Гаитянское искусство вуду
![]() Гаитянская фетиш-статуя дьявола с двенадцатью глазами | |
Расположение | Гаити |
---|
Искусство гаитянского вуду — это искусство, связанное с религией гаитянского вуду . Эта религия имеет свои корни в традиционных религиях Западной Африки, завезенных на Гаити рабами, но ассимилировала элементы из Европы и Америки и продолжает развиваться. Наиболее отличительной формой искусства Вуду является драпо Вуду , вышитый флаг, часто украшенный блестками или бисером, но этот термин охватывает широкий спектр форм визуального искусства, включая картины, вышитую одежду, глиняные или деревянные фигурки, музыкальные инструменты и ассамбляжи. С 1950-х годов спрос на искусство вуду со стороны туристов и коллекционеров растет.
Происхождение и история
[ редактировать ]Историки искусства расходятся во мнениях относительно происхождения гаитянского искусства вуду. Сюзанна Блиер утверждает, что они родом из прибрежных районов Бенина и Того . Роберт Фаррис Томпсон делает правдоподобную связь с Центральной Африкой, основываясь на сходстве с нкиси фигурами из Конго , а также космограммами, флагами, барабанами и танцами этого региона. [1]
Первые рабы из Западной и Центральной Африки были привезены в Карибский бассейн в 16 веке. Европейцы часто утверждали, что рабов спасали от поклонения дьяволу. Однако рабы сохраняли свою религиозную практику в тайне, а их священники были среди лидеров первого восстания на Гаити в 1791 году. [2] Гаити стала первой независимой нацией африканского народа в Западном полушарии в 1804 году при президенте Жан-Жаке Дессалине . [3] Традиционная религия по-прежнему находилась под запретом, и уже в 1940-х годах католическая церковь предприняла кампанию против Вуду, разграбила храмы и сожгла религиозные артефакты. Многие техники сакрального искусства сейчас забыты, и к 2001 году было создано лишь несколько скульптур. [2] Религия Вуду была официально признана в 2002 году. [3]
Подавляющее большинство гаитян до сих пор практикуют Вуду. [а] религия. Религия продолжает развиваться и помимо традиционных западноафриканских лво (духов) теперь включает в себя духи героев сопротивления колониальным силам и духов могущественных религиозных лидеров. [3] Иконография гаитянской религии Вуду сочетает в себе элементы Африки, Европы и Америки. [4] Так, драпо, созданное для африканского духа, может включать в себя изображение католического святого. Изображение святого изначально было частично создано для того, чтобы обмануть католических миссионеров, но также было выбрано из-за признания сходства святого и Ивы . [5] С тех пор святой и дух стали синкретизированы . [6]
Интерпретация
[ редактировать ]
Искусство вуду сложно классифицировать с западной точки зрения. Рэйчел Бовуар-Доминик , автор произведения Марианны Леманн [б] Коллекция произведений искусства Водоу отмечает, что «даже сегодня в креольском языке нет слова, обозначающего то, что западная цивилизация квалифицирует как «искусство». [7] Поэт и критик Андре Бретон отверг гаитянское искусство, отметив, что на Гаити нет музеев или коллекций произведений искусства. Очевидно, он не видел никакой ценности в искусстве, связанном с «отсталой» религией Вуду. [8]
Некоторые ученые отличают повествовательное гаитянское искусство, которое может включать в себя изображения событий или церемоний, в которых присутствует множество изображений из Вуду, от «искусства Вуду» в смысле искусства, имеющего сакральную функцию. Последний будет предназначен для использования в церемониях или для размещения в храмах или на алтарях. Учитывая вездесущность Вуду на Гаити, большая часть повествовательного искусства также будет включать изображения Вуду. [9] Однако изменчивая и адаптивная природа Вуду затрудняет четкое различие между религией, искусством и религиозным искусством. [10]
Алессандра Бенедикти отмечает, что западные ученые руководствуются своей постмодернистской интеллектуальной структурой, пытаясь объяснить искусство Вуду с точки зрения «интеллектуальных истин». Vodou открыт и иногда намеренно скрывается. Бенедикти пишет, что «в эстетической системе Вуду/Гаити объект искусства питает двойственность и требует, чтобы читатель или зритель интерпретировал и, таким образом, участвовал в создании смысла художественного текста». Если в произведении есть веве , есть вероятность, что . зрителем овладеет то, ради чего произведение было создано [11] Покупатель алтаря Вуду или других произведений искусства может стать обладателем их покупки. [10] Выставка 1995 года в Музее истории культуры Фаулера в Калифорнии «Священные искусства гаитянского вуду» включала драматические ритуальные взаимодействия между вуистами и ива , которые, возможно, включали одержимость. [10]
Флаг
[ редактировать ]Драпо Воду — это флаг ручной работы, обычно вышитый и украшенный бисером и блестками.Хотя флаги, возможно, были изготовлены в Западной Африке до прибытия европейцев, флаги, широко использовавшиеся там к 1600 году, были заимствованы из европейских флагов. Они использовались как символы этнической, военной или религиозной принадлежности.Драпо Водоу также использовало вышивку бисером йоруба, католические облачения и масонские фартуки. [3] В 19-м и начале 20-го века большинство драпо-воду делались из одного или двух кусочков цветной ткани, украшенных вышивкой, металлическими браслетами и стеклянными бусинами, с изображением ива, сделанным из блестящей ткани, аппликированным на ткань с использованием техник, которые до сих пор используются на Западе. Африка. [3] Флаги и баннеры, используемые в XXI веке в сельской местности, часто по-прежнему имеют стилистически простой дизайн, отчасти из-за высокой стоимости декоративного материала. [12]
У старых флагов фоновое поле, обрамляющее изображение, обычно украшалось широко расставленными блестками или бусинами. Современные производители флагов часто полностью покрывают ткань поля сверкающими блестками одного цвета или замысловатыми геометрическими узорами. Границы, которые были либо простыми, либо отсутствовали на ранних драпо-воду , превратились в очень сложные узоры. [13] Использование блесток в современных драпах началось в 1940 году, когда Джозеф Фортин увидел на карнавальном параде труппу афро-бразильских танцоров самбы в костюмах с блестками. костюмы участников группы «Рара» Фортине начал украшать блестками , а в 1943 году сделал драпо Вуду для Дамбаллы из мешковины из-под кофе, которую натянул на деревянную раму.Он сделал изображение из линий блесток на атласном фоне и добавил случайные блестки вокруг изображения. Фортин обучал своей технике таких художников, как Эдгар Жан Луи, Сильва Жозеф, Клотер Базиль и Ив Телемак. Самый младший из них, Телемак, первым подписал свою работу. [3]
Существует два вида драпо-воду . Драпо -сервис созданы для церемониального использования, а художественные флаги — для продажи. [3]
Флаг службы
[ редактировать ]
Драпо -сервис — важные религиозные символы. Они хранятся в святилищах, и знаменосцы несут их во время сложных церемоний в главном зале храма. Сервис drapo будет включать в себя изображение католического святого или веве (эмблему-ажур) Ива . [с] (дух), такой как Папа Легба или Огун религии йоруба . [4] Здесь много ива , в том числе Эрзули , Геде , Дамбала и Ла Сирена . [5] Цель церемониального драпо — польстить ива в надежде получить ответное расположение. [5] Обычно драпо-сервис изготавливаются парами, например, изображая Огуна и Дамбаллу.Огун был Ива , который привел рабов к свободе, а Дамбала — змеей, олицетворяющей жизненную силу.Огун может сочетаться с другими лвас . [3]
Drapo servis будет иметь центральное изображение, окруженное ромбовидной рамкой, часто иметь бахрому и иметь размер 36 на 36 дюймов (910 на 910 мм). Изображение может изображать католического святого, связанного с Ива , или может быть веве, которая символически представляет Ива и обеспечивает ему ворота в мир людей. [3] Изображение может быть хромолитографией , ярким бумажным изображением католического святого из Италии, Мексики или Испании, которое было синкретизировано с соответствующим африканским духом драпо. Изображение может представлять собой контур святого, нанесенный по хромолитографии, или может быть подробной и точной копией хромолитографии, выполненной из бисера и блесток. [6]
Наиболее широко используемые изображения святых – это святой Исидор , святой Иаков Майор , святой Патрик и Пресвятая Богородица . [6] Вевес включает в себя корабль Агве , кладбищенский крест барона Самеди , перекресток Легбы и так далее. [14] Изображение русалки используется на флагах водного духа ЛаСирены . Это не происходит от веве или католического происхождения, а, похоже, пришло из европейских морских источников. [6] Образ рыбы важен в Вуду, как и в христианском искусстве, но символ Вуду происходит из мифологии Фон, а не из христианства. [15] Он представляет Агве, который соответствует морскому божеству Фон Агбе.Агбе принял форму рыбы, когда на него возложили ответственность за море. [16]
Арт-флаги
[ редактировать ]
Художественные флаги имеют гораздо более широкие вариации по размеру и тематике, чем drapo servis , и редко имеют бахрому. Некоторые флаги ближе к гобеленам. [3] начали покупать коллекционеры В 1950-х годах драпо воду , а унганы (жрецы) начали продавать их как источник дохода. В следующее поколение художников, действовавших в 1990-е годы, входили Эвиланд Лаланн, Жозеф Олдоф Пьер, Ле Пети Фрер Могирюс, Ваглер Виталь, Жорж Валрис, Роланд Роквилл, Рональд Гуэн и Антуан Олейан. Они ввели различные инновации, отчасти из-за нехватки материалов для изготовления флагов. Антуана Олейана называли «художником, который действительно привнес флаги в сферу изобразительного искусства». [3]
В Порт-о-Пренсе опытные мастера драпировки имеют свободный доступ к бисеру и блесткам, привезенным из Канады и США. Эти художники зарабатывают на жизнь продажами туристам и художественным галереям. [12] претерпели значительные изменения , в которых такие художники, как Мирланд Констант, В 21 веке драпо-воду как форма искусства [д] представили новые темы и методы. других современных художников- драпо Среди - Эвелин Олси , Руди Азор, Габриэль Чери, Линдор Чилер, Мирей Делис , Кристиан Дорлеус и Жозиан Жозеф.Их большие и сложные драпировки более детально отражают взаимодействие с ива на таких мероприятиях, как церемонии Вуду и свадьбы.Они также могут представлять евангельские христианские темы или иметь светскую тематику. [5] Эдгар Жан Луи, известный производитель флагов, сделал флаг под названием «Диана Эрзули», на котором была фотография английской принцессы Дианы . [3] со стороны международных коллекционеров произведений искусства растет Спрос на такую драпировку . [5]
Другие объекты
[ редактировать ]
В 1940-х годах гаитянские профессиональные художники начали создавать имитации изображений, предоставленных иностранными предпринимателями. Изображения отражали взгляд иностранцев на суть искусства Вуду. Позже это взаимодействие было отклонено, и гаитянские произведения были признаны подлинными . [18] В 1949 году пятнадцать художников украсили епископальный собор Святой Троицы в Порт-о-Пренсе фресками, которые контрастируют с искусством вуду и традиционными сценами из Библии.Тринадцать художников были католиками и/или водовистами. [19] В 1950-е годы фрески приобрели мировую известность. Африканские боги встречались в символике христианских изображений. Таким образом, «Дева Дамбалла» Андре Диманша была идентифицирована как Эрзули , Ива, связанная с Афродитой, Матерью Долорозой, здоровьем и разгневанной Мадонной. [20]
Куклу, включенную в произведение искусства вуду, можно анимировать, чтобы она могла выполнять сверхъестественную работу, защищая дом. Священник гаитянского вуду Жорж Рене объясняет этот процесс, говоря: «Все может быть загадочным, если вы в это верите… вы должны превратить это в мистику. Вы крестите его. Вы проводите церемонию. Вы кладете еду, которую ест ива . .после этого с ним можно работать. Он обретает душу. Его можно положить на алтарь. [21]
Пьеро Барра (1942–99) и Мари Кассез создавали священные алтарные инсталляции из предметов повседневного обихода, таких как куклы, солнцезащитные очки, блестки, спидометры, четки, зеркала и мишура. [22] Барра сказал, что его работа была вдохновлена духами Вуду, которые иногда требовали этого. Он сказал: «Когда я сплю, пока я вижу сны, я вижу Тайны. Когда я сплю, я вижу духов… они показывают мне замысел, какое-то лицо, какую-то вещь. Затем, когда я просыпаюсь, я создаю это." [23] Посетитель Порт-о-Пренса в 1991 году описал алтарную инсталляцию, которую Барра сделал для богини-матери Эзили Дантор . Голова у нее была от гипсовой куклы, с румянами, помадой и белыми синтетическими волосами. Она держала вырезанное изображение младенца Иисуса, которое представляло дочь богини Анаис. [22] Тело богини обвивала красная тканевая змея, а у подножия статуи находился маленький резиновый пупс. Все было украшено блестками и дешевыми украшениями. Это не был традиционный дизайн, но вуисты сразу же признали его подлинным искусством вуду. [24]
- Декорированное зеркало
- Античный парадный костюм
- Церемониальный барабан
- Античный церемониальный барабан
- Принадлежности Vodou на Железном рынке в Порт-о-Пренсе
Примечания
[ редактировать ]- ^ Слово Вуду означает дух. [3]
- ↑ Марианна Леманн — бывший швейцарский дипломат, обосновавшаяся в Порт-о-Пренсе, Гаити, где за двадцать лет собрала около 2000 образцов гаитянского сакрального искусства. ЮНЕСКО выделила некоторые средства на индексацию и фотографирование коллекции, в которую входят музыкальные инструменты, фигуры в костюмах и другие артефакты. [2]
- ^ Ивы служили посредниками между людьми и верховным богом. [5]
- ↑ Мирланда Констант, 1970 года рождения, мать научила ее швее и технике бисероплетения, и она работала на фабрике по производству свадебных платьев. Она научилась делать флаги, используя бисер вместо блесток, и с тех пор получила международное признание. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ванхи 2002 , с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б с Ходжсон 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Флаги Гаити с блестками, Ridge Art .
- ^ Перейти обратно: а б Косентино 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Драпо Воду: Флаги Духов .
- ^ Перейти обратно: а б с д Полк 1997 , с. 20.
- ^ Бенедикти-Коккен 2014 , стр. 244.
- ^ Бенедикти-Коккен 2014 , стр. 245.
- ^ Краун, Риверс и Уилсон 2013 , с. 110-111.
- ^ Перейти обратно: а б с Харви 2014 , с. 219.
- ^ Гловер 2010 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Полк 1997 , с. 18.
- ^ Полк 1997 , с. 21.
- ^ Полк 1997 , с. 19.
- ^ Демангл 1992 , с. 151.
- ^ Демангл 1992 , с. 152.
- ^ Улисс 2011 .
- ^ Ричман 2008 , с. 203.
- ^ Томас 2014 , с. 190.
- ^ Томас 2014 , с. 191.
- ^ Аптер и Дерби 2009 , с. 357.
- ^ Перейти обратно: а б Косентино 1998 , с. 9.
- ^ Косентино 1999 , с. 16.
- ^ Косентино 1998 , с. 10.
Источники
[ редактировать ]- Аптер, Эндрю; Дерби, Лорен (14 декабря 2009 г.). Активируя прошлое: история и память в Черноатлантическом мире . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-1790-5 . Проверено 31 мая 2015 г.
- Бенедикти-Коккен, Алессандра (12 ноября 2014 г.). Одержимость духом во французской, гаитянской и вудуской мысли: интеллектуальная история . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-8466-0 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Косентино, Дональд (1998). Вещи Vodou: Искусство Пьеро Барра и Мари Кассез унив. Пресса Миссисипи. ISBN 978-1-57806-014-6 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Косентино, Дональд Дж. (зима 1999 г.). «Памяти: Пьеро Барра, 1942–1999». Африканское искусство . 32 (4). Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: 16–17. JSTOR 3337665 .
- Косентино, Дональд (2013). «Священные символы в блестках: старинные гаитянские флаги вуду» . Художественная галерея Ричарда Ф. Браша, Университет Св. Лаврентия. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 30 мая 2015 г.
- Краун, Кэрол; Риверс, Шерил; Уилсон, Чарльз Рейган (3 июня 2013 г.). Новая энциклопедия южной культуры: Том 23: Народное искусство . Книги прессы UNC. ISBN 978-1-4696-0799-3 .
- Демангл, Лесли Джеральд (1992). Лики богов: вуду и католицизм на Гаити . Университет Северной Каролины Пресс. ISBN 978-0-8078-4393-2 . Проверено 31 мая 2015 г.
- «Драпо Воду: Духовные флаги» . Гаитянская художественная компания. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 30 мая 2015 г.
- Гловер, Кайама Л. (2010). Гаити освобождено: спиральный вызов постколониальному канону . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-84631-499-5 . Проверено 31 мая 2015 г.
- Харви, Грэм (11 сентября 2014 г.). Еда, секс и незнакомцы: понимание религии как повседневной жизни . Рутледж. ISBN 978-1-317-54633-7 . Проверено 31 мая 2015 г.
- Ходжсон, Мартин (8 сентября 2001 г.). «Невероятный крестоносец борется за спасение вудуистской души Гаити» . Хранитель . Порт-о-Пренс . Проверено 30 мая 2015 г.
- Полк, Патрик Артур (1997). Гаитянские флаги вуду . унив. Пресса Миссисипи. ISBN 978-1-57806-024-5 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Ричман, Карен Э. (весна 2008 г.). «Невинные имитации? Подлинность и мимесис в искусстве, туризме и антропологии гаитянского вуду» . Этноистория . 55 (2): 203–227. дои : 10.1215/00141801-2007-061 . Проверено 31 мая 2015 г.
- «Флаги Гаити с блестками» . Ридж Арт. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 30 мая 2015 г.
- Томас, Р. Мюррей (19 июня 2014 г.). Корни вуду-христианской веры Гаити: африканское и католическое происхождение: африканское и католическое происхождение . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-3204-8 . Проверено 30 мая 2015 г.
- Улисс, Джина Афина (14 апреля 2011 г.). «Постоянный: самый яростный знаменосец Гаити» . Хаффингтон Пост . Проверено 30 мая 2015 г.
- Ванхи, Хейн (2002). «Центральноафриканское народное христианство и возникновение гаитянской религии вуду» . Центральноафриканцы и культурные трансформации в американской диаспоре . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00278-3 . Проверено 30 мая 2015 г.