Ардебиль Ковер
Ковер Ардебиль (или ковер Ардебиль ) — это название двух разных знаменитых персидских ковров . [1] более крупный и более известный сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне . Первоначально существовало два предположительно идентичных ковра, и лондонский ковер, отреставрированный и реконструированный в XIX веке, использует фрагменты обоих. Теперь он измеряет 34 фута 3 дюйма × 17 футов 6 + 7 ⁄ 8 дюймов (1044 см × 535,5 см). [2] Другой ковер сейчас находится в Музее искусств округа Лос-Анджелес . 23 фута 7 дюймов × 13 футов 1 + 1 ⁄ 2 дюйма (718,82 см × 400,05 см), [3] состоял из секций в удовлетворительном состоянии, не использовавшихся для лондонского ковра. Оба ковра теперь меньше (в частности, короче), чем они были изначально, и в различных коллекциях есть и другие фрагменты, которые, по-видимому, возникли в процессе реконструкции. [а] Ковры имеют типичный для Тебриза дизайн: один центральный медальон и меньшие по размеру богато украшенные узоры вокруг. Такие медальоны и формы играли центральную роль в дизайне и реальности персидских садов, общего символа рая для последователей ислама. [5]
на В картуше лондонском ковре указана дата 946 г. хиджры , или 1539–1540 гг., которая считается самой ранней датой на любом персидском ковре. [4]
Дизайн
[ редактировать ]Основа — шелк с шерстяным ворсом при плотности узлов 300–350 узлов на квадратный дюйм (47–54 узла на квадратный сантиметр). Размер лондонского ковра 34 фута 3 дюйма × 17 футов 6 + 7 ⁄ 8 дюймов (1044 см × 535,5 см), что в общей сложности дает около 26 миллионов узлов. [6] На коврах имеется надпись: куплет из газели персидского поэта-мифа Хафиза Ширази и подпись. [7] Надпись гласит:
У меня нет прибежища в мире, кроме твоего порога.
Для моей головы нет никакой защиты, кроме этой двери.
Работа слуги порога Максуда Кашанского в 946 году.
Перевод этой даты в христианский календарь показывает, что ковер был соткан примерно в 1539–40 годах во время правления шаха Тахмаспа , одного из великих покровителей ковроткачества.
Дизайн центрального медальона напоминает дизайн внутренней стороны купола мечети Шейха Лотфоллы в Исфахане, с двумя мотивами ламп разного размера, окружающими дизайн, что теперь рассматривается как преднамеренное использование графической перспективы , если смотреть с конца с Чем меньше лампа, тем больше они кажутся одинакового размера. Однако споры ведутся из-за того, что нет никаких доказательств того, что графическая перспектива использовалась в Иране 1530-х годов, и другие историки и критики вместо этого полагают, что лампы были найдены в мечетях или святилищах того времени. Бордюр создается из картушей, наполненных украшениями и каллиграфией, добавляющих еще больше деталей к уже завершенному стилю. [8]
Эскизы для заказов престижных ковров были предоставлены придворными мастерскими художников, которые также создавали рукописи, узоры для плитки на зданиях и другие материалы, придавая единый стиль элитному Сефевидов искусству . Затем дизайн был скопирован и адаптирован для ковров меньшего размера для более широкого рынка. Дизайн этих ковров не типичен для более поздних ковров Ардебиля , а представляет собой изделия тончайшего сефевидского ткачества с влиянием рукописной живописи. [4] [9]
- Корнер, Лондон
- Секция картушей, Лондон
- Деталь границы, Лос-Анджелес
- Лампа, Лос-Анджелес
История
[ редактировать ]Завершенные примерно через четыре года ткачества во время правления Сефевид- шаха Тахмаспа I в 1539-40 годах, вероятно, в Кашане , ковры считаются одними из лучших представителей классической иранской (персидской) школы ковроткачества. Согласно традиционной истории, которая сейчас весьма сомнительна историками, [4] Когда они были новыми, они были помещены в ансамбль шейха Сафи ад-Дина Ханега и храма в Ардебиле , но сильно изношены и были проданы в 1890 году. [5] британскому торговцу коврами, который восстановил один из ковров , используя другой, а затем перепродал отреставрированный Музею Виктории и Альберта. [10]
Много [ ВОЗ? ] специалисты сейчас сомневаются, что ковры шили для Ардебиля; кроме всего прочего, они не поместились бы в тамошней святыне. Они также не соответствуют никаким коврам, описанным в описи святыни 1795 года. С другой стороны, при их предполагаемом первоначальном размере они могли бы поместиться в пространство более важного храма Имама Резы в Мешхеде . [11]
Этот ковер был продан дилером Эдвардом Стеббингом из компании Robinson and Company как «Священный ковер мечети в Ардебиле». [б] подчеркивая «исключительность ковра и его происхождение как изделия королевской мастерской Сефевидов Шаха Тахмаспа, сделанного для династической святыни Сефевидов в Ардебиле». Уильям Моррис консультировал V&A при приобретении: «Именно Уильям Моррис , будучи одним из художественных рецензентов V&A, убедил музей собрать с помощью общественной подписки огромную на тот момент сумму в 2000 фунтов стерлингов для покупки ковер в марте 1893 года». [8] Моррис написал в письме Томасу Армстронгу , что «у него нет аналога». Постепенно стало известно, что в Ардебиле существует второй ковер. Когда в 1914 году Музей Виктории и Альберта начал проверять это произведение, исторически сложилось общее мнение, что модификациями нынешнего лос-анджелесского «Ардебиля» для ремонта лондонского «Ардебиля» руководила компания «Зиглер и компания», первый покупатель ковров из Персии. житель Хильдебранд Стивенс, предположительно пользующийся услугами тебризских или турецких мастеров. Второй Ардебиль претерпел видимые изменения в своей структуре: его границы были заменены новой узкой линией, а лондонский Ардебиль был полностью восстановлен. Историки того времени говорили об этом, заявляя: «Наибольшую рыночную стоимость имели полные ковры, а не поврежденные или фрагменты». Лондонский ковер был «замечательным произведением искусства» и, как сказал Моррис, имел подлинное историческое значение, но он был скомпрометирован, чтобы соответствовать рыночным ценностям ценителей искусства XIX века». Ковер на протяжении десятилетий висел на стене. С 2006 года она экспонируется в специальном стеклянном павильоне в центре галереи Джамиль, зал 42. Исламское искусство . Освещение поддерживается очень низким, чтобы предотвратить затухание, и увеличивается на короткое время каждый час. [8]
Второй «секретный» ковер, меньший по размеру, теперь без полей и с отсутствующей частью поля, составленный из оставшихся пригодных для использования секций, был продан американскому бизнесмену Кларенсу Маккею и в течение многих лет обменивался богатыми покупателями. Проходя через художественные коллекции Маккея, Йеркса и Де ла Мара, оно в конечном итоге было обнаружено и показано в 1931 году на выставке в Лондоне . Американский промышленник Дж. Пол Гетти увидел его и несколько лет спустя купил у лорда Дювина примерно за 70 000 долларов. К Гетти обратились агенты от имени короля Египта Фарука и предложили 250 000 долларов, чтобы их можно было преподнести в качестве свадебного подарка его сестре и иранскому шаху . [12] Позже Гетти подарил ковер Музею науки, истории и искусства округа Лос-Анджелес в Экспозиционном парке в Лос-Анджелесе . Время от времени на рынке появлялись и другие фрагменты. Плотность узлов на ковре из Лос-Анджелеса на самом деле выше. [8] Сейчас он находится в Музее искусств округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе. В 2003 году он был очищен и отреставрирован Студией консервации текстиля Королевской коллекции во дворце Хэмптон-Корт , недалеко от Лондона. [6]
Копии
[ редактировать ]Ковер Ардебиль имел оригинальный дизайн, хотя и был выполнен в стиле некоторых других персидских ковров того же периода. [4] Он был предметом многочисленных копий разного размера, от небольших ковриков до полноразмерных ковров. ) есть «Ардебиль» На Даунинг-стрит, 10 (офис премьер-министра Великобритании , и даже у Адольфа Гитлера был «Ардебиль» в его офисе в Берлине . [8] [13] Цена коммерческих экземпляров ковра варьируется от 200 до 45 000 долларов. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Слегка округлено, согласно: [4] «Сегодня размеры лондонского ковра (инв. 272-1893) составляют 34 фута 6 дюймов на 17 футов 6 дюймов (10,51 х 5,35 м), а укороченный лос-анджелесский ковер (инв. № 53.50.2) — 23 фута 11 дюймов на 13 дюймов. ' 5 дюймов (7,28 на 4,11 м)».
- ^ Название буклета и книги Стеббинга 1892 и 1893 годов. [4]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мохбери 2019 , с. 118; Битти, 1986 , стр. 365–368; Шпулер 1986 , стр. 708–709.
- ^ «Ардебильский ковер» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Ардебильский ковер» . Коллекции ЛАКМА . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Битти 1986 , стр. 365–368.
- ^ Перейти обратно: а б Гетти, Дж. Пол (2003). Как я это вижу: автобиография Дж. Пола Гетти . Лос-Анджелес: Публикации Getty Trust. стр. 270–271. ISBN 978-0-89236-700-9 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ковры Ардебиля» . Журнал Jozan о восточных коврах . 31 января 2003 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 г.
Источники: Музей искусств округа Лос-Анджелес, «Лексикон восточных ковров» Питера Ф. Стоуна.
- ^ Шахрам Разави. «Знаменитый персидский ковер Ардебиль» . WorldIsRound.com . Архивировано из оригинала 22 августа 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хиллиер и Крендель 2005 .
- ^ Редакторы Британской энциклопедии. «Ардебильский ковер» . Британская энциклопедия . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Хиллер и Крендель 2005 ; Битти 1986 , стр. 365–368.
- ↑ Битти 1986 , стр. 365–368: «Судя по небольшому плану храмового комплекса, два ковра, один за другим, поместились бы в святилище мечети Гоухар-Шад и, возможно, в другом месте, если бы они использовались по отдельности».
- ^ «Дж. Пол Гетти покупает произведения искусства в Европе и отель Pierre в Нью-Йорке» . Ракен.com . Архивировано из оригинала 14 сентября 2007 года.
Он [Гетти] заплатил 14 000 фунтов стерлингов за произведение, однажды объявленное лордом Джозефом Дювином «не для продажи» . Спустя годы [в 1938 году] он отклонил предложение в размере 250 000 долларов от короля Египта Фарука , который хотел, чтобы ковер стал свадебным подарком для его сестры , когда она выйдет замуж за шаха Ирана .
- ^ Дженнифер Уирден (июль 1995 г.). «Удивительная геометрия ковра Ардебиль» . Доклад, представленный на Международной текстильной конференции Ars Textrina, Университет Лидса . Музей Виктории и Альберта.
Библиография
[ редактировать ]- Битти, М. (1986). «Ардебильский ковер» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 365–368. ISBN 978-0-71009-104-8 .
- Хиллер, Линда; Крендель, Борис (весна 2005 г.). «Ковер Ардебиль – новый взгляд» . Журнал охраны природы (49). Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинала 7 февраля 2007 года.
- Мохбери, Сьюзен (2019). Персидское зеркало: размышления об империи Сефевидов во Франции раннего Нового времени . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190884802 .
- Шпулер, Ф. (1986). «Ковры и текстиль». В Локхарте, Лоуренс; Джексон, Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20094-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дороти (2018). «Изобретение ковра Ардебиль: пример присвоения и преобразования персидского артефакта». Иран: Журнал Британского института персидских исследований . 58 (1): 110–130. дои : 10.1080/05786967.2018.1547984 . S2CID 192690324 .
- Ковер Ардебиль в Художественном музее округа Лос-Анджелес