Ксенофонт
Эта статья может быть несбалансированной по отношению к определенным точкам зрения . ( июль 2024 г. ) |
Эта статья содержит формулировки, которые продвигают эту тему в субъективной манере, не передавая реальной информации . ( Июль 2024 г. ) |
Ксенофонт Афинский | |
---|---|
Рожденный | в. 430 г. до н.э. [1] |
Умер | Вероятно, 354 или 355 г. до н.э. [2] ( около 74 или 75 лет) |
Национальность | Греческий |
Род занятий | Военный деятель, наемник, философ, историк , писатель. |
Заметная работа | |
Дети | Грилл и Диодор |
Родитель | Гриллус |
Ксенофонт Афинский ( / ˈ z ε n ə f ən , ˈ z iː n ə -, - ˌ f ɒ n / ; древнегреческий : Ξενοφῶν , латинизированный : Xenophôn [ksenopʰɔ̂ːn] ; ок. 4 [1] - вероятно, 355 или 354 г. до н.э. [2] ) был греческим военачальником, философом и историком, родившимся в Афинах . В возрасте 30 лет Ксенофонт был избран одним из лидеров отступающих греческих наёмников « Десяти тысяч» , которые участвовали в попытке Кира захватить контроль над Империей Ахеменидов . Как писал военный историк Теодор Эйро Додж , «с тех пор не было изобретено ничего, что могло бы превзойти гений этого воина». [4] Ксенофонт создал прецеденты для многих логистических операций и был одним из первых, кто описал стратегические фланговые маневры и финты в бою.
В «Анабасисе» Ксенофонта рассказывается о его приключениях с Десятью тысячами во время службы у Кира Младшего , о неудачной кампании Кира по захвату персидского трона у Артаксеркса II Персидского и о возвращении греческих наемников после смерти Кира в битве при Кунаксе . Анабасис — это уникальный, скромный и саморефлексивный рассказ из первых рук об опыте военного лидера в древности. На тему кампаний в Малой Азии и Вавилоне Ксенофонт написал Киропедию, в которой излагаются как военные, так и политические методы, использованные Киром Великим для завоевания Нововавилонской империи в 539 году до нашей эры. Анабасис и Киропедия вдохновили Александра Великого и других греков на завоевание Вавилона и Империи Ахеменидов в 331 г. до н.э. [5] [ нужна страница ]
Ученик и друг Сократа , Ксенофонт пересказал несколько сократических диалогов — «Симпозиум» , «Оэкономик» , «Гиерон» , дань уважения Сократу — «Меморабилии » и хронику суда над философом в 399 году до нашей эры — «Апология Сократа перед присяжными» . Ксенофонта Чтение «Мемориальных вещей» вдохновило Зенона Китийского изменить свою жизнь и основать стоиков философскую школу .
На протяжении по крайней мере двух тысячелетий многочисленные таланты Ксенофонта вызывали споры о том, следует ли ставить Ксенофонта в ряды генералов, историков или философов. Большую часть времени за последние два тысячелетия Ксенофонт считался философом. Квинтилиан в «Воспитании оратора» рассматривает наиболее выдающихся историков, ораторов и философов как примеры красноречия и признает историческую работу Ксенофонта, но в конечном итоге ставит Ксенофонта рядом с Платоном как философа. Сегодня Ксенофонт наиболее известен своими историческими трудами. Hellenica ( 431–404 продолжает непосредственно последнее предложение » Фукидида, « Истории Пелопоннесской войны охватывающее последние семь лет Пелопоннесской войны гг. До н.э.) и последующие сорок два года (404–362 гг. До н.э.), закончившиеся Второй битвой. из Мантинеи .
Несмотря на то, что Ксенофонт родился афинским гражданином, он стал ассоциироваться со Спартой , традиционным противником Афин. Опыт наемника и военачальника, служба под началом спартанских командиров в Ионии, Малой Азии, Персии и других местах, изгнание из Афин и дружба с царем Агесилаем II снискали любовь Ксенофонта к спартанцам. Многое из того, что известно сегодня о спартанском обществе, происходит из сочинений Ксенофонта — царской биографии спартанского царя Агесилая и Конституции лакедемонян .
Ксенофонт признан одним из величайших писателей древности. [6] Произведения Ксенофонта охватывают несколько жанров и написаны на простом аттическом греческом языке , поэтому их часто используют в упражнениях по переводу для современных студентов, изучающих древнегреческий язык. В « Жизнеописаниях и мнениях выдающихся философов » Диоген Лаэртий заметил, что Ксенофонт был известен как «Аттическая муза» из-за сладости его дикции. [7] Несколько столетий спустя римский философ и государственный деятель Цицерон описал мастерство Ксенофонта в греческой композиции в «Ораторе» следующими словами: «Говорили, что музы говорили голосом Ксенофонта». Римский оратор, поверенный и учитель риторики Квинтилиан вторит Цицерону в «Образовании оратора» , говоря, что «сами грации, кажется, сформировали его стиль, и богиня убеждения сидела на его губах».
Субсатрап Мания известен прежде всего благодаря сочинениям Ксенофонта.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Ксенофонт родился ок. 430 г. до н. э. , в деме Эрхия в Афинах . Отец Ксенофонта, Грилл, был членом богатой всаднической семьи. [8] Подробные отчеты о событиях в Элленике предполагают, что Ксенофонт лично был свидетелем возвращения Алкивиада в 407 г. до н.э., суда над генералами в 406 г. до н.э. и свержения Тридцати тиранов в 403 г. до н.э. Подробный отчет о жизни Ксенофонта начинается с 401 г. до н.э. Лично приглашенный Проксеном Беотийским ( Анабасис 3.1.9), одним из капитанов наемной армии Кира, Ксенофонт отплыл в Эфес, встретиться с Киром Младшим и принять участие в военной кампании Кира против Тиссаферна , персидского сатрапа Ионии чтобы . Ксенофонт описывает свою жизнь в 401 и 400 годах до нашей эры в мемуарах «Анабасис» .
Анабасис
[ редактировать ]- «Анабасис» это повествование о том, как «Ксенофонт побуждает отчаявшихся греков к действию и ведет их в их долгий путь домой; и повествование о его успехах принесло ему примечательное, хотя и неравномерное восхищение, на протяжении более двух тысячелетий». [9]
Экспедиция с Киром Младшим
[ редактировать ], написанная спустя годы после описываемых событий Книга Ксенофонта «Анабасис» (греч. ἀνάβασις, буквально «восходящий») [10] это его запись об экспедиции Кира и пути домой греческих наемников. Ксенофонт пишет, что он спрашивал у Сократа совета, идти ли ему с Киром, и что Сократ отослал его к боговдохновенной Пифии . Однако вопрос Ксенофонта к оракулу заключался не в том, принимать или нет приглашение Кира, а в том, «кому из богов он должен молиться и приносить жертвы, чтобы он мог лучше всего совершить намеченное путешествие и вернуться в целости и сохранности, с удачей». ". Оракул ответил на его вопрос и сказал, каким богам молиться и приносить жертвы. Когда Ксенофонт вернулся в Афины и рассказал Сократу совет оракула, Сократ отчитал его за то, что он задал столь неискренний вопрос ( Анабасис 3.1.5–7).
Под предлогом борьбы с Тиссаферном , персидским сатрапом Ионии , Кир собрал огромную армию , состоящую из местных персидских солдат, а также большого количества греков. Прежде чем начать войну против Артаксеркса, Кир предположил, что врагом были писидийцы , и поэтому греки не знали, что им предстоит сражаться против более крупной армии царя Артаксеркса II ( Анабасис 1.1.8–11). В Тарсе солдаты узнали о планах Кира свергнуть царя и в результате отказались продолжать ( Анабасис 1.3.1). Однако Клеарх , спартанский полководец, убедил греков продолжить экспедицию. Армия Кира встретилась с армией Артаксеркса II в битве при Кунаксе . Несмотря на эффективную борьбу греков, Кир был убит в битве ( Анабасис 1.8.27–1.9.1). Вскоре после этого Клеарх был предательски приглашен Тиссаферном на пир, где вместе с четырьмя другими полководцами и многими капитанами, включая друга Ксенофонта Проксена, он был схвачен и казнен ( Анабасис 2.5.31–32).
Возвращаться
[ редактировать ]Наемники , , известные как « Десять тысяч» оказались без руководства вдали от моря, глубоко на враждебной территории недалеко от сердца Месопотамии , с враждебным населением и армиями, с которыми нужно было иметь дело. Они избрали новых лидеров, в том числе и самого Ксенофонта.
Додж говорит о полководческом искусстве Ксенофонта: «Ксенофонт — отец системы отступления, создатель всего, что относится к науке арьергардного боя. Он свел управление ею к совершенному методу. Больше оригинальности в тактике пришло от Анабасиса. чем в любой дюжине других книг, каждая система войны смотрит на это как на источник, когда дело доходит до движения назад, так же как Александр ищет образец непреодолимого и разумного наступления. Необходимость для Ксенофонта была поистине матерью изобретений. , но прошедшие столетия не придумали ничего, что могло бы превзойти гений этого воина. Ни один генерал никогда не имел более великого морального превосходства над своими людьми. Никто никогда не работал ради безопасности своих солдат с большим рвением и с лучшим результатом». [11]
Ксенофонту и его людям первоначально приходилось иметь дело с залпами небольших сил, преследующих персидскую ракетную кавалерию. С каждым днем эта конница, не встречая сопротивления со стороны Десяти Тысяч, осторожно продвигалась все ближе и ближе. Однажды ночью Ксенофонт сформировал отряд лучников и легкой кавалерии. Когда на следующий день прибыла персидская кавалерия, которая теперь стреляла в пределах нескольких ярдов, Ксенофонт внезапно бросил свою новую кавалерию в ударную атаку, врезавшись в ошеломленного и сбитого с толку врага, убив многих и разгромив остальных. [12] Тиссаферн преследовал Ксенофонта с огромными силами, и когда греки достигли широкой и глубокой реки Великий Заб , казалось, что они окружены.
Один из мужчин разработал план: всех коз, коров, овец и ослов нужно было зарезать, а их тела набить сеном, зашить, переложить через реку и засыпать землей, чтобы не было скользко. Это создало бы мост, по которому Ксенофонт мог бы провести своих людей до того, как персы доберутся до них. Однако этот план был отвергнут как непрактичный.
То, что Ксенофонт смог получить средства для снабжения своих войск в самом сердце огромной империи с враждебным населением, было поразительным. Додж отмечает: «Во время этого отступления также впервые были показаны необходимые, хотя и жестокие, средства задержания преследующего врага путем систематического опустошения пройденной страны и разрушения ее деревень, чтобы лишить его еды и крова. И, кроме того, Ксенофонт является первым, кто создал в тылу фаланги резерв, из которого он мог по своему желанию кормить слабые части своей линии. Это была превосходная первая концепция». [13]
Десять тысяч в конечном итоге пробрались на землю кардухов, дикого племени, населявшего горы современной юго-восточной Турции. Кардухийцы были «жестокой, воинственной расой, которая никогда не была побеждена. Однажды Великий король послал в их страну армию из 120 000 человек, чтобы подчинить их, но из всего этого великого воинства ни один никогда не видел своего дома. снова." [15] Десять тысяч прорвались внутрь, и в течение нескольких дней их обстреливали камнями и стрелами, прежде чем они достигли ущелья, где располагалось главное войско Кардухи.
В битве при Кардухском ущелье Ксенофонт приказал 8000 человек провести ложный маневр против этого войска, а остальные 2000 повел к проходу, обнаруженному пленником под прикрытием ливня, и «пробравшись в тыл главного прохода, в При дневном свете, под покровом утреннего тумана, они смело атаковали изумленных кардуцианцев. Звуки их многочисленных труб сигнализировали об их успешном обходе к Ксенофонту, а также усиливали замешательство противника. Основная армия сразу же присоединилась. в атаке со стороны долины, и кардуцианцы были изгнаны из своей крепости». [16]
После тяжелых горных боев, в которых Ксенофонт проявил спокойствие и терпение, необходимые в данной ситуации, греки двинулись к северным предгорьям гор у реки Центрит только для того, чтобы обнаружить крупные персидские силы, блокирующие путь на север. Когда кардухийцы двинулись в тыл Греции, Ксенофонт снова столкнулся с угрозой полного уничтожения в бою.
Разведчики Ксенофонта быстро нашли другой брод, но персы двинулись и заблокировали и его. Ксенофонт отправил небольшой отряд обратно к другому броду, заставив встревоженных персов отвести большую часть своих сил параллельно. Ксенофонт атаковал и полностью разгромил силы у своего брода, а греческий отряд совершил форсированный марш к этому плацдарму. Это была одна из первых когда-либо совершенных глубоких атак: через 23 года после Делия и за 30 лет до Эпаминондом более известного использования его при Левктре .
К этому времени наступила зима, когда греки прошли через Армению, «совершенно не обеспеченные одеждой, подходящей для такой погоды». [17] нанеся больше потерь, чем они понесли во время умелой засады на силы местного сатрапа и флангового обхода других сил в этот период. В период, когда греки отчаянно нуждались в продовольствии, они решили напасть на деревянный замок, в котором, как известно, имелись склады. Однако замок располагался на холме, окруженном лесом.
Ксенофонт приказал небольшим группам своих людей появиться на дороге в холм, и когда защитники открыли огонь, один солдат прыгал в деревья, и он «делал это так часто, что, наконец, перед ним лежала целая куча камней». , но сам он остался нетронутым». Затем «остальные люди последовали его примеру и превратили это в своего рода игру, наслаждаясь ощущением, приятным как для старых, так и для молодых: на мгновение выискивая опасность, а затем быстро убегая от нее. Когда камни были почти исчерпаны, солдаты мчались друг за другом по открытой части дороги», штурмуя крепость, которая, поскольку большая часть гарнизона теперь нейтрализована, едва выдерживала бой. [18]
Вскоре после этого люди Ксенофонта достигли Трапеза на побережье Черного моря ( Анабасис 4.8.22). Перед своим отъездом греки заключили союз с местными жителями и дали последнюю битву против колхов , вассалов персов, в горной стране. Ксенофонт приказал своим людям развернуть линию очень тонкой, чтобы перекрыть врага, сохраняя при этом сильный резерв. Колхи, видя, что их обходят с фланга, разделили свою армию, чтобы остановить развертывание греков, открыв брешь в их линии, через которую Ксенофонт устремился со своими резервами, одержав блестящую победу греков. [19]
Затем они направились на запад обратно на территорию Греции через Хрисополис ( Анабасис 6.3.16). Оказавшись там, они помогли Севту II стать королем Фракии , прежде чем были завербованы в армию спартанского генерала Тимброна (которого Ксенофонт называет Фиброном). Спартанцы воевали с Тиссаферном и Фарнабазом II , персидскими сатрапами в Анатолии .
Отступление Ксенофонта, наполненное множеством оригинальностей и тактическим гением, побудило Доджа назвать афинского рыцаря величайшим полководцем, предшествовавшим Александру Великому. [20]
Жизнь после Анабасиса
[ редактировать ]Анабасис Ксенофонта заканчивается в 399 г. до н. э. в городе Пергам с прибытием спартанского полководца Тимброна . Кампания Тимброна описана в Hellenica . [21] Уровень детализации, с которой Ксенофонт описывает кампанию Тимброна в Элленике, предполагает знание из первых рук. Захватив Тевфранию и Галисарну , греки под предводительством Тимброна осадили Лариссу . Не сумев захватить Ларису, греки отступают в Карию . В результате неудавшейся осады Ларисы эфоры Спарты отзывают Тимброна и посылают Деркилида возглавить греческую армию. После предстоящего суда в Спарте Тимброн изгнан. Ксенофонт описывает Дерцилида как значительно более опытного полководца, чем Тимброн .
Под предводительством Деркилида Ксенофонт и греческая армия маршируют к Эолиде и захватывают девять городов за 8 дней, включая Лариссу , Гамакситус и Колонай . [22] Персы заключили временное перемирие, и греческая армия удалилась на зимний лагерь в Византии .
В 398 г. до н.э. Ксенофонт, вероятно, был частью греческих войск, захвативших город Лампсак . Также в 398 году спартанские эфоры официально очистили Десять тысяч от всех предыдущих правонарушений ( Десять тысяч , вероятно, были частью расследования неудачи Тимброна при Ларисе ) и полностью интегрировали Десять тысяч в Дерцилида армию . Хелленика упоминает ответ командующего Десятью тысячами (вероятно, Ксенофонта): «Но, люди Лакедемона, мы сейчас те же люди, что и в прошлом году; но командующим сейчас является один человек (Дерцилид), а в прошлом был другой (Тимброн). Поэтому вы сразу можете судить о том, почему мы не виноваты сейчас, хотя тогда мы были виноваты». [22]
Перемирие между греками и персами было хрупким, и в 397 г. до н. э. силы Дерцилида повторили движение сил Тиссаферна и Фарнабаза возле Эфеса , но не вступили в бой. Персидская армия отступила к Траллу , а греки к Левкофрису . Дерцилид предложил новые условия перемирия Тиссаферну и Фарнабазу , и три стороны представили предложение о перемирии Спарте и персидскому царю на ратификацию. По предложению Деркилида персы отказались от претензий на независимые греческие города в Ионии, а спартанцы вывели армию, оставив спартанских наместников в греческих городах.
В 396 г. до н.э. вновь назначенный спартанский царь Агесилай прибыл в Эфес и принял командование армией от Деркилида . Ксенофонт и Агесилай, вероятно, встретились впервые, и Ксенофонт присоединился к кампании Агесилая за независимость Ионической Греции в 396–394 годах. В 394 г. до н.э. армия Агесилая вернулась в Грецию, следуя по маршруту персидского вторжения восемьдесят лет назад, и сражалась в битве при Коронее . Афины изгнали Ксенофонта за борьбу на стороне Спарты.
Ксенофонт, вероятно, последовал за походом Агесилая в Спарту в 394 г. до н.э. и завершил свое военное путешествие через семь лет. Ксенофонт получил поместье в Сцилле , где провёл следующие двадцать три года. В 371 году до нашей эры, после битвы при Левктрах , элийцы конфисковали поместье Ксенофонта и, по словам Диогена Лаэртского , Ксенофонт перебрался в Коринф . [23] Диоген пишет, что Ксенофонт жил в Коринфе до своей смерти в 354 г. до н.э., примерно в возрасте 74 или 75 лет. Павсаний упоминает гробницу Ксенофонта в Сцилле . [24]
Политическая философия
[ редактировать ]Подобно Сократу и другим ученикам Сократа ( Платону , Алкивиаду , Критию ), Ксенофонт проявлял живой интерес к политической философии. [25] и его работа часто исследует лидерство.
Киропедия
[ редактировать ]Отношения мидян и персов в Киропедии
[ редактировать ]Ксенофонт написал « Киропедию» , в которой изложил свою политическую и моральную философию. Он сделал это, наделив вымышленную версию детства Кира Великого , основателя первой Персидской империи , качествами того, кого Ксенофонт считал идеальным правителем. Историки задаются вопросом, был ли портрет Кира, сделанный Ксенофонтом, точным, или же Ксенофонт наполнил Кира событиями из собственной жизни Ксенофонта. Все согласны с тем, что карьера Кира лучше всего описана в « Истории Геродота » . Но Стивен Хирш пишет: «Тем не менее, бывают случаи, когда на основе восточных свидетельств можно подтвердить, что Ксенофонт прав там, где Геродот ошибается или ему не хватает информации. В качестве примера можно привести происхождение Кира». [27] Геродот противоречит Ксенофонту по нескольким другим пунктам, особенно в вопросе отношений Кира с Мидийским царством. Геродот говорит, что Кир возглавил восстание против своего деда по материнской линии, царя Мидии Астиага , и победил его, после чего (что невероятно) удерживал Астиага при своем дворе до конца своей жизни ( История 1.130). Таким образом, мидяне были «подчинены» (1.130) и стали «рабами» (1.129) персов за 20 лет до захвата Вавилона в 539 г. до н.э.
Вместо этого в Киропедии сообщается, что Астиаг умер, и ему наследовал его сын Киаксар II, дядя Кира по материнской линии (1.5.2). В первоначальном походе против лидийцев, вавилонян и их союзников мидян возглавил Киаксар, а персов - Кир, который был наследным принцем персов, так как его отец был еще жив (4.5.17). Ксенофонт сообщает, что в это время мидяне были сильнейшим из царств, противостоявших вавилонянам (1.5.2). Отголосок этого утверждения, подтверждающего Ксенофонта и противоречащего Геродоту, есть в Харранской стеле, документе двора Набонида . [28] В записи о 14 или 15 году своего правления (542–540 до н.э.) Набонид говорит о своих врагах как о царях Египта, Мидии и арабов. О персах не упоминается.хотя, согласно Геродоту и нынешнему мнению, мидяне были сделаны «рабами» персов несколькими годами ранее. Не похоже, чтобы Набонид был полностью введен в заблуждение относительно того, кем были его враги или кто на самом деле контролировал мидян и персов всего за один-три года до того, как его царство пало под натиском их армий.
Другие археологические свидетельства, подтверждающие картину Ксенофонта о конфедерации мидян и персов, а не о подчинении мидян персами, происходят из барельефов на лестнице в Персеполе . Они не показывают никаких различий в официальном ранге или статусе между персидской и мидийской знатью. Хотя Олмстед придерживался общепринятого мнения о том, что Кир подчинил мидян, он, тем не менее, писал: «Мидяне почитались наравне с персами; они занимали высокие посты и были выбраны, чтобы возглавлять персидские армии». [29] Более обширный список соображений, связанных с достоверностью представленной в Киропедии картины отношений между мидянами и персами, можно найти на странице Киропедии .
И Геродот (1.123,214), и Ксенофонт (1.5.1,2,4, 8.5.20) описывают Кира, когда ему было около 40 лет, когда его войска захватили Вавилон. В Набонидовой хронике есть упоминание о смерти жены царя (имя не указано) через месяц после взятия Вавилона. [30] Было высказано предположение, что это была первая жена Кира, что придает правдоподобность сообщению Киропедии (8.5.19) о том, что Киаксар II выдал свою дочь замуж за Кира вскоре (но не сразу) после падения города, при царство Мидийское в качестве ее приданого. Когда примерно два года спустя Киаксар умер, Мидийское царство мирно перешло к Киру, так что это стало истинным началом Мидо-Персидской империи под управлением всего одного монарха.
Персы как кентавры
[ редактировать ]Киропедия . в целом восхваляет первого персидского императора Кира Великого за его добродетель и лидерские качества, и именно благодаря его величию Персидская империя устояла Таким образом, эту книгу обычно читают как положительный трактат о Кире. Однако, следуя примеру Лео Штрауса , Дэвид Джонсон предполагает, что в книге есть тонкий, но сильный слой, в котором Ксенофонт выражает критику не только персов, но также спартанцев и афинян. [31]
В разделе 4.3 Киропедии Кир ясно выражает свое желание учредить кавалерию. Он даже заходит так далеко, что говорит, что желает, чтобы ни одного перса kalokagathos («благородного и доброго человека» буквально или просто «благородного») никогда не видели пешим, а всегда верхом на лошади, настолько, чтобы персы действительно могли показаться быть кентаврами (4.3.22–23). Кентавров часто считали существами с дурной репутацией, что заставляет даже советников Сайруса опасаться этого ярлыка. Его министр Хрисантас восхищается кентаврами за их двойственную природу, но также предупреждает, что двойственная природа не позволяет кентаврам в полной мере наслаждаться или действовать как один из своих аспектов в полной мере (4.3.19–20).
Называя персов устами Кира кентаврами, Ксенофонт играет на популярной после персидской войны пропагандистской парадигме использования мифологических образов для изображения греко-персидского конфликта . Примеры этого включают свадьбу Лапифов , Гигантомахию , Троянскую войну и Амазономахию на фризе Парфенона . Джонсон еще глубже вникает в этикетку кентавра. Он считает, что неустойчивая дихотомия человека и лошади, обнаруженная у кентавра, свидетельствует о неустойчивом и неестественном союзе персов и мидян, сформулированном Киром. [31] Персидская выносливость и строгость сочетаются с роскошью мидян — два качества, которые не могут сосуществовать. Он ссылается на регресс персов сразу после смерти Кира как результат этой нестабильности, союза, ставшего возможным только благодаря безупречному характеру Кира. [31] В дальнейшем анализе модели кентавра Кир сравнивается с таким кентавром, как Хирон , благородным примером неблагородной расы. Таким образом, вся эта парадигма кажется ударом по персам и показателем общего отвращения Ксенофонта к персам.
Против империи/монархии
[ редактировать ]По мнению Ксенофонта, сила Кира в сохранении целостности империи достойна похвалы. Однако после смерти Кира империя начала приходить в упадок. На этом примере Ксенофонт стремился показать, что империям не хватает стабильности и их может поддерживать только человек выдающейся доблести, такой как Кир. [31] В повествовании Сайрус сильно идеализирован. Ксенофонт изображает Кира человеком высоким и умеренным. Нельзя сказать, что он не был хорошим правителем, но он изображен сюрреалистичным и не подверженным слабостям других людей. Показывая, что только тот, кто почти превосходит человека, может руководить таким предприятием, как империя, Ксенофонт косвенно порицает имперский замысел. Таким образом, он также размышляет о состоянии своей собственной реальности еще более косвенным образом, используя пример персов для осуждения попыток Афин и Спарты создать империю. [32] Хотя эта работа частично украшена ретроспективой, поскольку она написала Киропедию после падения Афин в Пелопоннесской войне, она критикует попытки греков создать империю и «монархию», обрекая их на провал.
Против демократии
[ редактировать ]Другой отрывок, который Джонсон цитирует как критику монархии и империи, касается девальвации homotīmoi . То, как это происходит, также кажется тонким ударом по демократии. Хомотимои были высоко и тщательно образованы и, таким образом, стали ядром солдатской армии как тяжелая пехота. Как следует из названия homotīmoi («равные» или «одинаковые почести», то есть «равные»), их небольшая группа (1000 человек, когда Кир сражался с ассирийцами ) поровну делила военные трофеи. [31] Однако перед лицом превосходящего числа войск в кампании против ассирийцев Кир вооружил простолюдинов аналогичным оружием вместо их обычного легкого дальнобойного вооружения ( Киропедия 2.1.9).
Последовал спор о том, как теперь будет делиться добыча, и Кир ввел меритократию . Многие homotīmoi находили это несправедливым, потому что их военная подготовка была не лучше, чем у простолюдинов, только их образование, а рукопашный бой был не столько вопросом мастерства, сколько силой и храбростью. Как утверждает Джонсон, этот отрывок осуждает имперскую меритократию и коррупцию, поскольку гомотимои теперь должны были снискать расположение императора ради должностей и почестей; [31] с этого момента их стали называть entīmoi , они больше не имели «тех же почестей», но должны были быть «внутри», чтобы получить эту честь. С другой стороны, этот отрывок, кажется, критикует демократию или, по крайней мере, симпатизирует аристократам внутри демократии, поскольку homotīmoi (аристократия/олигархи) обесцениваются после расширения прав и возможностей простых людей ( демос ). Хотя в этом случае возникает империя, это также последовательность событий, связанных с демократией. В своей двойной критике империи и демократии Ксенофонт тонко выражает свою поддержку олигархии.
Конституция спартанцев
[ редактировать ]Спартанцы ничего о себе не писали, а если и писали, то утеряно. Поэтому то, что мы знаем о них, исходит исключительно от посторонних людей, таких как Ксенофонт. Близость Ксенофонта к спартанцам очевидна в Конституции спартанцев, а также его склонность к олигархии. Первая строка гласит:
Однажды мне пришло в голову, что Спарта, хотя и является одним из самых малонаселенных государств, очевидно, является самым могущественным и самым знаменитым городом Греции; и я начал задаваться вопросом, как это могло произойти. Но когда я рассмотрел институты спартанцев, я больше не задавался этим вопросом. [33]
Ксенофонт продолжает подробно описывать основные аспекты Лаконии , предоставляя нам наиболее полный из дошедших до нас анализ институтов Спарты.
Старый Олигарх
[ редактировать ]Существует краткий трактат о конституции афинян , который когда-то считался написанным Ксенофонтом, но который, вероятно, был написан, когда Ксенофонту было около пяти лет. Автор, которого по-английски часто называют «Старым Олигархом» или Псевдо-Ксенофонтом, [34] ненавидит демократию Афин и беднейшие классы, но утверждает, что институты Перикла хорошо приспособлены для своих плачевных целей. Хотя настоящий Ксенофонт, кажется, предпочитает олигархию демократии, ни одно из его произведений не осуждает демократию так горячо, как Конституция Афин. Однако из этого трактата становится очевидным, что антидемократические настроения существовали в Афинах в конце V века до нашей эры и усилились только после того, как их недостатки были использованы и стали очевидными во время Пелопоннесской войны.
Сократовские произведения и диалоги
[ редактировать ]Работы Ксенофонта включают подборку сократических диалогов; эти сочинения полностью сохранились. За исключением диалогов Платона , они являются единственными сохранившимися представителями жанра сократического диалога . » Ксенофонта К этим работам относятся «Апология , «Меморабилии» , «Симпозиум» и «Оэкономик» . В «Симпозиуме» описывается характер Сократа , когда он и его товарищи обсуждают, какими качествами они гордятся. Один из основных сюжетов «Симпозиума» посвящен типу любовных отношений (благородных или низких), которые богатый аристократ сможет установить с мальчик (присутствует на банкете вместе со своим отцом). В «Оэкономике» Сократ объясняет, как вести домашнее хозяйство. И « Апология» , и «Памятные вещи» защищают характер и учение Сократа. Действие первого происходит во время суда над Сократом, по сути, защищая потерю и смерть Сократа, а второй объясняет его моральные принципы и то, что он не был развратителем молодежи.
Отношения с Сократом
[ редактировать ]Ксенофонт был учеником Сократа, и их личные отношения очевидны из разговора между ними в « Анабасисе » Ксенофонта . В своих «Жизнеописаниях выдающихся философов» греческий биограф Диоген Лаэртий (который пишет много столетий спустя) сообщает, как Ксенофонт встретил Сократа. «Говорят, что Сократ встретил [Ксенофонта] в узком переулке, пересек его палкой и не позволил ему пройти мимо, спрашивая его, где продаются всевозможные необходимые вещи. И когда он ответил ему, он снова спросил его, где люди были сотворены добрыми и добродетельными. И поскольку он не знал этого, он сказал: «Тогда следуй за мной и учись». И с этого времени Ксенофонт стал последователем Сократа». [35] Диоген Лаэртий также рассказывает об инциденте, «когда в битве при Делии Ксенофонт упал с лошади», а Сократ, по общему мнению, «вмешался и спас ему жизнь». [36]
Восхищение Ксенофонта своим учителем ясно видно в таких произведениях, как «Пир» , «Апология» и «Памятные вещи» . Ксенофонт отсутствовал в своей персидской кампании во время суда и смерти Сократа. Тем не менее, большая часть сократовских сочинений Ксенофонта, особенно «Апология» , касается этого самого суда и защиты, выдвинутой Сократом.
Сократ: Ксенофонт против Платона
[ редактировать ]И Платон, и Ксенофонт написали « Апологию» по поводу смерти Сократа. Оба автора, похоже, больше озабочены ответами на вопросы, возникшие после суда, чем реальными обвинениями. В частности, Ксенофонт и Платон обеспокоены неспособностью Сократа защитить себя. Сократ, которого изобразил Ксенофонт, во многих отношениях отличался от Платона. Ксенофонт утверждает, что Сократ отнесся к своему преследованию чрезвычайно высокомерно или, по крайней мере, считался, что он говорил высокомерно. И наоборот, Платон, хотя и не опускал его полностью, старался смягчить это высокомерие в своей собственной «Апологии» . Ксенофонт сформулировал защиту Сократа, которая, по признанию обоих, была совершенно не подготовлена, не как неспособность эффективно аргументировать свою точку зрения, а как стремление к смерти даже в свете неубедительных обвинений. По мнению Данцига, убедить присяжных осудить его даже по неубедительным обвинениям было бы риторическим вызовом, достойным великого убеждающего. [37] Ксенофонт использует эту интерпретацию как оправдание высокомерной позиции Сократа и его традиционной неудачи. Напротив, Платон не заходит так далеко, чтобы утверждать, что Сократ действительно желал смерти, но, похоже, утверждает, что Сократ пытался продемонстрировать более высокие моральные стандарты и преподать урок. Это ставит Сократа в более высокое моральное положение, чем его обвинители, что является типичным платоновским примером освобождения «Сократа от вины всеми мыслимыми способами». [37]
Историческая реальность
[ редактировать ]Хотя Ксенофонт утверждает, что присутствовал на симпозиуме , это невозможно, поскольку он был всего лишь маленьким мальчиком в тот день, когда, как он предполагает, это произошло. И снова Ксенофонт не присутствовал на суде над Сократом, находясь в походе в Анатолию и Месопотамию . Таким образом, он вкладывает в уста последнего то, что, по его мнению, он должен был сказать. Похоже, что Ксенофонт написал свои «Апологии и памятные вещи» в защиту своего бывшего учителя и для дальнейшего развития философского проекта, а не для того, чтобы представить буквальную расшифровку ответа Сократа на выдвинутые исторические обвинения. [37]
Современный прием
[ редактировать ]Положение Ксенофонта как политического философа в последнее время защищалось Лео Штраусом , который посвятил значительную часть своего философского анализа работам Ксенофонта, возвращаясь к высокому суждению о Ксенофонте как мыслителе, высказанном Энтони Эшли-Купером, 3-м графом. Шефтсбери , Мишеля де Монтеня , Монтескье , Жан-Жака Руссо , Иоганна Иоахима Винкельмана , Никколо Макиавелли , Фрэнсиса Бэкона , Джона Мильтона , Джонатана Свифта , Бенджамина Франклина и Джона Адамса . [ нужна ссылка ]
Уроки Ксенофонта о лидерстве были пересмотрены с точки зрения их современной ценности. Дженнифер О'Фланнери считает, что «дискуссии о лидерстве и гражданской добродетели должны включать работу Ксенофонта… по государственному образованию для государственной службы». [38] « Киропедия » , описывающая Кира как идеального лидера, овладевшего качествами «образования, равенства, консенсуса, справедливости и служения государству», представляет собой труд, который она предлагает использовать в качестве руководства или примера для тех, кто стремится быть лидером (см. зеркала для принцев ). Связь морального кодекса и образования - особенно важное качество, присущее Сайрусу, которое, по мнению О'Фланнери, соответствует современным представлениям о лидерстве. [38]
Список работ
[ редактировать ]Сохранился весь классический корпус Ксенофонта. [39] Следующий список его работ демонстрирует обширность жанров, в которых писал Ксенофонт.
Историко-биографические произведения
[ редактировать ]- Анабасис (также: Персидская экспедиция или Страна марша или Экспедиция Кира ): содержит биографию Ксенофонта в ранние годы его жизни. Анабасис использовался Александром Македонским в качестве полевого проводника на ранних этапах его экспедиции в Империю Ахеменидов .
- Киропедия (также: «Воспитание Кира »): иногда рассматривается как архетип европейского жанра « зеркало князей ».
- Элленика : Его Элленика является основным первоисточником событий в Греции с 411 по 362 г. до н. э. и является продолжением «Истории Пелопоннесской войны» , Фукидида начиная с фразы «После этих событий…». . «Эллиника» рассказывает о последних семи годах Пелопоннесской войны, а также о ее последствиях и представляет собой подробный и прямой отчет (хотя и частичный по Спарте) истории Греции до 362 г. до н.э.
- Агесилай : Биография Агесилая II, царя Спарты и соратника Ксенофонта.
- Государство лакедемонян : история Ксенофонта и описание спартанского правительства и институтов.
Сократовские произведения и диалоги
[ редактировать ]Защита Сократа
[ редактировать ]- Памятные вещи : Коллекция сократических диалогов, служащих защитой Сократа вне суда.
- Извинение : защита Сократа Ксенофонтом в суде.
Другие сократические диалоги
[ редактировать ]- Оэкономик : Сократовский диалог иного рода, относящийся к ведению домашнего хозяйства и сельскому хозяйству.
- Симпозиум : симпозиумная литература, в которой Сократ и его товарищи обсуждают то, чем они гордятся по отношению к себе.
Тираны
[ редактировать ]- Гиерон : Диалог о счастье между Гиероном , тираном Сиракуз, и лирическим поэтом Симонидом Кеосским .
Краткие трактаты
[ редактировать ]Эти произведения, вероятно, были написаны Ксенофонтом, когда он жил в Сцилле . Его дни, вероятно, проводились здесь в относительном досуге, и он писал эти трактаты о видах деятельности, на которые проводил время.
- О верховой езде : Трактат о том, как дрессировать лошадей, дрессировать их и ухаживать за ними.
- Гиппархик : излагает обязанности кавалерийского офицера.
- Охота с собаками : Трактат о правильных методах охоты с собаками и преимуществах охоты.
- Пути и средства : Описывает, как Афинам следует справиться с финансовым и экономическим кризисом.
Ложный
[ редактировать ]- Конституция Афин : описывает и критикует афинскую демократию; теперь считается, что это не Ксенофонт.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Штрасслер и др., xvii ( Архивировано 20 апреля 2022 г. в Wayback Machine )
- ^ Jump up to: а б Лу, Хулян (2014). Теория нравственного воспитания Ксенофонта . Издательство Кембриджских ученых . п. 155. ИСБН 978-1443871396 .
Что касается даты смерти Ксенофонта, большинство современных ученых сходятся во мнении, что Ксенофонт умер в возрасте семидесяти лет в 355 или 354 году до нашей эры.
- ^ «Ксенофонт» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Теодор Эйро Додж, Александр: История происхождения и роста военного искусства с древнейших времен до битвы при Ипсе, 301 г. до н.э. , Том. 1, Хоутон Миффлин , 1890, с. 105 .
- ^ Надон, Кристофер (2001). Принц Ксенофонта: Республика и империя в Киропедии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0520224043 .
- ^ Грей, Вивьен Дж., изд. (2010). Ксенофонт (Оксфордские чтения по классическим исследованиям) . Работы Ксенофонта и споры о том, как их читать: Oxford University Press. ISBN 978-0199216185 .
- ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания и мнения выдающихся философов . Книга II, часть 6.
- ^ «Ксенофонт» . Британская энциклопедия . Проверено 21 сентября 2009 г.
- ^ Эмблер, Уэйн (2011). Анабасис Кира . Предисловие переводчика: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801462368 .
- ↑ ἀνάβασις. Архивировано 25 июля 2020 года в Wayback Machine , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее.
- ^ Додж, стр. 105–106.
- ^ Витт, с. 123
- ^ Додж, с. 107
- ^ Браунсон, Карлсон Л. (Карлтон Льюис) (1886). Ксенофонт; . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Витт, с. 136
- ^ Додж, с. 109
- ^ Витт, с. 166
- ^ Витт, стр. 175–176.
- ^ Витт, стр. 181–184.
- ^ Додж, Теодор Эйро. Великие капитаны: Курс шести лекций по военному искусству. Компания Houghton Mifflin, Бостон и Нью-Йорк: 1890. с. 7
- ^ Хелленика III, 1
- ^ Jump up to: а б Элленика III, 2
- ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания и мнения выдающихся философов . Книга II, часть 5.
- ^ «Павсаний, Описание Греции, Элида 1, глава 6» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Пангл, «Сократ, основавший политическую философию в «Экономисте, симпозиуме и апологии» Ксенофонта», ISBN 978-0226642475
- ^ Эшли Купер, Морис (1803). Киропедия; или, Учреждение Кира. Лондон. Напечатано Дж. Своном для Вернора и Худа [и т. д.]
- ^ Стивен В. Хирш, «1001 иранская ночь: история и художественная литература в киропедии Ксенофонта », в книге «Греческие историки: литература и история: статьи, представленные А. Э. Раубичеку» . Саратога, Калифорния: Книги ANMA, 1985, стр. 80.
- ^ Причард, Джеймс Б., изд. (1969). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету (3-е изд.). Принстон: Принстонский университет. Нажимать. стр. 562–63.
- ^ Олмстед, Австралия (1948). История Персидской империи . Чикаго: Университет. из Чикаго Пресс. п. 37.
- ^ Причард, Древние ближневосточные тексты , с. 306б.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонсон, Д.М. 2005. «Персы как кентавры в «Киропедии» Ксенофонта», Труды Американской филологической ассоциации . Том 135, № 1, стр. 177–207.
- ^ Джонсон, Д.М. 2005. «Персы как кентавры в «Киропедии» Ксенофонта», Труды Американской филологической ассоциации . Том 135, № 1, стр. 177–207.
- ^ «Ксенофонт, Конституция лакедемонян, глава 1, раздел 1» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Норвуд 1930 , с. 373.
- ^ Лаэртий, Диоген. «thegreatthinkers.org» . Великие мыслители . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ Лаэртий, Диоген. "Сократ". Жизнеописания и мнения выдающихся философов .
- ^ Jump up to: а б с Данциг, Габриэль. 2003. «Извиняясь за Сократа: Платон и Ксенофонт о поведении Сократа в суде». Труды Американской филологической ассоциации. Том. 133, № 2, стр. 281–321.
- ^ Jump up to: а б О'Фланнери, Дженнифер. 2003. «Ксенофонт (Образование Кира) и уроки идеального лидерства для современного государственного управления». Ежеквартальный журнал государственного управления. Том. 27, № 1/2, стр. 41–64.
- ↑ См., например, знаковое издание «Хелленики» Ксенофонта . В предисловии Штрасслер пишет (xxi): «Пятнадцать произведений прошли через древность под именем Ксенофонта, и, к счастью, все пятнадцать дошли до нас».
Библиография
[ редактировать ]- Брэдли, Патрик Дж. «Ирония и рассказчик в Анабасисе Ксенофонта», в «Ксенофонте». Эд. Вивьен Дж. Грей. Издательство Оксфордского университета, 2010 г. ( ISBN 978-0199216185 .
- Бреннан, Шейн. Анабасис Ксенофонта: сократическая история . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2022 ( ISBN 978-1474489881 )
- Андерсон, Дж. К. Ксенофонт . Лондон: Дакворт, 2001 (мягкая обложка, ISBN 185399619X ).
- Буззетти, Эрик. Ксенофонт, князь-сократ: Аргумент анабасиса Кира . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2014 г. (твердый переплет, ISBN 978-1137333308 ).
- Ксенофонт и Сократ: материалы конференции в Экс-ан-Провансе (6–9 ноября 2003 г.). Под ред. Нарси, Мишеля и Алонсо Тордесильяс. Париж: Ж. Врин, 2008. 322 с. Библиотека истории философии. Новая серия, ISBN 978-2711619870 .
- Додж, Теодор Эйро. "Александр. История возникновения и развития военного искусства с древнейших времен до битвы при Ипсе, 301 г. до н.э.». Бостон и Нью-Йорк, Houghton Mifflin Company: 1890. стр. 105–112.
- Диллери, Джон. Ксенофонт и история его времени . Лондон; Нью-Йорк: Routledge, 1995 (твердый переплет, ISBN 041509139X ).
- Эванс, РЛС «Ксенофонт» в Литературно-биографическом словаре: греческие писатели. Эд.Уорд Бриггс. Том. 176, 1997.
- Грей, В.Дж. Годы с 375 по 371 год до нашей эры: исследование надежности Диодора Сицилийского и Ксенофонта , The Classical Quarterly , Vol. 30, № 2 (1980), стр. 306–326.
- Грей, Виктор-Джей, Ксенофонт о правительстве. Кембриджская греческая и латинская классика. Издательство Кембриджского университета (2007).
- Хиггинс, Уильям Эдвард. Ксенофонт Афинянин: Проблема личности и общества «Полиса» . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1977 г. (твердый переплет, ISBN 087395369X ).
- Хирш, Стивен В. Дружба варваров: Ксенофонт и Персидская империя . Ганновер; Лондон: Университетское издательство Новой Англии, 1985 (твердый переплет, ISBN 978-0874513226 ).
- Хатчинсон, Годфри. Ксенофонт и искусство командования . Лондон: Greenhill Books, 2000 (твердый переплет, ISBN 1853674176 ).
- Долгий поход: Ксенофонт и десять тысяч под редакцией Робина Лейна Фокса. Нью-Хевен, Коннектикут; Лондон: Издательство Йельского университета, 2004 г. (твердый переплет, ISBN 0300104030 ).
- Кьеркегор, Сёрен А. Концепция иронии с постоянной ссылкой на Сократа . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1992 ( ISBN 978-0691020723 )
- Моулс, Дж. Л. «Ксенофонт и Калликратид», Журнал эллинистических исследований , Vol. 114. (1994), стр. 70–84.
- Надон, Кристофер. Князь Ксенофонта: республика и империя в «Киропедии» . Беркли; Лос-Анджелес; Лондон: Калифорнийский университет Press, 2001 (твердый переплет, ISBN 0520224043 ).
- Норвуд, Гилберт (1930). «Самое раннее прозаическое произведение Афин». Классический журнал . 25 (5).
- Нуссбаум, ГБ Десять тысяч: исследование социальной организации и действий в «Анабасисе» Ксенофонта. (Социально-экономические комментарии к классическим текстам; 4) . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1967.
- Филлипс, А.А. и Уиллкок М.М. Ксенофонт и Арриан «Об охоте с гончими » содержат Cynegeticus оригинальные тексты, переводы и комментарии . Уорминстер: Aris & Phillips Ltd., 1999 (мягкая обложка). ISBN 0856687065 ).
- Помрой, Сара , Ксенофонт, Оэкономик: Социальный и исторический комментарий с новым английским переводом . Кларендон Пресс, 1994.
- Ран, Питер Дж. «Развивающаяся историография Ксенофонта», Труды и труды Американской филологической ассоциации , Vol. 102. (1971), стр. 497–508.
- Руд, Тим. Море! Море!: Крик десяти тысяч в современном воображении . Лондон: Duckworth Publishing, 2004 (мягкая обложка, ISBN 0715633082 ); Вудсток, Нью-Йорк; Нью-Йорк: The Overlook Press (твердый переплет, ISBN 1585676640 ); 2006 (мягкая обложка, ISBN 1585678244 ).
- Страсслер, Роберт Б., Джон Маринкола и Дэвид Томас. Ориентир «Эллиника» Ксенофонта . Нью-Йорк: Pantheon Books, 2009 (твердый переплет, ISBN 978-0375422553 ).
- Штраус, Лео. Сократ Ксенофонта . Итака, Нью-Йорк; Лондон: Издательство Корнельского университета, 1972 (твердый переплет, ISBN 0801407125 ); Саут-Бенд, Индиана: St. Augustines Press, 2004 (мягкая обложка, ISBN 1587319667 ).
- Стронк, Дж. П. Десять тысяч во Фракии: археологический и исторический комментарий к Анабасису Ксенофонта, книги VI, iii–vi – VIII (Амстердамские классические монографии; 2) . Амстердам: JC Gieben, 1995 (твердый переплет, ISBN 905063396X ).
- Ашер, С. «Ксенофонт, Критий и Терамен», Журнал эллинистических исследований , Vol. 88. (1968), стр. 128–135.
- Витт, профессор К. «Отступление десяти тысяч». Лонгманс, Грин и компания: 1912.
- Уотерфилд, Робин . Отступление Ксенофонта: Греция, Персия и конец Золотого века . Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, 2006 (твердый переплет, ISBN 0674023560 ); Лондон: Фабер и Фабер, 2006 г. (твердый переплет, ISBN 978-0571223831 ).
- Ксенофонт, Киропедия в переводе Уолтера Миллера . Издательство Гарвардского университета, 1914 г., ISBN 978-0674990579 , (Книги 1–5) и ISBN 978-0674990586 (Книги 5–8).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ксенофонт» . Интернет-энциклопедия философии .
- Домашняя страница Ксенофонта Грэма Оливера
- Веб-каталог «Образование Кира Ксенофонтом» (Киропедия)
- Знаменитые цитаты Ксенофонта
- Сандерс (1903) Кандидатская диссертация по «Кинегетикусу»
- Ксенофонт в Сомни
- Онлайн работы
- Работы Ксенофонта в цифровой библиотеке Персея
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Ссылки на английские переводы произведений Ксенофонта
- Стенограммы семинара Лео Штрауса по Ксенофонту (1962, 1966); а также аудиозапись всего курса «Оэкономики» Ксенофонта (1969) доступны для чтения, прослушивания или загрузки.
- Работы Ксенофонта в Project Gutenberg
- Работы Ксенофонта или о нем в Internet Archive
- Работы Ксенофонта в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 430-е годы до н. э., рождение
- 354 г. до н.э. смерти
- Греческий народ IV века до н.э.
- Историки IV века до нашей эры
- Писатели IV века до нашей эры
- Древние афинские полководцы
- Древние афинские историки
- Древние афинские философы
- Древнегреческие полководцы
- Древнегреческие историки
- Древнегреческие наемники
- Древнегреческие военные писатели
- Древнегреческие политические философы
- Аттические греческие писатели
- Греческие историки классической эпохи
- Классическая верховая езда
- Греко-персидские войны
- Военнослужащие империи Ахеменидов
- Изгнанные афиняне
- Ученики Сократа
- Социальные философы
- Писатели о верховой езде
- Мемуаристы
- Десять тысяч древних наемников