Панар
Промышленность | Производство |
---|---|
Основан | 1887 год |
Основатель | Рене Панар , Эмиль Левассор |
Несуществующий | 2018 |
Преемник | Ситроен (для гражданского автомобиля) Renault Trucks Defense (для военной техники) |
Штаб-квартира | Париж , Франция |
Продукты | Автомобили |
Panhard был французским производителем автомобилей, который начинал как один из первых производителей автомобилей . Это был производитель легких тактических и военных машин. Его окончательное воплощение, теперь принадлежащее Renault Trucks Defense , образовалось в результате приобретения Panhard компанией Auverland в 2005 году, а затем Renault в 2012 году. В 2018 году Renault Trucks Defense, ACMAT и Panhard объединились под единым брендом Arquus .
История
[ редактировать ]Первоначально компания Panhard называлась Panhard et Levassor и была основана как концерн по производству автомобилей Рене Панаром , Эмилем Левассором и бельгийским юристом Эдуардом Саразеном в 1887 году. [1]
Ранние годы
[ редактировать ]Panhard et Levassor продали свой первый автомобиль в 1890 году на основании лицензии Daimler на двигатель. Левассор получил лицензию у парижского адвоката Эдуарда Саразина, друга и представителя интересов Готлиба Даймлера во Франции. После смерти Саразина в 1887 году Даймлер поручил вдове Саразина Луизе продолжить агентство ее покойного мужа. Лицензия Panhard et Levassor была оформлена Луизой, которая вышла замуж за Левассора в 1890 году. [2] Даймлер и Левассор подружились и поделились друг с другом улучшениями.
Эти первые автомобили установили множество современных стандартов, но каждый из них имел уникальную конструкцию. Они использовали педаль сцепления с цепным приводом для управления коробкой передач . Автомобиль также имел передний радиатор . Panhard et Levassor 1895 года считается первой современной трансмиссией . Для ралли Париж-Руан 1894 года Альфред Вашерон оснастил свой Panhard мощностью 4 л.с. (3 кВт) рулевым колесом , что считается одним из первых применений этого принципа. [3] [4]
В 1891 году компания построила свой первый полностью Левассорский проект. [5] «современная» модель: Système Panhard состояла из четырех колес, переднего двигателя с задним приводом и грубой трансмиссии с скользящей передачей и продавалась по 3500 франков . [5] (Он оставался стандартом до тех пор, пока Cadillac не представил синхронизатор в 1928 году.) [6] Это должно было стать стандартной компоновкой автомобилей на протяжении большей части следующего столетия. В том же году Panhard et Levassor поделилась лицензией на двигатель Daimler с производителем велосипедов Арманом Пежо , который основал собственную автомобильную компанию.
с двигателем объемом 1205 куб.см (74 куб.дюйма) В 1895 году автомобили Panhard et Levassor финишировали первым и вторым в гонке Париж-Бордо-Париж , один из которых пилотировал Левассор в одиночку, за 48 часов. [7] Однако во время гонки Париж-Марсель-Париж 1896 года Левассор получил смертельную травму в результате аварии, пытаясь избежать столкновения с собакой, и в следующем году умер в Париже. Артур Кребс сменил Левассора на посту генерального директора в 1897 году и занимал этот пост до 1916 года. Он превратил компанию Panhard et Levassor в одного из крупнейших и наиболее прибыльных производителей автомобилей перед Первой мировой войной .
Panhards выиграл множество гонок с 1895 по 1903 год. Panhard et Levassor разработали стержень Panhard , который также стал использоваться во многих других типах автомобилей.
С 1910 года Панар работал над разработкой двигателей без обычных клапанов, используя по лицензии технологию золотникового клапана, запатентованную американцем Чарльзом Йельским Найтом . Между 1910 и 1924 годами в каталоге Panhard & Levassor было представлено множество моделей с обычными клапанными двигателями, но они предлагались наряду с автомобилями с силовыми агрегатами с золотниковыми клапанами. После различных детальных усовершенствований технологии золотникового клапана собственным инженерным отделом Panhard с 1924 по 1940 год на всех автомобилях Panhard использовались двигатели с золотниковыми клапанами .
Первая мировая война
[ редактировать ]Во время президентства Раймона Пуанкаре , которое длилось с 1913 по 1920 год, модели Panhard & Levassor 18CV и 20CV были официальными президентскими автомобилями.
Во время войны Panhard, как и другие ведущие производители автомобилей, сконцентрировалась на военном производстве, включая большое количество военных грузовиков, авиационных двигателей V12, компонентов пушек и крупных снарядов диаметром 75 и 105 дюймов. [8]
Военные также были заинтересованы в золотниковом двигателе Panhard 20HP. [8] Сам генерал Жоффр использовал два 35-сильных Panhard Type X35 с массивными 4-цилиндровыми двигателями объемом 7360 куб.см (449 куб. дюймов) в качестве своего личного транспорта, и их часто можно было видеть парижанам, перевозившим военачальников между линией фронта и Елисейским дворцом . [8]
Межвоенный период
[ редактировать ]После восстановления мира в 1918 году компания Panhard возобновила производство легковых автомобилей в марте 1919 года, выпустив 10-сильный Panhard Type X19, в котором использовался 4-цилиндровый двигатель объемом 2140 куб.см (131 куб.дюйм). [8] За этим последовали три месяца спустя еще три 4-цилиндровые модели, которые были знакомы всем клиентам, чьи воспоминания предшествовали войне , но теперь они включали в себя неклассифицированную электрику и ряд других модификаций. [8] На 15-м Парижском автосалоне в октябре 1919 года компания Panhard представила четыре модели, все с четырехцилиндровыми двигателями, а именно: [8]
- Panhard Тип X19 2150 куб.см / 10 л.с.
- Panhard Type X31 2275 куб.см / 12 л.с.
- (Он заменил 12-сильный Panhard Type 25 1920 года.)
- Panhard Type X28 3175 куб.см / 16 л.с.
- Panhard Тип X29 4850 куб.см / 20 л.с.
К 1925 году все автомобили Panhard оснащались двигателями Knight с золотниковыми клапанами , в которых использовались стальные гильзы . [9] Стальные гильзы были тоньше и легче чугунных, которые устанавливались в двигателях с золотниковым клапаном Панара с 1910 года, и это уже привело к улучшению коэффициента трения, позволяющего двигателям работать на более высоких скоростях. [9] Чтобы еще больше снизить риск заклинивания двигателей, внешние гильзы, которые подвергаются меньшей термической нагрузке, чем внутренние, были покрыты с внутренней стороны антифрикционным материалом по запатентованной технологии, над которой инженеры Panhard работали с 1923 года. Это было одно из нескольких усовершенствований, внесенных инженерами Panhard в базовую концепцию двигателя Knight с золотниковым клапаном. [9]
В 1925 году модель объемом 4800 куб. См (290 куб. Дюймов) установила мировой рекорд по самому быстрому часовому пробегу, в среднем 185,51 км / ч (115,26 миль в час).
в октябре 1926 года появился сюрприз На стенде Panhard на 20-м Парижском автосалоне в виде первой шестицилиндровой модели производителя еще до войны . [10] Новый Panhard 16CV «Six» оснащался двигателем объемом 3445 куб. См и колесной базой 3540 мм (139,4 дюйма). [10] На выставке цена без кузова составила 58 000 франков. [10] Из девяти моделей, представленных в 1927 модельном году, семь имели четырехцилиндровые двигатели объемом от 1480 куб.см (10CV) до 4845 куб.см (20CV) и ценой от 31 000 до 75 000 франков (все с голым шасси). [10] Также на выставке был представлен образец 8-цилиндровой модели Huit с объемом двигателя 6350 куб.см (35CV), которую Panhard предлагал с 1921 года и которая на выставке 1926 года была оценена производителем в виде голого шасси в 99 000 франков. [10]
Когда Panhard представила свою линейку 1931 года на Парижском автосалоне в октябре 1930 года, их последние две четырехцилиндровые модели были сняты с производства, а также шестицилиндровый двигатель 10CV Type X59. [11] Вместо этого они сосредоточились на своих автомобилях «S-серии», получивших обозначение « Panhard CS » и «Panhard DS» в зависимости от объема двигателя и представленных годом ранее. [11] В рекламе того времени указывалось, что буква «S» обозначала «Voitures surbaissees» (автомобили с «подвесным» шасси, [12] ), но, явно очарованный силой аллитерации, добавил, что буква «S» также обозначает автомобили, которые были «... супами, супериорами, конюшнями, просторами, силенсьеузами, без супапами (т. е. с бесклапанными цилиндрами)...». [11] Четыре из пяти представленных Panhards представляли собой все более роскошные и дорогие автомобили с 6-цилиндровыми двигателями, объем двигателя которых варьировался от 2,35 до 3,5 литров. [11] Также был представлен 8-цилиндровый Panhard Type X67 объемом 5,1 л (310 куб. Дюймов) с большой колесной базой 3590 мм (141,3 дюйма), цена которого, даже в виде голого шасси, составляла 85 000 франков. [11]
Последним довоенным автомобилем Panhard et Levassor была серия Dynamic с монококом необычного дизайна , впервые представленная в 1936 году. [13]
Panhard et Levassor также производила рельсовые автобусы, в том числе для метровой колеи Chemin defer du Finistère .
Эпоха после Второй мировой войны
[ редактировать ]После Второй мировой войны компания была переименована в Panhard (без «Levassor») и производила легкие автомобили, такие как Dyna X , Dyna Z , PL 17 , 24 CT и 24 BT . Компания уже давно отметила преимущество алюминия в весе, и это, а также послевоенное правительственное нормирование стали (предназначенное для ограничения новых моделей автомобилей, чтобы обеспечить упорядоченный возврат к производству на крупных фирмах), побудило фирму перейти к дорогостоящей альтернативе изготовление корпусов и некоторых других компонентов из алюминия. Таким образом, Dyna X и ранняя серия Dyna Z 1 имели алюминиевые корпуса. К сожалению, расчеты затрат Жана Панара, сына-наследника и управляющего директора фирмы, не смогли учесть дополнительную стоимость алюминия по сравнению со сталью. Его расчеты были сделаны для площади панели из листового металла, фактически используемой на корпус кузова, и не учитывали отходы каждой штамповки, составляющей корпус. После запуска в производство повторная проверка показала, что стоимость алюминиевых корпусов составила 55 700 франков и только 15 600 франков — стальных. Использование алюминия поставило фирму на грань банкротства, а поспешные инженерные работы вернули фирму к стали. Таким образом, более поздние корпуса Dyna Z (с середины сентября 1955 г.) и преемник PL 17 были стальными, а основные штамповки сохранили более тяжелый калибр, предназначенный для долговечности, с алюминием, чтобы избежать полной замены штампов.
Оппозитный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением Dyna использовался Жоржем Иратом для своего внедорожника Voiture du Bled (VdB), построенного в Марокко в небольшом количестве в начале 1950-х годов. [14]
Вдохновленный концепцией Panhard Dynavia , стиль Dyna Z был необычайно плавным и округлым, с акцентом на аэродинамику и общем минималистском дизайне. 24CT был более поздним (с лета 1963 года) стильным автомобилем с формулой 2+2; 24BT представляет собой его версию с более длинной колесной базой и местом для четырех человек.
на базе Panhard В течение некоторого периода после войны гоночные автомобили Monopole получали неофициальную поддержку от Panhard (как и DB и других клиентов, таких как Роберт Чансель), используя ее с хорошим эффектом для победы в классе «Индекс производительности» в Ле-Мане в 1950, 1951 и 1952 годы. [15] В 1953 году Панар перешел к более непосредственному сотрудничеству с Chancel, которое, однако, прекратилось после смертельной гонки в Ле-Мане 1955 года . [15] Во второй половине 1950-х и начале 1960-х гонщики Deutsch Bonnet («DB Panhard») подхватили эту мантию и продолжали доминировать в «Индексе производительности», а также в других гоночных классах с маломоторными двигателями.
Последний легковой автомобиль Panhard был построен в 1967 году. После сборки панельных грузовиков 2CV для Citroën, чтобы использовать мощности во время падения продаж, и увеличения операционных денежных средств за счет постепенной продажи собственности Citroën, соответственно, ее материнской компании Michelin (полный контроль с 1965 года), в Осенью 1967 года гражданское подразделение было поглощено Citroën, и марка была снята с производства. С 1968 года компания Panhard производила только бронетехнику. [16]
В 2004 году Panhard проиграла конкурс другому производителю военной техники, Auverland , за выбор будущего ПВП французской армии. Это позволило Оверланду приобрести Panhard, тогда дочернюю компанию PSA Peugeot Citroën , в 2005 году. Однако, поскольку известность Panhard была выше, было решено сохранить название; PVP, разработанный Оверландом, будет иметь значок Панара.
В октябре 2012 года Renault Trucks Defense , подразделение шведской Volvo Group с 2001 года, завершила сделку по приобретению Panhard за 62,5 миллиона евро. [17]
Сегодня название Панар используется только в стержне Панара (также называемом стержнем Панара), звене подвески, изобретенном Панаром, которое обеспечивает боковое расположение оси. Это устройство широко использовалось на других автомобилях или в качестве модернизации задних мостов старинных американских автомобилей.
Модели
[ редактировать ]Модели автомобилей Panhard
[ редактировать ]Тип | Период строительства |
---|---|
Панар Дайна X | 1945–1954 |
Панар Динавиа | 1948 |
Панар Дайна Джуниор | 1951–1956 |
Панар Дайна З | 1953–1959 |
Панар ПЛ 17/17 | 1959–1965 |
Панар, компакт-диск | 1962–1965 |
Панар 24 | 1963–1967 |
Автомобили с технологией Panhard
[ редактировать ]Тип | Период строительства |
---|---|
Дина Веритас | 1949–1954 |
Розенгарт Скарлетт | 1952 |
БД ХБР 5 | 1954–1961 |
ДБ Ле-Ман | 1958–1964 |
Сера-Панар | 1959–1961 |
Неполные списки грузовиков и автобусов (небронированных)
[ редактировать ]Обозначение модели | Тип | Дата введения (десятилетие) |
---|---|---|
К 4 | Грузовик | 1910-е годы |
2 тонны | Грузовик | 1920-е годы |
2,5 тонны | Грузовик | 1910-е годы |
К 101 | Грузовик | 1930-е годы |
К 11 | Грузовик | 1910-е годы |
К 113 | Грузовик | 1930-е годы |
К 125 | Грузовик | 1930-е годы |
К 128 | Грузовик | 1930-е годы |
К 13 | Грузовик | 1910-е годы |
К 140 | Грузовик | 1930-е годы |
К 155 | Грузовик | 1940-е годы |
К 161 | Автобус | 1940-е годы |
К 162 | Грузовик | 1940-е годы |
К 172 | Грузовик | 1940-е годы |
К 173 | Автобус | 1940-е годы |
К 175 | Грузовик/автобус | 1940-е годы |
К 185 | Грузовик | 1950-е годы |
К 188 (АЛМ ВС 215) | Грузовик | 1940-е годы |
К 219 (АЛМ ВС 237) | Грузовик | 1950-е годы |
К 224 | Грузовик | 1950-е годы |
К 332 | Грузовик | 1950-е годы |
К 48 | Грузовик/автобус | 1930-е годы |
К 50 | Грузовик | 1930-е годы |
К 61 | Грузовик/автобус | 1930-е годы |
К 63 | Автобус | 1930-е годы |
К 73 | Грузовик/автобус | 1930-е годы |
К 85 | Грузовик | 1930-е годы |
К 91 | Грузовик | 1930-е годы |
К 944 | Грузовик | 1950-е годы |
Примечания | ||
Номенклатура K была стандартизирована для грузовых автомобилей Panhard к началу 20 века. Однако для тех же перечисленных моделей у Panhard также было два других варианта наименования: 5-буквенная система обозначения класса и другая, использующая комбинацию букв и цифр для типа шасси. |
Текущие военные модели
[ редактировать ]- ВБЛ
- ПВП
- ЭБР
- PVPXL/AVXL: расширенный AVL
- ТК 54
- ТК 10
- ТК 24
- А3
- Пежо Р4
- ERC 90 Сагайе
- ВБР: увеличенная ВБЛ. многоцелевая бронемашина
- VAP: Машина глубокого проникновения , машина специального назначения на базе VBL.
- VPS: Патрульная машина SAS на базе P4.
- Панар КРАБ
Автомобили в эксплуатации
[ редактировать ]Компания Panhard поставила более 18 000 военных колесных машин в более чем 50 стран, включая следующие боевые машины массой менее 10 тонн:
- 5400 бронированных колесных машин ( AML , ERC 90 Sagaie и LYNX VCR 6x6)
- 2300 VBL в 16 странах, в том числе 1600 на вооружении французской армии.
- 933 A4 AVL — PVP — выбран французской армией.
- 9500 автомобилей до 7 тонн; большинство из них представляют собой автомобили, похожие на джипы , выпускаемые под маркой Auverland .
Галерея
[ редактировать ]- Panhard et Levassor 4 CV с кузовом Wagonette (1896 г.)
- Панар и Левассор Ландолет тип А1 (1898 г.)
- Автомобиль Панара и Левассора, около 1900 года.
- 2-цилиндровый автомобильный двигатель с водяным охлаждением Panhard et Levassor, около 1900 г.
- Кузов Panhard et Levassor 2,4-литровый Phaeton от Келлнера (1901 г.)
- Панар и Левассор 7 CV Voiturette (1902)
- Панар и Левассор Шар-а-банк (1903)
- Панар и Левассор 10 CV (1914 г.)
- Седан Panhard et Levassor X46 2300cc (1924) от Salmons and Son, Тикфорд
- Panhard et Levassor Cabrio-Coupé Pourtout
- Затмение Панара и Левассора (1934) Пурту
- Седан Panhard Dyna X 86 (1952)
- Panhard Dyna 750 Coupe Allemano (1952)
- Панар Дайна Z (1958)
- Панар 24 КТ (1966)
См. также
[ редактировать ]- АКМАТ
- Сен-Шамон (танк)
- Панар 178
- Панар ЭБР
- Панар ПОД
- Артур Константин Кребс , генеральный директор Panhard с 1897 по 1916 год.
- Распорка Панара , компонент подвески, разработанный Панаром, до сих пор используется в автомобилях.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джорджано, Дж.Н. (ноябрь 1990 г.), Автомобили: ранние и винтажные, 1886–1930 гг ., Лондон: Grange-Universal, стр. 16, ISBN 9780517480731
- ^ «Луиза и Эдуард Саразин» . Даймлер: Лидеры и личности . Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Грейтхаус, Джон (2008). «Изобретите колесо заново – нестандартный взгляд на стандарты» . инфоЧачки. Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 г. Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Дункан, ХО (1927). Мир на колесах — Том I. Париж. стр. 456–457, изображение автомобиля Vacheron на стр. 457.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Джорджано , стр.17.
- ^ Джорджано , стр.49.
- ↑ Вместо этого приз достался Peugeot Кехлина, поскольку у Panhard et Levassor было только два места, а по правилам требовалось четыре. Джорджано, стр.20.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Автомобиль». Все французские автомобили 1920 г. (Салон [Париж, октябрь] 1919 г.) . 31 . Париж: История и коллекции: 74. 2004.
- ^ Jump up to: а б с «Автомобиль». Все французские автомобили 1925 г. (Салон [Париж, октябрь] 1924 г.) . 72 с . Париж: История и коллекции: 74. 2005.
- ^ Jump up to: а б с д и «Автомобиль». Все французские автомобили 1927 г. (Салон [Париж, октябрь] 1926 г.) . 78-е . Париж: История и коллекции: 74. 2006.
- ^ Jump up to: а б с д и «Автомобиль». Все французские автомобили 1931 г. (Салон [Париж, октябрь] 1930 г.) . 90 . Париж: История и коллекции: 74–76. 2008.
- ^ В «подвесном» шасси оси располагались непосредственно над (а не под) «полом» шасси, чтобы можно было уменьшить высоту и центр тяжести автомобиля.
- ^ Беллу, Рене (ноябрь 1996 г.). «Panhard Dynamic: его удивительный внешний вид и концепция все еще таят в себе некоторые сюрпризы». Automobilia (на французском языке) (7). Париж: История и коллекции: 31.
- ^ Бледский автомобиль (музейная табличка), Сомюр, Франция: Музей слепых
- ^ Jump up to: а б Абейон, Пьер (2010). «Монополь: l'Autre DB» [Монополь: Другая БД] (на французском языке). Гоночная команда Панара. Архивировано из оригинала 25 мая 2013 г. Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Панар: Плоские автомобили-близнецы 1945-1967 Дэвид Беар
- ^ Кабирол, Мишель (2012). «Защита: Panhard усиливает Renault Trucks Défense» [Защита: Panhard усиливает Renault Trucks Defense] (на французском языке). Трибуна.
Библиография
[ редактировать ]- Беар, Дэвид (2017). Панар и Левассор: пионеры автомобильного совершенства . Страуд, Глос, Великобритания: Издательство Amberley Publishing. ISBN 9781445665344 .
- Владимир, Вершинин (2021). Панар и Левассор, Brass Era, том 1 . Рекламный ролик. ISBN 9781034598800 .
- Владимир, Вершинин (2021). Панар и Левассор, Brass Era, том 2 . Рекламный ролик. ISBN 9781034604112 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Панар
- Артур Константин Кребс
- Ситроен
- Рено
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1887 году.
- Оборонные предприятия Франции
- Компании по производству автомобилей ликвидированы в 2012 году.
- Автомобили с двигателями Knight
- Автопроизводители Франции
- Французские бренды
- Производители военной техники
- Производители грузовых автомобилей Франции
- Производители автомобилей класса люкс
- Производители подвижного состава Франции
- Французские компании, основанные в 1887 году.
- Слияния и поглощения 2005 г.
- Слияния и поглощения 2012 г.
- Производственные компании в Париже
- Французские компании ликвидированы в 2012 году.