Исламское искусство
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
Исламское искусство является частью исламской культуры и включает в себя изобразительное искусство, созданное с VII века нашей эры людьми, жившими на территориях, населенных или управляемых мусульманским населением. [1] Ссылаясь на характерные традиции самых разных стран, периодов и жанров, исламское искусство — это концепция, впервые использованная западными историками искусства в конце 19 века. [2] Публичное исламское искусство традиционно неизобразительно , за исключением широкого использования растительных форм, обычно в разновидностях спиралевидной арабески . Они часто сочетаются с исламской каллиграфией , геометрическими узорами в стилях, которые обычно встречаются в самых разных средах: от небольших предметов из керамики или металла до крупных декоративных схем плитки снаружи и внутри больших зданий, включая мечети . Другие формы исламского искусства включают исламскую миниатюрную живопись, такие артефакты, как исламское стекло или керамика , а также текстильное искусство, такое как ковры и вышивка .
На раннее развитие исламского искусства повлияло римское искусство , раннехристианское искусство (особенно византийское искусство ) и сасанидское искусство, с более поздним влиянием кочевнических традиций Центральной Азии. Китайское искусство оказало значительное влияние на исламскую живопись, керамику и текстиль. [3] С самого начала исламское искусство было основано на письменной версии Корана и других основополагающих религиозных произведений, что отражается в важной роли каллиграфии, представляющей слово как средство божественного откровения. [4] [5]
Религиозное исламское искусство обычно характеризуется отсутствием фигур и широким использованием каллиграфических , геометрических и абстрактных цветочных узоров. Тем не менее, изображения человеческих и животных форм исторически процветали почти во всех исламских культурах, хотя, отчасти из-за противоположных религиозных чувств, живые существа на картинах часто стилизировались, что порождало множество декоративных фигурных рисунков. [6]
Объекты как религиозного, так и светского искусства часто демонстрируют одни и те же элементы, стили и формы. К ним относятся каллиграфия, архитектура, текстиль и предметы интерьера, такие как ковры и изделия из дерева. Светское декоративно-прикладное искусство включает производство текстиля, такого как одежда, ковры или палатки, а также предметов домашнего обихода из металла, дерева или других материалов. Кроме того, фигуративная миниатюрная живопись имеет богатую традицию, особенно в персидской , могольской и османской живописи . Эти изображения часто предназначались для иллюстрации известных исторических или поэтических рассказов. [7] Однако некоторые интерпретации ислама включают запрет изображения одушевленных существ, также известный как аниконизм. Исламский аниконизм частично проистекает из запрета идолопоклонства, а частично из веры в то, что создание живых форм является прерогативой Бога. [8] [6]
Терминология
[ редактировать ]Хотя концепция «исламского искусства» была поставлена под сомнение некоторыми историками современного искусства как конструкция западных культурных взглядов, [9] [10] [11] сходства между искусством, созданным в самые разные времена и в разных местах мусульманского мира, особенно в Золотой век ислама , было достаточно, чтобы этот термин широко использовался в качестве полезной классификации с конца 19 века. Такие ученые, как Джейселин К. Кернер, обратили внимание на его широкий охват, охватывая более 40 стран, а также на растущий общественный интерес как в западных, так и, в последнее время, в мусульманских обществах. [12] Кроме того, Список исламских музеев свидетельствует о том, что этот историко-художественный термин нашел широкое признание.
определяет Британская энциклопедия «исламское искусство» как включающее изобразительное искусство, литературу, исполнительское искусство и музыку, которые «практически не поддаются никакому исчерпывающему определению». В строгом смысле этот термин может относиться только к художественным проявлениям, тесно связанным с религиозной практикой. Однако чаще всего сюда подразумевают «все произведения искусства, созданные мусульманскими народами, независимо от того, связаны они с их религией или нет». [4]
Каллиграфия
[ редактировать ]Каллиграфический дизайн повсеместно присутствует в исламском искусстве, где, как и в Европе в средние века , религиозные призывы, включая стихи Корана , могут быть включены в светские предметы, особенно монеты, плитку и металлические изделия, а большинство раскрашенных миниатюр включают в себя некоторые письмена, например сделать много зданий. Использование исламской каллиграфии в архитектуре значительно распространилось за пределы исламских территорий; Одним из ярких примеров является использование китайской каллиграфии арабских стихов из Корана в Великой мечети Сианя . [13] Другие надписи включают стихи стихов и надписи, фиксирующие право собственности или пожертвование. Двумя основными используемыми письменностями являются символические куфические и насхские письменности, которые украшают и усиливают визуальную привлекательность стен и куполов зданий, сторон минбаров и металлических конструкций. [14] Исламскую каллиграфию в форме живописи или скульптуры иногда называют кораническим искусством . [15]
Различные формы традиционной арабской каллиграфии и украшения рукописей, используемые для письменных версий Корана , представляют собой центральную традицию исламского изобразительного искусства. Арабеска часто используется для обозначения трансцендентной, неделимой и бесконечной природы Бога. [14] Ошибки в повторениях могут быть намеренно введены как проявление смирения художниками, которые верят, что только Бог может создать совершенство, хотя эта теория также оспаривается. [16] [17] [18]
Восточноперсидская керамика IX–XI веков, украшенная только сильно стилизованными надписями и называемая «эпиграфической посудой», описывается как «вероятно, самая изысканная и деликатная из всей персидской керамики». [19] буквами Крупные надписи, сделанные из плиток, иногда с рельефными или срезанным фоном, встречаются в интерьерах и экстерьерах многих важных зданий. Сложная резная каллиграфия украшает и здания. На протяжении большей части исламского периода на большинстве монет были только надписи, которые часто были очень элегантными, несмотря на небольшой размер и характер производства. Тугра . или монограмма османского султана широко использовалась в официальных документах, а важные документы были очень тщательно украшены Другие отдельные листы каллиграфии, предназначенные для альбомов, могут содержать короткие стихи, аяты Корана или другие тексты.
Основными языками, использующими арабское письмо , являются арабский , всегда используемый для стихов Корана, персидский в персидском мире, особенно для поэзии, и турецкий , с урду , появившимся в более поздние века. Каллиграфы обычно имели более высокий статус, чем другие художники.
Рисование
[ редактировать ]Долгое время ислам считался аниконическим. Существующие изображения мусульманской королевской семьи были описаны сэром Томасом Арнольдом как «абберация» и отнесены только к более позднему персинатскому и тюркскому культурному периоду. [20] Однако изобразительное искусство существовало со времен становления ислама. [21] Таким искусством гордились арабоязычные халифы Багдада, Каира и Кордовы, вдохновленные сасанидскими и византийскими моделями. Изобразительное искусство пользовалось престижем как среди ортодоксальных суннитских кругов, так и среди мусульман-шиитов. [22] Исчезновение спонсируемого королевской властью изобразительного искусства в арабоязычных странах в более поздний период лучше всего объясняется свержением их правящих династий и подчинением большей части их территорий провинциальной зависимости Османской империи, а не религиозным запретом. [23] Еще одним недостатком аргумента Арнольда против религиозной ценности изобразительного искусства в исламской культуре является то, что значительное число правителей, заказывающих изобразительное искусство в 14-17 веках, были религиозными фанатиками, провозглашавшими распространение и соблюдение законов шариата. [24]
Хотя сохранилось не так много ранних примеров, человеческое изобразительное искусство было непрерывной традицией в исламских странах, особенно в нескольких замках в пустыне Омейядов (ок. 660–750) и во время халифата Аббасидов (ок. 749–1258). [25] До начала 14 века нимб был распространенным символом для обозначения правителей. Под влиянием Азии нимб как символ святости был заменен пламенем. [26] Напоминая исламского пророка Соломона, правители часто изображались сидящими на троне, украшенном религиозными символами. [27] На гробу из слоновой кости, вырезанном в Кордове в начале одиннадцатого века, изображен испанский мусульманский правитель, держащий чашу, восседающий на львином троне, подобном трону Соломона. [28] Чаша конца XII–XIII веков изображает восседающего на троне сельджукского правителя с посланниками по обе стороны и головами крылатых джиннов . [29] Другое использование раннего изобразительного искусства — это иллюстрации басен о животных. Многие из них имеют санскритское происхождение и переведены на среднеперсидский язык в шестом веке для удовольствия, этического обсуждения и политического назидания. В VIII веке они были переведены на арабский язык. [30]
Хотя существовала традиция настенной росписи, особенно в персидском мире, наиболее сохранившейся и наиболее развитой формой живописи в исламском мире является миниатюра в иллюминированных рукописях , а позже и в виде одной страницы для включения в муракку или переплетный альбом миниатюр и каллиграфии . Традиция персидской миниатюры доминирует примерно с 13 века, сильно влияя на османскую миниатюру Турции и миниатюру Великих Моголов в Индии. Термин «персидская миниатюра» относится к языку, используемому для украшения изображений, и не должен скрывать его связь с арабскими изображениями. [31]
Сия Калам (Черное перо) часто изображает анекдоты, наполненные исламскими образами о душах животных ( нафс ) и « правящей душе » ( рух ). Большинство человеческих персонажей одеты как дервиши и бородаты, как аскеты исламской традиции. Животные часто являются символами низшего и необузданного «я». Абстрактные силы, укрощающие физическое тело, изображаются в образах демонов ( див ) и ангелов . [32]
Китайское влияние включало раннее принятие вертикального формата, естественного для книги, что привело к развитию вида с высоты птичьего полета, когда очень тщательно изображенный фон холмистого ландшафта или дворцовых зданий поднимается вверх, оставляя лишь небольшой участок неба. Фигуры расположены на заднем плане в разных плоскостях, при этом удаление (расстояние от зрителя) обозначается размещением более удаленных фигур выше в пространстве, но по существу того же размера. Цвета, которые зачастую очень хорошо сохранились, сильно контрастируют, яркие и ясные. Традиция достигла апогея в 16 и начале 17 веков, но продолжалась до начала 19 века и была возрождена в 20 веке.
С середины 20-го века, после ухода голландских колонизаторов, несколько индонезийских художников объединили абстрактный экспрессионизм с геометрическими формами, индонезийскими символами и исламской каллиграфией , создавая абстрактное искусство под религиозным влиянием . Духовным центром этого движения является Бандунгский технологический институт такие ведущие преподаватели, как А.Д. Пироус , Ахмад Садали , Мохтар Апин и Уми Дахлан (ITB), главными представителями которого являются .
В 21 веке иконофобские последователи различных исламистских группировок , таких как Талибан , стремятся уничтожить формы исламских образных изображений. [33] Вдохновленный саудовскими наставниками ( ваххабизм ), Талибан начал нападение на искусство в марте 2001 года в Афганистане . [34] Религиозное обоснование вытекает из хадиса, упомянутого Сахихом Бухари . Другие считают, что отказ от иконографии коренится в строгом отвращении к изображению Бога во всей исламской традиции. [35]
Коврики и ковры
[ редактировать ]Ни одно исламское художественное произведение не стало более известным за пределами исламского мира, чем ворсовый ковер, чаще называемый восточным ковром ( восточным ковром ). Их универсальность используется в повседневной исламской и мусульманской жизни: от напольных покрытий до архитектурных украшений, от подушек до валиков, сумок и мешков всех форм и размеров, а также до религиозных предметов (таких как молитвенный коврик , который обеспечит чистое место для молиться). Они были основным экспортным товаром в другие регионы со времен позднего средневековья, использовались для покрытия не только полов, но и столов, долгое время являясь широко распространенной европейской практикой, которая сейчас распространена только в Нидерландах . Ковроткачество является богатой и глубоко укоренившейся традицией в исламском обществе, и эту практику можно увидеть на крупных городских фабриках, а также в сельских общинах и кочевьях. В более ранние периоды существовали специальные учреждения и мастерские, действовавшие непосредственно под патронажем суда. [36]
Очень ранние исламские ковры, то есть до 16 века, встречаются крайне редко. Еще больше сохранилось на Западе, и восточные ковры в живописи эпохи Возрождения из Европы являются основным источником информации о них, поскольку они были ценным импортным товаром и были точно расписаны. [37] Наиболее естественные и простые рисунки для ковроткача состоят из прямых линий и краев, а самые ранние исламские ковры, сохранившиеся или изображенные на картинах, имеют геометрические узоры или сосредоточены на очень стилизованных животных, созданных таким образом. Поскольку плавные петли и изгибы арабески занимают центральное место в исламском искусстве, взаимодействие и напряжение между этими двумя стилями долгое время было главной особенностью дизайна ковров.
Сохранилось несколько сохранившихся великих египетских ковров XVI века, в том числе один почти такой же хороший, как новый, обнаруженный на чердаке дворца Питти во Флоренции, чьи сложные узоры из восьмиугольных кругов и звезд всего в нескольких цветах мерцают перед зрителем. . [38] Производство ковров этого типа началось при мамлюках , но продолжилось после завоевания Египта османами. [39] Другой сложной традицией был персидский ковер , который достиг своего пика в 16 и начале 17 веков в таких произведениях, как ковер Ардебиль и ковер для коронации ; в течение этого столетия дворы Османской империи и Великих Моголов также начали спонсировать изготовление в своих владениях больших торжественных ковров, очевидно, с привлечением дизайнеров, привыкших к новейшему придворному стилю в общей персидской традиции. В них используется стиль дизайна, общий с нефигуративным исламским освещением и другими средствами массовой информации, часто с большим центральным мотивом гул и всегда с широкими и четко очерченными границами. Грандиозные рисунки мастерских, которым покровительствовал двор, распространились на ковры меньшего размера для просто богатых и на экспорт, а рисунки, близкие к коврам 16 и 17 веков, до сих пор производятся в больших количествах. В описании старых ковров в качестве ярлыков обычно использовались названия центров ковроделия, но часто они основывались на дизайне, а не на каких-либо фактических доказательствах того, что они произошли из этого центра. Исследования показали, что рисунки далеко не всегда ограничивались центром, с которым они традиционно связаны, и происхождение многих ковров остается неясным.
Помимо основных персидских, турецких и арабских центров, ковры производились также в Центральной Азии, Индии, Испании и на Балканах. Испанские ковры, которые иногда прерывали типичные исламские узоры и включали гербы , пользовались высоким престижем в Европе, были заказаны королевской семьей и для Папского дворца в Авиньоне , и эта промышленность продолжилась после Реконкисты . [40] Армянское ковроткачество упоминается во многих ранних источниках и может составлять гораздо большую долю восточнотурецкого и кавказского производства, чем традиционно считалось. Берберские ковры Северной Африки имеют особую традицию дизайна. Помимо продукции городских мастерских, связанных с торговыми сетями, которые могли доставлять ковры на далекие рынки, существовала также большая и широко распространенная деревенская и кочевая промышленность, производившая изделия, которые оставались ближе к традиционному местному дизайну. Помимо ворсовых ковров, келимы и другие виды текстиля плоского переплетения или вышивки производились для использования как на полу, так и на стенах. Фигуративные рисунки, иногда с крупными человеческими фигурами, очень популярны в исламских странах, но сравнительно редко экспортируются на Запад, где абстрактные рисунки обычно соответствуют ожиданиям рынка.
Керамика
[ редактировать ]Исламское искусство имеет весьма заметные достижения в керамике, как в керамике , так и в изразце для стен, которые в отсутствие настенных росписей были подняты на высоту, не имеющую себе равных в других культурах. Ранняя керамика часто была неглазурованной, но глазурь, покрытая оловом, была одной из первых новых технологий, разработанных исламскими гончарами. Первые исламские непрозрачные глазури можно найти в виде посуды, окрашенной в синий цвет, в Басре , датируемой примерно 8 веком. Еще одним значительным вкладом стало развитие керамики из каменной пасты , происходящей из Ирака 9 века. [41] Первый промышленный комплекс по производству стекла и керамики был построен в Ракке , Сирия , в 8 веке. [42] Другие центры инновационного гончарного дела в исламском мире включали Фустат (с 975 по 1075 год), Дамаск (с 1100 по 1600 год) и Тебриз (с 1470 по 1550 год). [43] Люстровая посуда с переливающимися цветами, возможно, являлась продолжением доисламских римских и византийских техник, но была либо изобретена, либо значительно развита на керамике и стекле в Персии и Сирии, начиная с 9 века. [44]
Исламская керамика часто находилась под влиянием китайской керамики , достижения которой вызывали большое восхищение и подражали. [45] Особенно это наблюдалось в периоды после нашествий и Тимуридов монгольских . Были затронуты все техники, формы и декоративные мотивы. До периода раннего Нового времени западная керамика имела очень мало влияния, но исламская керамика пользовалась большим спросом в Европе и ее часто копировали. Примером этого является альбарелло , разновидность из майолики, глиняного кувшина первоначально предназначенного для хранения аптекарских мазей и сухих лекарств. Развитие этого типа аптечных банок берет свое начало на исламском Ближнем Востоке. Испано-мавританские образцы были экспортированы в Италию, стимулируя самые ранние итальянские образцы из Флоренции 15 века.
Испано -мавританский стиль возник в Аль-Андалузе или мусульманской Испании в 8-м веке, под влиянием Египта, но большая часть лучших произведений была сделана намного позже, гончарами, которые, как предполагается, были в основном мусульманами, но работали в районах, отвоеванных христианскими королевствами. В своих проектах он смешивал исламские и европейские элементы, и многое экспортировалось в соседние европейские страны. Оно представило керамические техники Европе : глазурование непрозрачной . белой оловянной глазурью и роспись металлическими блестками две Османская керамика Изника создала большую часть лучших произведений XVI века: изразцы и большие сосуды, смело украшенные цветочными мотивами, опять же под влиянием китайской керамики Юань и Мин. Они все еще были в глиняной посуде; До наших дней в исламских странах не производился фарфор, хотя китайский фарфор импортировался и вызывал восхищение. [46]
В средневековом исламском мире также была керамика с нарисованными изображениями животных и людей. Примеры можно найти по всему средневековому исламскому миру, особенно в Персии и Египте . [47]
Укладка плитки
[ редактировать ]Самые ранние величественные исламские здания, такие как Купол Скалы в Иерусалиме , имели внутренние стены, украшенные мозаикой в византийском стиле, но без человеческих фигур. Начиная с 9-го века, развивалась отличительная исламская традиция использования глазурованной и яркой плитки для внутренних и наружных стен и куполов . В некоторых более ранних схемах создаются рисунки с использованием смеси плиток одного цвета, которые либо обрезаны по форме, либо имеют небольшой размер и имеют несколько форм и используются для создания абстрактных геометрических узоров. В более поздних крупных расписных схемах используются плитки, окрашенные перед обжигом частью схемы - техника, требующая уверенности в стабильных результатах обжига.
Некоторые элементы, особенно буквы надписей, могут быть отлиты в виде трехмерного рельефа , а особенно в Персии некоторые плитки в дизайне могут иметь фигуративное изображение животных или отдельных человеческих фигур. Часто они были частью дизайнов, состоящих в основном из плиток однотонных цветов, но с интервалами из более крупных полностью окрашенных плиток. Плитки большего размера часто имеют форму восьмиконечных звезд и могут изображать животных, человеческую голову или бюст, растения или другие мотивы. Геометрические узоры, такие как современные североафриканские работы зеллидж , состоящие из маленьких плиток одного цвета, но разной и правильной формы, часто называют « мозаикой », что не совсем правильно.
Моголы гораздо меньше использовали черепицу, предпочитая (и имея возможность себе это позволить) «парчин кари», тип украшения pietra dura из инкрустированных панелей из полудрагоценных камней, в некоторых случаях с драгоценными камнями. Это можно увидеть в Тадж-Махале , Форте Агры и других императорских сооружениях. Мотивы обычно цветочные, в более простом и реалистичном стиле, чем персидские или турецкие работы, связанные с растениями в миниатюрах Великих Моголов.
Стекло
[ редактировать ]На протяжении большей части Средневековья исламское стекло было самым сложным в Евразии и экспортировалось как в Европу, так и в Китай. Ислам захватил большую часть традиционной территории производства стекла Сасанидского и Древнеримского стекла , и поскольку фигуративный декор играл небольшую роль в доисламском стекле, изменение стиля не было резким, за исключением того, что вся территория изначально составляла политическое целое. и, например, персидские нововведения теперь почти сразу были подхвачены в Египте . По этой причине зачастую невозможно различить различные центры производства, из которых важнейшими были Египет, Сирия и Персия, кроме как путем научного анализа материала, который сам по себе вызывает трудности. [48] Из различных документальных ссылок [ нечеткий ] Производство стекла и торговля стеклом , по-видимому, были специализацией еврейского меньшинства в нескольких центрах. [49] [ ненадежный источник? ]
Между 8-м и началом 11-го веков акцент в роскошном стекле делался на эффектах, достигаемых путем «манипулирования поверхностью» стекла, сначала путем надрезания стекла на круге, а затем путем вырезания фона, чтобы оставить рельефный рисунок. [50] Очень массивные очки Хедвиг , найденные только в Европе, но обычно считающиеся исламскими (или, возможно, изготовленные мусульманскими мастерами на Нормандской Сицилии ), являются примером этого, хотя и созданы удивительно поздно. [51] Эти и другие кусочки стекла, вероятно, представляли собой более дешевые версии сосудов из резного горного хрусталя (прозрачного кварца ), на которые повлияли более ранние стеклянные сосуды. [52] и есть некоторые свидетельства того, что в этот период резка стекла и резьба по камню считались одним и тем же ремеслом. [53] С XII века промышленность в Персии и Месопотамии, похоже, приходит в упадок, и основное производство роскошного стекла перемещается в Египет и Сирию, а также декоративные эффекты цвета на стекле с гладкой поверхностью. [54] На протяжении всего этого периода местные центры производили более простые изделия, такие как хевронское стекло в Палестине .
Люстровая роспись, выполненная с использованием техник, аналогичных люстровой обработке керамики, восходит к 8 веку в Египте и получила широкое распространение в 12 веке. Другой техникой было украшение стеклянными нитями другого цвета, врезанными в основную поверхность, иногда с использованием начеса и других эффектов. позолоченное В репертуар было добавлено , расписное и эмалированное стекло, а формы и мотивы были заимствованы из других материалов, таких как керамика и изделия из металла. Некоторые из лучших работ были мозаичными лампами, подаренными правителем или богатым человеком. По мере того, как украшение становилось более сложным, качество основного стекла ухудшалось, и оно «часто имеет коричневато-желтый оттенок и редко бывает без пузырьков». [55] Алеппо , похоже, перестал быть крупным центром после монгольского вторжения в 1260 году, а Тимур , судя по всему, положил конец сирийской промышленности около 1400 года, увезя квалифицированных рабочих в Самарканд . Примерно к 1500 году венецианцы получили крупные заказы на светильники для мечетей. [56]
Металлообработка
[ редактировать ]Средневековые исламские изделия из металла представляют собой полную противоположность своему европейскому эквиваленту, в котором преобладают лепные фигуры и яркие украшения из эмали , а некоторые изделия полностью выполнены из драгоценных металлов. Напротив, сохранившиеся исламские изделия из металла состоят из практичных предметов, в основном из латуни , бронзы и стали, простых, но часто монументальных форм и поверхностей, богато украшенных плотным декором в различных техниках, но цвет в основном ограничивается инкрустациями из золота, серебра, медная или черная чернь . Самыми многочисленными свидетельствами средневековья являются прекрасные латунные предметы, достаточно красивые, чтобы их можно было сохранить, но недостаточно ценные, чтобы их можно было переплавить. Обильные местные источники цинка по сравнению с оловом объясняют редкость бронзы . Предметы домашнего обихода, такие как кувшины или кувшины для воды, делались из одного или нескольких кусков листовой латуни, спаивались вместе, а затем обрабатывались и инкрустировались. [57]
Использование сосудов для питья и еды из золота и серебра, идеальное для Древнего Рима и Персии, а также средневековых христианских обществ, запрещено хадисами , как и ношение золотых колец. [58] Исламские мастера по металлу разделяют со своими европейскими коллегами относительно высокий социальный статус по сравнению с другими художниками и мастерами, и многие более крупные произведения подписаны.
Исламские изделия из металла включают в себя некоторые трехмерные фигурки животных, такие как фонтаны или акваманилы только один значительный эмалированный объект византийской техники перегородчатой эмали . , но известен [59] Пизанский грифон — самое крупное из сохранившихся бронзовых животных, вероятно, из Аль-Андалуса 11 века. К более распространенным предметам с изысканным декором относятся массивные низкие подсвечники и светильники, фонарики, миски, блюда, тазы, ведра (вероятно, для бани), [60] и кувшины , а также шкатулки, пеналы и мемориальные доски. Кувшины и тазы приносили для мытья вручную до и после каждого приема пищи, поэтому их часто щедро обрабатывали как экспонаты. Типичный кувшин XIII века из Хорасана украшен листвой, животными и знаками Зодиака из серебра и меди и несет в себе благословение. [61] Специализированные предметы включают ножи, оружие и доспехи (всегда представляющие большой интерес для элиты) и научные инструменты, такие как астролябии , а также ювелирные изделия . Украшение обычно плотное и очень часто включает в себя арабески и каллиграфию, иногда с указанием имени владельца и даты. [62]
Другое прикладное искусство
[ редактировать ]Высокие уровни достижений были достигнуты в других материалах, включая резьбу по камню и ювелирные изделия, резьбу по слоновой кости, текстиль и изделия из кожи. В средние века исламская работа в этих областях высоко ценилась в других частях мира и часто продавалась за пределами исламской зоны. Помимо миниатюрной живописи и каллиграфии, другими видами книжного искусства являются декоративная иллюминация, единственный тип, встречающийся в рукописях Корана, и обложки исламских книг, которые часто очень декоративны в роскошных рукописях, используя либо геометрические мотивы, встречающиеся в освещении, либо иногда фигуративные изображения, вероятно, нарисованные для мастеров художниками-миниатюристами. Материалы включают цветную, тисненую и тисненую кожу, а также лак поверх краски. [63]
Драгоценные камни
[ редактировать ]Египетская резьба по сосудам из горного хрусталя появилась в конце X века и практически исчезла примерно после 1040 года нашей эры. На Западе есть несколько таких сосудов, которые, очевидно, появились на рынке после того, как каирский дворец халифа был Фатимидов разграблен его наемниками в 1062 году и были раскуплены европейскими покупателями, в основном попадая в церковные сокровищницы. [64] Из более поздних периодов, особенно при чрезвычайно богатых дворах Османской империи и Великих Моголов, сохранилось значительное количество роскошных предметов, вырезанных из полудрагоценных камней, с небольшим поверхностным декором, но инкрустированных драгоценными камнями. Такие предметы могли быть изготовлены и в более ранние периоды, но немногие из них сохранились. [65]
Дом и мебель
[ редактировать ]Старая резьба по дереву обычно представляет собой рельефную или сквозную работу на плоских объектах архитектурного назначения, таких как ширмы, двери, крыши, балки и фризы. Важным исключением являются сложные конструкции мукарна и мокарабе, придающие крышам и другим архитектурным элементам вид сталактита . Часто они выполнены из дерева, иногда нарисованы на дереве, но часто перед покраской оштукатурены; примеры в Альгамбре в Гранаде, Испания, являются одними из самых известных. Традиционная исламская мебель, за исключением сундуков, обычно была покрыта подушками, со шкафами, а не шкафами для хранения вещей, но есть некоторые предметы, в том числе низкий круглый (строго двенадцатигранный) стол примерно 1560 года из Османского двора с маркетри. инкрустации из светлого дерева и единственная огромная керамическая плитка или табличка на столешнице. [66] Прекрасные инкрустации, типичные для османской придворной мебели, возможно, возникли на основе стилей и техник, используемых в оружии и музыкальных инструментах, для изготовления которых использовались самые лучшие мастера. [67] Есть также замысловато украшенные шкатулки и сундуки разных периодов. Эффектная и знаменитая (и далеко не плоская) крыша была одним из исламских компонентов Нормандской палатинской капеллы XII века в Палермо , в которой собраны лучшие элементы католического, византийского и исламского искусства. Другие известные деревянные крыши находятся в Альгамбре в Гранаде .
слоновая кость
[ редактировать ]Резьба по слоновой кости была сосредоточена в Средиземноморье процветающая коптская и распространилась из Египта, где была унаследована промышленность; Персидская слоновая кость встречается редко. Обычный стиль представлял собой глубокий рельеф с ровной поверхностью; некоторые детали были покрашены. Испания специализировалась на производстве шкатулок и круглых коробок, которые, вероятно, использовались для хранения драгоценностей и духов. Они производились в основном примерно в период 930–1050 гг. и широко экспортировались. Многие произведения подписаны и датированы, а на судебных документах часто указывается имя владельца; Обычно это были подарки правителя. Помимо придворной мастерской, в Кордове были коммерческие мастерские, производившие товары несколько более низкого качества. В XII и XIII веках мастерские Нормандской Сицилии производили шкатулки, которые, по-видимому, затем мигрировали в Гранаду и другие места после преследований. Египетские работы, как правило, представляли собой плоские панели и фризы для вставки в изделия из дерева и, возможно, в мебель – большинство из них сейчас отделены от своего окружения. Многие из них были каллиграфическими, а другие продолжали византийские традиции сцен охоты, в обоих случаях с фоном из арабесок и листвы. [68]
Шелк
[ редактировать ]Несмотря на хадисы , запрещающие ношение шелка, византийские и сасанидские традиции изготовления шелковых тканей с большим рисунком продолжались и при правлении мусульман. Некоторые рисунки являются каллиграфическими, особенно когда они созданы для покрытия гробницы, но большинство представляют собой удивительно консервативные версии более ранних традиций со множеством крупных фигур животных, особенно величественных символов власти, таких как лев и орел. Они часто заключаются в медальоны, как это было в доисламских традициях. Большинство ранних шелков было обнаружено в гробницах и в реликвариях Европы , где реликвии часто заворачивались в шелк. Европейское духовенство и знать с давних пор были страстными покупателями исламского шелка, и, например, тело одного из первых епископов Туля во Франции было обернуто шелком из Бухары в современном Узбекистане , вероятно, когда тело было перезахоронено в 820 году. . [69] Плащаница святого Иоссе — это знаменитая парчовая ткань из Восточной Персии, которая изначально имела рисунок, напоминающий ковер, с двумя парами противостоящих друг другу слонов, окруженными краями, включающими ряды верблюдов , и надпись куфическим письмом, из которой, судя по всему, указана дата. до 961 года. [70] Другие шелка использовались для изготовления одежды, драпировок, алтарных покровов и церковных облачений, которые почти все утеряны, за исключением некоторых облачений.
Османский шелк экспортировался меньше, а многие сохранившиеся королевские кафтаны имеют более простые геометрические узоры, многие из которых имеют стилизованные «тигровые полосы» под тремя шарами или кругами. На других шелках есть узоры в виде листвы, сравнимые с узорами на керамике или коврах Изника, с популярным мотивом полос, образующих стрельчатые отделения. В некоторых проектах начинает проявляться итальянское влияние. К 16 веку в персидском шелке использовались более мелкие узоры, многие из которых изображали непринужденные садовые сцены с красивыми мальчиками и девочками из того же мира, что и на современных альбомных миниатюрах, а иногда и узнаваемые сцены из персидской поэзии. Круглый потолок палатки XVI века диаметром 97 см изображает непрерывную и многолюдную сцену охоты; очевидно, он был разграблен армией Сулеймана Великолепного во время его вторжения в Персию в 1543–1545 годах, а затем был захвачен польским генералом во время осады Вены в 1683 году. Шелка Великих Моголов включает в себя множество индийских элементов и часто содержит относительно реалистичные «портреты». "растений, как можно найти в других средствах массовой информации. [71]
Индонезийский батик
[ редактировать ]Развитие и усовершенствование индонезийской ткани батик было тесно связано с исламом. Исламский запрет на определенные изображения способствовал тому, что дизайн батика стал более абстрактным и сложным. Реалистичные изображения животных и людей на традиционном батике встречаются редко . Однако распространенными мотивами являются мифические змеи, люди с преувеличенными чертами лица и Гаруда из доисламской мифологии.
Хотя его существование существовало еще до ислама, батик достиг своего апогея при королевских мусульманских дворах, таких как Матарам и Джокьякарта , чьи султаны поощряли и покровительствовали производству батика . Сегодня батик возрождается, и ткань используется для дополнительных целей, например, для упаковки Корана.
Архитектура
[ редактировать ]В отличие от некоторых видов исламского искусства, исламская архитектура неизменно занимала видное место во всем исламском мире. В целом, меценаты вложили больше ресурсов в строительство памятников, чем в производство предметов искусства, и наши знания об исламской архитектуре являются более полными благодаря множеству зданий, сохранившихся в разных регионах и периодах. [72] Ранняя исламская архитектура опиралась на существующие региональные традиции архитектуры поздней античности и позже развилась в различные региональные традиции. Инновации из одного региона часто распространяются на другие. [72] [73]
Особую роль в исламской архитектуре играл прикладной декор, в котором использовались те же мотивы, которые преобладают в других видах исламского искусства: арабески, эпиграфика, геометрические узоры и другие растительные формы. Методы украшения включали резьбу, инкрустацию и роспись таких материалов, как кирпич, камень, плитка, штукатурка и дерево. [72]
История
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Начало
[ редактировать ]Додинастический
[ редактировать ]Период быстрого расширения исламской эпохи образует достаточно точное начало для названия исламского искусства. Ранние географические границы исламской культуры находились на территории современной Сирии . довольно сложно Отличить самые ранние исламские предметы от их предшественников в персидском или сасанидском и византийском искусстве , а обращение массы населения, включая художников, заняло значительный период, иногда столетия, после первоначального распространения ислама . В частности, наблюдалось значительное производство неглазурованной керамики, о чем свидетельствует знаменитая небольшая чаша, сохранившаяся в Лувре , надпись на которой подтверждает ее принадлежность к исламскому периоду. Растительные мотивы были наиболее важными в этих ранних постановках.
Влияние сасанидской художественной традиции включает образ царя как воина и льва как символа благородства и мужественности. Племенные традиции бедуинов смешались с более изысканными стилями завоеванных территорий. Первоначально на монетах были изображены человеческие фигуры в византийском и сасанидском стиле, возможно, чтобы убедить пользователей в их неизменной ценности, прежде чем исламский стиль с надписями только взял верх.
Омейяды
[ редактировать ]Религиозная и гражданская архитектура получила развитие при халифатах Омейядов (661–750), когда на практике были реализованы новые концепции и новые планы.
Купол Скалы в Иерусалиме — одно из самых важных зданий во всей исламской архитектуре, отмеченное сильным византийским влиянием ( мозаика на золотом фоне и центральный план, напоминающий план Храма Гроба Господня ), но уже несущие чисто исламские элементы, такие как большой эпиграфический фриз . Дворцы в пустыне в Иордании и Сирии (например, Мшатта , Кусайр-Амра и дворец Хишама ) служили халифам жилыми помещениями, залами для приемов и банями и были украшены, в том числе настенными росписями, для продвижения образа королевской власти. роскошь.
Работа по керамике в этот период была еще несколько примитивной и неглазурованной. С этого времени сохранились некоторые металлические предметы, но отличить эти предметы от предметов доисламского периода по-прежнему довольно сложно.
Абд аль-Малик ввел стандартную чеканку монет с арабскими надписями вместо изображений монарха. Быстрое развитие локализованной чеканки монет примерно во время строительства Купола Скалы демонстрирует переориентацию аккультурации Омейядов. В этот период зародилось особенно исламское искусство.
В этот период художники и ремесленники Омейядов не изобрели новую лексику, а стали отдавать предпочтение словарю, полученному из средиземноморской и иранской поздней античности , который они адаптировали к своим собственным художественным концепциям. Например, мозаика в мечети Омейядов в Дамаске основана на византийских моделях, но заменяет фигуративные элементы изображениями деревьев и городов. Дворцы в пустыне также являются свидетелями этих влияний. Объединив различные унаследованные ими традиции и переадаптировав мотивы и архитектурные элементы, художники постепенно создали типично мусульманское искусство, особенно заметное в эстетике арабесок, которая появляется как на памятниках, так и в иллюминированных Коранах .
Некоторые Омейяды заказывали эротическое искусство для частных мероприятий. Халиф Омейядов Аль-Валид II построил Кусайр Амру в качестве своего загородного убежища, украшение которого включает обнаженных женщин и любовные сцены. [74] [75]
Аббасид
[ редактировать ]Аббасидский халифат (750–1258 гг.) [76] ) стал свидетелем переноса столицы из Дамаска в Багдад , а затем из Багдада в Самарру . Переезд в Багдад повлиял на политику, культуру и искусство. Историк искусства Роберт Хилленбранд (1999) сравнивает это движение с основанием «исламского Рима », потому что встреча восточных влияний из иранских, евразийских степных, китайских и индийских источников создала новую парадигму исламского искусства. Классические формы, унаследованные от византийской Европы и греко-римских источников, были отброшены в пользу форм, заимствованных из нового исламского центра. Даже проект города Багдад помещал его в «пуп мира», как писал историк 9-го века аль-Якуби. [77]
Древний город Багдад невозможно раскопать, так как он находится под современным городом. Однако Аббасидская Самарра , которая была в значительной степени заброшена, хорошо изучена и известна сохранившимися образцами лепных предысторию арабески . рельефов, в которых можно проследить Мотивы, известные по лепнине в Самарре, позволяют датировать постройки, построенные в других местах, а также встречаются на переносных предметах, особенно деревянных, от Египта до Ирана.
Самарра стала свидетелем «взросления» исламского искусства. Полихромная расписная лепнина позволяла экспериментировать с новыми стилями лепки и резьбы. Период Аббасидов также совпал с двумя крупными нововведениями в керамическом искусстве: изобретением фаянса и металлической люстры . Хадисный запрет на использование золотых или серебряных сосудов привел к развитию металлической люстровой посуды в гончарном деле, которая изготавливалась путем смешивания серы и оксидов металлов с охрой и уксусом, рисования на уже глазурованном сосуде, а затем второго обжига. Это было дорого и сложно обрабатывать второй круг через печь, но желание превзойти качественный китайский фарфор привело к развитию этой техники. [78]
Хотя общепринятое восприятие художественного творчества Аббасидов в основном сосредоточено на керамике, наибольшее развитие в период Аббасидов пришелся на текстиль. Государственные мастерские, известные как тираз, производили шелка с именем монарха, что позволяло аристократам продемонстрировать свою лояльность правителю. Другие шелка были живописными. полезность шелковых изделий для декора стен, украшения входов и разделения комнат была не так важна, как их денежная стоимость На Шелковом пути .
В этот период исламская каллиграфия начала использоваться для украшения поверхности керамики. Освещенные Кораны привлекли внимание, формы букв стали более сложными и стилизованными до такой степени, что распознавание самих слов замедлилось. [79]
Средневековый период (9–15 вв.)
[ редактировать ]Начиная с девятого века, суверенитет Аббасидов оспаривался в провинциях, наиболее удаленных от иракского центра. Создание династии исмаилитов-шиитов , североафриканского халифата Фатимидов , за которым последовал халифат Кордовы на Пиренейском полуострове , придало силу этой оппозиции, а также небольшим династиям и автономным правителям в Иране .
Испания и Магриб
[ редактировать ]Первой исламской династией, обосновавшейся в Иберии, известной по-арабски как Аль-Андалус , были Омейяды, потомки великого Омейядского халифата Сирии. После их падения на смену им пришли различные автономные королевства — таифы (1031–1091), но художественная продукция этого периода существенно не отличается от продукции Омейядов. В конце XI века два берберских племени, Альморавиды и Альмохады , захватили главу Магриба и Испании, последовательно привнося магрибские влияния в искусство. Ряд военных побед христианских монархов низвел исламскую Испанию к концу XIV века до города Гранады , которым управляла династия Насридов , сумевшая сохранить свою власть до 1492 года.
Аль-Андалус был крупным культурным центром Средневековья. Помимо великих университетов, в которых преподавали философию и науки, еще неизвестные в христианском мире (например, университеты Аверроэса ), эта территория была не менее важным центром искусства.
При изготовлении предметов использовалось множество технологий. Слоновая кость широко использовалась для изготовления коробок и шкатулок. Пиксис аль-Мугиры — шедевр жанра. В металлообработке большие круглые скульптуры, обычно довольно редкие в исламском мире, служили сложными сосудами для воды или струями фонтанов. Большое количество тканей, особенно шелка, было экспортировано: многие из них находятся в церковных сокровищницах христианского мира, где они служили покрытием для реликвариев святых . Из периодов правления Магриби можно также отметить пристрастие к расписным и скульптурным изделиям из дерева.
Искусство Северной Африки изучено не так хорошо. Династиям Альморавидов и Альмохадов свойственна склонность к строгой экономии, например, в мечетях с голыми стенами. Тем не менее предметы роскоши продолжали производиться в больших количествах. Династии Маринидов и Хафсидов разработали важную, но плохо изученную архитектуру, а также значительное количество расписных и скульптурных изделий из дерева.
Арабский Машрик
[ редактировать ]Фатимидский халифат, правивший в Египте с 909 по 1171 год, принес ремесла и знания из политически неспокойного Багдада в свою столицу Каир .
К 1070 году Империя Сельджуков стала доминирующей политической силой в мусульманском мире после того, как они освободили Багдад и разбили византийцев при Манцикерте . В период правления Малик-шаха I сельджуки преуспели в архитектуре, в то же время в Сирии власть взяли на себя атабеги (наместники сельджукских князей). Будучи достаточно независимыми, они наживались на конфликтах с франкскими крестоносцами . В 1171 году Саладин захватил Фатимидский Египет и посадил переходную династию Айюбидов на трон . Этот период примечателен нововведениями в металлургии и широким распространением изготовления мечей и кинжалов из дамасской стали, а также производством керамики, стекла и металлических изделий высокого качества, которые производились без перерыва, а еще одним важным ремеслом стало эмалированное стекло.
В 1250 году мамлюки захватили контроль над Египтом у Айюбидов и образовали Мамлюкский султанат , а к 1261 году сумели утвердиться и в Сирии, а их самым известным правителем был Байбарс . Мамлюки, строго говоря, не были династией, поскольку они не поддерживали патрилинейный способ преемственности; на самом деле мамлюки были освобожденными турецкими и кавказскими рабами, которые (теоретически) передавали власть другим людям такого же положения. Этот режим правления сохранялся в течение трех столетий, до 1517 года, и породил множество архитектурных проектов; За этот период были построены многие тысячи зданий. Покровительство роскошным искусствам отдавало предпочтение в первую очередь эмалированному стеклу и изделиям из металла, и это событие запомнилось как золотой век средневекового Египта. Баптистер Святого Людовика в Лувре является примером очень высокого качества металлообработки того периода.
Иран и Центральная Азия
[ редактировать ]Иран и север Индии, Тахириды , Саманиды , Газневиды и Гуриды боролись за власть в X веке, и искусство было жизненно важным элементом этого соревнования. Были построены великие города, такие как Нишапур и Газни , и было начато строительство Великой мечети Исфахана (которое продолжалось урывками в течение нескольких столетий). Культивировалась и погребальная архитектура, при этом гончары выработали вполне индивидуальные стили: калейдоскопический орнамент на желтом фоне; или мраморные украшения, созданные путем растекания цветной глазури; или роспись несколькими слоями шликера под глазурью.
Сельджуки . , кочевники тюркского происхождения из современной Монголии, появились на сцене исламской истории в конце X века Они захватили Багдад в 1048 году, а затем вымерли в 1194 году в Иране, хотя производство «сельджукских» произведений продолжалось до конца 12-го и начала 13-го века под эгидой более мелких независимых государей и покровителей. В их время центр культуры, политики и художественного производства переместился из Дамаска и Багдада в Мерв , Нишапур , Рай и Исфахан , все в Иране. [80]
Популярное покровительство расширилось из-за растущей экономики и нового городского богатства. Надписи в архитектуре, как правило, больше фокусировались на покровителях произведения. Например, султаны, визири или чиновники более низкого ранга часто упоминались в надписях на мечетях. Между тем, рост массового производства и продажи произведений искусства сделал его более распространенным и доступным для торговцев и профессионалов. [81] Благодаря увеличению производства многие реликвии сохранились с эпохи Сельджуков и могут быть легко датированы. Напротив, датировка более ранних работ более неоднозначна. Поэтому легко ошибочно принять искусство Сельджуков как новое развитие, а не как наследие классических иранских и тюркских источников. [82]
К нововведениям в керамике этого периода относятся производство минайской посуды и изготовление сосудов не из глины, а из кремниевой пасты (« фритюрница »), а слесари стали инкрустировать бронзу драгоценными металлами. На протяжении всей эпохи Сельджуков, от Ирана до Ирака, можно увидеть единство книжной живописи. На этих картинах изображены анималистические фигуры, которые передают яркое символическое значение верности, предательства и мужества. [83]
В 13 веке монголы под предводительством Чингисхана пронеслись по исламскому миру. После его смерти его империя была разделена между его сыновьями, образовав множество династий: Юань в Китае, Ильханидов в Иране и Золотую Орду в северном Иране и на юге России.
Ильханиды
[ редактировать ]Под властью этих «маленьких ханов», которые первоначально подчинялись юаньскому императору, но быстро стали независимыми, развивалась богатая цивилизация. Архитектурная деятельность активизировалась по мере того, как монголы стали оседлыми и сохранили следы своего кочевого происхождения, такие как ориентация зданий с севера на юг. Одновременно происходил процесс «иранизации» и возобновлялось строительство по ранее установленным типам, например мечетей «иранского плана». Искусство персидской книги также зародилось при этой династии и поощрялось аристократическим покровительством крупных рукописей, таких как Джами ат-таварих Рашид -ад-Дина Хамадани . Появились новые техники в керамике, такие как лайвардина (разновидность блестящей посуды), и китайское влияние заметно во всех искусствах.
Золотая Орда и Тимуриды
[ редактировать ]Раннее искусство кочевников Золотой Орды изучено слабо. Исследования только начинаются, и уже обнаружены доказательства градостроительства и архитектуры. Также было произведено значительное количество произведений из золота, которые часто демонстрируют сильное китайское влияние. Большая часть этих работ сегодня хранится в Эрмитаже .
Начало третьего великого периода средневекового иранского искусства, периода Тимуридов , ознаменовалось вторжением третьей группы кочевников под руководством Тимура . В 15 веке эта династия положила начало золотому веку персидской рукописной живописи, включая таких известных художников, как Камал уд-Дин Бехзад , а также множество мастерских и покровителей.
Сирия, Ирак, Анатолия
[ редактировать ]Турки-сельджуки продвинулись за пределы Ирана в Анатолию, одержав победу над Византийской империей в битве при Манцикерте (1071 г.) и основав султанат, независимый от иранской ветви династии. Их мощь, похоже, в значительной степени ослабла после монгольского вторжения в 1243 году, но монеты под их именем чеканились до 1304 года. Архитектура и предметы синтезировали различные стили, как иранские, так и сирийские, что иногда затрудняло точную атрибуцию. Искусство обработки дерева культивировалось, и по крайней мере одна иллюстрированная рукопись относится к этому периоду.
Караван-сараи усеивали основные торговые пути по всему региону, располагаясь с интервалом в один день пути. Строительство этих гостиниц -караван-сараев улучшилось по масштабу, фортификации и возможности тиражирования. Также они стали содержать центральные мечети.
Туркмены были кочевниками , поселившимися в районе озера Ван . Они отвечали за ряд мечетей, таких как Голубая мечеть в Тебризе , и имели решающее влияние после падения анатолийских сельджуков. Начиная с 13 века, в Анатолии доминировали небольшие туркменские династии, которые постепенно отвоевывали византийскую территорию. Постепенно возникла крупная династия Османов , которую после 1450 года стали называть «первыми османами». Туркменские произведения искусства можно рассматривать как предшественников османского искусства, в частности керамику «Милет» и первые бело-голубые анатолийские произведения искусства.
Исламская книжная живопись пережила свой первый золотой век в тринадцатом веке, главным образом в Сирии и Ираке. Влияние византийской визуальной лексики (синяя и золотая окраска, ангельские и победные мотивы, символика драпировок) в сочетании с монголоидными типами лица на книжных фронтисписах XII века .
Более ранняя чеканка обязательно содержала арабские эпиграфы , но по мере того, как общество Айюбидов становилось более космополитичным и многоэтническим, в чеканке стали присутствовать астрологические , фигуральные (с различными бюстами греческих, селевкидских, византийских, сасанидских и современных турецких правителей) и изображения животных. .
Хилленбранд предполагает, что средневековые исламские тексты под названием Макамат , скопированные и проиллюстрированные Яхьей ибн Махмудом аль-Васити, были одними из самых ранних « книг журнального столика ». Они были одними из первых текстов, отражающих повседневную жизнь исламского искусства, изображающих юмористические истории и практически не демонстрирующих наследие изобразительных традиций. [84]
Индийский субконтинент
[ редактировать ]Индийский субконтинент, некоторые северные части которого были завоеваны Газневидами и Гуридами в 9 веке, не стал автономным до 1206 года, когда Муиззи, или короли-рабовладельцы, захватили власть, ознаменовав рождение Делийского султаната . Позже другие конкурирующие султанаты были основаны в Бенгалии , Кашмире , Гуджарате , Джаунпуре , Малве и на севере Декана ( Бахманиды ). Они постепенно отделились от персидских традиций, породив оригинальный подход к архитектуре и урбанизму, отмеченный, в частности, взаимодействием с индуистским искусством. Изучение изготовления предметов едва началось, но известно живое искусство освещения рукописей. Период султанатов закончился с приходом Великих Моголов , которые постепенно захватывали их территории.
Три Империи
[ редактировать ]Османы
[ редактировать ]Османская империя , зародившаяся в 14 веке, продолжала существовать вскоре после Первой мировой войны . Это впечатляющее долголетие в сочетании с огромной территорией (протянувшейся от Анатолии до Туниса) естественным образом привело к развитию жизненно важного и самобытного искусства, включая богатую архитектуру, массовое производство керамики как для плитки, так и для сосудов, в первую очередь изделий из Изника , важных металлических изделий и ювелирных изделий, Турецкая бумага с мраморным рисунком Эбру , турецкие ковры , а также гобелены, исключительные османские миниатюры и декоративная османская иллюминация .
К шедеврам османской рукописной иллюстрации относятся две « книги праздников » (Фамилия-I Хумаюн), одна датируемая концом XVI века, а другая — эпохой султана Мурада III . Эти книги содержат множество иллюстраций и демонстрируют сильное влияние Сефевидов ; таким образом, они, возможно, были вдохновлены книгами, захваченными во время османско-сефевидских войн 16 века.
Османы также известны разработкой ярко-красного пигмента «красный Изник» в керамике, который достиг своего апогея в 16 веке, как в изразцовой, так и в керамике, с использованием цветочных мотивов, которые значительно трансформировались по сравнению с их китайскими и керамическими мотивами. Персидские модели. С 18-го века османское искусство находилось под значительным европейским влиянием: турки переняли версии рококо , которые имели длительный и не очень положительный эффект, приводя к чрезмерному украшению. [85] Живопись в европейском стиле внедрялась медленно, и Осман Хамди-бей (1842-1910) долгое время оставался одинокой фигурой. Он был членом османской административной элиты, обучался в Париже и рисовал на протяжении всей своей долгой карьеры в качестве старшего администратора и куратора в Турции. Многие его работы представляют ориентализм как бы изнутри.
Моголы
[ редактировать ]Империя Великих Моголов на Индийском субконтиненте просуществовала с 1526 по (технически) 1858 год, хотя с конца 17 века власть перешла от императоров к местным правителям, а позже и европейским державам, прежде всего британскому владычеству , которые были главной силой в Индии. к концу 18 века. Этот период наиболее известен роскошью придворного искусства, а стиль Великих Моголов сильно повлиял на местных индуистских, а затем сикхских и на правителей. Миниатюра Великих Моголов началась с импорта персидских художников, особенно группы, которую Хумаюн привез обратно в изгнание в Сефевидскую Персию, но вскоре местные художники, многие из которых были индуистами, прошли обучение этому стилю. Реалистичная портретная живопись, изображения животных и растений получили развитие в искусстве Великих Моголов за пределами того, чего до сих пор достигли персы, а размер миниатюр увеличивался, иногда на холсте. Двор Великих Моголов имел доступ к европейским гравюрам и другому искусству, и их влияние возрастало, что проявлялось в постепенном внедрении аспектов западной графической перспективы и более широком диапазоне поз в человеческой фигуре. Некоторые западные изображения были напрямую скопированы или заимствованы. Как суды местных Навабы разработали отдельные провинциальные стили с более сильным влиянием традиционной индийской живописи, развивавшиеся как при мусульманских, так и при индуистских княжеских дворах.
Ювелирное искусство и резьба по драгоценным камням, таким как яшма , нефрит , украшенные рубинами, бриллиантами и изумрудами, упоминаются летописцем Великих Моголов Абу'л Фазлом , и ряд примеров сохранился; особенно впечатляет серия каменных кинжалов в форме конских голов.
Моголы также были прекрасными металлургами: они представили дамасскую сталь и усовершенствовали сталь Wootz местного производства . Моголы также представили технику обработки металлов «бидри», при которой серебряные мотивы надавливаются на черный фон. Знаменитые металлурги Великих Моголов, такие как Али Кашмири и Мухаммед Салих Татави, создали бесшовные небесные глобусы .
Сефевиды и Каджары
[ редактировать ]Иранские Сефевиды , династия, существовавшая с 1501 по 1786 год, отличаются от империй Великих Моголов и Османской империи, а также от более ранних персидских правителей, отчасти благодаря шиитской вере ее шахов, которую им удалось сделать конфессией большинства в Персии. Керамическое искусство отмечено сильным влиянием китайского фарфора, часто выполненного в синем и белом цветах . Архитектура процветала, достигнув высшей точки благодаря строительной программе шаха Аббаса в Исфахане , которая включала многочисленные сады, дворцы (такие как Али Капу ), огромный базар и большую императорскую мечеть .
Искусство освещения рукописей также достигло новых высот, в частности, в « Шах Тахмасп Шахнаме» , огромном экземпляре поэмы Фирдоуси , содержащем более 250 картин. В 17 веке развивается новый тип живописи, основанный на альбоме ( муракка ). Альбомы были творениями знатоков, которые объединяли отдельные листы, содержащие картины, рисунки или каллиграфии разных художников, иногда вырезанные из более ранних книг, а иногда созданные как самостоятельные произведения. Картины Резы Аббаси в основном фигурируют в этом новом искусстве книги, изображая одну или две более крупные фигуры, обычно идеализированные красавицы в садовой обстановке, часто с использованием техники гризайли , ранее использовавшейся для бордюрных картин в качестве фона.
После падения Сефевидов к власти пришли каджары , туркменское племя, веками жившее на берегах Каспийского моря . Искусство Каджаров демонстрирует растущее европейское влияние, как, например, в больших картинах маслом, изображающих шахов Каджаров. Сталелитейная промышленность также приобрела новое значение. Как и османы, династия Каджаров просуществовала до 1925 года, через несколько лет после Первой мировой войны.
Современный период
[ редактировать ]С 15 века количество более мелких исламских судов начало сокращаться, поскольку Османская империя, а затем Сефевиды и европейские державы поглотили их; это оказало влияние на исламское искусство, которое обычно находилось под сильным покровительством двора. По крайней мере, с 18 века элитное исламское искусство все больше находилось под влиянием европейских стилей, а в прикладном искусстве либо в значительной степени перенимались западные стили, либо прекращалось развитие, сохраняя тот стиль, который преобладал в какой-то момент в конце 18 или начале 19 веков. . Многие отрасли промышленности с очень долгой историей, такие как гончарное дело в Иране , в основном закрылись, в то время как другие, такие как металлообработка из латуни , в целом заморозились, и большая часть их продукции направлялась туристам или экспортировалась как восточная экзотика. [ нужна ссылка ]
Ковровая промышленность остается крупной, но в основном использует образцы, созданные до 1700 года, и конкурирует с имитациями машинного производства как на местном уровне, так и по всему миру. Искусства и ремесла с более широкой социальной базой, такие как мозаичная плитка Зеллидж в Магрибе , зачастую сохранились лучше. В исламских странах развито современное искусство с очень энергичными художественными сценами, но степень, в которой их следует сгруппировать в особую категорию «исламское искусство», сомнительна, хотя многие художники занимаются темами, связанными с исламом, и используют традиционные элементы. например, каллиграфия. Кроме того, большая часть современной архитектуры и внутреннего убранства в исламском мире использует мотивы и элементы, заимствованные из наследия исламского искусства.
См. также
[ редактировать ]- Исламская культура
- Арабская миниатюра
- Исламское граффити
- Список музеев исламского искусства
- Сия Калам
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэрилин Дженкинс-Мадина, Ричард Эттингхаузен и Олег Грабар , 2001, Исламское искусство и архитектура: 650–1250 , Издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-08869-4 , стр.3; Брендовая, 10
- ^ Дж. М. Блум; СС Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove, Vol. II . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. VII. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ MSN Encarta: Исламское искусство и архитектура . Архивировано из оригинала 28 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Исламское искусство | Характеристики, каллиграфия, живопись и архитектура» . Британская энциклопедия . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Суарес, Майкл Ф. (2010). «38 История книги в мусульманском мире». Оксфордский спутник книги . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 331 и далее. ISBN 9780198606536 . OCLC 50238944 .
- ^ Перейти обратно: а б «Фигурное изображение в исламском искусстве» . Метрополитен-музей .
- ^ "Одна группа художников придерживалась гедонистической ориентации на праздничное изображение событий и персонажей, роскошное орнаментирование, богатство фигур и красок; это иллюстрируется миниатюрами Голестана 1556-57 годов и любовными сценами художника Абдаллаха. в «Бустане» 1575-76 (...). Другая группа миниатюристов предпочитала наивные жанровые сцены, иллюстрирующие народные черты, как в «Тохфат ал-ахраре» 1670-х годов». «История искусства Ирана. viii. Исламская Центральная Азия». Энциклопедия Ираника . Проверено 17 октября 2021 г. [ не удалось пройти проверку ]
- ^ Эспозито, Джон Л. (2011). Что каждый должен знать об исламе (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 14–15.
- ^ Меликян, Сурен (5 декабря 2008 г.). «Катарский музей исламского искусства: несмотря на недостатки, дом шедевров» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 6 сентября 2011 г.
Это европейская конструкция XIX века, получившая широкое признание после показа «Мусульманского искусства» в старом дворце Трокадеро в Париже во время Всемирной выставки 1889 года. Идея «исламского искусства» имеет еще меньше содержания, чем могла бы иметь идея «христианского искусства» от Британских островов до Германии и России в течение 1000 лет, разделяющих царствование Карла Великого и королевы Виктории.
- ^ Меликян, Сурен (24 апреля 2004 г.). «На пути к более ясному видению «исламского» искусства» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Блэр, Ширли С.; Блум, Джонатан М. (2003). «Мираж исламского искусства: размышления об исследовании громоздкой области» (PDF) . Художественный вестник . 85 (1): 152–184. дои : 10.2307/3177331 . JSTOR 3177331 .
- ^ Кернер, Джейселин К. (2014). «От маргинала к мейнстриму: история исламского искусства и архитектуры XXI века». В Беннетте, Клинтон (ред.). «Блумсбери-спутник исламских исследований» . Издательство Блумсбери. стр. 227–229. ISBN 9781472586902 .
- ^ Бондак, Марва (25 апреля 2017 г.). «История исламского искусства: влиятельный период» . Мозаика . Проверено 26 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэдден (1975), стр. 423–430.
- ^ Исламская археология в Судане - страница 22, Интисар Согайрун Эльзейн - 2004 г.
- ^ Томпсон, Мухаммед; Бегум, Насима. «Исламское текстильное искусство: аномалии килимов» . Салон дю Тапис д'Ориент . ТуркоТек . Проверено 25 августа 2009 г.
- ^ Алексенберг, Мелвин Л. (2006). Будущее искусства в цифровую эпоху: от эллинистического к еврейскому сознанию . ООО "Интеллект" с. 55. ИСБН 1-84150-136-0 .
- ^ Бэкхаус, Тим. «Только Бог совершенен» . Исламское и геометрическое искусство . Проверено 25 августа 2009 г.
- ^ Искусство, с. 223. см. №№. 278–290
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 49. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 49.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 49. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 49.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 40. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 40.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 50. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 50.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 50. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 50.
- ^ Дж. Блум; С. Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства Grove . Нью-Йорк: Oxford University Press, Inc., стр. 192 и 207. ISBN. 978-0-19-530991-1 .
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 59. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 59.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. Стр. 63–65. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 63-65.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 65. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 65.
- ^ Об осуществлении прибрежного контроля посредством систем наблюдения и дальней связи на территории Сельджуков в XIII веке.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 66. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 66.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 27. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 27.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 278–283. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 278-283.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 312. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 312.
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 40. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 40.
- ^ Салим Айдуз; Ибрагим Калин; Канер Дагли (2014). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-981257-8 .
Фигуральное изображение практически не используется в исламском искусстве из-за сильного антагонизма ислама идолопоклонства. Для мусульманских ученых и художников было важно найти стиль искусства, который представлял бы исламские идеалы единства ( таухид ) и порядка без фигурального изображения. Геометрические узоры идеально подходили для этой цели.
- ^ Дэвис, Пенелопа Дж. Э. Денни, Уолтер Б. Хофрихтер, Фрима Фокс. Джейкобс, Джозеф. Робертс, Энн М. Саймон, «История искусства Дэвида Л. Янсона» , Прентис-Холл; 2007, Аппер-Седл, Нью-Джерси. Седьмое издание, ISBN 0-13-193455-4 стр. 298
- ↑ Король и Сильвестр повсюду, но в частности 9–28, 49–50 и 59.
- ^ Король и Сильвестр, 27, 61–62, как «Ковер Медичи Мамлюк»
- ↑ Король и Сильвестр, 59–66, 79–83.
- ^ Король и Сильвестр: Испанские ковры: 11–12, 50–52; Балканы: 77 и пассим
- ^ Мейсон (1995), с. 5
- ^ Хендерсон, Дж.; Маклафлин, SD; Макфэйл, DS (2004). «Радикальные изменения в исламской технологии производства стекла: свидетельства консерватизма и экспериментов с новыми рецептами стекла из ранней и средней исламской Ракки, Сирия». Археометрия . 46 (3): 439–68. дои : 10.1111/j.1475-4754.2004.00167.x .
- ^ Мейсон (1995), с. 7
- ^ Искусство, 206–207.
- ^ См. повсюду Роусона; Кэнби, 120–123, см. указатель; Джонс и Митчелл, 206–211.
- ^ Сэвидж, 175 лет, предполагает, что персы провели несколько экспериментов по его производству, а самый ранний европейский фарфор, фарфор Медичи , был изготовлен в конце 16 века, возможно, с помощью персидского или левантийского помощника в команде.
- ^ Баер, Ева (1983). Металлообработка в средневековом исламском искусстве . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 58, 86, 143, 151, 176, 201, 226, 243, 292, 304. ISBN. 0-87395-602-8 .
- ^ Arts, 131, 135. Введение (стр. 131–135) написано Ральфом Пиндер-Уилсоном , который поделился записями каталога с Вафией Эсси .
- ^ Энциклопедия иудаики, «Стекло», Интернет-версия.
- ^ Искусство, 131–133.
- ^ Искусство, 131, 141.
- ^ Искусств, 141.
- ^ Сноска 111 в римском стекле: размышления о культурных изменениях , Флеминг, Стюарт. см. также сноску 110 о еврейских стекольщиках.
- ^ Искусство, 131, 133–135.
- ^ Искусство, 131–135, 141–146; цитата, 134
- ^ Искусство, 134–135.
- ^ Баер, Ева (1983). Металлообработка в средневековом исламском искусстве . СУНИ Пресс. стр. Вся книга. ISBN 978-0-87395-602-4 .
- ^ Хадисические тексты против золотых и серебряных сосудов.
- ^ Arts, 201 и более ранние страницы с фигурами животных.
- ^ Но см. Arts, 170, где оспаривается стандартная точка зрения.
- ^ "Основа кувшина с медальонами Зодиака [Иран] (91.1.530)" . Хайльбрунн. Хронология истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, июль 2011 г.; см. также по астрологии Карбони, Стефано. Следуя за звездами: образы Зодиака в исламском искусстве. (Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1997), 16. Надпись гласит: «Би-л-юмн ва аль-барака…», что означает «С блаженством и божественной благодатью…»
- ^ Искусство, 157–160 и экспонаты 161–204.
- ^ См. соответствующие разделы «Искусство».
- ^ Фатимидские кувшины из горного хрусталя, наиболее ценные предметы исламского искусства
- ^ Искусство, 120–121.
- ^ Стол в Музее Виктории и Альберта.
- ^ Роджерс и Уорд, 156.
- ^ Искусство, 147–150, и последующие выставки.
- ^ Искусство, 65–68; 74, нет. 3
- ^ Лувр, Суэр-де-Сен-Жосс. Архивировано 23 июня 2011 г. в Wayback Machine . Выставлено как нет. 4 по Искусствам, 74.
- ^ Искусство, 68, 71, 82–86, 106–108, 110–111, 114–115.
- ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 68–71. ISBN 9780195309911 .
- ^ Табба, Ясир (2007). Флит, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Фауден, Гарт (2004). Кусайр Амра: Искусство и элита Омейядов в позднеантичной Сирии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23665-3 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина, с. 47
- ^ Грубер, Мир искусства
- ^ Хилленбранд (1999), стр.40
- ^ Хилленбранд (1999), стр.54
- ^ Хилленбранд (1999), стр.58
- ^ Хилленбранд (1999), стр.89
- ^ Хилленбранд (1999), стр.91
- ^ Хилленбранд (1999), Глава 4
- ^ Хилленбранд, стр.100.
- ^ Хилленбранд, стр.128-131.
- ^ Леви, главы 5 и 6
Ссылки
[ редактировать ]История искусства |
---|
Книги и журналы
- «Искусство»: Джонс, Далу и Мичелл, Джордж (редакторы); Искусство ислама , Совет искусств Великобритании , 1976, ISBN 0-7287-0081-6
- Али, Видждан (2001). «От буквального к духовному: развитие образа Пророка Мухаммеда от миниатюр Ильханидов 13 века до османского искусства 17 века» (PDF) . ЭЖОС . 4 (7). Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2004 г.
- Блер, С. Блум, Дж. «Мираж исламского искусства: размышления об изучении громоздкой области». Художественный бюллетень, 2003, 85, 1, 152–184, PDF
- Блум, Шейла и Джонатан, ред., «Райские реки: вода в исламском искусстве и культуре» , издательство Йельского университета, 2009.
- Кэнби, Шейла Р. (редактор). Шах Аббас; Переделка Ирана , 2009, British Museum Press, ISBN 978-0-7141-2452-0
- Эттингхаузен, Рихард ; Грабарь, Олег ; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2003). Исламское искусство и архитектура 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08869-4 .
- Кинг, Дональд и Сильвестр, Дэвид, ред. Восточный ковер в западном мире, с 15 по 17 век , Совет искусств Великобритании , Лондон, 1983, ISBN 0-7287-0362-9
- Хилленбранд, Роберт. Исламское искусство и архитектура , серия «Мир искусства Темзы и Гудзона»; 1999 год, Лондон. ISBN 978-0-500-20305-7
- Леви, Майкл ; Мир османского искусства , 1975, Темза и Гудзон, ISBN 0-500-27065-1
- Мэдден, Эдвард Х. (1975). «Некоторые характеристики исламского искусства». Журнал эстетики и художественной критики . 33 (4): 423–430. дои : 10.2307/429655 . JSTOR 429655 .
- Мейсон, Роберт Б. (1995). «Новый взгляд на старые горшки: результаты недавних междисциплинарных исследований глазурованной керамики исламского мира». Мукарнас: Ежегодник исламского искусства и архитектуры . XII . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-10314-7 .
- Роусон, Джессика , Китайский орнамент: лотос и дракон , 1984, публикации Британского музея, ISBN 0-7141-1431-6
- Роджерс Дж. М. и Уорд Р. М.; Сулейман Великолепный , 1988, публикации Британского музея. ISBN 0-7141-1440-5
- Сэвидж, Джордж. Фарфор сквозь века , Пингвин, (2-е изд.), 1 963 г.
- Шоу, Венди. «Ислам и искусство: обзор». Оксфордская исследовательская энциклопедия религии.
- Синклер, Сьюзен. Библиография искусства и архитектуры в исламском мире. Том 1: Искусство . 2012, БРИЛЛ
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абдуллахи Ю.; Эмби МР Б (2015). «Эволюция абстрактных растительных орнаментов в исламской архитектуре». Международный журнал архитектурных исследований: ArchNet-IJAR . 9:31 . doi : 10.26687/archnet-ijar.v9i1.558 (неактивен 24 апреля 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - Карбони, Стефано; Уайтхаус, Дэвид (2001). Бокал султанов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-986-9 .
- Дарвиш, Али (1984). Искусство в афро-арабских отношениях: наследие ислама в архитектуре и скульптуре. Исторические и социокультурные связи между черной Африкой и арабским миром с 1935 года по настоящее время. ЮНЕСКО (ред.) Всеобщая история Африки: исследования и документы, № 7. 207 с. ISBN 92-3-102161-3
- Доддс, Джей Ди (1992). Аль-Андалус: искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-636-8 .
- Эхтиар, Марьям (2012). Искусство исламского мира: ресурс для педагогов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-482-8 . OCLC 823578239 .
- Шоу, Венди (2019). Что такое «исламское» искусство? Между религией и восприятием . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108622967 . ISBN 9781108622967 . S2CID 204371416 .
- Уилкинсон, Чарльз К. (1973). Нишапур: керамика раннего исламского периода . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-076-4 .
- Абдуллахи, Яхья; Мохамед Рашид бин Эмби (2013). «Эволюция исламских геометрических узоров» . Границы архитектурных исследований . 2 (2): 243–251. дои : 10.1016/j.foar.2013.03.002 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с исламским искусством , на Викискладе?
- ARCHNET : Сообщество исламской архитектуры: обширный архив научных статей, полных публикаций и изображений.
- Музей без границ : обширный сайт об исламском искусстве
- Музей Виктории и Альберта : коллекции исламского Ближнего Востока, включая современные произведения
- Музей исламского искусства, Доха, Катар :
- MATHAF : Арабский музей современного искусства Катар
- CalligraphyIslamic: обширный сайт об исламской каллиграфии.
- Дворец и мечеть: исламское искусство из Музея Виктории и Альберта в Национальной галерее искусств, Вашингтон
- Художественный обмен: Европа и исламский мир. Избранное из постоянной коллекции Национальной галереи искусств.
- Сеть исламского искусства – Фонд Тезаурус Исламус
- Исламское искусство и архитектура
- Исламское искусство в современной архитектуре
- В коллекции Киркора Минасяна, хранящейся в Библиотеке Конгресса США, есть декоративные исламские книжные переплеты.