Водунское искусство
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |
![]() Утудзи босио. Эве, Того, вторая половина 20 века. | |
Расположение | Западная Африка , Центральная Африка |
---|
Искусство водун связано с западноафриканской религией водун в Нигерии , Бенине , Того и Гане . Этот термин иногда используется в более широком смысле для искусства, связанного с родственными религиями Западной и Центральной Африки, а также африканской диаспоры в Бразилии, странах Карибского бассейна и Соединенных Штатах. Формы искусства включают босио , резные деревянные статуи, которые представляют сверхъестественных существ и могут быть активированы с помощью различных ритуальных шагов, и асен , металлические предметы, которые привлекают духов мертвых или других духов и дают им временное место отдыха. Водун ассимилятивен и впитал в себя концепции и образы из других частей Африки, Индии, Европы и Америки. Хромолитографии, изображающие индийских божеств, стали отождествляться с традиционными божествами Водун и использовались в качестве основы для фресок в храмах Водун. Фестиваль Уида '92, прошедший в Бенине в 1993 году, ознаменовал снятие ограничений на воду в этой стране и положил начало возрождению искусства водын.
Фон
[ редактировать ]
Термин «водун» охватывает ряд культов, посвященных разным божествам одного и того же пантеона или духам, силам природы или предкам, либо бестелесным, либо обитающим в фетишах . Каждый культ имеет определенные обряды, священные предметы, эзотерическое «глубокое знание», жреческую иерархию и процессы инициации. В доколониальный период в Дагомее система культов была тесно связана с правящей структурой. [1] «Водун» также используется в широком смысле для обозначения религий различных обществ Дагомеи, западной Нигерии и юго-западного Заира . Людей из этих стран увезли в качестве рабов в Бразилию и страны Карибского бассейна, где они продолжают исповедовать религии, заимствованные из Водуна. [2] Гаитянская религия Вуду сочетает в себе элементы классических религий Дагомеи , Йорубаленда и Конго . [3] [а]
Различные историки искусства утверждают, что Водун ассимиляционен: он берет посторонние предметы и интерпретирует их для удовлетворения потребностей коренных народов. Современное искусство Водун продолжает привлекать символические и материальные элементы из других частей Африки, Европы, Индии и Африканской Америки. [5]
Религиозные объекты западноафриканского водуна поначалу рассматривались посторонними просто как религиозные фетиши. Позже они стали цениться как предметы искусства, а затем и как символы африканской диаспоры.Их интерпретировали как современное искусство, а также как традиционное искусство.Говорят, что Пабло Пикассо был вдохновлен традиционной западноафриканской скульптурой, когда создавал свою протокубистскую картину «Авиньонские девицы» . Благодаря фестивалю Уида '92 искусство воды стало символом национальной идентичности в Бенине. [6]
Формы искусства
[ редактировать ]

Бочио
[ редактировать ]Сюзанны Блиер «Африканский водун » . Книга «Искусство, психология и власть» (Чикаго, 1995) представляла собой наиболее полное англоязычное описание объектов африканского водуна на момент публикации, основанное на годичных полевых исследованиях в 1985–1986 годах в Абомее , Бенин, и близлежащих городах. В нем обсуждаются религиозные артефакты народа фон и их соседей в Бенине и Того, называемые бочио или бочеа (наделенные полномочиями тела), а также связанные с ними верования и обычаи водун .Блиер говорит, что босио в основном «противоэстетичны», противоположны тому, что Фон считает приятным или красивым. Они предназначены для привлечения и удержания мощных сил, с помощью которых владелец может достигать таких целей, как контроль над другими, достижение благополучия, причинение вреда врагам или защита от разрушительных сил, исходящих от врагов. [7]

Обычно бочио представляют собой резные изделия из дерева, украшенные лекарствами, которые упакованы внутри них или прикреплены к пакетам, а также красками и такими предметами, как рога, бусы или цепи. Часто их связывают, одевают или привязывают, чтобы удержать магические силы. Объекты бочио связаны с богами, лесными духами или мертвыми, а также с животными или растениями, имеющими свойства, связанные с этими существами. [7] Бочеа активируются или наделяются силой посредством сборки, речи, слюны, тепла в форме перца и алкоголя, завязывания узлов и подношения высшей силе или божеству. Некоторые из них имеют заостренные основания, чтобы их можно было вбить в землю, источник силы божества-обманщика Легбы . Их можно активировать только один раз. Другие могут иметь цокольные основания и могут быть активированы более одного раза. [8]
Индийское искусство
[ редактировать ]Прибрежные районы нынешних Бенина и Того уже давно открыты для внешних идей и образов, которые были поглощены местной культурой и отражены в гибкой структуре религии и искусства водун. В конце 1950-х годов индийские хромолитографии начали использоваться в искусстве водын. [9] Согласно верованиям водун, все индийские духи приходят из моря; «Индия» и море — одно и то же понятие. [10] Хромолитографии, изображающие индийских богов и напечатанные в Индии, Англии или Нигерии, широко распространены в Западной Африке с 1950-х годов.Самый популярный образ – заклинатель змей. Это изображение, заимствованное из картины артистки немецкого цирка, было идентифицировано как изображение местного водного духа и соблазнительницы Мами Вата . Другие изображения других индийских богов отождествлялись с другими местными духами. [11]
В 21 веке художник Джозеф Коссиви Ахиатор из Ганы был очень востребован как художник индийских храмов духов в Бенине, Того и Гане. Когда ему поручили расписать храм Водун, он обратился к своей коллекции хромолитографий, к образам в своих снах, а также к мечтам и желаниям владельца храма.Ахиатор часто посещает Индию во сне или на пляже, и индийские образы отчетливо узнаваемы на фресках его храмов. [12] В храме Гилберта Аттиссу, известного священника водын в Анехо , Того, есть барельефы Шивы и Лакшми по обе стороны от дверного проема, а также храм «Индия» со стенами, украшенными Мами Вата, Господом Шивой, Лакшми и другими. божества. [13] Храм посвящен Нана-Йо, одному из водунских имен Шивы. Аттиссу также с раннего возраста тянулся к индийским богам и их способности управлять морем, и он проводил много часов на пляже, где совершал длительные визиты в «Индию». [14]
Мышьяк
[ редактировать ]
Асен — это общий термин для подвижных металлических предметов, которые привлекают души умерших и божеств, называемых водун , и временно удерживают их. Они сильно различаются по форме и размеру. [15] Асены предков, почитающие умерших, являются подлинными ритуальными скульптурами в том смысле, что они созданы африканскими художниками для религиозных целей, а не для туристической торговли. Однако, похоже, впервые они появились только в поздний доколониальный период. Сначала они были переняты правителями Дагомеи у народа йоруба , использовались в качестве родовых алтарей для повышения престижа династии. После того, как французы установили колониальное правление и отменили монархию, асен были приняты на всех уровнях общества в Бенине. [16]
Фестиваль Уида
[ редактировать ]Первый международный фестиваль искусств и культуры водын был проведен в Уиде , Бенин, в феврале 1993 года при поддержке ЮНЕСКО и правительства Бенина. На мероприятии прославлялась трансатлантическая религия Водун, и на нем присутствовали священники и жрицы из Гаити , Кубы , Тринидада и Тобаго , Бразилии и США, а также правительственные чиновники и туристы из Европы и Америки. [17] Некоторые произведения искусства, заказанные для фестиваля, выставлены на площадках города, в том числе работы бенинских художников Сиприена Токудагбы , Каликста Дакпогана , Теодора Дакпогана , Симонет Биоку , Доминика Куаса и Ива Аполлинера Педе , а также работы художников африканской диаспоры Эдуарда . Дюваль-Каррие (Гаити), Хосе Клаудио (Бразилия) и Мануэль Мендиве (Куба). [18]
- Храм Водун на Невольничьем пути возле Двери невозврата, Уида на побережье Бенина
- Алтарь и фетиши, Абомей, Бенин
- Храм Водун в Абомее, Бенин
- Животный мотив и висячая ткань на святилище Водун в Абомее, Бенин
- Сиприен Токудагба, Пантеон Вуду (1989). Зангбето (с рогами, на заднем плане) и Легба, сидящие обнаженные, судят грешника.
- Статуя Водуна, Бенин
- Зангбето, Бенин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Религия водун в Дагомее находилась под влиянием религии йоруба , которая уже имела подобные концепции, когда Дагомея завоевала земли йоруба в 17 веке и ассимилировала элементы культуры йоруба. [4]
- ^ Рахьер, Хинтцен и Смит 2010 , стр. 184
- ^ Керчаче 2011 , с. 1.
- ^ Томпсон 2010 , стр. 164.
- ^ Томпсон 2010 , стр. 166.
- ^ Норман 2014 , с. 48.
- ^ Сазерленд 2006 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Бейдельман 1996 , с. 579.
- ^ Хакетт 1998 , с. 46.
- ^ Адогаме, Эхтлер и Вирке 2008 , с. 202.
- ^ Раш 2009 , с. 106.
- ^ Адогаме, Эхтлер и Вирке 2008 , с. 206.
- ^ Адогаме, Эхтлер и Вирке 2008 , с. 212.
- ^ Хоули 2008 , с. 168.
- ^ Адогаме, Эхтлер и Вирке 2008 , с. 217.
- ^ Бэй 2008 , с. 1.
- ^ Бэй 2008 , с. 9.
- ^ Раш 2001 , с. 32.
- ^ Раш 2001 , с. 33.
Источники
[ редактировать ]- Адогаме, Афеосемиме Унуосе; Эхтлер, Магнус; Вирке, Ульф (2008). «Идея «Индии» » . Распаковывая новое: критические взгляды на культурную синкретизацию в Африке и за ее пределами . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-0719-1 . Проверено 1 июня 2015 г.
- Бэй, Эдна Г. (2008). Асен, предки и водун: прослеживая изменения в африканском искусстве . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-03255-4 . Проверено 31 мая 2015 г.
- Бейдельман, Т.О. (1996). «Обзор Блиера, Сюзанны Престон: африканский водун. Искусство, психология и власть». Антропос . 91 (4./6). Институт Антропоса. JSTOR 40464518 .
- Хакетт, Розалинда Эй-Джей (1 октября 1998 г.). Искусство и религия в Африке . А&С Черный. ISBN 978-0-304-70424-8 . Проверено 1 июня 2015 г.
- Хоули, Джон К. (25 июня 2008 г.). Индия в Африке, Африка в Индии: космополитизмы Индийского океана . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-00316-4 . Проверено 1 июня 2015 г.
- Керчаш, Жак (2011). «Вудунское искусство» . Фонд современного искусства Картье . Проверено 31 мая 2015 г.
- Норман, Нил Л. (3 октября 2014 г.). «Священные вихри африканского атлантического мира» . Материальность ритуала в Черной Атлантике . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-01391-0 . Проверено 1 июня 2015 г.
- Рахье, Жан Мутеба; Хинтцен, Перси К.; Смит, Фелипе (2010). Глобальные контуры черноты: опрос африканской диаспоры . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07753-1 . Проверено 1 июня 2015 г.
- Раш, Дана (зима 2001 г.). «Современное искусство водын в Уиде, Бенин». Африканское искусство . 34 (4). Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: 32–96. дои : 10.2307/3337805 . JSTOR 3337805 .
- Раш, Дана (2009). «Трансюги, образы «Индии» в западноафриканском искусстве, практике и мышлении водун». . Африка, глобализация Юга . КАРТАЛА Издания. ISBN 978-2-8111-0199-2 . Проверено 1 июня 2015 г.
- Сазерленд, Питер (2006). «Искусство Водун и гипервизуализация Африки». Обзор традиционных жилищ и поселений . 18 (1). Международная ассоциация по изучению традиционной окружающей среды (IASTE): 53–54. JSTOR 23565987 .
- Томпсон, Роберт Фаррис (26 мая 2010 г.). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-87433-7 . Проверено 1 июня 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блиер, Сюзанна Престон (15 марта 1995 г.). Африканский водун: искусство, психология и власть . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-05858-0 . Проверено 31 мая 2015 г.