Yugo
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Yugo | |
---|---|
![]() 1988 Юго ГВ | |
Обзор | |
Производитель | Флаг |
Также называется |
|
Производство | 28 ноября 1980 г. - 11 ноября 2008 г. |
Сборка | Крагуевац , Сербия |
Кузов и шасси | |
Сорт | Малолитражный ( Б ) |
Тип кузова | |
Макет | макет ФФ |
Связанный | |
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 2150 мм (84,6 дюйма) |
Длина | 3485 мм (137,2 дюйма) |
Ширина | 1548 мм (60,9 дюйма) |
Высота | 1390 мм (54,7 дюйма) |
Снаряженная масса | От 825 кг (1819 фунтов) до 920 кг (2028 фунтов) |
Yugo ( произносится [ˈjûɡo] ) — общее название, используемое для Заставы Юго , [ 1 ] позже также продавался как Застава Корал ( произносится [ˈzâːstaʋa ˈkǒraːl] , сербская кириллица : Застава Корал ) и Юго Корал . Первоначально представленный как Zastava Jugo 45, на протяжении длительного периода производства автомобиля также использовались различные другие названия, такие как Yugo Tempo, Yugo Ciao или Innocenti Koral. Чаще всего он продавался как Yugo 45/55/60/65, где число обозначало максимальную мощность автомобиля. В США он продавался как Yugo GV (и его подверсии). Это малолитражный хэтчбек , производившийся с 1980 по 2008 год компанией Zastava Automobiles , первоначально югославской корпорацией.




Первоначально спроектированный как укороченный вариант Fiat 128 , серийное производство началось в 1980 году. Обновленная модель Zastava Koral IN продавалась до 2008 года, после чего производство всех автомобилей Zastava прекратилось; Всего было произведено 794 428 Юго.
Yugo продавался в Соединенных Штатах с 1985 по 1992 год Малкольмом Бриклином , который попросил Джерри Пучкова задумать и произвести вывод на рынок и запуск Yugo в 1985 году, в общей сложности было продано 141 651 экземпляр, достигнув пика в 48 812 в 1987 году и упав до 1412. в 1992 году. Несмотря на умеренный успех во время его распространения в США и на нескольких других экспортных рынках его критиковали за дизайн, безопасность и надежность, [ 2 ] хотя машина также стала культовой. [ 3 ]
Модели
[ редактировать ]За время производства модельный ряд продавался под различными шильдиками:
- Юго 45 / Застава Корал 45 / Корал 1.0 (экономичный двигатель объемом 903 куб.см) [33 кВт/45 л.с.] (Югославия (позже Сербия), Великобритания, Европа),
- Yugo 55 / Zastava Koral 55 / Zastava Koral 1.1 с более крупным двигателем объемом 1,1 л и мощностью 55 л.с. от Zastava 101, также карбюраторным (Югославия, Великобритания, Европа),
- Yugo 60 [двигатель Weber мощностью 1,1 л, 60 л.с., двухцилиндровая карбюраторная версия] (Германия, Европа, Латинская Америка),
- Yugo 60 efi (двигатель с электронным впрыском топлива 1,1 л, 60 л.с.) (Германия, Европа, Латинская Америка),
- Yugo 65 / Zastava Koral 1.3 [1,3-литровый двигатель Weber мощностью 65 л.с., двухцилиндровая карбюраторная версия] (Германия, Великобритания, Европа, Латинская Америка),
- Yugo 65 efi (двигатель с электронным впрыском топлива 1,3 л, 65 л.с.) (Германия, Европа, Латинская Америка),
- Yugo 65A GLX (модель высшей комплектации с правым рулем , карбюратором Weber объемом 1,3 л, мощностью 65 л.с., специальными передним и задним бамперами, спойлером и пластиком кузова) (Великобритания),
- Юго Г.В. (США),
- Yugo GV Plus Automatic (3-ступенчатая автоматическая коробка передач Renault) (США),
- Yugo GV Sport (U.S.),
- Yugo GVC (U.S.),
- Yugo GVL (U.S.),
- Yugo GVS (U.S.),
- Yugo GVX (1.3L EFI engine) (U.S.),
- Yugo Cabrio (версия Cabrio с электроприводом крыши и модифицированными бамперами. Чаще всего оснащается карбюраторными моторами 1.1 или 1.3 EFI) (США, Германия, Югославия, Греция),
- Yugo CL (Рестайлинговая модель с измененным передним/задним бампером, решеткой радиатора и деталями кузова (Югославия, Европа),
- Yugo Ciao (Спортивная версия Yugo CL с измененной подвеской, специальной цветовой палитрой и спортивным рулем, рычагом переключения передач и педалями) (Югославия, Европа)
- Zastava Koral IN (2-я фейслифтинговая модель с измененными передними/задними бамперами, деталями кузова и салоном) (Сербия, Европа),
- Zastava Koral In 1.0E (экономичный двигатель 903 куб.см),[33 кВт/45 л.с.] (Сербия, Европа),
- Zastava Coral In 1.1i [46 кВт/63 л.с.] (Сербия, Европа),
- Zastava Koral In 1.3i [65 кВт/68 л.с.] (Сербия, Европа),
- Zastava Koral In L (двигатель Peugot Euro 3 [44,1 кВт/60 л.с.]) (Сербия, Европа),
- Застава Корал 45/55 Ван (Сербия, Европа),
- Юго Темпо (Югославия, Европа – около 1991 г.),
- Инноченти Корал (Италия)
- Innocenti Koral Cabrio (Италия).
Более ранние модели
[ редактировать ]Производные модели Yugo 45 включали Yugo 55, 60 и 65, все из которых указывали мощность установленного двигателя в л.с.
Двигатели Yugo производила белградская компания 21. Maj (DMB) .
Двигатели 1,0 л и 1,1 производились и оснащались карбюратором до окончания производства в 2010 году.
В 1980-е годы постепенно вводились модели с впрыском топлива и большей мощностью двигателя, начиная с GVX-EFI (Koral 65).
В качестве системы впрыска топлива использовалась Motronic MP3.1, которая позже была модернизирована компанией Bosch до Motronic M4.6 MPI на двигателях объемом 1,1 и 1,3 л, добавив многоточечный впрыск топлива. У него был трехкомпонентный каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд. [ 4 ]
Застава нацеливалась не только на Запад : в начале 1985 года 500 юго-западных автомобилей были экспортированы в Китай, а экспорт в Болгарию и Египет уже был налажен. [ 5 ]
Более поздние модели
[ редактировать ]Ближе к концу производственного цикла Zastava продала обновленную версию модели Yugo Koral, известную как Zastava Koral IN, с центральным замком ; трехступенчатый поворотный переключатель регулировки угла наклона фар в четырех положениях; аудиосистема с четырьмя динамиками; электрические стеклоподъемники; складные электрорегулируемые зеркала заднего вида , легкосплавные диски; дополнительный кондиционер; и опциональная Renault трехступенчатая автоматическая коробка передач, разработанная . Застава продавала их в Сербии, Черногории , Хорватии , Боснии и Герцеговине , Северной Македонии , Греции , Ливане , Ливии , Сирии , Тунисе и Египте .
Помимо всех доступных версий Koral, в число других моделей входили Florida и Skala. В октябре 2003 года было достигнуто соглашение с Fiat о производстве Fiat Punto компанией Zastava для рынков Восточной Европы, известного как Zastava 10 .
Koral IN L с двигателем Peugeot 1,1 л-60 л.с. (44 кВт) с впрыском топлива соответствует стандартам безопасности Европейского Союза в ходе испытаний, проводимых немецкой Technischer Überwachungsverein (Ассоциация технического мониторинга), что является необходимым шагом для импорта в ЕС. страны.
Силовые агрегаты
[ редактировать ]
Двигатель | Стандартный | Необязательный |
---|---|---|
0,9 л | четырехступенчатая механическая | |
1,1 л | пятиступенчатая механическая коробка передач | |
1,1 л (США) | четырехступенчатая механическая | |
1,3 л | пятиступенчатая механическая коробка передач | трехступенчатый автомат |
1,3 л (США) | пятиступенчатая механическая коробка передач | трехступенчатый автомат |
История
[ редактировать ]

Фон
[ редактировать ]Застава была основана как производитель оружия в 1853 году . К концу 1930-х годов компания расширила производство автомобилей, поставляя грузовики конструкции Форда для Королевской югославской армии . Производство автомобилей продолжалось до 1941 года, когда Вторая мировая война докатилась до Югославии. После войны «Заставе» было разрешено производить джипы по лицензии Willys-Overland, пока производство не было остановлено в начале 1950-х годов.
Когда «Застава» отметила свое 100-летие, она начала производить автомобили по лицензии Fiat. Первые пассажирские модели были произведены 26 августа 1953 года с использованием конструкций, лицензированных Fiat из Турина .
Первой широко успешной моделью стала лицензионная версия Fiat Milletrecento , в которую Zastava также внесла некоторые местные модификации. Это был седан под названием «Хильяду и триста» («тысяча триста»), оснащенный двигателем объемом куб.см. 1300
Одними из наиболее успешных и узнаваемых моделей были модели на базе модели Fiat 128 , продававшиеся под разными названиями: Застава 101 (хэтчбек), Застава 128, Застава 311, Застава Скала и др.
С 1962 по 1985 год Zastava производила свою вторую по популярности модель, обновленную версию Fiat 600 с задним расположением двигателя , получившую название Zastava 750. Она отличалась увеличенным объемом двигателя, большими фарами, большим топливным баком и модернизированным салоном.
Самой популярной моделью была Zastava 101, версия хэтчбека Fiat 128 . Модель 101 также легла в основу меньшего по размеру Yugo. [ 6 ]
К 1970-м годам инженерам Zastava стало ясно, что конструкция и технология их модели начального уровня в производственной линейке Zastava 750 сильно устарели.
Yugo был разработан как более современная замена Zastavas, первой на тот момент модели 750. Однако из-за популярности 750-х Yugo и 750 изначально производились одновременно с 1980 по 1985 год, после чего производство 750 прекратилось.
Первый прототип Yugo был изготовлен 2 октября 1978 года и предположительно был подарен президенту Тито . [ 7 ]
1980-е годы
[ редактировать ]Застава представила свою модель Jugo (или Yugo) по собственной инициативе в 1980 году. Это была укороченная версия автомобилей на базе 128, уже построенных компанией. Вскоре Zastava начала экспортировать свое новое предложение на другие рынки Восточной Европы, установив более крупный двигатель с верхним расположением распредвала 128, обеспечивающий максимальную скорость 90 миль в час (145 км/ч).
Производство официально началось 28 ноября 1980 года.
Производство деталей югославскими республиками было следующим:
- Большая часть электрических деталей была произведена в Новой Горице , Словения .
- Внутренняя отделка была произведена в Сплите, Хорватия .
- Тормоза производились в Вараждине , Хорватия.
- Электрические детали двигателя были произведены в Баня-Луке , Босния и Герцеговина .
- Ремни безопасности, замки и зеркала производились в Охриде , Македония .
- Остальные детали автомобиля и окончательная сборка производились в Сербии . [ 8 ]
Модели начала 1980-1985 годов отличались открывающимися вентиляционными окнами, круглыми боковыми указателями поворота, только одним набором задних фонарей с каждой стороны автомобиля, отсутствием заднего обогревателя и обычно черным салоном с черной приборной панелью, а также множеством металлических элементов отделки, таких как окна. кривошипные ручки и дверные ручки. Примерно с 1985 года автомобили получили более удобные сиденья, синюю или коричневую приборную панель, задние фонари, состоящие из двух частей с каждой стороны, квадратные боковые сигналы, задний обогреватель, измененную комбинацию приборов и фиксированные вентиляционные окна в передних дверях.

Многие механики и даже рабочие завода «Застава» сходятся во мнении, что «лучшие» «Юго» когда-либо были построены в период с 1988 по начало 1991 года. Контроль качества был хорошим; были установлены высокие стандарты в отношении качества пластика, ткани сидений и «хорошо скрепленного» салона. Краска и антикоррозийные покрытия также были хорошо сделаны в тот период, о чем свидетельствуют многие автомобили, по прошествии более чем 20 лет до сих пор не имеющие признаков ржавчины, потертостей на сиденьях или серьезных проблем с двигателем. [ 9 ]
1989 год считался «золотым годом» для Юго, поскольку в этом году было построено почти 200 000 автомобилей, и многие из них до сих пор можно увидеть на дорогах. Кроме того, в тот период автомобили обычно назывались Yugo, а не Zastava, потому что компания гордилась (в то время) хорошими продажами и репутацией, сложившейся на экспортных рынках, особенно в Соединенных Штатах. [ 9 ]
В 1990 году партия из 450 автомобилей с автоматической коробкой передач и кондиционером была отправлена в США. Из-за политических проблем, начавшихся в 1991 году, качество значительно упало, из-за таких проблем, как неправильное прилегание пластиковых частей приборной панели. [ 9 ]
В 1990 году вместо поворотной крышки была добавлена крышка топливного бака, а также были внесены некоторые незначительные изменения в интерьер и комбинацию приборов. В 1991 году приборная панель была изменена сначала для Yugo GVX, а затем для европейской модели, боковые окна-бабочки были удалены и был установлен бак большего размера.
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]International Automobile Importers (IAI) — компания, основанная Малкольмом Бриклином для импорта X1/9 и Spider 2000 года после того, как Fiat прекратил их производство. [ 10 ] Bertone и Pininfarina продолжали производство под своими собственными именами, а IAI Бриклина взяла на себя их импорт в Северную Америку. Бриклин хотел импортировать дополнительные бренды, а международного торговца Арманда Хаммера югославы попросили определить сферы бизнеса, в которых они могли бы осуществлять экспорт для поддержки своей экономики. Хаммер считал, что идея экспорта небольших автомобилей, производимых в Крагуеваце (Сербия) заводом «Заводи Црвена Застава», была бы жизнеспособной. Застава с середины XIX века была производителем качественного оружия и спонсировала собственный музей.

В 1982 году американский предприниматель Миро Кефурт связался с Заставой в Крагуеваце (ZCZ-Zavodi Crvena Zastava) с идеей экспортировать Yugo 45 в США. [ 11 ] Автомобили должны были быть переименованы в Yugo GV для рынка Северной Америки, а компания YugoCars, Inc. была основана в Сан-Вэлли, штат Калифорния , Кефуртом и Рэем Бернсом. Предложение требовало одобрения Fiat в Италии из-за существующих договорных ограничений, действующих для сотрудничества Fiat и Zastava.
Первые три автомобиля Yugo, окрашенные в красный, белый и синий цвета, были представлены публике США на автосалоне в Лос-Анджелесе в мае 1984 года. бесплатное обслуживание и цена всего 4500 долларов. Статьи о Юго появились на первых полосах газет Los Angeles Times (Бизнес-раздел), New York Times и The National Enquirer . Однако вскоре возникли проблемы: один автомобиль был отправлен в Калифорнийский совет по воздушным ресурсам для испытаний на выбросы, которые он провалил. «Юго» нуждался в серьезной реорганизации, и без помощи Заставы Кефурт оказался в проблемной ситуации. [ 12 ]
Сообщается, что Малкольм Бриклин посетил автосалон в Лос-Анджелесе и, пока шоу еще продолжалось, прилетел в Югославию, чтобы самому заключить сделку по импорту Yugo в Соединенные Штаты. Но Кефурт и YugoCars уже заключили эксклюзивный контракт на импорт 5000 автомобилей 1985 модельного года, которые будут продаваться только в Калифорнии , а сертификация выбросов в Калифорнии уже находилась в стадии разработки. В ноябре 1984 года маркетинговые права были проданы YugoCars международным импортерам автомобилей (IAI) за 50 000 долларов (10 долларов за автомобиль). Кроме того, Миро Кефурт получил от IAI эксклюзивную дилерскую франшизу на продажу Bertone X1/9 в Северном Голливуде, Калифорния .
Компания YugoCars намеревалась оснастить свой Yugo 45 903-кубовым 45-сильным четырехцилиндровым двигателем с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором и датчиком кислорода для контроля выбросов. Прогнозируемый расход бензина составлял от 42 до 45 миль на галлон США (от 5,6 до 5,2 л/100 км; от 50 до 54 миль на галлон ) при скорости 70 миль в час (110 км/ч). В конце 1983 года Zastava добавила версию под названием Yugo 55, оснащенную более мощным двигателем, использовавшимся в Fiat 101/128. Тони Чиминера из IAI предпочел использовать этот более крупный двигатель объемом 1100 куб.см и мощностью 55 лошадиных сил, хотя это снизило бы экономию топлива до диапазона 30 миль на галлон США (7,8 л / 100 км; 36 миль на галлон ‑imp ), поскольку он был быстрее и эффективнее. Следите за автострадами Северной Америки. Несмотря на это, с максимальной скоростью 86 миль в час (138 км/ч) это был самый медленный автомобиль, проданный в Соединенных Штатах. [ 13 ]
Назначив Yugo America для импорта автомобиля, Бриклин поручил Биллу Прайору разобраться с распространением, а Тони Чиминере - доработать Yugo для американского рынка. Ciminera провела комплексный аудит, в результате которого было внесено более 500 изменений для удовлетворения потребностей рынка США, включая соответствие американским нормам безопасности и выбросов . Огромное предприятие Yugo было построено по образцу заводов Fiat начала 1950-х годов, и на нем работало 50 000 человек, разделенных между 85 основными профсоюзными организациями и 25 рабочими комитетами. Для американских моделей была построена отдельная сборочная линия, на которой тщательно подобранный элитный персонал получал дополнительную плату (дополнительно 1,23 доллара в час), собирая Yugo, предназначенные для Нового Света. Первая смена началась в 6:00 утра, и после восьмичасового рабочего дня многие сотрудники ушли на вторую работу на другие рабочие места. [ 9 ]

Главным инженером и главой научно-исследовательского института «Заставы» был Здравко Меняк, который работал с людьми Бриклина на заводе, контролируя ход работ, постоянно подчеркивая необходимость высокого качества. Группа британских экспертов по качеству отправилась в Крагуевац, чтобы изучить завод и дать рекомендации по его усовершенствованию. [ 9 ]
В 1984 году автомобильный предприниматель Малкольм Бриклин протестировал на рынке США автомобили Zastava, теперь выпускаемые под торговой маркой Yugo. В результате в середине 1986 года Yugo America начала продавать автомобили по стартовой цене 3990 долларов США (что эквивалентно 11 090,6 долларов США в 2023 году) за хэтчбек GV начального уровня («Good Value»), оснащенный пятицилиндровым двигателем с верхним расположением распредвала объемом 1100 куб.см. Несущий двигатель и четырехступенчатая механическая коробка передач. Похожий GVL предлагал более роскошный интерьер, но спортивный топовый GVX оснащался двигателем объемом 1300 куб.см, соединенным с пятиступенчатой механической коробкой передач, и включал в себя в качестве стандартного оборудования ряд роскошных функций, таких как антигравийный пакет, легкосплавные диски. колеса и раллийные фонари. Однако, хотя GVX был заявлен как высококлассная спортивная версия базового GV, он разгонялся от 0 до 60 миль в час за 13,56 секунды, всего на полсекунды быстрее, чем GV. [ 14 ]
В 1987 модельном году в США было продано пять моделей Yugo: оригинальная базовая GV начального уровня стоимостью 3990 долларов (что означает «большая ценность»), к которой позже присоединился спортивный GVS, получивший обвес и другой внешний вид. улучшения. [ 15 ] Также были GVC со стеклянным люком на крыше, GVL с небольшими улучшениями отделки и обивки и, наконец, GVX с двигателем объемом 1300 куб.см, пятиступенчатой механической коробкой передач и стандартным оборудованием, включая роскошный салон, антигравийный пакет, легкосплавный сплав. колеса и раллийные фонари. Cabrio Кабриолет был представлен в 1988 году.
В конце 1980-х годов Yugo активно рекламировался как автомобиль, который впишется в жизнь каждого, обеспечивая базовый экономичный и надежный транспорт наподобие Volkswagen Beetle и более ранней Ford Model T. Автомобиль рекламировался как уникально доступный новый автомобиль, предоставляющий возможность покупателям, которые в противном случае выбрали бы подержанный автомобиль, и как надежный второй автомобиль для более состоятельных покупателей. «Юго» носил слоган «Юго когда-нибудь понадобится каждому». [ 16 ] Этот маркетинг успешно обратился к целевому рынку покупателей новых автомобилей с низким бюджетом, а также к более состоятельным людям, ищущим доступную вторую или третью машину. [ 17 ] Популярная реклама включала кампанию 39-90, обыгрывающую цену автомобиля в 3990 долларов.
В конце 1980-х годов автоматическая коробка передач приобреталась у Renault, а более крупная модель (названная « Флорида ») была разработана Джорджетто Джуджаро и находилась на ранних стадиях производства. Однако с падением коммунизма Югославия начала распадаться.
К 1990 году GV, GVL, а также двигатель объемом 1100 куб.см и четырехступенчатая механическая коробка передач были заменены двигателем с верхним расположением распредвала объемом 1300 куб.см и пятиступенчатой механической коробкой передач или разработки Renault трехступенчатой автоматической коробкой передач , а также кондиционером. с держателем для охлаждения двух банок из-под безалкогольных напитков стал опциональным для модели GVX. Стандартной моделью стала GV Plus. [ 9 ]

В 1990 году компания Yugo America представила инжекторную версию Yugo GVX, которая заменила примитивный карбюраторный двигатель. [ 18 ] но оно прибыло слишком поздно в результате отзыва Агентством по охране окружающей среды США более 126 000 автомобилей, проданных в Соединенных Штатах, поскольку они нарушили правила выбросов. [ 9 ] Отзыв фактически привел к тому, что Yugo America прекратила импорт и свернулась в апреле 1992 года. [ 19 ] В несоответствующей требованиям системе выбросов использовались карбюратор устаревшей конструкции, старомодный двухкомпонентный каталитический нейтрализатор с воздушным насосом и рециркуляция выхлопных газов . Применение этого примитивного оборудования контроля выбросов для снижения мощности на и без того слабом двигателе было одной из основных проблем, из-за которых автомобили получили репутацию плохих управляемых автомобилей. [ 9 ]
К началу 1990-х годов последствия санкций ООН в отношении Югославии вынудили Заставу отозвать автомобиль со всех экспортных рынков. После того, как эмбарго задушило производство, решающим ударом стала бомбардировка НАТО в 1999 году автомобильного подразделения компании, а не подразделения по производству оружия Заставы. Только в 2000 году производство удалось возобновить, и только в 2003 году Флорида была запущена в эксплуатацию.
Малкольм Бриклин подписал соглашение с Zastava в 2002 году о возвращении Yugo в США с моделью под предварительным названием ZMW. Под руководством Бриклина Zastava Motor Works USA планировала продать в 2003 году 60 000 автомобилей. [ 20 ] Однако вместо этого Бриклин занялся маркетингом Chery . линейки китайских автомобилей [ 21 ] Набег Бриклина на импорт и маркетинг автомобилей Chery из Китая свернулся в середине-конце 2006 года, когда Бриклин не смог обеспечить инвестиции, необходимые для финансирования автомобилей Chery, предназначенных для США. [ 22 ]
Продажи в США по календарному году:
1985 [ 23 ] | 1986 [ 24 ] | 1987 [ 19 ] | 1988 [ 25 ] | 1989 [ 26 ] | 1990 [ 27 ] | 1991 [ 9 ] | 1992 [ 19 ] | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3,895 | 35,959 | 48,812 | 31,546 | 10,576 | 6,359 | 3,092 | 1,412 | 141,651 |
В Великобритании
[ редактировать ]
Zastava Cars Limited (Великобритания) открыла свою штаб-квартиру на Бэйзингстоук-роуд в Ридинге, Беркшир , в 1981 году, и первыми автомобилями, которые британские автомобилисты увидели осенью того же года, были серии 1100/1300 под маркой Zastava ZLC (пятидверный автомобиль). ) и Застава ЗЛМ (трехдверный). Эти автомобили были основаны на Fiat 128, который был признан европейским автомобилем года в 1969 году. Завод в Крагуеваце производил точные копии седана 128, известного как Zastava 128 (Osmica), а затем с 1971 года также начал производство Zastava 101. Легендарный «Стоядин» представлял собой Fiat 128 с измененной задней частью, доступный в трех- и пятидверном исполнении. версии хэтчбек. В 1982–1983 годах, когда продажи постепенно росли, Zastava Cars Limited представила специальные комплектации «Средиземноморский» и «Карибский». Рынок Соединенного Королевства (а в 1985–1992 годах — Ирландской Республики) был единственным рынком, на котором продавались версии с правым рулем.
К тому времени, когда первые британские пользователи приспосабливались к своим новым югославским машинам, внимание в Югославии переключилось с Stojadin на новую серию Yugo, производство которой началось в октябре 1980 года и появилось на британских дорогах с 1983 года. «Тип 102» ответил на призыв к созданию более компактного и экономичного семейного автомобиля с кузовом хэтчбек. «Тип 102» превратился в ранний серийный Yugo 45 с двигателем объемом 903 куб.см, позже в 55 с двигателем объемом 1116 куб.см, а затем на британском рынке стал доступен более мощный 65 с двигателем объемом 1301 куб.см. Новый Yugo конкурировал с местными автомобилями, такими как Austin Mini-Metro и Ford Fiesta MK1 / MK2 , импортными автомобилями, такими как Vauxhall Nova ( Opel Corsa A), и французскими моделями, такими как Citroën Visa и Talbot Samba .
Только в 1984 году компания Zastava (GB) LTD импортировала небольшое количество Zastava 128. После этого, когда бренд компании был изменен на Yugo Cars, в результате чего название Zastava было набрано мелким шрифтом, Zastava (GB) LTD сконцентрировалась на продаже модели 101. линейка под торговой маркой Yugo 311/313/511/513 и серия 45/55/65. Автомобили стабильно продавались на протяжении всего десятилетия, и хотя им удалось избежать ужасных отзывов, уготованных для Lada и FSO , комментаторы в британской автомобильной прессе редко хвалили машину более чем вяло - заголовок 1986 года гласил: «Yugo 55». хорошая маленькая машина, но увидишь ли ты в ней?»
В 1988 году Zastava выпустила первую модель своей новой линейки «Florida», задуманную как долгосрочную замену устаревшему Stojadin. Стилизованный Джорджетто Гиджаро, автомобиль имел современный для того времени дизайн и имел более чем мимолетное сходство с Citroën ZX . Флорида, продаваемая в Соединенном Королевстве как «Сана», впервые появилась в Великобритании в 1990 году. [ 28 ] и, похоже, имел хорошие первые успехи благодаря положительным ранним отзывам. Модельный ряд Stojadin прекратил экспорт в Соединенное Королевство в 1991 году, когда начались продажи Sana.

Вполне возможно, что в 1990-е годы компания Sana могла бы сделать Yugo неотъемлемой частью рынка Соединенного Королевства, но политические события оставили любую такую перспективу нереализованной. По мере развития событий войн за югославское наследство (1991–95 и 1999 гг.) компания «Застава (ГБ) ЛТД» стала едва заметной жертвой. Однако поставки автомобилей в Соединенное Королевство сократились до минимума в 1991 и 1992 годах, а с введением санкций Организации Объединенных Наций в отношении Слободана Милошевича остатков Югославии , состоящей из Сербии и Черногории , компания закрылась в 1993 году. дилерские АЗС были проданы по резко заниженным ценам или вообще списаны как экономически нежизнеспособные.
1991–1996
[ редактировать ]К концу 1980-х годов Югославия оказалась на грани распада, которого многие ожидали под руководством Иосипа Броз Тито . Поскольку Yugo был построен как «югославский» автомобиль, из-за политических проблем и начала югославских войн в 1991 году это имело прямые последствия для компании в Крагуеваце: производство замедлилось, а поставки запчастей были прерваны. Большая часть пластика и салона были импортированы из Хорватии, а генераторы и электрооборудование — из Словении. С началом гражданской войны экономические и транспортные связи были разорваны, в результате чего возникла нехватка большинства запчастей, поступающих из двух отделившихся республик. Сиденья и задние стойки багажника были доставлены через Косово, которое также переживало период беспорядков. Распад Югославской федерации внезапно привел к прекращению поставок в Крагуеваце, а темпы производства резко упали.
Zastava продолжала производить автомобили для югославского и европейского рынков до тех пор, пока экспорт не был ограничен санкциями, введенными Организацией Объединенных Наций в 1990-х годах . Когда в начале 1992 года политическая нестабильность в Югославии усилилась, «Застава» была вынуждена прекратить экспорт.
Хотя санкции не действовали до мая 1992 года, автомобили «Юго», построенные в период с июня 1991 года по начало 1996 года, были построены из множества «остатков» деталей: например, машина с синей приборной панелью и коричневым рулевым колесом, сиденьями, которые были несовпадающие по цвету и, скорее всего, «американская» комбинация приборов со скоростями, указанными в милях в час, а не в км/ч, с надписями типа «вода и масло» вместо маленьких рисунков и сигнальной лампой непристегнутых ремней безопасности. были возможны. В некоторых крайних случаях автомобиль поставлялся с другими внутренними панелями и рулевым колесом от других продуктов Zastava, таких как Zastava 750. Когда экспорт в Соединенные Штаты (и остальной мир) прекратился, ряд федерализованных Юго все еще оставался. на заводских стоянках, и многим достались эти "американские" Юго вместо европейских.
Когда Югославия распалась в начале 1990-х годов, темпы производства резко упали до 14 000 в 1992 году, 7 000 в 1993 и 1994 годах и 9 000 в 1995 году.
Одна из версий Yugo, автоматическая, становится все более редкой, и, по оценкам, [ ВОЗ? ] что около 20 из них до сих пор используются в Сербии, и большинство из них были проданы в 1992 году, сразу после введения санкций, за что были проданы за большую сумму на аукционах. Можно найти небольшое количество новых Юго. [ где? ] с автоматической коробкой передач, в основном они строились по заказу и имели двигатель объемом 1,3 литра.
1996 г. до окончания производства
[ редактировать ]В 1996 году, когда санкции против Сербии и Черногории были сняты, темпы производства медленно росли, поскольку уровень жизни в стране начал улучшаться.
Несмотря на это, проблемы на заводе начались снова, когда в середине 1999 года он был остановлен из-за войны с НАТО . Во время Пасхи 1999 года фабрика «Застава» в Крагуеваце подверглась нападению сил НАТО во время кампании в Косово и, несмотря на серьезные повреждения, не была выведена из строя.
В 2000 году автомобиль получил новую переднюю панель с новыми бамперами, задним спойлером, измененной приборной панелью и сиденьями. Последние изменения произошли в 2007 году с появлением новой комбинации приборов.
Одной из популярных модернизаций является переход на автомобильный газ , получивший широкую популярность в Сербии. Поскольку большинство Yugo не имеют системы впрыска топлива, их перевод на сжиженный нефтяной газ обходится дешево и легко, а окупается очень быстро. Одним из недостатков таких переоборудований является то, что и без того небольшой багажник становится практически бесполезным, поскольку баллон для сжиженного газа занимает место. Такие переоборудованные автомобили более надежны, поскольку позволяют избежать использования ненадежного бензонасоса. Однако у некоторых автомобилей возникают проблемы с запуском в очень холодную погоду из-за неправильной установки сжиженного нефтяного газа.
В 2006 году в бывшей Югославии были доступны различные модели, включая соглашение, подписанное с Fiat на производство модели Fiat Punto 2003 года . [ 29 ]
Производство 794 428-го и последнего автомобиля закончилось 11 ноября 2008 года. [ 30 ] Из этого числа около 250 000 были экспортированы в различные страны.
С момента окончания производства
[ редактировать ]Спустя почти 4 года после своего распада Yugo все еще был обычным явлением в Сербии: в эксплуатации все еще находится почти 60 000 автомобилей, большинство из которых были построены в 2000-х годах. Запчасти по-прежнему можно было найти в большинстве магазинов автозапчастей и на свалках по всей стране. Они также были распространены в Северной Македонии и Черногории ближе к концу производства. [ 9 ] Однако в других бывших югославских республиках Юго были редкостью, особенно в Хорватии, где в 2020 году было зарегистрировано всего 3040 автомобилей Zastava. [ 31 ] и Словении, потому что большинство из них были «импортированы» обратно в Сербию в начале 2000-х годов, скорее всего, потому, что большинство из них были в хорошей форме для своего возраста.
По состоянию на 2021 год в США в общей сложности 408 Юго все еще находятся в эксплуатации. [ 32 ] вероятно, из-за международных санкций, введенных против Югославии в начале 1990-х годов, которые ограничили поставки запасных частей и места обслуживания. В Соединенном Королевстве осталось 14 Юго, которые по состоянию на 2022 год все еще находятся в пути (хотя 12 из них зарегистрированы как Застава). [ 33 ]
Критика и ответ
[ редактировать ]Наряду с другими автомобилями из Центральной и Восточной Европы, продававшимися на Западе в 20 веке, такими как Škoda , Yugo подвергся насмешкам со стороны критиков, которые указали на использование в нем технологий Fiat старого поколения и на предполагаемые проблемы с качеством сборки и надежностью. . Yugo был признан одним из по версии Car Talk . худших автомобилей тысячелетия [ 34 ] Точно так же Yugo GV вошел в TIME список «50 худших автомобилей всех времён». [ 35 ] а Yugo 45 занял первое место в списке журнала Complex Magazine « 50 худших автомобилей 80-х». [ 36 ] Другие критики добавили Yugo в свои списки худших автомобилей . [ 37 ] [ 38 ]
Защитники автомобиля возражали, что репутация Yugo пострадала из-за проблемы, которая также возникла с первоначально недорогими автомобилями, такими как Chevrolet Chevette , Rambler , Crosley и другими: дилеры обнаружили, что слишком много владельцев рассматривают недорогие автомобили как «недорогие». одноразовые», и не выполняли элементарное техническое обслуживание, такое как замена масла.
Одна критическая проблема с обслуживанием, характерная для Yugo 55 и 65 (у модели 45 был двигатель с толкателем объемом 903 куб. См и цепью ГРМ). [ 39 ] была необходимость регулярной замены ремня ГРМ двигателя — каждые 40 000 миль (64 000 км). [ 38 ] В двигателе, работающем без помех, отказ ремня ГРМ не приводит к дальнейшему повреждению двигателя. Однако в интерференционном двигателе отказ ремня ГРМ нарушает синхронизацию между поршнями и тарельчатыми клапанами , вызывая их столкновение друг с другом (отсюда и название интерференционного двигателя), тем самым потенциально разрушая двигатель. Хотя это требование подчеркивалось в руководствах по эксплуатации, владельцы часто упускали его из виду. На заводе также подчеркнули необходимость использования топлива с октановым числом 89 для двигателей с низкой степенью сжатия.
Напротив, многие владельцы Yugo сообщают, что регулярная замена масла и соответствующее техническое обслуживание позволяют автомобилям оставаться надежными и безотказными на протяжении десятилетий. Чаще всего это можно увидеть в бывших республиках Югославии, особенно в Сербии, где на дорогах до сих пор можно увидеть множество югославов. [ 40 ]
Владельцы Yugo и родственных моделей в бывшей Югославии получают выгоду от готовых поставок недорогих запасных частей благодаря общей преемственности конструкции автомобиля; Хорошее знание Yugo местными механиками также снижает стоимость владения, поскольку Yugo настолько распространены и даже используются в качестве тренировочных автомобилей для учеников механиков. Кроме того, простота двигателя автомобиля позволяет легко его ремонтировать, и многие владельцы Yugo склонны ремонтировать автомобиль самостоятельно.
В популярной культуре
[ редактировать ]Автомобиль приобрел символический статус в странах бывшей Югославии благодаря простоте, надежности и общей низкой цене, а также югославскому менталитету людей, регулярно ремонтирующих свои автомобили вместо того, чтобы обслуживать их в местном гараже. Они фигурировали во многих художественных произведениях региона, во многом из-за того, насколько они были распространены и играют различные роли. Они по-прежнему очень популярны и являются обычным явлением в странах бывшей Югославии, а большое количество доступных запчастей делает их легко ремонтируемыми. [ 41 ]
Напротив, в Соединенных Штатах автомобиль часто подвергался насмешкам и издевательствам и имеет повсеместно отрицательный рейтинг. Car Talk назвал его «худшим автомобилем тысячелетия», а многие автомобильные журналы и телешоу оценивают его как худший автомобиль 1980-х годов, а также один из худших автомобилей, когда-либо созданных . Несмотря на очень низкие цены в США (с учетом инфляции Yugo был самым дешевым новым автомобилем, когда-либо проданным в США), его высмеивали из-за общего уродливого дизайна, низкого качества и большого количества технических проблем. Многие американские Yugo имели неисправную конструкцию, о которой в руководствах по эксплуатации подчеркивалось, что необходимо регулярно обслуживать их, но это вызвало еще больше насмешек из-за того, что владельцы игнорировали эти проблемы. Автомобиль стал своего рода символом автомобиля- лимона . Автомобиль также фигурировал во многих телешоу и фильмах, высмеивая его плохой дизайн (наиболее известными примерами являются ржаво-бежевый Yugo GV из фильма « Крепкий орешек с местью » и желто-желтый Yugo из «Бесконечного плейлиста Ника и Норы»). ).
Один из них был показан в 7-м эпизоде 5-го сезона сериала « Лунный свет» как подарок Дэйву Аддисону «Практическая» машина, которая встретила свой позорный конец в открытой могиле.
Yugo широко фигурирует в роли полицейской машины без опознавательных знаков в фильме 1987 года «Облава» . В закадровом голосе Дэн Эйкройд идентифицирует это как модель 1987 года и заявляет, что это был единственный автомобиль, который полицейское управление Лос-Анджелеса было готово выдать его персонажу после того, как две его предыдущие машины были уничтожены. Он описывает автомобиль как «передовой сербско-хорватский технологический прогресс».
В сюжете фильма 2000 года « Утопление Моны» показано , что каждый житель Верпланка, штат Нью-Йорк, водит Yugo, потому что Zastava (в фильме называемая «автомобильной компанией Yugo») выбрала город для испытаний перед его официальным запуском на рынок США.
В эпизоде Top Gear Джереми Кларксон водит Yugo. Он называет ее «ненавистной, ненавистной машиной» и пренебрегает ее характеристиками, считая ее настолько плохой, что «дикая природа настигает вас». В конце концов он уничтожает его, расстреляв из танка. [ 42 ] [ 43 ]
Юго занимает видное место в клипе на песню « The Day That Never Comes » Metallica 2008 года .
В анимационном фильме 2011 года «Тачки 2 » Юго (в фильме его называют «Хьюго») показаны как члены Лимонов, преступного синдиката, состоящего из автомобилей-лимонов, которые стремятся отомстить другим автомобилям за мнение, что лимоны имеют низкую производительность и надежность. .
В фильме 2011 года « Удачи, Чарли, сейчас Рождество!» , Тедди и Эми Дункан арендуют Yugo за 50 долларов. Эми описывает машину как «на 10 лет старше, чем [Тедди]» и «сделанную в стране, которой больше не существует ».
В анимационном фильме 2018 года «Человек-паук: Через вселенные» рекламируется вымышленная современная версия Юго на Таймс-сквер . [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- Застава Флорида (также известная как Юго Сана)
- Застава Скала (также известная как Застава 101)
- Флаг 10
- Флаг 750
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "ЗАСТАВА ЮГО (модельная семья) - Сколько осталось?" . www.howmanyleft.co.uk . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ Вуик, Джейсон (6 июня 2018 г.). «Быстрый взгляд на Юго, худшую машину в истории» . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Ферчготт, Рой (10 июня 2021 г.). «Они любят Юго, машину, которую другие любят ненавидеть» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Мотроник MP3.1
- ^ Хомола, Питер (7 февраля 1985 г.). «Zastava en cie» [Застава и компания]. АвтоГиды (на фламандском языке). Том. 6, № 140. Брюссель, Бельгия: Автожурнал Uitgeverij. п. 54.
- ^ Ларсон, Зеб (14 июля 2023 г.). «В защиту Юго» . Якобинец . Архивировано из оригинала 21 июля 2023 г.
- ^ «Первый серийный Юго был построен 36 лет назад» [Первый Юго был построен 36 лет назад] (на сербском языке). Автожурнал. 29 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 19 января 2019 г.
- ^ Коэн, Роджер (18 октября 1992 г.). «МИР; несуществующая машина, как и ее родина, была суммой своих частей» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 г. Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Застава Корал (1980-2008)» . История автомобиля . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Вуик (2010) , с. 21
- ^ Вуик (2010) , с. 11
- ^ Вуик (2010) , с. 16
- ^ Вуик (2010) , с. 83
- ^ Вуик (2010) , с. 176
- ^ Смит, Дэвид С., изд. (март 1986 г.). «Юго сейчас стоит 3990 долларов, но посмотрите, что будет дальше». Автомобильный мир Уорда . 22 (3). Связь Уорда: 26.
- ^ Yugo on YouTube
- ^ Питерс, Э. (2004). Автомобильные злодеяния: автомобили, которые мы любим ненавидеть . Моторбукс Интернешнл.
- ^ Вуик (2010) , с. 191
- ^ Jump up to: а б с Толедо Блейд (21 апреля 1992 г.). «Плохие продажи, конец гражданской войны для квадратного и ненадежного Юго» . Новости Google . Компания Толедо Блейд. п. 8 . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ «Юго Редукс» . Форбс.com . 05.12.2002. Архивировано из оригинала 5 декабря 2002 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «- Детройтские новости – detroitnews.com» . 2 января 2013 г. Архивировано из оригинала 2 января 2013 г.
- ^ Донна Харрис (11 декабря 2006 г.). «Дилеры в своих предприятиях поддерживают Бриклина» . Автомобильные новости . Крэйн Коммуникейшнс . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Вуик (2010) , с. 111
- ^ Вуик (2010) , с. 159
- ^ Питтсбург Пресс (31 января 1989 г.). «Падение продаж приводит Юго-Америку к банкротству» . Новости Google . Компания EW Scripps . п. 18 . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «У автомобилей эконом-класса Yugo быстро заканчивается бензин на рынке США» . Лос-Анджелес Таймс . 5 сентября 1990 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 г. Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ Вуик (2010) , с. 194
- ^ Вуик (2010) , с. 68
- ^ (на китайском языке) english.eastday.com. Архивировано 12 февраля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Фоукс, Хелен (20 ноября 2008 г.). «Европа | Юго-производство остановилось» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 г. Проверено 10 июля 2009 г.
- ^ Мильчич, Младен (28 сентября 2020 г.). «Узнаем, каков гражданский автопарк в Хорватии» . Вечерний список (на хорватском языке).
- ^ «ОНИ ЕЩЕ ЕЩЕ НА НЕЙ ГОТОВЯТ: в прошлом году в США было зарегистрировано 408 экземпляров «Юги» » . 7 сентября 2022 г.
- ^ «Насколько редок мой ЮГО?» .
- ^ «Какая худшая машина тысячелетия?» . Автомобильный разговор . 07.06.2011.
- ^ Дэн Нил и TIME (7 сентября 2007 г.). «50 худших автомобилей всех времен» . ВРЕМЯ . Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 г. Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Мэтисон, Стерлинг (4 февраля 2013 г.). «50 худших автомобилей 80-х» . Комплексный журнал . Комплексные СМИ. Архивировано из оригинала 31 марта 2016 г. Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Сотрудники LA Times (30 октября 2012 г.). «10 худших автомобилей, продаваемых в Америке» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 г. Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Уильям Гок (16 мая 2011 г.). «10 автомобилей, которые заслужили провал» . Популярная механика . Корпорация Херст . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 г. Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ «машина помех» в предложении_Используйте «машину помех» в предложении» . tw.ichacha.net . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ "YUGO CARS.Web - английский" . Инет.hr. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 г. Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ «Юго 1987» . Советские автомобили в США . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Top Gear - Zastava Yugo 45 - Джереми взрывает машину :( , 6 мая 2014 г. , дата обращения 01 августа 2019 г.
- ^ Еремич, Душан (10 мая 2008 г.). «Джереми Кларксон уничтожает Yugo 45 и Volvo» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Проверено 30 октября 2015 г. - через YouTube.
- ^ Торчинский, Джейсон (6 июня 2018 г.). «Самое главное в новом трейлере «Человека-паука» — это то, что есть новый Юго» . Ялопник . Проверено 21 ноября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Джорджано, GN (1985): Полная энциклопедия автомобилей: с 1885 года по настоящее время . Издательство Джорджа Рейнберда. ISBN 0-11-702319-1 .
- Вуик, Джейсон (2010), Юго: взлет и падение худшего автомобиля в истории , Нью-Йорк: Хилл и Ван, стр. 176, ISBN 978-0-8090-9891-0
- Automobil Revue - Автомобильные ежегодники Revue
- SynLube: YUGO 45 History