Трамваи в Софии
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на болгарском языке . (Декабрь 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Трамвайная сеть Софии | ||
---|---|---|
Трамвайная сеть Софии | ||
![]() Pesa Swing и бул. Христо Ботев, май 2016 г. | ||
Операция | ||
Местный | София , Болгария | |
Открыть | 1 января 1901 г. | |
Статус | В эксплуатации | |
Линии | 16 [ 1 ] | |
Владелец(и) | Столичный муниципалитет | |
Оператор(ы) | АО «Софийский электротранспорт» | |
Инфраструктура | ||
Ширина колеи | 1009 мм ( 3 фута 3 + 23 ⁄ 32 дюйма ) 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея [ 2 ] | |
Запас | 176 [ 2 ] | |
Статистика | ||
Длина трека (одинарный) | 308 км (191 миль) [ 2 ] | |
Длина маршрута | ~ 154 км (96 миль) | |
Остановки | 165 [ 1 ] | |
|
Трамвайная сеть Софии важной частью системы общественного транспорта Софии Болгарии , столицы является . Он начал работу 1 января 1901 года. [ 2 ] По состоянию на 2006 год трамвайная система включала около 308 километров (191 миль). [ 2 ] узкой колеи с и стандартной односторонним движением . [ 2 ] Большая часть пути имеет узкую колею ( 1009 мм или 3 фута 3 + 23 ⁄ 32 дюйма ) со стандартной шириной колеи ( 1435 мм или 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ), используемые на линиях 20, 21, 22 и 23 и составляющие примерно 40 километров (25 миль) длины пути системы. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Реализация идеи строительства сети трамвайных линий в Софии началась 1 декабря 1898 года, когда муниципалитет Софии предоставил концессию на строительство трамвайных линий компаниям из Франции и Бельгии. Строительные работы длились около года, и 1 января 1901 года официально запустился первый трамвай в Софии. Первоначально пассажиров обслуживали 25 автомобилей и 10 прицепов — двухосных, с деревянным кузовом, курсировавших по 6 маршрутам общей длиной 23 км и однопутным с колеей 1000 мм ( 3 футов 3 + 3 ⁄ 8 Калибр ) дюймов . [ 2 ]

В период с 1903 по 1931 год было поставлено большое количество вагонов и прицепов от европейских производителей. В 1931 г. под руководством инж. Феодосий Кардалев начал производство первых болгарских прицепов, в которых использовались прочные шасси уже списанных железнодорожных вагонов. Эти трейлеры известны как «трейлеры Кардалева». В 1936 году были выпущены первые болгарские вагоны под маркой «ДТО» (Дирекция по трамваите и осветлението - Дирекция на трамваите и освещението: Департамент трамваев и освещения, принадлежащий муниципалитету Софии). При их производстве использовались старые шасси, а все остальные элементы были заменены новыми.
В 1934 году на территории нынешнего Красносельского муниципалитета было построено первое крупное трамвайное депо. В 1951 году здесь был основан завод по производству трамвайных вагонов. Она была преемницей фабрики, основанной инж. Техническая мастерская Феодосия Кардалева ДТО.
Этот производитель трамваев (известный как Трамваен завод — Tramvaen zavod: Tram plant ) в 1990 году получил название «Трамкар» (Tramkar: Tram car ) и до 2008 года был зарегистрированной компанией Tramkar. К 1959 году в общей сложности насчитывалось 155 компаний «DTO» и «Republika». «Там производились трамваи. Последний трамвай Т8М-900 был поставлен в 1991 году и используется до сих пор. [ 2 ] С тех пор завод используется для ремонта и обновления старых трамваев.
В 1951 году в ДТО был выпущен Т4М-221 (Республика), считающийся самым качественным болгарским трамваем. Т4М-221 — первый четырехрядный трамвай в Болгарии. Модель «Республика» выпускалась в 1951 и 1959 годах под номерами 221–240. Имелись также прицепы с номерами 521–544. Автомобили вместе с прицепами в основном работали на 5-м маршруте. Они были приписаны к Красносельскому трамвайному депо (позже Красная Поляна). В 1981 году вагон 240 и вагон 540 были восстановлены и введены в эксплуатацию около года. 240-й автомобиль и 538-й прицеп все еще живы и, как ожидается, будут восстановлены. Первоначальный запас был 240+540, но 540 исчезает из депо Красная Поляна при невыясненных обстоятельствах и снова при неожиданных обстоятельствах обнаруживается прицеп 538. Модель «Республика» эксплуатировалась до 1978 года.
Тогда Софийский трамвайный завод выпустил две новые модели трамвая: «Комсомолец» в 1959 году и «Космонавт» в 1961 году.
На основе опыта, полученного на «Комсомольце» и «Космонавте», и с учетом конструктивных недостатков и недостатков (они заплатили очень высокую цену — более 40 погибших из-за практического отсутствия тормозов) был разработан новый двухсекционный трамвай и запущен в эксплуатацию в 1965 году. Агрегат получил название «София» и с различными модификациями («София 70» — трехсекционный, «София 100» — двухсекционный и «Болгария 1300» — трехсекционный) постепенно установил устойчивое доминирование на Узкоколейные пути Софии. Первые пять агрегатов «София» были выпущены в 1965 году, каждый окрашен в свой цвет — желтый, оранжевый, синий, зеленый и бордовый, а первый трехсекционный агрегат «София 70» появился в мае 1970 года в оранжево-желтом цвете. Двухсекционные вагоны «София» (с 4 дверями) были двух типов: с лирой и с токоприемником и применялись преимущественно на линиях со сложным продольным профилем (так называемые вертикальные кривые: спуски, подъемы): линии 6 и 9 в районе гостиницы «Хемус», подземного перехода НДК и эстакады «Надежда», а также на линиях 2, 14, 19 в 1960-е, 70-е и 80-е годы. Трехсекционные модели «София 70» (с 5 дверями) имеют пантографы и в основном использовались на линиях 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13 в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах, а также на линиях. 21 в 1980-х годах.
Идея устройства соответствовала новым тенденциям в железнодорожном машиностроении того времени. Однако конструкция и особенно исполнение сильно отставали от технологических разработок того времени.
«София» представляет собой двухсекционный трехтележный агрегат с коллинеарной формулой Bo'2'Bo', а «София 70» - трехсекционный агрегат Bo'2'2'Bo'. К 2005 году все трамваи «София 70» были выведены из эксплуатации.
Трехвагонный трамвай «Болгария 1300» был построен в 1981 году к празднованию 1300-летия со дня основания Болгарии (681). Было построено 26 локомотивов с заводскими номерами 301 – 326. Первые серии этой модели полностью курсировали по новой тогда линии 15, идущей от Ивана Вазова до Надежды 5. После этого вагоны «Болгария 1300» использовались также на линиях 1 и 7. , и частично в строке 4.
Из-за инцидентов трехсекционные поезда «София 70» и «Болгария 1300» не ходят по линиям со сложными криволинейными/наклонными участками: от пл. Йорданка Николова до Дворца пионеров (сегодня: Площадь Журналистов - Семинария) и участок от гостиницы «Хемус» до гостиницы «Витоша Новый Отани» (сегодня: гостиница «Маринелла»).
Последний болгарский двухсоставной трамвай Т8М-900, находящийся в эксплуатации и сегодня, был выпущен на заводе в 1991 году. С тех пор завод в основном занимается ремонтом поврежденных трамваев и обновлением старых.
В 2017 году сеть пополнилась 28 подержанными трамваями Be 4/6 S «корнишон», частично переданными в дар от BVB участка трамвайной сети Базеля . Трамваи были построены в 1990-91 годах, а низкопольные в 1997-99 годах в их центре были установлены секции. Они заменили старые автомобили на маршрутах 6, 8 и 12.
Первая трамвайная линия стандартной колеи в Софии была открыта в 1987 году. До этого времени все линии номинально имели метровую колею , но на самом деле ширина колеи составляла 1009 мм ( 3 фута 3 + 23 ⁄ 32 дюйма ). Восемь лет спустя, в 1995 году, была построена вторая линия стандартной колеи. В 1987 году была открыта первая трамвайная линия в Софии со стандартной европейской шириной колеи 1435 мм (нынешняя линия 20), соединившая районы Гео Милев и Дружба. До этого все трамвайные линии в Софии были узкоколейными (1009 мм). Спустя 8 лет, в 1995 году, было завершено строительство второй линии колеи 1435 мм (ныне линия 22)[2]. Первые трамваи на 20-м маршруте в 1980-х годах были болгарскими, модели Т6МД-1000. В конце 1980-х годов были введены в эксплуатацию агрегаты ČKD Tatra T6B5 (колея 1435 мм) для продления линии 20, ведущей к памятнику Василу Левскому, а в конце 1990-х - к Молодежному театру.
С тех пор никаких других трамвайных линий построено не было, поскольку София сосредоточила свои усилия на строительстве системы метро . [ 2 ]
Временно открыт трамвайный маршрут 21 с маршрутом от автостанции Изток до Кв. Гео Милев, В 1980-х годах линия с тем же номером 21 использовалась на только что открытом тогда туннеле на Люлин с узкоколейной линией на Люлин 5, с использованием трамваев «София 70»). 17 февраля 2010 года открыта линия 23, соединяющая Ж.к. Дружба 2 и Ж.к. Дружба 1. Позже линия была продлена и к 2013 году соединила Ж.к. «Дружба 2» и Молодежный театр.
10 апреля 2010 года была открыта новая экспериментальная трамвайная линия № 4, вспомогательная к трамвайной линии № 5. Она идет по бул. Никола Петков - пл. Македонии - Центральный железнодорожный вокзал - Кв. Орландовцы.
В феврале 2014 года, спустя 34 года на улицах Софии, наконец-то была выведена серия трамваев Т8М-301 Болгария 1300, обслуживавшая в разные годы линии 1, 4, 5, 6, 7, 11, 15, 17, 19. выведен из эксплуатации.
С 26.05.2014г. также снята с производства серия трамваев Т6М-400 София-100 выпуска 1979 - 1986 гг.
Закрытие линий
[ редактировать ]В конце 20 века были закрыты линии 13, 16 и 17. А в 21 веке, с расширением софийского метро, многие трамвайные линии были сокращены или вовсе закрыты. Линии 2, 14 и 19, маршрут которых совпадал с частью маршрута метрополитенской линии М1, изначально были закрыты.
Линии 9, 15 и 19 были полностью закрыты с открытием линии метро М2 , а также из-за ряда некомпетентных решений Софийского городского совета.
В 2010 году были закрыты 2 и 19 маршруты, а 18 маршрут сокращен в рамках закрытия трамвайного маршрута через Борисоватую градину до Парк-отеля «Москва».
С закрытием 9-й линии в 2012 году путь от гостиницы «Хемус» до «Энергопроекта» был демонтирован. последние два километра пути от бассейна «Спартак» до НДК В 2016 году был изменен 6-й маршрут трамвая: закрыты , что вызвало многочисленные протесты. В горсовете объяснили, что причина изменения маршрута связана со строительством линии метро М3 , и даже пообещали добавить троллейбусную линию рядом с трамвайным маршрутом, чтобы они сосуществовали вместе. Однако горсовет так и не вернул трамвайную линию, а пути от гостиницы «Хемус» до бассейна «Спартак» в Ж.к. Лозенец разобрали и заменили троллейбусный маршрут.
Линии 1 и 7 из-за строительства метро больше не ходят по Пешеходной Витошке, где в 1901 году прошёл первый трамвай в Софии, что привело к заторам на бульваре Христо Ботева и амортизации путей.
Склады и базы
[ редактировать ]Депо и базы для хранения, обслуживания и эксплуатации трамвайного подвижного состава:
- Депо «Клокотница» (бывшее «Станё Василев») — Первый трамвайный парк — первое трамвайное депо в Софии, которое было закрыто в 1999 году после многих лет работы.
- Депо «Красносельское» — реконструировано в действующий трамвайный завод «Трамкар», до реконструкции — Второй трамвайный парк.
- Депо «Банишора» (бывшее «Пенька Михайлова») — Третий трамвайный парк. Обслуживает трамвайные линии 6, 8, 10, 11 и 12.
- Депо «Красна Поляна» (бывшее «Шести Септември») — Второй трамвайный парк. Обслуживает линии 1, 3, 4, 5, 7, 18 и 27.
- Депо «Искар» — Четвертый трамвайный парк — построен в конце 1980-х годов для линий новой стандартной колеи (1435 мм). Обслуживает линии 20, 21, 22 и 23.
Уникальные возможности
[ редактировать ]Характерной особенностью трамваев Софии был встроенный во внешнюю сторону трамвая почтовый ящик, расположенный рядом с первой дверью. Все трамваи, выпускаемые специально для нужд общественного транспорта Софии, имеют такую коробку (у трамваев б/у, а также у Tatra T6B5 такой коробки нет, как и у нового Pesa Swing 122NaSF, 2013-го года выпуска). 2014). Письма из трамвайных ящиков собираются на нескольких остановках в центре города и передаются на обработку на Главпочтамт.
Текущие линии
[ редактировать ]По состоянию на 10 августа 2024 года работают следующие линии:
Подвижной состав
[ редактировать ]В Софии имеется следующий трамвайный подвижной состав: [ 3 ]
Марка и модель | Количество |
---|---|
Трамвай Т8К-503 ( маятниковый / двусторонний ) | 9 |
Трамвай Т6М-700 | 22 |
Трамкар Т8М-700М | 8 |
ЧКД Татра T4DM/B4DM | 5 |
ЧКД Татра Т6А2/СФ | 57 |
PESA Swing 122 NaSF | 67 |
Трамкар / Инекон Т8М-700 ИТ | 18 |
ЧКД Татра Т6Б5 | 37 |
ЧКД Татра Т6А5 | 47 |
Дюваг GT8
( маятник / двунаправленный ) |
5 |
Шиндлер Ваггон АГ Бе 4/6 | 27 |
Галерея
[ редактировать ]-
Трамвай Siemens 1935 года выпуска
-
Duewag T4 - этот тип трамвая находился в эксплуатации с 1995 по 2017 год.
-
Трамвай Татра Т4 в Софии
См. также
[ редактировать ]- Список систем трамвайного и легкорельсового транспорта
- Метро София
- Общественный транспорт Софии
- Троллейбусы в Софии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Маршрутная сеть трамвайных линий общественного транспорта Софии» (PDF) . Софийский центр городской мобильности. 2013 . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Городской транспорт – История софийских трамваев» . Софийский центр городской мобильности. 2013 . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Подвижной состав в Софии
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Центр городской мобильности Софии: Городской транспорт – Сеть маршрутов
- София (трамваи) на UrbanRail.net