Георгий Себенико
Георгий Себенико | |
---|---|
Юрай Далматинец | |
Рожденный | около 1410 г. |
Умер | 10 октября 1473 г. |
Известный | резьба по камню |
Джорджио да Себенико ( букв. « Джордж Себенико » ), или Джорджио Орсини или Юрай Далматинац ( букв. « Георгий Далматинец » ; ок. 1410 — 10 октября 1473) — венецианский скульптор и архитектор из Далмации , работавший в основном в Себенико (букв. ныне Шибеник , Хорватия ), и в городе Анкона , тогда еще морская республика .
Жизнь
Джорджо да Себенико родился в римской дворянской семье Орсини в далматинском городе Зара (ныне Задар , Хорватия), входившем в состав Венецианской республики (см. Венецианская Далмация ). [ 1 ]
он эмигрировал в Венецию В юности , где, вероятно, получил образование скульптора в мастерской Джованни и Бартоломео Бон. [ 2 ] [ 3 ] или, по крайней мере, работал с ними как независимый сотрудник. [ 4 ] На него не была бы возложена большая ответственность по Шибеникскому контракту 1441 года, если бы он не имел опыта крупных работ, и ему были сделаны различные приписывания сохранившихся скульптур в Венеции, как части мастерской Бона, [ 5 ] включая украшения Порта делла Хартии Дворца Дожей . [ 2 ] Энн Маркэм Шульц отвергает все предыдущие предложения как стилистически несовместимые, но вместо этого предлагает рельеф Святого Марка , восседающего на троне среди членов Братства Святого Марка в люнете над главным входом в Скуола ди Сан-Марко , который она датирует 1437-1438 годами и находки близки по стилю к более поздним работам Джорджио в Шибенике и других местах. [ 6 ] Поскольку его стиль здесь мало похож на другие работы Бонов, она считает наиболее вероятным, что он работал с ними уже будучи мастером, прошедшим обучение в другом месте. Она считает, что его личный стиль мало что дает подсказок относительно того, где это могло быть. [ 4 ]
В 1441 году, еще проживая в Венеции, Джорджио был вызван в Шибеник, чтобы возглавить строительство Шибеникского собора Святого Иакова. Он переехал в конце августа и в 1443 г. был удостоен звания магистра при условии, установленном в договоре с прокураторами собора, о проживании там не менее шести лет. 1 сентября 1446 года он согласился продлить свой контракт на посту главного архитектора еще на десять лет. Джорджио было разрешено оставаться в Венеции на два месяца каждые два года при условии, что он не будет там работать, кроме как в собственном доме. Он работал над собором с 1441 по 1473 год, хотя и с перерывами, поскольку работы несколько раз прерывались из-за нехватки средств и, вероятно, из-за пожара.
В Венеции он женился на Элизабетте да Монте (дочери Грегорио да Монте, венецианского плотника), которая принесла ему в качестве приданого несколько домов в Венеции. После 1450 года он работал как в Анконе , так и в Себенико, а с июня 1464 года по ноябрь 1465 года некоторое время работал в Дубровнике , в основном работая над укреплениями. Он отправился в Рим в 1470–1471 годах. [ 1 ] Считается, что он умер в Себенико 10 октября 1473 года. [ 1 ]
Считается, что его потомки населяли Себенико до конца 17 века. [ 7 ]
Работа
Его работы представляют собой золотой век далматинского средневекового искусства. Он был одним из главных художников Адриатического Возрождения, тенденции, широко распространенной в конце 15 века в Венеции, Далмации и в некоторых местах итальянского Адриатического побережья, таких как Анкона . [ 2 ] По словам Станко Коколе, «хотя его стиль был прочно основан на венецианской традиции поздней готики, Джорджио был очарован флорентийским Ренессансом, влияние которого проявляется в его фигурных скульптурах». влияние и заимствования многих флорентийских скульпторов, включая Донателло , Гиберти , Луку делла Роббиа , Никколо Пиццоло , Антонио дель Поллайуоло и Якопо делла Кверча . В различных работах можно обнаружить [ 1 ]
Его самым прекрасным достижением остается Шибеникский собор Святого Иакова, главным архитектором которого он был с 1441 по 1473 год. [ 2 ] Все здание было построено исключительно из истрийского известняка , без использования дерева или кирпича. Здание представляет собой по всему периметру живую изгородь из 72 каменных голов. Поверх этой изгороди, и именно с северной стороны, Джорджо добавил двух ангелов; у основания этой работы художник выгравировал свою подпись. Перед ним стояла задача построить хор, фундамент которого не был заложен, поднять и перекрыть неф , который был достроен только до верха сводов нефов, и закрыть переход фонарем или куполом. К сожалению, отсутствие финансирования и пожар задержали завершение строительства. [ 8 ] С 1 июля 1477 года работы над Шибеникским собором Святого Иакова продолжил архитектор из Тосканы Никколо ди Джованни Фьорентино .
В Сплите он построил несколько дворцов. В 1448 году он вырезал каменный алтарь в соборе Святого Домния с замечательным изображением бичевания Христа. В Дубровнике он помогал ремонтировать герцогский дворец и строить крепость Минчета в 1464 и 1465 годах. Он также проявил себя как урбанист. Около 1450 года он составил городской план Пага. [ 2 ] и участвовал в проекте и строительстве стен Пелешаца . Он был одновременно скульптором, архитектором и градостроителем, показывая в этом свою принадлежность к культурному климату и ориентации Возрождения.
В Италии он работал в Анконе , где построил Лоджию Мерканти , портал Сан-Франческо алле Скале и портал Сант-Агостино. [ 2 ] В течение его карьеры стиль Ренессанса постепенно заменил готику, что соответствует европейской тенденции 15 века к тому, чтобы готика становилась более сложной и утонченной, что породило стиль поздней готики, известный в Венеции как Gotico Fiorito и Flamboyant во Франции. [ 1 ]
Среди его учеников наиболее известны Андреа Алесси и Радмилло Аллегретти , чьи работы находятся в Каттаро и Заре . [ нужна ссылка ]
-
Деталь алтаря собора Святого Домния в Сплите
-
Шибеникский собор Святого Иакова
-
Шибеникский собор Святого Иакова
-
Шибеникский собор Святого Иакова
-
Шибеникский собор (интерьер)
-
Герб Анконы, Лоджия деи Мерканти , Анкона
-
Лоджия дей Мерканти , Анкона
-
Церковь Сан-Франческо алле Скале , Анкона
-
Церковь Сан-Франческо алле Скале , Анкона
-
Церковь Сан-Франческо алле Скале, Анкона
-
Церковь Сан-Франческо алле Скале, Анкона
-
Церковь Сант-Агостино, Анкона
-
Башня Минчета, Дубровник
-
Дворец ректора, Дубровник
-
Дворец ректора, Дубровник
Имя
У ног двух путти эпохи Возрождения у северной апсиды Шибеникского собора Святого Иакова художник подписал на латыни : «hoc opus cuvarum fecit magister Georgius Mathaei Dalmaticus». [ 9 ] [ 10 ] и на контракте от 1441 года он подписал: «Georgius lapicida quondam Matheus de Jadra Civis Sibenicenis» ( перевод «Георгий скульптор, сын Матеуса из Задара, гражданин Шибеника»). [ 10 ] Это лишь известные подписи художника.
Упоминания о художнике чаще всего встречаются под именем Джорджио да Себенико. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] и как Джорджио Орсини, [ 1 ] [ 11 ] [ 17 ] [ 22 ] [ 23 ] особенно в итальянских источниках [ 24 ] [ 25 ] или в старых английских источниках. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Есть также упоминания о нем как о «Джорджо Далматико». [ 28 ] или как «Джордж Далматинец». [ 30 ] В англоязычных источниках он редко упоминается среди хорватских скульпторов. [ 30 ] В Хорватии он известен под хорватским именем Юрай Матеев Далматинац . [ 18 ] Фамилия Орсини никогда не использовалась художником и была усыновлена его сыном после смерти отца. [ 9 ] [ 10 ] [ 31 ] [ 32 ]
Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Скоро
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Юрай Далматинац». Общая энциклопедия Югославского лексикографического института (на хорватском языке). Том. 4. Загреб: Югославский лексикографический институт . 1978.
- ^ Шорт, Шульц
- ^ Перейти обратно: а б Шульц, 83 года
- ^ Шульц, 77-79.
- ^ Шульц, 77-83.
- ^ Истрия и Далмация - Люди и времена, Франческо Семи, Ванни Таккони, Del Bianco Editore, 1992, с. 159, н. 2
- ^ Жизнь Джорджо Орсини . 2009. ISBN 9782067139305 .
- ^ Перейти обратно: а б Фискович, Цвито; Гаттин, Ненад (1963). Юрай Далматинец (на хорватском языке). Загреб: Зора. стр. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с Иванчевич, Радован (1998). Шибеникский собор (на хорватском языке). Шибеник: Городская библиотека «Юрай Шижгорич». ISBN 953-6163-44-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Архитектура в Италии, 1400–1500 гг. , автор Людвиг Генрих Гейденрайх , издательство Йельского университета; Второе исправленное издание, 1996 г.; ISBN 0-300-06467-5 , стр. 74, 80, 101, 183 (указатель) и 184 (указатель)
- ^ Венеция и Восток: Влияние исламского мира на венецианскую архитектуру 1100-1500 годов , Дебора Ховард, Yale University Press, 2000. ISBN 0-300-08504-4 , стр. 43, 183, 275 (указатель)
- ^ Мифы Венеции: образ государства Дэвида Розанда, University of North Carolina Press, Чапел-Хилл, 2001; ISBN 0-8078-2641-3 , с. 159
- ^ От Филиппо Липпи до Пьеро делла Франческа: Фра Карневале и становление мастера эпохи Возрождения Кейта Кристиансена, публикации Метрополитен-музея, Нью-Йорк, 2005; ISBN 0-300-10716-1 , стр. 106, 132
- ^ Искусство в Италии эпохи Возрождения: 1350-1500 гг. , Эвелин Уэлч, Oxford University Press, 2001; ISBN 0-19-284279-X , стр. 65, 347 (указатель)
- ^ Итальянский ренессанс Питера Берка, Polity Press, второе исправленное издание, Кембридж, 1999; ISBN 0-7456-2138-4 , стр. 46, 296 (указатель)
- ^ Перейти обратно: а б Краткий словарь истории архитектуры и дизайна Фредерика Х. Джонса, Crisp Publications, Лос-Альтос, 1992; ISBN 1-56052-069-8 , с. 286
- ^ Перейти обратно: а б Quaderni Giuliani di Storia Anno XXIII (№ 1, январь-июнь 2002 г.), стр. 21-35; статья Джакомо Скотти «Итальянская литература в Далмации: фальсифицированная история».
- ^ Перейти обратно: а б Стерджис, Рассел (1902). Иллюстрированный словарь архитектуры и строительства Стерджиса (Полное переиздание 1989 г., изд. 1901–2 гг.). п. 254.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон, Фредерик Гамильтон (1908). Берега Адриатики . п. 246 .
- ^ Рисунки венецианских художников XV и XVI веков Ганса Титце, Эрики Титце-Конрат; Книги по искусству хакера, 1979, стр. 105
- ^ Италия Фроммера 2012 Дарвина Портера, Дэнфорта Ринса; John Wiley & Sons, 15 июля 2011 г., с. 378
- ^ Альберти, Марио; Тамаро, Аттилио; Толомей, Этторе (1917). Великая война Италии и ее национальные устремления . Альфьери и Лакруа. п. 179.
- ^ Силани, Томазо; Венчур, Адольфо; Паис, Гектор; Молменти, Помпео (1917). Monvmental Dalmatia: со 100 пластинами для текста . Альфьери и Лакруа. п. 61.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Стерджис-младший, Рассел (1901). Словарь архитектуры и строительства - биографический, исторический и описательный . Том. 1 (переизданное издание 2009 г.). п. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон, сэр Томас Грэм (1885). Рагуза. Ректорский дворец, собор, реликварий черепа св. Бьяджо (Отрывок из Далматического ежегодника) .
- ^ Ли Моке, Алиса (октябрь 1914 г.). «Себенико и ее знаменитый «Джорджо» » . Восхитительная Далмация . Компания Фанк и Вагналлс. стр. 103–110.
- ^ Перейти обратно: а б Воше, Андре (2000). Энциклопедия средневековья, том I. Рутледж. п. 453. ИСБН 9781579582821 .
- ^ Энциклопедия изобразительного искусства Югославского лексикографического института , том 3 (Загреб: 1964), статья Юрай Далматинац .
- ^ Ф.А. Гальвани, Гербовый король Себенико с историческими иллюстрациями, Венеция, доктор v. П. Наратович, 1884, с. 160, нет. 2
Ссылки
- Коколе, Станко, «Джорджо да Себенико», Grove Art Online , Oxford Art Online , Oxford University Press, по состоянию на 23 октября 2013 г., требуется подписка .
- Шульц, Энн Маркхэм, «Джорджо да Себенико и мастерская Джованни Бона», онлайн-PDF из Университета Брауна , Провиденс, по состоянию на 23 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение
- Мариано Фабио, Лоджия деи Мерканти в Анконе и работы Джорджо ди Маттео да Себенико , Ред.
- М. Фабио, Фасад Сан-Агостино в Анконе и его реставрация , в Aa.Vv., Материалы конференции «Искусство и духовность в нищенствующих орденах, II», Толентино, Рим, 1994.
- М. Фабио, Адриатический сезон цветущей готики , в Ф. Мариано, Архитектура в Марке. От классической эпохи к свободе , Ред. Нардини, Фьезоле, 1995, стр. 83–88.
Внешние ссылки
- (на испанском языке) Краткая биография на испанском языке
- Коллекция изображений в Библиотеке изящных искусств Фишера