Jump to content

Водунское искусство

Водунское искусство
Утудзи босио. Эве, Того, вторая половина 20 века.
Расположение Западная Африка , Центральная Африка

Искусство водун связано с западноафриканской религией водун в Нигерии , Бенине , Того и Гане . Этот термин иногда используется в более широком смысле для искусства, связанного с родственными религиями Западной и Центральной Африки, а также африканской диаспоры в Бразилии, странах Карибского бассейна и Соединенных Штатах. Формы искусства включают босио , резные деревянные статуи, которые представляют сверхъестественных существ и могут быть активированы с помощью различных ритуальных шагов, и асен , металлические предметы, которые привлекают духов мертвых или других духов и дают им временное место отдыха. Водун ассимилятивен и впитал в себя концепции и образы из других частей Африки, Индии, Европы и Америки. Хромолитографии, изображающие индийских божеств, стали отождествляться с традиционными божествами Водун и использовались в качестве основы для фресок в храмах Водун. Фестиваль Уида '92, прошедший в Бенине в 1993 году, ознаменовал снятие ограничений на воду в этой стране и положил начало возрождению искусства водын.

Карта Кот-де-Эскальв (Невольничий берег) 1892 года с изображением Дагомеи (французский язык) между Того (немецкий) и Лагосом (британский)

Термин «водун» охватывает ряд культов, посвященных разным божествам одного и того же пантеона или духам, силам природы или предкам, либо бестелесным, либо обитающим в фетишах . Каждый культ имеет определенные обряды, священные предметы, эзотерическое «глубокое знание», жреческую иерархию и процессы инициации. В доколониальный период в Дагомее система культов была тесно связана с правящей структурой. [1] «Водун» также используется в широком смысле для обозначения религий различных обществ Дагомеи, западной Нигерии и юго-западного Заира . Людей из этих стран увезли в качестве рабов в Бразилию и страны Карибского бассейна, где они продолжают исповедовать религии, заимствованные из Водуна. [2] Гаитянская религия Вуду сочетает в себе элементы классических религий Дагомеи , Йорубаленда и Конго . [3] [а]

Различные историки искусства утверждают, что Водун ассимиляционен: он берет посторонние предметы и интерпретирует их для удовлетворения потребностей коренных народов. Современное искусство Водун продолжает привлекать символические и материальные элементы из других частей Африки, Европы, Индии и Африканской Америки. [5]

Религиозные объекты западноафриканского водуна поначалу рассматривались посторонними просто как религиозные фетиши. Позже они стали цениться как предметы искусства, а затем и как символы африканской диаспоры.Их интерпретировали как современное искусство, а также как традиционное искусство.Говорят, что Пабло Пикассо был вдохновлен традиционной западноафриканской скульптурой, когда создавал свою протокубистскую картину «Авиньонские девицы» . Благодаря фестивалю Уида '92 искусство воды стало символом национальной идентичности в Бенине. [6]

Формы искусства

[ редактировать ]
Бочау в Бенине в районе Абомея, 2013 г.
Куклы на фетиш-рынке Акодессава, Ломе, Того

Сюзанны Блиер «Африканский водун » . Книга «Искусство, психология и власть» (Чикаго, 1995) представляла собой наиболее полное англоязычное описание объектов африканского водуна на момент публикации, основанное на годичных полевых исследованиях в 1985–1986 годах в Абомее , Бенин, и близлежащих городах. В нем обсуждаются религиозные артефакты народа фон и их соседей в Бенине и Того, называемые бочио или бочеа (наделенные полномочиями тела), а также связанные с ними верования и обычаи водун .Блиер говорит, что босио в основном «противоэстетичны», противоположны тому, что Фон считает приятным или красивым. Они предназначены для привлечения и удержания мощных сил, с помощью которых владелец может достигать таких целей, как контроль над другими, достижение благополучия, причинение вреда врагам или защита от разрушительных сил, исходящих от врагов. [7]

Хромолитография 1880-х годов самоанского заклинателя змей по имени Мами Вата.

Обычно бочио представляют собой резные изделия из дерева, украшенные лекарствами, которые упакованы внутри них или прикреплены к пакетам, а также красками и такими предметами, как рога, бусы или цепи. Часто их связывают, одевают или привязывают, чтобы удержать магические силы. Объекты бочио связаны с богами, лесными духами или мертвыми, а также с животными или растениями, имеющими свойства, связанные с этими существами. [7] Бочеа активируются или наделяются силой посредством сборки, речи, слюны, тепла в форме перца и алкоголя, завязывания узлов и подношения высшей силе или божеству. Некоторые из них имеют заостренные основания, чтобы их можно было вбить в землю, источник силы божества-обманщика Легбы . Их можно активировать только один раз. Другие могут иметь цокольные основания и могут быть активированы более одного раза. [8]

Индийское искусство

[ редактировать ]

Прибрежные районы нынешних Бенина и Того уже давно открыты для внешних идей и образов, которые были поглощены местной культурой и отражены в гибкой структуре религии и искусства водун. В конце 1950-х годов индийские хромолитографии начали использоваться в искусстве водын. [9] Согласно верованиям водун, все индийские духи приходят из моря; «Индия» и море — одно и то же понятие. [10] Хромолитографии, изображающие индийских богов и напечатанные в Индии, Англии или Нигерии, широко распространены в Западной Африке с 1950-х годов.Самый популярный образ – заклинатель змей. Это изображение, заимствованное из картины артистки немецкого цирка, было идентифицировано как изображение местного водного духа и соблазнительницы Мами Вата . Другие изображения других индийских богов отождествлялись с другими местными духами. [11]

В 21 веке художник Джозеф Коссиви Ахиатор из Ганы был очень востребован как художник индийских храмов духов в Бенине, Того и Гане. Когда ему поручили расписать храм Водун, он обратился к своей коллекции хромолитографий, к образам в своих снах, а также к мечтам и желаниям владельца храма.Ахиатор часто посещает Индию во сне или на пляже, и индийские образы отчетливо узнаваемы на фресках его храмов. [12] В храме Гилберта Аттиссу, известного священника водын в Анехо , Того, есть барельефы Шивы и Лакшми по обе стороны от дверного проема, а также храм «Индия» со стенами, украшенными Мами Вата, Господом Шивой, Лакшми и другими. божества. [13] Храм посвящен Нана-Йо, одному из водунских имен Шивы. Аттиссу также с раннего возраста тянулся к индийским богам и их способности управлять морем, и он проводил много часов на пляже, где совершал длительные визиты в «Индию». [14]

Алтарь Асен, приписываемый художнику Акати Акпене Кендо.

Асен — это общий термин для подвижных металлических предметов, которые привлекают души умерших и божеств, называемых водун , и временно удерживают их. Они сильно различаются по форме и размеру. [15] Асены предков, почитающие умерших, являются подлинными ритуальными скульптурами в том смысле, что они созданы африканскими художниками для религиозных целей, а не для туристической торговли. Однако, похоже, впервые они появились только в поздний доколониальный период. Сначала они были переняты правителями Дагомеи у народа йоруба , использовались в качестве родовых алтарей для повышения престижа династии. После того, как французы установили колониальное правление и отменили монархию, асен были приняты на всех уровнях общества в Бенине. [16]

Фестиваль Уида

[ редактировать ]

Первый международный фестиваль искусств и культуры водын был проведен в Уиде , Бенин, в феврале 1993 года при поддержке ЮНЕСКО и правительства Бенина. На мероприятии прославлялась трансатлантическая религия Водун, и на нем присутствовали священники и жрицы из Гаити , Кубы , Тринидада и Тобаго , Бразилии и США, а также правительственные чиновники и туристы из Европы и Америки. [17] Некоторые произведения искусства, заказанные для фестиваля, выставлены на площадках города, в том числе работы бенинских художников Сиприена Токудагбы , Каликста Дакпогана , Теодора Дакпогана , Симонет Биоку , Доминика Куаса и Ива Аполлинера Педе , а также работы художников африканской диаспоры Эдуарда . Дюваль-Каррие (Гаити), Хосе Клаудио (Бразилия) и Мануэль Мендиве (Куба). [18]

  1. ^ Религия водун в Дагомее находилась под влиянием религии йоруба , которая уже имела подобные концепции, когда Дагомея завоевала земли йоруба в 17 веке и ассимилировала элементы культуры йоруба. [4]

Источники

[ редактировать ]
  • Адогаме, Афеосемиме Унуосе; Эхтлер, Магнус; Вирке, Ульф (2008). «Идея «Индии» » . Распаковывая новое: критические взгляды на культурную синкретизацию в Африке и за ее пределами . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN  978-3-8258-0719-1 . Проверено 1 июня 2015 г.
  • Бэй, Эдна Г. (2008). Асен, предки и водун: прослеживая изменения в африканском искусстве . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-03255-4 . Проверено 31 мая 2015 г.
  • Бейдельман, Т.О. (1996). «Обзор Блиера, Сюзанны Престон: африканский водун. Искусство, психология и власть». Антропос . 91 (4./6). Институт Антропоса. JSTOR   40464518 .
  • Хакетт, Розалинда Эй-Джей (1 октября 1998 г.). Искусство и религия в Африке . А&С Черный. ISBN  978-0-304-70424-8 . Проверено 1 июня 2015 г.
  • Хоули, Джон К. (25 июня 2008 г.). Индия в Африке, Африка в Индии: космополитизмы Индийского океана . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-00316-4 . Проверено 1 июня 2015 г.
  • Керчаш, Жак (2011). «Вудунское искусство» . Фонд современного искусства Картье . Проверено 31 мая 2015 г.
  • Норман, Нил Л. (3 октября 2014 г.). «Священные вихри африканского атлантического мира» . Материальность ритуала в Черной Атлантике . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-01391-0 . Проверено 1 июня 2015 г.
  • Рахье, Жан Мутеба; Хинтцен, Перси К.; Смит, Фелипе (2010). Глобальные контуры черноты: опрос африканской диаспоры . Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-07753-1 . Проверено 1 июня 2015 г.
  • Раш, Дана (зима 2001 г.). «Современное искусство водын в Уиде, Бенин». Африканское искусство . 34 (4). Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: 32–96. дои : 10.2307/3337805 . JSTOR   3337805 .
  • Раш, Дана (2009). «Трансюги, образы «Индии» в западноафриканском искусстве, практике и мышлении водун». . Африка, глобализация Юга . КАРТАЛА Издания. ISBN  978-2-8111-0199-2 . Проверено 1 июня 2015 г.
  • Сазерленд, Питер (2006). «Искусство Водун и гипервизуализация Африки». Обзор традиционных жилищ и поселений . 18 (1). Международная ассоциация по изучению традиционной окружающей среды (IASTE): 53–54. JSTOR   23565987 .
  • Томпсон, Роберт Фаррис (26 мая 2010 г.). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0-307-87433-7 . Проверено 1 июня 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3dfa33cece130089f78f5f272c3317a__1699501440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/7a/d3dfa33cece130089f78f5f272c3317a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vodun art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)