Рено 5
Рено 5 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Рено |
Производство | 1972–1996 |
Кузов и шасси | |
Сорт | Супермини ( Б ) |
Хронология | |
Преемник | Рено Клио Рено Твинго |
Renault 5 — пятиместный, трех- или пятидверный супермини- хэтчбек с передним расположением двигателя и передним приводом, выпускаемый и продаваемый французским автопроизводителем Renault на протяжении двух поколений: 1972–1985 годов (также называемый R5) и 1984–1996 годов ( также называется Super 5 или Supercinq).
R5 продавался в США и Канаде как Le Car с 1976 по 1983 год. [1] Renault продавала вариант четырехдверного седана Renault 7 , производившегося с 1974 по 1984 год в Испании Renault дочерней компанией FASA-Renault. [2] и экспортировались на избранные рынки.
Renault 5 стал самым продаваемым автомобилем во Франции с 1972 по 1986 год. [3] Общий объем производства превысил 5,5 миллионов экземпляров за 14 лет, что сделало его самым популярным автомобилем во Франции. [4]
Первое поколение (1972–1985)
[ редактировать ]Рено 5 первого поколения. | |
---|---|
Обзор | |
Также называется | Рено ЛеКар (США) Лектрик Леопард (США) [5] Парс Ходро Сепанд (Иран) |
Производство | 1972–1985 |
Сборка |
|
Дизайнер | Мишель Буэ |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 3/5-дверный хэтчбек |
Макет | Макет МФ |
Связанный | |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 782 куб.см I4 Венту 845 куб.см I4 Венту 956cc C1C I4 1108cc C1E I4 1289cc 810 I4 1397 куб.см C1J I4 1397 куб.см C6J турбо I4 |
Передача инфекции | 4/5-ступенчатая механическая коробка передач 3-ступенчатая автоматическая |
Размеры | |
Колесная база | 2419 мм (95,2 дюйма) |
Длина | 3521 мм (138,6 дюйма) |
Ширина | 1525 мм (60,0 дюйма) |
Высота | 1410 мм (55,5 дюйма) |
Снаряженная масса | 730–810 кг (1609–1786 фунтов) |
Первые изображения и подробности Renault 5 были опубликованы 10 декабря 1971 года, а официальный запуск автомобиля состоялся 28 января 1972 года. [8] [9]
Дизайн Renault 5 разработал Мишель Буэ. [10] который проектировал машину в свободное время, помимо своих обычных обязанностей. [10] Когда руководители Renault узнали о работе Буэ, они были настолько впечатлены его концепцией, что немедленно утвердили официальную программу развития. R5 отличался круто наклоненной задней частью хэтчбека . Буэ хотел, чтобы задние фонари поднимались от бампера до задней стойки , как у гораздо более поздних Fiat Punto и Volvo 850 универсал/универсал , но фары остались на более традиционном уровне.
Он был выпущен на британский рынок с правым рулем осенью 1972 года, где наряду с недавно выпущенным Fiat 127 он конкурировал как импортированная, но более современная альтернатива от British Leyland Mini и от Chrysler Europe Hillman Imp - и без конкурентов со стороны Ford или Vauxhall. .
Renault 5 едва не получил награду «Европейский автомобиль года» 1973 года , которую вместо этого получила Audi 80 .
Буэ умер от рака в конце 1972 года, всего через несколько месяцев после того, как сконструированный им автомобиль был выпущен на рынок. [11]
R5 позаимствовал механику у успешного Renault 4 , используя продольно расположенный двигатель, приводящий в движение передние колеса с торсионной подвеской. Двигатели OHV были такими же, как у Renault 4 и более крупного Renault 8 . На момент запуска автомобиля были доступны версии объемом 782 куб.см и 956 куб.см в зависимости от уровня модели. Модель «5TS/5LS» с двигателем объемом 1289 куб.см от Renault 12 была добавлена с апреля 1974 года. Как и в случае с Renault 4, объем двигателя Renault 5 начального уровня был увеличен до 845 куб.см в 1976 году и стал максимальной моделью. , более поздние модели включали версию объемом 1397 куб.см.
Это был один из первых современных супермини, в котором использовался новый дизайн хэтчбека, который Renault запатентовала на своем R16 , выпущенном в 1965 году. Он был выпущен через год после загруженной версии Fiat 127 , и в том же году 127 стал доступен в кузове хэтчбек. R5 был выпущен на три года раньше Volkswagen Polo и Vauxhall Chevette и на четыре года раньше Ford Fiesta - нового супермини, который удовлетворил растущий спрос на этот тип автомобилей в Западной Европе . British Leyland работала над новым современным супермини в 1970-х годах, но конечный продукт — Austin Metro — не был выпущен до 1980 года. Он также был представлен за год до Toyota Starlet , а Datsun 100A прибыл в Великобританию, начиная с 1971 года. Он был представлен за шесть месяцев до Honda Civic , которая появилась позже, в июле.
были доступны как двухдверный, так и четырехдверный вариант Продажи в Японии начались в 1976 году, когда в автосалонах Capital Car . [12] Его назвали «Renault Go», потому что по-японски это слово означает «пять». Первоначально он продавался с оборудованием по выбросам для Северной Америки, но был заменен на французский пакет по выбросам. Автомобиль изначально продавался с левым рулем, затем модернизировался до праворульного.
Хотя механические компоненты были взяты из более ранних моделей, в конструкции кузова секции пола были сварены вместе с другими панелями кузова, в результате чего получилась несущая конструкция. [8] К тому времени этот подход стал общепринятым среди многих европейских автопроизводителей, но представлял собой шаг вперед по сравнению с механически похожими Renault 4 и Renault 6 , оба из которых использовали отдельную платформу. Монококовая конструкция снизила вес автомобиля, но потребовала инвестиций в новые производственные процессы.
Renault 5 был ориентирован на экономных клиентов, а версия «L» начального уровня включала тот же двигатель объемом 782 куб. См, что и Renault 4, и барабанные тормоза на всех четырех колесах. В 1972 году во Франции он стоил менее 10 000 франков. [8] Однако для многих экспортных рынков версия начального уровня была исключена из ассортимента, а на более мощном Renault 5TL объемом 956 куб.см предлагались дисковые тормоза на передних колесах, а также генератор переменного тока и откидывающиеся спинки передних сидений. [8] Снаружи «TL» отличался от «L» тонкой хромированной полосой под дверями. [8]
В R5 раннего производства использовался рычаг переключения передач, установленный на приборной панели, как в Renault 4. Он был соединен стержнем, проходившим через верхнюю часть двигателя, с единственным изгибом, где стержень поворачивался вниз, в коробку передач, которая располагалась прямо перед коробкой передач. двигатель. В 1973 году эту конструкцию заменил установленный на полу рычаг с тросовым соединением. В начале 1978 года была добавлена автоматическая версия с более крупным двигателем объемом 1289 куб.см. В то время автомобили с автоматической коробкой передач обычно составляли чуть менее пяти процентов производства Renault 5. [13] Дверные ручки образованы вырезом в дверной панели и средней стойке. R5 был одним из первых автомобилей, выпускавшихся с пластиковыми бамперами (полиэстер и стекловолокно ), которые производились на специализированном заводе Renault в Дре . [8] Они покрывали большую площадь потенциального контакта, чем обычные автомобильные бамперы того времени, и выдерживали маневры при парковке на низкой скорости, не деформируясь. [8] Это помогло автомобилю завоевать репутацию «выдающегося городского автомобиля». [8] и бамперы этого типа впоследствии стали отраслевым стандартом.
Двигатель R5 был расположен далеко в моторном отсеке за коробкой передач. Пассажирский салон «удивительно просторен» по сравнению с другими современными небольшими европейскими автомобилями. [14] кузова Renault 5 Коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,37 (у большинства европейских автомобилей он достигал 0,45). [15]
Другие версии первого поколения включали четырехдверный седан под названием Renault 7, построенный компанией FASA-Renault испанской , где были проданы практически все экземпляры. Пятидверный R5 был добавлен в модельный ряд в 1979 году, что сделало его одним из первых автомобилей такого размера с четырьмя пассажирскими дверями. [16] Также стала доступна модель с трехступенчатой автоматической коробкой передач, получившая оборудование, аналогичное R5 GTL, но с двигателем объемом 1289 куб.см и мощностью 55 л.с. (41 кВт; 56 л.с.), виниловой крышей и передними сиденьями TS. с пятидверным кузовом. В марте 1981 года автомат получил двигатель объемом 1,4 л, что позволило повысить производительность и экономию топлива. [13]
Рено 5 Альпайн / Гордини / Копа
[ редактировать ]Renault 5 Alpine был одним из первых « горячих хэтчбеков », выпущенных в 1976 году – на два месяца раньше оригинального Volkswagen Golf GTi, но на два года позже Simca 1100 Ti . Праворульный 5 Alpine был показан на Британском автосалоне в 1978 году, продажи в Великобритании начались 4 апреля 1979 года, но как Renault 5 Gordini , поскольку Chrysler Europe уже имела права на название «Alpine» в Великобритании. Они только что использовали его на Chrysler Alpine , британском RHD Simca 1307 , представленном в то время. Это было за несколько месяцев до появления праворульного VW Golf GTi 1976 года, на переоборудование которого на праворульный вариант у Volkswagen ушло три года.
Название Gordini использовалось в честь Амеде Гордини , французского автотюнера, имеющего связи с Renault и предыдущими спортивными моделями, такими как Renault 8 . Эти автомобили и модели Alpine Turbo собирались на заводе Alpine в Дьеппе, начиная с 1975 года. [6] Стартовая цена в Великобритании составила 4149 фунтов стерлингов – почти на треть больше, чем у предыдущей топ-модели 5 TS – 3187 фунтов стерлингов, что свидетельствует о значительных изменениях в автомобиле по сравнению с 64-сильным (63 л.с., 47 кВт) 5 TS, который мог не развивать скорость 161 км/ч (100 миль в час) по сравнению с 93-сильным (92 л.с., 68 кВт) Gordini, который мог развивать скорость 177 км/ч (110 миль в час).
Двигатель с верхним расположением клапанов объемом 1,4 л (1397 куб.см), соединенный с пятиступенчатой коробкой передач, был основан на двигателе с толкателем Renault "Sierra" , но имел перекрестную головку блока цилиндров с полусферическими камерами сгорания и развивал мощность 93 л.с. (68 кВт; 92 л.с.). , что в два раза больше, чем у стандартного Renault 5 объемом 1,1 л (1108 куб.см). Более крупный двигатель и его различные рабочие характеристики означали, что запасное колесо больше не помещалось туда и было перенесено в багажник. [17] Alpine можно было узнать по специальным легкосплавным дискам и передним противотуманным фарам, он был оснащен усиленной подвеской, но сохранил торсион сзади с дополнительными стабилизаторами поперечной устойчивости. Renault указала максимальную скорость 110 миль в час (177 км/ч) и прошла испытания в июльском выпуске британского журнала Car за 1979 год . Максимальная скорость составила 110 миль в час (177 км/ч) и 0–60 миль в час (97 км/ч). ) за 9,7 секунды. Согласно данным британского автомобильного журнала Motor Road, максимальная скорость составляет 104,7 миль в час (168,5 км/ч) и 0–60 миль в час (97 км/ч) за 9,7 секунды. [18]
Renault 5 Alpine Turbo/Gordini Turbo/Copa Turbo
[ редактировать ]Renault 5 Alpine Turbo был выпущен в 1982 году как модернизированный преемник безнаддувного двигателя Alpine. [19] В Британии автомобиль по-прежнему назывался Gordini, а не Alpine. Журнал Motor провел дорожное испытание Turbo в 1982 году, и, хотя они высоко оценили его характеристики (максимальная скорость 179,9 км/ч (111,8 миль в час), от 0 до 97 километров в час (от 0 до 60 миль в час) за 8,7 секунды), они раскритиковали его. его высокая цена, поскольку он был на 2 фунта дороже, чем более крупный Ford Escort XR3 . [20]
Двигатель объемом 1,4 л (1397 куб.см) в Alpine/Gordini Turbo имел один турбокомпрессор Garrett T3, увеличивавший выходную мощность до 110 л.с. (82 кВт; 112 л.с.). [21] Продажи продолжались до 1984 года, когда было выпущено второе поколение Renault 5, а в 1985 году — выпуск Renault 5 GT Turbo.
Рено 5 Турбо
[ редактировать ]Renault 5 Turbo не следует путать с Alpine Turbo или GT Turbo, поскольку он был радикально модифицирован путем установки двигателя с турбонаддувом позади водителя, в том месте, где обычно находится пассажирский салон, создавая раллийный автомобиль со средним расположением двигателя . Он также приводился в движение задними колесами, а не передними. Renault 5 Turbo выпускался во многих вариантах, кульминацией которых в конечном итоге стал Renault 5 Maxi Turbo. 8-клапанный 1,4-литровый рядный четырехцилиндровый двигатель Cléon-Fonte с турбонаддувом развивал мощность 160 л.с. (158 л.с., 118 кВт) при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент 221 ньютон-метр (163 фунт-фут) при 3250 об/мин. [22]
Рено Ле Кар
[ редактировать ]У Renault было около 250 дилерских центров в США. [23] Североамериканский Renault 5 дебютировал в 1976 году, но продажи были разочаровывающими, и многие автомобили остались на дилерских партиях. В ответ Renault сменила рекламное агентство и в следующем году переименовала автомобиль в Le Car. [23] [24] Новая маркетинговая кампания подчеркнула спортивный характер автомобиля и успешную историю европейских соревнований. [23]
В январе 1979 года Renault сформировала альянс, позволивший продавать и обслуживать автомобили Renault дилерами American Motors Corporation (AMC). Автопроизводитель продавал его через 1300 дилеров , где он конкурировал в Соединенных Штатах с такими переднеприводными малолитражками, как Honda Civic и Volkswagen Rabbit . Его описывали как «французского кролика», у которого «низкий стиль, но высокая индивидуальность и практичность». [25]
Рекламное агентство American Motors запустило автомобиль в США, проведя маркетинговую кампанию, подчеркивающую, что это самый продаваемый автомобиль в Европе, имеющий миллионы довольных владельцев. [26] Он не добился такого немедленного успеха на рынке США, хотя Le Car получил высокую оценку на дорожных тестах, в которых сравнивались автомобили «суперэкономичного класса» за просторный салон и плавность хода, а также экономичный расход топлива [35 миль на галлон в США (6,7 л/ч). 100 км; 42 миль на галлон (имп ) по шоссе и 28 миль на галлон (8,4 л/100 км; 34 миль на галлон ) по городу], а также его плавно работающий двигатель. [27] Рекламные объявления также фокусировались на стандартных характеристиках Le Car и низкой базовой цене, фактически сравнивая его с импортными Ford Fiesta, Honda Civic и VW Rabbit. [28]
Версия для США имела демодернизированный рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1289 куб.см и мощностью 60 л.с. (45 кВт). [29] В 1977 году он доминировал Клуба спортивных автомобилей Америки . в классе C [30] [31] Постоянное ужесточение законодательства по выбросам означало, что к 1980 году мощность снизилась до 51 л.с. (38 кВт). [32]
Le Car предлагался в трехдверном хэтчбеке только с 1976 по 1980 год. В 1980 модельном году передняя часть была обновлена и включала обновленный бампер, решетку радиатора и прямоугольные фары. В 1981 модельном году появился пятидверный кузов хэтчбек. Продажи увеличивались каждый год с 6800 в 1976 году до 37000 в 1982 году. [33] Хотя Le Car не пользовался популярностью в США, в Канаде он продавался достаточно хорошо. [34] Импорт из Франции продолжался до 1983 года, когда автомобиль был заменен автомобилем в Кеноше, штат Висконсин, построенным 11 на базе Renault Alliance . Продажи в Канаде продолжались до 1986 года, через два года после того, как Super Cinq заменил его на французском рынке.
Le Car использовался в качестве автомобиля правоохранительных органов. Полицейское управление Ла Коннера, штат Вашингтон , приобрело три машины для своего автопарка в конце 1970-х годов. Поскольку они были одними из первых, кто внедрил Le Car, Renault рекламировала универсальность Le Car в рекламе на всю страницу, иллюстрирующей его использование департаментом. [35] Начальника полиции Расса Андерсона процитировали: «Газ нас убивает. Благодаря Le Car мы смогли сократить наш бюджет и повысить нашу мобильность». [36] Другой небольшой городок, Оганквит, штат Мэн , использовал пять Renault 5 в качестве полицейских машин в конце 1970-х и начале 1980-х годов. [37] [38]
Heuliez производил и продавал переоборудованные фургоны под названием Le Car Van. Задние боковые панели были заменены пластиковыми панелями с круглым иллюминатором и новой задней дверью с окном меньшего размера. Салон был красный велюр. Он был доступен как в двух-, так и в четырехместном исполнении. В период с 1979 по 1983 год было построено около 450 Le Car Vans. [39]
Компания US Electricar , базирующаяся в Атоле, штат Массачусетс , выполнила переоборудование электромобиля Renault Le Car, установив шестнадцать шестивольтовых свинцово-кислотных аккумуляторов, обеспечив скромный запас хода в 60 км (37 миль). [40] [41] : 247–250 В 1978 году переоборудованные автомобили были переименованы в Lectric Leopard и проданы государственным учреждениям. [42]
Хронология
[ редактировать ]- Январь 1972 г.: Представлен Renault 5 в формах L и TL . Обе модели (которые были доступны как трехдверные хэтчбеки) имели складывающиеся задние сиденья, серые бамперы, подъемные передние стекла и рычаги переключения передач, установленные на приборной панели. TL был лучше оборудован и имел косметическое зеркало для переднего пассажира, три пепельницы (одну под рычагом переключения передач и две сзади), два отдельных передних сиденья с откидной спинкой вместо одного многоместного сиденья, передние ручки и три кармана для хранения вещей. а также обогрев заднего стекла.
- Сентябрь 1972 года: Renault 5 был выпущен на британский рынок с правосторонним рулевым управлением.
- 1973: Рычаг переключения передач перенесен с приборной панели на пол, между передними сиденьями.
- Апрель 1974: Выпуск R5 LS , такого же, как R5 TL , но с более крупным двигателем 1,3, стальными колесами другого дизайна, йодными фарами H4, электрическими омывателями ветрового стекла, полностью ковровым покрытием перед передними сиденьями, ковровым покрытием задней полки, электронной системой управления двигателем. счетчик, суточный счетчик, двухскоростная система вентиляции, задний дворник и пепельница с подсветкой и прикуривателем.
- Сентябрь 1974 года: R5 LS переименован в R5 TS . [43] TS имел все особенности предыдущего LS, плюс новые передние сиденья со встроенными подголовниками, черные бамперы, панель обогревателя с подсветкой, передний спойлер, часы, открывающиеся задние фонари и фонари заднего хода.
- Февраль 1976 г.: Представлен R5 Alpine с двигателем объемом 1397 куб.см с полусферическими камерами сгорания, высокой степенью сжатия и специальной пятиступенчатой механической коробкой передач . R5 GTL также был выпущен в 1976 году с двигателем объемом 1289 куб.см от R5 TS (мощностью 42 л.с. (31 кВт; 43 л.с.), спецификацией оборудования R5 TL плюс серыми боковыми защитными полосами и некоторыми функциями от R5 TS. такие как стильные колеса, фонари заднего хода, прикуриватель, панель обогревателя с подсветкой и электрические омыватели ветрового стекла.
- 1977: R5 GTL отличался открывающимися боковыми окнами в задней части автомобиля, а R5 L оснащался новым двигателем объемом 845 куб.см.
- Январь 1978: Представление автоматической коробки передач R5 , по сути GTL с трехступенчатой автоматической коробкой передач и некоторыми функциями от TS.
- Август 1979 г.: представлена пятидверная модель. [43]
- 1980: Появление пятидверных моделей TL, GTL и автоматических моделей.
- 1982: Представление R5 TX и горячего хэтчбека R5 Alpine Turbo, замена R5 Alpine на Garrett T3 Turbo, новые легкосплавные диски, более жесткая подвеска и дисковые тормоза на всех четырех колесах.
- 1984: На смену R5 приходит совершенно новая модель второго поколения.
Двигатели
[ редактировать ]- B1B 0,8 л (845 куб. См или 51,6 куб. Дюймов) 8-клапанный I4; 37 л.с. (27 кВт; 36 л.с.); максимальная скорость: 126 км/ч (78 миль в час); 0–100 км/ч (62 мили в час): 22,3 с [44]
- C1C (689) 1,0 л (956 куб. См или 58,3 куб. Дюймов) 8-клапанный I4; 42 л.с. (31 кВт; 41 л.с.); максимальная скорость: 130 км/ч (81 миль в час) также при мощности 44 л.с. (32 кВт; 43 л.с.); максимальная скорость: 135 км/ч (84 миль в час) [45]
- C1E (688) 1,1 л (1108 куб. См или 67,6 куб. Дюймов) 8-клапанный I4; 45 л.с. (33 кВт; 44 л.с.); максимальная скорость: 136 км/ч (85 миль в час); 0–100 км/ч (62 мили в час): 21,4 с [44]
- 810 1,3 л (1289 куб.см или 78,7 куб. дюймов) 8-клапанный I4; 55 л.с. (40 кВт; 54 л.с.); максимальная скорость: 140 км/ч (87 миль в час) (автомат)
- 810 1,3 л (1289 куб.см или 78,7 куб. дюймов) 8-клапанный I4; 64 л.с. (47 кВт; 63 л.с.); максимальная скорость: 154 км/ч (96 миль в час); 0–100 км/ч (62 мили в час): 15,6 с [44]
- C1J (847) 1,4 л (1397 куб.см или 85,3 куб.дюйма) 8-клапанный I4; 63 л.с. (46 кВт; 62 л.с.); максимальная скорость: 142 км/ч (88 миль в час); 0–100 км/ч (62 мили в час): 21,4 с (автоматический) [44]
- C6J 1,4 л (1397 куб.см или 85,3 куб.дюйма) 8-клапанный двигатель I4 с турбонаддувом; 110 л.с. (81 кВт; 108 л.с.); максимальная скорость: 185 км/ч (115 миль/ч); 0–100 км/ч (62 мили в час): 9,1 с [44]
- C1J 1,4 л (1397 куб.см или 85,3 куб.дюйма) 8-клапанный двигатель I4 с турбонаддувом; 160 л.с. (118 кВт; 158 л.с.); максимальная скорость: 204 км/ч (127 миль в час); 0–100 км/ч (62 мили в час): 6,9 с [46] [47]
Автоспорт
[ редактировать ]Версия Renault 5 Alpine участвовала в гонках в группе 2 . В Монте-Карло 1978 года Renault 5 Alpines заняла второе и третье места в общем зачете, несмотря на мощное участие команд Fiat и Lancia. [48]
В 1978 году была представлена версия раллийной группы 4 (позже группы B ). Он получил название Renault 5 Turbo , но, будучи среднемоторным и заднеприводным, этот автомобиль имел мало технического сходства с дорожной версией. Несмотря на сохранение формы и общего вида модели 5, от стандартной версии остались только дверные панели. Этот автомобиль, управляемый Жаном Рагнотти , в своей первой гонке выиграл ралли Монте-Карло в 1981 году . Вскоре 2WD R5 с турбонаддувом столкнулся с конкуренцией со стороны новых автомобилей с полным приводом, которые были быстрее на бездорожье; тем не менее, Renault оставался одним из самых быстрых автомобилей своего времени на дорогах с твердым покрытием.
Производство в другом месте
[ редактировать ]- Иран
Оригинальный Renault 5 продолжал производиться в Иране компанией SAIPA , затем компанией Pars Khodro (дочерней компанией SAIPA) под названием Sepand . В 2001 году Renault PK поступил в продажу: в этой версии платформа Renault 5 от Sepand была заменена на платформу Kia Pride , при этом сохранилась модифицированная версия кузова Renault 5. [49] Sepand II, прошедший рестайлинг в 2000 году, некоторое время оставался в производстве на оригинальной основе Renault в качестве более дешевой альтернативы. [50]
- ЮАР
Ассамблея в ЮАР началась в конце 1975 года в Дурбане . Автомобиль был построен на местном заводе Toyota и продавался через их сеть. [51] Renault 5 был доступен только с одним двигателем объемом 1,3 л, который использовался в европейском R5 TS, мощностью 49,29 кВт (67,0 л.с., 66,1 л.с.) SAE. [51] Существовала базовая модель только с виниловыми сиденьями и поясными ремнями, а также элитные модели LS и LSS. Они получили тканевый салон, боковые полосы, виниловую крышу, повышенную звукоизоляцию и другие детали комфорта. LSS также включал центральную консоль и тканевый люк во всю длину. Многие дополнительные устройства, используемые в Европе, такие как дворник заднего стекла и тахометр, были недоступны в Южной Африке, поскольку это делало невозможным соблюдение местных правил содержания. На момент внедрения местное содержание составляло 56%; этот показатель должен был постепенно увеличиваться по мере продолжения производства. [51]
К 1979 году модельный ряд был ограничен GTL и TS, оба по-прежнему с двигателем объемом 1289 куб.см, но теперь с ISO мощностью 34 или 46 кВт (46 или 63 л.с.; 46 или 62 л.с.) соответственно. [17]
- Югославия
IMV из Ново-Место , СР Словения , с 1972 года построила несколько моделей Renault, в том числе Renault 5 для югославского рынка. [52]
Второе поколение (1984–1996)
[ редактировать ]Рено 5 второго поколения. | |
---|---|
Обзор | |
Также называется | Рено Суперсинк Рено Суперчинке Рено Суперчинко |
Производство | 1984–1996 |
Сборка |
|
Дизайнер | Марчелло Гандини |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 3/5-дверный хэтчбек |
Макет | макет ФФ |
Связанный | Рено Экспресс |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции | 3-ступенчатая автоматическая 4-ступенчатая механическая 5-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 2407 мм (94,8 дюйма) (3-дверный) 2467 мм (97,1 дюйма) (5-дверный) |
Длина | 3591 мм (141,4 дюйма) (3-дверный) 3651 мм (143,7 дюйма) (5-дверный) |
Ширина | 1584 мм (62,4 дюйма) |
Высота | 1387 мм (54,6 дюйма) (3-дверный) 1397 мм (55,0 дюйма) (5-дверный) |
Снаряженная масса | 695–840 кг (1532–1852 фунта) |
Второе поколение R5, продаваемое как Renault 5 (или Supercinq, Superfive), было выпущено в октябре 1984 года — в течение 18 месяцев после того, как Ford , General Motors , Peugeot , Fiat и Nissan выпустили конкурентов в секторе супермини. Первоначально он был доступен только с трехдверным кузовом, что привело к несколько медленному внедрению. [53] Модели с правым рулем для рынка Великобритании были выпущены в январе 1985 года.
Хотя он очень напоминал автомобиль первого поколения, кузов и платформа были совершенно новыми (платформа была основана на платформе более крупных моделей Renault 9 и 11); стиль был разработан Марчелло Гандини . Новый кузов был шире и длиннее, имел на 20 процентов большую площадь остекления, больше внутреннего пространства и более низкий коэффициент лобового сопротивления (0,35), а также 4,10 л/100 км; 68,9 миль на галлон (57,4 миль на галлон в США ) при скорости 90 км/ч (56 миль в час) в моделях эконом-класса. [54] Наиболее значительными изменениями стало внедрение поперечно расположенной трансмиссии от 9-й и 11-й, а также передней подвески со стойками МакФерсон . Пятидверная версия появилась в мае 1985 года.
Второе поколение выпущено в четырех комплектациях: TC, TL, GTL и Автомат. Модель TC начального уровня имела двигатель объемом 956 куб.см ((31 кВт (42 л.с.), тогда как TL имел двигатель объемом 1108 куб.см (35 кВт (47 л.с.), а модели GTL, Automatic, TS и TSE имели двигатель объемом 1397 куб.см. двигатель (мощность 44 кВт; 59 л.с. (60 л.с.) для GTL, 50 кВт; 67 л.с. (68 л.с.) для автоматической версии и 53 кВт; 71 л.с. (72 л.с.) для TS и TSE и). TL имел четырехступенчатую механическую коробку передач, GTL, TS и TSE имели пятиступенчатую механическую коробку передач (опция для TL), а автоматическая коробка передач имела трехступенчатую автоматическую коробку передач. В 1987 году был представлен двигатель F2N объемом 1721 куб.см. в GTX, GTE (F3N) и Baccara (Монако на некоторых рынках, особенно в Соединенном Королевстве), дизельные версии появились в ноябре 1985 года, в основном дополнив модельный ряд.
Планировалось продавать автомобиль как уменьшенный преемник, заменивший AMC Pacer в США, что повлияло на конструкцию R5. В рамках альянса Renault и American Motors Corporation только его предшественник продавался в США. [55]
Renault использовала безнаддувный двигатель объемом 1,7 л от Renault 9/11 с многоточечным впрыском топлива в дополнение к спортивному турбодвигателю объемом 1,4 л. Под названием ГТД он выдавал 70 кВт; (95 л.с.) с каталитическим нейтрализатором. [56] Хотя он и не был таким быстрым, как модель с турбонаддувом, он имел такой же спортивный внешний и внутренний вид, а также идентичную подвеску и тормоза. Версии Baccara и GTX использовали двигатель 1.7, а GTX отличался полностью кожаным салоном, гидроусилителем руля, электрическими стеклоподъемниками, люком на крыше, аудиоаппаратурой с высокими техническими характеристиками, а также доступным кондиционером и бортовым компьютером. Последний по сути был таким же, но в качестве опции можно было использовать кожаный салон, а также были внесены другие изменения в деталях. Как и предыдущее поколение, 5 Turbo снова собирали на заводе Alpine в Дьеппе , где в 1985 году производилось сорок автомобилей в день. [6]
В 1990 году R5 был фактически заменен Clio , который имел успех в продажах по всей Европе. Производство R5 было перенесено на завод Revoz в Югославии (с 1992 года называемой Словенией), когда был запущен Clio. Он оставался в продаже только с бензиновыми двигателями 1,1 л, 1,4 л и безнаддувными дизельными двигателями 1,6 л. [57]
GT Turbo с двигателем 1,4 с турбонаддувом и максимальной скоростью более 190 км/ч (120 миль в час) был снят с производства в 1991 году после запуска 16-клапанного двигателя Clio.
Новый двигатель объемом 1,4 л с каталитическим нейтрализатором, используемый в Clio, был представлен в декабре 1992 года, что также ознаменовало конец R5 Diesel (модели коммерческого парка розничной торговли сохранили эту опцию). Самый распространенный вариант, доступный после того, как Clio был представлен как модель с минимальной комплектацией, назывался R5 Campus, пока в 1996 году не закончилось 12-летнее производство автомобиля. Это также ознаменовало конец обозначения R5 после почти 25 лет и прекращения использования числовых моделей. обозначения автомобилей Renault, которые использовались на протяжении большей части истории компании.
Кампус продавался в Соединенном Королевстве лучше, чем где-либо еще, потому что Renault Twingo (предназначавшийся для того же рынка) продавался только с левым рулем и исключительно в континентальной Европе. [57] рекомендовал его как один из «лучших автомобилей Великобритании» В 2011 году журнал Car Mechanics Magazine из-за большого количества на рынке недорогих автомобилей с небольшим пробегом, полным спектром обслуживания и подержанных автомобилей. [57] Название Campus было возрождено в 2005 году с выпуском Renault Clio II.
Рено 5 ГТ Турбо
[ редактировать ]Версия « горячего хэтча », GT Turbo, была представлена в феврале 1985 года. В ней использовался модифицированный четырехцилиндровый восьмиклапанный двигатель Cléon объемом 1397 куб.см, толкатель которого восходит к оригиналу 1962 года (в форме 1108 куб.см). Он был оснащен с воздушным охлаждением турбокомпрессором Garrett T2 . При весе всего 850 кг (1874 фунта) и мощности 85 кВт; GT Turbo мощностью 113 л.с. (115 л.с.) имел превосходное соотношение мощности и веса, позволяя ему разгоняться с места до 60 миль в час (97 км/ч) за 7,5 секунды. [58]
Он поставлялся с пластиковыми боковыми юбками, чтобы отличать его от стандартного 5-го двигателя. задержка турбонаддува Проблемой была , а также плохой запуск в горячем состоянии, и считалось, что ее довольно сложно контролировать. Тот же двигатель использовался в Renault 9 и 11 Turbos . Обычный топливный бак емкостью 43 литра (9,5 имп галлонов) посчитали слишком маленьким для Turbo, и в задней левой части автомобиля был установлен дополнительный бак емкостью 7 литров (1,5 имп галлона), а 5 GT Turbo также получил маслоохладитель. [53] Модернизация подвески также означала, что дорожный просвет спереди был уменьшен на 38 мм (1,5 дюйма), а новая задняя «четырехрычажная» подвеска с колеей шириной на 31 мм (1,2 дюйма) опустила заднюю часть автомобиля на 32 мм. (1,3 дюйма). [53] Рулевое управление автомобиля, на 3 1 ⁄ оборота от упора до упора, тоже было быстрее, чем на обычных машинах. Дисковые тормоза на всех четырех колесах с вентилируемыми роторами спереди. Аэродинамические алюминиевые диски шириной 5,5 дюйма были аналогичны колесам Renault Alpine V6 GT . [53]
В 1987 году была запущена обновленная Phase II. [59] Основные изменения в версии Phase II включали установку водяного охлаждения турбокомпрессора, что способствовало установке масляного охлаждения в Phase I, что продлило срок службы турбокомпрессора. Он также получил новую систему зажигания , которая позволяла развивать обороты на 500 об/мин выше. Эти изменения увеличили мощность двигателя до более чем 88 кВт; 118 л.с. (120 л.с.). автомобиля Внешне автомобиль был обновлен, с изменениями (включая новые бамперы и арки), которые уменьшили коэффициент лобового сопротивления с 0,36 до 0,35, что дало Phase II время разгона 0–100 км / ч за 7,5 секунды. [60] В 1989 году GT Turbo получил новый интерьер, а в 1990 году была выпущена специальная модель Raider (доступная только в синем металлическом цвете, с другим интерьером и колесами). В конце 1991 года выпуск Renault 5 GT Turbo был снят с производства и заменен Clio 16V и Clio Williams.
Победа Renault 5 GT Turbo на Ралли Кот-д'Ивуара в 1989 году остается единственной победой автомобиля группы N в общем зачете WRC.
- Победы в WRC
Нет. | Событие | Сезон | Водитель | штурман | Машина |
---|---|---|---|---|---|
1 | 21-е ралли Кот-д'Ивуара | 1989 | Ален Орей | Жиль Тимонье | Рено 5 ГТ Турбо |
Роджер Сондерс и Алекс Постан приняли участие в сезоне чемпионата Великобритании по кузовным гонкам 1987 года на 5 GT Turbo.
Двигатели
[ редактировать ]Кузовные работы | Подрезать | Модель Коды | Двигатель Код | Смещение см 3 | Топливная система | Макс. власть CV/при об/мин | Макс. крутящий момент кгм/при об/мин | Передача инфекции | Тормоза (передний/задний) | Погруженная масса (кг) | Макс спидометр макс км/ч | Акселер. 0–100 км/ч (с) | Расходы на топливо. (л/100 км) | Годы производство | |
Бензин | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1.0 1 | 3 двери | С , ТК | С400 | C1C | 956 | Карбюратор одинарный ствол | 42/5750 | 63/3000 | 4 сп. руководство | Д / ДР | 695 | 137 | 19"3 | 6.1 | 02/1985-07/1987 |
Компания С | С400 | 02/1985-05/1987 | |||||||||||||
5 дверей | ТК | Б400 | 710 | 02/1985-07/1987 | |||||||||||
1.1 | 3 двери | л | С401 | C1E | 1108 | 47/5250 | 79/2500 | 695 | 143 | 16 дюймов | 5.5 | 09/1984-07/1986 | |||
ТЛ | 09/1984-05/1985 | ||||||||||||||
ГЛ , Компания ГЛ | 02/1985-07/1987 | ||||||||||||||
5 дверей | Б401 | 710 | |||||||||||||
3/5 двери | СЖТ | С401/В401 | 5 сп. руководство | 750 | 5.2 | ||||||||||
Пять | 4 сп. руководство | 695 | 5.5 | 07/1987-01/1993 | |||||||||||
СЛ | 07/1987-07/1990 | ||||||||||||||
1.2 | 3/5 двери | СР | С40Ф/Б40Ф | C1G | 1237 | Карбюратор одинарный ствол | 55/5250 | 88/3000 | 4 сп. ручная – 5 сп. руководство (ГТР) | Д/ДР | 745 | 155 | - | 5.9 | 07/1987-07/1989 |
ТР / ГТР | 07/1987-07/1990 | ||||||||||||||
1.4 | 3/5 двери | Пять / Сага | С407/Б407 | C3J | 1390 | Электронный инъекция | 60/4750 | 100/3000 | 5 сп. руководство | Д/ДР | 750 | 158 | - | 6.8 | 02/1993-03/1996 |
СЖТ | С402/Б402 | C1J | 1397 | Карбюратор одинарный ствол | 60/5250 | 102/2500 | 14 дюймов | 5.9 | 09/1984-07/1987 | ||||||
Автоматический | С403/Б403 | C2J | Карбюратор Двойной ствол | 68/5250 | 104/3500 | 3 сп. Автоматический | 800 | 154 | 16 дюймов 5 | 6.8 | 02/1985-07/1991 | ||||
ГТС | 72/5750 | 5 сп. руководство | 765 | 167 | 11"5 | 6.6 | 09/1984-07/1987 | ||||||||
68/5250 | 165 | - | 6.1 | 07/1987-07/1990 | |||||||||||
3 двери | ТС | С403 | 72/5750 | 750 | 167 | 11"5 | 6.6 | 02/1985-07/1987 | |||||||
ТСЕ | 09/1984-07/1987 | ||||||||||||||
ГТ Турбо | С405 | C1J | 115/5750 | 165/3000 | Д/Д | 830 | 201 | 7"6 | 7.4 | 02/1985-07/1987 | |||||
120/5750 | 165/3750 | 204 | 07/1987-07/1991 | ||||||||||||
Выше 1,7 | 3 двери | Баккара | C40G | Ф2Н | 1721 | Карбюратор | 90/5500 | 135/3500 | Д/ДР | 870 | 180 | 10 дюймов | 6.6 | 07/1987-07/1990 | |
3/5 двери | ГТХ | С40Г/Б40Г | |||||||||||||
3 двери | ГТД , Баккара , ГТХ | C40G | F3N | Электронный инъекция | 95/5250 | 143/3000 | 185 | 9"3 | 7.9 | ||||||
Дизель | |||||||||||||||
Дизель | 3/5 двери | Д , ТД , Пять Д , СД , ГТД | С404/Б404 | Ф8М | 1595 | Дизельный атмосферник непрямой впрыск | 55/4800 | 100/2250 | 5 сп. руководство | Д/ДР | 815 | 150 | 16 дюймов 5 | 5.1 | 11/1985-07/1990 |
Компания Д , Компания ТД | S405 | ||||||||||||||
Примечание: 1 Доступно для итальянского рынка также в Campus , Five и SC. |
Рено Экспресс
[ редактировать ]Второе поколение R5 также включало версию фургона, известную как Renault Express . Он продавался в некоторых европейских странах, таких как Renault Extra (Великобритания и Ирландия) или Renault Rapid (в основном немецкоязычные страны ). Этот автомобиль предназначался для замены панельного фургона R4 F6 , производство которого было прекращено в 1986 году.
EBS кабриолет
[ редактировать ]В 1989 году бельгийская компания EBS выпустила кабриолеты Renault 5 (всего 1400 экземпляров), почти все из которых были с левым рулем. [61] Всего 14 из 1400 выпущенных автомобилей были основаны на праворульном GT Turbo Phase II.
Возрождение
[ редактировать ]Фирменная табличка Renault 5 вернулась в феврале 2024 года как хэтчбек с электроприводом, дизайн которого вдохновлен оригинальным дизайном и Renault 5 Turbo . Сообщается, что версия для Alpine также находится в разработке. [62]
Производство
[ редактировать ]Общий объем производства Renault 5 и всех его вариантов: 9 017 276 единиц, в том числе:
Модель | Годы | Единицы |
---|---|---|
Рено 5 французский | 1972-1985 | 5,276,630 |
Иранский R5 | 1987-1992 | 49,270 |
Р5 Турбо | 1980-1986 | 4,987 [63] |
Р5 Макси | 1985-1986 | 154 |
Общество R5 | 1975-1984 | 218,795 |
Siete (испанский R5 4-дверный) | 1974-1982 | 30 790 (некоторые объекты показывают объем производства от 159 000 до 160 000 [64] ) |
Суперсинк | 1984-1996 | 3,436,650 |
Год | Все R5, кроме Societé и Turbo | Общество (из) | 5 Турбо | 5 Макси | Р7 |
---|---|---|---|---|---|
1971-2 | 126376 | ||||
1973 | 249135 | ||||
1974 | 345499 | 5600 | |||
1975 | 339609 | 929 | 28 | 200 | |
1976 | 408856 | 14018 | 27 | 207 | |
1977 | 442905 | 19216 | 30 | 322 | |
1978 | 444118 | 16429 | 27 | 269 | |
1979 | 469815 | 19040 | 22 | 939 | |
1980 | 666026 | 30369 | 804 | 14334 | |
1981 | 587145 | 31755 | 571 | 6513 | |
1982 | 496332 | 32644 | 445 | 2406 | |
1983 | 423047 | 33612 | 1345 | ||
1984 | 241851 | 20783 | 1497 | ||
1985 | 25395 | 182 | |||
1986 | 10521 | 143 | 20 | ||
1987 | 2947 | ||||
1988 | 6000 | ||||
1989 | 3500 | ||||
1990 | 7645 | ||||
1991 | 19831 | ||||
1992 | 9347 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плеффер, Эшли (10 марта 2008 г.). «Renault 5: это француз навсегда» . «Дейли телеграф» . Австралия . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Данные по: Automobil Revue , каталог, издание 1979 г., стр. 484-85.
- ^ Воробей, Дэвид (1992). Рено 5: Ле Кар . Издательство Оспри. ISBN 978-1-85532-230-1 .
- ^ Дойл, Эоин (19 марта 2015 г.). «Рено 5 в пяти простых частях» . Побуждение писать . Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 года.
- ^ «Автомобиль LeLectric: Lectric Leopard 1980 года» . Сарайные находки . 31 января 2017 года . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Барбаза, Пьер (апрель 1985 г.). «Альпийская фабрика: возрождение или революция?» [Альпийские произведения: ренессанс или революция?]. Выхлоп (на французском языке). № 198. Париж, Франция: Майкл Хоммель. п. 90.
- ^ Тевене, Жан-Поль, изд. (январь 1977 г.). «30 дней автомобиля» [30 дней автомобиля]. Автомобиль (на французском языке). № 367. Нейи-сюр-Сен, Франция: Общество технических и туристических изданий Франции. п. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Беллу, Рене (2005). «Все французские автомобили 1972 года (выставка [октябрь] 1971 года)». Автомобили . Полет. 76 с. Париж: История и коллекции. стр. 50–53.
- ^ «Мороры: новое детище Renault» . Вечерние новости . 10 декабря 1971 г. с. 35 . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Людвигсен, Карл (март 2010 г.). «Рено, который грохотал» . Спортивный и экзотический автомобиль Hemmings . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Бонно, Кристоф; Рицци, Пьер, ред. (2022). «Renault 5 — современная история» (PDF) . Отдел коммуникаций Рено . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ На основе данных Японской ассоциации импортеров автомобилей. Год регистрации (модельный год) фактически проданного автомобиля может быть 1977 (Showa 52).
- ^ Перейти обратно: а б Коста, Эндрю; Фрейшар, Жорж-Мишель, ред. (сентябрь 1981 г.). «Шоу 1981 года: Все автомобили мира». L'Auto Journal (на французском языке). № 14 и 15. Париж. п. 65.
- ^ Хорбью, Ян П. (февраль 1975 г.). «Новая логика в малолитражном автомобилестроении» . Популярная наука . Том. 206, нет. 2. С. 56–59 . Проверено 15 июня 2011 г. - через Google Книги.
- ^ Джента, Джанкарло; Морелло, Лоренцо (2009). Автомобильное шасси: проектирование системы . Спрингер. п. 142. ИСБН 978-1-4020-8673-1 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ «Рено 5» . Классический и производительный автомобиль . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ховард, Тони (июнь 1979 г.). «Лондонское обозрение». СА Авто . Том. 1, нет. 10. Претория, ЮАР. п. 14.
- ↑ Мотор , 5 мая 1979 г.
- ↑ The Glasgow Herald , 31 мая 1982 г.
- ^ Ежегодный автомобильный дорожный тест 1982 г.
- ^ «Октан — Характеристики модели: Renault 5 Gordini/Turbo 1976–1984 годов» . classicand Performancecar.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ «Renault 5 Turbo – обзор, история, цены и характеристики» . evo.co.uk. Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Северсон, Аарон (24 октября 2009 г.). «Пять на пять: Renault 5 и среднемоторный Renault 5 Turbo» . Съел с мотором . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ «Renault 5 и Le Car»: история автомобилей» . Рено-5.net .
- ^ Витценбург, Гэри (февраль 1982 г.). «Импорт 82» . Популярная механика . Том. 155, нет. 2. п. 120 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ «Рекламные технологии». Техники рекламы и графики . Издательство АДА. 1979. стр. 26–28. ISSN 0001-0235 .
- ^ Данн, Джим; Хилл, Рэй (ноябрь 1976 г.). «Суперэкономичные автомобили» . Популярная наука . Том. 209, нет. 5. С. 38–46 . Проверено 15 июня 2011 г. - через Google Книги.
- ^ Мартин, Мюрили (11 мая 2017 г.). «1979: Renault Le Car дешевле и лучше, чем Civic, Rabbit и Fiesta» . Автонеделя . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ «Каталог Renault 5 1977 года (Renault USA» (PDF) . renault-5.net . Проверено 15 декабря 2022 г. .
- ^ «Рено 5 (1972 – 1996)» . uniquecarsandparts.com . 2014 . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Журнал SportsCar, выпущенный Клубом спортивных автомобилей Америки, 1977.
- ^ Хогг, Тони (ред.). Ежегодник дорожных испытаний и руководство для покупателя компании Road & Track, 1981 год . п. 113.
- ^ Котч, Джефф (23 сентября 2018 г.). «Renault 5/Le Car: Пока это продолжалось, было весело» . Хеммингс . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Макалир, Брендан (14 июля 2022 г.). «Празднование 50-летия забытого Renault Le Car» . Вождение в Канаде . Проверено 25 декабря 2022 г.
- ^ Джуэлл, Олден (17 октября 2010 г.). «Полицейская машина Рено Ле 1978 года» . Проверено 15 июня 2011 г. - через Flickr.
- ^ Фицджеральд, Крейг (29 января 2021 г.). «В 1970-е годы полицейские управления полагались на Renault Le Car» . hagerty.com . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Тайна раскрыта: в городе Оганквит, штат Мэн, когда-то был полицейский крейсер Renault Le Car» . cartalk.com . 22 февраля 2017 года . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Renault 5: Автомобиль, который мог» . Хеммингс . 19 марта 2019 года . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Карлссон, Мартен. «Ле Кар фургон» . klassiker.nu . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Довгиалло-младший, Эдвард Дж.; Снеллингс, Иван Р. (октябрь 1980 г.). Проверочные испытания корпорации Electricar США «Lectric Leopard» (PDF) . Командование исследований и разработок мобильного оборудования армии США (отчет). 2312 . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Исследовательский центр Льюиса (сентябрь 1977 г.). Современная оценка электромобилей и гибридных автомобилей (PDF) . Управление энергетических исследований и разработок, Отдел энергосбережения на транспорте (Отчет). НАСА ТМ-73756 . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Найт, Джерри (12 октября 1978 г.). «От владельца газеты до продавца новых автомобилей» . Вашингтон Пост . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Салон 1981 , с. 115
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фройнд, Клаус, изд. (август 1981 г.). Каталог автомобилей 1982 года (на немецком языке). Том 25. Штутгарт: Motor Press. стр. 220–221.
- ^ Мировые автомобили 1982 года . Вестник Книги. 1982. с. 90. ИСБН 9780910714143 .
- ^ «Технические характеристики и фотографии Renault 5 Turbo — 1980, 1981, 1982, 1983, 1984» . autoevolution.com . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Скотт, Виктория (19 июля 2021 г.). «Обзор Renault 5 Turbo 1980 года: капсулу времени 80-х, которую лучше всего оставить припаркованной» . thedrive.com . Проверено 28 марта 2022 г.
- ↑ Обозреватель-репортер , 28 января 1978 г.
- ^ Парс Ходро с самого начала и до сих пор [История Парса Ходро от начала до наших дней]. Парс Ходро (на персидском языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2018 года.
- ^ Мазур, Элигиуш, изд. (2002). Мировой каталог автомобилей 2003 [ Всемирный каталог автомобилей 2003 ]. Варшава, Польша: Типографии Prego. стр. 166. ISSN 1234-8198 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ховард, Тони (декабрь 1975 г.). «Очень шикарно, но экономно». СА Мотор . Кейптаун, Южная Африка: Публикации Скотта. п. 32.
- ^ «Квадроциклы SFRJ: Что говорили и ездят югославы?» [Четырехколесные автомобили SFRJ: Что делали и ездили югославы?] (на боснийском языке). Н1. 23 декабря 2015 года . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Корнар, Жан-Жак (24 января 1985 г.). «La Super-SuperCinq» [Супер-Супер 5]. Le Moniteur de l'Automobile (на французском языке). Том. 36, нет. 813. Брюссель, Бельгия: Издания Auto-Magazine. стр. 11–12.
- ^ «Евро-хэтчбек» . Популярная наука . Том. 206, нет. 1 января 1985 г. с. 36 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Джо Лиго: Неудачная история AMC Pacer , 2013
- ^ Свалльнер, Бьёрн (19 августа 1987 г.). «Renault 1988: Версия для автобуса — R5 GTE!» [Горячая версия — R5 GTE!]. Мир технологий (на шведском языке). Том. 39, нет. 18. Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget. стр. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Журнал «Автомеханика» - январь 2011 г., стр. 42-3.
- ^ «За рулём классики: обзор Renault 5 GT Turbo» . Журнал АВТОМОБИЛЬ . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Портер, Ричард (ноябрь 2008 г.). «Рено 5 ГТ Турбо» . Эво . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ «Технические характеристики (литература Renault)» . renault5gtturbo.com . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «ЭБС Рено 5 Кабриолет» . Рено 5 Вики . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Берг, Ник (15 января 2021 г.). «5 живых: Renault возвращает своего городского пижона» . Хагерти . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Производственные показатели: все о Renault 5» .
- ^ «La Siete или R7: Всё о Renault 5» .
- Ковелло, Майк; Фламманг, Джеймс М. (2002). Стандартный каталог импортных автомобилей 1946-2002 гг . Публикации Краузе. ISBN 978-0-87341-605-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Журнал Autocar (Великобритания), "Road Test - Renault 5 GT Turbo", 26 марта 1986 г.
- Подробности о Renault 5 (на французском, английском и испанском языках)
- Рено 5с первого поколения
- RenaultSportClub — все, от R5 Alpine до RS Clio 220T Trophy