Антун Мотика
Антун Мотика | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Антун Мотика 30 декабря 1902 г. |
Умер | 13 февраля 1992 г. | (89 лет)
Известный | Рисование |
Антун Мотика (30 декабря 1902 — 13 февраля 1992) — хорватский художник. Он был художником-новатором, не привязанным к какой-либо определенной художественной школе или направлению. [ 1 ] Мотика был плодовитым художником, оставившим после себя великое наследие. [ 2 ]
Хотя иногда он писал маслом на холсте, обычно он предпочитал акварель или гуашь , нанесению которых он предшествовал серией подготовительных рисунков карандашом или углем . С 1941 года и до выхода на пенсию в 1961 году он работал в Школе прикладного искусства в Загребе, где преподавал различные курсы. Его картины из Мостарских циклов считаются самыми радикальными абстрактными пейзажами хорватского модернизма. [ 3 ] Выставка Мотики «Архаический сюрреализм» (1952) вызвала бурную реакцию среди хорватских критиков и считается «самым смелым отказом от догматических рамок социалистического реализма». [ 3 ] Выставка стала главной темой теоретических и идеологических дискуссий среди хорватских критиков. [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Мотика был одним из четырёх детей Анки (Аны), родом из Бакара , который был из семьи моряков, и Антуна Мотики, который был из Мотики, недалеко от Орбаничи, Марчаны . Его отец родился в семье фермеров. [ 5 ]
Он посещал школы в Пуле , Жмине , Пазине и Сушаке , которые окончил в 1921 году. Он изучал скульптуру в Королевской академии искусств и ремесел у Р. Вальдека в Загребе , только чтобы в конечном итоге переключиться на живопись, получив высшее образование в 1926 году. [ 5 ] Мотика свободно говорила по-итальянски. [ 6 ]
С раннего периода творчества художника в его работах обнаруживается «художественный талант и склонность к изучению множества художественных дисциплин». Благодаря своим академическим занятиям, сосредоточенным на моделировании и объеме, он приобрел уверенность в рисовании и композиционную свободу. С 1929 по 1930 год рисовал карикатуры для загребской сатирической газеты «Коприве» (первоначально подписывался под псевдонимом Лопата ). [ 2 ] [ 3 ] Мотика использовала формальные принципы неоклассической фигуратуры, а также синтетический кубизм. [ 5 ] [ 4 ]
Он стал профессором в Мостаре , где жил и рисовал с 1929 по 1940 год (так называемый «мостарский период»). [ 3 ] [ 4 ] Его пребывание в Париже в 1930 и 1935 годах имело решающее значение для его художественного развития. [ 3 ] [ 7 ] позволив ему после постакадемических исследований и пертурбаций «основать образное выражение на абстракции и минимализации видимого мира и посвятить себя исключительно личному образному выражению» (так называемый «постимпрессионистический интимизм»). Говорят, что после Парижа Мотика остановил свой выбор на «особой версии постимпрессионистского импрессионизма». Он усвоил Пьера Боннара лиризм Рауля Дюфи . и колористические вибрации [ 3 ] [ 8 ] Проще говоря, до Парижа картины Мотики вообще темны, после Парижа картины обгоняет свет. [ 2 ]
Вплоть до второй половины 1950-х годов в его живописи преобладает гармоничный ритм красок и мазков, иногда сопровождаемый арабесками (так называемый «стенограмматический подход») и незаполненными белыми поверхностями. Говорят, что Мотика «строил свои картины мазками и тонко гармонизированными тональными оттенками, при этом рисунок воспринимался лишь как арабеска, что выражалось в многочисленных интерьерах, портретах, эротических сценах, городских видах и пейзажах». [ 3 ] [ 4 ]
Любимые мотивы и темы (интерьеры, натюрморты с открытыми окнами, обнаженная натура, женские портреты, виды) он черпал из своего ближайшего окружения. Его систематические исследования, личная поэтика и лирическое призвание привели к созданию циклов пейзажей Мостара . Здесь «выражена привязанность к чистому свету , и в то же время они являются одним из самых радикальных проявлений миметической традиции в области абстрактной живописи в хорватском модернизме».
В Мостаре Мотика создал произведения со специфической лирической атмосферой, полные света и «насыщенной тональной атмосферы». [ 3 ] В период Мостара преобладает живописная среда, отмеченная прозрачностью и яркой хроматикой, исследованием приглушенных цветов и использованием так называемой смешанной техники. С этого периода относятся т. н. эротические рисунки, свидетельствующие о превосходном владении Мотикой условностями рисования. Он организовал свои первые выставки в Загребе (1933 и 1935), получив внимание и положительную реакцию, а также хорошее расположение к нему искусствоведов. В 1940 году его перевели в Загреб, где он проработал в Школе прикладных искусств до выхода на пенсию в 1961 году. [ 4 ]
С начала 1940 года систематически работал над студийными исследованиями (так называемые эксперименты: декалькомания, коллажи, фотографии, дымоходы, пенообразование, работы на целлофане и стекле, изучение люминокинетических эффектов, применение органических материалов). В конце 1940-х годов он снова писал городские виды — от почти монохромных работ ( «На Зриневку зими» , 1940) до доминирования зелени и акцентов чистых цветов ( «Максимир» , около 1948). В 1952 году он создал в Загребе цикл рисунков под названием «Архаический сюрреализм» ( Arhajski nadrealizam ). Их выставка стала главным предметом теоретических и идеологических дискуссий в хорватской искусствоведческой критике. Так называемый «Архаический сюрреализм» Мотики символически говорит об отношении автора к современному искусству и социальному контексту; Мотика выбирает освобождение от диктата идеологической пропаганды (то есть соцреализма) и свободу художественного самовыражения. В том же году он во второй раз выставлялся на Венецианской биеннале. . [ 3 ]
В многочисленных эскизах для керамики и гуашевых коллажах он формировал автономную художественную практику, «создавая предпосылки нового синтаксиса формы, который в 1950-1960-е годы одинаково выражался в его рисунках, проектах и экспериментах, картинах и скульптурах». В 1950-е годы работал над иллюстрациями к книгам. При этом он представил собственный музыкальный опыт и реализовал собственную версию визуальной поэзии. Во второй половине 1950-х годов он вносит в станковую живопись все более выраженные экспрессионистские акценты. В начале 1960-х годов он работал над стеклянными скульптурами, сочетая мастерство объемного моделирования и одержимость «чистым» светом, его преломлением и люминокинетическими эффектами с применением живописной фактуры.
С 1982 года он становился все более замкнутым. Он меньше рисовал, все больше экспериментировал, рисовал эскизы и проекты, и количество его выставок резко сократилось. Среди множества рисунков этого последнего периода есть художественные работы, которые он сделал для рекламных компаний, таких как «Плива» и других фармацевтических компаний. В 1970-х и 1980-х годах он работал над гротескными стилизациями рисунков, результатом которых стала серия бронзовых медалей и бляшек. Его художественное выражение «отмечено высоким модернизмом, поэтизмом, лиризмом и близостью, отвергающей художественный пуризм».
Мотика рисовал и выставлялся вместе с Пабло Пикассо , который, как сообщается, хвалил его работы. Мотика и Пикассо встречались дважды: в Мурано и Базеле . [ 6 ]
Источники
[ редактировать ]- Д. Шнайдер, Антун Мотика 1927–1974 , Загреб 1974–75.
- Р. Путар, Антун Мотика в письменном виде , Истрия, 1984, 4–5.
- Ж. Кошчевич, Антун Мотика — рисунки , Загреб 1985.
- Г. Гамулин , Хорватская живопись XX. века , Загреб, 1988.
- Д. Шнайдер, Антун Мотика, Птица в бревне (подборка рисунков 1930–1940 , Загреб 1989.
- Лж. Колешник, Хорватская художественная критика и события на хорватской художественной сцене пятидесятых годов (диссертация) , Загреб, 1999.
- Ж. Денегри, Дебаты между Гргой Гамулиным и Венцеславом Рихтером об абстрактном искусстве , Новый Камов, 2002, 1.
- Д. Главан, Антун Мотика , Загреб 2002 г.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Работа Антун Мотика» . zbirka motika.com . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Патрисия Киш (16 февраля 2012 г.). «ВЫСТАВКА В ДЕТСКОЙ ГАЛЕРЕЕ Нежные мгновения Антуна Мотика» . Утренняя газета . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Мотика, Антун» . Хорватская энциклопедия . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Мотика, Антон» . Истрапедия . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с "Антун Мотика (Пула, 30.12.1902. - Загреб, 13.02.1992.)" . коллекция мотыг.com . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Патрисия Киш (19 мая 2014 г.). «ВДОХНОВЛЕНЫ НЕИЗВЕСТНЫМИ РАБОТАМИ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА МУРАНСКОГО СТЕКЛЯНЯ. Эти рисунки Антуна Мотики восхвалял великий Пабло Пикассо» . Утренняя газета . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Десять великолепных картин Антун Мотика» . Вечерний список . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Антун Мотика» . истрианет . Проверено 22 января 2021 г.