Карпатская курганная культура
Культура Карпатских курганов (или «Карпатская курганная культура») — это название археологической культуры , которая развивалась в некоторых частях Карпатских гор между концом 2-го и концом 4-го века нашей эры. Она была менее обширной, чем территория, занимаемая липицкой культурой , охватывающая сегодняшнее Покутье , Марамуреш , Буковину и, в меньшей степени, Северо-Западную Молдову .
Приход восточногерманских племен в Верхнее Поднестровье вынудил костобоков отойти или переселиться в Карпаты в конце II - начале III веков нашей эры, где часть из них уже проживала. Другие группы мигрировали в ареал карпов (Молдавия) или остались жить вместе с пришлыми народами пшеворской культуры .
Большинство материальных свидетельств этой культуры позволяют предположить, что это была дакийская культура . Гробница-тумули исчезла из римской Дакии с приходом имперской администрации, но продолжала существовать на непокоренном севере Дакии, что является признаком того, что местное население сохранило свои исконные традиции. Линия разграничения достаточно четкая, поскольку у соседних пшеворских народов не было курганных могил. Как и в липитской культуре, умерших кремировали, а их прах помещали в урны, которые хоронили в курганах. Отличие от карпатской курганной культуры состоит в том, что здесь уже не встречаются плоские гробницы, а только (или почти только) курганные гробницы.
После того, как римский император Феодосий I победил соседний народ Карпи в 381 году нашей эры, люди культуры Карпатских курганов потеряли важного союзника, и эта археологическая культура вскоре исчезла, ее место заняла другая, культура Сантана-де-Муреш-Черняхов , которая также заменяет культуру Поенешть-Лукашевка в Северо-Западном Молдавском Подкарпатье, образованную бастарнами между костобоками и карпами.
Мы можем проследить за костобоками даже после начала V века, поскольку вновь сформировавшаяся пражско-корчакская культура была связана с Карпатскими курганами. Между двумя культурами не было хронологического разрыва; Костобочи остались на своих территориях, но теперь начинают получать не только элементы материальной культуры славянского типа, но и некоторое славянское население.
Ссылки
[ редактировать ]- Георге Бичир, Свободные даки с севера Дакии в северо-восточном Карпатском пространстве в темное тысячелетие , Historica, Яссы, 1997 г.
- Мирча Игнат, Северо-Восточное Карпатское пространство в I-III веках нашей эры в Северо-восточном Карпатском пространстве в темное тысячелетие , Historica, Яссы, 1997
- Константин К. Петолеску, Карпии в свете повествовательных и эпиграфических источников в северо-восточном карпатском пространстве в темное тысячелетие , Historica, Яссы, 1997
- Виктор Спинеи, Буковина в темном тысячелетии на северо-востоке Карпатского пространства в темном тысячелетии , Historica, Яссы, 1997