Римское стекло


Римские стеклянные предметы были обнаружены по всей Римской империи в быту, промышленности и погребениях . Стекло использовалось в основном для производства сосудов, хотя производились также мозаичная плитка и оконное стекло. Производство римского стекла развивалось на основе эллинистических технических традиций, первоначально концентрируясь на производстве литых стеклянных сосудов яркого цвета.
Однако в I веке нашей эры промышленность пережила быстрый технический рост, который привел к появлению выдувания стекла и доминированию бесцветного или «голубого» стекла. Производство необработанного стекла осуществлялось в географически отдельных местах, а переработка стекла в готовые сосуды. [1] [2] и к концу I века нашей эры крупномасштабное производство привело к тому, что стекло стало общедоступным материалом в римском мире, а также имело технически очень сложные специализированные виды роскошного стекла, которые, должно быть, были очень дорогими, и конкурировала с серебром и золотом как элитная посуда.
Рост римской стекольной промышленности
[ редактировать ]

Несмотря на рост производства стекла в эллинистическом мире и растущее место стекла в материальной культуре , в начале I века нашей эры в римском мире еще не существовало латинского слова для него. [1] периоду стекло производилось в римском контексте с использованием преимущественно эллинистических методов и стилей (см. Стекло, история Однако к позднему республиканскому ) . Большинство технологий изготовления были трудоемкими, а исходным изделием был толстостенный сосуд, требующий значительной отделки. Это, в сочетании со стоимостью импорта натрона для производства необработанного стекла, способствовало ограниченному использованию стекла и его положению как дорогого и престижного материала.

Таким образом, стекольная промышленность в республиканский период была относительно второстепенным ремеслом; хотя в первые десятилетия I века нашей эры количество и разнообразие доступных стеклянных сосудов резко возросло. [1] Это было прямым результатом массового роста римского влияния в конце республиканского периода, Pax Romana, последовавшего за десятилетиями гражданской войны. [4] и стабилизация государства, произошедшая при Августа . правлении [1] Тем не менее, римская стеклянная посуда уже продвигалась из Западной Азии (то есть Парфянской империи ) в Кушанскую империю в Афганистане и Индии и даже в империю Хань в Китае . Первое римское стекло, найденное в Китае, было найдено в гробнице начала I века до нашей эры в Гуанчжоу , предположительно через Южно-Китайское море . [5] [6]
В дополнение к этому в I веке нашей эры была внедрена новая технология производства стекла. [7] Выдувание стекла позволило стекольщикам производить сосуды со значительно более тонкими стенками, уменьшая количество стекла, необходимое для каждого сосуда. Выдувание стекла также было значительно быстрее, чем другие методы, и суда требовали значительно меньше отделки, что представляло собой дополнительную экономию времени, сырья и оборудования. Хотя более ранние методы доминировали в периоды раннего Августа и Юлия-Клавдия , [8] к середине-концу I века нашей эры от прежних методов в значительной степени отказались в пользу выдувания. [1]
В результате этих факторов стоимость производства была снижена, и стекло стало доступным для более широких слоев общества в растущем разнообразии форм. К середине I века нашей эры это означало, что стеклянные сосуды превратились из ценного, высокостатусного товара в общедоступный материал: «[стеклянную] чашку для питья можно было купить за медную монету» (Страбон, Geographica XVI. 2). Этот рост также привел к производству первых стеклянных мозаик для мозаики и первого оконного стекла. [1] поскольку технология печи улучшилась, что позволило впервые производить расплавленное стекло. [9] В то же время расширение империи также привело к притоку людей и расширению культурного влияния, что привело к принятию восточных декоративных стилей. [1] Таким образом, изменения, произошедшие в римской стекольной промышленности в этот период, можно рассматривать как результат трех основных влияний: исторических событий, технических инноваций и современной моды. [1] Они также связаны с модой и технологиями, развитыми в торговле керамикой , из которых был заимствован ряд форм и техник. [1]


Производство стекла достигло своего пика в начале II века нашей эры, когда стеклянные предметы использовались в самых разных бытовых условиях. [1] Основные методы производства — выдувание и, в меньшей степени, литье — использовались до конца римского периода, с изменениями в типах сосудов, но с небольшими изменениями в технологии. [1] Начиная со II века, стили становились все более региональными. [1] и данные указывают на то, что бутылки и закрытые сосуды, такие как мазь, перемещались как побочный продукт торговли своим содержимым, и многие из них, по-видимому, соответствовали римской шкале измерения жидкости. [1] Увеличилось также использование цветного стекла в качестве декоративного дополнения к бледному и бесцветному стеклу, а на форму стеклянных сосудов продолжали влиять металлические сосуды. [1] После обращения Константина стекольные изделия начали быстрее переходить от изображения языческих религиозных образов к христианским религиозным образам. Перенос столицы в Константинополь оживил восточную стекольную промышленность, а присутствие римских военных в западных провинциях во многом предотвратило там любой спад. [1] К середине IV века выдувание форм использовалось лишь спорадически. [1]
Производство
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]
Производство римского стекла основывалось на применении тепла для плавления двух основных ингредиентов: кремнезема и соды. [7] Технические исследования археологических стекол делят ингредиенты стекла на формовщики, флюсы, стабилизаторы, а также возможные глушители или красители.
- Первое : основным компонентом стекла является кремнезем, который в римский период представлял собой песок (кварц), содержащий некоторое количество глинозема (обычно 2,5%) и до 8% извести . [4] Содержание глинозема варьируется, достигая максимума около 3% в стеклах из Западной Империи и оставаясь заметно ниже в стеклах с Ближнего Востока. [4]
- Флюс : этот ингредиент использовался для снижения температуры плавления кремнезема при образовании стекла. Анализ римского стекла показал, что сода ( карбонат натрия ). при производстве стекла использовалась исключительно [10] В этот период основным источником соды был натрон , природная соль, обнаруженная в высохших озерах. Основным источником натрона в римский период был Вади-эль-Натрун в Египте, хотя, возможно, был источник и в Италии.
- Стабилизатор : Стекла, изготовленные из диоксида кремния и соды, растворимы в естественных условиях и требуют добавления стабилизатора, такого как известь или магнезия. Известь была основным стабилизатором, использовавшимся в римский период, и попадала в стекло через известковые частицы пляжного песка, а не как отдельный компонент. [11]
Также было показано, что римское стекло содержит от 1% до 2% хлора, в отличие от более поздних стекол. [10] Считается, что это произошло либо из-за добавления соли (NaCl) для снижения температуры плавления и вязкости стекла, либо из-за загрязнения натрона.
Изготовление стекла
[ редактировать ]
Археологические свидетельства изготовления стекла в римский период скудны, но если провести сравнение с более поздним исламским и византийским периодами, становится ясно, что производство стекла было важной отраслью промышленности. К концу римского периода стекло производилось в больших количествах в резервуарах, расположенных внутри узкоспециализированных печей, о чем свидетельствует 8-тонная стеклянная плита, обнаруженная в Бейт-Шеариме . [11] Эти мастерские могли производить много тонн необработанного стекла за один обжиг, и хотя этот обжиг мог занять недели, один первичный цех потенциально мог бы снабжать несколько участков вторичного стекла. Поэтому считается, что производство сырого стекла было сосредоточено в относительно небольшом количестве мастерских. [11] где стекло производилось в больших масштабах, а затем разбивалось на куски. [12]
Имеются лишь ограниченные данные о местном производстве стекла, и только в контексте оконного стекла. [13] Развитие этой крупномасштабной промышленности до конца не изучено, но «Естественная история» Плиния (36, 194), помимо свидетельств первого использования расплавленного стекла в середине I века нашей эры, [9] указывает на то, что технологии печей претерпели заметное развитие в начале-середине I века нашей эры одновременно с расширением производства стекла.
Выбор места для мастерских по производству стекла определялся тремя основными факторами: наличием топлива, которое требовалось в больших количествах, источников песка, который представлял собой основной компонент стекла, и натрона, действовавшего в качестве флюса. В производстве римского стекла использовался натрон из Вади-эль-Натруна, поэтому считается, что мастерские по производству стекла в римский период могли быть ограничены прибрежными районами восточного Средиземноморья . [11] Это облегчило торговлю производимым ими необработанным бесцветным или естественно окрашенным стеклом, которое достигало стекольных заводов по всей Римской империи. [11]
Нехватка археологических свидетельств существования римских предприятий по производству стекла привела к использованию химических составов в качестве доказательства для производственных моделей. [14] поскольку разделение производства указывает на то, что любые изменения связаны с различиями в производстве сырого стекла. [11] Однако римляне полагались на натрон из Вади-эль-Натрун в качестве флюса. [13] привело к тому, что состав большинства римских стаканов был в значительной степени однородным. [13] [15] Несмотря на публикацию крупных анализов, [16] попытки сравнения химических анализов, полученных различными аналитическими методами, были предприняты лишь недавно, [14] [17] и хотя в композициях римского стекла существуют некоторые различия, для этого периода было трудно выделить значимые композиционные группы. [11]
Переработка
[ редактировать ]
Римские писатели Статий и Марциал указывают, что переработка битого стекла была важной частью стекольной промышленности, и это, по-видимому, подтверждается тем фактом, что лишь изредка фрагменты стекла любого размера извлекаются из бытовых памятников этого периода. [7] В Западной империи есть свидетельства того, что переработка битого стекла была частой и обширной. [13] [15] и что большое количество битой стеклянной посуды концентрировалось на местных объектах, прежде чем снова расплавиться в сырое стекло. [13] В Восточной империи есть свидетельства того, что переработанное римское стекло использовалось для глазурования парфянской керамики. [18] [19] С точки зрения состава повторная переработка видна по повышенному содержанию металлов, используемых в качестве красителей. [20]
Плавление, по-видимому, не происходило в тиглях; скорее, кастрюли, похоже, использовались для небольших операций. Для более крупных работ использовались большие резервуары или керамические контейнеры, похожие на резервуары. В самых крупных случаях вокруг этих резервуаров строились большие печи.
Обработка стекла
[ редактировать ]
По сравнению с производством стекла, есть свидетельства того, что стекло обрабатывают во многих местах по всей империи. В отличие от процесса изготовления, обработка стекла требовала значительно более низких температур и значительно меньшего количества топлива. В результате этого и расширения Империи в Риме, Кампании и долине реки По возникли предприятия по производству стекла. [7] к концу I века до н. э. наряду с литыми сосудами производились и новые выдутые сосуды. Известно, что в то время Италия была центром производства и экспорта ярко раскрашенных сосудов. [21] пик производства пришелся на середину I века нашей эры. [7]
К началу-середине I века нашей эры рост Империи привел к созданию предприятий по обработке стекла в местах вдоль торговых путей, при этом Кельн и другие центры Рейнской области стали важными местами обработки стекла с имперского периода. [7] а сирийское стекло экспортируется даже в Италию. [22] В этот период формы сосудов различались в разных мастерских, причем такие районы, как Рейнская область и северная Франция, создавали отличительные формы, которые не встречаются южнее. [7] Рост отрасли продолжался и в III веке нашей эры, когда места в Колонии Клаудиа Агриппиненсис, по-видимому, значительно расширились. [23] а к III и началу IV веков производители к северу от Альп экспортировали продукцию на север Италии и в трансальпийские регионы. [22]
Участки стекольной обработки, такие как в Аквилее, также сыграли важную роль в распространении традиций стекольного дела. [23] и торговля материалами, в которых в качестве контейнеров использовалась полая стеклянная посуда. [22] Однако к 4-му [23] и V вв. [22] Преобладают итальянские стекольные мастерские.
Стили
[ редактировать ]
Самое раннее римское стекло следует эллинистическим традициям и использует ярко окрашенное стекло с «мозаичным» узором. В поздний республиканский период были представлены новые яркие полосатые изделия с сочетанием десятков монохромных и кружевных полос. [1] В этот период есть некоторые свидетельства того, что стили стекла различались географически: полупрозрачные цветные изысканные изделия начала I века были особенно «западными» по происхождению, тогда как более поздние бесцветные изысканные изделия были более «международными». [8] Эти предметы также представляют собой первые изделия с отчетливо римским стилем, не связанным с эллинистическими традициями литья, на которых они основаны, и характеризуются новыми насыщенными цветами. [1] «Изумрудный» зеленый, темно- или кобальтовый синий , глубокий сине-зеленый и персидский или «павлиний» синий чаще всего ассоциируются с этим периодом, а другие цвета встречаются очень редко. [8] Из них изумрудно-зеленый и синий павлин были новыми цветами, представленными романо-итальянской промышленностью и почти исключительно связанными с производством изысканных товаров. [8]
Однако в течение последних тридцати лет I века нашей эры произошли заметные изменения в стиле: яркие цвета быстро исчезли, их заменили «голубые» и настоящие бесцветные очки. [7] До этого бесцветное стекло и стекло цвета морской волны использовалось для изготовления сосудов и некоторых мозаичных рисунков, но в это время оно начинает доминировать на рынке выдувного стекла. [7] Использование ярких цветов в литом стекле прекратилось в этот период, и бесцветные или «голубые» стекла доминировали в последнем классе литых сосудов, которые производились в больших количествах, поскольку в I веке нашей эры на смену пришли плесень и свободное выдувание. [8]
Примерно с 70 г. н. э. бесцветное стекло становится преобладающим материалом для изготовления изысканных изделий, а более дешевые стекла приобретают бледные оттенки синего, зеленого и желтого. [8] Продолжаются споры о том, указывает ли это изменение в моде на изменение отношения, согласно которому стекло стало отдельным ценным материалом, который больше не требуется для имитации драгоценных камней, керамики или металла. [7] или же переход на бесцветное стекло означает попытку имитировать высоко ценимый горный хрусталь. [1] Плиния В «Естественной истории» говорится, что «наиболее ценное стекло бесцветное и прозрачное, максимально напоминающее горный хрусталь» (36, 198), что, как полагают, подтверждает это последнее положение, а также свидетельствует о сохранении литья как производства. техника, которая позволяла изготавливать толстостенные сосуды, необходимые для того, чтобы выдерживать давление обширной огранки и полировки, связанное с обработкой кристаллов. [1]
Технология изготовления сосудов
[ редактировать ]
Сосуды сердцевидной и стержнеобразной формы
[ редактировать ]Ремесленники использовали массу грязи и соломы, закрепленную вокруг металлического стержня, чтобы сформировать сердечник, и строили сосуд, либо погружая стержень в жидкое стекло, либо нанося на него жидкое стекло. [7] Сердцевину удалили после того, как стекло остыло, а затем добавили ручки, края и основания. Эти сосуды характеризовались относительно толстыми стенками, яркими цветами и зигзагообразными узорами контрастных цветов, а их размер ограничивался небольшими контейнерами для мазей или ароматизаторов. [7] Эта ранняя техника продолжала пользоваться популярностью в I веке до нашей эры. [1] несмотря на более раннее введение упавших и литых сосудов.
Холодноразделочные сосуды
[ редактировать ]Эта техника связана с происхождением стекла как заменителя драгоценных камней . Заимствуя приемы обработки камня и резных драгоценных камней , ремесленники смогли изготавливать разнообразные небольшие емкости из блоков необработанного стекла или толстых формованных заготовок , [7] в том числе камео-стекло двух или более цветов и чашки-клетки (большинство ученых до сих пор считают, что они были украшены огранкой, несмотря на некоторые споры).
Выдувное стекло: свободные и выдувные сосуды
[ редактировать ]Эти методы, которые доминировали в римской стекольной промышленности после конца I века нашей эры, подробно обсуждаются на странице, посвященной выдуванию стекла . Выдувное стекло появляется во второй четверти I века нашей эры. [21]
Другие технологии производства
[ редактировать ]В римский период использовался ряд других техник:
Декоративные приемы
[ редактировать ]из литого стекла Модели
[ редактировать ]

Стеклянные листы, используемые для осадки, могли быть изготовлены из простого или разноцветного стекла или даже сформированы из «мозаичных» кусочков. Производство этих предметов позже развилось в современные техники обработки тростника и миллефиори , но оно заметно отличается. Были идентифицированы шесть основных образцов «мозаичного» стекла: [7]
- Цветочные (мильфиори) и спиральные узоры: они изготавливались путем связывания стержней цветного стекла вместе, нагревания и сплавления их в единое целое. Затем их разрезали поперек, и полученные диски можно было сплавлять вместе, создавая сложные узоры. Альтернативно, две полоски стекла контрастного цвета можно было соединить вместе, а затем намотать на стеклянный стержень, пока он еще горячий, чтобы получить спиральный узор. [7] Его поперечные сечения также были разрезаны, и их можно было сплавить вместе, чтобы сформировать пластину, или приварить к простому стеклу.
- Мраморные и пятнистые узоры: некоторые из этих узоров явно образовались в результате искажения исходного рисунка во время оседания стеклянной пластины во время плавления. [7] Однако, используя спиральные и круговые узоры чередующихся цветов, производители также смогли намеренно имитировать внешний вид натуральных камней, таких как сардоникс . [1] Чаще всего это происходит с чашами в форме колонн, которые являются одной из самых распространенных стеклянных находок на памятниках I века. [7]
- Кружевные узоры: полоски цветного стекла скручивались со стеклянной нитью контрастного цвета, а затем сплавлялись вместе. Это был популярный метод в ранний период, но, похоже, вышел из моды к середине I века нашей эры. [7]
- Полосатый узор: отрезки монохромного и кружевного стекла были соединены вместе, чтобы создать яркие полосатые узоры - техника, которая развилась из техники кружевных узоров в последние десятилетия I века нашей эры. [1]
Производство разноцветных сосудов сократилось после середины I века, но продолжало использоваться еще некоторое время. [7]
Золотое стекло
[ редактировать ]
Золотое сэндвич-стекло или золотое стекло — это техника крепления слоя сусального золота с рисунком между двумя сплавленными слоями стекла, разработанная в эллинистическом стекле и возрожденная в III веке. Более крупных дизайнов очень мало, но подавляющее большинство из примерно 500 сохранившихся памятников представляют собой медальоны, представляющие собой обрезанные донышки винных чаш или стаканов, которые использовались для обозначения и украшения могил в катакомбах Рима путем вдавливания их в ступу. Подавляющее большинство из них относятся к 4 веку, вплоть до 5 века. Большинство из них христиане, но много язычников и несколько евреев; их иконография хорошо изучена, хотя художественно они относительно просты. Напротив, гораздо меньшая группа портретных уровней III века выполнена великолепно: пигмент нанесен поверх золота. Та же техника начала использоваться для золотых мозаик в середине I века в Риме, а к V веку они стали стандартным фоном для религиозных мозаик. [25]
Другие декоративные приемы
[ редактировать ]В римский период использовался ряд других техник, в том числе эмалированное стекло и гравированное стекло .
Тессеры и оконное стекло
[ редактировать ]Осколки битого стекла или стеклянные стержни использовались в мозаике начиная с периода Августа, но к началу I века небольшие стеклянные плитки, известные как тессеры , производились специально для использования в мозаике. [1] Обычно они были желтого, синего или зеленого цветов и преимущественно использовались в мозаике, уложенной под фонтанами, или в качестве подсветки.
Считается, что примерно в то же время были изготовлены первые оконные стекла. [1] Самые ранние стекла были грубо отлиты в деревянную раму поверх слоя песка или камня. [1] но с конца III века оконное стекло изготавливалось методом муфты , при котором выдувной цилиндр разрезался по бокам и расплющивался для получения листа. [26]
Химия и цвета
[ редактировать ]См. также современные цвета стекла .
Краситель | Содержание | Комментарии | Условия печи | |
---|---|---|---|---|
'Аква' | Оксид железа(II) (ФеО) | «Аква», бледный сине-зеленый цвет, является обычным естественным цветом необработанного стекла. Многие ранние римские сосуды имеют этот цвет. [7] | ||
Бесцветный | Оксид железа(III) ( Fe2O3 O) | Бесцветное стекло производилось в римский период путем добавления либо сурьмы, либо оксида марганца. [1] Это окислило оксид железа (II) до оксида железа (III), который, хотя и желтый, но является гораздо более слабым красителем, из-за чего стекло кажется бесцветным. Использование марганца в качестве обесцвечивателя было римским изобретением, впервые отмеченным в имперский период; до этого сурьмой . использовались минералы, богатые [1] Однако сурьма действует как более сильный обесцвечиватель, чем марганец, в результате чего стекло становится более бесцветным; в Италии и Северной Европе сурьма или смесь сурьмы и марганца продолжали использоваться вплоть до III века. [27] Этот конец был связан с окончанием римской оккупации Дакии и ее антимонита . [28] | ||
Янтарь | железа и серы Соединения | 0,2%-1,4% С [1] 0,3% Fe | Сера, вероятно, попала в стекло в виде примеси натрия, придав ему зеленый оттенок. Образование соединений железа и серы приводит к янтарному цвету. | Сокращение |
Фиолетовый | Марганец (например, пиролюзит ) | Около 3% [1] | Окисление [1] | |
Синий и зеленый | Медь | 2%–13% [1] | Естественный оттенок морской волны можно усилить добавлением меди. В римский период это было получено путем восстановления оксидной окалины из медного лома при нагревании, чтобы избежать загрязнений, присутствующих в медных минералах. [1] Медь давала полупрозрачный синий цвет, переходящий в более темный и плотный зеленый. | Окисление [1] |
Темно-зеленый | Вести | Добавив свинец, можно было затемнить зеленый цвет меди. [1] | ||
От королевского синего до темно-синего | Кобальт | 0.1% [1] | Интенсивная окраска | |
Пудрово-голубой | Египетский синий [1] | |||
Плиния Непрозрачный от красного до коричневого цвета ( гематинум ) | Медь , свинец | >10% меди 1% – 20% Pb [1] | В сильно восстановительных условиях медь, присутствующая в стекле, выпадает в осадок внутри матрицы в виде оксида меди, в результате чего стекло становится коричневым или кроваво-красным. Свинец способствует осаждению и блеску. Красный — редкая находка, но известно, что он производился на континенте в IV, V и последующих веках. [29] | Сильно сокращая |
Белый | Сурьма (например, антимонит) | 1–10% [1] | Сурьма вступает в реакцию с известью в матрице стекла, вызывая осаждение кристаллов антимонита кальция, создавая белый цвет с высокой непрозрачностью. [1] | Окисление |
Желтый | Сурьма и свинец (например, биндгеймит). [1] | Осаждение пироантимоната свинца создает непрозрачный желтый цвет. Желтый цвет редко появляется один в римском стекле, но использовался для мозаики и полихромных изделий. [1] |
Эти цвета легли в основу всего римского стекла, и хотя некоторые из них требовали высоких технических навыков и знаний, была достигнута определенная степень единообразия. [1]
Физика и цвета
[ редактировать ]Не все цвета древнего стекла обязательно производятся химическими добавками или примесями, первоначально присутствующими в сетке аморфного стекла или включенными на более позднем этапе в измененное стекло (закопанное в почву или подвергающееся воздействию окружающего воздуха) путем медленной диффузии. -контролируемый процесс. Помимо катионов металлов , хорошо известных своим характерным цветом, или реже анионов, таких как красно-коричневый селенид- анион ( Вышка − , Се 2− ), или трисульфидные циклические разновидности S - 3 отвечает за типичный синий цвет лазурита и ляпис-лазури , на цвет стекла могут влиять и другие процессы чисто физической природы.
Изменение стекла также может вызывать образование ритмических полос кристаллизованного SiO 2 (новоформированные нанослои кремнезема ) на поверхности выветренного стекла. [30] Эти полосы напоминают кольца Лизеганга, образующиеся в результате медленного ритмичного процесса рекристаллизации стекла, вероятно, происходящего в слое силикагеля, образовавшемся в результате гидратации внешней поверхности стекла. Дифракция состоящей света на сформированной таким образом решетке, из сотен нанослоев кремнезема, кристаллизованного на поверхности измененного стекла, ответственна за типичную золотую патину . [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Флеминг, С.Дж. (1999). Римское стекло; размышления о культурных изменениях . Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
- ^ Стерн, Э.М. (1999). «Римское стеклодувное дело в культурном контексте». Американский журнал археологии 103/3, 441–484.
- ^ Warwick Ball (2016), Рим на Востоке: трансформация империи , 2-е издание, Лондон и Нью-Йорк: Routledge, ISBN 978-0-415-72078-6 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с Дюссар О., Б. Вельде и др., 2004. Стекло из Калат-Семана (Северная Сирия): обработка стекла во время перехода от римского к исламскому составу. Журнал исследований стекла 46, 67–83.
- ^ Ан, Цзяяо. (2002). «Когда в Китае ценили стекло», в « Исследованиях Шелкового пути VII: Кочевники, торговцы и святые люди на Шелковом пути Китая» , 79–94. Под редакцией Аннетт Л. Джулиано и Джудит А. Лернер. Тюрнхаут: Издательство Бреполс. ISBN 2-503-52178-9 . Стр. 83-84.
- ^ Эбри, Патрисия. (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66991-X . Страница 70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Аллен, Д., 1998. Римское стекло в Великобритании . Принцы Рисборо, Бакингемшир, Шир Пабликейшнс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гроуз, Д.Ф., 1991. Литое стекло раннего имперского римского периода: полупрозрачные цветные и бесцветные изысканные изделия. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
- ^ Jump up to: а б Стерн, Э.М., 1995. Римское выдувное стекло . Рим, Италия, L'Erma di Fretshneidur совместно с Художественным музеем Толедо.
- ^ Jump up to: а б Стерн, ВБ, 1990. Состав римского стекла. Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фристоун, IC, 2006. Производство стекла в эпоху поздней античности и раннего ислама: геохимическая перспектива. Геоматериалы в культурном наследии , Лондонское геологическое общество. Специальное издание 257: 201–216.
- ^ Фристоун, IC, М. Понтинг, Хьюз, MJ, 2002. Происхождение византийского стекла из Марони Петрера, Кипр. Археометрия 44, 257–272.
- ^ Jump up to: а б с д и Джексон, CM, HEM Cool, Wager, ECW, 1998. Производство стекла в Роман-Йорке. Журнал исследований стекла 40, 55–61.
- ^ Jump up to: а б Бакстер, М.Дж., Х.Э.М. Кул, Джексон, К.М., 2006. Сравнение анализов состава стекла. Археометрия 48/3, 399–414.
- ^ Jump up to: а б Вельде, Б., Год. Наблюдения за химическим составом некоторых видов галло-римского и франкского стекольного производства. В: 9e Congres International d'Etude Historique du Verre , Нанси, Франция: Editions du Centre de Publications de L'AIHV.
- ^ Брилл, Р.Х., 1999. Химический анализ ранних стекол . Нью-Йорк, Музей стекла Корнинг.
- ^ Дегриз, П., 2014. Производство стекла в греко-римском мире, результаты проекта ARCHGLASS , издательство Leuven University Press.
- ^ Вуд, младший (2022). «Подходы к исследованию стертых историй переработанных археологических объектов» . Археометрия . 64 : 187–205. дои : 10.1111/arcm.12756 .
- ^ Вуд, младший, Сюй, Ю.Т. (2020). «Переработка римского стекла для глазури парфянской керамики» . Ирак . 82 : 259–270. дои : 10.1017/irq.2020.9 . S2CID 229305135 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фристоун, IC, 2005. Происхождение древнего стекла посредством композиционного анализа. Проблемы материалов в искусстве и археологии 7 .
- ^ Jump up to: а б Прайс, Дж. , 1990. Исследование эллинистического и раннеримского стеклянного сосуда, найденного на неисследованном особняке в Кноссе на Крите. Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
- ^ Jump up to: а б с д Факкини, Г.М., 1990. Римское стекло в контексте раскопок: Анжере (Вирджиния). Анналы 11-го конгресса. Амстердам
- ^ Jump up to: а б с Кальдера де Кастро, доктор медицины. П., 1990. Римское стекло на юго-западе Испании. Анналы 11-го съезда . Амстердам.
- ^ Яс Эльснер (2007). «Изменяющаяся природа римского искусства и искусствоведческая проблема стиля», в книге Евы Р. Хоффман (редактор), « Позднеантичное и средневековое искусство средневекового мира» , стр. 11–18. Оксфорд, Молден и Карлтон: Blackwell Publishing. ISBN 978-1-4051-2071-5 , с. 17, рисунок 1.3 на с. 18.
- ^ Беквит, Джон, Раннее христианское и византийское искусство , стр. 25–26, История искусства Penguin (ныне Йельский университет), 2-е изд. 1979, ISBN 0140560335
- ^ Forbes, RJ, 1966. Исследования древних технологий V. Редакторы: Лейден, Брилл.
- ^ Джексон, Кэролайн (2005). «Изготовление бесцветного стекла в римский период». Археометрия . 47 (4): 763–780. дои : 10.1111/j.1475-4754.2005.00231.x .
- ^ Дегриз, П.; Гонсалес, С.Н.; Ванхаке, Ф.; Диллис, С.; Ван Хам-Меерт, А. (2024). «Взлет и падение сурьмы: источники «бесцветного» римского стекла». Журнал археологической науки: отчеты . 53 : 104344. doi : 10.1016/j.jasrep.2023.104344 .
- ^ Эвисон, VI, 1990. «Красное мраморное стекло, от римского до Каролингского». Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
- ^ Гуидетти, Джулия; Занини, Роберта; Франческин, Джулия; Мольянетти, Мауро; Ким, Тэхун; Коэн, Натаниэль; Чан, Лиза; Тредголд, Джон; Травилья, Арианна; Оменетто, Фиоренцо Дж. (18 сентября 2023 г.). «Фотонные кристаллы, построенные временем в древнеримском стекле» . Труды Национальной академии наук . 120 (39). дои : 10.1073/pnas.2311583120 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 10523479 .
- ^ Уэллетт, Дженнифер (18 сентября 2023 г.). «Древнеримское «вау-стекло» имеет фотонно-кристаллическую патину, выкованную веками» . Арс Техника . Проверено 19 сентября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]
- Аллен, Д., 1998. Римское стекло в Великобритании . Принцы Рисборо, Бакингемшир, Шир Пабликейшнс.
- Амрейн Х., 2001 г., Стекольная мастерская в Аванше. Мастерство изготовления стекла в середине I века нашей эры, Cahiers d'archéologie romande 87, Лозанна, 2001 г.
- Бакстер, М.Дж., ХЕМ Кул и др., 2006. Сравнение анализов состава стекла. Археометрия 48/3, 399–414.
- Бик Л. и Дж. Бэйли, 1979. Стекло и другие стекловидные материалы. Мировая археология 11, Ранние химические технологии/1, 1–25.
- Брилл, Р.Х., 1999. Химический анализ ранних стекол . Нью-Йорк, Музей стекла Корнинг.
- Кальдера де Кастро, доктор медицины. П., 1990. Римское стекло на юго-западе Испании. В «Анналах 11-го конгресса» . Амстердам.
- Кэрон, Б., 1993. Стеклянная чаша с римской гравировкой. Журнал Метрополитен-музея 28, 47–55.
- Дегрис, П., 2014. Производство стекла в греко-римском мире, результаты проекта ARCHGLASS, издательство Leuven University Press.
- Дюссар О., Б. Вельде и др., 2004. Стекло из Калат-Семана (Северная Сирия): обработка стекла во время перехода от римского к исламскому составу. Журнал исследований стекла 46, 67–83.
- Эвисон, VI, 1990. Красное мраморное стекло, от римского до Каролингского. В «Анналах 11-го конгресса» . Амстердам.
- Факкини, Г.М., 1990. Римское стекло в контексте раскопок: Анжере (Вирджиния). В «Анналах 11-го конгресса» . Амстердам
- Флеминг, С.Дж., 1999. Роман Гласс; размышления о культурных изменениях . Филадельфия, Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета.
- Форбс, Р.Дж., 1966. Исследования древних технологий В. Лейден, Брилл.
- Фристоун, IC, 2005. Происхождение древнего стекла посредством композиционного анализа. Проблемы материалов в искусстве и археологии 7 .
- Фристоун, IC, 2006. Производство стекла в эпоху поздней античности и раннего ислама: геохимическая перспектива. Геоматериалы в культурном наследии: Лондонское геологическое общество . Специальное издание 257: 201–216.
- Фристоун, И.К., М. Понтинг, Хьюз, М.Дж., 2002. Происхождение византийского стекла из Марони Петрера, Кипр. Археометрия 44, 257–272.
- Гроуз, Д.Ф., 1991. Литое стекло раннего имперского римского периода: полупрозрачные цветные и бесцветные изысканные изделия. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
- Гуденрат, В., 2006. Эмалированные стеклянные сосуды, 1425 г. до н.э. – 1800 г.: Процесс декорирования. Журнал исследований стекла 48, 23.
- Джексон, CM, HEM Cool, Wager, ECW, 1998. Производство стекла в Роман-Йорке. Журнал исследований стекла 40, 55–61.
- Мередит, Х.Г., 2015. Слово становится изображением: ажурные сосуды как отражение позднеантичной трансформации. Серия Археопресс по археологии. Оксфорд: Археопрес.
- Прайс, Дж., 1990. Исследование эллинистического и раннеримского стеклянного сосуда, найденного на территории неисследованного особняка в Кноссе на Крите. Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
- Рутти, Б., 1991. Раннее эмалированное стекло. В книге М. Ньюби и К. Пейнтера (ред.) « Римское стекло: два столетия искусства и изобретений» . Лондон: Лондонское общество антикваров.
- Сильвестри А., Г. Молин и др., 2005. Римское и средневековое стекло из Италии: основная характеристика и взаимосвязь с технологиями производства. Археометрия 47/4, 797–816.
- Стерн, Э.М., Римское выдувное стекло . Рим, Италия: L'Erma di Bretschneider совместно с Художественным музеем Толедо.
- Стерн, Э.М., 1991. Ранний экспорт за пределы Империи. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров.
- Стерн, Э.М., 1999. Римское стеклодувное дело в культурном контексте. Американский журнал археологии 103/3, 441–484.
- Стерн, ВБ, 1990. Состав римского стекла. В: Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
- Вельде, Б., Год. Наблюдения за химическим составом некоторых видов галло-римского и франкского стекольного производства. В: 9e Congres International d'Etude Historique du Verre , Нанси, Франция: Editions du Centre de Publications de L'AIHV.
- Уайтхаус, Д., 1990. Позднеримское камео-стекло. В: Анналы 11-го конгресса . Амстердам.
- Уайтхаус, Д., 1991. Камео-стекло. Римское стекло: два столетия искусства и изобретений . М. Ньюби и К. Пейнтер. Лондон: Лондонское общество антикваров. (Великобритания).
- Вуд, младший и Сюй, Ю.Т. (2020): Переработка римского стекла для глазури парфянской керамики. Ирак 82, с. 259–270. https://doi.org/10.1017/irq.2020.9
- Вуд, младший (2022 г.): Подходы к исследованию стертой истории переработанных археологических объектов. Археометрия https://doi.org/10.1111/arcm.12756
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чарльзворт, Дороти (1959), «Римское стекло в Северной Британии» , Archaeologia Aeliana , Series 4, 37 : 33–58.
- Мажерюс, Одиль; Леуэде, Патрис; Бирон, Изабель; Аллото, Фанни; Нараянасами, Сатья; Кауран, Дэниел (27 августа 2020 г.). «Изменение стекла в атмосферных условиях: точки зрения культурного наследия, стекольной промышленности и обращения с ядерными отходами» . npj Деградация материалов . 4 (1). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа». дои : 10.1038/s41529-020-00130-9 . ISSN 2397-2106 .
- Верни-Каррон, Орели; Сессеголо, Лориэль; Шабас, Энн; Ломбардо, Тициана; Россано, Стефани; Перес, Энн; Вальби, Валентина; Бутильез, Хлоя; Мюллер, Камилла; Ваулот, Кирилл; Тришеро, Барбара; Луазель, Клодин (17 июня 2023 г.). «Переделка средневековых витражей в атмосферной среде: обзор и упрощенная модель переделки» . npj Деградация материалов . 7 (1). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа». дои : 10.1038/s41529-023-00367-0 . ISSN 2397-2106 .
- Занини, Роберта; Франческин, Джулия; Каттаруцца, Элти; Травилья, Арианна (20 мая 2023 г.). «Обзор коррозии стекла: уникальный вклад изучения древнего стекла в проверку моделей изменения стекла» . npj Деградация материалов . 7 (1). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа». дои : 10.1038/s41529-023-00355-4 . hdl : 10278/5021581 . ISSN 2397-2106 .
- Гуидетти, Джулия; Занини, Роберта; Франческин, Джулия; Мольянетти, Мауро; Ким, Тэхун; Коэн, Натаниэль; Чан, Лиза; Тредголд, Джон; Травилья, Арианна; Оменетто, Фиоренцо Дж. (18 сентября 2023 г.). «Фотонные кристаллы, построенные временем в древнеримском стекле» . Труды Национальной академии наук . 120 (39). дои : 10.1073/pnas.2311583120 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 10523479 .
- Уэллетт, Дженнифер (18 сентября 2023 г.). «Древнеримское «вау-стекло» имеет фотонно-кристаллическую патину, выкованную веками» . Арс Техника . Проверено 19 сентября 2023 г.