Jump to content

Сасанидское стекло

(Перенаправлено из Сасанидского стекла )
Образец сасанидского граненого стекла VI века нашей эры.

Сасанидское стекло — это стеклянная посуда, производимая между III и VII веками нашей эры в пределах Сасанидской империи Персии, а именно современного Северного Ирака (древняя Месопотамия), Ирана (Персидская империя) и Средней Азии. Это производство силикатно-натриево-известкового стекла, для которого характерны толстые выдувные сосуды, относительно сдержанные в декоре, избегающие однотонных цветов в пользу прозрачности, и сосуды, выполненные как единое целое без чрезмерных изменений. Таким образом, декор обычно состоит из цельных и визуальных мотивов формы (рельефов) с ребристыми и глубоко прорезанными гранями, хотя практиковались и другие приемы, такие как висячие и накладные мотивы. [1]

Некоторые соображения по поводу определения сасанидского стекла

[ редактировать ]
Персидское стекло Сасанидской эпохи, VII век нашей эры.

Несмотря на общее согласие относительно того, что такое сасанидское стекло, четких критериев для его описания не существует. Поэтому, прежде чем продолжить дальнейшее объяснение, необходимо его уточнить. Обычно это определяется периодом, территорией и стилем.

Сасанидское стекло часто называют неоднозначным термином «доисламское персидское стекло». Некоторые ученые считают произведения Ахеменидов (550–330 гг. до н. э.), Парфян (247 г. до н. э. – 226 г. н. э.) и Сасанидов (224–642 гг. н. э.) доисламскими . [2] Тогда как другие считают только VII–VIII века нашей эры непосредственно перед Золотым веком ислама и первым халифатом Аббасидов . [3] Сасанидское стекло также называют персидским стеклом, включая все изделия, произведенные в Персии с 3 по 19 века нашей эры. [4]

Сасанидская империя охватывала обширную территорию от Плодородного полумесяца до среднеазиатских степей, но с периодами расширения и сужения, достигая Дамаска, Иерусалима, Египта, Йемена или Пакистана. Некоторые из работ были созданы в периферийных регионах, граничащих с Империей, а другие пришли из-за пределов, но следовали сасанидским проектам. Это создает «неопределенность относительно точного места изготовления многих сасанидских творений». [5] и путаница в терминах, поскольку Месопотамия , например, может быть одновременно Селевкией (Ахеменидская), Ктесифоном (Сасанидская) или Багдадом (исламская).

Наконец, стилистические критерии могут быть очень сложными по нескольким причинам. Во-первых, существует значительная трудность в разграничении парфянской и сасанидской традиции; [6] Византийский и Сасанидский; [2] и сасанидский и исламский, [7] до такой степени, что «сасанидская» стеклянная посуда, если ее тщательно проанализировать, становится парфянской; [8] что византийские произведения имеют много возможностей быть сасанидскими; [9] или что один и тот же автор, исследуя один и тот же образец, может прийти к выводу, что это произведение является сасанидским в первой статье и исламским во втором отчете. [10] Во-вторых, наиболее характерный метод украшения, использовавшийся сасанидскими ремесленниками, техника резания колесом была изобретена вовсе не ими. [11] У ахеменцев имеются великолепные образцы колесных сосудов по крайней мере V века до н. э., известные как на Востоке, так и на Западе. [12] «Все, что вырезано колесом, не сасанидское». [13]

Истоки сасанидского стекла

[ редактировать ]

См. статьи о римском стекле или англосаксонском стекле, чтобы узнать о различиях между производством стекла и обработкой стекла.

Сасанидские мастера плавно продолжили традицию стеклоделия, унаследованную от римлян и парфян, передав ее исламским ремесленникам, когда их империя распалась. [14] [2] Хотя они начинались с простых, выдутых сосудов, близких к парфянскому вкусу, [15] вскоре они создали свой собственный подлинный стиль, особенно узнаваемый в «типичных полусферических чашах с круглыми или шестиугольными глубокими вырезанными гранями» . [16] и широко распространил его по всей сасанидской территории и даже за их пределы.

такой преемственности нет Однако в стеклоделии . Недавние исследования показали, что существуют явные различия между составом римского, сасанидского и сиро-палестинского - современного по отношению к новейшим - произведений. [17] Также между сасанидскими, парфянскими и исламскими производствами. [18] [19] [20] Есть свидетельства того, что римское стекло перерабатывалось для изготовления парфянской глазури. [21] [22]

Рецепт сасанидских стеклоделов.

[ редактировать ]
Сасанидские стеклянные чаши.

Сасанидское стекло представляет собой кремнеземно-натриево-известковую композицию с высоким содержанием калия и магния: это означает использование растительной золы в качестве источника соды. С другой стороны, в римском и парфянском стекле для этой цели использовались минеральные соли. [17] [19] Следовательно, продолжения формулы нет.

Более того, сасанидские стаканы также демонстрируют различия по сравнению с другими содовыми стаканами из растительной золы. Анализ каменных пород показал, что сиро-палестинские производства содержали меньше магния, чем сасанидские. [17] существует общее «перекрытие, но нет тесного согласия» и Брилл пришел к выводу, что между сасанидским и более поздним исламским стеклом и что первое «не имеет достаточно близкого химического сходства с какой-либо из конкретных групп исламских стекол» . [23]

На самом деле, сасанидское стекло отличается даже внутри себя. Были определены три рецепта изготовления стекла. [18] Первое (миноритарное) представляет собой силикатно-натриево-известковое стекло с одним эвапоритом в качестве флюса, которое в основном появляется на самых ранних этапах Империи (III век). Вторая группа разделена на две другие подгруппы, обе из которых используют натриевую золу, но используют разные установки. Один из них присутствует с начала династии, а другой - с IV века. Принципиальное различие между ними, помимо упомянутого, состоит в том, что вторая подгруппа всегда использовала более чистый источник кремнезема. Поскольку по третьему рецепту получается более прозрачное стекло, которое можно найти в более сложных предметах, чем в других рецептах, [19] это было интерпретировано как аргумент в пользу существования различных формул, удовлетворяющих спрос на стекло разного качества. Примечательно, что в стремлении к прозрачности, отвечающей вкусам сасанидов, в первой подгруппе иногда использовался и более чистый кремнезем. Недавно анализ состава показал, что в более поздние периоды использовались более чистые источники кремнезема с меньшими вариациями, что потенциально предполагает стандартизацию практики, связанной с централизованной стекольной промышленностью. [24]

Техники сасанидских мастеров-стеклодувов.

[ редактировать ]

Единственная технологическая инновация, приписываемая сасанидским мастерам по стеклу, - это «отливка стеклянной заготовки , которую можно было вырезать, как если бы она была твердым камнем». [25] Остальные предметы искусства были приобретены у предыдущих мастеров. Так, резание колес у ахеменцев (по крайней мере, V век до н.э., если не раньше, Saldern 1963; Goldstein 1980); прикладные украшения, такие как следы и капли стекла, были введены примерно в III–II веках до нашей эры, а стеклодувное дело появилось в I веке до нашей эры. Сасанидские мастера по стеклу не изобрели ничего революционного, а скорее развили доступные искусства до определенной степени мастерства. Фактически, их опыт в области обработки стекла заложил «фундамент практически всех методов производства стекла в исламском мире» . [26]

Хотя можно найти некоторые предметы основной формы, изготовленные сасанидами, это редкость. [27] Весь сасанидский комплекс — стеклодувное. Наиболее распространенной техникой у сасанидов было выдувание предмета, придание ему базовой формы, а затем его окончательная обработка с помощью лопаток, клещей и ножниц. Другими часто используемыми методами были выдувание форм и прессование форм. Эти двое используют форму как важную часть процесса. [28] В первом случае объект выдувается внутри формы, приобретая форму и украшение конечного объекта. На втором этапе форму удаляют и объект выдувают до нужного размера. Прессование формы заключается в прижатии стекла к открытой форме для получения положительного результата конечного объекта.

Эти методы позволяют получать слегка асимметричные объекты, но имеют то преимущество, что позволяют добиться огромной универсальности форм и получать практически готовые изделия, поскольку формы (и узоры) придаются любой из техник и с помощью несложных решений, зажимания, резки, полировки, и применяя, получается конечный объект. [29] [2] [7] Эти методы соответствовали сасанидскому вкусу к просто украшенным сосудам; поэтому они не используют камею или царапающие решения, которые были чрезвычайно популярны в исламские времена. Вместо этого они предпочитают обрабатывать стекло холодным способом, полируя и вырезая панели и лицевую поверхность, создавая « контраст светлых и темных участков и в то же время обеспечивая лучшее сцепление» . [30]

Творения сасанидских мастеров-стеклодувов

[ редактировать ]

«Самые известные сасанидские очки украшены общим узором из шлифованных, ограненных и полированных полых граней» , [31] но это появляется примерно в V веке нашей эры. До него «самым распространенным типом, распространенным на всех прото- и среднесасанидских уровнях» была чаша или стакан с «прямыми или слегка закругленными стенками» . [32]

Тем не менее набор форм и функций заметно шире: лампы, банки, фляги, стаканы, сифоны для декантации, блюда, бутылки, свитки или пеналы, кувшины, мензурки, чашки, кубки, разбрызгиватели, бальзамарии, чаши, ложки и т. д. ., всех размеров и форм; круглые, квадратные, цилиндрические, трубчатые, тронкоконические и т. д. и с многочисленными их комбинациями: круглые бутылки с длинным/коротким/цилиндрическим/квадратным горлышком, чаши на треножных ножках, шестиугольные, удлиненные или сферические колбы, квадратные бутылки с тронко- конические горлышки и т. д. как простые, так и декорированные, как для обычного, так и для роскошного использования. Стоит отметить, что существуют веские доказательства того, что сасанидское стекольное производство было не только предметом роскоши для избранной элиты, но и связано с производством повседневных товаров. [3] [18]

Постоянной чертой всего сасанидского производства является поиск прозрачности в стеклах. Как уже упоминалось, для прозрачных предметов они использовали особый рецепт, но верно и то, что обычно они добивались не чистой прозрачности, а очень близких результатов: прозрачных стекол зеленого, синего или серо-голубого оттенков. Большая часть сасанидского стекла бесцветна (с прозрачными непреднамеренными цветами, вызванными примесями кремнезема). Обычно присутствуют желтовато-зеленые или желтовато-коричневые оттенки, а также характерный дымчато-коричневый оттенок, часто связанный с чашами с лицевой огранкой . Целые сосуды однотонных цветов гораздо реже встречаются у сасанидов, поскольку считается, что многие из полноцветных экземпляров были импортированы. Тем не менее, они использовали однотонные цвета для декоративных мотивов. Но опять же в зависимости от их вкуса, поэтому шлейфы или подушечки обычно бывают нежными, [33] тонкие и маленькие (хотя в раннюю сасанидскую эпоху они обычно были толстыми), оттеняющие отражающие и сверкающие поверхности, полученные путем полировки или резки или добавления спиральных или вертикальных ребер. Очень часто можно обнаружить, что аппликации – применение стеклянных прорезей было особенно «популярно» среди сасанидов (Goldstein 2005, 14) – одинаково бесцветны, наносятся и зажимаются, что придает сосуду остроконечный вид, что соответствующим образом описано Гольдштейн как «спутник» . [34]

Значение сасанидского стекла

[ редактировать ]

Сасанидская империя «пользовалась репутацией роскошного государства в византийских и арабских письменных источниках» . [35] Недаром именно в такой обстановке были созданы «Тысячи и одной ночи» . Стекло также отражает эту ситуацию: например, во время сокращения производства в византийский период (400-616 гг. н. э.) «роскошные изделия пользовались небольшим спросом, за исключением резных сосудов сасанидского типа» . [36]

На Востоке сасанидское стекло было одинаково признано. называли В Китае Шелковый путь «Конной дорогой» или «Стеклянной дорогой», так как там «высоко ценилось» сасанидское стекло . [37] Аналогичным образом в Японии он появлялся в гробницах ( Сёсёин, Окиносима, Камигамо и др.) высокостатусной знати, связанной с Императором. [38] [7]

Сасанидское стекло имело быстрый рост и распространение как внутри, так и за пределами Империи и использовалось не только в предметах роскоши; стеклянные предметы, предназначенные для утилитарного использования, распространились по всей Империи. [3] И, что самое важное, над определенными социальными классами, которые до этого момента не имели к нему доступа. Секреты этого успеха, несомненно, заключаются в изготовлении стекла различного качества и в его стиле, одновременно простом и изысканном, в создании «необычных продуктов, основанных на определенных рисунках, отличающихся от восточно-римских образцов» . [39] и фактически от всей другой продукции, произведенной на тот момент.

Археологические записи

[ редактировать ]

До сих пор не было ярких примеров стекольных мастерских или стекольных заводов. На самом деле раскопанные поселения с сасанидским стеклом довольно немногочисленны: Селевкия , Телль-Баруда, Ктесифон , Вех-Ардашир , Чоче, Ниппур , Самарра и еще несколько. [7] Большое количество предметов было найдено в погребениях Телль-Махуза, Галекути, Хасани Махале, Абу Схайра и т. д. Небольшой парадокс заключается в том, что, хотя Иранское нагорье является ядром территории, контролируемой сасанидами, археологические данные о стекольное производство там довольно скудно, причем лучшие образцы мастерских сосредоточены на границах империи, а именно в Северном Ираке. [40] [41] [42] [7]

Отсутствие археологических находок означает, что происхождение большинства сасанидского стекла неизвестно; на них есть лишь неясные пометки типа: «Восточная Римская империя или Иран», «Северо-Западный Ирак», «Месопотамия», «Иран или Ирак» с большим количеством сосудов, появляющихся на рынках антиквариата. Этим, кстати, и обусловлена ​​упомянутая выше широта представлений разных учёных о том, что можно считать сасанидским.

«Мы далеки от окончательной картины исламского производства на протяжении веков». [43]

  1. ^ Гольдштейн 2005 , Рисунок 1.
  2. ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн 2005 , с. [ нужна страница ] .
  3. ^ Jump up to: а б с Мейер 1996 .
  4. ^ Ньюман 1977 , с. [ нужна страница ] .
  5. ^ Деманж 2007 , с. 9.
  6. ^ Черный Понци 1968–1969 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Уайтхаус 2005 , с. [ нужна страница ] .
  8. ^ Черный Понци 1972 , с. 216.
  9. ^ Whitehouse 2005 , стр. 9–10, со ссылкой на Салдерна (1967).
  10. ^ Белый дом 2005 , с. 30, со ссылкой на Erdmann (1950) и Erdmann (1953).
  11. ^ Уайтхаус 2005 , Рисунок 2.
  12. ^ Гольдштейн 1980 .
  13. ^ Роджерс 2005 , с. 24.
  14. ^ Гольдштейн, Раков и Раков 1982 , с. [ нужна страница ] .
  15. ^ Черный Понци 1984 , Рисунок 3.
  16. ^ Черный Понци 1987 , с. 272.
  17. ^ Jump up to: а б с Фристоун 2006 .
  18. ^ Jump up to: а б с Мирти и др. 2008 год .
  19. ^ Jump up to: а б с Мирти и др. 2009 .
  20. ^ Брилл 2005 .
  21. ^ Вуд и Сюй 2020 .
  22. ^ Вуд 2022 .
  23. ^ Брилл 2005 , с. 75.
  24. ^ Вуд и Гринакр 2021 .
  25. ^ Роджерс 2005 , с. 23.
  26. ^ Гольдштейн 2005 , с. 11.
  27. ^ Гольдштейн 2005 , стр. 28–62.
  28. ^ Гольдштейн 2005 , Рисунок 4.
  29. ^ Черный Понци 1969 .
  30. ^ Гольдштейн 2005 , с. 30.
  31. ^ Белый дом 2005 , с. 41, рисунок 5.
  32. ^ Черный Понци 1984 , с. 34.
  33. ^ Гольдштейн 2005 , рисунок 8.
  34. ^ Гольдштейн 2005 , рисунки 6-7.
  35. ^ Сент-Джон Симпсон 2000 , с. 62.
  36. ^ Роджерс 2005 , с. 23, рисунок 9.
  37. ^ Гиселен 2007 , с. 17.
  38. ^ Роджерс 2005 .
  39. ^ Черный Понци 1968–1969 , с. 384.
  40. ^ Салдерн 1963 .
  41. ^ Салдерн 1966 .
  42. ^ Сент-Джон Симпсон 2000 .
  43. ^ Роджерс 2005 , с. 25.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брилл, Р.Х. (2005). «Химический анализ некоторых сасанидских стекол из Ирака». Сасанидское и постсасанидское стекло в Музее стекла Корнинга . Уайтхаус, Д. Корнинг. Нью-Йорк: Музей стекла Коринг. стр. 65–88.
  • Деманж, Ф. (2007). Стекло, позолота и грандиозный узор: искусство Сасанидского Ирана (224-642) . Нью-Йорк: Азиатское общество.
  • Фристоун, IC (2006). «Производство стекла в поздней античности и раннем исламском периоде: геохимическая перспектива». В Маггети, М.; Мессига, Б. (ред.). Геоматериалы в культурном наследии . Специальные публикации. Том. 257. Лондон: Геологическое общество. стр. 201–216.
  • Гольдштейн, С.М. (1980). «Доперсидское и персидское стекло: некоторые наблюдения за предметами из Музея стекла Корнинг». В Шмандт-Бессера, Д. (ред.). Древняя Персия: Искусство Империи . Малибу: Ундена.
  • Гольдштейн, С.М.; Раков, Л.С.; Раков, Дж. К. (1982). Стекло-камея: шедевры стеклоделия за 200 лет . Корнинг, Нью-Йорк: Музей стекла Корнинг.
  • Гольдштейн, С.М. (2005). Стекло: от сасанидских предшественников к европейским имитациям . Коллекция исламского искусства Насера ​​Д. Халили. Том. XV. Лондон: Фонд Нура совместно с изданиями Asimuth. ISBN  978-1-874780-50-2 . OCLC   61203334 .
  • Гиселен, Рика (2007). "нет в наличии". Сасанидский мир. Стекло, позолота и грандиозный узор: искусство Сасанидского Ирана (224-642) . Деманж, Ф. Нью-Йорк: Азиатское общество. стр. 13–20.
  • Негр Понци, М. (1969). «Группа месопотамских стеклянных сосудов сасанидской даты». В Чарльстоне, младшем; Эванс, В.; Вернер, А.Е. (ред.). Исследования по истории и дизайну стекла, VIII Международный конгресс по стеклу. Лондон, 1–6 июля 1968 года . Олд-Уокинг, Суррей: Gresham Press.
  • Негр Понци, М. (1968–1969). «Сасанидская стеклянная посуда из Телль-Махуза (Северная Месопотамия)». Месопотамия . 3–4 : 293–384.
  • Негр Понци, М. (1972). «Стеклянная посуда из Абу Схайра (Центральный Ирак)». Месопотамия . 7 : 214–233.
  • Негр Понци, М. (1984). «Стеклянная посуда из Чоче (Центральная Месопотамия)». В Бушарла, Р.; Саллес, Ж.-Ф. (ред.). Восточная Аравия, Месопотамия и южный Иран от железного века до раннего исламского периода . Париж: Издания Рошерш о цивилизациях. стр. 33–40.
  • Негр Понци, М. (1987). «Позднесасанидская стеклянная посуда из Телля Баруда». Месопотамия . 22 : 265–275.
  • Негр Понци, М. (2002). «Стеклянная посуда из Селевкии (Центральный Ирак)». Парфия . 4 : 63–156.
  • Ньюман, Х. (1977). Иллюстрированный словарь Гласса . Лондон: Темза и Гудзон.
  • Мейер, К. (1996). «Сасанидское и исламское стекло из Ниппура, Ирак». Летопись 13-го конгресса Международной ассоциации истории стекла. Нидерланды / 28 августа — 1 сентября 1995 года . стр. 247–255.
  • Мирти, П.; Пейс, М.; Негр Понци, М.; Ачето, М. (2008). «ICP-MS анализ фрагментов стекла парфянской и сасанидской эпохи из Селевкии и Вех-Ардасира (Центральный Ирак)». Археометрия . 50 (3): 429–450.
  • Мирти, П.; Пейс, М.; Маландрино, М.; Негр Понци, М. (2009). «Сасанидское стекло из Вех Ардасир: новые данные анализа ICP-MS». Журнал археологической науки . 36 : 1061–1069.
  • Салдерн, А. (1963). «Ахеменидское и сасанидское граненое стекло». Арс Ориенталис . 5 :7–16.
  • Салдерн, А. (1966). «Древнее стекло». Бюллетень Бостонского музея . 64 (335): 4–17.
  • Сент-Джон Симпсон (2000). «Месопотамия в сасанидский период. Образцы расселения, декоративно-прикладное искусство». В Кертисе, Дж. (ред.). Месопотамия и Иран в парфянский и сасанидский периоды, отторжение и возрождение ок. 238 г. до н.э. – 642 г. н.э. Лондон: Издательство Британского музея. стр. 57–66.
  • Уайтхаус, Д. (2005). Сасанидское и постсасанидское стекло в Музее стекла Корнинга . Корнинг, Нью-Йорк: Музей стекла Коринг. ISBN  9780872901582 .
  • Уайтхаус, Д. (2006). Сасанидское стекло. Сасанидские персы. Великолепие забытой Империи (224-642) . Париж: Издания Findankly. стр. 138–154.
  • Уайтхаус, Д. (2007). "нет в наличии". Сасанидская посуда. Стекло, позолота и грандиозный узор: искусство Сасанидского Ирана (224-642) . Деманж, Ф. Нью-Йорк: Азиатское общество. стр. 29–33.
  • Вуд, младший; Гринакр, М. (2021). «Использование экспертных знаний для анализа археологических данных: тематическое исследование парфянской и сасанидской глазурованной керамики» . Археологические и антропологические науки . 13 : 110. дои : 10.1007/s12520-021-01341-0 .
  • Вуд, младший; Сюй, Ю.Т. (2020). «Переработка римского стекла для глазури парфянской керамики». Ирак . 82 : 259–270. дои : 10.1017/irq.2020.9 .
  • Вуд, младший (2022). «Подходы к исследованию стертых историй переработанных археологических объектов». Археометрия . дои : 10.1111/arcm.12756 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f86ed68bf46c48a67eeb0cfac4d71def__1719409140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/ef/f86ed68bf46c48a67eeb0cfac4d71def.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sasanian glass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)