Jump to content

Религия во Франции

(Перенаправлено из «Истории религии во Франции »)

Религия во Франции (2023) [1]

  Ислам (10%)
  Другие религии (1%)
  Необъявленный (9%)
Собор Святого Гатиана в Туре .
Скульптура, изображающая окончательный приговор Иисуса над грешниками в Амьенском соборе , объекте Всемирного наследия .

Большинство религиозного населения Франции идентифицируют себя как христиане . Католицизм — самая известная конфессия во Франции, но уже давно утратил статус государственной религии, который он имел до Французской революции 1789 года и во время различных нереспубликанских режимов 19 века, включая Реставрацию , Июльскую монархию и Вторую Французскую империю .

Религия во Франции разнообразна, что можно объяснить приверженностью страны к секуляризму , свободе религии и свободе мысли , гарантированной Декларацией прав человека и гражданина 1789 года . Республика и основана на принципе laïcité (или «свободы совести»), установленном законами Жюля Ферри 1880-х годов французским законом 1905 года об отделении церквей и государства .

Основные религии, исповедуемые во Франции, включают христианство (около 50% всего населения, [1] с конфессиями, включая католицизм , различные ветви протестантизма , восточное православие , армянское православие ), ислам , иудаизм , буддизм , индуизм и сикхизм среди других, что делает ее многоконфессиональной страной. Около 40% населения нерелигиозны. Посещаемость воскресной мессы среди католиков упала до 5%, а общий уровень соблюдения религиозных обрядов в целом ниже, чем в прошлом. [2] [3]

Демография

[ редактировать ]

Хронологическая статистика

[ редактировать ]

Обратите внимание, что они взяты из разных источников и, вероятно, имеют разные методологии, что делает сравнение опросов неопределенным.

Религиозный
группа
Население
% 1986 [4]
Население
% 1987 [5]
Население
% 1994 [4]
Население
% 2001 [5]
Население
% 2004 [6]
Население
% 2006 [7]
Население
% 2010 [5]
Население
% 2012 [8]
Население
% 2016 [9]
возраст 18-59
% 2019-2020 [10]
христианство 82% 76% 69% 71% 66.2% 66.1% 67% 59% 51.1% -
Католицизм 81% 75% 67% 69% 64.3% 64.0% 64% 56% - 29%
протестантизм 1% 1% 2% 2% 1.9% 2.1% 3% 3% - -
Другие и неаффилированные христиане - - - - - - - - - -
ислам - - - - 4.3% 3.0% - - 5.6% 10%
иудаизм - - - - 0.6% 0.6% - - 0.8%
Другие религии 2.5% 3% 8% 6% 1.9% 2.3% 5% 8% 2.5% 10%
Не религиозный 15.5% 21% 23% 23% 27.0% 27.6% 28% 32% 39.6% 51%

Данные опроса

[ редактировать ]

В 2015 году «Евробарометр» , опрос, финансируемый Европейским Союзом , показал, что христианство было религией 54,3% респондентов, при этом католицизм был основной конфессией с 47,8%, за ним следовали другие христиане с 4,1% (протестанты с 1,8% и православные - 0,6%). Было обнаружено, что мусульмане составляют 3,3%, евреи - 0,4%, а представители других религий - 1,6%. Неаффилированные лица составили 40,4%; 22,8% заявили, что являются атеистами, а 17,6% заявили, что являются агностиками. [11]

В 2017 году исследовательский центр Pew обнаружил в своем исследовании глобального отношения , что 54,2% французов считают себя христианами, при этом 47,4% принадлежат к католической церкви, 3,6% являются независимыми христианами, 2,2% - протестантами и 1,0% - православными. . 37,8% беспристрастных людей разделились на 24,8% атеистов, 8,2% ничего особенного и 4,8% агностиков. Мусульмане составляли 5,0% населения, евреи - 0,4%, представители других религий - 1,4%. 1,1% либо не определились, либо не ответили на вопрос. [12]

В мае 2019 года Евробарометр провел опрос во Франции. Он был опубликован в сентябре 2019 года в Специальном евробарометре 493 и показал следующий результат: христиане составляли 47% населения, католики - 41%, православные - 2%, протестанты - 2%, а другие христиане - 2%. 2% каждый. Было обнаружено, что мусульмане составляют 5%, евреи - 1% и буддисты - 1%. Атеисты (21%) и неверующие (или агностики) (19%) составили 40% беспристрастных людей. Люди других религий составили 5% населения, а отказавшиеся отвечать — 1%. [13]

Данные различных опросов
Источник

(год)

христианство Христианские конфессии Нет религии Другие религии Без ответа
католицизм протестанты православный Другие номиналы ислам иудаизм буддизм Другие религии
Евробарометр (2019) [14] 47% 41% 2% 2% 2% 40% 5% 1% 1% 5% 1%
Обсерватория секуляризма (2018) [15] 52% 48% 3% 1% 34% 3% 1% 2% 1% 7%
Евробарометр (2018) [16] 54.9% 49.9% 2.0% 0.8% 2.2% 37.9% 4.9% 0.7% 0.7% 0.9%
Жертвы, Институт Рандстад (2018) [17] 51.5% 49.5% 2% 37.5% 8.5% 2% 1%
Ipsos (2017 г.) Опрос [18] 61.0% 57.5% 3.1% 0.4% 35.0% 3.0% 1.0%
Pew Research Center в Западной Европе (2017 г.) Исследование [19] 63.6% 59.4% 2.3% 1.9% 28.3% 7.5% 0.2%
Глобальные отношения Исследовательского центра Pew (2017) [12] 54.2% 47.4% 2.2% 1.0% 3.6% 37.8% 5.0% 0.4% 1.4% 1.1%
IFOP , Институт Монтеня (2016) [9] 51.1% 51.1% 39.6% 5.6% 0.8% 2.5% 0.4%
Евробарометр (2015) [11] 54.3% 47.8% 1.8% 0.6% 4.1% 40.4% 3.3% 0.4% 0.7% 0.9%

Религия среди молодежи

[ редактировать ]
Святой Гюгон в Арвилларде , Савойя это бывший чартерный дом ( картезианский монастырь), превращенный в монастырь тибетской школы буддизма , — (Карма Линг).

По данным European Value Survey, в период с 2010 по 2012 год 47% французской молодежи объявили себя христианами, а согласно исследованию IFOP , основанному на выборке из 406 человек, около 52% детей в возрасте от 11 до 15 лет объявили себя католиками. а согласно опросу CSA, около 65,4% французов в возрасте от 18 до 24 лет объявили себя христианами. [20] [21]

2010 года Опрос Pew Research Center показал, что 60% французов (7 миллионов) в возрасте от 15 до 29 лет считают себя христианами. [22]

В 2018 году исследование французского социологического агентства OpinionWay, которое профинансировали три католических учреждения, показало, что 41% взрослых французов в возрасте от 18 до 30 лет заявили, что они католики, 3% заявили, что они протестанты, 8% заявили, что они католики. они были мусульманами, 1% сказали, что они буддисты, 1% сказали, что они евреи, и 3% сказали, что они являются представителями других религий.

52 процента тех, кто верил в Бога, считали, что его существование несомненно или вероятно, 28 процентов считали это маловероятным, а 19 процентов считали его невозможным. [23]

В том же году исследование провели Центр религии и общества Бенедикта XVI при лондонском университете Святой Марии и Парижский католический институт . В исследовании также использовались данные Европейского социального исследования за 2014 и 2016 годы с размером выборки 600 человек в возрасте от 16 до 29 лет. Из этих 600 человек 25% были христианами (23% католиками и 2% протестантами), 10% были мусульманами. 1% принадлежали к другим религиям, а 64% не были религиозными. [24]

Информация была получена в результате двух вопросов: «Считаете ли вы себя членом какой-либо конкретной религии или конфессии?» был задан весь образец, и «Какой?» был предложен образец, на котором было написано «Да». [25]

Pew Research сообщает, что среднее число детей, рожденных у немусульман в Европе (но не конкретно во Франции) составляет 1,6, тогда как среднее количество детей, рожденных у мусульман, составляет 2,6. Вот почему молодых мусульман так много больше, чем других групп. [26]

Франция гарантирует свободу религии как конституционное право, и правительство в целом уважает это право на практике. Из-за долгой истории антиклерикализма государство разорвало свои институциональные связи с католической церковью в 1905 году и дало твердое обещание сохранять государственный сектор свободным от религии. [27]

Католицизм как государственная религия

[ редактировать ]

Католицизм — самая крупная религия во Франции. до 1789 года Во время Ancien Régime Франция традиционно считалась старшей дочерью Церкви, и король Франции всегда поддерживал тесные связи с Папой. Однако политика « галликанства » означала, что король выбирал епископов.

Французские религиозные войны (1562–1598)

[ редактировать ]

Во Франции проживало сильное протестантское население, в основном реформатского вероисповедания. Правительство обычно выступало против этого, но иногда терпело больше. Это подавление продолжалось на протяжении всего 16 века, достигнув кульминации в резне в День Святого Варфоломея , до Нантского эдикта 1598 года , изданного Генрихом IV .

Впервые государство считало гугенотов чем-то иным, чем простыми еретиками. Таким образом, Нантский эдикт открыл путь секуляризму и толерантности. Помимо предоставления общей свободы совести подданным, указ предлагал гугенотам множество конкретных уступок, включая амнистию и восстановление их гражданских прав , права работать на государство или в любой области, а также подавать жалобы непосредственно в король. [28]

Пост-Нантский эдикт (1598–1789)

[ редактировать ]
Протестантизм во Франции XVI века.
  Под контролем гугенотской знати.
  Оспаривается между гугенотами и католиками
  Под контролем католической знати.
  Район с лютеранским большинством (часть СРИ )

Указ 1598 года также предоставил протестантам безопасные места ( места де сюрете ), военные опорные пункты, такие как Ла-Рошель (за которую король платил 180 000 экю в год), а также еще 150 аварийных фортов ( места убежища ), которые должны были содержаться. за счет гугенотов. Такой новаторский акт толерантности был практически единственным в Европе (за исключением Речи Посполитой ), где стандартная практика заставляла подданных правителя следовать любой религии, которую формально принял правитель – применение принципа cuius regio, eius религия .

Религиозные конфликты возобновились в конце 17 века, когда Людовик XIV , «Король-Солнце», начал преследование гугенотов, введя в 1681 году драконид . Эта волна насилия запугала протестантов и заставила их перейти в католицизм. Он сделал эту политику официальной после отмены в 1685 году Нантского эдикта . В результате большое количество протестантов — по оценкам, от 200 000 до 500 000 — покинуло Францию ​​в течение следующих двух десятилетий, ища убежища в Англии, Соединенных провинциях , Дании, протестантских государствах Священной Римской империи ( Гессен , Бранденбург-Пруссия). и др.), а также в европейских колониях в Северной Америке и Южной Африке. [29]

Отмена вернула Францию ​​к положению дел, аналогичному положению практически любой другой европейской страны того периода, в котором допускалась только государственная религия. Европейский эксперимент с религиозной толерантностью на данный момент фактически завершился. На практике отзыв вызвал у Франции утечку мозгов , поскольку она потеряла большое количество квалифицированных мастеров, в том числе ключевых дизайнеров, таких как Даниэль Маро . [30]

Французская революция

[ редактировать ]

Французская революция лишила католическую церковь большей части ее богатства, власти и влияния. [31] Первые революционеры стремились секуляризировать все французское общество, и эти усилия частично были вдохновлены произведениями и философией Вольтера . [32] В августе 1789 года новое Национальное собрание отменило десятину — обязательный подоходный налог в размере 10%, который все французы (включая некатоликов) платили католической церкви. В ноябре 1789 года они проголосовали за экспроприацию огромного богатства церкви в виде пожертвований, земель и зданий. [33] В 1790 году Ассамблея упразднила монашеские монашеские монашеские ордена. Статуи и святые были отвергнуты в результате иконоборчества, и большая часть религиозного обучения прекратилась. [34]

Гражданская конституция духовенства 1790 года поставила католическую церковь под контроль государства. Он подорвал традиционную власть Церкви, требуя, чтобы священники и епископы избирались своими прихожанами. Республика узаконила развод и передала государству регистрацию рождения, смерти и брака. [33] Католическое духовенство подвергалось преследованиям со стороны Парижской Коммуны 1792–1795 годов и некоторых представителей в миссии . В частности, Жан-Батист Каррье организовал масштабные утопления священников и монахинь в реке Луаре . [35]

В 1793 году правительство установило светский республиканский календарь . Церковная традиция выделяла каждое воскресенье, а также многие дни святых и другие религиозные праздники как дни празднования и отдыха, но правительство пыталось положить всему этому конец и увеличить общее количество рабочих дней. Он установил 10-дневную неделю, позволяющую один день из 10 отдыхать. Рабочие и крестьяне чувствовали себя обманутыми и перегруженными работой. Новая система нарушила распорядок дня и положила конец заветным праздникам. Когда реформаторы были свергнуты или казнены, от их радикального нового календаря быстро отказались. [36] [37]

Многие католические церкви во время Революции были превращены в Храмы Разума , о чем напоминает надпись на церкви в Иври-ла-Батай .
Стандарт деистического Культа Верховного Существа , одной из предложенных государственных религий для замены христианства в революционной Франции.

Религиозным меньшинствам — протестантам и евреям — были предоставлены полные гражданские и политические права, что для одних представляло собой сдвиг в сторону более светского правительства, а для других — нападение на католическую церковь. [33] Новым религиям и философиям было позволено конкурировать с католицизмом. Появление выдающихся культов в революционный период – Культа Разума и Культа Высшего Существа – было ответом на веру в то, что религия и политика должны быть плавно слиты воедино. Это отход от первоначальных идеалов Просвещения Революции, которые выступали за светское правительство, терпимое к различным религиозным убеждениям. [38] Хотя Максимилиан Робеспьер выступал за религиозную основу республики , он придерживался жесткой позиции против католицизма из-за его связи с коррупцией и контрреволюцией . [33]

Культы стремились стереть старые способы религии, закрывая церкви, конфисковывая церковные колокола и вводя новый республиканский календарь, исключающий любые дни для религиозной практики. Многие церкви были превращены в Храмы Разума . Культ Разума первым преуменьшил значение существования Бога и вместо этого сосредоточился на деизме, изображающем не священное, божественное или вечное, а естественное, земное и временное существование. [38] Чтобы связать церковь и государство воедино, культы трансформировали традиционную религиозную идеологию в политику. Культ Высшего Существа использовал религию как политический рычаг. Робеспьер обвинил политических оппонентов в том, что они прячутся за спиной Бога и используют религию для оправдания своей оппозиционной позиции против революции. Это был сдвиг в идеологии, который позволил культу использовать новые деистические убеждения для политического импульса. [38]

После Термидорианской реакции преследования католического духовенства прекратились и роль новых культов практически прекратилась.

Наполеон и конкордат с Ватиканом

[ редактировать ]

Католическая церковь сильно пострадала от революции. [31] К 1800 году он был бедным, ветхим и дезорганизованным, с истощенным и стареющим духовенством. Молодое поколение мало получало религиозного образования и было незнакомо с традиционным богослужением. Однако в ответ на внешнее давление иностранных войн религиозный пыл был сильным, особенно среди женщин. [39]

Наполеон , пришедший к власти в результате переворота в 1800 году, решил, что религиозные разногласия необходимо свести к минимуму, чтобы объединить Францию. Конкордат 1801 года был соглашением между Наполеоном и Папой Пием VII , подписанным в июле 1801 года и остававшимся в силе до 1905 года. Он стремился к национальному примирению между революционерами и католиками и укрепил Римско-католическую церковь как церковь большинства во Франции, с большей частью ее гражданское состояние восстановлено. Враждебность набожных католиков к государству к тому времени в значительной степени разрешилась. Оно не вернуло обширные церковные земли и пожертвования, захваченные во время революции и распроданные. Католическое духовенство вернулось из ссылки или из укрытия и заняло свои традиционные позиции в своих традиционных церквях. Очень немногие приходы продолжали нанимать священников, принявших Гражданскую конституцию духовенства революционного режима. Хотя Конкордат восстановил большую власть папства, баланс церковно-государственных отношений твердо склонился в пользу Наполеона. Он выбирал епископов и контролировал церковные финансы. [40]

Реставрация Бурбонов (1814-1830)

[ редактировать ]

Реставрация Бурбонов снова сделала католическую церковь государственной религией Франции. К другим религиям относились терпимо, но католицизму отдавали предпочтение как в финансовом, так и в политическом отношении. Его земли и финансовые средства не были возвращены, но теперь правительство выплачивало зарплату и расходы на содержание церковной деятельности. Епископы восстановили контроль над католическими делами и образованием. Хотя аристократия до революции не придавала большого значения религиозной доктрине или практике, десятилетия изгнания создали союз трона и алтаря. Вернувшиеся роялисты были гораздо более набожными и гораздо лучше осознавали свою потребность в тесном союзе с Церковью. Они отбросили скептицизм и теперь продвигали волну католической религиозности, охватившую Европу, с новым отношением к Деве Марии, Святым и популярным религиозным ритуалам, таким как чтение четок. Преданность была гораздо сильнее в сельской местности и гораздо менее заметна в Париже и других городах. Население в 32 миллиона человек включало около 680 000 протестантов и 60 000 евреев. Их терпели. Антиклерикализм, пропагандируемый Просвещением и такими писателями, как Вольтер, не исчез, но он находился в состоянии рецессии и подавлялся ультраконсервативным правительством Бурбонов. [41]

На элитном уровне интеллектуальный климат резко изменился: от интеллектуально ориентированного классицизма к эмоционально обоснованному романтизму . Книга Франсуа-Рене де Шатобриана под названием Génie du christianisme («Гений христианства») (1802 г.) оказала огромное влияние на изменение французской литературы и интеллектуальной жизни. Он подчеркивал силу религии в создании европейской высокой культуры. Книга Шатобриана сделала больше, чем любая другая отдельная работа, для восстановления авторитета и престижа христианства в интеллектуальных кругах и положила начало модному новому открытию Средневековья и его христианской цивилизации. Однако возрождение ни в коем случае не ограничивалось интеллектуальной элитой, а проявлялось в реальной, хотя и неравномерной, рехристианизации французской деревни. [42]

Наполеон III (1848-1870)

[ редактировать ]

Наполеон III решительно поддерживал интересы католиков, финансируя церковь и поддерживая католических миссионеров в формирующейся Французской империи. Его основной целью было примирение религиозных и антирелигиозных интересов во Франции, чтобы избежать конфликтов, имевших место во время революции и вновь возникших после того, как он потерял власть. [43] [44]

Что касается внешней политики, французская армия помешала антиклерикальному Королевству Италии взять под свой полный контроль Рим после того, как оно было сформировано в 1860 году, и захватило части папских государств. В Париже консервативные галликанские епископы помогали императору контролировать французский народ, в то время как либеральные католические интеллектуалы хотели использовать церковь как инструмент реформ. Проблема возникла с Папой Пием IX , который правил с 1846 по 1878 год. Он начинал как либерал, но внезапно, в 1860-х годах, стал ведущим поборником реакционной политики в Европе, противостоящей всем формам современного либерализма. Он потребовал полной автономии церкви, ее религиозных и образовательных дел и добился того, чтобы Первый Ватиканский собор (1869–1870 гг.) провозгласил папскую непогрешимость . Внешняя политика Наполеона III была слишком привязана к поддержке Рима, чтобы он мог порвать с Папой, но его тесные отношения с Папой сделали его очень слабым внутри страны. Когда он объявил войну Пруссии в 1870 году, он привел свою армию домой, и королевство Италия поглотило папские владения, а Папа стал узником Ватикана. Когда Ватикан выступил против прогресса, индустриализации, капитализма, социализма и почти каждой новой идеи, это расстроило либеральных и консервативных католиков во Франции. Это также придало энергии светским либералам, в том числе многим профессионалам, и антиклерикальному социалистическому движению. Они усилили нападки на церковный контроль над школами. [45]

Третья республика (1870–1940)

[ редактировать ]

На протяжении всего своего существования Третья республика (1870–1940) была свидетелем битв за статус католической церкви во Франции между республиканцами, монархистами и другими авторитарными деятелями (например, наполеонистами). Французское католическое духовенство и епископы были тесно связаны с монархистами, а его высшая иерархия состояла в основном из дворянских семей. Опорой власти республиканцев был антиклерикальный средний класс, который видел в союзе Церкви с монархистами одновременно политическую угрозу республике и угрозу современному духу прогресса. Республиканцы ненавидели церковь за ее политическую и классовую принадлежность; для них Церковь представляла Ancien Régime , период французской истории, который, как надеялись большинство республиканцев, давно остался позади. Республиканцев укрепила поддержка протестантов и евреев. Многочисленные законы последовательно ослабляли католическую церковь. В 1879 г. священники были исключены из административных комитетов больниц и благотворительных советов; в 1880 г. были направлены новые меры против религиозных общин; с 1880 по 1890 год мирянки заменяли монахинь во многих больницах; а в 1882 году законы о паромных школах Были приняты . Конкордат Наполеона 1801 года продолжал обеспечивать государственное финансирование церкви, но в 1881 году правительство урезало зарплату священникам, что ему не понравилось. [46]

Республиканцы опасались, что религиозные ордена, контролирующие школы, особенно иезуиты и ассумпционисты, прививают детям антиреспубликанизм. Будучи преисполнены решимости искоренить это, республиканцы настаивали на том, что государству необходим контроль над школами, чтобы Франция могла добиться экономического и милитаристского прогресса. (Республиканцы считали, что одной из основных причин победы Германии в 1870 году была их превосходная система образования.)

Первые антикатолические законы были в основном делом рук республиканца Жюля Ферри в 1882 году. Религиозное обучение было исключено из всех школ, а религиозным орденам было запрещено преподавать в них. Средства были выделены из религиозных школ для строительства большего количества государственных школ. Позже в том же веке другие законы, принятые преемниками Ферри, еще больше ослабили позиции Церкви во французском обществе. Гражданский брак стал единственным законным, был введен развод, капелланы были уволены из армии. [47]

Когда Лев XIII стал Папой в 1878 году, он попытался успокоить отношения между церковью и государством. В 1884 году он посоветовал французским епископам не действовать враждебно по отношению к государству («Nobilissima Gallorum Gens»). [48] ).В 1892 году он издал энциклику, в которой советовал французским католикам сплотиться на стороне Республики и защитить Церковь, участвуя в республиканской политике («Au milieu des sollicitudes»). [49] ).Эта попытка улучшить отношения провалилась. Глубоко укоренившиеся подозрения сохранялись с обеих сторон и были усилены делом Дрейфуса (1894–1906). Католики по большей части были против Дрейфусарда. Ассумпционисты опубликовали антисемитские и антиреспубликанские статьи в своем журнале La Croix . Это разозлило республиканских политиков, жаждущих отомстить. Часто они работали в союзе с масонскими ложами . Министерство Вальдека-Руссо (1899–1902) и Министерство Комба (1902–05) боролись с Ватиканом по поводу назначения епископов. Капелланы были удалены из военно-морских и военных госпиталей в 1903 и 1904 годах, а солдатам было приказано не посещать католические клубы в 1904 году.

Эмиль Комб , избранный премьер-министром в 1902 году, был полон решимости полностью победить католицизм. Вскоре после вступления в должность он закрыл все приходские школы во Франции. Затем он приказал парламенту отклонить авторизацию всех религиозных орденов. Это означало, что все пятьдесят четыре ордена во Франции были распущены, и около 20 000 членов немедленно покинули Францию, многие из которых отправились в Испанию. [50] Правительство Комба работало с масонскими ложами, чтобы организовать тайное наблюдение за всеми армейскими офицерами, чтобы гарантировать, что набожные католики не будут продвигаться по службе. Скандал , разоблаченный как « Дело Фиш» , подорвал поддержку правительства Комба, и он подал в отставку. Это также подорвало моральный дух в армии, поскольку офицеры поняли, что враждебные шпионы, изучающие их личную жизнь, важнее для их карьеры, чем их собственные профессиональные достижения. [51]

1905: Разделение церкви и государства

[ редактировать ]

Наполеона 1801 года Радикалы (так они себя называли) добились своих главных целей в 1905 году: они отменили Конкордат . Церковь и государство были окончательно разделены. Все церковное имущество было конфисковано. Религиозный персонал больше не получал зарплату от государства. Публичное богослужение было передано ассоциациям мирян-католиков, которые контролировали доступ в церкви. Однако на практике мессы и ритуалы продолжали совершаться. [52]

Закон 1905 года установил отделение церкви от государства и запретил правительству признавать, выплачивать зарплату или субсидировать любую религию. 1926 года Соглашение Бриана-Черетти впоследствии на некоторое время восстановило официальную роль государства в назначении католических епископов, но доказательства ее осуществления получить нелегко. До 1905 года Конкордат 1801–1808 годов обязывал государство поддерживать католическую церковь , лютеранскую церковь , кальвинистскую церковь и еврейскую религию , а также финансировать государственное религиозное образование в этих традиционных религиях.

причинам эта ситуация до сих пор актуальна в Эльзас-Мозель был немецким регионом в 1905 году и снова присоединился к Франции только в 1918 По историческим . , который году в качестве государственных служащих - духовенство католической епархии Меца и Страсбурга , лютеранской протестантской церкви Аугсбургского исповедания Эльзаса и Лотарингии , протестантской реформатской церкви Эльзаса и Лотарингии и трех региональных израильских консисторий , и в настоящее время он предусматривает необязательное религиозное образование по этим религиям в государственных школах и университетах. Также по историческим причинам католические священники во Французской Гвиане являются государственными служащими местных органов власти.

Религиозные здания, построенные до 1905 года за счет налогоплательщиков, сохраняются за местным или национальным правительством и могут бесплатно использоваться религиозными организациями. Как следствие, большинство католических церквей, протестантских храмов и еврейских синагог принадлежат и поддерживаются правительством, но переданы правительством соответствующим религиозным общинам для «законного, эксклюзивного, бесплатного и бессрочного использования». [53] Правительству с 1905 года запрещено финансировать любые религиозные здания, построенные после 1905 года, и поэтому религии должны строить и поддерживать все новые религиозные здания за свой счет. Некоторые местные органы власти де-факто субсидируют молитвенные комнаты как часть более крупных «культурных ассоциаций».

Недавняя напряженность

[ редактировать ]

Постоянной темой споров является вопрос о том, следует ли ослабить разделение церкви и государства, чтобы правительство могло субсидировать мусульманские молитвенные комнаты и обучение имамов . Сторонники таких мер, такие как Николя Саркози , иногда заявляют, что они будут способствовать лучшей интеграции мусульманского населения в структуру французского общества. Оппоненты утверждают, что государство не должно финансировать религии. [ нужна ссылка ] Кроме того, государственный запрет на ношение заметных религиозных символов, таких как исламский женский платок , в государственных школах оттолкнул некоторых французских мусульман, спровоцировал небольшие уличные протесты и вызвал некоторую международную критику. [ нужна ссылка ]

В конце 1950-х годов, после окончания войны в Алжире, сотни тысяч мусульман, в том числе те, кто поддерживал Францию ​​( Харкис ), навсегда поселились во Франции. Они переехали в более крупные города, где жили в субсидируемом государственном жилье, и столкнулись с очень высоким уровнем безработицы. [54] В октябре 2005 года в пригородах Парижа, Лиона, Лилля и других французских городов, где проживают преимущественно арабские иммигранты, вспыхнули беспорядки, организованные социально отчужденными молодыми людьми, многие из которых были иммигрантами во втором или третьем поколении. [55] [56]

Профессор Американского университета К. Шнайдер говорит:

В течение следующих трех судорожных недель беспорядки распространялись от пригорода к пригороду, затронув более трехсот городов... Было подожжено девять тысяч автомобилей, разрушены сотни общественных и коммерческих зданий, арестованы четыре тысячи участников беспорядков и ранены 125 полицейских. [57]

Традиционные интерпретации говорят, что беспорядки были спровоцированы радикальными мусульманами или безработной молодежью. Другая точка зрения гласит, что беспорядки отражают более широкую проблему расизма и насилия со стороны полиции во Франции. [57]

В марте 2012 года мусульманский радикал по имени Мохаммед Мера застрелил трех французских солдат и четырех граждан-евреев, включая детей, в Тулузе и Монтобане .

В январе 2015 года сатирическая газета Charlie Hebdo , высмеивающая Мухаммеда, и еврейский продуктовый магазин подверглись нападению со стороны радикализированных мусульман, родившихся и выросших в районе Парижа. Мировые лидеры собрались в Париже, чтобы продемонстрировать свою поддержку свободы слова. Аналитики сходятся во мнении, что этот эпизод оказал глубокое влияние на Францию. The New York Times подвела итог продолжающихся дебатов:

Франция скорбит, но в то же время перед ней стоят глубокие вопросы о своем будущем: насколько велика радикализированная часть мусульманского населения страны, самая большая в Европе? Насколько глубок раскол между французскими ценностями секуляризма, индивидуальной, сексуальной и религиозной свободы, свободы прессы и свободы шокировать, а также растущим мусульманским консерватизмом, который отвергает многие из этих ценностей во имя религии? [58]

11 января 2015 года более 1 миллиона демонстрантов, а также десятки иностранных лидеров собираются на площади Республики, чтобы выразить солидарность с либеральными французскими ценностями после стрельбы в Charlie Hebdo.

христианство

[ редактировать ]
Реймсский собор , построенный на месте, где Хлодвиг I был крещен Ремигием , служил местом коронации королей Франции .

Христианство — крупнейшая группа религий Франции, но в последнее время оно перестало составлять большинство населения. Согласно опросу, проведенному Institut français d'opinion publique (Ifop) для правоцентристского Institut Montaigne , в 2016 году 51,1% всего населения Франции были христианами. аналитического центра [9] В следующем году исследование Ipsos, посвященное протестантам, на основе 31 155 интервью показало, что 57,5% всего населения Франции заявили, что они католики, а 3,1% заявили, что они протестанты. [59]

В 2016 году Ipsos Global Trends , многонациональное исследование, проведенное Ipsos и основанное примерно на 1000 интервью, показало, что христианство является религией 45% трудоспособного населения Франции, подключенного к Интернету; 42% заявили, что они католики, 2% заявили, что они протестанты, а 1% заявили о своей принадлежности к какой-либо православной церкви. [60]

В 2019 году «Евробарометр» , исследование, финансируемое Европейским Союзом , показало, что христианство было религией 47% французов, при этом католицизм был основной конфессией с 41%, за ним следовали православные, протестанты и другие христиане с 2% каждый. один. [13]

Во Франции находится ряд святынь Марии, в частности Собор Нотр-Дам-де-Шартр в Шартре , Нотр-Дам-де-ла-Салетт в Ла-Салетте, Нотр-Дам-де-Пари в Париже и Святилище Богоматери Лурдской . Здесь также находится Община Тэзе , экуменическое христианское монашеское братство в Тэзе , Сона и Луара , Бургундия . Все они являются важными местами паломничества. Святилище Лурдской Богоматери привлекает более широкую аудиторию: Лурд посещают 6 миллионов человек в год (до пандемии). [61] С другой стороны, община Тейзе, ориентированная на молодежь, стала одним из самых важных в мире мест христианского паломничества : более 100 000 молодых людей со всего мира собираются каждый год для молитвы, изучения Библии , обмена опытом и общественной работы. [62] [ чрезмерный вес? - обсуждать ]

Большая мечеть Парижа .

Опрос, проведенный Institut Montaigne и Ifop в 2016 году, показал, что 5,6% населения Франции имеют исламское происхождение, а 5,3% заявили, что они мусульмане по вере. Согласно тому же опросу, 84,9% опрошенных, у которых хотя бы один родитель-мусульманин, были мусульманами, 3,4% были христианами, 10,0% нерелигиозными и 1,3% принадлежали к другим религиям. [9]

По данным Pew Research, в 2050 году во Франции будет 12,7% мусульман в сценарии с нулевой миграцией (отсутствие миграции в Европу или из Европы), 17,4% в сценарии со средней миграцией (регулярная миграция продолжится, а потоки беженцев прекратятся) или 18% в сценарии с высокой миграцией. сценарий миграции (с 2014 по середину 2016 года сохраняется тенденция притока беженцев, а также регулярная миграция). [63]

Синагога Танн , Верхний Рейн .

В 2016 году 0,8% всего населения Франции, или около 535 000 человек, были религиозными евреями. [9] В 21 веке Франция имеет самое большое еврейское население в Европе и третье по величине еврейское население в мире (после Израиля и США). [64]

Еврейское присутствие во Франции документально подтверждено с раннего средневековья . Франция была центром еврейского образования в средние века, но преследования по мере того, как средневековье продолжалось, конца XVIII века усиливались, включая многочисленные изгнания и возвращения. Во время Французской революции Франция была первой страной в Европе, эмансипировавшей свое еврейское население . Тем не менее антисемитизм сохранялся, несмотря на юридическое равенство, что проявилось, например, в деле Дрейфуса в конце XIX века.

Во время Второй мировой войны правительство Виши в сотрудничестве с нацистскими оккупантами депортировало многочисленных французских евреев и иностранных еврейских беженцев в концентрационные лагеря. [65] Тем не менее 75% местного еврейского населения Франции пережили Холокост . [66] [67] но гораздо больший процент иностранных еврейских беженцев, недавно прибывших во Францию, был депортирован и убит.

Большинство французских евреев в XXI веке — -сефарды и мизрахи североафриканские евреи , многие из которых (или их родители) эмигрировали из бывших французских колоний Северной Африки после того, как эти страны стали независимыми в 1950-х и 1960-х годах. Они мигрировали во Францию ​​во второй половине 20 века. Французские евреи охватывают широкий спектр религиозных взглядов: от ультраортодоксальных харедимских общин до большого сегмента евреев, которые являются полностью светскими и обычно вступают в брак за пределами еврейской общины. [68]

Монахи молятся у ступы Дагпо Кагью Линг в Сен-Леон-сюр-Везер , Дордонь .

По оценкам, по состоянию на 2000-е годы буддизм во Франции насчитывал от 1 миллиона строгих приверженцев (Министерство внутренних дел) до 5 миллионов человек, находящихся под влиянием буддийских доктрин. [69] очень большие цифры для западной страны. Многие французские буддисты не считают себя «религиозными». [70] По мнению ученого Денниса Жира, который был директором Парижского института науки и теологии религий, буддизм во Франции имеет миссионерскую природу и переживает процесс « инкультурации », который может представлять собой новый поворот « Колеса Дхарма », подобные тем, которые она прошла в Китае и Японии , из которых, возможно, возникнет новое воплощение учения — «французский буддизм». [69]

европейская штаб-квартира монашеского ордена Фо Гуан Шань В 2012 году во Франции, недалеко от Парижа, открылась . В то время это был самый большой буддийский храм в Европе. [71] Традиционная Сливовой деревни буддийская школа была развита во Франции в монастыре Сливовой деревни, расположенном в Дордони . [72] [73]

Индуизм - религия меньшинства, которой во Франции следуют 0,25% от общей численности населения. [74] в основном индийцы и шри-ланкийцы , среди которых тамильская община составляет основную группу в стране. [75] Индуизм наиболее влиятельный во французском заморском департаменте Реюньон, где оценки практикующих индуистов варьируются от 6,7%. [76] до 10,7%. [77] и в большинстве крупных городов есть действующий индуистский храм . [78]

очень мала, Несмотря на то, что индуистская культура она оказала глубокое влияние на общество Франции посредством йоги , медитации , и в последнее время такие организации, как ИСККОН . важную роль сыграли [79] [80] [81] Примечательно, что франко-индийская Мирра Альфасса, известная своим последователям как Мать или Ла Мере, основала Ашрам Шри Ауробиндо и оказала большое влияние на философию Интегральной Йоги . [82] [83]

Язычество

[ редактировать ]
Гвенклан Ле Скуэзек , Великий друид Бретани и Франции с 1980 по 2008 год.

Язычество , в смысле современного язычества , во Франции включало в себя широкий спектр традиций и движений. Как и в случае с неоязычеством в других странах, эти традиции находятся где-то на градиенте: одна сторона представлена ​​реконструктивистскими религиозными движениями, а другая — различными колдовскими и шаманскими традициями с упором на личное откровение . Язычники и языческие движения часто сочетают в себе элементы обоих влияний. Термин «язычник» (лат. paganus ), используемый христианами для определения тех, кто придерживался политеистических религий, первоначально означал «сельский человек, деревенский житель, гражданское лицо», как житель пага ( сельского округа). [84]

Более тождественные и реконструктивистские языческие движения составляют большинство и представлены кельтским друидизмом и германским язычеством , в то время как Викка является примером нетождественного языческого движения. Политеизм , поклонение природе , анимизм и пантеизм — общие черты языческого богословия. Ритуалы проводятся как в общественных, так и в частных домашних условиях. Академические исследования расположили языческое движение по спектру: с эклектизмом на одном конце и политеистическим реконструкционизмом на другом. [85]

Все языческие движения придают большое значение божественности природы как первичному источнику божественной воли , а также принадлежности человечества к миру природы, связанному родством со всей жизнью и самой Землей . Анимистические аспекты языческого богословия утверждают, что все вещи имеют душу, а не только люди или органическая жизнь , поэтому эта связь поддерживается с горами и реками, а также с деревьями и дикими животными. В результате язычники считают, что суть их духовности одновременно древняя и вневременная, независимо от возраста конкретных религиозных движений. Поэтому места природной красоты считаются священными и идеальными для ритуалов, как неметоны древних кельтов. [86] [85]

Многие язычники считают, что разные страны (и/или культуры ) имеют свою собственную естественную религию со многими законными интерпретациями божественности, и поэтому отвергают религиозную исключительность .

Хотя языческое сообщество имеет огромное разнообразие политических взглядов, охватывающих весь политический спектр , энвайронментализм часто является их общей чертой. [87]

Другие религии

[ редактировать ]

Такие группы, как Антоинизм , Аумизм , Христианская наука , Приглашение к жизни , Раэлизм и Международное общество сознания Кришны , насчитывают более 1000 членов, тогда как Церковь Объединения насчитывает около 400 членов. В 1995 году Франция создала первую французскую парламентскую комиссию по культовой деятельности , в результате чего был составлен отчет, в котором зарегистрирован ряд религиозных групп, считающихся социально разрушительными и/или опасными. Некоторые из этих групп были запрещены, в том числе « Дети Бога» . [88]

По данным французского социолога Режиса Дерикбурга , в 2003 году основными небольшими религиозными меньшинствами были Свидетели Иеговы (130 000, хотя Европейский суд по правам человека подсчитал это число в 249 918 «постоянных и случайных» Свидетелей Иеговы). [89] Адвентисты , евангелисты , мормоны (31 000 членов) и Сока Гаккай буддисты .

По данным Ассоциации архивов религиозных данных проживало около 4400 за 2005 год , во Франции бахаи . [90]

Согласно изданию Quid 2007 года , другие известные религиозные меньшинства включали Новоапостольскую церковь (20 000), Вселенское Белое Братство (20 000), Сукё Махикари (15 000–20 000), Новый Акрополь (10 000), Всемирный Альянс (1 000). ) и Движение Грааля (950 г.). [91]

Споры и инциденты

[ редактировать ]

Рост ислама и конфликт с светским

[ редактировать ]
Исламская могила на французском кладбище.

В Париже и окружающем его регионе Иль-де-Франс французские мусульмане, как правило, более образованы и религиозны, и подавляющее большинство из них считают себя лояльными Франции. [92] [93] Среди мусульман в Париже в начале 2010-х годов 77% не согласились с ответом на вопрос, является ли насилие приемлемым моральным ответом на благородное дело или нет; 73% заявили, что они лояльны Франции; и 18% считали гомосексуальность приемлемым. [92]

В 2015 году во Франции насчитывалось 2500 мечетей по сравнению с 2000 в 2011 году. В 2015 году Далиль Бубакер , настоятель Большой мечети Парижа , заявил, что их число следует удвоить, чтобы вместить большое и растущее население французских мусульман. [94]

Финансирование строительства мечетей долгое время было проблемным вопросом; Французские власти были обеспокоены тем, что иностранный капитал может быть использован для приобретения влияния во Франции, и поэтому в конце 1980-х годов было решено поддержать формирование «французского ислама», хотя закон 1905 года о религиях запрещает финансирование религиозных групп со стороны Франции. состояние. По словам Салаха Барики, советника мэра Марселя в 2001 году, в коранической школе в Ньевре только три процента книг были написаны на французском языке, и все финансировалось из-за границы. Она поддержала участие общественности в финансировании исламского культурного центра в Марселе, чтобы побудить мусульман разрабатывать и использовать учебные материалы на французском языке, чтобы противостоять иностранной идеологической обработке. В центре должны были быть представлены даже светские мусульмане и члены гражданского общества. [95] Местные власти финансировали строительство мечетей, иногда без минаретов, и называли их исламскими «культурными центрами» или муниципальными зданиями, сдаваемыми в аренду «гражданским объединениям». В случае планов строительства мечети в Марселе из-за протестов и решения трибунала Национального собрания , Национального республиканского движения и Движения за Францию ​​аренда 8000 м² 2 Площадь территории мечети (86 111 кв. футов) была увеличена с 300 евро в год до 24 000 евро в год, а срок аренды сокращен с 99 до 50 лет. [95]

Чарли Эбдо Стрельба в

[ редактировать ]

Во Франции произошел скандал в январе 2015 года, когда восемь писателей и карикатуристов были застрелены двумя террористами, совершившими налет на французский сатирический журнал Charlie Hebdo. В течение многих лет мусульманские фундаменталисты угрожали ему за публикацию карикатур с критикой Мухаммеда . Хотя осуждение этого нападения было единодушным на Западе и среди международно признанных правительств мусульманского мира, некоторые боевики одобрили его, заявив, что было правильно убивать тех, кто оскорблял Мухаммеда. [ нужна ссылка ]

Свобода религии

[ редактировать ]

присвоил стране 3 балла из 4 за свободу вероисповедания В 2023 году Freedom House . [96]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Состояние секуляризма во Франции – 2021» (PDF) (официальная статистика) (на французском языке). Обсерватория секуляризма, Правительство Франции . п. 37. Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2024 года.
  2. ^ Нокс, Ноэль (11 августа 2005 г.). «Религия отходит на второй план в Западной Европе» . США сегодня .
  3. ^ «Франция – посещение церкви» . Через Интегру. 10 июня 2010 г. Проверено 23 февраля 2012 г.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Католицизм и протестантизм во Франции – социологический анализ и данные Института CSA в Ла-Круа» ( PDF ) (на французском языке). КСА. 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2017 года.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Католицизм во Франции в 2010 году» (PDF) . ИФОП . Август 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2014 г.
  6. ^ «Sondage CSA: Les Francais et la Religion» (PDF) . Ла Круа . 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 8 ноября 2018 г. Проверено 7 ноября 2018 г.
  7. ^ «Элементы географического анализа установления религий во Франции» (PDF) . ИФОП . Декабрь 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2016 г.
  8. ^ «Католицизм во Франции» (PDF) . КСА . Март 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 г.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Французский ислам возможен» (PDF) . Институт Монтеня. 2016. с. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2017 года.
  10. ^ Insee References (2023). «Иммигранты и потомки иммигрантов во Франции» ( PDF) . Ссылки Insee (на французском языке): 39. В 2019-2020 годах 29% людей в возрасте от 18 до 59 лет объявляют себя католиками, 10% мусульманами и 10% заявляют о своей принадлежности к другим религиям, а остальные 51% заявляют, что они не верят. .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «ДИСКРИМИНАЦИЯ В ЕС В 2015 ГОДУ» , Специальный Евробарометр , 437, Европейский Союз : Европейская Комиссия , 2015, заархивировано из оригинала 29 января 2020 г. , получено 15 октября 2017 г. - через GESIS.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Данные весеннего опроса 2017 года» . Проект «Глобальные отношения» исследовательского центра Pew . Проверено 23 октября 2018 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Специальный Евробарометр 493, Европейский Союз: Европейская комиссия, сентябрь 2019 г., страницы 229–230. Проверено 17 января 2020 г. Был задан вопрос: «Считаете ли вы себя…?» С карточкой, на которой указаны: католик, православный христианин, протестант, другие христиане, иудеи, мусульмане-шииты, мусульмане-сунниты, другие мусульмане, сикхи, буддисты, индуисты, атеисты, неверующие/агностики и другие. Также было предоставлено место для ответов «Отказ (Спонтанный)» и «Не знаю». С другой стороны, сикхи и индуисты не достигли порога в 1%.
  14. ^ «Специальный евробарометр 493, стр. 229-230» . Европейский Союз: Европейская комиссия . Сентябрь 2019.
  15. ^ «Состояние секуляризма во Франции» (PDF) . Обсерватория секуляризма . Январь 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 10 января 2020 г. Проверено 7 апреля 2019 г.
  16. ^ Евробарометр 90.4: Отношение европейцев к биоразнообразию, осведомленность и восприятие обычаев ЕС, а также восприятие антисемитизма . Европейская комиссия . Проверено 9 августа 2019 г. - через GESIS . [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ «Религия в бизнесе: редкие, но незначительно увеличивающиеся конфликты, согласно опросу» . Крест (на французском языке). 26 сентября 2018 г. ISSN   0242-6056 . Проверено 08 апреля 2019 г.
  18. ^ «Сондаж «Протестанты во Франции в 2017 году» (1): что с протестантами?» . Reforme.net (на французском языке). 26 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 05 марта 2020 г. Проверено 12 апреля 2019 г.
  19. ^ «Набор данных исследования Западной Европы» . Исследовательский центр Пью . Проверено 7 апреля 2019 г.
  20. ^ Бог существует для большинства молодых французов.
  21. ^ Изменение религиозной принадлежности, особенно для молодежи.
  22. ^ «Франция» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 г. Проверено 17 февраля 2019 г.
  23. ^ La-Croix.com (23 марта 2018 г.). «Бог существует для большинства молодых французов» . Крест (на французском языке) . Проверено 15 августа 2018 г.
  24. ^ Булливант, Стивен (2018). «Молодежь и религия Европы: результаты Европейского социального исследования (2014–2016 годы) для информирования Синода епископов 2018 года» (PDF) . Центр религии и общества Бенедикта XVI Университета Святой Марии; Католический институт Парижа. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2018 года.
  25. ^ «Европейское социальное исследование, онлайн-анализ» . nessstar.ess.nsd.uib.no . Архивировано из оригинала 17 февраля 2019 г. Проверено 14 мая 2018 г.
  26. ^ Хакетт, Конрад. «5 фактов о мусульманском населении Европы» . Исследовательский центр Пью . Проверено 7 января 2022 г.
  27. ^ Боберо, Жан (15 марта 2001 г.). «Секулярный принцип» . Посольство Франции в США. Архивировано из оригинала 22 февраля 2008 года.
  28. ^ Рут Уилан и Кэрол Бакстер, ред. Толерантность и религиозная идентичность: Нантский эдикт и его последствия во Франции, Великобритании и Ирландии (Four Courts PressLtd, 2003).
  29. ^ Шпильфогель, Джексон Дж. (2003). Западная цивилизация - Том II: С 1500 года (5-е изд.). п. 410.
  30. ^ Жутар, Филипп (1985). «Отмена Нантского эдикта: конец или обновление французского протестантизма?». В Прествиче, Менна (ред.). Международный кальвинизм, 1541-1715 гг . Кларендон Пресс. ISBN  978-0-19-821933-0 .
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бетрос, Джемма (декабрь 2010 г.). «Французская революция и католическая церковь». Обзор истории (68): 16–21. ПроКвест   818499173 .
  32. ^ Глиоццо, Чарльз А. (1971). «Философы и религия: интеллектуальные истоки движения дехристианизации во Французской революции». История Церкви . 40 (3): 273–283. дои : 10.2307/3163003 . JSTOR   3163003 .
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Попкин, Джереми Д. (2015). Краткая история Французской революции . Шестое изд. 2015 год
  34. ^ Идзерда, Стэнли Дж. (1954). «Иконоборчество во время Французской революции». Американский исторический обзор . 60 (1): 13–26. дои : 10.2307/1842743 . JSTOR   1842743 .
  35. ^ Р. Р. Палмер. Двенадцать тех, кто правил: Год террора во Французской революции (1941), стр. 220–22.
  36. ^ Перович, Саня (март 2012 г.). «Французский республиканский календарь: время, история и революционное событие: французский республиканский календарь». Журнал исследований восемнадцатого века . 35 (1): 1–16. дои : 10.1111/j.1754-0208.2011.00408.x .
  37. ^ Зерубавель, Эвиатар (1977). «Французский республиканский календарь: пример социологии времени». Американский социологический обзор . 42 (6): 868–877. дои : 10.2307/2094573 . JSTOR   2094573 .
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стивенсон, Шанди (2013). Религии революции: слияние религиозного и политического в культе разума и культе высшего существа во Франции 1793–1794 гг. (Диссертация). ПроКвест   1461390217 .
  39. ^ Роберт Томбс, Франция: 1814-1914 (1996), стр. 241.
  40. ^ Найджел Астон, Религия и революция во Франции, 1780-1804 (Catholic University of America Press, 2000), стр. 279-335.
  41. ^ Фредерик Б. Арц, Франция в период Реставрации Бурбонов, 1814–1830 (1931), стр. 99–171.
  42. ^ Джеймс Макмиллан, «Католическое христианство во Франции от Реставрации до разделения церкви и государства, 1815-1905». в книге Шеридана Гилли и Брайана Стэнли, ред., Кембриджская история христианства (2014) 8: 217-232.
  43. ^ Иссер, Натали (1988). «Протестанты и прозелитизм во время Второй Французской империи». Журнал церкви и государства . 30 (1): 51–70. дои : 10.1093/jcs/30.1.51 . JSTOR   23917715 .
  44. ^ Роджер Л. Уильямс, Газовый свет и тень в мире Наполеона III 1851–1870 (1957), стр. 70–96, 194–95.
  45. ^ Теодор Зельдин, Франция, 1848-1945: том II: Интеллект, вкус и тревога (1977), стр. 986-1015.
  46. ^ Ригуло, Филипп (2009). «Протестанты и французская нация в период Третьей республики: между признанием и ассимиляцией». Национальные идентичности . 11 (1): 45–57. дои : 10.1080/14608940802680961 . S2CID   145338843 .
  47. ^ Харриган, Патрик Дж. (2001). «Церковь, государство и образование во Франции от законов Фаллу до законов Ферри: переоценка» . Канадский исторический журнал . 36 (1): 51–83. дои : 10.3138/cjh.36.1.51 .
  48. ^ «Лев XIII – Самый благородный народ французов » vatican.va (полный текст)
  49. ^ «Лев XIII – Среди забот» . vatican.va . (полный текст)
  50. ^ Таллетт, Фрэнк; Аткин, Николас (1991). Религия, общество и политика во Франции с 1789 года . Лондон: Хэмблдон Пресс. п. 152. ИСБН  1-85285-057-4 .
  51. ^ Порч, Дуглас (2003). Марш на Марну: французская армия 1871–1914 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 92–104 . ISBN  0-521-54592-7 . , является наиболее подробным отчетом на английском языке.
  52. ^ Морис Ларкин, Церковь и государство после дела Дрейфуса: проблема разделения во Франции (1974).
  53. ^ «Средневековая церковь аббатства, спасенная от телеаукциона, The Tablet , 15 января 2022 г., стр.28.
  54. ^ Хаддад, Ивонн Язбек; Бальц, Майкл Дж. (июнь 2006 г.). «Октябрьские беспорядки во Франции: провальная иммиграционная политика или империя наносит ответный удар?». Международная миграция . 44 (2): 23–34. дои : 10.1111/j.1468-2435.2006.00362.x .
  55. ^ «Специальный репортаж: Беспорядки во Франции» . Новости Би-би-си . 9 ноября 2005 года . Проверено 17 ноября 2007 г.
  56. ^ Муккелли, Лоран (май 2009 г.). «Осень 2005 года: обзор самого важного бунта в истории современного французского общества». Журнал этнических и миграционных исследований . 35 (5): 731–751. дои : 10.1080/13691830902826137 . S2CID   144434973 .
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэти Лиза Шнайдер, «Власть полиции и расовые беспорядки в Париже», Politics & Society (2008) 36 № 1, стр. 133–159, стр. 133–159. 136
  58. ^ Эрлангер, Стивен (10 января 2015 г.). «Дни сирен, страха и крови: «Франция перевернулась с ног на голову » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 июля 2021 г.
  59. ^ «Сондаж «Протестанты во Франции в 2017 году» (1): что с протестантами?» [Опрос «Протестанты во Франции в 2017 году» (1): Кто такие протестанты?]. Reforme.net (на французском языке). 26 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
  60. ^ «Религия, глобальные тенденции Ipsos» . Ипсос . Архивировано 2017. 5 сентября 2017 года. Об исследовании Ipsos Global Trends.
  61. Сьюзен Спано, «Лурдес празднует 150-летие видений Бернадетт», Los Angeles Times , раздел «Путешествия», 7 сентября 2008 г.
  62. ^ «Глубокий и уникальный опыт Тейза для подростков Йоркшира» . 27 июля 2017 года . Проверено 4 октября 2019 г.
  63. ^ «Растущее мусульманское население Европы». Исследовательский центр Пью. 2017. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  64. ^ «Евреи» . Исследовательский центр Пью . 18 декабря 2012 г.
  65. ^ «Франция» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США .
  66. ^ «Доклад о Холокосте во Франции (режим Виши)» . Энциклопедия БС .
  67. ^ Крус, М. (1 января 2006 г.). «Холокост в Нидерландах и уровень выживания евреев». Исследования Холокоста и геноцида . 20 (3): 474–499. дои : 10.1093/hgs/dcl022 . S2CID   37573804 .
  68. ^ «Франция: Портрет еврейского населения» . Религиоскоп.
  69. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джира, Деннис (2011–2012). «Инкультурация» буддизма во Франции» . Этюды . 415 . СЭР: 641–652. ISSN   0014-1941 .
  70. ^ Какое место буддизму в светской Франции? (Видео). АФПТВ. 12 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. См. раздел с выступлением Марион Дапсанс.
  71. ^ Эннинг, Кэролайн (22 июня 2012 г.). «Откроется крупнейший буддийский храм в Европе» . Новости Би-би-си .
  72. ^ «Традиция сливовой деревни» .
  73. ^ «Тит Нат Хан – Колокол осознанности» . www.parallax.org . Проверено 24 февраля 2023 г.
  74. ^ «Европейские страны с наибольшим количеством индуистов: 2010–2050 годы» . Мировой Атлас . Проверено 6 июня 2021 г.
  75. ^ «Население тамилов в мире | Тамило: смотрите онлайн-сериалы на тамильском языке и тамильские видео» . тамило.тв . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 г. Проверено 6 июня 2021 г.
  76. ^ «Индийская диаспора» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 г. Проверено 10 августа 2018 г.
  77. ^ «Профиль страны: Реюньон (Департамент Реюньона)» . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года . Проверено 14 февраля 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  78. ^ Народы Африки: Реюньон – Сомали Маршалл Кавендиш. 2001. стр. 101-1. 412–. ISBN  978-0-7614-7166-0 .
  79. ^ Маллипаттана, Суман В. «Влияние индуизма на литературу - Азиатско-американский и азиатский исследовательский институт» . Проверено 6 июня 2021 г.
  80. ^ «Бхакти-йога, помощь на эко-ферме в Люсе-ле-Маль, Франция» . www.workaway.info . Проверено 6 июня 2021 г.
  81. ^ «Ведическая федерация укрепляет позиции ИСККОН во Франции» . Новости ИСККОН . Проверено 6 июня 2021 г.
  82. ^ Аллард, Шьяма (10 января 2023 г.). «Все о Мирре Альфассе: Матери» . Индуистско-американский фонд . Проверено 24 февраля 2023 г.
  83. ^ «Мать | Ауровиль» . Ауровиль.орг . Проверено 24 февраля 2023 г.
  84. ^ «Язычник» . Словарь.com . Проверено 18 декабря 2019 г.
  85. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Неоязычество» . Британская энциклопедия . Проверено 18 декабря 2019 г.
  86. ^ «Анимизм» . Британская энциклопедия . Проверено 18 декабря 2019 г.
  87. ^ Мортон, Коул (22 июня 2009 г.). «Теперь все язычники» . Хранитель . Проверено 18 декабря 2019 г.
  88. ^ Дерикбур, Режи (9–12 апреля 2003 г.). Франции после падения социалистического От MILS к MIVILUDES . правительства : политика в отношении сект во Международная конференция CENSUR (на французском языке). Вильнюс (Литва): CESNUR.
  89. ^ «Христианская федерация Свидетелей Иеговы Франции против Франции» . Отчеты о постановлениях и решениях 2001 г. Полет. XI. Европейский суд по правам человека.
  90. ^ «Большинство наций бахаи (2005)» . Ассоциация архивов религиозных данных. 2005. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 г. Проверено 24 августа 2012 г.
  91. ^ «Les sectes en France: Nombre d'adeptes ou симпатичных» [Секты во Франции: число последователей или сочувствующих]. Фурд (на французском языке). Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года.
  92. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Таджуддин, Разия. «Ислам в Париже» . Евроислам: новости и анализ ислама в Европе и Северной Америке. Архивировано из оригинала 4 ноября 2011 года.
  93. ^ Коул, Хуан (1 июля 2015 г.). «Обострение противоречий: почему Аль-Каида напала на сатириков в Париже» . Информированный комментарий .
  94. ^ Портер, Тим (16 июня 2015 г.). «Французский мусульманский лидер Далил Бубакер призывает превратить пустующие католические церкви в мечети» . Интернэшнл Бизнес Таймс .
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моссен, MJM (2009). «Строительство мечетей: управление исламом во Франции и Нидерландах» . UvA-DARE (Цифровой академический репозиторий), Амстердамский университет. стр. 155, 186, 172.
  96. ^ Веб-сайт Freedom House, страница Франции, получено 28 августа 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f858ceb623cc7c2b0be3b30206db5ca__1721453700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/ca/1f858ceb623cc7c2b0be3b30206db5ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)