Рено 16
Рено 16 | |
---|---|
![]() 1972 Рено 16 ТЛ | |
Обзор | |
Производитель | Рено |
Также называется | Рено Р16 [1] |
Производство | 1965–1980 1 845 959 построено |
Сборка | |
Дизайнер | Гастон Жюше [6] [7] [8] |
Кузов и шасси | |
Сорт | Большой семейный автомобиль ( D ) |
Тип кузова | 5-дверный хэтчбек |
Макет | макет ФФ |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая 5-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая |
Размеры | |
Колесная база | Слева: 2720 мм (107,1 дюйма) Справа: 2650 мм (104,3 дюйма) |
Длина | 4240 мм (166,9 дюйма) |
Ширина | 1628 мм (64,1 дюйма) |
Высота | 1450 мм (57,1 дюйма) |
Снаряженная масса | 980 кг (2160 фунтов)–1060 кг (2340 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | Рено Фрегат |
Преемник | Рено 20/30 |
Renault 16 (R16) — D-сегмента семейства хэтчбек , выпускавшийся и продававшийся в течение одного поколения французским автопроизводителем Renault в период с 1965 по 1980 год в Гавре , Франция, и широко известный как первый французский победитель «Европейский автомобиль года» премии . .
Размещение на рынке
[ редактировать ]В начале 1960-х годов Renault производила серию небольших автомобилей, включая хэтчбек Renault 4 и заднемоторный Renault Dauphine. [9] и стремился заменить более крупный семейный автомобиль, модель Renault Frégate (1951–1960), общий объем производства которой составил скромные 163 383 единицы. [10]
R16 имел большой успех: за 15 лет производства было выпущено 1 845 959 R16. Автомобиль хорошо продавался в большинстве стран Европы, заслужив похвалу за просторный и удобный салон, а также за практичность уникального кузова хэтчбек. Он продавался в Соединенных Штатах, было продано лишь небольшое количество. [11] Значительно больший успех он имел в Канаде, где Renault производила модель 16 из разборных комплектов.
Дизайн
[ редактировать ]Механическая компоновка R16 аналогична Citroën Traction Avant — передний привод , двигатель расположен рядно за трансмиссией . торсионная подвеска и рычаг переключения передач на колонке. [12] [13] Кроме того, у автомобиля был алюминиевый двигатель и электрический вентилятор охлаждения — обе технические инновации. [9]
Модель 16 успешно представила кузов хэтчбек в семейном сегменте среднего размера, позволяя конфигурировать интерьер семью различными способами. [9] Этот тип кузова находится между седаном и универсалом , и до того, как был придуман термин хэтчбек, журналисты изо всех сил пытались его описать. В обзоре, опубликованном в журнале English Motoring Illustrated в мае 1965 года (за несколько месяцев до того, как автомобиль был официально представлен там), говорилось: «Таким образом, Renault Sixteen можно охарактеризовать как большой семейный автомобиль, но это не четырехдверный седан и не совсем поместье. Но, что немаловажно, оно немного другое». [14]
R16 также известен своей неравной колесной базой слева направо, как и в случае с более ранним Renault 4 и более поздним Renault 5 . Две полуоси задних колес расположены не на одной линии; скорее левая колесная база на 70 мм (2,76 дюйма) длиннее правой, чтобы можно было разместить поперечную торсионную подвеску. Это, а также мягкие передние сиденья обеспечивают особенно плавный ход автомобиля даже по большим неровностям. [15]
Двигатель был установлен продольно спереди, за коробкой передач/трансмиссией, что способствовало балансу управляемости за счет удержания веса ближе к центру автомобиля. Переднеприводные схемы обычно имеют двигатели, расположенные поперечно (иногда продольно), причем двигатель расположен перед трансмиссией. [16] Хотя расположение коробки передач R16 с севера на юг и вперед обеспечивало отличную управляемость, доступ к двигателю для обслуживания был настолько затруднен, что его преемник, Renault 20 , сохранил расположение двигателя с севера на юг, но разместил двигатель перед коробкой передач.
Рычаг переключения передач на колонке позволил сделать переднюю кабину более просторной. [17] Переключение передач на колонке (требуемое расположением трансмиссии перед двигателем) было редкостью на рынках Западной Европы.
История модели
[ редактировать ]Серийное производство началось в марте 1965 года на недавно построенном заводе компании в Сандувиле , в нескольких километрах к востоку от Гавра . [18] Официальная презентация автомобиля состоялась в марте 1965 года на Женевском автосалоне , а в июне 1965 года он поступил в продажу во Франции и на большинстве других рынков с левосторонним управлением. В конце того же года он был впервые импортирован на рынок Великобритании с правосторонним управлением. с ручным приводом и быстро зарекомендовал себя как один из самых популярных импортных автомобилей Великобритании. Он появился на рынке Великобритании в то время, когда импортные модели все еще составляли лишь небольшой процент продаж новых автомобилей, но был одним из ряда автомобилей иностранных брендов, которые помогли иномаркам увеличить свою долю на рынке в 1970-е годы; другими яркими примерами являются Fiat 127 и Volkswagen Golf MK1 . Более поздние модели Renault R5 и R12 также хорошо продавались в Великобритании в 1970-е годы. [19]
В 1967 году Renault представила модель с более низким оснащением, лучше подходящую для перевозки грузов, и продавалась как 16 Commerciale примерно до 1976 года .
Уровень оснащения был высоким за свою цену. Первоначально Renault продавала R16 только с бензиновым двигателем объемом 1,5 л (1470 куб. См) в спецификации GL , для которого была заявлена мощность 55 л.с. (40 кВт; 54 л.с.); [18] В марте 1968 года на Женевском автосалоне появился рядный четырехцилиндровый двигатель TS объемом 1,6 л (1565 куб.см) и мощностью 84 л.с. (62 кВт; 83 л.с.). [18] который мог развивать скорость до 100 миль в час (160 км/ч). Версия с автоматической коробкой передач, первоначально получившая обозначение Renault 16 TA, была представлена на Женевском автосалоне в начале 1969 года. [20] Топовой моделью была модель TX , представленная на Парижском автосалоне в октябре 1973 года, с 5-ступенчатой механической коробкой передач. [18] наряду с электрическими передними стеклоподъемниками и центральным замком дверей, это один из первых семейных автомобилей в Европе, оснащенных ими.
Продажи TX были менее звездными, как и всей линейки 16, из-за последствий нефтяного кризиса 1973 года . Выпуск TX Automatique был отложен, чтобы снизить расход топлива до уровня модели с ручным управлением. В октябре 1974 года хромированная решетка была заменена черной пластиковой решеткой, за исключением модели 16 TX. Это изменение не применялось в Швеции, где версия хромированной решетки с дворниками фар, как это требовалось там с 1974 года, продолжала использоваться до 1980 года. [21] В 1975 году автоматика была снята с производства, а обычный двигатель был заменен на версию двигателя TX объемом 1647 куб.см мощностью 66 л.с. (49 кВт). Мощность 16-литрового двигателя снизилась до 55 л.с. (40 кВт), и теперь его можно было использовать на самом низкооктановом топливе. В 1976 году на смену L пришла версия TL с тем же двигателем мощностью 55 л.с. Производство TS было прекращено в 1976 году.

Модель 1969 модельного года появилась на американском рынке в конце 1968 года и продавалась как Renault 16 Sedan-Wagon . Одиночные фары были заменены двойными герметичными фарами, а слегка измененные бамперы увеличили общую длину до 4270 мм (168 дюймов). Его двигатель 851-02 сочетал в себе головку базового двигателя объемом 1470 куб.см с блоком агрегата объемом 1565 куб.см и имел максимальную мощность 62 л.с. (46 кВт; 61 л.с.) DIN (70 л.с. SAE) при 5200 об/мин. [22] Продажи продолжались и в 1972 году, но в очень небольших количествах. R16 уже был импортирован в Канаду, а затем собирался там на заводе Renault-SOMA в Сен-Бруно-де-Монтарвиле до 1974 года. [4] На эти автомобили устанавливалось множество различных боковых габаритных фонарей, а также несколько разных задних фонарей. [23]
Производство R16 продолжалось до 1980 года, через пять лет после появления его официального преемника, более крупного Renault 20 , при этом седан и универсалы Renault 18 оставались единственным предложением Renault такого размера в Европе. К моменту прекращения производства R16 у большинства других европейских производителей в продаже был хотя бы один хэтчбек, хотя большинство автомобилей размера R16 все еще продавались как седаны или универсалы; Исключением были Austin Maxi , Talbot Alpine (ранее продававшиеся как Chrysler или Simca ) и Volkswagen Passat . Renault больше не производила хэтчбек такого размера до тех пор, пока в 1989 году не была выпущена версия Renault 21 с кузовом хэтчбек .
У модели 16 не было прямых конкурентов до появления модели Алеком Иссигонисом разработанной Austin Maxi, в 1969 году, но Austin Maxi не пользовался большим спросом за пределами Великобритании. [15]
- Рено 16 (1970–1974)
- Рено 16 (1970–1974)
- Renault 16 TL после 1975 года выпуска с черной пластиковой решеткой радиатора.
- Интерьер Renault 16 TS 1975 года.
- Renault 16 TX со сдвоенными фарами
Концепции и прототипы
[ редактировать ]Концепт седана Рено 16
[ редактировать ]В 1965 году Филипп Шарбонно предложил более традиционный седан, но проект так и не прошел дальше стадии прототипа. Один сохранившийся прототип постоянно экспонируется в Автомобильном музее Реймса Шампани в Реймсе, Франция.
- Концепт седана Renault 16 1965 года выпуска
Рено 16 купе кабриолет
[ редактировать ]Версия купе-кабриолет находилась в разработке, но из-за того, что большинство деталей кузова были уникальными по сравнению с теми, которые использовались в седане, производство было бы слишком дорогостоящим, и проект был отложен. [24] [25]
- Прототип Renault 16 Coupe Cabriolet
- Прототип Renault 16 Coupe Cabriolet
Комментарий
[ редактировать ]В 1970 году автогонщик Стирлинг Мосс воскликнул: «Нет сомнений в том, что Renault 16 — это самый продуманный автомобиль, с которым я когда-либо сталкивался, и я думаю, что каждому британскому автопроизводителю было бы полезно приобрести такой автомобиль просто для того, чтобы посмотреть, как он устроен». ". [26]
Реклама перед запуском была обширной, с полусанкционированными утечками в СМИ. [19] L'Auto-Journal сообщил подробности об автомобиле на этом этапе в эксклюзивном репортаже ближе к концу 1963 года. [19] В октябре 1964 года, приуроченный к Парижскому автосалону , Renault распространила фотографии своего инновационного нового семейного автомобиля, который все еще на этом этапе описывался просто как будущий «Renault 1500», для публикации в качестве «сенсаций» в различных журналах. [19] Всего два месяца спустя автомобиль, получивший теперь официальное название «Renault 16», был одобрен к продаже французскими органами по омологации. [19]
Наследие
[ редактировать ]В конце 1965 года Renault 16 был признан европейским автомобилем года советом европейских автомобильных журналистов. Это был третий обладатель награды, а Renault 16 стал первым французским победителем - первые два победителя были британцами. [27]
Хронология
[ редактировать ]- Август 1964 г. – средствам массовой информации публикуются первые официальные изображения R16.
- 2 декабря 1964 г. – первый R16 собран на заводе в Сандувиле, недалеко от Гавра, заводе, специально построенном для R16.
- 5 января 1965 г. – Renault 16 представлен миру и прессе на презентации на Лазурном Берегу .
- Апрель 1965 г. – R16 представлен публике в двух модификациях: Grand Luxe и Super , обе оснащены объемом 1470 куб.см. двигателем
- Осень 1965 г. - R16 выпускается с правым рулем на рынке Великобритании.
- 1967 – Улучшены вентиляция и отопление, изменен дизайн приборной панели. автоматически управляемый дроссель . Также доступен
- 1968 – R16 TS Представлен . Он оснащен новым двигателем объемом 1565 куб.см , совершенно новой приборной панелью с тахометром и указателем температуры воды, а также множеством других новых функций, включая двухскоростные дворники, задний обогреватель, лампу для чтения для пассажира, а также дополнительный стальной люк на крыше с ручным управлением и передние стекла с электроприводом.
- Июнь 1968 г. - начало сборки в Австралии. [28]
- 1969 – Остальные модели R16 получают те же колеса и тормоза, что и TS. У TS есть фонари заднего хода (установлены под задними фонарями). Другие модели доступны с фонарями заднего хода в качестве дополнительной опции.
- 1969 — R16 TA с автоматической коробкой передач Представлен . TA по сути представляет собой R16 Super с некоторыми функциями TS.
- 1970 — На все R16 устанавливаются передние ремни безопасности.
- 1971 – R16 претерпевает небольшую модернизацию. Среди наиболее очевидных изменений — новые прямоугольные задние фонари. На смену моделям Grand Luxe и Super приходят спецификации L и TL , обе из которых оснащены тем же двигателем объемом 1565 куб.см, что и TS (но с головкой блока цилиндров от 1470 куб.см). Производство TA прекращено, а автоматическая коробка передач доступна в качестве опции для всей линейки R16.
- 1973 — на Парижском автосалоне представлена элитная модель R16 TX , оснащенная двигателем объемом 1647 куб.см (увеличенная версия двигателя TS) и пятиступенчатой механической коробкой передач . Внешне TX отличался от других R16 четырьмя прямоугольными фарами с большими указателями поворота внизу. Среди других функций, доступных на TX, были колеса Gordini , задний спойлер, задний дворник, ламинированное ветровое стекло, автоматические ремни безопасности, электрические стеклоподъемники, центральный замок и дополнительный кондиционер .
- 1974 г. — алюминиевая решетка на моделях L, TL и TS заменена черной пластиковой решеткой.
- 1975 - Выпуск моделей R20 и R30, которые, как ожидается, заменят R16, но пока продолжают выпускаться наряду с более новыми автомобилями.
- 1976 – Автоматическая коробка передач перестала быть доступной в качестве опции для L, TL и TS. Однако была выпущена модель TL Automatic.
- 1977 – Производство моделей L и TS прекращается, поскольку Renault представляет новый седан R18, еще один автомобиль, который, как ожидается, понравится нынешним владельцам R16.
- 1978 – Все модели теперь в стандартной комплектации имеют фонари заднего хода.
- 1979 – Задние трехточечные ремни безопасности входят в стандартную комплектацию всех моделей. Производство модели TL Automatic прекращено.
- Январь 1980 г. - производство R16 прекращается через 15 лет.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Книга автомобилей наблюдателя, одиннадцатое издание, 1965, стр. 218.
- ^ Jump up to: а б Дакерс, Алана (27 апреля 1972 г.). «Разделение духа сообщества». Автокар . Том. 136, нет. 3967. стр. 51–52.
- ^ Renault 16, Уникальные автомобили, выпуск 323, 13 апреля – 13 мая 2011 г., страница 116.
- ^ Jump up to: а б «Старый завод Renault 16 в Канаде» . Блог Renault 16 (на французском языке). 2011-06-02.
- ^ Четырехколесные автомобили SFRJ: Что делали и на чем ездили югославы? на ba.n1info.com, 23 декабря 2015 г.
- ^ Чиферри, Лука (7 мая 2001 г.). «Кто проектировал важные автомобили в истории?» . Автомобильные новости Европы . Крэйн Коммуникейшнс.
- ^ « Полвека Renault 16». Republic.it (на итальянском языке). Издательская группа L'Espresso. 26 мая 2015 г.
- ^ «Семейные автомобили Renault: пятьдесят лет истории со времен Renault 16» . Рено. 3 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Рено 16 — история непревзойденного Рено 16» .
- ^ Беллу, Рене (2002). «Автомобиль». Все французские автомобили 1959 г. (Парижский салон, октябрь 1958 г.) . 21 . Париж: 57.
- ^ Мартин, Мюрили (19 февраля 2008 г.). «Возможно, единственный Renault 16 1969 года выпуска в Америке» . Ялопник . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ «Рено 16 — колесные рычаги и подвеска» .
- ^ «Curbside Classic: Citroen Traction Avant в Индокитае» . 17 января 2014 г.
- ^ Motoring Illustrated , май 1965 г.
- ^ Jump up to: а б «Проверено: Остин Макси против Renault 16» . 25 июля 2011 г.
- ^ «Рено16.com» . Проверено 8 января 2008 г.
- ^ Балмер, Чарльз, изд. (20 февраля 1971 г.). «Краткий тест двигателя: Renault 16TL». Мотор . № 3581. С. 9–14.
- ^ Jump up to: а б с д Веструп, Клаус (8 июня 1977 г.). «Не просто большой хэтч: Успешные автомобили: 12-летняя история производства Renault 16». Автомобиль, мотор и спорт (на немецком языке). Нет. 12. С. 102–111.
- ^ Jump up to: а б с д и Беллу, Рене (2003). «Все французские автомобили 1965 года (Парижская выставка, октябрь 1964 года)». Автомобили . 25 . Париж: История и коллекции: 70–75.
- ^ Смит, Морис А. (27 марта 1969 г.). «Рено 16 Автомат на дороге». Автокар . Том. 130, нет. 3815. с. 12.
- ^ Бьелк, Магнус (21 апреля 2002 г.). «Местные различия: Швеция» . Сайт Рено 16 . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ Брауншвейг, Роберт; и др., ред. (13 марта 1969 г.). «Katalognummer 1969/Revue Automobile - Numéro каталог 1969». Автомобильное ревю (на немецком и французском языках). Том. 64. Берн, Швейцария: Hallwag AG. п. 461.
- ^ Бьелк, Магнус (15 сентября 1999 г.). «Местные различия: Канада» . Сайт Рено 16 . Проверено 14 января 2018 г.
- ^ «Renault празднует 50-летие Renault 16 на Salon Retromobile 2015» . www.press.renault.co.uk . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Брейтуэйт-Смит, Гэвин (8 августа 2018 г.). «Купе-кабриолет Renault 16, которого никогда не было» . ПетролБлог . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ «Рено 16» .
- ^ «Предыдущие победители» . Автомобиль года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Проверено 18 сентября 2010 г.
- ^ Саймон Фитцпатрик, Renault в Австралии, renaultaustralia.com. Архивировано 8 декабря 2015 г. на Wayback Machine. Проверено 5 декабря 2015 г.