История мотоцикла
История мотоцикла начинается во второй половине 19 века. Мотоциклы произошли от « велосипеда безопасности », велосипеда с передними и задними колесами одинакового размера и кривошипно-педальным механизмом для привода заднего колеса. [1] Несмотря на некоторые ранние вехи в своем развитии, мотоциклу не хватает четкой родословной, которую можно проследить до одной идеи или машины. Вместо этого эта идея, похоже, пришла в голову многочисленным инженерам и изобретателям по всей Европе примерно в одно и то же время.
Ранние паровые циклы
[ редактировать ]В 1860-х годах Пьер Мишо , кузнец из Парижа, основал Michaux et Cie («Мишо и компания»), первую компанию, производившую велосипеды с педалями, назывались велосипедами , или «Мишолины». которые в то время [2] Первый мотоцикл с паровым двигателем, паровой велосипед Мишо-Перро , появился в 1867 году, когда сын Пьера Эрнест Мишо установил небольшой паровой двигатель на один из «велосипедов». [3]
Дизайн отправился в Соединенные Штаты, когда Пьер Лаллеман , сотрудник Мишо, который также утверждал, что разработал прототип в 1863 году, подал заявку на первый патент на велосипед в патентное ведомство США в 1866 году. [4] В 1868 году американец Сильвестр Х. Ропер из Роксбери, штат Массачусетс , разработал двухцилиндровый паровой велосипед с угольным котлом между колесами. Вклад Ропера в разработку мотоциклов внезапно закончился, когда он умер, демонстрируя одну из своих машин в Кембридже, штат Массачусетс , 1 июня 1896 года. [3]
Также в 1868 году французский инженер Луи-Гийом Перро запатентовал аналогичную одноцилиндровую машину с паровым приводом, паровой велосипед Мишо-Перро , со спиртовой горелкой и двойным ременным приводом, который, возможно, был изобретен независимо от Ропера. Хотя патент датирован 1868 годом, ничто не указывает на то, что изобретение действовало до 1871 года. [3]
В 1881 году Люциус Коупленд из Феникса, штат Аризона, спроектировал паровой котел гораздо меньшего размера, который мог приводить в движение большое заднее колесо автомобиля American Star высокогорного со скоростью 12 миль в час. В 1887 году Коупленд основал компанию Northrop Manufacturing Co. для производства первого успешного «мотоцикла» (на самом деле трехколесного транспорта). [3]
Эксперименты и изобретения
[ редактировать ]Самой первой коммерческой конструкцией самоходного велосипеда была трехколесная конструкция под названием « Бензиновый цикл Батлера» , задуманная и построенная Эдвардом Батлером в Англии в 1884 году. [5] Он представил свои планы автомобиля на велосипедной выставке Стэнли в Лондоне в 1884 году, на два года раньше, чем Карл Бенц , который общепризнан как изобретатель современного автомобиля. Автомобиль Батлера также был первой разработкой, показанной на Международной выставке изобретений 1885 года в Лондоне.
Автомобиль был построен компанией Merryweather Fire Engine в Гринвиче в 1888 году. [6] Батлера Бензиновый цикл (первое зарегистрированное использование этого термина) [6] Это было трехколесное транспортное средство, заднее колесо которого приводилось в движение напрямую. 5 / 8 л.с. (466 Вт), 600 куб.см (40 дюймов) 3 ; 2¼×5 дюймов {57×127 мм}) [6] плоский двухцилиндровый четырехтактный двигатель (с магнето зажиганием, замененным катушкой и аккумулятором), [6] оснащен поворотными клапанами и поплавковым карбюратором (за пять лет до Maybach ), [6] и рулевое управление Аккермана , [7] все это было на уровне искусства того времени. Запуск осуществлялся сжатым воздухом. [6] Двигатель имел жидкостное охлаждение, с радиатором над задним ведущим колесом. Скорость регулировалась с помощью рычага дроссельной заслонки. Тормозная система не была установлена; автомобиль был остановлен путем поднятия и опускания заднего ведущего колеса с помощью ножного рычага; Вес машины тогда несли два небольших поворотных колеса. Водитель сидел между передними колесами. [6] Однако коммерческого успеха это не имело, поскольку Батлеру не удалось найти достаточную финансовую поддержку.
Еще одним ранним мотоциклом внутреннего сгорания , работавшим на нефтяном топливе, был Petroleum Reitwagen . Он был спроектирован и построен немецкими изобретателями Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в Бад-Канштатте , Германия, в 1885 году. [8] Это транспортное средство отличалось ни от безопасных велосипедов , ни от велосипедов- костотрясов той эпохи тем, что оно имело нулевой угол поворота оси рулевого управления и не имело смещения вилки , и, таким образом, не использовало принципы динамики велосипеда и мотоцикла , разработанные почти 70 годами ранее. Вместо этого он опирался на два выносных колеса, чтобы оставаться в вертикальном положении при повороте. [9] Изобретатели назвали свое изобретение Reitwagen («ездовой автомобиль»). Он был спроектирован как удобный испытательный стенд для нового двигателя, а не как настоящий прототип автомобиля. [10] [11]
Первые коммерческие продукты
[ редактировать ]За десятилетие с конца 1880-х годов появились десятки конструкций и машин, особенно в Германии и Англии, которые вскоре распространились в Америке. [12] В этот ранний период истории мотоциклов существовало множество производителей, поскольку производители велосипедов адаптировали свои конструкции для нового двигателя внутреннего сгорания .
В 1894 году Hildebrand & Wolfmüller стал первым мотоциклом серийного производства и первым, получившим название «мотоцикл» ( нем . Motorrad ). [10] [11] [13] [14] Однако было выпущено всего несколько сотен экземпляров этого мотоцикла. Впервые термин «мотоцикл» появляется на английском языке в том же году в материалах, рекламирующих машины, разработанные Э. Дж. Пеннингтоном . [15] хотя мотоциклы Пеннингтона так и не прошли стадию прототипа. [16]
Excelsior Motor Company , первоначально компания по производству велосипедов, базирующаяся в Ковентри в Уорикшире ( Англия ), начала производство своей первой модели мотоцикла в 1896 году, доступной для покупки широкой публикой. Первым серийным мотоциклом в США стал Orient-Aster, построенный Чарльзом Мецом в 1898 году на его заводе в Уолтеме, штат Массачусетс .
В 1898 году компания Peugeot Motocycles представляет на Парижском автосалоне первый мотоцикл, оснащенный мотором Dion-Bouton. Peugeot Motocycles остается старейшим производителем мотоциклов в мире.
В ранний период истории мотоциклов многие производители велосипедов адаптировали свои конструкции под новый двигатель внутреннего сгорания. По мере того, как двигатели становились более мощными, а конструкции переросли велосипедные модели, число производителей мотоциклов увеличивалось. Многие изобретатели девятнадцатого века, работавшие над первыми мотоциклами, часто переходили к другим изобретениям. Например, Даймлер и Ропер оба продолжили разработку автомобилей.
На рубеже 20-го века появились первые крупные фирмы массового производства.
В 1901 году английский производитель квадрициклов и велосипедов Royal Enfield представил свой первый мотоцикл с двигателем объемом 239 куб.см, установленным спереди и приводящим заднее колесо через ремень. В 1898 году английский производитель велосипедов Triumph решил расширить сферу своей деятельности, включив в него мотоциклы, и к 1902 году компания выпустила свой первый мотоцикл — велосипед, оснащенный двигателем бельгийского производства. Год спустя это был крупнейший производитель мотоциклов с годовым производством более 500 единиц. Среди других британских фирм были Norton и Birmingham Small Arms Company , которые начали производство мотоциклов в 1902 и 1910 годах соответственно. [17]
В 1901 году Индийская компания по производству мотоциклов , основанная двумя бывшими велогонщиками, разработала так называемый Indian Single с «ромбовидной рамой», двигатель которого был построен фирмой «Аврора» в Иллинойсе по спецификациям Indian. Сингл был выпущен в темно-синем цвете. К 1902 году производство Indian превысило 500 велосипедов, а в 1913 году оно вырастет до 32 000, самого высокого показателя за всю историю. [18] [19] Компания Indian производила более 20 000 велосипедов в год. [20] Самый старый из сохранившихся мотоциклов российского производства «Россия» датируется 1902 годом. [21] Американская компания Harley-Davidson начала производство мотоциклов в 1903 году.
В этот период эксперименты и инновации были обусловлены новым популярным видом спорта — гонками на мотоциклах , который имел мощный стимул для производства мощных, быстрых и надежных машин. Эти усовершенствования быстро нашли применение в обычных машинах. [12]
Шефу Августу Фоллмеру из Беркли, штат Калифорния, полицейского управления приписывают организацию первого официального полицейского мотоциклетного патруля в Соединенных Штатах в 1911 году. [22] К 1914 году мотоциклы уже не были просто велосипедами с двигателями; у них были свои собственные технологии, хотя многие из них все еще сохраняли велосипедные элементы, такие как сиденья и подвеска.
Первая мировая война
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны производство мотоциклов было значительно увеличено для обеспечения эффективной связи с войсками на передовой. Посыльных на лошадях заменили наездники-отправители на мотоциклах, перевозившие сообщения, выполнявшие разведывательный состав и выполнявшие функции военной полиции. американская компания Harley-Davidson К концу войны направила более 50% своей заводской продукции на военные контракты. Британская компания Triumph Motorcycles продала более 30 000 моделей Type H Triumph союзным войскам во время войны. Модель H с задним колесом, приводимым в движение ремнем, была оснащена четырехтактным одноцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением объемом 499 куб.см. Кроме того, это был первый Triumph, не оснащенный педалями, как и настоящий мотоцикл. [23]
В частности, многие считают модель H первым «современным мотоциклом». [24] Представленный в 1915 году, он имел четырехтактный двигатель с боковыми клапанами объемом 550 куб.см, трехступенчатую коробку передач и ременную передачу. Он был настолько популярен среди пользователей, что его прозвали «Надежный триумф». [25]
Послевоенный
[ редактировать ]Послевоенный
[ редактировать ]К 1920 году Harley-Davidson стала крупнейшим производителем. [26] их мотоциклы продаются дилерами в 67 странах. [27] [28]
Среди многих британских производителей мотоциклов выделялась компания Chater-Lea со своими двухцилиндровыми моделями, за которыми в 1920-х годах последовали большие синглы. Первоначально, используя переоборудованный двигатель Blackburne с верхним расположением клапанов, разработанный Вудманном, он стал первым двигателем объемом 350 куб.см, который превысил скорость 100 миль в час (160 км/ч), зафиксировав скорость 100,81 миль в час (162,24 км/ч) на пролетный километр в апреле 1924 года. Позже Чейтер-Ли установил для своей фирмы мировой рекорд по пролету километража на мотоциклах с объемом двигателя 350 и 500 куб.см на скорости 102,9 миль в час (165,6 км/ч). Компания Chater-Lea производила варианты этих спортивных моделей, превосходящих мировые, и стала популярной среди гонщиков TT на острове Мэн. Сегодня эту фирму, вероятно, лучше всего помнят благодаря ее долгосрочному контракту на производство и поставку мотоциклов и колясок AA Patrol. [ нужна ссылка ]
К концу 1920-х или началу 1930-х годов DKW в Германии стала крупнейшим производителем. [29] [30] [31] Мотоциклы BMW появились на сцене в 1923 году с карданной передачей и оппозитным, или «оппозитным», двигателем, заключенным с трансмиссией в единый алюминиевый корпус.
К 1931 году Indian и Harley-Davidson были единственными американскими производителями коммерческих мотоциклов. [32] Это соперничество двух компаний в Соединенных Штатах продолжалось до 1953 года, когда завод Indian Motorcycle в Спрингфилде, штат Массачусетс, закрылся и Royal Enfield взяла на себя имя Indian. [33]
В Британии в 1930-е годы было более 80 различных марок мотоциклов, от знакомых марок, таких как Norton , Triumph и AJS, до малоизвестных, с такими названиями, как New Gerrard, NUT, SOS, Chell и Whitwood. [34] примерно в два раза больше мотоциклов, конкурирующих на мировом рынке в начале 21 века.
В 1937 году Джо Петрали установил новый рекорд наземной скорости - 136,183 миль в час (219,165 км/ч) на модифицированном мотоцикле Harley-Davidson с верхним расположением клапанов объемом 61 кубический дюйм (1000 куб.см). [32] В тот же день Петрали также побил рекорд скорости для мотоциклов с двигателем объемом 45 кубических дюймов (737 куб.см).
В Европе производственные потребности, вызванные приближением Второй мировой войны, включали мотоциклы для военного использования, и BSA поставила 126 000 мотоциклов BSA M20 британским вооруженным силам, начиная с 1937 года и продолжая до 1950 года. Royal Enfield также производила мотоциклы для военных. , в том числе легкий мотоцикл объемом 125 куб.см, который можно было сбрасывать (в трубчатом каркасе с парашютом) с самолета.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После Второй мировой войны некоторые американские ветераны нашли замену духу товарищества, азарту, опасности и скорости жизни на войне в мотоциклах. Сгруппированные в свободно организованные клубы, мотоциклисты в США создали новый социальный институт — мотоциклистов или «байкеров», — который позже был искажен персонажем «преступника», Марлоном Брандо, изображенным в фильме 1953 года «Дикий» . [35]
С другой стороны, в Европе послевоенные производители мотоциклов больше заботились о разработке практичного и экономичного транспорта, чем о социальных аспектах или имидже «байкера». [35] Итальянский дизайнер Пьяджио представил Vespa в 1946 году, которая сразу же завоевала широкую популярность. Таким образом, импорт из Великобритании, Италии и Германии нашел нишу на рынках США, которую американские велосипеды не заняли.
Группа BSA приобрела Triumph Motorcycles в 1951 году и стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире, претендующим на «каждый четвертый». [ нужна ссылка ] Немецкий NSU был крупнейшим производителем с 1955 года. [ нужна ссылка ] до 1959 года, когда Honda стала крупнейшим производителем. [36] [37]
Британские производители Triumph, BSA и Norton сохраняли доминирующее положение на некоторых рынках до прихода к власти японских производителей во главе с Honda в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Роль мотоцикла изменилась в 1960-х годах: от инструмента жизни к игрушке образа жизни. Оно стало частью имиджа, статуса, культурной иконой индивидуализма, реквизитом голливудских фильмов категории B. [12]
Мотоцикл также стал прогулочной машиной для спорта и отдыха, средством передвижения для беззаботной молодежи, а не необходимым транспортным средством для зрелого семьянина, а японцы смогли производить современные модели быстрее, дешевле и качественнее, чем их предшественники. конкуренты. Их мотоциклы были более стильными и надежными, поэтому британские производители отставали в качестве производителей массового рынка.
Компания Honda, официально основанная в Японии 24 сентября 1948 года, представила SOHC в 1969 году рядный четырехцилиндровый двигатель CB750 , который был недорогим и сразу же имел успех. [ нужна ссылка ] Он установил четырехрамную конфигурацию двигателя как конструкцию с огромным потенциалом мощности и производительности. Вскоре после появления SOHC компания Kawasaki продемонстрировала потенциал четырехтактного четырехцилиндрового двигателя, представив KZ900 .
Suzuki , Kawasaki и Yamaha начали производить мотоциклы в 1950-х годах. Тем временем солнце клонилось к закату над британским господством на рынке мотоциклов большого объема.
Японское доминирование
[ редактировать ]Превосходство японских мотоциклов вызвало аналогичные последствия на всех западных рынках: многие итальянские велосипедные фирмы либо обанкротились, либо едва сумели выжить. В результате мировые продажи BMW в 1960-х годах упали, но резко восстановились с появлением полностью переработанной серии «Slash-5» для 1970 модельного года.
С 1960-х по 1990-е годы небольшие двухтактные мотоциклы были популярны во всем мире, отчасти благодаря новаторской работе восточногерманца Даниэля Циммермана (поворотный дисковый клапан) и Вальтера Каадена из MZ , которые разработали двухтактную расширительную камеру в 1950-е годы. Эти идеи были подхвачены Suzuki, когда Эрнст Дегнер , инженер и гонщик MZ, бежал на Запад 13 сентября 1961 года после ухода из Гран-при Швеции 125cc в Кристианстаде. Дегнер, отличный инженер, сразу же присоединился к Suzuki, и его знания стали для них технологическим трамплином.
Harley-Davidson в США в то время страдала от тех же проблем, что и европейские фирмы, но ее уникальный ассортимент продукции, американские тарифные законы и движимая национализмом лояльность клиентов позволили ей выжить. Однако одним из предполагаемых недостатков было сохранение характерного угла поворота двигателя Harley-Davidson в 45° , который вызывает чрезмерную вибрацию , а также резкий звук Harley-Davidson.
Заводской полный обтекатель был представлен на мотоцикле BMW в модели R100RS 1977 года, это был первый заводской обтекатель, произведенный в больших количествах. [38] В 1980 году компания BMW стимулировала развитие категории мотоциклов «приключенческий туризм», выпустив двойного вида спорта модель R80G/S . В 1988 году BMW стала первым производителем мотоциклов, представившим антиблокировочную систему тормозов (ABS) на своих спортивных моделях K100RS-SE и K1. [ нужна ссылка ]
Настоящее
[ редактировать ]Сегодня японские производители Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha доминируют в крупной мотоциклетной индустрии, хотя Harley-Davidson по-прежнему сохраняет высокую степень популярности, особенно в Соединенных Штатах. [ нужна ссылка ]
В последние годы наблюдается возрождение популярности во всем мире многих других мотоциклетных брендов, включая BMW, Triumph и Ducati , а также появление Indian в качестве второго успешного массового производителя американских круизеров-близнецов. [ нужна ссылка ]
В ноябре 2006 года голландская компания EVA Products BV Holland объявила, что первый коммерчески доступный мотоцикл с дизельным двигателем , Track T-800CDI, достиг статуса серийного производства. [39]
В Track T-800CDI используется трехцилиндровый дизельный двигатель Daimler Chrysler объемом 800 куб.см. Однако другие производители, в том числе Royal Enfield, производили велосипеды с дизельным двигателем как минимум с 1965 года. [40]
В развивающемся мире
[ редактировать ]В развивающихся странах существует большой спрос на небольшие и дешевые мотоциклы, и многие фирмы, удовлетворяющие этот спрос, сейчас также конкурируют на зрелых рынках, например, китайская Hongdou , которая производит версию почтенного Honda CG125 . [41]
Мотоциклетные такси являются обычным явлением в развивающихся странах. Скутеры, мопеды и мотоциклы позволяют быстро, дешево и рискованно объезжать пробки и ограниченный общественный транспорт, поскольку они легко протискиваются сквозь пробки. [42]
Первый работающий на этанольном топливе, в мире мотоцикл, был выпущен на бразильский рынок компанией Honda в марте 2009 года. Это CG 150 Titan Mix. [43] [44] В течение первых восьми месяцев после выхода на рынок CG 150 Titan Mix занял 10,6% рынка и занял второе место по продажам новых мотоциклов на бразильском рынке в 2009 году. [45] В сентябре 2009 года Honda выпустила второй мотоцикл с гибким топливом. [46] а к декабрю 2010 года совокупное производство обоих мотоциклов Honda с гибким топливом составило 515 726 единиц, что составляет 18,1% рыночной доли продаж новых мотоциклов в Бразилии в этом году. [47] [48] По состоянию на январь 2011 года на рынке было доступно четыре модели мотоциклов с гибким топливом: [49] а производство достигло отметки в один миллион в июне 2011 года. [47] [48] [50]
См. также
[ редактировать ]- Список производителей мотоциклов
- Рекорд наземной скорости мотоцикла
- Список самых быстрых серийных мотоциклов
- Электрические мотоциклы и скутеры
- Очертания мотоциклов и мотоспорта
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Ранняя история и использование в Соединенном Королевстве
[ редактировать ]- Пеннелл, Джозеф (8 февраля 1901 г.). «Некоторые опыты с мотоциклами» . Журнал Общества искусств . XLIX (2, 516) . Проверено 15 августа 2009 г.
- Хискокс, Гарднер Декстер (1902). Автомобиль: Практический трактат о конструкции современных автомобилей паровых, бензиновых, электрических и бензино-электрических: Глава XXI. Мотовелосипеды (изд. 1903 г.) . Лондон: Cassell And Company, Limited. стр. 751–763 . Проверено 15 августа 2009 г.
- Лавернь, Жерар (1902). Автомобиль: его конструкция и управление (различные главы) . Лондон: Cassell And Company, Limited . Проверено 15 августа 2009 г.
- Уилсон, Эй-Джей (1903). Мотоциклы и как ими управлять, 6-е изд . Лондон: Iliffe & Sons Limited . Проверено 15 августа 2009 г.
Ранняя история и использование в Соединенных Штатах
[ редактировать ]- Локерт, Луи (1899). Нефтяные автомобили: Глава VIII «Мотовелосипеды» . Нью-Йорк: Компания Д. Ван Ностранда. стр. 64–75 . Проверено 15 августа 2009 г.
- «Автомобиль-велосипед» . Литературный дайджест . XIX (16): 463–464. 14 октября 1899 года . Проверено 15 августа 2009 г.
- Хискокс, Гарднер Декстер (1900). Безлошадные транспортные средства, автомобили, мотоциклы, работающие на паре, бензине, электричестве и бензин-электрике: Глава XI. Автомобильные велосипеды и трехколесные велосипеды . Нью-Йорк: Манн и компания. стр. 175–215 . Проверено 15 августа 2009 г.
- «Интересные заметки. Одномоторные велосипеды» . Школьный журнал . LX (22): 632. 2 июня 1900 г. Проверено 15 августа 2009 г.
- Краруп, MC (ноябрь 1900 г.). «Поле мотоциклов: мотоциклы против автомобилей» . XXXVII (2): 207–212 . Проверено 15 августа 2009 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Билл, Л.Х. (август 1902 г.). «Автомобиль бедняка» . Overland Monthly и Out West Magazine . XL (2): 197–198 . Проверено 15 августа 2009 г.
- Берр, Х. Уолтер (декабрь 1902 г.). «Вверх по горе Гамильтон на мотоцикле» . XL (6): 556–561.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - «Возможности мотоцикла» . Автомобиль . XIII (4): 123. 27 июля 1903 г. Проверено 15 августа 2009 г.
- Хискокс, Гарднер Декстер (1904). Механические устройства, механические движения и новинки строительства: дорожные и автомобильные устройства, типы мотоциклов . Нью-Йорк: Издательская компания Нормана В. Хенли. стр. 215–216 . Проверено 15 августа 2009 г.
- «Мотовелосипеды для медиков» . Медицинский мир . XXIII (10). Октябрь 1905 года . Проверено 15 августа 2009 г.
- Каммингс, CE (февраль 1906 г.). «Идиллия неутомимого велосипеда» . Отдых . XXIV (2): 127–130 . Проверено 15 августа 2009 г.
- Башор, SD (июль 1906 г.). «Мотоцикл для врачей» . Медицинский журнал штата Техас . II (3): 92–93 . Проверено 15 августа 2009 г.
- «Сбор почты автофургоном» . Коммерческий автомобиль . III (7). Июль 1908 года . Проверено 15 августа 2009 г.
Почтой проводится эксперимент... с использованием мотоциклетного фургона... типа "Индиан"
- «Развитие мотоциклетного фургона: рост использования этого типа легких транспортных средств для доставки грузов отмечен как здесь, так и за рубежом» . Коммерческий автомобиль . III (10): 227–228. Октябрь 1908 года . Проверено 15 августа 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Прошлое — 1800-е: Первый мотоцикл» . История и будущее мотоциклов и мотоспорта — от 1885 года в будущее, веб-сайт Total Motorcycle . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Мишолин
- ^ Jump up to: а б с д Берджесс Уайз, Дэвид (1973). Исторические мотоциклы . Хэмлин Паблишинг Груп Лимитед. ISBN 0-600-34407-Х .
- ^ Фидлер, Дэвид. «Костолом – изобретение Мишо и Лаллемана» . О сайте.com . Проверено 23 сентября 2010 г.
- ^ «мотоцикл (транспортное средство)» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Г. Н. Джоргано (2002). Ранние и винтажные годы, 1885–1930: золотая эра вагоностроения . Издательство Мейсон Крест. п. 22.
- ^ Г. Н. Джоргано , стр.20 гл.
- ^ «Прошлое – 1800-е: Первый мотоцикл» . История и будущее мотоциклов и мотоспорта – от 1885 года в будущее, веб-сайт Total Motorcycle . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Линхард, Джон Х. (2005). Изобретая современность: взрослея среди рентгеновских лучей, небоскребов и хвостовых плавников . Издательство Оксфордского университета, США . стр. 120–121. ISBN 0-19-518951-5 .
- ^ Jump up to: а б Сетрайт, LJK (1979). Книга рекордов Гиннеса, посвященная мотоциклетному спорту. Факты и подвиги . Превосходная степень Гиннесса. стр. 8–18. ISBN 978-0-85112-200-7 .
- ^ Jump up to: а б Фалько, Чарльз М .; Сотрудники музея Гуггенхайма (1998). «Проблемы эволюции мотоцикла». Ин Кренс, Томас; Дратт, Мэтью (ред.). Искусство мотоцикла . Гарри Н. Абрамс. стр. 24–31. ISBN 0-89207-207-5 .
- ^ Jump up to: а б с Ян Чедвик (30 июня 2001 г.). «Обзор британской мотоциклетной промышленности и ее крах» . Британские производители мотоциклов . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Креснак, Билл (2008). Мотоцикл для чайников . Хобокен, Нью-Джерси : Для чайников , Wiley Publishing . ISBN 978-0-470-24587-3 .
- ^ «Краткая история марки: Хильдебранд и Вольфмюллер» . Хильдебранд и Вольфмюллер Motorad, Европейская вселенная мотоциклов . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «Вагнер, Герберт «Первый в мире мотоцикл, происхождение слова и устройства» » . Архивировано из оригинала 4 июля 2014 г. Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ Чедвик, Ян. «Пеннингтон» (в списке) британских производителей мотоциклов P:, 6 июня 2003 г. , получено 18 марта 2014 г.
- ^ «История мотоциклов» .
- ^ Уокер, Мик (2006). Мотоцикл: эволюция, дизайн, страсть . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-8530-3 .
- ^ Джордж Хенди . Музей Зала славы мотоциклов АМА. Архивировано из оригинала 10 сентября 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Янгблад, Эд (июнь 2001 г.). «Взлет и падение» . Американский мотоциклист . Том. 55, нет. 6. Американская ассоциация мотоциклистов.
- ^ Келли, Морис А. (2009). «2: Производители». Российские автомобили: царский период с 1784 по 1917 год . ООО «Велосе Паблишинг» с. 56. ИСБН 9781845842130 . Проверено 31 октября 2017 г.
[...] Мотоцикл «Россия» 1902 года выпуска [...] является старейшим российским самоходным дорожным транспортным средством, существующим сегодня.
- ^ «Наша история» . Онлайн-отдел полиции Беркли, город Беркли, Калифорния . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «История Триумфа» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 года . Проверено 20 мая 2009 г.
- ^ «История мотоцикла Триумф» . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 г. Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Хронология мотоциклов Триумф» .
- ^ «История Harley-Davidson Motor Company» .
- ^ Прашад, Шарда (16 апреля 2006 г.). «HOG WILD; профессор Университета штата Техас Брендан Колдер — один из легионов бэби-бумеров, которые помогли обеспечить успех торговой марки Harley-Davidson, не говоря уже о ее прибыли» . Торонто Стар . Торонто, Онтарио. п. А.16. Архивировано из оригинала 29 мая 2011 года.
- ^ Катон, Джереми (8 августа 2003 г.). «Харлей-Дэвидсон на 100». Ванкувер Сан . Ванкувер, Британская Колумбия, с. Е.1.Оттуда.
- ^ Вэнс, Билл (24 апреля 2009 г.). «Автомобильные воспоминания: DKW/Auto Union, 1928–1966» . Канадский водитель .
- ^ де Сет, Мирко (2002). Иллюстрированный каталог мотоциклов . Издательская компания MotorBooks/MBI. п. 128. ИСБН 978-0-7603-1417-3 .
- ^ Уокер, Мик (1999). Немецкие гоночные мотоциклы Мика Уокера . Книги Красной линии. п. 61. ИСБН 978-0-9531311-2-9 .
- ^ Jump up to: а б «История HD: Хронология — 1930-е годы» . Харлей-Дэвидсон США (2001-2007 HD) . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «История индийских мотоциклов после 1953 года» . www.cycletownusa.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «Британские мотоциклы 1930-х годов» . www.webBikeWorld.com, webWorld International, LLC (2001–2007) . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Свобода и послевоенная мобильность: 1946-1958» . Искусство мотоцикла , Музей Гуггенхайма . Проверено 25 июня 2014 г.
- ^ Грант, Роберт М.; Нойперт, Кент Э. (2003). Примеры современного стратегического анализа (3-е изд.). Уайли-Блэквелл . ISBN 1-4051-1180-1 . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Джонсон, Ричард Алан (2005). Шесть человек, построивших современную автомобильную промышленность . Моторбукс Интернешнл . п. 52 . ISBN 0-7603-1958-8 . Проверено 12 ноября 2010 г.
- ^ Билл Стермер (январь – февраль 2008 г.). «БМВ R100RS 1977 года» . Мотоциклетная классика . Проверено 10 августа 2009 г.
- ^ «Первый коммерчески доступный дизельный мотоцикл» . www.Gizmag.com (20 ноября 2006 г.) . 20 ноября 2006 г. Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «Дизельные мотоциклы» . Путешествие в вечность . Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ «Hongdou Group: Производитель и экспортер…» . Международный отдел Hongdou Motorcycle Co. Ltd. Архивировано из оригинала 7 июня 2007 г. Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Дэниел Майклс. «Двухколесные такси коснулись высококлассного рынка в Париже» . Startup Journal — Enterprise, The Wall Street Journal — Центр предпринимателей (2007 Dow Jones & Company, Inc.) . Архивировано из оригинала 23 марта 2006 г. Проверено 28 июня 2007 г.
- ^ Агентство EFE (11 марта 2003 г.). «Honda выпустит гибкий мотоцикл в этом месяце в Бразилии» (на португальском языке). Фольха Онлайн . Проверено 11 марта 2003 г.
- ^ «Honda представляет первый в мире гибкий мотоцикл в Бразилии» (на португальском языке). УНИКАЛЬНЫЙ . 11 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 4 августа 2009 г. Проверено 11 марта 2003 г.
- ^ АБРАСИКЛО (сентябрь 2009 г.). «Вендас 2009» (PDF) (на португальском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2009 года . Проверено 26 января 2010 г.
- ^ «Новый Honda NXR 150 Bros Mix — это первый в Бразилии автомобиль для бездорожья с двухтопливной технологией» (на португальском языке). МотоДрайвер. 17 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2009 года . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Производство мотоциклов 2010» (PDF) (на португальском языке). АБРАКИКЛО . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Абрацикло (27 января 2010 г.). «Мотоциклы с гибким топливом были самыми продаваемыми в 2009 году в категории 150 куб. См» (на португальском языке). УНИКАЛЬНЫЙ . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 г. Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ «Благодаря новой гибкой модели более половины продукции Honda будет двухтопливной» (на португальском языке). УНИКА, Бразилия . 12 января 2011 г. Проверено 18 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Производство мотоциклов 2011» (PDF) (на португальском языке). АБРАКИКЛО . Проверено 2 августа 2011 г. [ мертвая ссылка ] Производство до июня 2011 года.