоста . 31 (2): 143. дои : 10.1080/23256249.2017.1346743 . ISSN 2325-6249 . S2CID 193005803 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 5. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 6. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ « Судьба болгарских евреев», стр. 18 Уэбба, Криса и Бориса Скопиета» . Holocaustresearchproject.org. «Немецкая оккупация Европы» СЕРДЦЕ, 2008 г. Проверено 29 июня 2015 г.
- ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра. Почему евреи Болгарии пережили Холокост . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 9.
- ^ Сила гражданского общества: Труды Священного Синода Болгарской Православной Церкви о спасении евреев в Болгарии (1940-1944) , София, 2005, Центр еврейских исследований Софийского университета, Издательство Софийского университета Св. Климента Охридский, ISBN 954-07-2122-9 , с. 117
- ^ Jump up to: а б Желязков, Динчо (24 октября 2013 г.). Шалом (на болгарском языке). Проектория. п. 22. ISBN 978-619-156-077-6 .
- ^ Ивайло Шалафов, Софийский университет - «Спасение болгарских евреев (9-10 марта 1943 г.)» (болгарский)
- ^ Jump up to: а б Яд Вашем «Два болгарских священнослужителя удостоены звания «Праведник народов мира»»
- ^ ЦДА, фонд 1335К, офис 1, ае 126, л. 1-3
- ^ Сила гражданского общества: Труды Священного Синода Болгарской Православной Церкви о спасении евреев в Болгарии (1940-1944) , София, 2005, Центр еврейских исследований Софийского университета, Издательство Софийского университета Св. Климента Охридский, ISBN 954-07-2122-9 , с. 119
- ^ Постановление № 70 , Совет Министров, протокол 74, 21 мая 1943 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 4. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Недялков, Димитар Илиев. «Болгарская армия – государственный «инструмент» спасения болгарских евреев» . fakel.bg . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ «12 временная трудовая служба» . ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Хоппе, Йенс (2007). «Евреи как враги Болгарии? О политике в отношении болгарских евреев в межвоенный период». В Дальманне, Диттмар; Хилбреннер, Анке (ред.). Между большими ожиданиями и грубым пробуждением: евреи, политика и антисемитизм в Восточной и Юго-Восточной Европе 1918-1945 гг . Падерборн: Шёнинг. стр. 217–252. ISBN 978-3-506-75746-3 . , цитируется в Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Проверено 8 марта 2020 г.
- ↑ Даржавен Военно-исторический архив [Государственный военно-исторический архив] ДВИА, Ф 2000, о 1, ае 57, л.57–74., цит. Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Проверено 8 марта 2020 г.
- ↑ Постановление № 125 , Совет Министров, протокол 94, 14 июля 1942 г., цит. Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 8. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ↑ Протоколы 7-й палаты Народного суда, март 1945 г. - CDA, F 1449, o 1, ae 181., цит. Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Троева, Евгения (2012). «Принудительный труд во время Второй мировой войны памяти болгарских евреев». В Лулеве, Ана; Троева, Евгения; Петров, Петар (ред.). Принудительный труд в Болгарии (1941-1962): мемориалы свидетелям [Принудительный труд в Балгарии (1941-1962). Вспомните свидетелей] [Принудительный труд в Болгарии (1941-1962). Воспоминания очевидцев] . София: Академическое издательство «Проф. Марин Дринов» [Академическое издательство «Марин Дринов»]. стр. 39–54. ISBN 9789543224876 . , цитируется в Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 10. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 12. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Димова, Веселка; Вачева, Диана; Русева, Марианка (2008). Еврейские рабочие группы (PDF) . София: Государственное агентство «Архив». п. 11.
Начальник Генерального штаба Болгарской армии – Приказ 656/24.01.1941 «Отмена мобилизационного задания еврейских потомков и замена их болгарами».
- ^ Димова, Веселка; Вачева, Диана; Русева, Марианка (2008). Еврейские рабочие группы (PDF) . София: Государственное агентство «Архив». п. 11.
София, 5 марта 1941 г.: Отчет № 3633 директора гражданской мобилизации Совету министров с предложением о включении евреев, подлежащих мобилизации, в рабочие группы в рамках «Рабочей силы».
- ^ Министерство общественных зданий, дорог и общественных работ Болгарии, Департамент временной занятости, № 2446, 27 марта 1942 г., София, Приказ 16, пункт 13.
- ^ Министерство общественных зданий, дорог и общественных работ Болгарии, Департамент временной занятости, № 2446, 27 марта 1942 г., София, Приказ 16, пункт 11.
- ^ Jump up to: а б Димова, Веселка; Вачева, Диана; Русева, Марианка (2008). Еврейские рабочие группы (PDF) . София: Государственное агентство «Архив». п. 8.
- ^ Jump up to: а б Профессор, полковник Димитар Недялков, доктор технических наук. - Как рабочая сила спасла болгарских евреев
- ^ Филов, Богдан (1990). Дневник . София: Издательство Димитр Благоев. п. 568.
- ^ Jump up to: а б с д Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 8–10. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 10–12. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Сейдж, Стивен Ф. (2018). "Болгария". В Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том III: Лагеря и гетто при европейских режимах, связанных с нацистской Германией . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 34–36. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Сейдж, Стивен Ф. (4 мая 2017 г.). «Холокост в Болгарии: спасение истории от «спасения» » . Дапим: Исследования Холокоста . 31 (2): 139–140. дои : 10.1080/23256249.2017.1346743 . ISSN 2325-6249 . S2CID 193005803 .
- ^ Сейдж, Стивен Ф. (4 мая 2017 г.). «Холокост в Болгарии: спасение истории от «спасения» » . Дапим: Исследования Холокоста . 31 (2): 140–141. дои : 10.1080/23256249.2017.1346743 . ISSN 2325-6249 . S2CID 193005803 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сейдж, Стивен Ф. (4 мая 2017 г.). «Холокост в Болгарии: спасение истории от «спасения» » . Дапим: Исследования Холокоста . 31 (2): 141. дои : 10.1080/23256249.2017.1346743 . ISSN 2325-6249 . S2CID 193005803 .
- ^ Jump up to: а б с Сейдж, Стивен Ф. (4 мая 2017 г.). «Холокост в Болгарии: спасение истории от «спасения» » . Дапим: Исследования Холокоста . 31 (2): 141–142. дои : 10.1080/23256249.2017.1346743 . ISSN 2325-6249 . S2CID 193005803 .
- ^ Jump up to: а б с Сейдж, Стивен Ф. (4 мая 2017 г.). «Холокост в Болгарии: спасение истории от «спасения» » . Дапим: Исследования Холокоста . 31 (2): 142. дои : 10.1080/23256249.2017.1346743 . ISSN 2325-6249 . S2CID 193005803 .
- ^ Мелман, Йосси (28 марта 2008 г.). «Болгария принимает на себя вину за гибель 11 000 евреев в результате Шоа» . Гаарец . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ «Музей Димитара Пешева» . Информационный портал европейских памятных мест . Берлин, Германия: Мемориальный фонд убитых евреев Европы . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Дом-музей «Димитр Пешев» » . Областной исторический музей . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Такер, Эрик. «Перекресток ДК переименован в честь болгарина, спасшего евреев» . www.timesofisrael.com .
- ^ Эра, Иван Диков · в Модерне; История, Прочее (10 марта 2016 г.). «Болгария празднует 73-ю годовщину со дня спасения болгарских евреев из нацистских лагерей смерти от Холокоста» .
- ^ «Памятник благодарности за спасение болгарских евреев в 1943 году открыт в Бургасе» . Софийский глобус . 12 апреля 2018 года . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Миша Гленни. Балканы: национализм, война и великие державы: 1804-1999 гг . Страница 506.
- ^ « Третий полумакедонский кандидат на Оскар» . Утринский весник (на македонском языке). Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 3 мая 2020 г.