Васконы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2019 г. ) |
Васконы реки были доримским племенем , которое к моменту прибытия римлян в I веке населяло территорию, которая простиралась между верхним течением Эбро и южным бассейном западных Пиренеев , регион, который совпадает с нынешними. день Наварра , западная Арагона и северо-восточная Ла-Риоха , на Пиренейском полуострове . [1] Васконов часто считают предками современных басков , которым они оставили свое имя.
Территория
[ редактировать ]Римский период
[ редактировать ]Описание территории, которую Васконы [2] населенный в древние времена , появляется в текстах классических авторов, между 1 веком до нашей эры и 2 веком нашей эры, таких как Ливий , Страбон , Плиний Старший и Птолемей . Хотя эти тексты изучались [3] [ нужна полная цитата ] В качестве справочных источников некоторые авторы указывали на явное отсутствие единообразия, а также на наличие противоречий в текстах, в частности со Страбоном. [4]
Самый старый документ [5] [ нужна полная цитата ] соответствует Ливию (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.), который в кратком отрывке из своей работы о Серторианской войне 76 г. до н. э. рассказывает, как после пересечения Эбро и города Калагуррис Насика они пересекали равнины Васконов, или Vasconum agrum, пока достигнув границы своих непосредственных соседей Беронов . [6] Сравнивая другие разделы этого же документа, можно сделать вывод, что эта граница располагалась на западе, тогда как южными соседями васконов были кельтиберы с их городом Контребия Левкад . [7]
Плиний Старший в своей работе «Естественная история » упомянул текст, написанный до 50 г. до н. э., в котором Васконы находились на западной оконечности Пиренеев , соседей Вардули и простирались до гор Оярсо и побережья Бискайского залива . в местности, которую он назвал Vasconum saltus . [8] Греческий географ Страбон во времена Августа (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) ссылается на васконов (на древнегреческом языке : Ούασκώνων ), помещающих свой главный город, или полис , в Помпаэло. [9] а также Каллагуррис .
Оба города, Калагурис, один из главных городов уасконес , ... Этот же регион пересекает дорога, идущая из Терракона и идущая к уасконесам , на границе с океаном, к Помпелону и Оясону, городу, построенному над тот самый Океан.
— Страбон
Эта информация снова встречается в трудах Птолемея , жившего в I и II веках нашей эры. В своей книге Geōgraphikḕ Hyphhegēsis , глава 6, он приводит названия 15 городов на территории васконов, помимо Оярсо : [10] Итурисса , Помпаэло , Битурис , Анделос , Немантурисса , Курнониум , Якка , Граккурис , Калагуррис , Каскантум , Эркавика , Таррага , Мускария , Сегия и Алавона .
Территория васконов во времена Римской республики и Римской империи соответствовала современной Наварре , северо-восточной окраине Гипускоа и частям Ла-Риохи , Сарагосы и Уэски . [11] включая город Калагуррис . [12]
3-й и 4-й века
[ редактировать ]Поздняя баскизация
[ редактировать ]В этот период, после времен Птолемея и в эпоху нестабильности, вызванной германскими вторжениями , документы о васконах и других племенах северной части Пиренейского полуострова скудны, и в результате имеется мало информации о васконах во время на этот раз.
Летописец Иоанн Бикларо (ок. 540 – после 621) упоминает васконов в рассказе об основании города Викториакум королем вестготов . Лювигильдом [13] а Григорий Турский (538–594) упоминает вторжения Васконов в Аквитанию в 587 году. [14] На основании этих выдержек и отсутствия в историографии соседних племен Адольф Шультен (1870–1960) предложил теорию, согласно которой в какой-то момент между серединой II и концом IV веков произошло расширение территории васконов. место, первое на западе, занимающее земли каристий , вардули и автригоны , [15] а затем на севере в Аквитании . [16] [ нужна полная цитата ] Шультен считает это причиной принятия названия Гасконь , которое происходит от слова Гасконь , происходящего от Васкона , и используется для обозначения региона, включающего современную Северную Страну Басков .
Клаудио Санчес Альборнос , испанский историк (1893–1984), в своей работе «Los vascones vasconizan la depresión vasca» ( «Васконы «баскизируют» баскскую депрессию »), опубликованной в 1972 году, расширил эту гипотезу, опираясь на лингвистический анализ: при вторжении на территории того, что сегодня является Бискайей , Гипускоа и Алавой, перемещенными в Кастилию, частью Каристий , Вардули и Аутригонов , укрывшихся в горах; те, кто не был перемещен, были « баскизированы » , [17] в то время как, возможно, каристии, вардули и автригоны уже говорили на языках, похожих или родственных баскскому языку .
Однако исследования последних десятилетий поставили под сомнение возможность расширения на север (Дж. Дж. Ларреа). Вторжение васконов на равнины Аквитании в 587 году кажется недолгим — они возвращаются в горы — и археологические находки в Озе или Оше не свидетельствуют о нестабильности или разрушениях в течение предполагаемого периода расширения вплоть до середины -7 век. Другая теория предполагает современную идентификацию, сделанную готами и франками васконов (наиболее динамичного племени) со всеми баскоязычными, родственными баскам или нероманизированными племенами.
7 век
[ редактировать ]Начиная с VII века историки различают Спагновасконию , расположенную к юго-западу от Пиренеев , внутри Пиренейского полуострова , и Гуасконию , к северо-западу от Пиренеев, в Аквитании . Шультен интерпретирует, что к этому времени васконы уже отступили со своих территорий во времена Римской империи и начали занимать земли на севере, что в будущем составит Южную Страну Басков и северную Наварру . [18] Шультен также цитирует хронику Эйнхарда , Vita Karoli Magni , датированную 810 годом, где впервые используется термин наваррцы для определения народа, жившего на бывших территориях Васконов близ Эбро . [19]
История
[ редактировать ]Римский период
[ редактировать ]В отличие от аквитанцев и кантабрийцев , васконы, похоже, договорились о своем статусе в Римской империи . [20] Во время войны Серторианской Помпей основал на их территории свою штаб-квартиру, основав Помпейло . Романизация была довольно интенсивной в районе, известном как Агер Васконум (долина Эбро), но ограничивалась гористым Салтусом , где свидетельства римской цивилизации появляются только в шахтерских местах, гаванях, дорогах и вехах, например, Ойассо . Эта территория также была важна для римлян как узел связи между северной Испанией и юго-западной Галлией , которые позаботились о размещении отрядов в разных местах основных коммуникационных линий. [21]
В районе Васконии наблюдаются признаки потрясений (сожженные виллы, обилие монетных дворов для оплаты гарнизонов) в течение 4-го и 5-го веков, которые многие историки связывают с восстаниями багаудов против феодализации , а также с грабежами мигрирующих германцев и азиатов. племена — вандалы, аланы, свевы, вестготы, возможно, герулы — в Испанию. [22]
Поздняя античность и раннее средневековье
[ редактировать ]В 407 году нашей эры войска Васкона сражались по приказу римских полководцев Дидима и Вериниана , отражая нападение вандалов , аланов и свевов . В 409 году проход германских народов и сарматов в Испанию прошел беспрепятственно. Римской реакцией на это вторжение и волнения, связанные с багаудами, была передача Галлии Аквитании и Испании Тарраконской в вестготам обмен на их услуги в качестве союзников по договору ( федерати ). Вестготам вскоре удалось изгнать вандалов в Африку.
После смерти летописца Гидация в 469 году не существует современного источника, сообщающего о социальной и политической ситуации в Васкониях , как выразился он сам. В начале четвертого века Калагуррис все еще считается городом Васкона. В течение пятого и шестого веков разрыв между городом и сельской средой увеличился, причем первая сильно пришла в упадок. Между 581–587 годами хроники снова начинают упоминать васконов, на этот раз выходцев из пустыни, в отличие от городов, которые оставались привязанными к римской культуре или находились под германским влиянием. [23] К седьмому-восьмому векам Васконы не ограничивались своими древними границами, а охватывали гораздо большую территорию, от Алавы на западе до Луары на севере. Остров Олерон вместе с Иль-де-Ре образовали Vacetae Insulae, «Вацетские острова», согласно «Космографии » . [24] где Вачети — это васконы под другим именем. Концепция, лежащая в основе средневекового названия, указывает на гораздо более широкую реальность, чем прежнее определение племени Страбона, на этот раз охватывающее все баскоязычные племена.
Независимые васконы стабилизировали свое первое государство под властью меровингов-франков: герцогство Васкония , границы которого на юге оставались неясными. Это герцогство в конечном итоге стало Гасконью . Во время присоединения Васконии к Франции после 769 года Карл Великий разрушил стены Памплоны после неудачной попытки завоевать Сарагосу, Васконы уничтожили его арьергард в битве при перевале Ронсево называли « vasconicam perfidiam в 778 году, которую франкские летописцы ». Позже Памплона была захвачена кордовским эмиром Абд ар-Рахманом I (781 г.), но в 806 г. ее захватили франки, которые поручил управление страной профранкски настроенному местному жителю Беласко («аль-Галашки»), вероятно баскскому родом. из современной Гаскони. [25] Несколько десятилетий спустя, в 824 году, произошла вторая битва при Ронсево , которая привела к созданию Королевства Памплона , основанного Энеко Аристой в качестве главы нового государства, представленного арабскими источниками как лидера Васконов ( аль-Баскуниси ). . [26] Однако сама экспедиция Каролингов 824 года включала в себя две разные колонны, состоявшие из франков и васконов (гасконцев). [27]
После 9-го века васконы ( Wascones , Guascones ) стали более тесно отождествляться в записях с нынешней территорией Гаскони, которая в то время все еще была баскоязычной территорией, но постепенно заменялась новым растущим романским языком, гасконским . [28]
Культура
[ редактировать ]Язык и письмо
[ редактировать ]Некоторые авторы отмечают [29] [ нужна полная цитата ] что до прибытия римлян васконы, как и другие народы, населявшие близлежащий регион, говорили на языке, который лингвисты [30] [ нужна ссылка ] идентифицируют как предшественника современного баскского языка , иногда называемого протобаскским языком или аквитанским языком .
Однако, как указывает Хенрике Кнёрр (1947-2008), происхождение и родство баскского языка до сих пор остается загадкой. [31] [ нужна полная цитата ] и объект исследования. Существует несколько теорий о его происхождении; баскский лингвист Колдо Мичелена утверждает, что наиболее вероятным является происхождение «in-situ», [32] и таким образом объясняет современную диалектическую классификацию [33] в то время как другие теории выступают за предполагаемое родство между баскским языком и другими языковыми семьями, такими как языки Кавказа , или связь между баскским языком и вымершим иберийским языком . До сих пор возможные связи между баскским языком и другими языками остались недоказанными. [34]
Другая проблема, возникающая при изучении языка васконов, — это отсутствие прямых классических записей, касающихся языка, на котором говорил этот народ. [35] за исключением туманного описания Страбона и Помпония Мелы или описания, сделанного Юлием Цезарем на языке аквитанцев в его труде Commentarii de Bello Gallico .
Изучение эпиграфических документов представляет больший интерес, поскольку некоторые из них датируют появление письменности у васконов во II веке. [36] Среди них самыми старыми являются нумизматические свидетельства, поступающие как с Васконских монетных дворов , так и с других, расположенных поблизости. Большое значение придается погребальной стеле, найденной в Эрмитаже Санта-Барбары в Лерге . [37] который считался старейшим известным письменным свидетельством о протобаскском языке. [38] пока в 2022 году не была найдена надпись I века до нашей эры. [39] [40] Также считается, что иберийский язык оставил некоторые следы в баскском языке, как, например, иберийский термин ili , принятый в баскском языке как hiri со значением города или города и присутствующий в васконском названии города Помпайло : « Ирунья», а также в других названиях городов и поселков. [41]
Религия
[ редактировать ]Эпиграфические и археологические свидетельства позволили экспертам определить некоторые религиозные обычаи, которые присутствовали среди васконов с момента прибытия римлян и появления письменности. Согласно исследованиям, проведенным на эту тему, [42] религиозный синкретизм просуществовал до I века; с этого момента и до принятия христианства между IV и V веками римская мифология . преобладала [43]
Васконические теонимы были обнаружены на надгробиях и алтарях, что еще раз доказывает синкретизм между дохристианскими римскими системами верований и васконскими религиями. [44] были найдены два алтаря В Ужуэ : один посвящен Лакубеги , [45] идентифицирован как Бог нижнего мира [46] и еще один, посвященный Юпитеру , хотя датировать их не удалось. В Лерате и Барбарене были найдены два надгробия, оба посвященные Стелайце и датированные I веком. [47]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Классические авторы, такие как Ливий , называют города Калагуррис , Каскантум и Граккурис городами Васкона.
- ^ « La Tierra del Toro. Очерк идентификации баскских городов », статья Алисии М. Канто (1997), включает карту с городами и археологическими находками ( см. электронное издание , а также «Птолемей и баскские города. Очерк местоположения» , и карта территории «Города Басков_Предложения по местоположению» ) (на испанском языке).
- ^ (Шультен 1927), (Бласкес 1966), (Canto 1997), (Гомес Фрайле 2001).
- ^ (Арсе, 1999), (Гомес Фрайле 2001:28).
- ^ (Шультен 1927:226), (Бласкес 1966:2).
- ^ ...распустив их, он сам выступил через территорию басков, повел войско на границу Берона,... ("...проведя свое (Сертория) войско через территорию басков, он расположил свой лагерь на приграничной территории Беронов...»). Текст по П. Джалу, Tite-Live. История Ромена 33 Книга 45 и фрагменты Париж, 1990 (1979), страницы 214–218.
- ^ (Бласкес 1966:3)
- ^ Естественная история , 4,110-111: Ближайший берег цитирия - это тот же участок Тарраконенсиса от Пиренеев через Баскский океан, Оярсо, города Вардулос, Мороги, Меноска, Вечерня, гавань Амана, где сейчас находится Флауиобрика. колония 8. Сьюитациум VIII, регион Кантабрия, река Сауга, порт Виктория-Юлий. и в этом месте источники Хибери XM находятся в милях от порта Блендиум, Оргономески - от Кантабрии. их портом была Вереасуэка, в области астурийцев, город Ноэга, на полуострове Паэсик, а затем близ Луценсиса, от реки Науальбион Гибарчи, Эгиуарри по прозвищу Намарини, Иадуи, Аррони, Арротребы, кельтское произношение, реки Флориуса Нело. Кельты с фамилией Нери и выше Тамаричи, 9 из которых на полуострове три алтаря Сестианы [-182→183-], посвященные Августу, Копори, город Ноэта...
- ^ ул. III, 4, 10: ...Иачитания превосходит архонта баскской нации, город Помпеи, как бы Помпеополис. (... далее, над Лачетани, в северном направлении, расположена нация васконов, главным городом которых является Помпелон, «город Помпеос».). Текст по Ф. Лассерру, Страбону, География II. Ливры III и IV. Les Belles Lettres . Париж, 1966 год.
- ^ (Шультен 1927: 230-232) (Песнь 1997)
- ^ (Бласкес 1966:11)
- ^ (Гомес Фрайле 2001:58)
- ^ Иоанн Бикларо (Chron. Min. II, 216): король Леовигил занимает часть Васконии и город Виктория ... (Schulten 1927: 234)
- ^ Грегуар де Тур, История франков : Гасконы сошли со своих гор на равнину, опустошили города, поля... Герцог Австровальд часто выступал против них, но едва успевал отомстить , редактор Ж.-Л. -Л. Бриер, Париж, 1823. Том II, книга IX, с 587 по 589 год. Гонтран, Хильдеберт II и Клотер II, страница 8 королей. Доступно с 16:00 ноября 2006 г. на сайте bnf.fr.
- ^ (Шультен 1927:234)
- ^ (Шультен 1927:235)
- ^ Испания — историческая загадка. Барселона, 1973. 451–452.
- ^ (Шультен 1927:240)
- ^ (Шультен 1927:238)
- ^ Коллинз, Роджер (1990). Баски (2-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Бэзил Блэквелл. стр. 53–56. ISBN 0631175652 .
- ^ Коллинз (1990) , с. 51.
- ^ Коллинз (1990) , стр. 75–76.
- ^ Каро Бароха, Хулио (1985). Баски и их соседи . Сан-Себастьян: редакция Тксертоа. п. 89. ИСБН 84-7148-136-7 .
- ^ Коллинз (1992) , с. 214.
- ^ Коллинз (1990) , с. 124-126.
- ^ «Иньиго Иньигес Ариста» . Энциклопедия Аунаменди . Фонд «ЭускоМедиа» . Проверено 15 августа 2013 г.
- ^ Коллинз (1990) , с. 139.
- ^ Коллинз (1990) , с. 179.
- ^ (Гил Субильяга 2006), (Фатас Кабеса 1972), (Кнёрр 2004), (Горрочатеги 1999), Дж. Каро Бароха, источник: (Бласкес 1966:10)
- ^ Колдо Мичелена , Колдо Зуазо
- ^ (Кнёрр 2004)
- ^ Новый синтез истории Страны Басков: от предыстории до правительства Гарайкоэчеа , Эд. Т.Тартало, Сан-Себастьян, 2004. ISBN 84-8091-902-7 .
- ^ Колдо Зуазо и баскские диалекты на Hiru.com
- ^ К истории баскского языка . п. 190. Хосе Игнасио Уальде, Хосеба Андони Лакарра, Роберт Лоуренс Траск, Колдо Митчелена и др. Издательство Джона Бенджамина. Амстердам/Филадельфия. 1997 год
- ^ Хоакин Горрочатеги, Романизация Страны Басков: лингвистические аспекты. , Эускал Херрико Унибертситатеа - Филология. Статья на Guipuzkoakultura.net, цифровое издание. Архивировано 2 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ (Гил Зубиллага, 2006)
- ^ Надпись на погребальной стеле Лерги изучалась с 19 века Ахиллом Лушером, Колдо Митчеленой и Хоакином Горрочатеги в рамках различных исследований аквитанского языка, поскольку она включает аквитанский антропоним Вммесахар (от умэ , маленький ребенок). , и захар , старый); "umme sahar" =ume zahar = старший сын: Um.me, Sa.har(i) fi(lius), / Nar.hun.ge.si Abi- / sun.ha.ri fi.lio, / ann(orum ) XXV. T(itulum) p(osuit) s(umptu) s(uo). .
- ^ Колдо Митчелена, Коренные имена испано-римской надписи Лерги (Наварра) , журнал Príncipe de Viana , XXII, 82–83, стр. 65–74, (1961)
- ^ Рука Ирулеги
- ^ «Рука Ирулеги: древний бронзовый артефакт может помочь проследить происхождение баскского языка» . Хранитель . 2022-11-15. Архивировано из оригинала 21 июня 2023 г.
- ^ Ирун (Гипускоа), Ирунья (Алава)
- ↑ Хуан Хосе Саяс Абенгочеа, Некоторые соображения по поводу христианизации васконов , журнал Príncipe de Viana , XLVI, 174, стр. 35–56, 1985.
- ^ Ролдан Химено, Истоки христианства в стране васконов , Ред. Памиела, Памплона, 2003. ISBN 84-7681-380-5
- ^ Эпиграфический каталог (на баскском языке)
- ^ Lacubegis : Coelii Te- /sphoros/ и Festa/ и Telesin- /nus, Lacu- /begi . Из желания - Tesphoros, Festa и Tesesinus Coeli-
- ^ "Перемусты" вокруг теонимоарена
- ^ На алтарях написано: Semprini-/us Betunus, Se-/latse. V(отум) s(забыть) l(ухожу) m(эрито)
Ссылки
[ редактировать ]- Анхель Монтенегро и др. , История Испании 2 - колонизации и формирование доримских народов (1200–218 до н.э.) , Редакция Gredos, Мадрид (1989) ISBN 84-249-1386-8
- Коллинз, Роджер. « Ваккеи , Вачети и возвышение Васконии ». Студия Историка VI . Саламанка, 1988. Перепечатано в книге Роджера Коллинза « Право, культура и регионализм в раннесредневековой Испании» . Вариорум, 1992. ISBN 0-86078-308-1 .
- Коллинз, Роджер (1990). Баски . Оксфорд, Великобритания: Бэзил Блэквелл. ISBN 0-631-17565-2 .
- Льюис, Арчибальд Р. (1965). Развитие южнофранцузского и каталонского общества, 718–1050 гг . Остин: Издательство Техасского университета.
- Сораурен, Микель. История Наварры, Баскского государства . Памиэла Эд., 1998. ISBN 84-7681-299-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Васконес в Энциклопедии Аунаменди Бернардо Эсторнеса Ласы.