Jump to content

Римское стекло

(Перенаправлено из древнеримского стекла )
Чашка-клетка из Кёльна , датированная серединой IV века. Коллекция Государственная коллекция древностей , Мюнхен
Этот пиксис является образцом роскошной римской стеклянной посуды, ок. конец I века до нашей эры. Художественный музей Уолтерса , Балтимор

Римские стеклянные предметы были обнаружены по всей Римской империи в быту, промышленности и погребениях . Стекло использовалось в основном для производства сосудов, хотя производились также мозаичная плитка и оконное стекло. Производство римского стекла развивалось на основе эллинистических технических традиций, первоначально концентрируясь на производстве литых стеклянных сосудов яркого цвета.

Однако в I веке нашей эры промышленность пережила быстрый технический рост, который привел к появлению выдувания стекла и доминированию бесцветного или «голубого» стекла. Производство необработанного стекла осуществлялось в географически отдельных местах, а переработка стекла в готовые сосуды. [1] [2] и к концу I века нашей эры крупномасштабное производство привело к тому, что стекло стало общедоступным материалом в римском мире, а также имело технически очень сложные специализированные виды роскошного стекла, которые, должно быть, были очень дорогими, и конкурировала с серебром и золотом как элитная посуда.

Рост римской стекольной промышленности

[ редактировать ]
Римское стекло II века.
Эмалированное стекло с изображением гладиатора , найденное в Беграме , Афганистан , которое когда-то входило в состав Греко-Бактрийского царства , но находилось под властью Кушанской империи в одновременный с ним период Римского принципата , к которому принадлежит стекло, 52–125 гг. н.э. (хотя там это некоторые научные дебаты о точной датировке). [3]

Несмотря на рост производства стекла в эллинистическом мире и растущее место стекла в материальной культуре , в начале I века нашей эры в римском мире еще не существовало латинского слова для него. [1] периоду стекло производилось в римском контексте с использованием преимущественно эллинистических методов и стилей (см. Стекло, история Однако к позднему республиканскому ) . Большинство технологий изготовления были трудоемкими, а исходным изделием был толстостенный сосуд, требующий значительной отделки. Это, в сочетании со стоимостью импорта натрона для производства необработанного стекла, способствовало ограниченному использованию стекла и его положению как дорогого и престижного материала.

с двойной ручкой Стеклянный флакон из Сирии, ок. 4 век нашей эры

Таким образом, стекольная промышленность в республиканский период была относительно второстепенным ремеслом; хотя в первые десятилетия I века нашей эры количество и разнообразие доступных стеклянных сосудов резко возросло. [1] Это было прямым результатом массового роста римского влияния в конце республиканского периода, Pax Romana, последовавшего за десятилетиями гражданской войны. [4] и стабилизация государства, произошедшая при Августа . правлении [1] Тем не менее, римская стеклянная посуда уже продвигалась из Западной Азии (то есть Парфянской империи ) в Кушанскую империю в Афганистане и Индии и даже в империю Хань в Китае . Первое римское стекло, найденное в Китае, было найдено в гробнице начала I века до нашей эры в Гуанчжоу , предположительно через Южно-Китайское море . [5] [6]

В дополнение к этому в I веке нашей эры была внедрена новая технология производства стекла. [7] Выдувание стекла позволило стекольщикам производить сосуды со значительно более тонкими стенками, уменьшая количество стекла, необходимое для каждого сосуда. Выдувание стекла также было значительно быстрее, чем другие методы, и суда требовали значительно меньше отделки, что представляло собой дополнительную экономию времени, сырья и оборудования. Хотя более ранние методы доминировали в периоды раннего Августа и Юлия-Клавдия , [8] к середине-концу I века нашей эры от прежних методов в значительной степени отказались в пользу выдувания. [1]

В результате этих факторов стоимость производства была снижена, и стекло стало доступным для более широких слоев общества в растущем разнообразии форм. К середине I века нашей эры это означало, что стеклянные сосуды превратились из ценного, высокостатусного товара в общедоступный материал: «[стеклянную] чашку для питья можно было купить за медную монету» (Страбон, Geographica XVI. 2). Этот рост также привел к производству первых стеклянных мозаик для мозаики и первого оконного стекла. [1] поскольку технология печи улучшилась, что позволило впервые производить расплавленное стекло. [9] В то же время расширение империи также привело к притоку людей и расширению культурного влияния, что привело к принятию восточных декоративных стилей. [1] Таким образом, изменения, произошедшие в римской стекольной промышленности в этот период, можно рассматривать как результат трех основных влияний: исторических событий, технических инноваций и современной моды. [1] Они также связаны с модой и технологиями, развитыми в торговле керамикой , из которых был заимствован ряд форм и техник. [1]

«Цирковой стакан» римского железного века , найденный в Варпелеве, Дания.
Зеленая римская стеклянная чаша, обнаруженная в гробнице династии Восточная Хань (25–220 гг. Н.э.), Гуанси , Китай.

Производство стекла достигло своего пика в начале II века нашей эры, когда стеклянные предметы использовались в самых разных бытовых условиях. [1] Основные методы производства — выдувание и, в меньшей степени, литье — использовались до конца римского периода, с изменениями в типах сосудов, но с небольшими изменениями в технологии. [1] Начиная со II века, стили становились все более региональными. [1] и данные указывают на то, что бутылки и закрытые сосуды, такие как мазь, перемещались как побочный продукт торговли своим содержимым, и многие из них, по-видимому, соответствовали римской шкале измерения жидкости. [1] Увеличилось также использование цветного стекла в качестве декоративного дополнения к бледному и бесцветному стеклу, а на форму стеклянных сосудов продолжали влиять металлические сосуды. [1] После обращения Константина стекольные изделия начали быстрее переходить от изображения языческих религиозных образов к христианским религиозным образам. Перенос столицы в Константинополь оживил восточную стекольную промышленность, а присутствие римских военных в западных провинциях во многом предотвратило там любой спад. [1] К середине IV века выдувание форм использовалось лишь спорадически. [1]

Производство

[ редактировать ]
Крупный план пляжного песка, основного компонента римского стекла.

Производство римского стекла основывалось на применении тепла для плавления двух основных ингредиентов: кремнезема и соды. [7] Технические исследования археологических стекол делят ингредиенты стекла на формовщики, флюсы, стабилизаторы, а также возможные глушители или красители.

  • Первое : основным компонентом стекла является кремнезем, который в римский период представлял собой песок (кварц), содержащий некоторое количество глинозема (обычно 2,5%) и до 8% извести . [4] Содержание глинозема варьируется, достигая максимума около 3% в стеклах из Западной Империи и оставаясь заметно ниже в стеклах с Ближнего Востока. [4]
  • Флюс : этот ингредиент использовался для снижения температуры плавления кремнезема при образовании стекла. Анализ римского стекла показал, что сода ( карбонат натрия ). при производстве стекла использовалась исключительно [10] В этот период основным источником соды был натрон , природная соль, обнаруженная в высохших озерах. Основным источником натрона в римский период был Вади-эль-Натрун в Египте, хотя, возможно, был источник и в Италии.
  • Стабилизатор : Стекла, изготовленные из диоксида кремния и соды, растворимы в естественных условиях и требуют добавления стабилизатора, такого как известь или магнезия. Известь была основным стабилизатором, использовавшимся в римский период, и попадала в стекло через известковые частицы пляжного песка, а не как отдельный компонент. [11]

Также было показано, что римское стекло содержит от 1% до 2% хлора, в отличие от более поздних стекол. [10] Считается, что это произошло либо из-за добавления соли (NaCl) для снижения температуры плавления и вязкости стекла, либо из-за загрязнения натрона.

Изготовление стекла

[ редактировать ]
Римская погребальная урна из дутого стекла , датируемая I-III веками нашей эры.

Археологические свидетельства изготовления стекла в римский период скудны, но если провести сравнение с более поздним исламским и византийским периодами, становится ясно, что производство стекла было важной отраслью промышленности. К концу римского периода стекло производилось в больших количествах в резервуарах, расположенных внутри узкоспециализированных печей, о чем свидетельствует 8-тонная стеклянная плита, обнаруженная в Бейт-Шеариме . [11] Эти мастерские могли производить много тонн необработанного стекла за один обжиг, и хотя этот обжиг мог занять недели, один первичный цех потенциально мог бы снабжать несколько участков вторичного стекла. Поэтому считается, что производство сырого стекла было сосредоточено в относительно небольшом количестве мастерских. [11] где стекло производилось в больших масштабах, а затем разбивалось на куски. [12]

Имеются лишь ограниченные данные о местном производстве стекла, и только в контексте оконного стекла. [13] Развитие этой крупномасштабной промышленности до конца не изучено, но «Естественная история» Плиния (36, 194), помимо свидетельств первого использования расплавленного стекла в середине I века нашей эры, [9] указывает на то, что технологии печей претерпели заметное развитие в начале-середине I века нашей эры одновременно с расширением производства стекла.

Выбор места для мастерских по производству стекла определялся тремя основными факторами: наличием топлива, которое требовалось в больших количествах, источников песка, который представлял собой основной компонент стекла, и натрона, действовавшего в качестве флюса. В производстве римского стекла использовался натрон из Вади-эль-Натруна, поэтому считается, что мастерские по производству стекла в римский период могли быть ограничены прибрежными районами восточного Средиземноморья . [11] Это облегчило торговлю производимым ими необработанным бесцветным или естественно окрашенным стеклом, которое достигало стекольных заводов по всей Римской империи. [11]

Нехватка археологических свидетельств существования римских предприятий по производству стекла привела к использованию химических составов в качестве доказательства для производственных моделей. [14] поскольку разделение производства указывает на то, что любые изменения связаны с различиями в производстве сырого стекла. [11] Однако римляне полагались на натрон из Вади-эль-Натрун в качестве флюса. [13] привело к тому, что состав большинства римских стаканов был в значительной степени однородным. [13] [15] Несмотря на публикацию крупных анализов, [16] попытки сравнения химических анализов, полученных различными аналитическими методами, были предприняты лишь недавно, [14] [17] и хотя в композициях римского стекла существуют некоторые различия, для этого периода было трудно выделить значимые композиционные группы. [11]

Переработка

[ редактировать ]
Стеклянная пластинка-камея с младенцем Вакхом и сатиром , начало I века нашей эры.

Римские писатели Статий и Марциал указывают, что переработка битого стекла была важной частью стекольной промышленности, и это, по-видимому, подтверждается тем фактом, что лишь изредка фрагменты стекла любого размера извлекаются из бытовых памятников этого периода. [7] В Западной империи есть свидетельства того, что переработка битого стекла была частой и обширной. [13] [15] и что большое количество битой стеклянной посуды концентрировалось на местных объектах, прежде чем снова расплавиться в сырое стекло. [13] В Восточной империи есть свидетельства того, что переработанное римское стекло использовалось для глазурования парфянской керамики. [18] [19] С точки зрения состава повторная переработка видна по повышенному содержанию металлов, используемых в качестве красителей. [20]

Плавление, по-видимому, не происходило в тиглях; скорее, кастрюли, похоже, использовались для небольших операций. Для более крупных работ использовались большие резервуары или керамические контейнеры, похожие на резервуары. В самых крупных случаях вокруг этих резервуаров строились большие печи.

Обработка стекла

[ редактировать ]
Стеклянная чаша с гравировкой из Колонии Агриппина, III век нашей эры.

По сравнению с производством стекла, есть свидетельства того, что стекло обрабатывают во многих местах по всей империи. В отличие от процесса изготовления, обработка стекла требовала значительно более низких температур и значительно меньшего количества топлива. В результате этого и расширения Империи в Риме, Кампании и долине реки По возникли предприятия по производству стекла. [7] к концу I века до н. э. наряду с литыми сосудами производились и новые выдутые сосуды. Известно, что в то время Италия была центром производства и экспорта ярко раскрашенных сосудов. [21] пик производства пришелся на середину I века нашей эры. [7]

К началу-середине I века нашей эры рост Империи привел к созданию предприятий по обработке стекла в местах вдоль торговых путей, при этом Кельн и другие центры Рейнской области стали важными местами обработки стекла с имперского периода. [7] а сирийское стекло экспортируется даже в Италию. [22] В этот период формы сосудов различались в разных мастерских, причем такие районы, как Рейнская область и северная Франция, создавали отличительные формы, которые не встречаются южнее. [7] Рост отрасли продолжался и в III веке нашей эры, когда места в Колонии Клаудиа Агриппиненсис, по-видимому, значительно расширились. [23] а к III и началу IV веков производители к северу от Альп экспортировали продукцию на север Италии и в трансальпийские регионы. [22]

Участки стекольной обработки, такие как в Аквилее, также сыграли важную роль в распространении традиций стекольного дела. [23] и торговля материалами, в которых в качестве контейнеров использовалась полая стеклянная посуда. [22] Однако к 4-му [23] и V вв. [22] Преобладают итальянские стекольные мастерские.

Стеклянный сосуд II века нашей эры, найденный в Босански-Нови.

Самое раннее римское стекло следует эллинистическим традициям и использует ярко окрашенное стекло с «мозаичным» узором. В поздний республиканский период были представлены новые яркие полосатые изделия с сочетанием десятков монохромных и кружевных полос. [1] В этот период есть некоторые свидетельства того, что стили стекла различались географически: полупрозрачные цветные изысканные изделия начала I века были особенно «западными» по происхождению, тогда как более поздние бесцветные изысканные изделия были более «международными». [8] Эти предметы также представляют собой первые изделия с отчетливо римским стилем, не связанным с эллинистическими традициями литья, на которых они основаны, и характеризуются новыми насыщенными цветами. [1] «Изумрудный» зеленый, темно- или кобальтовый синий , глубокий сине-зеленый и персидский или «павлиний» синий чаще всего ассоциируются с этим периодом, а другие цвета встречаются очень редко. [8] Из них изумрудно-зеленый и синий павлин были новыми цветами, представленными романо-итальянской промышленностью и почти исключительно связанными с производством изысканных товаров. [8]

Однако в течение последних тридцати лет I века нашей эры произошли заметные изменения в стиле: яркие цвета быстро исчезли, их заменили «голубые» и настоящие бесцветные очки. [7] До этого бесцветное стекло и стекло цвета морской волны использовалось для изготовления сосудов и некоторых мозаичных рисунков, но в это время оно начинает доминировать на рынке выдувного стекла. [7] Использование ярких цветов в литом стекле прекратилось в этот период, и бесцветные или «голубые» стекла доминировали в последнем классе литых сосудов, которые производились в больших количествах, поскольку в I веке нашей эры на смену пришли плесень и свободное выдувание. [8]

Примерно с 70 г. н. э. бесцветное стекло становится преобладающим материалом для изготовления изысканных изделий, а более дешевые стекла приобретают бледные оттенки синего, зеленого и желтого. [8] Продолжаются споры о том, указывает ли это изменение в моде на изменение отношения, согласно которому стекло стало отдельным ценным материалом, который больше не требуется для имитации драгоценных камней, керамики или металла. [7] или же переход на бесцветное стекло означает попытку имитировать высоко ценимый горный хрусталь. [1] Плиния В «Естественной истории» говорится, что «наиболее ценное стекло бесцветное и прозрачное, максимально напоминающее горный хрусталь» (36, 198), что, как полагают, подтверждает это последнее положение, а также свидетельствует о сохранении литья как производства. техника, которая позволяла изготавливать толстостенные сосуды, необходимые для того, чтобы выдерживать давление обширной огранки и полировки, связанное с обработкой кристаллов. [1]

Технология изготовления сосудов

[ редактировать ]
Портлендская ваза 5–25 гг. н.э.(?) , камея, стекло .

Сосуды сердцевидной и стержнеобразной формы

[ редактировать ]

Ремесленники использовали массу грязи и соломы, закрепленную вокруг металлического стержня, чтобы сформировать сердечник, и строили сосуд, либо погружая стержень в жидкое стекло, либо нанося на него жидкое стекло. [7] Сердцевину удалили после того, как стекло остыло, а затем добавили ручки, края и основания. Эти сосуды характеризовались относительно толстыми стенками, яркими цветами и зигзагообразными узорами контрастных цветов, а их размер ограничивался небольшими контейнерами для мазей или ароматизаторов. [7] Эта ранняя техника продолжала пользоваться популярностью в I веке до нашей эры. [1] несмотря на более раннее введение упавших и литых сосудов.

Холодноразделочные сосуды

[ редактировать ]

Эта техника связана с происхождением стекла как заменителя драгоценных камней . Заимствуя приемы обработки камня и резных драгоценных камней , ремесленники смогли изготавливать разнообразные небольшие емкости из блоков необработанного стекла или толстых формованных заготовок , [7] в том числе камео-стекло двух или более цветов и чашки-клетки (большинство ученых до сих пор считают, что они были украшены огранкой, несмотря на некоторые споры).

Выдувное стекло: свободные и выдувные сосуды

[ редактировать ]

Эти методы, которые доминировали в римской стекольной промышленности после конца I века нашей эры, подробно обсуждаются на странице, посвященной выдуванию стекла . Выдувное стекло появляется во второй четверти I века нашей эры. [21]

Другие технологии производства

[ редактировать ]

В римский период использовался ряд других техник:

Декоративные приемы

[ редактировать ]

из литого стекла Модели

[ редактировать ]
Ребристая чаша из мозаичного стекла в Метрополитен-музее.
Кубок Ликурга , дихроичная (меняющая цвет) чашка в форме клетки , освещенная сзади, с современной ножкой и ободком.

Стеклянные листы, используемые для осадки, могли быть изготовлены из простого или разноцветного стекла или даже сформированы из «мозаичных» кусочков. Производство этих предметов позже развилось в современные техники обработки тростника и миллефиори , но оно заметно отличается. Были идентифицированы шесть основных образцов «мозаичного» стекла: [7]

  • Цветочные (мильфиори) и спиральные узоры: они изготавливались путем связывания стержней цветного стекла вместе, нагревания и сплавления их в единое целое. Затем их разрезали поперек, и полученные диски можно было сплавлять вместе, создавая сложные узоры. Альтернативно, две полоски стекла контрастного цвета можно было соединить вместе, а затем намотать на стеклянный стержень, пока он еще горячий, чтобы получить спиральный узор. [7] Его поперечные сечения также были разрезаны, и их можно было сплавить вместе, чтобы сформировать пластину, или приварить к простому стеклу.
  • Мраморные и пятнистые узоры: некоторые из этих узоров явно образовались в результате искажения исходного рисунка во время оседания стеклянной пластины во время плавления. [7] Однако, используя спиральные и круговые узоры чередующихся цветов, производители также смогли намеренно имитировать внешний вид натуральных камней, таких как сардоникс . [1] Чаще всего это происходит с чашами в форме колонн, которые являются одной из самых распространенных стеклянных находок на памятниках I века. [7]
  • Кружевные узоры: полоски цветного стекла скручивались со стеклянной нитью контрастного цвета, а затем сплавлялись вместе. Это был популярный метод в ранний период, но, похоже, вышел из моды к середине I века нашей эры. [7]
  • Полосатый узор: отрезки монохромного и кружевного стекла были соединены вместе, чтобы создать яркие полосатые узоры - техника, которая развилась из техники кружевных узоров в последние десятилетия I века нашей эры. [1]

Производство разноцветных сосудов сократилось после середины I века, но продолжало использоваться еще некоторое время. [7]

Золотое стекло

[ редактировать ]
Деталь золотого стеклянного медальона с портретом семьи из Александрии ( Римский Египет ), III–IV век ( Брешия , Museo di Santa Giulia ) [24]

Золотое сэндвич-стекло или золотое стекло — это техника крепления слоя сусального золота с рисунком между двумя сплавленными слоями стекла, разработанная в эллинистическом стекле и возрожденная в III веке. Более крупных дизайнов очень мало, но подавляющее большинство из примерно 500 сохранившихся памятников представляют собой медальоны, представляющие собой обрезанные донышки винных чаш или стаканов, которые использовались для обозначения и украшения могил в катакомбах Рима путем вдавливания их в ступу. Подавляющее большинство из них относятся к 4 веку, вплоть до 5 века. Большинство из них христиане, но много язычников и несколько евреев; их иконография хорошо изучена, хотя художественно они относительно просты. Напротив, гораздо меньшая группа портретных уровней III века выполнена великолепно: пигмент нанесен поверх золота. Та же техника начала использоваться для золотых мозаик в середине I века в Риме, а к V веку они стали стандартным фоном для религиозных мозаик. [25]

Другие декоративные приемы

[ редактировать ]

В римский период использовался ряд других техник, в том числе эмалированное стекло и гравированное стекло .

Тессеры и оконное стекло

[ редактировать ]

Осколки битого стекла или стеклянные стержни использовались в мозаике начиная с периода Августа, но к началу I века небольшие стеклянные плитки, известные как тессеры , производились специально для использования в мозаике. [1] Обычно они были желтого, синего или зеленого цветов и преимущественно использовались в мозаике, уложенной под фонтанами, или в качестве подсветки.

Считается, что примерно в то же время были изготовлены первые оконные стекла. [1] Самые ранние стекла были грубо отлиты в деревянную раму поверх слоя песка или камня. [1] но с конца III века оконное стекло изготавливалось методом муфты , при котором выдувной цилиндр разрезался по бокам и расплющивался для получения листа. [26]

Химия и цвета

[ редактировать ]

См. также современные цвета стекла .

Краситель Содержание Комментарии Условия печи
'Аква' Оксид железа(II)
(ФеО)
«Аква», бледный сине-зеленый цвет, является обычным естественным цветом необработанного стекла. Многие ранние римские сосуды имеют этот цвет. [7]
Бесцветный Оксид железа(III)
( Fe2O3 O)
Бесцветное стекло производилось в римский период путем добавления либо сурьмы, либо оксида марганца. [1] Это окислило оксид железа (II) до оксида железа (III), который, хотя и желтый, но является гораздо более слабым красителем, из-за чего стекло кажется бесцветным. Использование марганца в качестве обесцвечивателя было римским изобретением, впервые отмеченным в имперский период; до этого сурьмой . использовались минералы, богатые [1] Однако сурьма действует как более сильный обесцвечиватель, чем марганец, в результате чего стекло становится более бесцветным; в Италии и Северной Европе сурьма или смесь сурьмы и марганца продолжали использоваться вплоть до III века. [27] Этот конец был связан с окончанием римской оккупации Дакии и ее антимонита . [28]
Янтарь железа и серы Соединения 0,2%-1,4% С [1]
0,3% Fe
Сера, вероятно, попала в стекло в виде примеси натрия, придав ему зеленый оттенок. Образование соединений железа и серы приводит к янтарному цвету. Сокращение
Фиолетовый Марганец
(например, пиролюзит )
Около 3% [1] Окисление [1]
Синий и зеленый Медь 2%–13% [1] Естественный оттенок морской волны можно усилить добавлением меди. В римский период это было получено путем восстановления оксидной окалины из медного лома при нагревании, чтобы избежать загрязнений, присутствующих в медных минералах. [1] Медь давала полупрозрачный синий цвет, переходящий в более темный и плотный зеленый. Окисление [1]
Темно-зеленый Вести Добавив свинец, можно было затемнить зеленый цвет меди. [1]
От королевского синего до темно-синего Кобальт 0.1% [1] Интенсивная окраска
Пудрово-голубой Египетский синий [1]
Плиния Непрозрачный от красного до коричневого цвета ( гематинум ) Медь , свинец >10% меди
1% – 20% Pb [1]
В сильно восстановительных условиях медь, присутствующая в стекле, выпадает в осадок внутри матрицы в виде оксида меди, в результате чего стекло становится коричневым или кроваво-красным. Свинец способствует осаждению и блеску. Красный — редкая находка, но известно, что он производился на континенте в IV, V и последующих веках. [29] Сильно сокращая
Белый Сурьма
(например, антимонит)
1–10% [1] Сурьма вступает в реакцию с известью в матрице стекла, вызывая осаждение кристаллов антимонита кальция, создавая белый цвет с высокой непрозрачностью. [1] Окисление
Желтый Сурьма и свинец
(например, биндгеймит). [1]
Осаждение пироантимоната свинца создает непрозрачный желтый цвет. Желтый цвет редко появляется один в римском стекле, но использовался для мозаики и полихромных изделий. [1]

Эти цвета легли в основу всего римского стекла, и хотя некоторые из них требовали высоких технических навыков и знаний, была достигнута определенная степень единообразия. [1]

Физика и цвета

[ редактировать ]

Не все цвета древнего стекла обязательно производятся химическими добавками или примесями, первоначально присутствующими в сетке аморфного стекла или включенными на более позднем этапе в измененное стекло (закопанное в почву или подвергающееся воздействию окружающего воздуха) путем медленной диффузии. -контролируемый процесс. Помимо катионов металлов , хорошо известных своим характерным цветом, или реже анионов, таких как красно-коричневый селенид- анион ( Вышка , Се 2− ), или трисульфидные циклические разновидности S - 3 отвечает за типичный синий цвет лазурита и ляпис-лазури , на цвет стекла могут влиять и другие процессы чисто физической природы.

Изменение стекла также может вызывать образование ритмических полос кристаллизованного SiO 2 (новоформированные нанослои кремнезема ) на поверхности выветренного стекла. [30] Эти полосы напоминают кольца Лизеганга, образующиеся в результате медленного ритмичного процесса рекристаллизации стекла, вероятно, происходящего в слое силикагеля, образовавшемся в результате гидратации внешней поверхности стекла. Дифракция состоящей света на сформированной таким образом решетке, из сотен нанослоев кремнезема, кристаллизованного на поверхности измененного стекла, ответственна за типичную золотую патину . [31]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Флеминг, С.Дж. (1999). Римское стекло; размышления о культурных изменениях . Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
  2. ^ Стерн, Э.М. (1999). «Римское стеклодувное дело в культурном контексте». Американский журнал археологии 103/3, 441–484.
  3. ^ Warwick Ball (2016), Рим на Востоке: трансформация империи , 2-е издание, Лондон и Нью-Йорк: Routledge, ISBN   978-0-415-72078-6 , с. 153.
  4. ^ Jump up to: а б с Дюссар О., Б. Вельде и др., 2004. Стекло из Калат-Семана (Северная Сирия): обработка стекла во время перехода от римского к исламскому составу. Журнал исследований стекла 46, 67–83.
  5. ^ Ан, Цзяяо. (2002). «Когда в Китае ценили стекло», в « Исследованиях Шелкового пути VII: Кочевники, торговцы и святые люди на Шелковом пути Китая» , 79–94. Под редакцией Аннетт Л. Джулиано и Джудит А. Лернер. Тюрнхаут: Издательство Бреполс. ISBN   2-503-52178-9 . Стр. 83-84.
  6. ^ Эбри, Патрисия. (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-66991-X . Страница 70.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Аллен, Д., 1998. Римское стекло в Великобритании . Принцы Рисборо, Бакингемшир, Шир Пабликейшнс.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Гроуз, Д.Ф., 1991. Литое стекло раннего имперского римского периода: полупрозрачные цветные и бесцветные изысканные изделия. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
  9. ^ Jump up to: а б Стерн, Э.М., 1995. Римское выдувное стекло . Рим, Италия, L'Erma di Fretshneidur совместно с Художественным музеем Толедо.
  10. ^ Jump up to: а б Стерн, ВБ, 1990. Состав римского стекла. Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фристоун, IC, 2006. Производство стекла в эпоху поздней античности и раннего ислама: геохимическая перспектива. Геоматериалы в культурном наследии , Лондонское геологическое общество. Специальное издание 257: 201–216.
  12. ^ Фристоун, IC, М. Понтинг, Хьюз, MJ, 2002. Происхождение византийского стекла из Марони Петрера, Кипр. Археометрия 44, 257–272.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Джексон, CM, HEM Cool, Wager, ECW, 1998. Производство стекла в Роман-Йорке. Журнал исследований стекла 40, 55–61.
  14. ^ Jump up to: а б Бакстер, М.Дж., Х.Э.М. Кул, Джексон, К.М., 2006. Сравнение анализов состава стекла. Археометрия 48/3, 399–414.
  15. ^ Jump up to: а б Вельде, Б., Год. Наблюдения за химическим составом некоторых видов галло-римского и франкского стекольного производства. В: 9e Congres International d'Etude Historique du Verre , Нанси, Франция: Editions du Centre de Publications de L'AIHV.
  16. ^ Брилл, Р.Х., 1999. Химический анализ ранних стекол . Нью-Йорк, Музей стекла Корнинг.
  17. ^ Дегриз, П., 2014. Производство стекла в греко-римском мире, результаты проекта ARCHGLASS , издательство Leuven University Press.
  18. ^ Вуд, младший (2022). «Подходы к исследованию стертых историй переработанных археологических объектов» . Археометрия . 64 : 187–205. дои : 10.1111/arcm.12756 .
  19. ^ Вуд, младший, Сюй, Ю.Т. (2020). «Переработка римского стекла для глазури парфянской керамики» . Ирак . 82 : 259–270. дои : 10.1017/irq.2020.9 . S2CID   229305135 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Фристоун, IC, 2005. Происхождение древнего стекла посредством композиционного анализа. Проблемы материалов в искусстве и археологии 7 .
  21. ^ Jump up to: а б Прайс, Дж. , 1990. Исследование эллинистического и раннеримского стеклянного сосуда, найденного на неисследованном особняке в Кноссе на Крите. Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
  22. ^ Jump up to: а б с д Факкини, Г.М., 1990. Римское стекло в контексте раскопок: Анжере (Вирджиния). Анналы 11-го конгресса. Амстердам
  23. ^ Jump up to: а б с Кальдера де Кастро, доктор медицины. П., 1990. Римское стекло на юго-западе Испании. Анналы 11-го съезда . Амстердам.
  24. ^ Яс Эльснер (2007). «Изменяющаяся природа римского искусства и искусствоведческая проблема стиля», в книге Евы Р. Хоффман (редактор), « Позднеантичное и средневековое искусство средневекового мира» , стр. 11–18. Оксфорд, Молден и Карлтон: Blackwell Publishing. ISBN   978-1-4051-2071-5 , с. 17, рисунок 1.3 на с. 18.
  25. ^ Беквит, Джон, Раннее христианское и византийское искусство , стр. 25–26, История искусства Penguin (ныне Йельский университет), 2-е изд. 1979, ISBN   0140560335
  26. ^ Forbes, RJ, 1966. Исследования древних технологий V. Редакторы: Лейден, Брилл.
  27. ^ Джексон, Кэролайн (2005). «Изготовление бесцветного стекла в римский период». Археометрия . 47 (4): 763–780. дои : 10.1111/j.1475-4754.2005.00231.x .
  28. ^ Дегриз, П.; Гонсалес, С.Н.; Ванхаке, Ф.; Диллис, С.; Ван Хам-Меерт, А. (2024). «Взлет и падение сурьмы: источники «бесцветного» римского стекла». Журнал археологической науки: отчеты . 53 : 104344. doi : 10.1016/j.jasrep.2023.104344 .
  29. ^ Эвисон, VI, 1990. «Красное мраморное стекло, от римского до Каролингского». Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
  30. ^ Гуидетти, Джулия; Занини, Роберта; Франческин, Джулия; Мольянетти, Мауро; Ким, Тэхун; Коэн, Натаниэль; Чан, Лиза; Тредголд, Джон; Травилья, Арианна; Оменетто, Фиоренцо Дж. (18 сентября 2023 г.). «Фотонные кристаллы, построенные временем в древнеримском стекле» . Труды Национальной академии наук . 120 (39). дои : 10.1073/pnas.2311583120 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   10523479 .
  31. ^ Уэллетт, Дженнифер (18 сентября 2023 г.). «Древнеримское «вау-стекло» имеет фотонно-кристаллическую патину, выкованную веками» . Арс Техника . Проверено 19 сентября 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Д., 1998. Римское стекло в Великобритании . Принцы Рисборо, Бакингемшир, Шир Пабликейшнс.
  • Амрейн Х., 2001 г., Стекольная мастерская в Аванше. Мастерство изготовления стекла в середине I века нашей эры, Cahiers d'archéologie romande 87, Лозанна, 2001 г.
  • Бакстер, М.Дж., ХЕМ Кул и др., 2006. Сравнение анализов состава стекла. Археометрия 48/3, 399–414.
  • Бик Л. и Дж. Бэйли, 1979. Стекло и другие стекловидные материалы. Мировая археология 11, Ранние химические технологии/1, 1–25.
  • Брилл, Р.Х., 1999. Химический анализ ранних стекол . Нью-Йорк, Музей стекла Корнинг.
  • Кальдера де Кастро, доктор медицины. П., 1990. Римское стекло на юго-западе Испании. В «Анналах 11-го конгресса» . Амстердам.
  • Кэрон, Б., 1993. Стеклянная чаша с римской гравировкой. Журнал Метрополитен-музея 28, 47–55.
  • Дегрис, П., 2014. Производство стекла в греко-римском мире, результаты проекта ARCHGLASS, издательство Leuven University Press.
  • Дюссар О., Б. Вельде и др., 2004. Стекло из Калат-Семана (Северная Сирия): обработка стекла во время перехода от римского к исламскому составу. Журнал исследований стекла 46, 67–83.
  • Эвисон, VI, 1990. Красное мраморное стекло, от римского до Каролингского. В «Анналах 11-го конгресса» . Амстердам.
  • Факкини, Г.М., 1990. Римское стекло в контексте раскопок: Анжере (Вирджиния). В «Анналах 11-го конгресса» . Амстердам
  • Флеминг, С.Дж., 1999. Роман Гласс; размышления о культурных изменениях . Филадельфия, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
  • Форбс, Р.Дж., 1966. Исследования древних технологий В. Лейден, Брилл.
  • Фристоун, IC, 2005. Происхождение древнего стекла посредством композиционного анализа. Проблемы материалов в искусстве и археологии 7 .
  • Фристоун, IC, 2006. Производство стекла в эпоху поздней античности и раннего ислама: геохимическая перспектива. Геоматериалы в культурном наследии: Лондонское геологическое общество . Специальное издание 257: 201–216.
  • Фристоун, И.К., М. Понтинг, Хьюз, М.Дж., 2002. Происхождение византийского стекла из Марони Петрера, Кипр. Археометрия 44, 257–272.
  • Гроуз, Д.Ф., 1991. Литое стекло раннего имперского римского периода: полупрозрачные цветные и бесцветные изысканные изделия. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
  • Гуденрат, В., 2006. Эмалированные стеклянные сосуды, 1425 г. до н.э. – 1800 г.: Процесс декорирования. Журнал исследований стекла 48, 23.
  • Джексон, CM, HEM Cool, Wager, ECW, 1998. Производство стекла в Роман-Йорке. Журнал исследований стекла 40, 55–61.
  • Мередит, Х.Г., 2015. Слово становится изображением: ажурные сосуды как отражение позднеантичной трансформации. Серия Археопресс по археологии. Оксфорд: Археопрес.
  • Прайс, Дж., 1990. Исследование эллинистического и раннеримского стеклянного сосуда, найденного на территории неисследованного особняка в Кноссе на Крите. Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
  • Рутти, Б., 1991. Раннее эмалированное стекло. В книге М. Ньюби и К. Пейнтера (ред.) « Римское стекло: два столетия искусства и изобретений» . Лондон: Лондонское общество антикваров.
  • Сильвестри А., Г. Молин и др., 2005. Римское и средневековое стекло из Италии: основная характеристика и взаимосвязь с технологиями производства. Археометрия 47/4, 797–816.
  • Стерн, Э.М., Римское выдувное стекло . Рим, Италия: L'Erma di Bretschneider совместно с Художественным музеем Толедо.
  • Стерн, Э.М., 1991. Ранний экспорт за пределы Империи. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
  • Стерн, Э.М., 1999. Римское стеклодувное дело в культурном контексте. Американский журнал археологии 103/3, 441–484.
  • Стерн, ВБ, 1990. Состав римского стекла. В: Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
  • Вельде, Б., Год. Наблюдения за химическим составом некоторых видов галло-римского и франкского стекольного производства. В: 9e Congres International d'Etude Historique du Verre , Нанси, Франция: Editions du Centre de Publications de L'AIHV.
  • Уайтхаус, Д., 1990. Позднеримское камео-стекло. В: Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
  • Уайтхаус, Д., 1991. Камео-стекло. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров. (Великобритания).
  • Вуд, младший и Сюй, Ю.Т. (2020): Переработка римского стекла для глазури парфянской керамики. Ирак 82, с. 259–270. https://doi.org/10.1017/irq.2020.9
  • Вуд, младший (2022 г.): Подходы к исследованию стертой истории переработанных археологических объектов. Археометрия https://doi.org/10.1111/arcm.12756

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eeb9712c5eb27544a38d5b46d90fa51b__1716314460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/1b/eeb9712c5eb27544a38d5b46d90fa51b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman glass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)