Хамид Садиги Нейриз

Хамид Садиги Нейриз (родился 14 ноября 1947 года в Тегеране ) — иранский художник, арт-дилер, галерист и коллекционер произведений искусства. Он выбрал имя Нейриз в качестве имени художника, учитывая происхождение его семьи из региона Нейриз в Иране . С 1964 года жил в Берлине.







Биография
[ редактировать ]Садиги Нейриз провел детство и юность в Тегеране. В 17 лет Нейриз переехал в Западный Берлин, чтобы заняться искусствоведением. Он начал изучать в 1966 году сначала архитектуру в Берлинском университете искусств (UdK), но через несколько семестров переключился на художественную фотографию, которой постоянно занимался в 1970-х годах. С 1972 года он изучал историю искусств и археологию в Техническом университете (ТУ), историю искусств и этнологию в Свободном университете (ФУ) – в связи с экскурсиями и археологическими раскопками. Во время учебы Нейрис присутствовал на нескольких раскопках в окрестностях Альбанских холмов, расположенных к юго-востоку от Рима. В ходе учебы и в тесном контакте с Музеем исламского искусства более поздняя ориентация Нейриза на исламские исследования усилилась: « После того, как я испытал своего рода культурное прозрение, я отправился [1975] в Иран, чтобы изучать археологию, и посвятить себя персидской литературе и философии». 1 . С лета 1976 года по зиму 1977 года Нейриз посещал лекции профессора Сейеда Хоссейна Насра по философии Сухраварди в Тегеранском университете и профессора Абдолхосейна Заринкуба по маснави Руми. В этот период его основными исследованиями были археология у профессора Эззатоллы Негабана , за которыми в 1977 году последовали различные раскопки под руководством Негабана на востоке Сефид-Руда. Через год Нейриз вернулся в Берлин, но вскоре вернулся в Исфахан, чтобы провести исследование для своей докторской диссертации в медресе Чахар Баг под руководством профессора Хонарфара. Во время перерыва в одной из традиционных чайных комнат он обнаружил старинный кочевнический килим, вызывавший ассоциации с композициями классических современных картин, и занялся поиском подобных произведений. Нейриз начал собирать коллекцию, исследовал происхождение, путешествовал к кочевникам и их ханам.
Рисование
[ редактировать ]В его ранних картинах (1972-1979) могли быть преимущественно фигуративно-сюрреалистические тенденции. Со временем он перешел к более абстрактным техникам жестовой живописи, близким к неформальному искусству, ташизму или абстрактному экспрессионизму – тенденциям, сформировавшимся сразу после Второй мировой войны и продолжающимся до сих пор. 5 Они рассматриваются как дальнейшее развитие абстрактного искусства, зародившегося в 19 веке, но воспринимаются как автономные движения только в начале модернизма в 20 веке. 6
Изучение Нейризом мирового искусства, в основном в прямом контакте с оригиналами, его собственное иранское происхождение, его знания истории и религии, а также его местожительство в культурном мегаполисе Берлине, ориентированном на запад-восток, сливаются с его творчеством. Три группы определяют выставку Нейриза 2001/2002 годов в Цитадели Шпандау, отличающуюся сериями «Раскопки», «Фрагменты» и «Маски», которые символизируют архаичные этнорелигиозные элементы его искусства. Вновь появляющееся название «Маска» подчеркивает важность маски для Нейриза, особенно в искусстве африканских племен. 7 В своих циклах работ Нейрис перенимает чувственный и духовный опыт работы с древним искусством и переводит его в свои собственные художественные формы выражения.
Фотография
[ редактировать ]Фотография сыграла значительную роль в ранние годы Нейриза, за ней последовало несколько выставок: например, в «Институте Гете» в Тегеране в декабре 1978 года во время иранской революции, где были представлены его социальные критические фотографии, сделанные в Иране до революции, одна в 1979 году. на выставке «Deutsch-Französische Gesellschaft» в Берлине под названием «Tableaux Parisiens», где были представлены его уличные и архитектурные фотографии, сделанные в Париже. На выставке в Тегеране были представлены как цветные, так и черно-белые фотографии.
Выставки фотографий Нейриза в Тегеране пользовались большим успехом, и вскоре его прославили как «мистика Хамида — вдумчивого художника революции». 8 Доктор Джавад Моджаби описывает Нейриза как «мыслящего художника, обладающего эстетическим взглядом и интеллектуальным подходом к фотографии. Он призывает свою аудиторию исследовать за декоративной оболочкой своих тем, раскрывая более глубокие, врожденные аспекты объектов как метафоры, так что содержание или конфликт становится видимым. Его фотографии демонстрируют богатство символизма, часто связанного с религией и мистикой». 9 Сноски
Коллекция Нейриза Килима
[ редактировать ]Килимс стал главным акцентом берлинской «Галереи Нейриз», которая была основана вместе с Карин Прегли Хоукс и Робином Хоуксом в Берлине 1 апреля 1980 года на основе открытий Нейриза, сделанных во время его путешествий. Вскоре она перешла в одну из ведущих галерей «Неевропейского искусства». Хотя древнее кочевое ткачество Ближнего Востока оставалось в центре внимания, со временем к нему добавились искусство африканских и океанических племен, исламское и буддийское искусство, археологические предметы из Китая, Персии и древней Америки, японские гравюры на дереве и китайская мебель. Знания Нейриза о килимах основаны не только на этнологических исследованиях. Не менее важную роль играет опыт, который он приобрел во время многих путешествий. Сопровождая кочевые племена при их переселении с зимних поселений на летние, он испытал их понимание природы и космоса. В 1998/99 году ткани из коллекции Нейриза были показаны на выставке «Das Bauhaus webt» («Плетения Баухауза»). Здесь впервые кочевые переплетения были замечены в прямом сравнении с изделиями Баухауза. Важный вдохновитель ткачества Баухаус, Пауль Клее (1879–1940) также интересовался кочевническим искусством и « чувства которого были подвержены подобным первобытным страхам».
Источники
[ редактировать ]1 - Комп. Майкл Нунгессер, От истоков до сегодняшнего дня, в: там же, стр. 6–14.
2 - Комп. Каталог выставки: Культ, магия и абстракция. Диалог культур. Искусство и изображения африканских племен Хамида С. Нейриза (Культ, магия и абстракция. Диалог культур. Искусство и изображения африканских племен Хамида С. Нейриза), Берлин: Издание Нейриза, 2001.
3 - Комп. Эксх. Кат.: Культ, магия и абстракция. Диалог культур. Искусство и изображения африканских племен Хамида С. Нейриза (Культ, магия и абстракция. Диалог культур. Искусство и изображения африканских племен Хамида С. Нейриза), Берлин: Издание Нейриза, 2001.
4 - Эксх. Кат.: Искусство и невидимое, Картины Хамида Садиги Нейриза (Искусство и невидимое, Картины Хамида Садиги Нейриза), Берлин: Издание Нейриза, 2017.
5 - Комп. Майкл Нунгессер, От истоков до сегодняшнего дня, в: там же, стр. 6–14.
6 - Aux origines de l'abstraction 1800/1914, Париж: Музей Орсе, 2003; Кот. Ширн Кунсталле Франкфурт: Рафаэль Розенберг (редактор), Тернер - Гюго - Моро. Открытие абстракции, Мюнхен: Хирмер Верлаг, 2007 (два художника Джозеф Мэллорд, Уильям Тернер и Гюстав Моро, а также писатель Виктор Гюго, который также работал художником).
7 – Рикардо фон Браш неслучайно в своем черно-белом профильном портрете Нейриза помещает художника рядом с африканской маской; См. Рикардо фон Браш, Кюнстлеровский трепан в Берлине (Художники встречаются в Берлине), Мюнхен и др.: Prestel Verlag, 2008, с. 121.
8 – Journal de Téhéran , Джанет Лазариан Шагаги, 3 марта 1979 г., см. с. 274.
9 – Газета «Эттелаат», д-р Джавад Моджаби, 29 ноября 1976 г., см. стр. 9. 272.