Jump to content

Коврик

(Перенаправлено с Келим )
Хотамис Килим (фрагмент), центральная Анатолия , начало 19 века.

Килим туркменский ( персидский : گلیم gilīm азербайджанский : kilim کیلیم ; турецкий : kilim ; . : kilim ) представляет собой плоский гобеленовый ковер , или ковер традиционно производимый в странах бывшей Персидской империи , включая Иран , но также на Балканах и в тюркских странах страны. Килимы могут быть чисто декоративными или служить молитвенными ковриками . Современные килимы — популярное напольное покрытие в западных домах.

Этимология

[ редактировать ]

Слово «килим» происходит от персидского галим ( گلیم ), где оно означает «грубо распространяться». [1] возможно, аккадского или арамейского происхождения. [2]

Музей Гилим Иран
Современный галим

Как и ворсовые ковры, килимы производятся с древних времен. Исследователь Марк Аурел Штайн нашел килимы, датируемые как минимум четвертым или пятым веком нашей эры, в Хотане , Китай:

«Поскольку килимы гораздо менее долговечны, чем ковры, имеющие ворс для защиты основы и утка , неудивительно, что осталось немного старых ковров... Плетение почти идентично переплетению современных килимов и имеет около четырнадцати нитей. основы и шестнадцати нитей утка на дюйм. Узор состоит из узких полос синего, зеленого, коричневато-желтого и красного цветов, содержащих очень мелкие геометрические узоры. За этим единственным исключением, которое так своеобразно сохранилось, их, вероятно, очень мало. столетней давности». [3]

Техника плетения

[ редактировать ]
Схема техники прорезного плетения килимов, показывающая, как уточные нити каждого цвета отматываются назад от границы цвета, оставляя прорезь.

Килимы производятся путем плотного переплетения нитей основы и утка для получения ровной поверхности без ворса. Килимское переплетение представляет собой гобеленовое переплетение, технически полотняное переплетение с уточной поверхностью, то есть горизонтальные пряди утка плотно натянуты вниз так, что они скрывают вертикальные пряди основы. [4]

Турецкий килим, сложенный так, чтобы были видны прорези между областями разного цвета.

Когда достигается конец границы цвета, уточная нить наматывается назад от граничной точки. Таким образом, если граница поля представляет собой прямую вертикальную линию, между двумя областями разного цвета в месте их пересечения образуется вертикальная щель. По этой причине большинство килимов можно отнести к тканям «прорезного плетения». Коллекционеры любят прорези, поскольку они создают очень четкие рисунки, подчеркивающие геометрию переплетения . Стратегии плетения, позволяющие избежать образования прорезей, такие как переплетение, создают более размытое изображение дизайна. [5]

Уточные нити, несущие видимый рисунок и цвет, почти всегда состоят из шерсти, тогда как скрытые нити основы могут быть либо шерстяными, либо хлопковыми. Нити основы видны только на концах, где они образуют бахрому. Эту бахрому обычно связывают пучками, чтобы предотвратить ослабление или распутывание переплетения. [5]

Деталь турецкого килима, иллюстрирующая использование нескольких мотивов килима.

В турецких килимах используется множество мотивов, каждый из которых имеет множество вариаций. Здесь проиллюстрировано несколько примеров со значениями, описанными Гураном Эрбеком в «Килиме» . [6] Широко используемый мотив — элибелинде , стилизованная женская фигура, олицетворяющая материнство и плодородие . [7] Другие мотивы выражают желание племенных ткачей защитить стада своих семей от волков с помощью мотива волчьей пасти или волчьей лапы (турецкий: Курт Ази , Курт Изи ) или безопасности от укуса скорпиона ( турецкий: Акреп ). . Несколько мотивов надеются на безопасность семьи ткача от сглаза ( турецкий: Nazarlık , также используется в качестве мотива), которые можно разделить на четыре с помощью символа креста (турецкий: Haç ) или отвести с помощью символа крючка. (турецкий: Cengel ), человеческий глаз (турецкий: Göz ) или амулет (турецкий: Muska ; часто треугольный пакет, содержащий священный стих). [6] Такой амулет, вплетенный в ковер, не является изображением самой вещи: на самом деле это амулет, который, как полагают, своим присутствием обеспечивает защиту. [8]

Другие мотивы символизируют плодородие, например, мотив сундука приданого (турецкий: Sandıklı ) или явный мотив плодородия (турецкий: Bereket , [beɾeket] ). Мотив проточной воды (турецкий: Su Yolu ) также буквально изображает ресурс. Желание связать семью или влюбленных вместе может быть изображено с помощью мотива кандалов (турецкий: Букаи ). Несколько других мотивов представляют стремление к удаче и счастью, например, птица (турецкий: Kuş ) и звезда или печать Соломона (турецкий: Yıldız ). Восточный символ инь и ян используется для любви и единения (турецкий: Aşk ve Birleşim ). [6]

Ковры и коммерция

[ редактировать ]
Типичный пиротский килим из Сербии.
Аварский килим конца XIX века с Кавказа . Необычайно простой и смелый дизайн.

Поскольку килимы часто дешевле ворсовых ковриков, начинающие коллекционеры ковров часто начинают с них. Несмотря на то, что многие считают второстепенным (или низшим) статусом по сравнению с ворсовыми коврами, в последние годы килимы сами по себе становятся все более предметом коллекционирования, а качественные изделия теперь продаются по высоким ценам. То, что некоторые воспринимали как неполноценность, на самом деле было иной природой ковров, сотканных для местного использования, в отличие от ковров, сотканных на строго коммерческой основе. Поскольку килимы не были основным экспортным товаром, не было давления со стороны внешнего рынка, меняющего дизайн, как это произошло с ворсовыми коврами. Когда коллекционеры начали ценить подлинное деревенское ткачество, килимы стали популярными. Три фактора затем объединились, чтобы снизить качество недавно обнаруженных на Западе килимов. Первым было развитие промышленной химии. Важным элементом привлекательности традиционных ковров является абраш , пятнистый вид, возникающий в результате изменения оттенка каждого цвета, вызванного ручным окрашиванием пряжи. Синтетика ( красители, полученные из анилина ), появившиеся в конце викторианской эпохи, упразднили абраш, давая яркие цвета, которые, однако, часто тускнели со временем. Вторым фактором стала утрата кочевого образа жизни в Центральной Азии. Когда люди расселились, племенной характер их плетений исчез. Третий фактор был прямым следствием вновь обретенной товарности килима. Поскольку ковры стали производиться на экспорт и за деньги, а не для личного использования, местный стиль и социальная значимость каждого типа ковров были потеряны. Узоры и цвета выбирались так, чтобы они соответствовали рынку, а не соткались в соответствии с традициями и соответствовали потребностям семьи ткача, а также собственным надеждам и страхам ткача. [9] [а]

Анатолийский (турецкий)

[ редактировать ]

Возможно, самые известные и наиболее уважаемые, эти килимы традиционно различаются по областям, деревням или городам, в которых они производятся, например, Конья , Малатья , Карапынар и Хотамис. Большинство анатолийских килимов имеют разрезное плетение. Более крупные старинные килимы ткали из двух-трех отдельных секций на небольших горизонтальных напольных ткацких станках кочевых народов в полосы длиной три фута, а затем тщательно сшивали вместе, согласовывая края узора, чтобы создать максимально широкий ковер. Эти изделия до сих пор производятся в очень ограниченных количествах кочевыми племенами для личного использования и широко известны как цицимы .

  • Чичим , или Джиджим , или Джаджим — это килимы, сотканные из узких полосок, сшитых вместе. [10]
  • Зили — это грубый метод дополнительного утка, используемый для украшения практических предметов, таких как циновки, мешки, подушки и палатки. [11]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Томпсон пишет: «Что касается ковроткачества, мы являемся наблюдателями самого конца древнего вида искусства». [9]
  1. ^ Дигар, Жан-Пьер; Бир, Кэрол (1996). Ковры против плоских ковров: методы и конструкции (Интернет-изд.). Энциклопедия Ираника. В Персии эта структура называется гелим (тюрк. kilim).
  2. ^ «Килим» . Словарь американского наследия .
  3. ^ Хоули, Уолтер А. Антикварные и современные восточные ковры . (1913). Перепечатка (1970): Dover Publications, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, стр. 278.
  4. ^ «Ковры против плоских ковров: методы и конструкции», Encyclopædia Iranica [1]
  5. ^ Перейти обратно: а б Дэвис, 2000 г. [ нужна страница ]
  6. ^ Перейти обратно: а б с Эрбек, Гюран (1998). Номер по каталогу ковров. 1 . Май Сельчук А.С. Выпуск = 1-й.
  7. ^ «Руки на бедрах – Элибелинде» . Проверено 24 февраля 2014 г.
  8. ^ Томпсон, Джон (1988). Ковры из палаток, дач и мастерских Азии . Барри и Дженкинс. п. 156. ИСБН  0-7126-2501-1 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Джон (1988). Ковры из палаток, дач и мастерских Азии . Барри и Дженкинс. стр. 62, 69–82, 84–97. ISBN  0-7126-2501-1 .
  10. ^ Акар, BB (1983). Килим-Чичим, Зили-Сумак. Турецкое плоское переплетение . Стамбул. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ «Техника плетения» . Килим.com. 2018 . Проверено 9 декабря 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аллейн, Ли (1988). Восточные ковры: Руководство покупателя . Темза и Гудзон . ISBN  0-500-27517-3 .
  • Дэвис, Питер (2000) [1993]. Антикварные килимы Анатолии . WW Norton & Co. ISBN  978-0-393-73047-0 . (Первое издание было опубликовано Риццоли под названием «Глаз племени: Античные килимы Анатолии» , ISBN   978-0-8478-1705-4 )
  • Ландро, Энтони Н.; Пикеринг, WR (1969). От Босфора до Самарканда Коврики плоские. Текстильный музей Университета Джорджа Вашингтона.
  • Маки, Луиза; Томпсон, Джон (1980). Туркмены: племенные ковры и традиции . Текстильный музей Университета Джорджа Вашингтона.
  • Петсопулос, Янни (1979). Килимы: плоские тканые гобелены . Риццоли. ISBN  0-8478-0245-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 092358bb6d6ccdb239a65b201c8e96f5__1718855220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/f5/092358bb6d6ccdb239a65b201c8e96f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kilim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)