Культура Киевской Руси
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2007 г. ) |
Культура Киевской Руси охватывает культурное развитие Киевской Руси с 9 по 13 века Средневековья . Киевская монархия попала в сферу влияния Византийской империи , одной из наиболее развитых культур того времени, и приняла христианство во время христианизации Киевской Руси . После постепенного разделения династии на множество русских княжеств в 13 веке культура Киевской Руси угасла с монгольским вторжением в Киевскую Русь в 13 веке и Батыем утверждением ханом Золотой Орды в качестве регионального гегемона. Восточная Европа.
Архитектура
[ редактировать ]Образцами архитектуры Киевской Руси являются византийские мастера, строящие первые в государстве соборы и украшающие их интерьеры мозаикой и фресками . Образцы изобразительного искусства, такие как иконы и миниатюры иллюминированных рукописей , поступали в Киев и другие города из Константинополя . Важнейшим собором Киевской Руси стал Софийский собор в Киеве , названный в честь главного собора византийской столицы — Святой Софии .
Религия
[ редактировать ]Изучение языческой культуры ранних восточных славян основано на раскопках . Одной из находок стал Збручский идол — каменная фигура божества с четырьмя лицами. Добрыня и змий (Добрыня и дракон) — один из памятников эпической литературы Руси .
Эта новая культурная эпоха восходит к христианизации Киевской Руси в 989 году, когда княжества Киевской Руси попали в сферу влияния Византийской империи , одной из самых передовых культур того времени. Политический выбор Владимира Великого определил дальнейшее развитие культуры Руси.
Митрополит написал Киевский Иларион в середине XI века свое произведение Слово « о законе и благодати », подтвердившее основы нового христианского мировоззрения Киевской Руси. Тем не менее, в тексте упоминаются нехристиане, [1] языческий, шаманский тюркский титул кагана ( древневосточнославянский : каганъ , латинизированный: кагану ) по всему тексту, [2] всего пять раз, [3] [4] и применяет его как к Владимиру I (Владимиру / Владимиру «Великому») , [5] р. 980–1015 ), [1] и его сын Георгий, имя в крещении Ярослав Мудрый ( годы правления 1019–1054 ). [3] [6] Ученый Чарльз Дж. Гальперин (1987) согласился с Питером Б. Голденом (1982) в том, что это отражает хазарское влияние на Киевскую Русь, и утверждал, что использование «степного титула» в Киеве «может быть единственным случаем использования этого титула». некочевым народом». [7] Гальперин также нашел «крайне аномальным» то, что такой христианский прелат, как Иларион, «хвалил своего правителя шаманским титулом». [7] добавив в 2022 году: «Христианский дух проповеди омрачен присвоением Иларионом Владимиру хазарского титула кагана , который определенно не был христианским». [1]
Киевский митрополит подчинялся Константинопольскому Патриарху . Русские княжества переняли византийскую культуру в период, когда апогей Восточной Римской империи был уже преодолен, но ее упадок был еще далеко впереди. Византия осталась единственной прямой преемницей эллинистического мира, применившей художественные достижения античности к духовному опыту христианства. Византийская культура отличалась от остального мира утонченным вкусом и изысканностью. Византийское искусство отличалось глубиной религиозного содержания и виртуозностью формальных приемов. Главным достижением византийского богословия были церковные сочинения святых отцов. Высокий культурный уровень греческих учителей ставил перед Киевской Русью трудные задачи.
Тем не менее искусство русских княжеств Х века отличалось от византийских прототипов того же периода. К особенностям произведений искусства первой Руси, созданных «приезжими» греками, относились масштабность и репрезентативность, демонстрировавшие амбиции молодого Русского государства и его княжескую власть. Однако византийское влияние не могло быстро распространиться на огромную территорию русских земель, и их христианизация заняла несколько столетий. Например, до XII века происходили многочисленные языческие княжествах в Суздальском и Ростовском восстания , возглавляемые волхвами (волхвы, или языческие жрецы).
Существуют разные представления о соотношении христианства и языческих верований у восточных славян. Среди них — концепция «двоеверия», сосуществования и взаимопроникновения двух религий — «народной» и «официальной». Популярная культура издавна определялась языческими верованиями, особенно в отдаленных регионах Киевской Руси. Впоследствии оно определялось упрощенным толкованием христианства и суевериями , подобно тому, что произошло в западноевропейской культуре. Однако представление российских историков о массовой культуре после христианизации основано прежде всего на косвенных данных и предположениях. В то же время культура церковной и светской элиты известна своими памятниками, которые не позволяют историкам делать уверенные выводы о языческом проникновении в религиозные верования средневековой Руси. Историки предпочитают говорить о параллельном развитии народной и «элитарной» культур. Они, безусловно, отдают должное более ранним традициям ранних восточных славян и Финские народы , не преувеличивая, однако, их значения в формировании элементов культуры.
Орнамент
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Руси имели значительный контакт с Византийской империей и решили перевести различные части Библии с греческого на церковнославянский язык. Похоже, они не были заинтересованы в других культурных ресурсах, которые мог бы предоставить им контакт с Константинополем. То есть, хотя русы имели бы доступ к расположенным там обширным библиотекам греческой философии, математики и науки; нет никаких свидетельств того, что они перевели что-либо из этого на славянский язык. Поскольку доступ к этим же документам чаще всего называют причиной Возрождения в Западной Европе, такое безразличие со стороны русов, похоже, противоречит аргументу о том, что именно монгольские нашествия заставили Россию «... скучаю по «Ренессансу». Д. С. Лихачев отмечает, что «киевская интеллигенция обладала очень большой мобильностью и постоянно путешествовала из княжества в княжество. Татаро-монгольское нашествие». [10]
С принятием христианства княжества Руси стали частью книжной культуры. Хотя письменность существовала на Русских землях довольно давно, только после крещения Руси письменность распространилась по княжествам. Развитие местного литературного языка было связано с христианством и находилось под сильным влиянием старославянского языка . Обилие переводной литературы положило начало развитию собственной письменной традиции России. На ранних его этапах наиболее типичными жанрами были проповеди , жития святых (например, « Житие Бориса и Глеба» ), описания военных походов (знаменитое «Слово о полку Игореве» ) и составление летописей ( «Первоначальная летопись» ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гальперин 2022 , с. 19.
- ^ Франклин 1991 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б «Введение в полный текст в оригинале и в современном русском переводе» . Институт русской литературы (Пушкинский Дом) (на русском языке). Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Франклин 1991 , с. 3–30.
- ^ Островский 2018 , стр. 310.
- ^ Франклин 1991 , с. 23, 26.
- ^ Перейти обратно: а б Гальперин 1987 , с. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б Васильевна 1978г .
- ^ АН СССР , Институт археологии. Москва. Наука . 1978. с. 129.
- ^ Лихачев Д.С. (1 января 1963 г.). «Дальнейшие замечания к проблеме древнерусской культуры». Славянское обозрение . 22 (1): 115–120. дои : 10.2307/3000391 . JSTOR 3000391 . S2CID 156355548 .
Библиография
[ редактировать ]- Франклин, Саймон (1991). «Слово Илариона о законе и благодати» . Проповеди и риторика Киевской Руси (PDF) . Университет Торонто (SLA 218 Украинская литература и культура). п. 30 . Проверено 23 февраля 2023 г.
- Гальперин, Чарльз Дж. (1987). Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую русскую историю . п. 222. ИСБН 9781850430575 . (электронная книга).
- Гальперин, Чарльз Дж. (2022). Расцвет и упадок мифа о Русской земле (PDF) . Лидс: Arc Humanities Press. п. 107. ИСБН 9781802700565 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- Островский, Дональд (2018). «Возвращение Роса» . Канадско-американское славянство . 52 (2–3): 290–311. дои : 10.1163/22102396-05202009 . S2CID 195449155 . Проверено 22 февраля 2023 г.
- Васильевна, Николаева Татьяна (1978). Древняя Русь и славяне [ Древняя Русь и славяне ] (на русском языке). Москва: Наука , = АН СССР , Институт археологии. п. 447.