Jump to content

Культура Киевской Руси

(Перенаправлено из Культура Древней Руси )
Цера (табличка для обучения грамоте) с резным русским орнаментом. Обратная сторона. Новгород. 12 век.
Миниатюра из Спасского Евангелия , Ярославль , выполненная в 1220-х годах.

Культура Киевской Руси охватывает культурное развитие Киевской Руси с 9 по 13 века Средневековья . Киевская монархия попала в сферу влияния Византийской империи , одной из наиболее развитых культур того времени, и приняла христианство во время христианизации Киевской Руси . После постепенного разделения династии на множество русских княжеств в 13 веке культура Киевской Руси угасла с монгольским вторжением в Киевскую Русь в 13 веке и Батыем утверждением ханом Золотой Орды в качестве регионального гегемона. Восточная Европа.

Архитектура

[ редактировать ]
Кольт с двумя птицами, обрамляющими древо жизни ; 11–12 века; перегородчатая эмаль и золото; общий размер: 5,4 х 4,8 х 1,5 см (2 1 8 х 1 7 8 х 9/16 дюйма ; ) производство Киев ( Украина ); Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Образцами архитектуры Киевской Руси являются византийские мастера, строящие первые в государстве соборы и украшающие их интерьеры мозаикой и фресками . Образцы изобразительного искусства, такие как иконы и миниатюры иллюминированных рукописей , поступали в Киев и другие города из Константинополя . Важнейшим собором Киевской Руси стал Софийский собор в Киеве , названный в честь главного собора византийской столицы — Святой Софии .

Изучение языческой культуры ранних восточных славян основано на раскопках . Одной из находок стал Збручский идол — каменная фигура божества с четырьмя лицами. Добрыня и змий (Добрыня и дракон) — один из памятников эпической литературы Руси .

Эта новая культурная эпоха восходит к христианизации Киевской Руси в 989 году, когда княжества Киевской Руси попали в сферу влияния Византийской империи , одной из самых передовых культур того времени. Политический выбор Владимира Великого определил дальнейшее развитие культуры Руси.

Митрополит написал Киевский Иларион в середине XI века свое произведение Слово « о законе и благодати », подтвердившее основы нового христианского мировоззрения Киевской Руси. Тем не менее, в тексте упоминаются нехристиане, [1] языческий, шаманский тюркский титул кагана ( древневосточнославянский : каганъ , латинизированный: кагану ) по всему тексту, [2] всего пять раз, [3] [4] и применяет его как к Владимиру I (Владимиру / Владимиру «Великому») , [5] р. 980–1015 ), [1] и его сын Георгий, имя в крещении Ярослав Мудрый ( годы правления 1019–1054 ). [3] [6] Ученый Чарльз Дж. Гальперин (1987) согласился с Питером Б. Голденом (1982) в том, что это отражает хазарское влияние на Киевскую Русь, и утверждал, что использование «степного титула» в Киеве «может быть единственным случаем использования этого титула». некочевым народом». [7] Гальперин также нашел «крайне аномальным» то, что такой христианский прелат, как Иларион, «хвалил своего правителя шаманским титулом». [7] добавив в 2022 году: «Христианский дух проповеди омрачен присвоением Иларионом Владимиру хазарского титула кагана , который определенно не был христианским». [1]

Киевский митрополит подчинялся Константинопольскому Патриарху . Русские княжества переняли византийскую культуру в период, когда апогей Восточной Римской империи был уже преодолен, но ее упадок был еще далеко впереди. Византия осталась единственной прямой преемницей эллинистического мира, применившей художественные достижения античности к духовному опыту христианства. Византийская культура отличалась от остального мира утонченным вкусом и изысканностью. Византийское искусство отличалось глубиной религиозного содержания и виртуозностью формальных приемов. Главным достижением византийского богословия были церковные сочинения святых отцов. Высокий культурный уровень греческих учителей ставил перед Киевской Русью трудные задачи.

Тем не менее искусство русских княжеств Х века отличалось от византийских прототипов того же периода. К особенностям произведений искусства первой Руси, созданных «приезжими» греками, относились масштабность и репрезентативность, демонстрировавшие амбиции молодого Русского государства и его княжескую власть. Однако византийское влияние не могло быстро распространиться на огромную территорию русских земель, и их христианизация заняла несколько столетий. Например, до XII века происходили многочисленные языческие княжествах в Суздальском и Ростовском восстания , возглавляемые волхвами (волхвы, или языческие жрецы).

Существуют разные представления о соотношении христианства и языческих верований у восточных славян. Среди них — концепция «двоеверия», сосуществования и взаимопроникновения двух религий — «народной» и «официальной». Популярная культура издавна определялась языческими верованиями, особенно в отдаленных регионах Киевской Руси. Впоследствии оно определялось упрощенным толкованием христианства и суевериями , подобно тому, что произошло в западноевропейской культуре. Однако представление российских историков о массовой культуре после христианизации основано прежде всего на косвенных данных и предположениях. В то же время культура церковной и светской элиты известна своими памятниками, которые не позволяют историкам делать уверенные выводы о языческом проникновении в религиозные верования средневековой Руси. Историки предпочитают говорить о параллельном развитии народной и «элитарной» культур. Они, безусловно, отдают должное более ранним традициям ранних восточных славян и Финские народы , не преувеличивая, однако, их значения в формировании элементов культуры.

Орнамент

[ редактировать ]
Киевской Руси Серебряный браслет с анималистическим орнаментом из клада Старой Рязани, вторая половина XII века. [8] [9]
Орнамент Киевской Руси — общее обозначение орнаментальных образцов, характерных для культуры Киевской Руси и частично уходящих корнями в ее дохристианский период. Существовало влияние и за пределами Киевской Руси, в частности в Польше . [8] Моравия и Скандинавия (см. « § За пределами Киевской Руси »).

Литература

[ редактировать ]

Руси имели значительный контакт с Византийской империей и решили перевести различные части Библии с греческого на церковнославянский язык. Похоже, они не были заинтересованы в других культурных ресурсах, которые мог бы предоставить им контакт с Константинополем. То есть, хотя русы имели бы доступ к расположенным там обширным библиотекам греческой философии, математики и науки; нет никаких свидетельств того, что они перевели что-либо из этого на славянский язык. Поскольку доступ к этим же документам чаще всего называют причиной Возрождения в Западной Европе, такое безразличие со стороны русов, похоже, противоречит аргументу о том, что именно монгольские нашествия заставили Россию «... скучаю по «Ренессансу». Д. С. Лихачев отмечает, что «киевская интеллигенция обладала очень большой мобильностью и постоянно путешествовала из княжества в княжество. Татаро-монгольское нашествие». [10]

С принятием христианства княжества Руси стали частью книжной культуры. Хотя письменность существовала на Русских землях довольно давно, только после крещения Руси письменность распространилась по княжествам. Развитие местного литературного языка было связано с христианством и находилось под сильным влиянием старославянского языка . Обилие переводной литературы положило начало развитию собственной письменной традиции России. На ранних его этапах наиболее типичными жанрами были проповеди , жития святых (например, « Житие Бориса и Глеба» ), описания военных походов (знаменитое «Слово о полку Игореве» ) и составление летописей ( «Первоначальная летопись» ).

  1. ^ Перейти обратно: а б с Гальперин 2022 , с. 19.
  2. ^ Франклин 1991 , с. 3.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Введение в полный текст в оригинале и в современном русском переводе» . Институт русской литературы (Пушкинский Дом) (на русском языке). Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 23 февраля 2023 г.
  4. ^ Франклин 1991 , с. 3–30.
  5. ^ Островский 2018 , стр. 310.
  6. ^ Франклин 1991 , с. 23, 26.
  7. ^ Перейти обратно: а б Гальперин 1987 , с. 26–27.
  8. ^ Перейти обратно: а б Васильевна 1978г .
  9. ^ АН СССР , Институт археологии. Москва. Наука . 1978. с. 129.
  10. ^ Лихачев Д.С. (1 января 1963 г.). «Дальнейшие замечания к проблеме древнерусской культуры». Славянское обозрение . 22 (1): 115–120. дои : 10.2307/3000391 . JSTOR   3000391 . S2CID   156355548 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58c3927c5ad224606c2580f954fa5f80__1708516800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/80/58c3927c5ad224606c2580f954fa5f80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Kievan Rus' - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)